Доем лапшу, поспешу и опять всех насмешу
Скороговорки на букву Ш для 1 класса
***
Мышка залезла под крышку, Чтобы под крышкой сгрызть крошку, Мышке, наверное, крышка – Мышка забыла про кошку!
***
Слышен шорох в камышах, От него шумит в ушах, Сто бесстаршных лягушат Цаплю шепотом страшат.
***
Нашей Маше дали манную кашу. Маше каша надоела, Маша кашу не доела, Маша, кашу доедай, Маме не надоедай!
***
Шелест шелестит листвой. Шепот шепчется с травой. Тишь затихла в тишине. «Тише, тише…», — слышно мне.
***
Крошечные котики ели тортики. Любят тортики крошечные котики. Лапками котики крошили тортики. Котики от тортиков наполнили животики.
***
Тишка Исподтишка Тащит Кишмиш из мешка. Тишка! Кишмиш – не мышь, Так что, плутишка, Кыш… С. Белорусец
***
Школьник в школу собирался, Шкаф, открыв, он одевался: Шубу, шапку, шарф надел- Шел до школы и вспотел.
***
Когда спешу, я ем лапшу. Доем лапшу и поспешу. Спешить спешу. Лапшить лапшу. Ну вот, опять всех насмешу.
***
Глядят подсолнухи на солнышко, А солнышко — на подсолнушки. Но подсолнухов много у солнышка, А солнышко одно у подсолнушка. Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел. Созрел, подсох, склевался.
***
В тишине лесной глуши Шепот к Шороху спешит. Шепот к Шороху спешит. Шепот по лесу шуршит. — Ты куда? — К тебе лечу. Дай на ушко пошепчу: Шу-шу-шу да ши-ши-ши, Тише, Шорох, не шурши, Навостри-ка уши — Тишину послушай!.. Слышишь? — Слышу. -Что ты слышишь? -Шебаршатся где-то мыши.
***
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
***
Манной кашей наша Даша Накормила кошку Машу. И гуся Вавилу Даша накормила. И щенку Антошке Досталась каши ложка. Не хватило каши Только самой Даше. Надо кашу вновь варить. Выходи — тебе водить…
В этом видео несколько других скороговорок на букву Ш: лёгкие и более сложные. Ваши малыши услышат, как правильно и чётко проговаривать скороговорки.
Скороговорки для развития речи — буква Ш
Развиваем произношение, дикцию у ребенка — скороговорки на букву Ш. Все скороговорки распечатать на принтере, заламинировать для повторных занятий.
В ночной тиши у камыша Чуть слышен шорох камыша.
У Сашки в кармашке шишки да шашки.
В шалаше шесть шалунов.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Тимошкина шавка тявкнула на Пашку, Бьет Пашка шапкой Тимошкину шавку.
У крошки матрешки пропали сережки, Сережки Сережка нашел на дорожке.
У Маши мошка в каше, Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку, И накормила кошку.
У Прошки с плошкой вышла оплошка — Плошку Прошка перевернул.
Пушка лапой уши мыла На скамейке у окошка, Пушка моется без мыла, потому что Пушка … (кошка)
В.Левин
На окошке крошку мошку Ловко ловит лапой кошка.
Кошка крошка на окошке Кашку кушала по крошке.
Сердитый шмель
Прилетел сердитый шмель, Попыхтел сердитый шмель, И сказал сердитый шмель: — Приштавать ко мне не шмей!
Пётр Синявский
Нашей Маше дали манную кашу. Маше каша надоела, Маша кашу не доела, Маша, кашу доедай, Маме не надоедай!
Яшма в замше замшела.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Парус наш на совесть сшит, Нас и шторм не устрашит.
Шакал шагал, шакал скакал.
Простоквашу дали Клаше. Недовольна Клаша: «Нехочу я простоквашу, дайте просто кашу».
Шел Шишига по шоссе, Шел шурша штанами. Шаг шагнет, шепнет: «Ошибка», Шевельнет ушами.
«Съешь меня» – вопрошает вишня, Страшась быть выброшенной лишняя.
Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
Мышки сушек насушили, Мышки мышек пригласили. Мышки сушки кушать стали Зубы сразу же сломали.
Шелест шелестит листвой. Шепот шепчется с травой. Тишь затихла в тишине. «Тише, тише…», — слышно мне.
Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
Лишь завидит свой кишлак, Ускоряет шаг ишак. Не спеши ишак в кишлак, Упадешь с горы в овраг.
У Мaши нa кapмaшке мaки и pомaшки.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
Саша шустро сушит сушки. Сушек высушил штук шесть. И смешно спешат старушки Сушек Сашиных поесть
Наши мыши
Наши мыши ваших тише: Не шуршат по погребам. К вам не ходят наши мыши — Не пускайте ваших к нам.
В.Степанов
Даже шею, даже уши Ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, И не пачкай больше уши.
Лопоухий лопушок вышел в дождик на лужок, И промокших, и продрогших, пробегающих прохожих Под листок собрал в кружок.
Наша компашка — Пашкин папашка, Пашкина мамашка и сам Пашка
У щучки чешуйки, у чушки щетинки.
Шесть мышак в камыше шуршат.
Дали Клаше каши с простоквашей, Ела Клаша кашу с простоквашей.
По ремешку, по бревешку боком проведу кобылку.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Из-под кислого молока, из-под простокваши У Маши сыворотка в каше.
Шильце, мыльце, кривое веретенце, Шелковое полотенце — на полотенце под дверцей.
Шли сорок мышей, Несли сорок грошей, Две мыши поплоше, несли по два гроша.
На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, Две мышки поплоше несли по два гроша.
Хоть щука и востра, Да не сьъешь ерша с хвоста, На ерша хороша верша.
Саша шапкой шишки сшиб. Сшила Саша Саньке шапку.
Алеша Ульяне Сигнал подает. Ульяна слышит — Алешу найдет.
У Еремы и Фомы кушаки — во всю спину широки, колпаки переколпачены, новы, да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.
Слушали старушки, как куковала кукушка на опушке.
Слышен шорох в камышах, От него шумит в ушах, Сто бесстаршных лягушат Цаплю шепотом страшат.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
Штранная иштория
Встретил жук в одном лесу Симпатичную осу: -Ах, какая модница! Пожвольте пожнакомиться.
-Увазаемый прохозый, Ну на сто з это похозе! Вы не представляете, Как вы сепелявите.- И красавица оса Улетела в небеса. -Шранная гражданка… Наверно, иноштранка. Жук с досады кренделями По поляне носится: -Это ж надо было так Опроштоволоситься! Как бы вновь не окажаться В положении таком? Нужно шрочно жаниматься ИноШтранным яЖыком.
П.Синявский
В тишине лесной глуши Шепот к Шороху спешит. Шепот к Шороху спешит. Шепот по лесу шуршит. — Ты куда? — К тебе лечу. Дай на ушко пошепчу: Шу-шу-шу да ши-ши-ши, Тише, Шорох, не шурши, Навостри-ка уши — Тишину послушай!.. Слышишь? — Слышу. -Что ты слышишь? -Шебаршатся где-то мыши, Под кореньями шуршат — Дружно шишку шелушат. -Тише, Шорох, не дыши!.. Слышишь, стихли камыши? Слышишь? -Слышу По болоту Вышли цапли на охоту. Цапли ужинать спешат, ищут, ищут лягушат. -Слышишь? -Слышу… Две букашки Спать устроились в ромашке, Под простынку влезть хотят, Лепестками шелестят. «Звинь-звинь-звинь!»- А это Шмель Прошмыгнул и сел на ель. У Пчелы-портнихи Шмель Шьет хорошую шинель. Он вернется с этой ели В новой шелковой шинели С медной шашкой, В звонких шпорах — И учится в вышину… -Что еще ты слышишь, Шорох: -Тише!.. Слышу Тишину…
Вам понравился материал? Оцените, пожалуйста!
Рейтинг: 5 / 5. Оценка: 2
Еще нет оценок голосования!
Мы сожалеем, что информация не была полезна для вас!
Мы постараемся улучшить!
Расскажите нам, как мы можем улучшить эту информацию?
Дифференциация звуков Ч — Щ
1. Чистоговорки (повтори чётко и медленно)
ЧА-ЧА-ЧА – локон у плеча. | АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч. |
ЧИ-ЧИ-ЧИ – новые ключи. | ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь. |
ЧУ-ЧУ-ЧУ – сока я хочу. | УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч. |
ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – левое плечо. | ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ – вот огромный меч. |
ЩА-ЩА-ЩА – ходит зайка без плаща. | АЩ-АЩ-АЩ – у меня плащ. |
ЩИ-ЩИ-ЩИ – мы ели щи. | ОЩ-ОЩ-ОЩ – вырос хвощ. |
ЩУ-ЩУ-ЩУ – я тебя ищу. | УЩ-УЩ-УЩ – вырос плющ. |
ЩЁ- ЩЁ-ЩЁ – мы хотим играть ещё. | ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – в кастрюле лещ. |
2. Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.
ча-ща | чу-щу | че-ще | що-чо | ще-че |
чо-що | чи-щи | ща-ча | щу-чу | щи-чи |
3. Подчеркни картинки, в названии которых слышится звук Ч, зачеркни картинки, в названии которых слышится звук Щ.
Дифференциация звуков Ч — Щ (№2)
1. Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.
ща-ча-ща | щу-чу-щу | ще-че-ще | чо-що-чо | чи-щи-чи |
що-чо-що | щи-чи-щи | ча-ща-ча | чу-щу-чу | че-ще-че |
2. Четко проговори пары слов. Уточни их значение.
Горячие щеки. Горячие щи. Ищу точильщика. Ищу чемодан. Колючая щетка. Копченые лещи. Летающая бабочка. Лечащий врач. Молочная пища. Отвечающий учащийся. Почтовый ящик. Прочный щит. Птичий щебет. Сочные овощи. Учу товарища. Черный щенок. Чистящая щелочь. Чужие вещи. Чистое помещение. Чищу чайник. Чудесное угощение.
3. Четко проговори каждое слово.
Вещички. Волчище. Дощечка. Кричащий. Мечтающая. Молчащая. Отвечающий. Ручищи. Скучающий. Точильщик. Учащийся. Часовщик. Чаща. Чище. Чудовище. Чищу. Щелочка. Щелчок. Щеночек. Щепочка. Щеточка. Щечки. Щучка. Ящичек.
4. Определить позицию звука Ч, Щ в словах
5. Послушай пары слов и составь с ними предложения.
Плащ — химчистка. Пещера — бочки. Чинить — ящик. Встреча — площадь. Считать — чек. Речка — удилище. Тащить — кирпичи. Черепаха — щенок. Чебуреки-товарищи. Чулан — вещи. Ящик — ключи. Выключатель — помещение.
Дифференциация звуков Ч — Щ (№3)
1. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ.
Например: Мальчик, который читает книгу. Читающий мальчик. Девочка, которая скучает. (Скучающая девочка.) Мальчик, который отвечает у доски. (Отвечающий мальчик.) Девочка, которая мечтает. (Мечтающая девочка.) Девочка, которая молчит. (Молчащая девочка.) Мальчик, который играет. (Играющий мальчик.) Девочка, которая учится. (Учащаяся девочка.)
2. Не торопясь, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз.
Щеночек в чащу дощечку тащит. У нашей Танечки на щечках ямочки. В пещере большущие мыши летучие. Дочку угощали щами и копчеными лещами. Мяч скакал на чердаке, ищут мячик на песке, тщетно ищут мячик девочка и мальчик. Два щенка на чердаке грызли щетку в уголке.
3. Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.
У нашей Таечки в ящичке маечки. У чудовища чудовищные щупальца. Дюймовочка на щепочке, у Дюймовочки щеточка. Щеткой я чешу щенка, щекочу ему бока. Тщетно в роще рыщет хищный волчище. Щенок у щучки лизнул чешую.
Дифференциация звуков Ч — Щ (№4)
1. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ.
Мальчик, который плавает. (Плавающий мальчик.) Девочка, которая встречает подругу. (Встречающая девочка.) Девочка, которая улыбается. (Улыбающаяся девочка.) Мальчик, который танцует. (Танцующий мальчик.) Девочка, которая кружится. (Кружащаяся девочка.) Девочка, которая смеется. (Смеющаяся девочка.) Девочка, которая плачет. (Плачущая девочка.)
2. Не торопясь, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз.
Большую морковку зайчата тащили, они от морковки чуть-чуть откусили, потом захотелось еще откусить, потом… уже нечего было тащить. Я по кочкам на лугу к речке босиком бегу, а трава щекочется, мне смеяться хочется! Паучище прибыл на базар, щеточкой почистил свой товар, закричал: «Чудесная новинка! Мухи! Подходите! Паутинка!» Черный чистенький щенок чем-то перепачкал бок, мальчик щетку в руки взял, бок щеночку чистить стал. Два часа терпел щенок, больше вытерпеть не мог. Начал хвостиком вилять, о пощаде умолять: «Для чего мне чистить бок? Я не плащик, я щенок!»
3. Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.
Плащ чищу, чищу и отчищу. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для вас. Щенок на даче все в ящик тащит. У щенка, как у овечки, шерстка в маленьких колечках. Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Автор материала: Медведкова Надежда Геннадьевна
Полезные советы:
- Скороговорки на звук «Щ» в виде мнемодорожек значительно облегчат процесс заучивания. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. А мнемотехника направлена именно на это — замену слов образами. Образами обозначаются даже предлоги ( модели предлогов вы сможете найти ниже в статье).
- Перед тем как начать работать с данными мнемодорожками необходимо закрепить навыки четкого произношения и различения звука «Щ» в слогах, словах. Учим малышей выделять данный звук в начале, середине и конце слов. В этом Вам помогут раскраски на звук «Щ».
- Все занятия по автоматизации звуков строятся по принципу от простого к сложному.
- Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
- Далее переходим к изолированному произношению звука «Щ», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
- Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.
- При отборе скороговорок учитывайте какие звуки ребенок произносит правильно, а какие нет. Соответственно, отбирайте только те скороговорки, которые ребенок сможет сказать правильно, выговаривая ВСЕ ЗВУКИ. Иначе можно не только не развить речь ребенка, а наоборот усугубить, закрепив неправильное произношение.
- Необходимо обязательно следить за правильном произношением звука «Щ» при произнесении скороговорки. Если у ребенка не получается, остановите его, произнесите это слово медленно. Повторите его несколько раз.
- Заучивайте скороговорки сначала в медленном темпе, можно по слогам. Постепенно темп увеличивайте.
- Обращайте внимание на ясность всех слов для ребенка. Уточните у малыша, все ли слова он понимает, если нет — объясните их значение.
Варианты игр со скороговорками:
- Скороговорки на звук «Щ» в виде мнемодорожек разбери на слова и найди слова со звуком «Щ»;
- Найди слова, где в скороговорке звук «Щ» стоит в начале слова, в середине слова;
- Придумай свое смешное предложение с этим словом;
- Соедини две части скороговорки и произнеси ее;
- Произнести скороговорку весело, грустно, со страхом, тихо, громко;
- Отгадать с какой интонацией произнес скороговорку партнер;
- Произнеси скороговорку и интонацией известного персонажа мультфильма или сказки (н-р, Волк из Семеро козлят или Кот Матроскин из Простоквашино ит.п.);
Мнемодорожки скороговорок:
Скороговорки на звук «Щ» в виде мнемодорожек — увлекательные цепочки картинок, связанные между собой по смыслу. Как известно, дошкольный возраст — это возраст наглядного мышления и многие образы малыши воспринимают именно через картинки. Поэтому мнемотехника — это именно то, что поможет детям легче и проще усвоить весь речевой материал.