Физическое развитие ребенка
Основная цель – сделать ребенка более сильным, выносливым, ловким, научить его хорошо координировать свои движения. Специалисты рекомендуют ежедневно выполнять следующие упражнения:
- перешагивание через небольшие препятствия;
- хождение по наклонной плоскости;
- прыжки через нарисованную линию (типа игры в классики);
- хождение по бечевке, положенной на пол;
- прыжки на обеих ногах вперед себя;
- прыжки с маленькой высоты.
Трехлетним малышам очень полезно плавать, танцевать, играть в различные игры с мячом, кататься на велосипеде, выполнять различные упражнения на детской спортивной стенке. Обязательно приучите ребенка делать утреннюю зарядку или занимайтесь фитнесом вместе с ним.
О мальчиках и девочка в 3 года
Уже в три года, надо начинать прививать мальчику «мужские» добродетели. Учить его быть добрым, сильным и храбрым. В этом возрасте, будущий мужчина должен чаще общаться с отцом. Чтобы брать с него пример, и в будущем чувствовать себя комфортно в мужском обществе. Мамам в этот период, напротив, нужно показать свою «слабость». Просить сына открывать дверь или нести сумку.
С девочками в этот период, мамам надо начинать дружить. Более подходящего возраста не будет. А папа должен показать, что рядом с ним дочь может себя чувствовать защищенной.
Но главное, чтобы, несмотря на капризы и ссоры, трехлетний малыш продолжал чувствовать себя в это время любимым и нужным. Справиться с кризисом ему помогут только родители.
Интеллектуальное и творческое развитие
В три года ребенок активно познает окружающие предметы и явления, исследует свои возможности, а для этого необходимо развивать внимание, логическое мышление, память, фантазию. Какие упражнения помогут?
- Поиск нужного цвета по образцу или названию.
- Собирание матрешек, пирамидок, формочек разных размеров.
- Подбор объемных и плоских квадратов, кругов, треугольников и других геометрических фигур.
- Игры на различие понятий «маленький», «большой», «средний».
- Складывание картинки-загадки: сначала из 2 двух, потом из 3-4 частей.
- Поиск целой картинки по ее кусочку.
- Обобщение предметов по главному признаку: живой-неживой, съедобный-несъедобный и т. д.
- Игра в мозаику, лото, домино.
- Поиск соответствий, например, тени и фигурки.
- Поиск лишнего предмета в группе других предметов.
- Добавление недостающих деталей.
- Совместное чтение сказок. Если ребенок знает некоторые буквы, попросите найти их в тексте.
Используйте каждую возможность, чтобы сообщить малышу что-то новое. Например, во время прогулки рассказывайте ему о деревьях, животных, явлениях, транспорте – словом, обо всем, что вам встретилось по пути.
Изучение элементарных математических понятий, цифр должно проходить в игровой форме. Добейтесь того, чтобы ребенок не просто зазубрил названия цифр, а научился именно определять количество предметов.
Для развития творческого мышления специалисты советуют регулярно выполнять с ребенком следующие упражнения:
- игра с конструктором, кубиками, создание конструкций по образцу;
- собирание несложных пазлов;
- рисование и раскрашивание красками, карандашами, фломастерами;
- рисование разнообразных геометрических фигур, можно использовать трафарет или лекало;
- лепка простых фигурок из пластилина, соленого теста, глины;
- аппликации из природных материалов, цветной бумаги и картона, журнальных вырезок;
- вырезание ножницами по контуру и т. д.
Дети в 3 года с удовольствием играют в сюжетные игры, кукольный театр, участвуют в несложных коротких инсценировках.
Что нужно знать родителям детей 3 года
Что же в таком случаи делать? Для начала набраться терпения и понять, что запретами и руганью ситуацию разрешить не получится.
Три года это уже срок
Лучший способ – переключить внимание ребенка с конфликтной ситуации на что-то интересное. Также можно изредка манипулировать детскими капризами. К примеру, запрещать ему есть кашу или собирать игрушки.
Мамины и папины действия не должны противоречить друг другу. Если один родитель что-то запретил, супруг должен его поддержать. И наоборот.
В этот период очень важно:
- Не забывать хвалить ребенка;
- Проявлять свою любовь;
- Ни в коем случаи не отмахиваться от крохи.
Развитие речи
В норме трехлетний ребенок хорошо владеет примерно 1000 словами и уже умеет неплохо говорить, поэтому развитию речи следует уделить особое внимание. Что вы можете делать?
- Общайтесь с ребенком как можно больше, интересуйтесь тем, что он говорит.
- Ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику. Это поможет правильно поставить звуки речи.
- Обсуждайте сюжетные картинки. Сборник сказок Владимира Сутеева идеально подойдет для занятий.
- Разучивайте стихи и песенки. Успехом у малышей пользуются стихотворные загадки.
На развитие речи положительно влияют игры и упражнения, где задействована мелкая моторика, например:
- всевозможные игры с крупами, фасолью, пуговицами, песком, ракушками, макаронами и т. д.;
- застегивание пуговиц, шнуровка;
- пальчиковая гимнастика;
- оригами;
- игры с водой.
Развитию речевого слуха помогают музыкальные занятия: пение, угадывание привычных звуков, игры на музыкальных инструментах, угадывание песен, пропевание гласных звуков.
Навыки общения
Если раньше Ваш ребенок играл в одиночестве, то теперь ему важно общество сверстников. Малыши в 3 года обычно очень общительны и контактны. Согласно классификации М.И. Лисиной для этого возраста характерна внеситуативно-познавательная форма общения. Это значит, что общение чаще всего происходит на фоне совместной деятельности по ознакомлению с миром. При этом для ребенка 3 лет очень важно чувствовать одобрение и симпатию со стороны близких людей.
Социальное развитие
Развитие социальных навыков особенно важно, если ребенок по какой-то причине не ходит в детский сад. Для этого поощряйте игры и общение с другими малышами на детской площадке во дворе. Кроме того, приучите малыша к самостоятельности:
- давайте посильные поручения, например, заправить постель, убрать игрушку, помыть тарелку за собой;
- просите помочь, когда вы готовите или делаете уборку;
- научите одеваться и раздеваться, застегивать ботинки, аккуратно складывать вещи;
- познакомьте с правилами поведения за столом, на улице, в общественном месте, в гостях и т.д.
- научите словам вежливости: спасибо, пожалуйста и т. д.
Поведение детей разного темперамента
Взрослые замечают, что малыши одного возраста могут реагировать по-разному на одни и те же слова родителей. Кто-то начнет плакать, кто-то спокойно выслушает, а некоторые закатят грандиозную истерику. На самом деле, каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, ведь все люди (даже самые маленькие) – разные, со своим темпераментом и характером. Если найти подход к ребенку, исходя из его темперамента, можно справиться даже с самыми капризными и проблемными детьми.
Если ко всем детям применять одинаковый подход в воспитании, это чревато серьезными психологическими проблемами в дальнейшем. Ребенок будет неадекватно себя вести, проявлять агрессию, а в будущем может произойти деградация личности. Метод наших бабушек и дедушек, когда всех детей могли отхлестать ремнем и поставить в угол, не работает.
Авторитарные, деспотичные родители даже не пытаются услышать своего ребенка, а практически переделывают его под себя, ломая при этом неокрепшую психику. Человек, которого в детстве родители оскорбляли, унижали, били, скорее всего, будет иметь зависимость от алкоголя, никотина или запрещенных препаратов. Таким людям сложно найти общий язык с окружающими, у них часто не складывается личная жизнь.
К 3-4 годам у малыша уже начинает сформировываться собственный темперамент. Психологи разделяют понятия «темперамент» и «характер». Темперамент – это тип поведения, который заложен в человеке с рождения природой, а характер формируется с помощью воспитания.
Существует четыре типа темперамента:
- меланхолики;
- сангвиники;
- холерики;
- флегматики.
В чистом виде темпераменты практически не встречаются. Обычно в человеке наблюдается смешение нескольких видов, например, 80% холерик и 20% сангвиник. Малыши с разным видом превалирующего темперамента по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию. Особенно ярко отличия ощутимы в тех случаях, когда малыши не получают того, чего хотят.
Меланхолики
Такие детки требуют особого внимания к своей персоне. Они остро реагируют на любые замечания, а повышение на них голоса равносильно физическому наказанию. Меланхолики очень чувствительные, их легко обидеть и ранить. Ни в коем случае нельзя стыдить таких деток перед посторонними людьми. Для меланхоликов даже просто нахождение среди большого количества детей и взрослых является серьезным испытанием. Вот почему адаптация к детскому саду у них проходит тяжело и болезненно. Не нужно требовать каких-то выдающихся результатов, достаточно и того, что кроха находится в окружении чужих людей.
Сангвиники
Как правило, детки с доминирующим темпераментом сангвиника не доставляют родителям особых проблем. Они почти всегда в хорошем расположении, без перепадов настроения. Если ребенок чем-то расстроен, он не станет закатывать истерики и валяться на полу. Хорошо взаимодействует с другими детьми в коллективе, любит активные игры, не имеет проблем со сном, что благотворно влияет на состояние нервной системы.
Из недостатков детей-сангвиников можно назвать то, что они достаточно хитрые. Если малыш не захочет делать то, о чем его просят, он это делать не будет. Главной ошибкой родителей заключается то, что они верят малышу на слово и идут у него на поводу. Если игнорировать подобный нюанс, кроха вырастет обманщиком. Родители должны воспитывать сангвиника спокойно, без криков и упреков, но ребенок должен выполнять их пожелания и требования. Также не следует перехваливать кроху, иначе он может подхватить «звездную» болезнь. Хвалить нужно за поступки и действия, а не просто так.
Очень интересно: Можно ли обманывать детей: мнение психологов
Холерики
Всегда активные, куда-то бегут, хватаются за любые дела, но также быстро бросают. Отличаются повышенной эмоциональностью, часто имеют проблемы с засыпанием. Очень важно правильно воспитать малыша-холерика, иначе он может вырасти неуравновешенным, злобным человеком. Основные ошибки родителей:
- агрессивное отношение;
- гиперопека.
Когда маленький холерик разыграется, начнет шалить и разносить весь дом, нужно постараться сохранить спокойствие и не повышать голос. Не стоит давить, заставлять, навязывать свое мнение. Желательно, заранее договориться о каких-то вещах и обсудить запреты.
Флегматики
Дети бывают не только активными и шумными, но и спокойными, уравновешенными. Флегматики отличаются медлительностью, задумчивостью, любят долго поспать и понежиться в постели. Малыши-флегматики хорошо воспринимают информацию, если подавать ее на собственном примере. Родителям нужно активно заниматься воспитанием флегматичного ребенка, иначе он так и останется инертным.
Родителям нужно быть чуткими и внимательными, воспитывая малышей. Они должны уметь различать причины, почему кроха не слушается, и вовремя принять меры. Ежедневно мама и папа строят доверительные и теплые отношения с детьми, хотя иногда это дается с большим трудом. Если учитывать темперамент малыша, воспитательные моменты и общение будут проходить значительно легче для всех членов семьи.
Оставить комментарий
Как заниматься в домашних условиях?
Развивающее занятие должно проходить в подходящих условиях: при хорошем освещении, в проветренной комнате. Телевизор и компьютер нужно выключить, игрушки убрать, чтобы ничего не отвлекало малыша. Убедитесь, что ребенок отлично выспался, не устал, его не мучает голод или жажда. Старайтесь, чтобы ваши занятия проходили регулярно, в одно и то же время, ведь трехлетки весьма чувствительно относятся к изменениям режима.
Если ребенок отказывается выполнять предложенные задания, не заставляйте его силой, займите его чем-нибудь другим. Через некоторое время повторите попытку, скорее всего, она окажется успешной.
Понятие «кризиса трехлетки»
Это тяжелый кризис в развитии для родителей малыша. Он сопровождается постоянными истериками, проявлениями формирующегося характера.
Основные признаки
Малыш на все просьбы, предложения и вопросы отвечает «нет», настаивает на своем. При этом он отказывается выполнять действия, которые делал без проблем. Малыш не обращается за помощью, легко вступает в конфликты, ведет себя по-хулигански. Часто появляется необоснованная ревность.
Дети могут проявлять агрессию и непослушание.
Кризис трех лет
Трехлетний кризис считается самым бурным в развитии ребенка, и он является серьезным препятствием для регулярного проведения развивающих занятий. Негативизм, истерики, упрямство, игнорирование просьб, ревность – со всем этим вы можете столкнуться в любой момент. Как поступить в этом случае?
- Меняйте тактику своего поведения и не обращайте внимания на истерику.
- Дайте ребенку больше времени, чтобы он мог прийти в себя.
- Предоставьте выбор или его иллюзию.
- Вместо того чтобы заставлять ребенка, предложите помощь.
- Не критикуйте и не ругайте.
Если вы чувствуете, что не справляетесь с собой и ребенком, воспользуйтесь помощью детских психологов и педагогов раннего развития. Скорее всего, в незнакомой обстановке ребенок начнет вести себя более спокойно. Занятия в центрах раннего развития проходят в небольших группах до 6 человек, где дети чувствуют себя комфортно и им уделяется много внимания.
Дата публикации: 24.09.2018. Последнее изменение: 13.01.2020.
Для начала надо понять несколько моментов криз ребенка 3 года
- Почему начинается кризис?
- Что происходит с ребенком?
- Что делать родителям?
- Как в кризис помочь мальчику?
- Как в кризис помочь девочке?
Кризис коснется всех детей трех лет.
Как ни печально, но с кризисом предстоит столкнуться каждой семье. Меняться в этот период будет даже самый покладистый и послушный ребенок.
Чаще всего родители в этом возрасте сталкиваются с негативизмом. Когда негативно ребенок начинает относиться к одному из взрослых или его просьбе. В этот момент непоседа может даже отказаться от своих желаний, лишь бы сделать «назло».
Кроме того, трехлетка становится очень упрямым. Начинает ругаться с родителями и стараться все сделать самостоятельно. Часто ему становятся неинтересны старые любимые игрушки.
Длится кризис до нескольких месяцев. Главное, чего не стоит делать родителям:
- Раздражаться;
- Наказывать физически;
- Также не рекомендуется во всем потакать капризному ребенку.
Режим дня и уход за трёхлетним ребёнком
Малыш становится очень подвижным, и важно придерживаться режима дня, чтобы у ребёнка хватало сил. Конечно, режим ребёнка, который ходит в садик, будет отличаться от режима крохи, не посещающего дошкольное учреждение, но примерный распорядок дня для трёхлеток может быть таким:
07.00 | Подъём |
07.30 | Гигиенические процедуры, зарядка |
08.00 | Завтрак |
08.30 | Развивающие игры и занятия, помощь в быту |
10.00 | Прогулка |
12.00 | Обед |
12.30 | Дневной сон |
15.00 | Пробуждение |
15.30 | Полдник |
16.00 | Подвижные и развивающие игры |
18.00 | Прогулка |
19.00 | Ужин |
19.30 | Спокойные занятия |
20.30 | Гигиенические процедуры |
21.00 | Ночной сон |
⠀
Математические умения
В 3 годика детки уже имеют некоторые математические навыки. Они должны знать и уметь следующее:
- считать до пяти в прямом и обратном порядке;
- показывать называемое число на пальцах;
- знать, как выглядят цифры от 1 до 5;
- сравнивать количество предметов в разных группах, используя понятия «больше», «меньше», «одинаково»;
- знать и уметь рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
- узнавать очертания геометрических фигур в различных предметах (часы – круг, телевизор – прямоугольник).
Некоторые малыши уже знают все цифры от 0 до 10 и умеют их писать. Это хорошее подспорье для будущей подготовки к школе.
Мелкая моторика
У младшего дошкольника активно развиваются и совершенствуются навыки мелкой моторики. Он должен уметь:
- правильно держать карандаш, фломастер, кисточку для рисования;
- обводить простые рисунки по точкам;
- рисовать геометрическое фигуры, прямые и ломаные линии;
- писать знакомые печатные буквы;
- ножницами вырезать простые фигуры из бумаги;
- заштриховывать рисунок в разных направлениях;
- намазывать детали бумажной аппликации клеем и приклеивать;
- лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их.
Существует много пальчиковых игр для развития у ребенка мелкой моторики рук.
Логическое мышление
В 3 годика дети уже имеют некоторые навыки логического мышления. Они должны уметь следующее:
- объединять два предмета в логическую пару («карандаш-бумага», «чай-чашка»);
- исключать из группы предметов лишний;
- понимать логическую последовательность событий (на небе собрались тучи – пошел дождь – земля стала мокрой);
- выделять основные свойства предметов и объединять их в группы по этим свойствам;
- понимать временную последовательность («вчера», «сегодня», «завтра», «сейчас», «потом»);
- различать противоположности (большой – маленький);
- понимать расположение предметов в пространстве («над», «под», «вверху», «внизу»).