«Речевые нарушения у детей с различными формами ДЦП»

Подход к коррекции речевых нарушений при дцп требует комплексной работы: логопеда-дефектолога; невролога; психолога. Занятия нужно начинать по принципу, «чем раньше, тем лучше», так как нервная система ребенка более восприимчива, чем у подростка. Коррекция и развитие речи у ребенка с дцп проходит плодотворно, в более раннем возрасте.

Методика коррекции речевых нарушений при ДЦП подбирается индивидуально и зависит от степени и тяжести нарушений, уровня интеллекта, участка на котором поражена ЦНС. Занятия по коррекции речи проводятся индивидуально, чтобы ребенок легче воспринимал информацию и выполнял инструкции логопеда-дефектолога более продуктивно.

У детей с ДЦП нарушение речи может возникнуть в следствии 2-х причин:

  • Это поражение структур головного мозга, отвечающих за речь и правильную работу речевого аппарата
  • Нарушение созревания участков мозга, которое в норме проходит со взрослением ребенка и приобретением речевых навыков

Речевые нарушения связаны с двигательными патологическими рефлексами, нарушением артикуляции. При сохраненном интеллекте, говорить таким детям трудно, речевое развитие детей с ДЦП сильно страдает.

РАБОТА ЛОГОПЕДА ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ

Логопед работает в следующих направлениях:

  • Логопедическая гимнастика, направленная на нормализацию артикуляционного аппарата;
  • Логомассаж, помогающий активизировать речевые центры;
  • Зондовый массаж;
  • Создание у пациента желания разговаривать;
  • Расширение словарного запаса (актив и пассив);
  • Освоение грамматических критериев;
  • Коррекция звукопроизношения;
  • Активизация внимания и восприятия ребенка.
  • Снижение слюнотечения и появление навыков жевания и глотания.

Последствия ДЦП

Характерными особенностями церебрального паралича являются нарушения двигательной активности, особенно подвергается поражению мышечная сфера — происходит нарушение координации движений. В зависимости от степени и расположения участков поражения мозга, могут иметь место одна или несколько форм мышечной патологии^

  • напряженность мышц или спастика;
  • непроизвольные движения;
  • нарушение походки и степени мобильности.

Так же могут встречаться следующие патологические явления:

  • аномальность ощущения и восприятия;
  • снижение зрения, слуха и ухудшение речи;
  • эпилепсия;
  • задержка психического развития.

Другие проблемы: трудности при приеме пищи, ослабление контроля мочеиспускания и работы кишечника, проблемы с дыханием из-за нарушения положения тела, пролежни и трудности с обучением.

РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ РЕЧИ

При работе над постановкой речи важно правильное дыхание. Его улучшают с помощью простых упражнений (надувание шаров, использование свистков, задувать свечку).

Хорошие результаты при коррекции речи показывает чтение вслух сказок и стихов. Звукопроизношение путем подражания разным звукам, изолированное повторение каждого из них.

Логопедическая помощь должна быть поэтапной и ежедневной, только тогда она даст видимые результаты.

Очень важно, чтобы в этом процессе участвовали родители, которые могут закрепить результаты специалиста и приумножить их, а также максимально адаптировать своих детей к окружающей среде.

История

В 1860г. английский хирург Уильям Литтл впервые опубликовал результаты своих наблюдений над детьми, у которых после перенесенной родовой травмы развивались параличи конечностей. Состояние детей не улучшалось и не ухудшалось по мере их роста: оставались проблемы с хватательным рефлексом, ползанием и ходьбой. Признаки таких поражений у детей долгое время называли “болезнью Литтла”, сейчас они известны как “спастическая диплегия”. Литтл предположил, что эти поражения вызваны кислородным голоданием (гипоксией) при родах. Однако в 1897г., знаменитый психиатр Зигмунд Фрейд, заметив, что дети с церебральными параличами часто страдали задержкой психического развития, расстройством визуального восприятия и припадками по типу эпилептических, предположил, что причина таких более глубоких поражений мозга коренится в патологии развития мозга младенца в более ранний период жизни — в период развития плода еще в утробе матери.

Несмотря на это предположение Фрейда, вплоть до 1960-х годов нашего века среди врачей и ученых широко было распространено мнение, что основной причиной ДЦП являются осложнения в процессе родов. Но в 1980г., проанализировав данные национальных исследований по более, чем 35000 случаев новорожденных с признаками ДЦП, ученые были поражены, что осложнения вследствие родовой травмы составили менее 10%. В большинстве случаев причины развития ДЦП не были выявлены. И с этих пор начались обширные исследования перинатального периода жизни: с 28-й недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки жизни новорожденного.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Развитие и будущее ребенка с ДЦП во многом зависит не только от его потенциальных возможностей, но особенно от правильного подбора коррекционных приемов.

Особенности нарушений речи у детей с ДЦП зависит от локализации тяжести поражения мозга. Чем ярче выражен дефект нервной системы или зон мозга, тем сильнее проявляется функциональное нарушение.

В нашем центре при лечении ДЦП применяется комплексная терапия. Одновременно с физическим восстановлением нами уделяется огромное внимание речевому развитию наших пациентов. И чем раньше начать начинают заниматься восстановлением ребенка, тем раньше и быстрее у него появятся хорошие результаты. Мозг маленького ребенка развивается очень активно, и способен часть работы от пострадавших отделов «делегировать» другим отделам. Это значит, что состояние ребенка можно компенсировать.

При первой встрече с ребенком, специалисты определяют логопедический уровень ребенка и выбирают план действий, направленных на речевое развитие. Работа с ребенком строится индивидуально, т.к. дети имеют абсолютно разный уровень речи. Занятие с логопедом направлено на улучшение работы артикуляционного аппарата. Для этого с ребенком занимаются логопедической гимнастикой, делают специальный логопедический массаж, стимулируют голос, развивают дыхательный аппарат с помощью вспомогательных средств, а также вызывают желание ребенка говорить. Затем идет работа по наращиванию пассивного, следом активного словаря и формирование связной речи. Что в последующем приводит к налаживанию коммуникативных действий пациентов с окружающими.

Особенности работы дефектолога

Логопедическая работа при ДЦП проводится по специально разработанной методике с учетом индивидуальных особенностей психики ребенка. Дефектолог должен использовать в своей деятельности результаты исследований психолога, свидетельствующие о степени нарушения интеллектуальной функции. Занятия строятся так, чтобы ребенку было удобно воспринимать информацию.

Следует помнить о том, что речевые нарушения у больных детей возникают в результате поражения определенных участков головного мозга, отвечающих за речевые функции. Пока ребенок еще маленький, коррекция последствий этого поражения происходит быстрее. По мере взросления пациента созревание «речевых» участков мозга нарушается.

Параллельно следует исправлять расстройства, связанные с патологическими рефлексами, приводящими к дисфункции артикуляции и связанной с ней дислексии. Ведь функциональное нарушение тем сильнее, чем ярче выражен дефект работы нервной системы.

НАША ПРОГРАММА

В Медицинском на коррекцию и развитие речи разработан целый комплекс мероприятий, дополняющих друг друга. В комплекс входит: работа профессиональных логопедов-дефектологов; методика Томатис, которая направлена на речевую коррекцию с помощью специальных программ и позволяет добиться хороших результатов в два раза быстрее; процедура БАК (биоакустическая коррекция), которая улучшает умственную деятельность, восприятие, внимание. Иглоукалывание, направленное на снижение слюнотечения, стимулирование точек, отвечающих за речь. Также в нашем центре есть процедура, выполняемая китайским специалистом — цигун лица, в ней используются различные техники, направленные на коррекцию речевых нарушений при ДЦП, таких как глотание, жевание, расслабление спазмированных мышц лица, появление новых звуков. Наша статистика подтверждает хорошие результаты у 95% пациентов.

Медицинский принимает пациентов из всех регионов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Уфы, Казани и других.

Типы церебрального паралича

Существуют три основных типа церебрального паралича:

  1. Спастический (spastic) — у больного большая скованность и затруднения движения: 70-80% пациентов;
  2. Атетоидный (athetoid), или дискинетический — наличие непроизвольных, неконтролируемых движений (гиперкинезы): 10-20% пациентов;
  3. Атаксический (ataxic) — нарушение равновесия, наличие глубинных умственных отклонений: 5-10% пациентов.

Возможен смешанный тип (из вышеуказанных). Существуют и другие типы церебрального паралича, хотя они встречаются редко.

Комментарии

Это исследование подтверждается аналогичными данными в США, Германии, России. Ясно, что особое внимание требуется обратить на то, когда происходит поражение мозга, каковы факторы риска, подвергающие здоровье младенца опасности и каковы наиболее распространенные последствия ДЦП. Поскольку из-за увеличения количества выживающих недоношенных младенцев растет и вероятность церебральных нарушений, то приоритетным направлением в исследованиях становится изучение причин низкого веса при рождении и преждевременных родов.

Сколько больных ДЦП?

Немного статистики:

ДЦП является самой распространенной причиной детской инвалидности, среди которых на первом месте — заболевания нервной системы. Церебральный паралич является вторым из наиболее распространенных неврологических нарушений в детстве; первым является задержка психического развития у детей. На третьем месте — врожденные аномалии.

Последние публикации в международном научно-исследовательском журнале:

Эволюционная медицина и детская неврология и Научно-исследовательского Фонда Ассоциаций больных церебральным параличом (UCPA, США) дают представление о статистике рождения детей, страдающих ДЦП.

Среди детей с нормальным весом при рождении, ставшими инвалидами в связи с ДЦП:

  • примерно 70% стали инвалидами вследствие факторов, имевших место до рождения (пренатальный период),
  • около 20% — благодаря факторам, проявившимся либо во время родов (перинатальный период), либо сразу после рождения (первые четыре недели жизни),
  • 10% — вследствие факторов, проявившихся в течение первых двух лет жизни (постнатальный период)

Среди детей с низким весом при рождении (или недоношенных), у которых ДЦП стал причиной инвалидности: частота появления примерно 0,7 на 1000 живых рожденных детей;

до сих пор нет определенности относительно того, когда происходило поражение мозга:

  • происходили ли церебральные поражения в период эмбрионального развития?
  • или вследствие применения неонатологических методик сохранения младенца?
  • происходили ли церебральные поражения во время или после родов у младенцев с «ранимым» («легко травмируемым») мозгом?

По данным Научно-исследовательского Фонда Ассоциаций больных церебральным параличом (UCPA), в США насчитывается приблизительно 550 тысяч больных этим заболеванием и у 9750 детей и новорожденных ежегодно ставится этот диагноз. Из них 1,2-1,5 тысячи — дети дошкольного возраста. Количество рождений больных с признаками ДЦП в США за десять лет возросло на 25%: от 1,5 — 1,8 . на 1000 младенцев родившихся живыми приходилось в 1990г. до 2,0 — 2,5 младенцев с этой патологией в 2000. На данный момент в США насчитывается от 550 до 760 тысяч инвалидов с ДЦП, что составляет 2,8 человека на 1000 населения.

В Москве, по данным профессора Е.Г. Сологубова, отмечается рост заболеваемости ДЦП: за 20 лет (c 1967 по 1987гг.) количество рождений на 1000 детей возрасла с 1,71 до 1,88 в 1992 году в России было 62 тысячи, а по территории бывшего СССР — 122 тысячи пациентов с ДЦП (учитывались больные до 15 лет). частотность появления в 2001 году составила (по разным данным) 5,0-6,0 на 1000 новорожденных

Нужно отметить, что статистические данные по численности больных с церебральным параличом в СССР были недоступны, и даже немногочисленные статистические данные имели тенденцию к занижению.

В Москве примерно 10 тыс. инвалидов с последствиями ДЦП, половину из них составляют дети. В Московской области — около 5 тыс.человек. Исходя из частотности рождения детей с признаками ДЦП (5,0-6,0 на 1000), можно предположить, что в России не менее 1,5 миллионов таких инвалидов. Точных данных о количестве инвалидов с последствиями ДЦП в России нет.

Что касается степени поражения, то одним из самых распространенных поражений, которое сейчас связывают с новыми взглядами на ДЦП, является спастичность одной или более конечностей.

Оказывается, что мышечная спастичность конечностей при рождении младенца с нормальным весом вызывается поражениями, доминирующими в пренатальном периоде; а при рождении недоношенных детей и детей с низким весом, спастичность конечностей вызвана поражениями, которые доминируют в перинатальном (начиная с 28-й недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки жизни новорожденного) и неонатальном периодах новорожденности.

Можно ли предотвратить церебральный паралич?

Да. В настоящее время увеличились шансы, которые дают возможность предотвратить появление церебрального паралича: тестирование и контроль за здоровьем матери во время беременности. Прежде всего — определение RH — фактора. Если резус отрицательный, необходимо провести иммунизацию в течение 72 часов после рождения (или по окончании беременности), что позволит предотвратить неблагоприятные последствия несовместимости крови в последующей беременности. Если женщина не была иммунизирована, то последствия несовместимости крови у новорожденного можно предотвратить обменным переливанием крови у ребенка.

Если у новорожденного выявлена желтуха, то его подвергают светотерапии в отделении для вскармливания грудных детей. Существуют и другие методы профилактики преждевременных родов. Эти мероприятия снижают степень вероятности возникновения вирусных заболеваний и других вирусных инфекций у беременных. На появление на свет больных детей большое влияние оказывает повышенная радиация, употребление беременными женщинами наркотиков и других медикаментов.

Для предупреждения возможного рождения больного ребенка необходим контроль за больными сахарным диабетом, анемией (малокровием), нужен контроль за рациональным питанием беременных женщин. Огромное значение должно уделяться созданию благоприятных условий для рождения здорового ребенка. Необходима помощь высококвалифицированных специалистов в предродовый период, а также следует оберегать новорожденных отнесчастных случаев и травм.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]