Что такое общее недоразвитие речи (дети с тяжелыми нарушениями речи)

Под общим недоразвитием речи (дети с тяжелыми нарушениями речи) в логопедии понимается такая форма речевых нарушений, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической стороны речи, лексического состава, грамматического строя речи).

Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии, заикании и др. нарушениях.

Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.

При устранении речевых нарушений используются понятия: логопедическое воздействие, коррекция, компенсация, развитие, «обучение», «воспитание», «коррекционно-развивающее обучение» и др.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребёнка с речевым нарушением.

Дети с тяжелыми нарушениями речи и некоторые виды речевых нарушений:

Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. (нарушение тголоса, нарушение фонации, вокальные нарушения).

Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

Логоневроз – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием речевого аппарата.

Дислалаия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Алалаия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Итак, общее недоразвитие речи (дети с тяжелыми нарушениями речи) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторон при нормальном слухе и интеллекте.

В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребёнка общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня:

Общее недоразвитие I уровня;

Общее недоразвитие II уровня;

Общее недоразвитие III уровня.

Дети с тяжелыми нарушениями речи — I,II, III уровня

Дети с тяжелыми нарушениями речи I уровня. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечётко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимики.

Дети с тяжелыми нарушениями речи II уровня. Речевая активность ребёнка возрастает. Общение осуществляется посредством искажённого и ограниченного запаса общеупотребляемых слов. На этом уровне возможно использование местоимений, простых предлогов. Дети могут ответить на вопросы, связанные с семьёй, знакомыми событиями окружающей жизни. Пользуются простыми предложениями, состоящими из 3-4 слов. Словарный запас значительно отстаёт от условно-возрастной нормы. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. (книга лежит на столе – «кига идит то»). Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. («дупа» — рука, «пат ника» — пять книг , «клубника» — кукика)

Общее недоразвитие речи III уровня характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Характерным является недифференцированное произнесение звуков («Сяпоги», «сюба», «сяйник», «сяпля»). У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Воздействие на ребёнка с речевым нарушением связывается с нормализацией социальных контактов с окружающими людьми.

Коррекция нарушений речи проводится с учётом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребёнка.

Остались вопросы?

Кто же такой логопед?учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

  • подготовительный,
  • постановка звука,
  • автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
  • этап дифференциации.

I. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

– формирование точных движений органов артикуляционного аппарата; – формирование направленной воздушной струи; – развитие мелкой моторики рук; – развитие фонематического слуха; – отработка опорных звуков.

II. Этап постановки звука. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

III. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

Причины и виды речевых нарушений

Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:

  • внутриутробная патология;
  • наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
  • неблагоприятные роды и их последствия;
  • заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
  • ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
  • малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
  • ребенок перенес стресс или испуг.

На логопедический пункт зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями:

  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;
  • нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР.
  • НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии).

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом

У детей, имеющих ФФНР:

  • один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;
  • сложные звуки заменяются простыми;
  • наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.

При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:

  • Формирование произносительных навыков;
  • Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
  • Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении;
  • Воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения;
  • Развитие связной речи путем работы с рассказом, пересказом;
  • Развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

НВОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.

Рекомендации родителям по коррекции НВОНР у ребенка:

  • Систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-логопеда, педагога-психолога;
  • Выполнять назначения невролога;
  • Способствовать развитию двигательной сферы ребенка;
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук;
  • Способствовать всех основных психических процессов посредством детских настольных игр, лото.

Дизартрия это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).

Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

Не подлежат приёму в логопункт дети с заключением:

  • «общее недоразвитие речи»;
  • «задержка психического развития»;
  • «заикание».

Поэтому, родителям детей со сложными нарушениями речи учитель-логопед даёт рекомендации о прохождении ребенком ПМПК, которое решает вопрос о переводе ребёнка в учреждение, где функционируют группы компенсирующего вида, с целью максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений, чтобы исключить возникновение стойких специфических трудностей при освоении навыков письма и чтения.

Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим. Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

  • выполнять все рекомендации логопеда;
  • выполнять лечение, назначенное неврологом;
  • обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
  • выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю);
  • осуществлять контроль за речью ребенка.

А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:

  • ошибки на письме и при чтении;
  • снижение самооценки;
  • конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

Как заниматься с ребенком дома

Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда

  • Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
  • Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  • Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
  • Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
  • При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
  • Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
  • Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Как работать со звуком

  • Проговорите звук совместно с ребенком.
  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
  • Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
  • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
  • Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
  • В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.
  • Придумайте игры со звуком, над которым работали.
  • Проговорите речевой материал на этот звук.

Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.

Дыхательная гимнастика

Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.

Основные параметры правильного ротового выдоха:

– выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»; – выдох происходит плавно, а не толчками; – во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; – во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух); – выдыхать следует, пока не закончится воздух; – во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.

Игры, которые развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен!», «Поймай звук», «Поймай слово», «Исправь меня».

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи

Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.

Игры, которые необходимо использовать для развития грамматического строя речи: «Один – много», «Посчитай-ка (от 1 до 5)», «Чего не стало?», «Измени предложение», «Назови ласково».

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М., 2005.
  2. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М., 2000.
  3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб., 2004.
  4. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2005.
  5. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2006

Мастер-класс: «Диагностика дисграфических ошибок у детей с НВОНР»

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.

Дисграфия, а именно так называются нарушения письма, к сожалению, довольно часто встречаются у обучающихся и являются большим препятствием в овладении грамотой, а на более поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

Данный мастер-класс направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов по предупреждению дисграфии у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Каждый этап направлен на достижение поставленных задач: сформировать понятие дисграфии и дизорфографии как нарушения письменной речи, научить различать дисграфию и дизорфографию, усвоить основные виды дисграфии.

С помощью различных приемов были созданы условия для формирования мотивационной включенности учителей начальных классов в работу по предупреждению и устранению нарушений письменной речи.

Представляю Вашему вниманию мастер-класс на тему:

«Диагностика дисграфических ошибок у детей с НВОНР».

Цель:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов по предупреждению дисграфии у детей с НВОНР.

Задачи:

  • Создать условия для формирования мотивационной включенности учителей начальных классов в работу по предупреждению и устранению нарушений письменной речи;
  • устранению нарушений письменной речи;
  • Учить видеть специфические ошибки в работах обучающихся;
  • Учить устанавливать связь между ошибками и причинами их обусловленности;
  • Сформировать понятие дисграфии как нарушения письменной речи;
  • Сформировать понятие дизорфографии как стойкого нарушения способности применять орфографические правила;
  • Учить различать дисграфию и дизорфографию;
  • Усвоить основные виды дисграфии.

I. Введение.

Перед вами на экране представлен диктант ученика 3 класса (слайд №1). Ознакомьтесь, пожалуйста, с этой работой и подумайте, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать. Мы сегодня поговорим об ошибках на письме (слайд №2).

II. Основная часть.

Давайте разделимся на две группы, одна группа будут в роли учителей, вторая группа представят, что они логопед.

Итак, вернемся к нашему диктанту.

Напоминаю вам, что это диктант ученика 3 класса. Первая группа рассмотрит этот диктант со стороны учителя и на листочек выпишет ошибки.

Вторая группа тоже будет рассматривать этот же диктант, но уже со стороны логопеда и так же выписывает найденные ошибки на листик.

Хорошо, теперь каждая группа озвучивает ошибки, которые нашли в тексте. Какие же выводы мы можем сделать из полученных результатов.

  1. Есть ошибки на еще не изученное правило (эти ошибки учитель не учитывает).
  2. Логопед может не знать этого, значит, учителю и логопеду необходимо сотрудничать.
  3. Существуют такие ошибки, как пропуски букв, перестановки, слитное написание слов и т.д. эти ошибки мы называем дисграфическими или дисграфией.
  4. И есть ошибки на уже изученное правило, они называются дизорфографическими, но при условии, что эти ошибки систематически повторяются (стойкие ошибки).

Итак, из вышесказанного давайте подумаем, что же такое дисграфия?

Дисграфия – это специфическое нарушение письменной речи, проявляющееся в смешениях, пропусках, заменах, перестановках, вставках букв и слогов в сильной позиции в слове имеющее стойкий повторяющийся характер.

(Слайд №4)

Дизорфография – это стойкое нарушение в освоении и реализации правил орфографии обусловленное несформированностью языковых операций обеспечивающих овладение орфографии в норме.

(Слайд №5)

Подробнее остановимся на дисграфии. Рассмотрим, на какие виды делится дисграфия. Перед вами лежит таблица в левой колонке, которой расписаны все виды дисграфии, а правая колонка пустая, она для ваших записей. В нее вы можете записать характерные ошибки для каждого из вида дисграфии (Приложение 1). Выделяют пять видов: (Слайд 6-10)

1.​ Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.

2.​ Акустическая дисграфия.

При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. У детей с данной формой дисграфии встречаются следующие замены или смешения:

  • Звонкие – глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш);
  • Лабиализованные гласные (о-у, ё-ю);
  • Соноры (л, м, н, р, й);
  • Свистящие и шипящие (с-ш, з-ж, сь-щ);
  • Аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (ч-щ, ч-ц, ч-ть, ц-т, с-ц, ч-ш, ц-тс).

3.​ Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложения на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.

Наиболее характерны следующие ошибки:

  • пропуски со​гласных при их стечении (диктант — «дикат», школа— «кола»);
  • пропуски гласных (собака — «сбака», дома — «дма»);
  • перестановки букв (тропа — «прота», окно — «коно»);
  • добав​ление букв (таскали — «тасакали»);
  • пропуски, добавления, перестановка слогов (комната — «кота», стакан — «ката»).

Аграмматическая дисграфия.

Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений.

Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочета​ния, предложения и текста и является составной частью бо​лее широкого симптомокомплекса — лексико-грамматичес​кого недоразвития.

На уровне предложения аграмматизмы на письме прояв​ляются в:

  • искажении морфологической структуры слова, за​мене префиксов, суффиксов {захлестнула — «нахлестнула», козлята — «козленки»);
  • изменении падежных окончаний («много деревов»);
  • нарушении предложных конструкций (над столом — «на столом»);
  • изменении падежа местоимений (око​ло него — «около ним»);
  • числа существительных («дети бе​жит»); нарушении согласования («бела дом»);
  • отмечается так​же нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных пред​ложений, пропуска членов предложения, нарушении последо​вательности слов в предложении.

5.​ Оптическая дисграфия.

У детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы, неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы, замени и смешения графически сходных букв (п – т, л – м, и – ш, в — д).

Мы рассмотрели все виды дисграфии. Перед вами заполненные таблички, которые будут для вас помощью. Теперь мы попрактикуемся в определении вида дисграфии.

На экране вы видите слова и словосочетания с ошибками. Вам необходимо определить к какому виду дисграфии относится каждая ошибка, и записать это слово в карточку, которая находится перед вами (Приложение 2). Проверка выписанных слов. Хорошо, теперь попробуем по диктантам детей определить вид дисграфии.

III. Заключение.

Я первой группе раздаю цветок, солнце, а второй группе листики, и капли. Вы должны вспомнить, о чем мы сегодня разговаривали, и выбрать верные понятия. По одному человеку из каждой группы выйдите ко мне с правильными ответами.

Если вы все верно сделали, то у нас получится рисунок. У вас на столе лежат красные и зеленые карточки, если вам все было понятно, интересно поднимите зеленые карточки, если что – то осталось непонятным, поднимите красные карточки. Спасибо.

В заключении я бы хотела рассказать вам притчу о кувшине.

«Притча о кувшине»

Жила-была пожилая женщина, у которой было два больших кувшина. Они свешивались по концам коромысла, лежащего у нее на плече. У одного из них была трещина, в то время как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды.

В конце длинного пути от реки к дому старой женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину. В течение двух лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды. Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего он был сделан.

Спустя два года, которые, казалось, убедили его в бесконечной собственной непригодности, кувшин обратился к старой женщине: «Мне стыдно из-за своей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода».

Старая женщина усмехнулась. «Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина – нет? На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоем недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идем домой.

Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими стол. Если бы ты не был таким , какой ты есть, то этой красоты не было бы и она не оказывала бы чести нашему дому». У каждого из нас есть свои совсем особые странности и недостатки.

Но есть и особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.

Итак, дорогие друзья с трещинкой в кувшине! Радуйтесь чудесным дням и не забывайте насладиться запахом цветов на вашей стороне тропинки.

Спасибо за внимание!

Презентация к мастер-классу

Дегтярь Светлана Владимировна, учитель-логопед, МБОУ «Гимназия №3″, г.Белгород

  1. Мастер-класс по теме: «Игры и упражнения, направленные на развитие речи детей»
  2. Мастер-класс для учителей-логопедов
  3. Как научить ребёнка писать без ошибок?
  4. Как избежать ошибок при формировании письменной речи
  5. Коррекционно-развивающее занятие на тему «Весна» для детей с НЧП, обусловленное НВОНР, ФФН

(3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Loading …

Вторичные нарушения

Вторичные нарушения в развитии затрагивают прежде всего те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем возрасте. К ним относятся речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности.

Структура вторичных нарушений зависит от характера ведущего дефекта.

Так, отставание психического развития у детей с общим недоразвитием речи прежде всего будет проявляться в слабости словесной (вербальной) памяти и мышления, а у детей с церебральным параличом — в недостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности. У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он может повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления.

Большую роль в возникновении вторичных отклонений в развитии играет недостаточность или отсутствие ранних лечебных и коррекционно-развивающих мероприятий и психическая депривация. Например, обездвиженный ребенок с детским церебральным параличом, не имеющий опыта общения со сверстниками, отличается личностной и эмоционально-волевой незрелостью, инфантильностью, повышенной зависимостью от окружающих.

Поздно выявленные отклонения в развитии, например, слабо выраженные дефекты зрения и слуха, задерживают темп психического развития ребенка, а также могут способствовать формированию вторичных эмоциональных

и личностных отклонений у детей, таких, как заниженная самооценка, низкий уровень притязаний. Дети с ТМНР начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию.

Таким образом, ранняя диагностика, медицинская и психолого-педагогическая помощь необходимы не только для успешной коррекции первичных нарушений в развитии ребенка с отклонениями в развитии, но и для формирования его личности в целом.

Обращайтесь в центр Логопед Профи — наши специалисты продиагностирую и проведут работу с ребенком с ТМНР.

Логопедический пункт в детском саду. Что это такое?

В последнее время наблюдается увеличение числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и общим недоразвитием речи (ОНР). И по разным причинам не всем этим детям удаётся попасть в логопедические детские сады (логопедические группы). Поэтому получить помощь учителя-логопеда (далее логопед) они могут только в детских садах общеразвивающего вида (обычных детских садах).

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), не имеющем в своем составе логопедических групп, коррекцию речи воспитанников проводит логопед в рамках логопедического пункта.

Если ваш ребёнок не попал в специализированный логопедический детский сад (логопедическую группу), а проблема неправильного произношения отдельных звуков очень вас волнуют, есть основание попасть на логопедический пункт, функционирующий в нашем детском саду. На его базе ведётся работа по своевременному выявлению и исправлению недостатков речевого развития детей.

Логопедический пункт (сокращённо «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребёнка в другую (специализированную) группу.

Каких детей берут на логопункт ДОУ?

В течение учебного года логопед проводит обследование речи детей от 4-х лет. По итогам обследования проводится отбор заданного количества детей-логопатов от 4, 5 лет и старше на следующий учебный год. Весной, в конце текущего учебного года, в ДОУ проводится психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК), по результатам которого утверждается списочный состав логопункта.

На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов, логопедических групп) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очерёдность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.

В первую очередь на логопедический пункт зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу, то есть ребята из подготовительной к школе группы, а так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году.

На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы.

Все остальные воспитанники ДОУ, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь. Дети более младшего возраста могут получить логопедическую помощь только в виде консультаций родителей (законных представителей) в специально отведённое для этого время.

С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт ДОУ?

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

  • нарушение произношения отдельных звуков – НПОЗ — (у детей с дислалией, дизартрией или стёртой формой дизартрии) — ФНР (фонетическое недоразвитие речи);
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стёртой формой дизартрии) — ФФНР;
  • общее недоразвитие речи — ОНР — третьего уровня речевого развития (у детей с дизартрией или стёртой формой дизартрии) или НВОНР — нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

В каком режиме проходят занятия на логопункте ДОУ?

Коррекционная работа с детьми, зачисленными на занятия, начинается с сентября месяца с углубленного обследования, согласно стандартному перспективному планированию и планированию индивидуальной работы и в соответствии со структурой речевого дефекта.

Фронтальные занятия (с группой детей) – не реже 1 раз в неделю, индивидуально-подгрупповые — 2 или 3 раза в неделю. Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия.

Как часто проводятся с вашим ребёнком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 20 минут.

Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

В первую половину дня логопед работает 3-4 раза в неделю. Во вторую половину дня — 1-2 раза в неделю. Чаще всего во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия и консультации с родителями.

Сколько детей зачисляется на логопункт ДОУ?

Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20-25 человек.

Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться (от 3-х до 9-12 месяцев)

Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. На освободившееся место сразу же зачисляется другой ребёнок, стоящий на очереди.

Таким образом, логопункт в детском саду — это открытая и крайне подвижная система.

В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада.

Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.

Подготовила: Тарасенкова Ю.В., учитель-логопед

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]