Логопедическая работа в общеобразовательном дошкольном учреждении.


Логопедическая работа в общеобразовательном дошкольном учреждении.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Цель работы логопеда ДОУ:
оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Задачи:

— осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

— предупреждать нарушения устной и письменной речи у детей дошкольного возраста;

— развивать у детей дошкольного возраста произвольное внимание к звуковой стороне речи;

— вести пропаганду логопедических занятий среди педагогов МКДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих);

— воспитывать у детей стремление преодолевать недостатки речи, сохранять эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

— совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;

— интегрировать воспитание и обучение детей общеобразовательной группы с получением специализированной помощи в развитии речи.

В практике современного образования усиливается разрыв между реальной ситуацией возрастания потребности в коррекционно – предупредительном воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно – правовой базой, регламентирующей деятельность логопункта ДОУ и сдерживающей оказание своевременной логопедической помощи детям.

В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4–5 лет (91%), 5–6 лет (85%). При этом помощь в рамках дошкольного логопункта получают только дети старшего (подготовительного) возраста, а с младшими работа сводится к созданию банка данных о речевых нарушениях и консультированию родителей.

В связи с увеличением количества дошкольников с теми или иными нарушениями речевого развития невозможно оказание им коррекционно-педагогической помощи и только в рамках логопедических групп. Тем более возрастают роль и значение логопедических пунктов дошкольных образовательных учреждений как одного из наиболее реальных и эффективных путей обеспечения высокой речевой и социально-психологической адаптации детей с нарушениями речи к условиям школьного обучения.

Выбор способов и форм оказания логопедической помощи напрямую связан с определением особенностей детей, образовательными запросами родителей (законных представителей), возможностями самой региональной системы образования, что в совокупности выделяет следующие формы организации логопедического воздействия:

·
Группы для детей с ФФН и ОНР;
· Логопедические пункты в ДОУ;

· Внутригрупповая дифференциация индивидуально-педагогической работы с детьми в ходе регламентированной и нерегламентированной деятельности (работа сводится к развитию речи детей, формированию у них связного, выразительного и логического высказывания).

Дошкольный логопедический пункт – наиболее «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи. К сожалению, по данной модели организации логопедической помощи до сих пор нет ни одного нормативного документа федерального уровня. Публикации в ряде изданий, особенно в научно-методическом журнале «Логопед», помогают эффективнее решать вопросы профилактики и коррекции недостатков речи. Тем не менее, у логопедов порой возникают проблемы, требующие неординарного подхода, как к организации, так и к отбору содержания коррекционно-речевой работы.

При анализе имеющихся к настоящему времени положений о дошкольных логопедическим пунктам по отдельным городам и областям РФ обнаруживается много расхождений и несоответствий, касающихся специфики логопедической работы с детьми дошкольного возраста. Эти расхождения и несоответствия касаются:

— перечня видов и форм речевых недостатков, с которыми зачисляются дети;

механизма зачисления;

— количества одновременно занимающихся в логопункте детей;

— рекомендованной частоты индивидуальных и групповых занятий детей с различной структурой речевого дефекта;

— перечня документации учителя-логопеда.

Несоответствия в ряде положений вызваны главным образом тем, что за основу в них взято письмо Министерства образования России от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Формулировка названия письма дает возможность предполагать, что оно относится и к деятельности логопедического пункта ДОУ, так как детские сады являются тоже общеобразовательными учреждениями. Но данное письмо целиком и полностью определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что следует из содержания письма и приложений к нему.

Жестко регламентировать работу логопеда в данных условиях нецелесообразно, так как жесткая регламентация приведет к формальности в работе, не позволит в полной мере учитывать структуру речевого дефекта и психофизические особенности каждого ребенка; ограничит инициативу и творческий подход к решению коррекционных, организационно-методических задач логопеда.

Какова же специфика работы на дошкольном логопункте

и чем отличается работа логопеда логопункта от работы логопеда в группе для детей с нарушениями речи? Можно назвать несколько основных отличий.

1) Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах.

Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ.

В отличие от специализированного ДОУ (групп), задача коррекции речи в логопункте является дополнительной. В расписании детей нет времени , специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы. Логопед на логопункте для воспитателя все равно что повар, у каждого своя работа. Педагоги работают по своим планам, испытывают трудности при контроле за правильным произношением звуков, не имеют стимула в выполнении этой работы.

2) В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, логоневроз, дизартрия, дислалия и др.).

3) Для работы логопунктов в настоящее время не существует коррекционной программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки Филичевой Т.Б., Ушаковой О.С., Ткаченко Т.А., Грибовой.О.Е., Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Коноваленко В.В и С.В. и др.

4) Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю).

5)
Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.
Зачисление детей на логопедические занятия происходит через ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), которая ставит речевое заключение, дает родителям и логопеду официальный документ.

По количеству одновременно занимающихся и общему количеству детей, прошедших через занятия в логопедическом пункте в течение учебного года, целесообразно определять как максимальное, так и минимальное число занимающихся. При наличии большого количества детей с тяжелыми нарушениями речи невозможно вписать во временные рамки рабочего времени логопеда более чем 12 детей. В то же время при выявлении у большинства детей только легких недостатков речи можно проводить занятия и с 20 детьми. То же касается и сроков коррекционной работы, и основных форм организации коррекционно-речевой работы и частоты проведения занятий.

Основной формой работы с дошкольниками в логопункте детского сада являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Это объясняется следующими причинами:

· Необходимостью подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты;

· Различной структурой дефектов произношения у детей одной и той же возрастной группы;

· Различным уровнем сформированности когнитивных процессов у детей со схожими по структуре дефектами;

· Индивидуальным темпом усвоения материала;

· Необходимостью вовлечения в работу сразу нескольких нарушенных в произношении звуков;

· Соматической ослабленностью детей, влекущей за собой многочисленные пропуски по болезни, которые значительно задерживают процесс коррекции нарушений речи ребенка.

Эти и некоторые другие причины не позволяют организовывать стабильные подгруппы детей для проведения логопедических занятий: подгруппы детей имеют непостоянный состав и очень подвижны.

Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу. Поэтому очень часто приходится прибегать к формам, которые редко освещаются в специальной литературе, а именно, групповой постановке звуков.

Еще одна применяемая форма – индивидуальные занятия в присутствии других детей.

Пока один ребенок занимается с логопедом, другие играют в специально подобранные игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия, чувства ритма и т.п. Такая форма занятий была продиктована прежде всего необходимостью экономии времени, однако затем выявились и другие её положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация собственной чистой речи.

Методы и приемы, используемые во время коррекционного процесса традиционные, научно-обоснованные. Однако, несмотря на то, что основная цель работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта – исправление нарушений звукопроизношения, параллельно решаются задачи, связанные с формированием лексико-грамматического строя языка ребенка.

Пополнение словаря происходит не только благодаря введению в него новых слов, выступающих в качестве речевого материала, уточнению их значения, но и за счет постепенно формирующихся в ходе занятий словообразовательных умений и навыков. Образно говоря, ребенок дополнительно к исправлению нарушений звукопроизношения получает инструмент для дальнейшего наращивания словарного запаса, что, в свою очередь, увеличивает возможности тренировочных упражнений.

Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.

Объем консультативно-методической работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта во много раз превышает объём аналогичной работы в условиях группы компенсирующей направленности, особенно это заметно в дошкольных учреждениях с большим количеством групп. А распределение рабочего времени учителя-логопеда, отводимого на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, в разных положениях и методических рекомендациях отличается большой вариативностью. От «все 4 часа своего рабочего времени логопед работает непосредственно с детьми» до «недельная нагрузка логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 15-16 часов отводится на непосредственную работу с детьми, 4-5 часов – на организационно-методическую и консультативную работу с педагогами ДОУ и родителями». Поскольку частота и объём консультативной работы выявляются в процессе коррекционно-речевой работы, то в рабочем времени логопеда для этого, конечно, должно быть время, свободное от занятий с детьми.

Работа логопеда в специальной группе для детей с ТНР

Зачисление в ДОУ (группы) для детей с нарушениями речи осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии и только с согласия их родителей (законных представителей).

В дошкольном образовательном учреждении могут быть открыты группы для детей:

-с нарушениями произношения отдельных звуков (срок пребывания — 6 месяцев),

-с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (срок зачисления от 1 года и более),

-с общим недоразвитием речи (срок зачисления 2-3 года и более),

-заикающихся (срок зачисления от 1 года и более).

Наполняемость логопедических групп — 12 – 16 детей.

Специальные группы для детей с ТНР создаются в учреждениях комбинированного и компенсирующего типов.

В группу для детей с ТНР зачисляются дети одного возраста. В группу для детей с ТНР принимаются дети с общим недоразвитием речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии, заиканием с 4-х лет. Срок коррекционно-развивающей работы 3 года. Приему в группу для детей с ТНР не подлежат дети, имеющие различные сочетанные нарушения (ЗПР, УО, ДЦП).

Структура речевого дефектаи степень его выраженности определяют задачи логопедической работы в каждой из групп

. Так, при работе с детьми, имеющими нарушение произношения отдельных звуков, главной ее задачей является постановка звуков и закрепление их в спонтанной речи, при необходимости — их дифференциация со сходными по акустическим и артикуляционным признакам звуками. Задачи работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, расширяются — не только формирование правильного произношения звуков и их дифференциация, но и развитие фонематического восприятия, навыков полноценного звуко-слогового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте. Задачи работы с детьми с общим речевым недоразвитием заключаются в формировании лексико-грамматических средств речи, звукопроизношения и фонематических процессов, в целом связной речи и подготовке детей к овладению грамотой. Центральная задача в работе с дошкольниками с заиканием — воспитание у них правильных навыков речи в постепенно усложняющихся формах речевого высказывания, а при нарушениях интонационно-мелодической стороны речи — воспитание навыков правильной голосоподачи, голосоведения и развитие речевых выразительных средств.

Функции логопеда ДОУ:диагностическая; профилактическая; коррекционно-педагогическая; организационно-методическая; консультативная; координирующая; контрольно-оценочная.

Обследование речи детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября и 15 по 30 мая. На каждого ребенка учитель-логопед заполняет речевую карту.

Формы организации коррекционно-развивающей работы: групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. Логопедические занятия проводятся в соответствии с программой, разработанной ДОУ. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю. Во второй половине дня проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда. Распределение рабочего времени осуществляется согласно утвержденной циклограмме рабочего времени: учитель-логопед работает 20 часов в неделю, 1 раз в неделю с согласия администрации Учреждения, в соответствии с утвержденным графиком работы учитель-логопед работает во вторую половину дня, используя ее для консультативной работы с педагогом, родителями и занятий с детьми. Выпуск детей из группы для детей с ТНР осуществляется ПМПК после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.

Работа логопеда на дошкольном логопункте:

«Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем

в своей структуре специализированных групп» Утверждено на заседании актива дефектологов г. Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24 февраля 2000 г.

Работа учителя-логопеда направлена на исправление дефектов речи детей.

Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу по предупреждению нарушений речи у детей.

Работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы — 20). График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться

только работа с детьми, имеющими речевую патологию.

На занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие дислалию, фонетико-фонематические нарушения.

Дети, страдающие заиканием, ОНР и ЗПР, должны быть направлены в специальные учреждения. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте,

должно составлять 20-25 детей в течение года. Работа по исправлению речи носит

индивидуальный или подгрупповой характер. Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых занятий воспитателей.

Документация учителя-логопеда в детском саду, не имеющем

специализированных групп:

— журнал состояния речи всех детей;

— список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием

возраста и характера речевого нарушения,

— индивидуальные тетради для занятий детей;

— журнал посещаемости занятий;

— речевая карта на каждого ребенка, взятого на занятия, с указанием

даты ввода и окончания занятий;

— план мероприятий, направленных на профилактику речевых

расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других

специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи).

По мере исправления недостатков речи логопед выводит детей из

списка и заменяет их другими. Показателем работы учителя-логопеда является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.

12. Организация и содержание логопедической помощи в общеобразовательных организациях.

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ».

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

— коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

— своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

— разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (ОНР разной степени выраженности; ФФН;ФН; заикание; нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР, ФФН, ФН). В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Зачисление в логопедический пункт и выпуск обучающихся производится в течение всего учебного года.

Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения — не более 20 человек.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики).

Групповые занятия проводятся:

с обучающимися, имеющими ОНР; нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР, — не менее трех раз в неделю;

с обучающимися, имеющими ФФН или ФНР; нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН и ФНР, — не менее двух-трех раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетический дефект, — не менее одного-двух раз в неделю;

с заикающимися обучающимися — не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия

проводятся в зависимости от тяжести речевого нарушения.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия — 20 минут.

Документация:

— Речевые карты,

— индивидуальный коррекционный маршрут.

— Журнал посещения логопедических занятий и др.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектование групп.

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием.

Дети школьного возраста с негрубыми речевыми нарушениями обучаются в массовых школах и могут получать логопедическую помощь на школьных логопунктах. Зачисляются дети с нарушениями устной и письменной речи: с ФФН, с ОНР, а также дети с дисграфией или дислексией. Зачисление осуществляется на основе обследования речи учащихся в период с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Предельная наполняемость логопедического пункта городских школ составляет 25 человек, сельских школ – 20 человек.

Основными задачами логопедической рfботы являются: коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся, своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательной программы, просветительская работа с учителями и родителями по вопросам нарушений речи и их коррекции у детей.

Занятия проводятся индивидуально или с подгруппами из 4-5 человек, как правило во внеурочное время. Периодичность занятий опредляется с учетом тяжести речевого нарушения. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, индивидуального — 20 минут. Логопед ведет следующую документацию: выписки из протоколов ПМПК о зачислении детей на логопункт, речевые карты и планы индивидуальной работы, журнал регистрации, перспективные и календарные планы, планы работы с родителями и учителями.

13. Организация логопедической помощи в специальных (коррекционных) образовательных школах V вида.

В специальную (коррекционную) школу 5 вида зачисляются дети с общим недоразвитием речи 1, 2 и 3 уровня с тяжелыми формами речевой патологии такими как: дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, заикание. Наполняемость классов 12 человек.

Коррекционное учреждение 5 вида имеет в своем составе два отделения.

В 1 отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, страдающие алалией, дизартрией, заиканием, ринолалией, афазией), Учащиеся 1 отделения обучаются по специальной программе. Программой предусматривается коррекция различных проявлений речевого дефекта и обусловленных ими недостатков в психическом развитии. За 10 лет обучения дети осваивают программу в объеме 9 классов массовой школы.

Во 2 отделение зачисляются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

Учащиеся 2 отделения обучаются по программе массовой школы и осваивают ее в те же нормативные сроки.

Учащиеся речевой школы получают цензовый государственный документ о неполном среднем образовании. Если к концу школьного обучения удается преодолеть полностью речевой дефект, то выпускник может продолжить свое образование. При успешной коррекции речевых нарушений на любом этапе обучения на основании заключения ПМПК ребенок может быть переведен в общеобразовательную школу.

На первой ступени

– начального образования — все уроки ведут учителя — логопеды (исключение составляют уроки музыки, ритмики, физкультуры); помимо этого они осуществляют коррекционную работу по устранению речевых нарушений.

В программу начального звена 1 отделения вводятся специальные уроки: по формированию произношения, развитию речи, обучению грамоте, срок освоения программы составляет 4-5 лет.

На второй ступени

дети за шесть лет получают основное общее образование. Коррекционно-логопедическую работу осуществляет учитель русского языка и литературы, который должен иметь обязательную квалификацию «учитель-логопед».

Комплексный подход осуществляется только в условиях школы-интерната: с каждым классом работают учитель-логопед и 2 воспитателя. С детьми работают психологи специального образования.

Коррекция речевых нарушений и связанных с ними особенностей развития воспитанника осуществляется в процессе обучения и воспитания на всех уроках, внеклассных и других мероприятиях в условиях соблюдения речевого режима и обеспечивает формирование и полноценное развитие речи воспитанников, устранение у них дефектов устной речи, письма, чтения.

Организация работы учителей-логопедов школы 5 вида

Основными формами организации

коррекционной логопедической работы являются подгрупповые (2-4 чел) и индивидуальные занятия.

На логопедические занятия отводятся 4 –е, 5-е, 6-е уроки, свободное от классных занятий время. По договоренности логопед может брать обучающихся с режимных моментов во внеурочное время (факультативы и т.д.)

Содержание

логопедических занятий определяется программами, разрабатываемыми исходя из особенностей речевого и психофизического развития детей их индивидуальных возможностей, принимаемыми и реализуемыми в школе.

Документация учителя – логопеда школы 5 вида:

— речевая карта.

— план индивидуальной коррекционной работы составляется на каждого ребёнка;

— перспективный план логопедической работы, в котором предусматривается: проведение бесед и консультаций с участниками образовательного процесса школы, работа с родителями;

— планы групповых занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (тематической и на каждое занятие);

— Индивидуальные тетради детей;

— Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с педагогами класса (учитель, воспитатель) по контролю и закреплению речевых навыков обучающихся;

— Журнал учета посещаемости и фиксации логопедических мероприятий;

— Паспорт логопедического кабинета (речевого уголка)

14. Организация логопедической помощи в центрах психолого-медико-педагогического сопровождения и в центрах психолого-медико-педагогического консультирования, центрах профилактики и реабилитации.

Центры психолого-медико-педагогического сопровождения:

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе: обеспечение нормального развития ребенка, коррекция имеющихся недостатков, социализация

ребёнка в коллективе сверстников.

Общими задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

помощь

(содействие)
ребенку в решении актуальных задач развития, обучения
, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

— психологическое обеспечение образовательных программ;

— развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;

коррекция имеющихся недостатков в развитии.

Служба ППМС выбирает способ организации своей деятельности, однако можно выделить ее элементы:

— Скрининговая диагностика всех детей на переходных этапах развития или в проблемных ситуациях для выделения потенциальной «группы риска».

Выделениеиз потенциальной «группы риска» реальной «группы риска».

Индивидуальная диагностика проблем детей.

Разработка адресных программ сопровождения проблемных детей.

Службасопровождения начинает специальную работу с ребенком в случаях:

— выявление проблем в ходе массовой диагностики;

— обращение родителей за консультациями;

— обращение за консультациями педагогов, администрации детского дома, школы;

— обращение в связи с возникшими у него проблемами самого ребенка;

— обращения других детей за консультациями и помощью в отношении какого-либо ребенка;

— обращения специалистов других социальных служб.

Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятельности реализуется такое комплексное направление, как разработка (проектирование) образовательных программ.

Служба сопровождения является структурным подразделением образовательного учреждения, которая создается в его рамках и предназначена для осуществления процесса психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся данного учреждения. В службу входят специалисты разного профиля: социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, медицинские работники, освобожденные классные воспитатели и др.

Примерная документация логопеда службы сопровождения:

— Перспективный годовой план работы (план работы на месяц, неделю), утвержденный руководителем образовательного учреждения.

— Графики работы специалистов (на неделю, месяц, полугодие), утвержденные руководителем учреждения.

— План-график тематических групповых консультаций и консультаций для отдельных категорий родителей.

— Проекты по наиболее актуальным направлениям деятельности и программы занятий.

— Карты психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся, воспитанников, нуждающихся в комплексном сопровождении (не подлежат огласке за пределами Службы)

— Документы психолого-медико-педагогического консилиума

— Список детей, нуждающихся в сопровождении

— Годовой анализ работы Службы.

Работа логопеда в центрах ПМП консультирования: Задачи:

— Диагностика детей (по обращению семей)

— Консультирование педагогов и родителей (по мере необходимости).

— Просветительская работа с населением (в течение года).

— Определение направлений индивидуально ориентированной логопедической помощи детям на основе диагностики их развития; выбор оптимальных форм её организация;

— Разработка индивидуальных рекомендаций для родителей с целью облегчения социализации ребенка.

Работа логопеда по реабилитации:

Основные цели логопедической реабилитации:

— проведение логопедического обследования ребенка

— определение приоритетной задачи индивидуального маршрута ребенка

— формирование эффективного участия родителей в обучении детей;

— повышение логопедической компетентности родителей

Задачи логопеда:

1. Обследование и выявление детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.

2. Проведение профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствие с индивидуальным маршрутом.

3. Формирование у родителей информационной готовности к логопедической работе.

4. Привлечение родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе и их информирование.

5. Оценка результатов помощи детям.

Логопедическая реабилитация состоит из четырех блоков.

1. Диагностический блок включает два этапа обследования речи ребенка: при поступлении для выявления нарушений речи и при выходе – для отслеживания динамики. В связи с ограниченностью времени реабилитации диагностика речи осуществляется с помощью экспресс-методики (приложение № 1).

2. Планово-прогностический блок предполагает составление индивидуального маршрута коррекции для каждого ребенка с нарушением речи. Определяется как отдаленная (коррекция или компенсация нарушенных функций), так и ближайшая цель логопедической реабилитации (достигаемая за время пребывания)..(приложение № 2)

3. Коррекционно-развивающий блок включает организацию логопедических занятий в соответствии с индивидуальным маршрутом.

4. Информационно-консультативный блок включает:

Индивидуальные консультации для родителей:

— информирование родителей о выявлении у детей нарушений речи о запланированной коррекционной работе.

— консультирование родителей по закреплению полученных на логопедических занятиях знаний и умений, предупреждению вторичных отклонений;

— разработка памяток, информационных листков по логопедической тематике.

15. Принципы отбора детей, комплектование групп для детей с нарушениями речи, знакомство с документацией ПМПК и ПМПк.

Отбор детей с общим недоразвитием речи, с дизартрией, ринолалией в специальные ясли-сады, детские сады и отдельные группы при массовых детских садах и комплектование групп в них производится на заседаниях медико-психолого-педагогических комиссий. Отбор и комплектование детей с нарушениями речи осуществляется на основе соблюдения следующих принципов:

I Отграничение детей с нарушениями речи от детей с другими аномалиями (в дошкольные учреждения принимаются дети с нарушениями речи только в том случае, если они имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект).

II В детские сады, ясли-сады и отдельные группы при массовых детских садах принимаются дети с нарушениями речи в возрасте от 2 до 7 лет, причем в одну группу зачисляются дети одинакового возраста. Например, в младшую группу — от 2 до 3 лет, во вторую младшую — от 3 до 4 лет, в среднюю — от 4 до 5 лет, в старшую — от 5 до 6 лет и в подготовительную к школе группу — от 6 до 7 лет.

III В настоящее время в дошкольных учреждениях ведется дифференцированное обучение детей с различными речевыми аномалиями. Комплектование групп осуществляется на основе педагогической классификации. Дошкольники, имеющие различные речевые нарушения, объединяются в одну группу по сходству уровня речевого развития (фонетики, лексики, грамматики, связной речи). Например, в группы с общим недоразвитием речи (ОНР) принимаются дети с диагнозами: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, но комплектуются они по возрасту и по уровню речевого развития; в группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) принимаются дети с диагнозами: ринолалия, дизартрия, дислалия при сравнительно одинаковом уровне развития речи; в группы заикающихся — дети, страдающие заиканием.

Наряду с разграничением детей по уровню речевого развития предусматривается также (при условии полного комплектования групп) возможность дифференцированного обучения детей, страдающих дизартрией, ринолалией и т.д., скомплектованных также по уровню речевого развития.

Во время отбора детей и комплектования их в группы перед членами МППК стоят следующие задачи:

1)Определить, подлежит ли ребенок приему в дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи.

2)В какую группу следует зачислить ребенка.

3)На какой срок обучения.

Дети с ОНР, дизартрией, ринолалией, алалией, афазией зачисляются на 2-3 года (в зависимости от возраста и уровня речевого развития):

— дети с ФФН зачисляются на один год обучения;

— дети с нарушением произношения отдельных звуков (НПОЗ) зачисляются на полгода;

— заикающиеся дети — на один год.

По окончании установленного срока дети, нуждающиеся в продолжении обучения, повторно обследуются членами МППК. Основанием для продления срока обучения может быть тяжесть дефекта, соматическая ослабленность, пропуски занятий по болезни и другие объективные причины.

Документация ПМПк (Психолого-медико-педагогический консилиум):

Нормативные и методические документы, регулирующие деятельность специалистов ПМПк (Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения, приказ об организации консилиума и утверждении его состава в данном образовательном учреждении, план работы консилиума (график заседаний) на учебный год)

Перечень документации специалистов ПМПк

— Заключение ПМПк.

— Индивидуальная комплексная учебно-коррекционная программа, состоящая из документов:

договора об оказании специальных (коррекционных) образовательных услуг учащимся школы (подписывается родителями (законными представителями) учащихся и администрацией школы ежегодно);

письменное согласие родителей на проведение углубленного медико-психолого-педагогического обследования ребенка;

индивидуального коррекционно-образовательного маршрута (составляется в начале каждого учебного года согласно рекомендациями ПМПк, совместно с родителями (законными представителями) ребенка, специалистами консилиума, администрацией школы);

индивидуального учебно-коррекционного режима (составляется ежегодно членами консилиума совместно с учителем общеобразовательного класса и родителями (законными представителями) ребенка. При необходимости в режим вносятся изменения);

заключения врача-педиатра (данный документ отражает состояние соматического и психического здоровья ребенка. Заполняется 1 раз в полугодие);

диагностической карты, анализа контрольно-диагностических работ (отражают результаты обследования интеллектуального, психического, речевого развития ребенка, дают краткую характеристику семьи и интересов ребенка. Заполняется учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом 1раз в четверть);

карты комплексной коррекции, карты динамического наблюдения за ходом коррекционной работы (отражают направления педагогической, психологической, логопедической коррекционной работы и результативность коррекционно-педагогического сопровождения, составляется специалистами один раз в четверть);

социальной карты (в ней содержится краткая характеристика семьи ребенка, учащегося. Составляется ежегодно социальным педагогом совместно с учителем общеобразовательного класса, с родителями (законными представителями);

карты учета медицинской коррекции, карты отслеживания показателей здоровья (данные документы содержат направления лечебно-оздоровительных мероприятий, информацию об изменениях состояния здоровья детей в течение учебного года. Заполняется врачом-педиатром, врачом-психиатром один раз в полугодие и по необходимости);

акта обследования материально-бытовых условий учащегося (составляется по необходимости при работе с детьми из неблагополучных семей социальным педагогом совместно с учителем общеобразовательного класса, членами родительского комитета класса один раз в год. Отражает социально-бытовые условия проживания ребенка в семье);

карты динамического наблюдения за состоянием коррекционной работы (4 бланка): 1) карта обученности учащихся по математике, русскому языку, чтению (сводная информация); 2) карта отслеживания динамики речевого развития учащихся (сводная информация); 3) карта динамического изучения уровня психологического развития (сводная информация); 4) карта отслеживания социальной адаптации учащихся с особенностями в развитии в условиях общеобразовательного учреждения (заполняется один раз в четверть, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом; отражает положительные и отрицательные моменты учебно-коррекционного воздействия);

характеристики учащегося с особенностями в развитии (раскрывает индивидуальные личностные особенности ребенка, составляется один раз в год социальным педагогом и учителем общеобразовательного класса).

— Расписание коррекционных, диагностических, консультационных занятий.

— Журнал регистрации рабочего времени специалиста, индивидуальных коррекционных мероприятий.

— Журнал регистрации проведения диагностики; консультаций.

— Индивидуальные планы работы с учащимися, с семьей (социальный педагог).

— Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком ( педагог-психолог, учитель-логопед).

— Аналитический отчет о работе за год.

— Протоколы заседаний консилиумов.

— Аналитический материал по реализации образовательных программ, по организации и проведению коррекционной работы, результаты предварительной диагностики (характеристики, заключения специалистов)

Документы ПМПК

Комиссией ведется следующая документация:

а) журнал записи детей на обследование;

б) журнал учета детей, прошедших обследование;

в) карта ребенка, прошедшего обследование;

г) протокол обследования ребенка (далее — протокол).

Документы, указанные в пунктах «а» и «б» настоящего пункта, хранятся не менее 5 лет после окончания их ведения.

Документы, указанные в пунктах «в» и «г» настоящего пункта, хранятся не менее 10 лет после достижения детьми возраста 18 лет.

16. Организация логопедической службы в детской поликлинике.

В настоящее время в нашей стране создана и постоянно совершенствуется система помощи детям и взрослым с речевой патологией. Логопедическая помощь детскому и взрослому населению осуществляется по линии образования, здравоохранения и социального обеспечения.

В системе здравоохранения помощь детям с речевой патологией оказывается в логопедических кабинетах детских поликлиник, в специализированных яслях для детей с нарушениями речи, в специализированных домах ребенка, в детских психоневрологических больницах и санаториях, полустационарах и летних лагерях-санаториях. В условиях медицинских учреждений детям оказывается комплексная медико-психолого-педагогическая помощь, что предполагает коррекционно-воспитательную работу логопеда, воспитателя и психолога, медицинское воздействие (медикаментозное лечение, физиотерапию, рефлексотерапию, лечебную физкультуру, психотерапию, массаж, лечебно-охранительный режим, рациональное питание и т.п.).

Логопедические кабинеты детских поликлиник обслуживают детей по месту жительства. Основные направления работы логопеда поликлиники: диспансеризация детей, находящихся в детских дошкольных учреждениях, первичный прием детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, участие в комплектовании логопедических учреждений системы здравоохранения и образования, педагогическая работа по исправлению дефектов речи, проведение логопедической санитарно-просветительной работы среди населения.

Положение о логопедическом кабинете детской поликлиники определяет следующие направления профессионалыюй деятельности логопеда:

— педагогическая (логопедическая) работа по исправлению на-рушений речи детей на систематических и консультативных занятиях;

— выявление детей с речевым недоразвитием и направление их на ПМПК для последующего устройства в дошкольные и школьные учреждения или речевые стационары разного профиля;

— участие в комплектовании логопедических учреждений здравоохранения и образования и оформление на каждого ребенка логопедической характеристики;

— профилактическое обследование детей, посещающих дошкольные учреждения;

— санитарно-просветительская работа с родителями, педиатрами, воспитателями детских садов.

Современные условия диктуют необходимость развития логопе-дической инфраструктуры в регионах, а также качественной реализации принципа преемственности между различными логопедическими учреждениями.

В речевых стационарах (отделениях) разного профиля:

оказывается квалифицированная комплексная помощь детям, имеющим помимо нарушения речи сопутствующие отклонения в физическом развитии;

осуществляется углубленное обследование соответствующими специалистами;

намечаются направления коррекционной работы с необходимым комплексом лечебных мероприятий.

Соматически ослабленные дети с выраженной речевой патологией направляются в психоневрологический санаторий.

В приказе Минздрава № 1096 от 19 августа 1985г. определены расчетные нормы обслуживания для логопедов:

• при индивидуальной работе с лицами, имеющими тяжелые расстройства речи (афазия, дизартрия, заикание и др.), — 1—5 посещения в час, при проведении групповых логопедических занятий — 8—10 посещений в час;

• при индивидуальной работе с лицами, страдающими дислалией, — 4 посещения в час, при проведении групповых логопедических занятий — 10—12 посещений в час;

• 1 ставка логопеда на 100 тыс. взрослого населения, 1 ставка — на 20 тыс. детского и подросткового населения.

17. Организация работы логопеда в психоневрологическом диспансере;

В системе здравоохранения помощь детям с речевой патологией оказывается в логопедических кабинетах детских поликлиник, в специализированных яслях для детей с нарушениями речи, в специализированных домах ребенка, в детских психоневрологических больницах и санаториях, полустационарах и летних лагерях-санаториях. В условиях медицинских учреждений детям оказывается комплексная медико-психолого-педагогическая помощь, что предполагает коррекционно-воспитательную работу логопеда, воспитателя и психолога, медицинское воздействие (медикаментозное лечение, физиотерапию, рефлексотерапию, лечебную физкультуру, психотерапию, массаж, лечебно-охранительный режим, рациональное питание и т.п.).

В детские психоневрологические больницы направляются дети с нарушениями речи при задержках психического развития и олигофрении различной степени тяжести, которых к логопеду направляют психиатры.

Занятия с детьми проводятся как регулярно, так и консультативно. Логопед систематически занимается с детьми, состоящими на учете у психиатров, при наличии любой речевой патологии, при условии, что дети не получают соответствующей помощи в других учреждениях. Профилактическая работа логопеда психоневрологических диспансеров проводится по мере необходимости в контакте с детскими психиатрами, невропатологами.

Логопед детского психоневрологического диспансера ведет следующую документацию: перспективный план работы на год, журналы регистрации первичных больных, ежедневного приема, профилактической работы, санитарно-просветительной работы, логопедическую карту; логопед делает записи в истории болезни ребенка, которую ведет психиатр (первичный, этапный и выписной эпикризы).

Также в детские психоневрологические больницы направляются дети с последствиями раннего органического поражения ЦНС (основной контингент — дети с детским церебральным параличом) для получения комплексной медико-психолого-педагогической помощи.

18. Особенности организации логопедической работы с больными с нарушениями речи и других высших психических функций.

19. Организация работы дневного стационара для больных с афазиями, дизартриями и логоневрозами;

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]