Характерные особенности, черты и основные жанры публицистического стиля речи

В статье вы узнаете о том, что такое публицистический стиль и его основные функции, какие существуют характерные особенности и черты публицистического стиля речи, ознакомитесь с тремя жанрами публицистического стиля и в конце статьи найдете интересную информацию о том, по каким критериям отбирают новости СМИ.

Не так давно люди могли узнать новости лишь из местных газет, радио и телевидения. Сейчас же мы имеем доступ к любой информации в любом формате 24/7 (спасибо тебе, Интернет!).

Способы получения информации изменялись, а принципы и особенности публицистики остались прежними.

Что такое публицистический стиль и его основные функции

Публицистический стиль — это стиль речи, который используется СМИ для передачи новостных сообщений массовому адресату (газеты, телевидение, радио, интернет).

Публицистический стиль выполняет 2 основные функции, при этом они в какой-то степени противоречат друг другу:

  1. Информирование. Главная задача публицистического стиля — проинформировать общество о произошедшем событии или событиях, которые произойдут в будущем, при этом автор новостного сообщения должен быть максимально объективным.
  2. Воздействие на аудиторию. Некоторые жанры публицистического стиля отличаются чрезмерной эмоциональностью с ярко выраженной позицией автора и его личным мнением. Такие сообщения несут в себе социальную оценку и призывность, воздействуют на массы и формируют общественное мнение.

Читайте статьи:

  • «Особенности, характерные черты, жанры и примеры научного стиля речи».
  • «Особенности, характерные черты, жанры и примеры текстов официально-делового стиля речи».

Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций, для создания логотипов, визиток или инфографики рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.

Характерные черты публицистического стиля речи

Публицистический стиль речи имеет ряд специфических признаков, по которым его легко определить:

  1. Информативный заголовок. Заголовки новостных сообщений достаточно объемные. Из заголовка понятно, о чем далее пойдет речь.
  2. В первом предложении (абзаце/лиде) кратко изложена суть новостной заметки.
  3. Принцип «перевернутой пирамиды». Приоритетность, ценность и полезность информации убывает от начала текста к его завершению.
  4. Предложения и абзацы в основном короткие.
  5. Много конкретики и деталей.
  6. Читабельность, простота, грамотное изложение информации.
  7. Эмоциональность и оценочность.
  8. Часто используется общественно-политическая лексика (наименования политических партий, ведомств, экономические и правовые термины и др.).
  9. Ориентированность на массовую аудиторию.
  10. Риторические вопросы, восклицания и повторы.
  11. Помимо основного разговорного (неформального) стиля, который используется в публицистике, встречаются сленговые и жаргонные слова.

План проблемного очерка

Несомненно, автор проблемного очерка сам вправе решить, о чем и как ему писать. Но если данный жанр для вас пока еще до конца непонятен, и вы только начинаете свой журналистский путь, хорошим подспорьем в работе для вас может стать наглядный план очерка.

План проблемного очерка может выглядеть следующим образом:

  1. Интерес к проблеме. Автор начинает текст с описания происшествия, которое его побудило к более детальному изучению. Иными словами, рассказывает о том, что произошло.
  2. Показывает и доказывает читателю, почему данная ситуация не случайна, а является типичной для нашего общества.
  3. Создание интриги. Чем дальше автор погружается в изучение проблемы, тем понятнее становится, что возникшая ситуация не так проста, как кажется на первый взгляд.
  4. Сопричастность к проблеме. Автору необходимо не только заинтересовать читателя, но и вызвать у него соответствующие ответные эмоции и переживания, и самое главное — чувство сопричастности к проблеме.
  5. Личные переживания и мысли. Журналист передает читателю свои собственные переживания и свое мнение насчет данной проблемной ситуации. Таким образом, подготавливает читателя к принятию своих доводов и своей точки зрения.
  6. Ассоциации, образы, наглядное описание, сравнения, эмоциональный фон. Некоторые элементы текста автор может раскрывать в виде неких образов и сравнений, побуждая читателя к тому, чтобы задействовать свою фантазию и воображение.
  7. Связующая мысль. Все факты, о которых идет речь в очерке, должны быть объединены единой целью и смыслом повествования. Иначе, получится каламбур и читатель просто-напросто запутается.
  8. Собственный вывод. К концу очерка автор должен подвести читателя к тому, чтобы он сделал для себя выводы.

Схематически проблемный очерк можно изобразить так:

Описание проблемы — > причины возникновения проблемной ситуации — > ее развитие — > пути решения.

Особенности публицистического стиля

В качестве особенностей публицистического стиля речи можно выделить 3 ключевые составляющие, на основании которых строится любой журналистский текст:

1. Лид.

Это первый, главный или ведущий абзац текста, «шапка» или аннотация статьи, в которой изложена главная мысль текста. Часто лид выделен другим шрифтом или цветом, занимает обычно от 3 до 5 строк текста.

Пренебрегать лидом нельзя. Он может быть сенсационным или драматичным, может раскрывать подробности события или кратко описывать новость, может веселить читателя или же бросить ему вызов.

Лид новостной статьи выглядит так:

«Власти Британии официально признали, что готовятся с 10 июля отменить обязательный двухнедельный карантин для прибывающих из нескольких десятков стран, в первую очередь европейских.»

bbc.com

2. Цитирование.

90% всех журналистских расследований построены на интервью или работе с другими первоисточниками. Поэтому неудивительно, что цитаты занимают особое место в новостных сообщениях.

3. Краткость и читабельность. Предложения и абзацы короткие и простые. Это вовсе не означает, что вы не встретите в тексте длинных составных предложений, но в большинстве случаев — «краткость — сестра таланта».

Кроме того, важно не переусердствовать с терминами. Все-таки тексты публицистического стиля должны быть понятны массовой аудитории: использовал понятие «правовой нигилизм» — будь добр и объясни тогда, что это обозначает (p.s.: правовой нигилизм — это отрицание законов и правил/норм поведения).

Жанры публицистического стиля речи

Выделяют 3 жанра публицистического стиля:

  1. Информационный (репортаж, интервью, заметка, отчет). Главная функция — сообщение информации: что, где, когда, при каких обстоятельствах произошло или произойдет.
  2. Аналитический (беседа, рецензия, статья, обзор, корреспонденция). Главная функция — воздействие на публику. Присутствуют рассуждения автора, аргументация, анализ события, личные выводы и оценка происходящего.
  3. Художественно-публицистический (очерк, фельетон, памфлет, эссе). Используется для получения образного, эмоционального представления о событии или факте.

Рассмотрим подробнее каждый жанр.

Как написать проблемный очерк: структура очерка

Принято выделять 3 способа структуризации очерка:

  1. Хронологический. Используя данный метод, автор описывает события, явления, жизненные ситуации в их временной последовательности.
  2. Логический. Заключается в том, что автор очерка ведет повествование, основываясь на логике причинно-следственных связей. В таком очерке отсутствует строгая временная последовательность, главное — это логика исследования.
  3. Смешанный или свободный способ повествования. Такая структура очерка является наиболее популярной в периодической печати, она многогранна и совмещает в себе элементы хронологической и логической структуры.

Публицистический стиль речи: информационный жанр

Заметка — краткое сообщение о новом событии или факте. Главные черты: достоверность факта, новизна, краткость.

Пример:

«Поправки в Конституцию РФ, которые одобрили более трех четвертей проголосовавших граждан, в субботу, 4 июля, вступили в силу. Обновленный текст основного закона страны уже опубликовала «Российская газета». В Конституцию внесено 206 поправок. В связи с этим потребуется изменить 98 действующих законов.»(Аргументы и Факты AIF.ru )

Репортаж — сообщение с места события. Черты: оперативность, объективное освещение событий, репортер является очевидцем или участником происходящего.

Пример: телевизионный репортаж (прямая трансляция с места событий), репортаж в печатных СМИ после сбора и обработки информации.

Интервью — получение информации в ходе разговора интервьюера (журналиста) с собеседником.

Примеры: информационное интервью для сбора актуальных данных о произошедшей авиакатастрофе ( например, опрос очевидцев); интервью-расследование; персональное интервью или интервью-портрет.

Отчет — хронологически последовательное, детализированное сообщение о событии. Пример: отчет о военных действиях, отчет о результатах собрания, о конференции, о правительственном или судебном заседании.

Публицистический стиль речи: аналитический жанр

Беседа (диалог) — разновидность интервью, когда журналист выступает не просто в роли посредника между героем и зрителем, а общается с собеседником на равных благодаря своим достижениям, опыту и профессионализму.

Пример: телевизионное шоу с приглашенными артистами — «Наедине со всеми» с Юлией Меньшовой.

Рецензия — критический отзыв, который содержит в себе оценку и краткий анализ произведения художественной литературы, науки, искусства, журналистики и др.

Пример: рецензия на книгу (примеры рецензий есть на сайте «Литературная газета» lgz.ru) , рецензия на спектакль, кинофильм, телепередачу, игру.

Статья — жанр журналистики, в котором выражается аргументированная точка зрения автора на общественные процессы, на различные актуальные события или явления. Прочитав аналитическую статью, читатель получает нужную ему информацию и далее самостоятельно размышляет над интересующими его вопросами.

Предметом статьи является не само событие, процессы или явления, а последствия, которые они вызывают.

Пример: общеисследовательская статья о политическом развитии страны, практико-аналитическая статья о росте цен на продукты, полемическая статья (спор) о преподавании основ православной культуры.

Аналитическая корреспонденция — это сообщение, которое дает информацию о событии или явлении (обычно это один какой-то значительный факт). Аналитическая корреспонденция может включать фрагменты «живого» репортажа или пересказ происходящего, но обязательно в таком сообщении присутствует выяснение причин события/явления, определение его ценности и значимости для общества, прогнозирование его дальнейшего развития. Первоисточником такого сообщения всегда является сам автор публикации (корреспондент).

Пример: Описание достаточно необычного события – спасения человека, пораженного ударом молнии. Именно этому событию посвящена основная часть публикации. Описывая его, журналист использует информацию, полученную от самой пострадавшей, ее родителей, ее спасителей, других людей. Описанием самого события дело не ограничивается. Автор осуществляет причинно-следственный анализ случившегося, ищет ответ на вопросы, которые мучают Далю Ралене, ее родителей, их знакомых: почему молния угодила именно в эту женщину? Почему она все-таки оказалась живой?.

Примеры проблемного очерка

Большинство проблемных очерков достаточно внушительного объема. Так, например, проблемный очерк В. М. Пескова об охране малых рек «Речка моего детства» — это 10 листов печатного текста формата А4.

Поэтому далее в качестве примеров текстов данного жанра будут приведены небольшие отрывки.

Отрывок из проблемного очерка В. Пескова «Речка моего детства»

«У каждого из нас есть «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.

Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких Усманок и даже безымянных речек и ручейков.

Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течет. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на ее берегах, речонка упорно несет свою воду в «общий котел», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. И если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин этому надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, – на малых речках.

Проверим это, к примеру, все той же Усманкой.

Река эта – главный приток Воронежа. Воронеж – река немалая. На ней, как известно, рождался российский флот, на ней вырос большой промышленный город. Но город вот уже несколько лет страдает от жажды.

И скоро мы будем иметь, так сказать еще одно «море». Плотина строится исключительно для того, чтобы задержать воду, ибо река не в силах уже напоить промышленный город. Слов нет – город велик, воды надо много. Но, с другой стороны, и река, по которой когда-то шли на Азов корабли, основательно обмелела. А это следствие того, что главный ее приток и еще какие-то речки и ручейки недодают воду.

В чем я вижу смысл разговора об Усманке? В том, чтобы каждый из нас понял: рек незначительных нет! Надо беречь каждый ключик чистой воды. Это обращение «ко всем» мне кажется важным, потому что многие беды проистекают от наших незнаний, равнодушия и беспечности. Но было бы ошибкой ограничиться только «просветительством» и призывом: беречь!

Судьба воды зависит главным образом от того, как мы хозяйствуем на берегах рек. Всякий соблазн рубить лес, «который поближе», соблазн находить «местную целину» для распашки в водоохранной зоне, осушать без большой на то надобности пойменные озерки и болотца до сей поры нужным образом не пресекался. А именно это требуется, чтобы сохранить на земле воду. Реки надо считать важнейшей государственной ценностью. Только так можно уберечь Радость, которую нам дают текущие воды, и возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной чистой воды.«

Комсомольская правда. 1970. 29 ноября rivers-russia.ru

Проблемные очерки часто встречаются на страницах газеты «Аргументы и Факты». В качестве примера можно привести работы Вячеслава Костикова и Николая Зятькова.

Вячеслав Васильевич Костиков (род. 24 августа 1940 года, Москва) — российский государственный деятель, дипломат, журналист и писатель.

Николай Иванович Зятько́в (род. 17 июня 1950, Духовщина, Смоленская область) — владелец и президент издательского дома «Наша версия», один из ведущих представителей российских СМИ.

Отрывок из очерка Вячеслава Костикова «Нам песня строить и жить…»

«Производство новых советских песен было поставлено на мощный поток. Чуть ли не каждый день радио выдавало новую. Исходя из пропагандистского понимания, что «песня строить и жить помогает», песни, особенно идеологически правильные, буквально заталкивались в сознание. Регулярно шли передачи «Разучиваем песню». Хорошо помню слова диктора: «А теперь, дорогие радиослушатели, прослушайте эту мелодию в исполнении фагота». Перед войной из репродукторов мощно зазвучали марши.

Строителей коммунизма идеологически выстраивали в одну маршевую колонну, и для этого нужно было бодрящее песенное обеспечение. В найденном на чердаке песеннике я насчитал 35 песен о юных пионерах, 10 песен октябрят, 20 комсомольских и 40 революционных, военных и партизанских. Из мирового песенного наследия составители песенника включили всего четыре, в том числе «Похоронную песню» на музыку Бетховена.

Современная песня всё дальше уходит от национального лада. Молодёжь лучше ориентируется в англосаксонских хитах, чем в русской песне. Русское застолье уже не поёт. Идет глобализация культуры. Процесс естественный, объективный. И всё-таки как-то грустно думать о том, что русская песня, в которой жила душа народа, может исчезнуть совсем.

Как же быть? Хуже всего, если за песенное дело возьмутся наши депутаты. Они таких песенных законов напринимают, что поющие «кощунницы» из Pussy Riot покажутся невинными девами. А вместо советского «Марша энтузиастов» мы получим, пожалуй, «Марш олигархов», «Вальс жуликов и воров», «Балладу о проворовавшемся банкире», «Депутатский перепляс».

Так какие песни нужны новой России? Давайте подумаем вместе.»

Аргументы и Факты

Отрывок из «Миллион детей на помойке» Николая Зятькова

«Слова президента, сделавшего ставку на укрепление семьи, увеличение рождаемости, у большинства россиян вызвали внутреннюю поддержку. Что ещё могло бы способствовать решению этих задач, но в силу разных причин не прозвучало в обращении президента? Снижение количества абортов, которые в России делаются каждые 18 секунд.

У нас эта тема как-то стыдливо не обсуждается, считается, что аборт — дело личное. Хотя, если взять цифры, получается страшная картина. По данным Минздравсоцразвития, в 2009 г. было сделано 1 млн 162 аборта. Представьте только: на каждых 100 родившихся — 66,7 аборта! Не будь их, рождаемость выросла бы более чем в 1,5 раза. На фоне того, что многие семьи прикладывают немалые усилия, чтобы иметь детей, что государство строит новейшие центры, а медики спасают ослабленных малышей, каждый год более 1 млн фактически уже состоявшихся после зачатия детских душ и тел выбрасывается на помойку.

Не все знают, что в стране существуют люди, которые зарабатывают на абортном материале. В этой области крутятся огромные деньги (омоложение, лечение, кремы на основе фетального, то есть абортного, материала — роскошь не для бедных). Проблема, конечно, не только в этом. Сколько у нас подростков, которые «неожиданно» становятся беременными из-за своей беспечности, неграмотности, из-за того, что ни родители, ни государство не научили их культуре отношений! Сколько малообеспеченных семей, не имеющих возможности элементарно прокормить и дать образование ещё одному ребёнку!

Общество и государство должны чётко ответить на вопрос: нужен ли нам ежегодно ещё миллион детей? Или мы под флагом толерантности, свободы выбора будем спускать их в канализацию? Если нужны, значит, необходимо запретить аборты (исключая медицинские и социальные показания). Нужно провести дискуссии в обществе… «

aif.ru

Публицистический стиль речи: художественно-публицистический жанр

Очерк — журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности.

Пример: портретный очерк о жизни знаменитой личности; описание происшествий, встреч с людьми во время путешествия автора ( очерк А. С. Пушкина «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»).

Эссе — очерк, сочинение небольшого объема (обычно 300-500 слов), написанное в свободной манере повествования. Это литературный жанр, в котором автор выражает личный взгляд на определенную проблему, свои переживания или точку зрения по какому-то вопросу.

Эссе пишется в свободной манере с ярко выраженной позицией автора, поэтому текст получается живым и эмоциональным. Автор может написать эссе от 1-го или 3-го лица (чаще).

Эссе свойственны образность, разговорный стиль повествования, откровенность и нацеленность на массовую аудиторию.

Пример: к эссеистам 19 века относятся Оскар Уайльд, Артур Шопенгауэр, Фридрих Вильгельм Ницше и многие другие.

Статья «Инструкция по написанию эссе».

Фельетон — короткая заметка, очерк, статья сатирического характера, главной задачей которой является высмеивание «зла».

Пример: к фельетонистам относят таких писателей-сатириков, как М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Ильф и Е.П. Петров.

Памфлет — сатирическое произведение или статья, нацеленная на осмеяние определенных человеческих пороков, обличение и уничижение героя или героев, которые представляется автору носителем опасного общественного зла. При написании памфлет автор использует гротеск, гиперболу, иронию, сарказм.

Пример: «Письма к провинциалу» французского ученого, философа Блеза Паскаля, «Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными» английского писателя Бернарда Мандевиля, отечественные памфлетисты Д.И. Писарев с памфлетом «Пчелы», А.М. Горький «Город желтого дьявола», Л.М. Леонов «Тень Барбароссы».

Пример рассказа о сестре

У многих есть старшая сестра. И я не являюсь исключением. Считаю, что мне очень повезло со старшей сестрой. Её зовут Лиля, и она старше меня на семь лет.

Она небольшого роста, полновата. Короткие волосы соломенного цвета, большие зелёные глаза, небольшой нос и губы средней толщины. Имеет небольшую родинку на подбородке и ямочки на щеках. Улыбчивая, позитивная девушка.

Отличительной чертой сестры является отзывчивость. Она никогда не пройдёт мимо человека, которому требуется помощь. И для неё совсем неважно, знает она его или нет. И, наверно, благодаря такой черте у неё много друзей и знакомых. Сестра очень добрая и никогда не сердится.

Учится в педагогическом институте на математическом факультете. Хочет стать учителем математики. Она мечтает об этой профессии с детства. Я думаю, у неё обязательно всё получится. В свободное время она занимается волонтёрством. Её хобби вышивать крестиком. Она настоящая рукодельница.

Ещё у неё есть кот по имени Тишка. Когда-то она подобрала его на улице маленьким и беспомощным. Наши родители были против животных дома. Моя сестра целый месяц тайком держала котенка у себя в комнате, кормила его, ухаживала. На деньги, которые давали родители ей на обеды, она возила Тишку к ветеринару и лечила. Когда мама с папой узнали о котёнке, они всё-таки разрешили ей оставить его. Моя сестра замечательный человек.

Критерии отбора новостей

В первую очередь публицистический стиль ассоциируется с журналистикой и СМИ. Особое место в масс-медиа занимают новостные заметки: они пользуются спросом и привлекают основной процент трафика. Поэтому предлагаю уделить внимание одному очень интересному моменту: каким образом создается новостное сообщение и по каким критериям «отбирают» новости?

Далее вы узнаете о 10 критериях отбора новостей:

  1. Актуальность. Новость должна соответствовать запросам и интересам аудитории. Жителям Киева не особо полезна информация о строительстве новой дороги в городке Мироновка.
  2. Своевременность. Информация о событии должна быть свежей и появиться во время, никто не будет читать о результатах голосования спустя две недели после выборов.
  3. Ясность и однозначность. Простые, понятные новости более доступны для широкой публики и вызывают больший интерес.
  4. Предсказуемость. У значимых событий обычно есть конкретные даты проведения (например, день выборов, начало Олимпийских игр, дата проведения чемпионата по футболу). Поэтому с приближением такого события повышается интерес общественности, и новость приобретает большую ценность.
  5. Неожиданность. С другой стороны, непредсказуемые события и явления (природные катаклизмы, катастрофы или преступления) также вызывают интерес у общественности.
  6. Значение и масштаб события. Война, выборы, протесты, спортивные игры и другие важные события требуют длительного и детального освещения в прессе.
  7. Композиция. Иногда для того, чтобы разбавить, к примеру, негативность информационного потока, редактор отбирает новостные сообщения противоположного характера: забавные случаи, любовь, романтика, спасение, животные, приключения, риск и т.д.
  8. Знаменитости. Новостные заметки с участием политиков, артистов, спортсменов в силу своего статуса и узнаваемости чаще публикуются в СМИ и вызывают к себе повышенной интерес.
  9. Страны, занимающие ведущее положение в мировой экономике и политике. Забастовка, стихийное бедствие или авиакатастрофа в развитой стране тут же попадет в масс-медиа, а вот про недостаток питьевой воды в Эфиопии можно и попозже написать.
  10. Негативность. «Плохие» новости пользуются большей популярностью.

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях! Большое человеческое Вам спасибо и хорошего дня.

Источники:

  • А. А. Тертычный «Жанры периодической печати: учебное пособие»;
  • Media ethics owl.purdue.edu
  • Robert M. Knight «Journalistic Writing: Building the Skills, Honing the Craft»
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]