Здравствуйте уважаемые читатели! Сегодня речь пойдет про лошадку, о том, как она скачет и как ее остановить. Вы можете спросить: “А зачем нам это, у нас нет лошади?”. А вот и нет, эта лошадка есть у каждого и живет она, смешно сказать, во рту. Я расскажу, в каком случае может пригодиться артикуляционное упражнение лошадка и как его делать. Лошадка (Л) на самом деле очень полезное и многофункциональное занятие.
Прежде всего оно используется как тестовое задание. При обследовании ребенка логопед, проверяя как работает язычок, просит пощелкать им. И если внимательно понаблюдать, то можно отметить, как работают органы артикуляции. Выскакивают сразу все недостатки в их работе, нарушения тонуса, прикуса, асимметрия и синкинезии.
Диагностика органов артикуляции
Если в процессе щелканья брызжется слюна, нижняя челюсть уходит назад, а язык плохо присасывается либо не присасывается совсем или вообще не достает до неба, то возникает подозрение, что в данном случае может идти речь о неправильном прикусе, дизартрии или укороченной уздечке, а то и сочетании всех этих факторов.
В этом случае уже становится понятнее, что и как надо посмотреть у ребенка, чтобы понять степень нарушения подвижности языка, уровень дистонии для того, чтобы обсудить с родителями дальнейшую работу по коррекции дефекта и необходимости привлечения помощи и консультации других специалистов: невролога, ортодонта, отоларинголога.
Комментарий невролога
Я во многом согласна с автором. Все эти упражнения не будут лишними при одном НО. Они подходят лишь здоровым детям, коррекционными их назвать никак нельзя.Если у малыша уже отмечено речевое отставание, его нужно прежде всего показать неврологу. Дело в том, что артикуляция и другая работа мелких мышц будет проходить правильно лишь тогда, когда мы «наладили» крупную моторику и связь дыхания и мышечного напряжения.
В коррекционных группах мы даем артикуляционную гимнастику через два-три месяца после начала работы с ребенком.
О фонематическом слухе
. Его нарушения, как правило, связаны с нарушением слуха или с поражением височного отдела мозга или же подкорковых узлов, отвечающих за слух. Просто утрируя звуки и увеличивая громкость, ничего не добьешься. Нужна помощь сурдолога или невролога.В этой методике много дыхательных упражнений. К сожалению, у них есть противопоказания, о которых родителям знать необходимо. Если у малыша сбивчивое, неровное дыхание, ему нужно сделать ЭЭГ, прежде чем заниматься дыхательной гимнастикой. Наличие эпилептической активности, судорог является противопоказанием для подобных занятий. Наличие судорожной готовности, вегето-висцеральных пароксизмов, прочих аналогов судорог не является противопоказанием для проведения гимнастики, но в этом случае объем и продолжительность занятий должны быть напрямую связаны с изменениями на электроэнцефалограмме. Непременно проконсультируйтесь с врачом.
Елизавета Меланченко
Помощь при постановке звуков
Упражнение Л хорошо само по себе, так оно развивает те мышцы, которые могут поднять и удержать язык в верхнем положении, когда его кончик упирается в верхние зубы, что бывает необходимо для постановки “верхних” звуков — шипящих и соноров. Кроме того при присасывании языка происходит его распластывание, что помогает сделать его шире. Широкий язык необходим для постановки шипящих.
Исходя из этого можно сделать вывод, что логопедическое упражнение Л должно быть включено во все подготовительные постановочные комплексы. Иногда малышу достаточно научиться хорошо и правильно щелкать языком, и таким образом можно вызвать Р и другие звуки. Самое главное, чтоб это занятие было для него интересно. Порой дети так увлекаются, что начинают щелкать сами во время игры.
Научиться делать «грибок»
Часто Л используется, чтобы научиться делать упражнение “грибок”. Нужно щелкать языком и стараться зафиксировать тот момент, когда он присасывается к небу и постараться его удержать. Вспомогательным приемом служит щелканье и присасывание кончика языка к альвеолам и верхним зубам. Помогаем ребенку ручкой ложки, логопедическим зондом, можно съедобной палочкой, чтобы язычок удержался параллельно небу, а его кончик должен упираться строго в передние зубы.
Укрепить и растянуть «уздечку» под языком
И самое главное, это очень хороший способ растянуть и укрепить подъязычную связку. Часто она бывает слишком короткая и язык не достает до неба. Щелкая, мы ее растягиваем. Процесс этот не слишком быстрый, но не травматичный. Конечно, если переусердствовать, то можно сильно напрячь мышцы под подбородком. Но сделать на ней разрыв, как если просто тянуть за кончик языка практически невозможно. Лучше всего растянуть связку пройдя такой путь — “лошадка — грибок — гармошка”. То есть щелкая языком, научиться его присасывать и удерживать у неба, в этом положении растягивать связку. Игры “грибок растет”, “гармошка играет”, “насос качает”.
«Лошадка остановилась»
Хорошее дополнение к упражнению Л — “лошадка остановилась”. Рассказать ребенку, что она скакала-скакала и устала, решила попить водички, покушать. Для этого надо сомкнуть губы и произнести звук “тпррру”, как извозчики останавливали запряженных лошадей. Это очень хорошее упражнение, оно помогает снять напряжение, уменьшить тонус лицевых мышц и языка.
Бывает, что малыши не могут его сделать, губы не смыкаются. Надо показать им как вытянуть их вперед уточкой. Если и это не получается, то попробовать рукой поднять углы рта вверх и вперед, расслабить мышцы подбородка и верхней губы. Не всегда это получается сразу, особенно при дизартрии. Не надо расстраиваться, просто заниматься дальше и верить в успех.
Развиваем фонематический слух
Ставьте ребенку аудиокассеты, привлекайте внимание к разным звукам в вашей квартире и на улице («Слышишь, стучат: тук-тук!», «Это птицы поют!»), покупайте разные пищащие, гремящие, звучащие (неваляшку, музыкальную карусель, ксилофон и т.д.).Очень важно «переводить» звуки окружающего мира в речевые (кто-то чихнул — скажите «апчхи», звякнула посуда — скажите «дзынь»).
Начните делать и специальные упражнения. Для крохи, конечно, это будет просто игра. Вы можете взять несколько звучащих предметов или музыкальных инструментов (бубен, дудочку, гармошку и т.д.). Совсем маленького ребенка научите извлекать из них звуки: звенеть, стучать, греметь. Постучите по разным поверхностям, пусть он услышит, какими разными получаются звуки. Если малыш пока еще не держит погремушку, привяжите ее к ручке или ножке. Потом учите его играть на разных инструментах, стучать в барабан (или по кастрюле). Подносите погремушки то к одному, то к другому уху, давайте послушать часы, телефон. Пойте и декламируйте стихи малышу. Применяйте «забавные звуки», имитируйте животных. Читайте ему. В первое время делайте акцент на ритм, интонацию.
Когда слышите какой-то звук, спросите: «Что это?», потом поднесите ребенка и покажите, что это звучало. Для ребенка после года подойдут игры на разгадывание звуков. Например, покажите, как звучат разные предметы (музыкальные инструменты). Можно начать с двух, причем очень разных по звучанию (дудочка, барабан). Потом попросите ребенка отгадать, что звучало (пока он не видел). Постепенно усложняйте задание. Также можно «говорить» за разные игрушки-животных (или записать на аудиокассету: «кря-кря», «хрю-хрю» и т.д.), попросить отгадать (показать), кто так «разговаривает». Постепенно усложняйте такие игры, используя больше звуков, причем таких, которые сложнее разделить. Прошепчите малышу на ушко «секрет», пусть он тоже что-то вам прошепчет. И все это в форме игры, тогда малыш будет вам подражать.
Маленькому ребенку не всегда легко владеть своим голосом. Поиграйте с ним, говоря то тише, то громче, контролируя темп. Этому ему тоже приходится учиться. Рассказывая сказки (например, про семерых козлят), изображайте волка с «толстым» голосом, потом с «тонким», пусть попробует это повторить и сам малыш. В других сказках пусть попробует озвучить мишку, барашка, комарика, используйте контрасты. Говорите с ребенком то тихо (как будто все спят, а вы крадетесь по лесу), то громко, с разной интонацией, при этом на ходу придумывайте сказки. Покажите маленькую и большую собачку: как лает маленькая (тихо), а как большая (громко), пусть ребенок повторит за вами.
Читайте стихотворение (первые две строчки тихим голосом, ударяя пальчик о пальчик тихо, две последние строчки громким голосом, громко хлопая в ладоши):
Пальчик о пальчик тихо бьем. Пальчик о пальчик тихо бьем. А потом в ладоши громко бьем. Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом.
Разучите стихотворение (произносите первую строчку обычно, вторую тихо, третью обычно, четвертую шепотом:Мышонку шепчет мышь:»Ты что шуршишь, не спишь?».Мышонок шепчет мыши:»Шуршать я буду тише».
Для ребенка постарше подойдут такие задания: «Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук… (например «М»), «Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком… (например «Р»).
Для 5-6-летних подойдет задание: «Замени первый звук в слове на «Р». Какое получилось слово? Лис-…ис, лепка-…епка, диск-…иск и т.д.».
Можете сами выдумывать подобные игры. Попросите ребенка под тихий звук идти на носочках, под громкий — шагом, под очень громкий — бегом (для аккомпанемента, например, ударяя в барабан).Завяжите малышу глаза, звените колокольчиком, пусть пробует определить, откуда доносится звук. Учите ребенка воспроизводить ритм. Например, ударьте в ладоши два раза, попросите малыша повторить за вами. Постучите по столу два раза, потом еще раз после паузы, добивайтесь, чтобы ребенок повторил за вами. Отхлопывайте вместе ритм и говорите двухсложные слова: ма-ма, па-па, ос-ень, ду-ет, силь-ный, мно-го и др. (потом трехсложные: вы-со-та, ле-бе-да, и т.д.).
Можно придумывать свои слова. Начните делать все упражнения как можно раньше. Конечно, выбирайте сначала самые простые, выполняя их как бы между делом: дуйте вместе на суп или поиграйте в кошечку, облизывающую тарелочку. Не огорчайтесь, если не все получится с первого раза. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. Постепенно усложняйте задания, преподнося их непременно в канве сказки или игры. Не забывайте при этом почаще хвалить малыша. Вас ждет непременный успех.
Игры и наглядный материал
Если ребенок достаточно хорошо скачет языком, можно разнообразить это задание. Например, поскакать то быстрей то медленней, то тихо то громко. Щелкать с широко открытым ртом, а затем губы делать рупором, обращать внимание малыша, как при этом меняется звук. При выполнении хорошо использовать различный наглядный материал, в зависимости от интересов и возраста детей. Это могут быть картинки, мягкие или заводные игрушки, песенки про лошадей или записи со звуком стука копыт, видео с изображением скачущих животных.
На этом заканчиваю, если остались вопросы или есть замечания и дополнения, то пишите в комментариях к этой статье. Подписывайтесь на обновления блога, делитесь впечатлениями в соцсетях с родными и знакомыми.
Развиваем речевое дыхание
Во-первых, когда рассказываете малышу сказки, стихи, например упоминаете ветер, поучите ребенка дуть: дуйте ему в лицо. Со временем он начнет подражать вам. Потом вы можете еще и поиграть, предлагая ребенку дуть: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос.
Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим.
Сделайте дерево: вырежьте из бумаги несколько полосок, приклейте к палочке или карандашу, «ветер» будет колыхать листву. Такие упражнения также развивают воображение.
Подуйте вместе на кусочек бумажки или пламя свечи. Важно, чтобы выдох не был резким, иначе свеча потухнет, дуть нужно плавно и легко.
Сделайте (или купите) вертушку или игрушечную мельницу, научите малыша дуть на крылья так, чтобы они вертелись.
Вырежьте из бумаги птичек и поставьте у самого края стола. Командуйте: «птички полетели», дуйте вместе, только один раз. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели как можно дальше.
Покажите ребенку, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро.
Научите малыша дуть на горячее, а также греть ручки: пусть вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.
Бывает так, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом. Научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком «а-а»).Сорвите отцветший одуванчик и дуйте на него так, чтобы слетели пушинки. Следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал щечки, не проглатывал и не выдыхал воздух.
Изобразите море (например, когда рассказываете сказки А.С. Пушкина): на вдохе плавно поднимите руки вверх, на выдохе опустите руки, произнесите долгое «ш-ш-ш».Малыш постарше может тренироваться с мыльными пузырями или водой. Пусть дует в трубочку (соломинку или макаронину). Опустив соломинку в воду, можно сделать «настоящую бурю».Налейте воды в тазик, можете запустить кораблики, например, бумажные. Потом изобразите ветер. Дуть нужно не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щеки. Покажите ребенку, как это делаете вы. При ровном выдохе кораблик движется по воде плавно. Теперь подуйте прерывисто: «п-п-п» и объясните, что подул порывистый ветер. Пусть ребенк попытается пригнать кораблик к определенному месту. Конечно, это упражнение для детей постарше, не так-то просто справиться с таким заданием.