Речевые нарушения у детей при умственной отсталости

Речь – является высшей психической функцией, важнейшим критерием, по которому оценивается общее развитие ребенка. Развитие речи тесно связано с другими психическими процессами: мышлением, памятью, воображением, вниманием. Именно поэтому важно следить за речевым развитием ребенка, чтобы вовремя выявить нарушения речи у детей, если они имеют место быть.

Развитие речи у каждого ребенка происходит в собственном ритме, поэтому не все задержки или нарушения речи у детейнужно считать патологиями. Исследователи выделяют несколько этапов формирования речи по месяцам и годам:

  • С рождения до 4 месяцев ребенок без нарушений речи должен эмоционально реагировать на голоса взрослых, агукать, улыбаться, плакать.
  • До года ребенок должен научиться произносить простые слоги «ма-ма-ма», «ав-ав» и т.д.
  • От 12 до 18 месяцев ребенок должен знать имена родных, реагировать на них, узнавать указываемые предметы, знать их названия.
  • До двух лет включительно ребенок учится использовать простые словосочетания с существительным и глаголом в составе.
  • В 3 и 4 года ребенок без нарушений речи уже может составлять длинные предложения и относительно четко произносить звуки.
  • К шести годам ребенок должен владеть более 2500 слов, иметь правильное произношение, уметь пересказывать события, правильно использовать времена.

Нарушения речи у детей диагностируют в случае заметного отставания от этих приблизительных норм. Помимо задержки речевого развития, существует несколько видов нарушений речи у детей, которые, также могут встречаться и у взрослых.

Причины нарушения речи у детей:

Основные факторы, приводящие к нарушениям речи у детей делятся на внешние и внутренние, иногда они могут сочетаться. Итак, что влияет на развитие нарушений речи у детей:

  • Внутриутробные патологии, наследственность
  • Родовые травмы, недоношенность
  • Заболевания, травмы матери во время вынашивания ребенка
  • Употребление матерью алкоголя, курение, пребывание в плохих условиях среды, прием лекарств
  • Стрессы матери
  • Инфекционные заболевания в первые годы жизни, травмы
  • Нарушения слуха

Часто причиной нарушений речи у детей является среда и окружение. Для нормального развития, ребенку необходимо внимание и общение с родителями. К сожалению, даже в благополучных семьях, с детьми могут недостаточно заниматься и общаться: ребенок играет с планшетом, телефоном, игрушками, но эти вещи никак не развивают его речь.

Иногда родители не пытаются спровоцировать разговор с ребенком – они угадывают его желания, сразу выполняют просьбы и т.д. Таким образом, ребенок просто не испытывает потребности говорить. Кроме того, ребенку необходимы постоянные новые впечатления, в однообразных бытовых условиях развитие ребенка замедляется.

Коррекция

Медицинская помощь

Терапевтическая тактика зависит от этиологии нарушения восприятия речи. При органических поражениях головного мозга необходима медикаментозная терапия нейропротекторами, нейропептидами, витаминами, корректорами мозгового кровообращения. Используются физические методы реабилитации: физиопроцедуры (дарсонвализация, электрофорез, магнитотерапия), лечебная гимнастика, механотерапия.

Больным с деменцией назначение фармакотерапии осуществляет психиатр. Чаще всего для коррекции психических нарушений используются ноотропы, антидепрессанты, антиоксиданты, ингибиторы холинэстеразы, нейролептики.

Пациентам с врожденной тугоухостью могут быть рекомендованы различные виды восстановления слуха: электроакустическая коррекция (подбор слухового аппарата), кохлеарная имплантация. В дальнейшем для развития понимания речи и активного высказывания пациентам необходимы занятия с сурдопедагогом.

Нейропсихологическое сопровождение

Методы нейропсихологической коррекции применяются в комплексной терапии алалии, афазии, умственной отсталости, аутистических расстройств. В рамках когнитивной реабилитации ведется работа по развитию ВПФ, сенсомоторная коррекция предполагает формирование схемы тела, пространственных представлений, невербального выражения своих потребностей и др. Используются различные методы: нейрогимнастика, упражнения на межполушарное взаимодействие, мозжечковая стимуляция, песочная терапия, различные виды сенсорной интеграции. При аутизме рекомендована АВА-терапия.

Логопедическая коррекция

Важную роль в коррекции нарушений понимания речи играют логопедические занятия, направленные на активизацию слухового восприятия. Основные направления логотерапии:

  • развитие восприятия неречевых звуков (узнавание звуков природы, голосов животных, музыкальных инструментов, бытовых шумов);
  • закрепление предметного образа слова (произнесение слова, показ обозначаемого им предмета и его написание);
  • работа над пониманием ситуативной речи (утвердительные и отрицательные ответы, усвоение коротких устных инструкций);
  • развитие фонематических процессов (дифференциация фонем, звуко-буквенный анализ);
  • работа над смысловой стороной речи (отработка понимания внеситаутивных вопросов, сложных предложений и грамматических оборотов, выработка навыка осмысленного чтения).

Положительный эффект для восстановления понимания речи отмечен от использования пальчиковых игр, мнемотехники, слуховых тренировок по методу Томатис. У детей с РАС выбор может быть сделан в пользу развития вербальной или альтернативной коммуникации (с помощью жестов, карточек PECS).

Виды нарушений речи у детей:

  • Дисфония (афония) – изменение голосового аппарата посредством напряжения и спазма в связках. При этом заболевании голос становится хриплым, меняются высота и тембр.
  • Брадилалия – правильная, но сильно замедленная речь. Существует обратное этому нарушение речи – тахилалия. В этом случае речь сильно ускорена, могут пропускаться или повторяться отдельные слоги.
  • Заикание – нарушенная ритмика речи, возникает из-за судорог в речевом аппарате.
  • Дислалия – нарушение речи, связанное с затруднением произношения отдельных фонем, например, шепелявость и картавость.
  • Ринолалия – гнусавость
  • Дизартрия – происходит из-за плохой подвижности органов речи, в результате страдает артикуляция. Приводит также к нарушениям письма, чтения и речи в общем.
  • Алалия — возникает из-за недоразвитости речевых центров мозга. Заболевание может быть врожденным или приобретенным.
  • Афазия — означает утрату уже сформированных функций и вызывается поражением речевых зон лобной коры. При этом серьезном нарушении речи, у детей наблюдается полная или частичная утрата способности понимать обращенную к ним речь и говорить самому.

К наиболее серьезным нарушениям речи относят алалии, афазии и их виды.

Дефекты речи

Дефекты речи влияют на качество жизни в худшую сторону. Неспособность четко говорить не является опасным заболеванием, но на его фоне может развиться депрессия и различные болезни. Данным нарушением могут страдать и дети, и взрослые.

Ситуация в большинстве случаев исправима, если обратиться к специалистам вовремя и приложить немного усилий со своей стороны, выполняя их рекомендации. Из этой статьи вы узнаете, что такое дефект речи, какие нарушения к ним относятся, причины появления недуга и как его побороть

Определение понятия

Дефекты речи — искажённое произнесение звуков во время разговора при нормальном слухе в результате неправильной работы артикуляционного аппарата. Нормальной речью считается внятное и четкое произношение каждого звука. При этом речь должна быть плавной и ритмичной, а слова узнаваемы.

К нарушениям воспроизведения звуков относятся:

  • Шепелявость — искажение шипящих и свистящих звуков.
  • Картавость — отсутствие навыка четкого произношения звука «Р».
  • Гнусавость (ринолалия) — воздух со звуком выходит, как бы из носа.
  • Замедленный темп и ритм речи (брадилалия).
  • Искажение, «проглатывание» или замена звуков при произнесении слов (дислалия).
  • Заикание — невозможность сказать слова с первой попытки без растянутого произношения звуков и длительных пауз между ними.
  • Полное или частичное отсутствие речи (алалия).

При наличии или появлении любого из вышеперечисленных видов недуга рекомендуется обратиться к профессионалам— логопеду или дефектологу. Ситуация исправима в различном возрасте, но не стоит затягивать с этой проблемой, чтобы избежать стойкого закрепления нарушений. Особенно это касается отклонений от нормы у детей. Лечение в раннем возрасте гарантирует, что ребенок научится говорить правильно и красиво.

Причины невнятной речи

Причинами может стать врожденное нарушение речи вследствие какого-либо негативного воздействия на плод во время беременности или родов (например, гипоксия — кислородное голодание) и приобретенное нарушение речи вследствие заболеваний, физических или психологических травм:

  • родовые травмы головы;
  • генетические факторы (наследственность);
  • врожденные аномалии (глухота, не заращение верхней губы, твердого и мягкого неба, неправильный прикус, дефекты челюстей, зубов, языка и губ);
  • эмоциональное потрясение (стресс, сильный испуг или шок);
  • нарушение работы центральной нервной системы;
  • контузия;
  • последствия инфекционных заболеваний;
  • повреждение или неправильное формирование речевого аппарата;
  • последствия хирургического вмешательства в области речевого аппарата;
  • образец неверного произношения со стороны взрослых.

В процессе произношения звуков речи одновременно участвуют несколько органов — мозг, гортань, мышцы лица, языка и органов дыхания. Не поддаются исправлению дефекты, которые связаны с необратимой деформацией речевых органов, возникшие вследствие механических повреждений — травм горла, носа, языка, черепа или дыхательных путей.

Методы избавления от дефектов речи

Причин нарушений речи множество, поэтому и многообразны методы их исправления. Для получения эффективного результата очень важно установить истинную причину недуга и в первую очередь работать с ней. Тактика коррекции взрослых и детей может быть различна.

Патологии речи у взрослых

Во взрослом возрасте возникают чаще всего вследствие болезни. Для определения или подтверждения причины специалистом назначается обследование. И только на основании результатов доктор определяет тактику лечения. Например, гнусавость (ринолалия) исправляется благодаря удалению полипов в носу или восстановлению искривления носовой перегородки.

Если после излечения болезни (устранения основной причины) нормальная речь не восстанавливается, тогда используется дыхательная и речевая терапия. Например, невнятность произношения, которая проявляется в основном при сильном волнении, легко исправляется с помощью комплекса специальных дыхательных упражнений.

Если дефекты речи спровоцировали психологические проблемы, то в этом случае понадобится помощь не только логопеда, но ещё психолога или психотерапевта. Достаточно эффективна групповая и индивидуальная терапия.

Человеку с нарушением функции речи не рекомендуется избегать людей. Страх, что окружающие люди его не поймут или будут высмеивать, чаще всего надуман и не обоснован. Наоборот, надо как можно больше общаться, совершенствуя свое произношение. Человек, избегающий словесного контакта, может заболеть тяжелым психическим заболеванием.

Нарушения речи у детей

Речь человека наиболее интенсивно развивается на втором году жизни. Если ребёнок не выговаривает некоторые звуки в 3–4 года, это считается нормой. Но сохранение ситуации без изменений у пятилетнего ребенка является веским основанием обратиться к логопеду. Им в индивидуальном порядке будет скорректирована эффективная программа для исправления нарушений.

Иногда родители сами виноваты в возникновении проблемы, когда поощряют неправильное произношение звуков. Начиная с младенчества, с ребенком нужно говорить четко и правильно. И ни в коем случае нельзя «сюсюкаться», намеренно искажая слова, так как малыш учится языку, копируя все звуки речи у окружающих его людей.

В зависимости от причины логопед или дефектолог может назначить различные способы исправления речевых нарушений или их комплекс:

  • Массаж.
  • Артикуляционную гимнастику.
  • Лечение заболеваний носа, восстановление проходимости носовых ходов и пазух.
  • Посещение стоматолога для исправления шепелявости из-за неправильного прикуса.
  • Медикаменты для уменьшения напряжения мышц речевого аппарата (назначает невропатолог).
  • Занятия по развитию речи для формирования правильного произношения слов с помощью звуковых упражнений: проговаривания отдельных звуков, фраз и скороговорок.

Избавиться от нарушений речи можно в процессе комплексной работы нескольких специалистов, в том числе и логопеда, который поможет наладить произношение после устранения первичной причины.

Нарушение фонематического слуха

Одной из причин неправильного произношения является нарушение фонетического слуха, когда ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их из-за плохого понимания речи окружающих. С младенчества дети постепенно осваивают родной язык способом подражания, а с взрослением уже быстрыми темпами пополняют свой лексикон новыми словами.

Если малыш долго не разговаривает, надо насторожиться и обратить внимание на проблему для выявления дефекта на ранней стадии. В противном случае развитие и обучение в школе будет затруднено. Поэтому первоочередная задача родителей как можно раньше обратить внимание на проблему и начать заниматься с малышом.

Логопедические упражнения в игровой форме, которые помогут развить фонематический слух. Их родители могут проводить дома самостоятельно:

  1. Отгадывание звука. Старший член семьи называет один звук, который кроха должен запомнить. Далее медленно произносится ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Отбивание ритма. Ладонями или подручным предметом родитель стучит по столу. Малыш должен повторить ритм.
  3. Повтор звукосочетаний за родителем.
  4. Отгадывание звука по картинкам. Для выполнения этого упражнения необходимо знать азбуку. Родитель произносит звук речи, а ребенок находит его среди картинок.
  5. Родитель намеренно искажает слова, среди которых есть и правильный вариант. Малыш хлопает в ладоши, когда слышит правильное звучание слова.

Систематическое выполнение комплекса логопедических упражнений от простого задания к сложному поможет достичь ощутимых результатов в устранении речевых нарушений у ребенка. Совместное времяпровождение за занятиями не только будет способствовать развитию слуха, но ещё и доставит огромную радость от общения обеим сторонам.

Как помочь ребенку в домашних условиях?

От правильного поведения родителей зависит результат работы. Смеяться над ребенком, который плохо говорит, ни в коем случае нельзя, так как он может замкнуться в себе. Каждому человеку, а тем более ребенку необходимо чувствовать себя нужным и любимым. Постарайтесь как можно больше уделять внимание своему малышу:

  • общайтесь с ним на различные темы;
  • разучивайте стихи и сочиняйте сказки;
  • читайте вместе и рисуйте иллюстрации к прочитанному;
  • обсуждайте прочитанное и придумывайте свои концовки произведений;
  • вместе слушайте музыку и пойте;
  • обязательно выслушивайте ребенка, не прерывая его рассказ.

Ненавязчивая беседа и вышеперечисленные занятия, проводимые в игровой форме, будут способствовать развитию речи и мышления. Во время общения постарайтесь выявить проблему и после этого обратиться к соответствующему специалисту.

Рекомендации родителям

Чтобы избежать проблем или начать их своевременно устранять, родители должны придерживаться советов профессионалов:

  • С самого рождения нужно активно разговаривать с малышом, описывая ему свои действия и окружающие предметы.
  • Побуждать кроху говорить, начиная с простых сочетаний звуков («агу»).
  • Подавать пример правильного произношения — говорить не спеша, отчетливо выговаривая все звуки.
  • Не усердствовать с ранним развитием, чтобы не перегрузить неокрепшую психику малыша.
  • Избегать травм головы.
  • При проявлении нарушений речи обратиться за консультацией к логопеду.
  • Следовать указаниям специалиста и регулярно заниматься — выполнять упражнениями, которые он порекомендует.
  • Не надо давить на малыша, заставляя его заниматься без желания.
  • Не ругайте за неудачи.

И самое главное — хвалите ребенка за малейшие достижения, проявленные во время занятий.

В заключение

Несовершенства речи в детском возрасте исправить нетрудно. Взрослому же человеку для устранения недостатков потребуется больше усилий, но это возможно благодаря оказанию помощи профессионалов, таких как специалисты логопедического центра в Белгороде.

Штат сотрудников центра включает, логопедов, дефектологов, олигофренопедагогов, сурдопедагогов, специальных психологов. Квалифицированные работники:

  • подберут индивидуальную коррекционную программу;
  • помогут родителям вникнуть в суть проблемы ребенка;
  • проконсультируют в вопросах речевого развития;
  • протестируют уровень готовности детей к школе.

В центре проводятся занятия по улучшению дикции и техники речи как с детьми, так и со взрослыми. Для консультации или получения более подробной информации позвоните по указанному номеру телефона.

Лечение нарушений речи у детей

Лечение нарушений речи у детей проводят в нескольких направлениях – это логопедическая, психологическая, педагогическая, неврологическая работа с возможным применением лекарств. Огромное значение в успешности лечения играет участие родителей и обстановка в семье.

Если с небольшими нарушениями речи может справиться детский логопед, то такие заболевания как различные алалии требуют комплексного подхода и участия нескольких специалистов, а само лечение может быть достаточно продолжительным.

В большинстве случаев лечения нарушений речи заметна положительная динамика. Однако, в школе у ребенка с алалией и афазией могут возникнуть проблемы с чтением и письмом. Для улучшений интегральных свойств мозга, детям нередко назначают ноотропные препараты, улучшающие память, нейронные связи, стимулируют психические процессы.

Родители должны помнить, что нарушения речи у детей в дошкольном возрасте могут повлечь последствия в дальнейшем, если не приступить к их коррекции и лечению.

Проявления УО

Умственная отсталость у ребенка проявляется с раннего возраста. Выражается она в сниженном интеллекте, сенсорных и двигательных расстройствах, задержке формирования речи. В зависимости от степени отсталости определяется способность ребенка к обучению, развитию и возможность интеграции в общество. Хорошей новостью в данном случае является тот факт, что УО не прогрессирует со временем, а в случае грамотно проведенных коррекционных мероприятий состояние даже улучшается. Однако необходимо помнить о том, что ребенок способен развиваться лишь в пределах физиологических возможностей. Ярче всего выделяется снижение интеллекта и речевого развития. А ведь для любого уровня адаптации крайне важна сформированная речь. Поэтому одним из важнейших направлений в коррекции детей с УО являются занятия с логопедом-дефектологом.

Работа с детьми с нарушением речи

Работа с детьми с нарушением речи проводится в дошкольном учреждении воспитателем-логопедом.

Во время индивидуальных занятий с ребенком важно, чтобы остальные дети не отвлекали его от процесса. Лучше всего, если обучение проходит в отдельной комнате или специальном логопедическом уголке, оборудованном большим зеркалом.

ВАЖНО: Логопед должен внимательно следить за речью ребенка и исправлять любые ошибки в речи. Переход к новому материалу происходит только тогда, когда ребенок начнет выполнять правильно все предложенные задания.

Во время занятия воспитатель проговаривает материал четко, громко, медленно и требует того же от ученика. Занятия проводят не менее трех раз в неделю.

ВАЖНО: Необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям. Для этого можно, например, рассказать сказку или вместе с малышом сочинить историю, главным героем которой будет выступать он сам.

Таблица нормы речевых навыков по возрастам

ВозрастРечевые навыки, словарный запас
1 год5-10 простейших слов, обозначающих близкого человека, предмет или действие: мама, баба, би-би, дай, бах и т.д.
2 года300-400 слов, короткие предложения, использование глаголов, прилагательных.
3 годаОколо 1500 слов, использование местоимения “Я”, употребление предложений из 3-4 слов с основными частями речи (глаголы, прилагательные, наречия и т.д.)
4 года1500-2000 слов, употребление предлогов и союзов, временных и пространственных понятий. Исчезает смягченное произношение согласных звуков. Ребенок умеет произносить шипящие (Ш, Щ и т.д.) и свистящие (С) звуки.
5 лет2500-3000 слов. Употребление слов верное, без перестановки слогов и звуков. Использование обобщающих слов (юбка и кофта — это одежда и т.п.)
6-7 лет3500 слов. Используются образные слова и выражения (например, «ни свет ни заря»), устоявшиеся фразы и поговорки. Ребенок может объяснить значение несложного слова и рассуждать о его происхождении.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Кто такой логопед: педагог или врач

По поводу того, является ли логопед психологом, медиком или учителем, существуют различные точки зрения. Всё дело в том, что логопеды принимают пациентов не только в медицинских учреждениях. На сегодняшний день, в большинстве детских садов, школ и коррекционных учебных учреждений, в штате предусмотрена должность логопеда. Эти специалисты работают с детьми непосредственно по месту их обучения. Такие логопеды являются педагогами – они имеют высшее логопедическое или дефектологическое образование, а в своей работе руководствуются данными медицинского характера, полученными из карты пациента. Работа этого педагога тесно связана с врачебной деятельностью детского невролога, отоларинголога, психолога, так как причины появления дефектов речи, нередко обусловлены наличием каких-либо расстройств здоровья.

Содержание:

  • Кто такой логопед: педагог или врач
  • Чем занимается логопед
  • Какие органы и психические явления лечит логопед
  • Заболевания и нарушения, относящиеся к компетенции логопеда
  • Основные причины появления дефектов речи
  • Повод для обращения к логопеду
  • Когда нужно вести ребёнка к логопеду
  • Какие методы диагностики и лечения применяет в своей деятельности логопед

Специалисты, работающие в медицинских учреждениях, имеют высшее медицинское образование, а также образование в области дефектологии или логопедии, дополнительное прохождение курсов психотерапии. В отличие от педагогов, они могут назначать в схеме лечебной терапии медикаментозное лечение, а также применять психотерапевтические методики для того, чтобы помочь пациенту справиться с нарушениями речи.

Когда пора бить тревогу

К 1 году малыш должен уметь произносить от 5 до 10 слов. Если он говорит меньше или не говорит вообще, это тревожный сигнал.

В 2 года дети уже общаются простейшими фразами, употребляют глаголы, а словарный запас составляет около 200-300 слов.

В 3 года ребенок активно использует распространенные фразы — например: «У Маши (есть) кукла Даша».

Стоит проконсультироваться с логопедом, если кроха до сих пор говорит односложными предложениями. Также надо обратиться к специалисту, если малыш неверно произносит звуки. Еще один повод для беспокойства — отсутствие в речи глаголов, местоимения «Я» и неверный порядок и форм слов в предложениях.

В 4 года дети хорошо выговаривают звуки З и С. Они уже умеют рассказывать о произошедших событиях, задавать вопросы и излагать свои мысли вслух. Также ребята используют в речи слова, обозначающие временные и пространственные понятия (близко, далеко, скоро и т.д.)

Пятилетние дети умеют произносить шипящие Ш, Ж, Щ. Они используют все части речи в предложениях и употребляют обобщающие слова (машина, самолет — это транспорт и т.д.). Ребята способны произносить слова без пропусков и замен слогов и звуков.

В 6 лет ребенок должен научиться произносить букву Р и говорить достаточно длинные фразы без ошибок. Дети 6-7 лет могут верно употребять поговорки, устойчивые выражения, а также объяснять значения слов.

При малейших сомнениях в развитии речи стоит обращаться к логопеду. Чем раньше начать действовать, тем быстрее получится исправить дефект.

Нарушение письменной речи

Впервые родители поймут, что у ребенка имеются проблемы с письменной речью при обучении его грамоте.

Дисграфия — неполное нарушение письма, проявляется в повторении одних и тех же ошибок при написании:

  • замене слогов или отдельных букв
  • нарушении порядка букв в словах
  • разрыве отдельных слов при их написании

Дислексия — частичное нарушение чтения. Проявляется в устойчивых ошибках, обусловленных отсутствием важных психических функций.


Нарушения письменной речи проявляются при обучении письму

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]