Методика логопедической работы при закрытой ринолалии


Коррекция ринолалии в обязательном порядке включает занятия со специалистом-логопедом. Даже в том случае, если причина речевого нарушения не в функциональном поражении, а в органическом.
Родители должны понимать, что само по себе хирургическое вмешательство не поможет ребенку заговорить чисто и правильно. Операция лишь дает возможность органам речи функционировать правильно, а вот поставить звуки и сформировать красивую четкую дикцию сможет только логопед.

План логопедических занятий при ринолалии

Первый этап — дооперационный

Занятия с логопедом целесообразно начинать проводить еще до операции. На этом этапе специалист приложит усилия для постановки имеющихся в «арсенале» ребенка звуков, уделит внимание общему речевому развитию, правильному дыханию. Так как после оперативного вмешательства основной упор будет сделан на развитие новых возможностей артикуляционного аппарата, вначале нужно добиться устранения неправильных движений лицевых мышц и подготовить навыки правильного дыхания и артикуляции.

Второй этап — восстановление после операции

На этой стадии занятия направлены на улучшение подвижности мягкого неба, исправление неправильной артикуляции, отработка произношения гласных звуков.

Третий этап — работа над произношением всех звуков, правильным координированием дыхания и артикуляции

На данном этапе проводится работа по постановке правильного произношения звуков, устранению привычной назальности речи у ребенка. Проводятся упражнения по улучшению фонематического слуха, много времени уделяется грамматическому строю речи.

Четвертый этап — автоматизация поставленных звуков

Этот период также занимает немало времени, так как дети с ринолалией нелегко автоматизируют правильные звуки. Крайне важно участие в работе родителей ребенка. Контроль за выполнением заданий, своевременная обратная связь с педагогом являются значимым залогом достижения хорошего результата.

Логопедические занятия — основное «оружие» для коррекции ринолалии, вызванной функциональными нарушениями, и ничуть не менее важное, чем скальпель хирурга при ринолалии органической. Регулярные упражнения помогут восстановить речь ребенка и дать ему все возможности для успешного общение и обучения.

Коррекционная работа при ринолалии

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ РИНОЛАЛИИ

Формирование фонетически правильной речи у детей дошкольного возраста, имеющих врожденную расщелину нёба, направлено на решение нескольких взаимосвязанных задач:

1) нормализация «ротового выдоха», т.е. выработка длительной ротовой струи при произнесении всех звуков речи, кроме носовых;

2) выработка правильной артикуляции всех звуков речи;

3) устранение назального оттенка голоса;

4) воспитание навыков дифференциации звуков с целью предупреждения дефектов звукового анализа;

5) нормализация просодической стороны речи;

б) автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении.

Решение этих специфических задач возможно при учете закономерностей усвоения правильных навыков произношения. При коррекции звуковой стороны речи усвоение правильных навыков звукопроизношения проходит несколько этапов.

Первый этап

– этап «предречевых» упражнений – включает следующие виды работы:

1) дыхательные упражнения;

2) артикуляционная гимнастика;

3) артикуляция изолированных звуков или квазиартикуляция;

4) слоговые упражнения.

На данном этапе происходит в основном обучение моторным навыкам на основе исходных безусловно-рефлекторных движений.

Второй этап

– этап дифференциации звуков, т. е. воспитания фонематических представлений на основе двигательных (кинестетических) образов речевых звуков.

Третий этап

– этап интеграции, т. е. обучения позиционным изменениям звуков в связном высказывании.

Четвертый этап

– этап автоматизации, т. е. превращения правильного произношения в нормативное, в привычное настолько, что оно не требует специального контроля ср стороны самого ребенка и логопеда.

Все этапы усвоения звуковой системы обеспечиваются двумя категориями факторов:

1) бессознательными (через вслушивание и воспроизведение);.

2) сознательными (через усвоение артикуляционных укладов и фонологических признаков звуков).

Коррекционные задачи имеют определенное различие в зависимости от того, произведена ли пластическая операция по закрытию расщелины или нет, хотя основные виды упражнений используются как в дооперационный, так и в послеоперационный период.

До операции решаются следующие задачи

:

1) освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений;

2) подготовка правильного произношения гласных звуков;

З) подготовка правильной артикуляции доступных ребенку согласных звуков.

После операции коррекционные задачи

намного усложняются:

1) развитие подвижности мягкого нёба;

2) устранение неправильного уклада органов артикуляции при произнесении звуков;

З) подготовка произношения всех звуков речи без назального оттенка (за исключением носовых звуков).

Специфическими для послеоперационного периода являются следующие виды работы:

а) массаж мягкого нёба;

б) гимнастика мягкого нёба и задней стенки глотки;

в) артикуляционная гимнастика;

г) голосовые упражнения.

Основная цель

данных упражнений состоит в том, чтобы:

– увеличить силу и длительность выдыхаемой через рот воз душной струи;

– улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры;

– выработать контроль за функционированием нёбно-глоточного затвора.

Основная цель массажа мягкого нёба – разминание рубцовой ткани. Проводить массаж нужно до еды, с соблюдением гигиенических требований. Осуществляют его следующим образом. Производятся поглаживающие движения по линии шва вперед-назад до границы твердого и мягкого нёба, а также вправо-влево вдоль границы твердого и мягкого нёба. Можно чередовать поглаживающие движения с прерывисто-надавливающими. Полезно также легкое надавливание на мягкое нёбо при произнесении звука а

. Рот при этом должен быть широко открыт.

Гимнастика мягкого нёба

включает целый ряд упражнений:

1. Глотание воды или имитация глотательных движений. Детям предлагают попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать воду из пипетки по нескольку капель. Глотание воды маленькими порциями вызывает наиболее высокий подъем мягкого нёба.

2. Позёвывание при открытом рте; имитация позёвывания.

3. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.

4. Покашливание. Это очень полезное упражнение, так как покашливание вызывает энергичное сокращение мышц задней стенки глотки. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостями. Прикоснувшись рукой к гортани под подбородком, ребенок может ощутить подъем нёба.

5. Четкое, энергичное, утрированное произнесение гласных звуков высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок. Сначала тренируется отрывистое произнесение гласных звуков а, э,

затем –
о, у
с утрированной артикуляцией. Далее постепенно переходят к четкому произнесению звукового ряда
а, э, у, о
в разных чередованиях. При этом изменяется артикуляционный уклад, но сохраняется утрированный ротовой выдох. Когда этот навык упрочится переходят к плавному произнесению звуков.

Работа над дыханием

является необходимой для воспитания правильной звуковой речи. Для выработки правильной ротовой воздушной струи проводят специальные упражнения, в которых вдох и выдох носом чередуются со вдохом и выдохом ртом, например, пример: вдох носом — выдох ртом; вдох – выдох носом; вдох – выдох ртом.

При систематическом применении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и учится правильно направлять ее. Это способствует также воспитанию правильных кинестетических ощущений движений мягкого нёба.

Очень важно постоянно контролировать ребенка при выполнении этих упражнений, так как на первых порах ему бывает трудно ощущать утечку воздуха через носовые ходы. Приемы контроля различны: к носовым ходам приставляют зеркало, ватку, полоски тонкой бумаги.

Выработке правильной воздушной струи

способствуют также упражнения, связанные с дутьем.

Дыхательные упражнения

нужно проводить в форме игры, внося элементы соревнования. Часть игрушек дети изготавливают сами с помощью родителей. Это бабочки, вертушки, цветки, метелочки, выполненные из бумаги или ткани. Можно использовать полоски бумаги, прикрепленные к деревянным палочкам, ватные шарики на ниточках, легкие бумажные фигурки акробатиков и т. п. Такие игрушки должны иметь целевое назначение и использоваться только на занятиях по воспитанию правильной речи.

Дуть можно также на легкие пластмассовые игрушки, плавающие в воде. Хорошее упражнение – дутье через трубочку в бутылку с водой. В начале занятия диаметр трубочки должен составлять 5 – 6 мм, в конце 2 – 3 мм.

Можно предложить детям дуть на шарики или карандаши, лежащие на гладкой поверхности так, чтобы они перекатывались. Можно организовать игру в «мыльные пузыри». Более трудным упражнением является игра на духовых инструментах. Необходимо учитывать, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка (могут вызывать головокружение), поэтому их обязательно надо чередовать с другими.

Одновременно с детьми проводят цикл упражнений,

основная цель которых
нормализация речевой моторики.
Особенности артикуляции детей с ринолалией:

1) высокий подъем языка и смещение его в глубь ротовой полости;

2) недостаточная губная артикуляция;

3) чрезмерное участие корня языка и гортани в произнесении звуков.

Устранение названных особенностей артикуляции – важное звено в коррекции дефекта.

Упражнения, развивающие губы, щеки, язык:

1) надувание обеих щек одновременно;

2) надувание щек попеременно;

3) втягивание щек в ротовую полость между зубами;

4) сосательные движения – сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сомкнуты;

5) оскал: губы сильно растягиваются в стороны, вверх-вниз, обнажая оба ряда зубов;

6) «хоботок» с последующим оскалом при сжатых челюстях;

7) оскал с раскрыванием и закрыванием рта, смыканием губ;

8) вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях;

9) вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста);

10) втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием к зубам при широко раскрытых челюстях;

11) имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы);

12) вибрация губ;

13) движение губ хоботком влево-вправо;

14) вращательные движения губ хоботком;

15) сильное надувание щек (воздух губами удерживается в ротовой полости).

Упражнения для языка:

1) высовывание языка лопатой;

2) высовывание языка жалом;

3) высовывание распластанного и заостренного языка поочередно;

4) поворачивание сильно высунутого языка вправо;

5) поднимание и опускание задней части языка – кончик языка упирается в нижнюю десну, а корень то поднимается вверх, то опускается вниз;

6) присасывание спинки языка к нёбу, сначала при закрытых челюстях, а затем при открытых;

7) высунутый широкий язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь спинкой верхних зубов и нёба и загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба;

8) присасывание языка между зубами, так что верхние резцы «скоблят» спинку языка;

9) круговое облизывание кончиком языка губ;

10) поднимание и опускание широкого высунутого языка к верхней и нижней губам при раскрытом рте;

11) поочередное загибание языка жалом к носу и подбородку, к верхней и нижней губам, к верхним и нижним зубам, к твердому нёбу и дну ротовой полости;

12) касание кончиком языка верхних и нижних резцов при широко раскрытом рте;

13) высунутый язык удерживать желобком или лодочкой;

14) высунутый язык удерживать чашечкой;

15) закусывание зубами боковых краев языка;

16) упираясь боковыми краями языка в боковые верхние резцы при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхних и нижних десен;

17) при том же положении языка многократно барабанить кончиком языка по верхним альвеолам (т-т-т-т

);

18) проделать движения одно за другим: язык жалом, чашечкой, вверх и т. д.

Перечисленные упражнения не следует давать все подряд. Каждое небольшое занятие должно состоять из нескольких элементов: дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики и тренировки в произнесении звуков.

Большого внимания и напряжения требует работа над звуками

. Гласные звуки
а, о, у, э
ставятся в первую очередь. Вначале звуки отрабатывают в отрывистом изолированном произнесении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох.

При каждом произнесении необходим контроль за направлением воздушной струи. Для этого ребенок держит у крыльев носа зеркало или легкую ватку.

Затем ребенка упражняют в повторении гласных с паузами, во время которых он учится удерживать мягкое нёбо в поднятом положении (правильное положение мягкого нёба ему нужно показать перед зеркалом). Паузы постепенно увеличивают до 2 – 3 с. далее можно переходить к плавному произнесению.

Постановку согласных звуков начинают со звуков ф

и
п.
Упражнения на постановку и закрепление звуков следует проводить в большом количестве и в самых разных сочетаниях.

Хорошим приемом, облегчающим введение правильно произносимых в изолированном положении звуков в самостоятельную речь, является пение. Во время пения смыкание мягкого нёба и задней стенки глотки осуществляется рефлекторно и ребенку бывает легче сосредоточиться на артикуляции звуков.

Дети с ринолалией, посещающие специальный д/сад, под руководством логопеда овладевают правильным произношением звуков. Занятия проводятся как в группе, так и индивидуально.

При составлении индивидуального плана логопед должен придерживаться следующих направлений:

нормализация звуковой стороны речи устранение лексико-грамматического недоразвития. Включается ряд разделов:

1. Звуки, подлежащие постановке, коррекции, уточнению или дифференциации. Обращается внимание на нарушение собственно артикуляции звуков и на степень назализации при их произнесении.

2. Ритмико-слоговая структура. Вычленяются трудности произношения звуков в сложных позициях (типа ССГ), а также в многосложных словах и в конце фразы.

3. Фонематическое восприятие и состояние слухового контроля за собственной речью.

В первом периоде обучения

в д/саду на индивид. занятиях проводится уточнение произношения гласных звуков
а, э, о, у, ы
и согласных
п, п’ ; ф, ф’; в, в’; т, т’;
постановка и первоначальное закрепление звуков:
к, к’; х, х’; с, с’; г, г’; л, л’; б, б’.
Во втором периоде

озвучиваются звуки: и; д, д’; з, з’; ш; р.

В третьем периоде

отрабатываются звук
ж
,
аффрикаты
и продолжается работа над уточнением артикуляции пройденных ранее звуков. Одновременно ведется работа над устранением назального оттенка.

Большое место отводится дифференциации ротовых и носовых звуков: м – п; м’ п’; н – д; н – т; м – б; м’ – б’.

Упражнения при коррекции ринолалии

Некоторые виды занятий должен проводить исключительно специалист. К примеру, в послеоперационном периоде для восстановления подвижности мягкого неба помимо дыхательных упражнений проводится также специальный массаж. Родителям не стоит выполнять его самостоятельно.

А вот многие упражнения вполне можно повторять и дома. Частые «тренировки» помогут ребенку освоиться быстрее. Однако важно соблюдать основные правила:

  1. занятия не должны переутомлять ребенка;
  2. его усердия обязательно должно поддерживаться семьей;
  3. все упражнения должны быть сначала отработаны с логопедом, чтобы исключить вероятность неправильного выполнения.

Обследование детей при ринолалии

Если у ребенка врожденная расщелина нёба, то применяют системный подход в лечении ринолалии. Кроме тщательного исследования строения и работы артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функции, обязательно логопедическое изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, развития лексики и грамматики.

1 этап – инструментальные методы

На 1-ом этапе обследование проводится врачами, которые используют специальные методы. Рентгенография

необходима, чтобы установить анатомо-физиологическое строение речевого аппарата ребенка, подвижность мягкого нёба, особенности нёбно-глоточного смыкания, активность глоточной мускулатуры. Исследование тембра, высоты голоса выявляет спектральный анализ. Метод
рентгенотомографии
изучает положение органов речи, степень раскрытия рта, направление движений языка. Метод
спирометрии
позволяет получить данные о дыхательной функции и емкости легких. С помощью
риноскопии
изучается строение и разрастание в носовой полости.
Фонендоскоп
исследует наличие субмикозных расщелин(пробы Гуцмана). С помощью слоговых таблиц изучают разборчивость речи (метод аудиторского анализа). Только после медицинского обследования ставится диагноз: открытая, закрытая или смешанная ринолалия.

2 этап – психологическое обследование

Второй этап – психологическое обследование. Специалисты обследуют состояние памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, особенности психического развития ребенка, ведущей деятельности, уровня сенсорного развития, общей и мелкой моторики.

Заключение врача

На заключительном этапе вердикт выносит логопед, который должен определить, какие компоненты речи пострадали из-за дефекта, какова степень тяжести речевых нарушений, что первично, а что вторично. Логопедическое обследование включает в себя:

  • обследование органов артикуляции;
  • функции нёбно-глоточного смыкания;
  • состояние мимической мускулатуры;
  • тип физиологического дыхания;
  • частоту и ритмичность дыхания;
  • силу, высоту и тембр голоса;
  • состояние звукопроизношения;
  • просодической стороны речи;
  • фонематического восприятия;
  • состояние словаря и грамматического строя речи.

У школьников обследуется чтение и письмо.

Логопед делает заключение: ФН (фонетическое нарушение), ФФН (фонетико-фонематичекое нарушение), ОНР (общее недоразвитие речи).

Вверх

Дыхательные упражнения

Для ринолаликов характерно дыхание с выдохом как через рот, так и через нос. Поэтому научить ребенка контролировать вдох и выдох очень важно. Для контроля можно использовать кусочек ваты или салфетки, приложенные к носу. Цель упражнений — научить «дуть» только через рот.

Вдох — выдох

Это упражнение поможет научиться контролировать дыхание. Вдох и выдох ребенок производит строго определенным образом. Например, вдох-выдох носом, в следующий раз и вдох, и выдох только ртом. Усложняем задание — вдохнуть носом, выдохнуть ртом, следующий вдох-выдох носом, затем — только через рот. И так далее.

Буря в стакане воды

Наглядный контроль за ротовым дыханием помогут осуществить игры с водой. Дети с удовольствием дуют в воду через трубочку, создавая настоящие бури и шторма. Чтобы вода не расплескалась, удобнее взять не широкий стакан, а бутылку. Только обязательно прозрачную, чтобы бурление было хорошо видно. Когда ребенок научится дуть в трубочку, создавая бульканье, нужно постараться удлинить выдох. Чтобы буря была «настоящей», выдох должен быть равномерным и длительным.

Игры на задувание свечи, забивание «футбольных мячей», сделанных из ватных шариков, различные игрушечных духовых инструментов и надувание воздушных шаров также очень полезны. Однако здесь важны постепенность усложнения задачи и отсутствие перегрузок. Дыхательные упражнения не должны быть длительными, чтобы у ребенка не закружилась голова.

Статья:

Логопедическая работа с детьми, страдающими ринолалией, начинается с 2—3- летнего возраста и проводится как в дооперационный, так и в послеоперационный периоды. Если иметь в виду только ринолалию (без учета возможного сопутствующего ей общего недоразвития речи), то конечная цель логопедической работы — это снятие носового оттенка голоса и воспитание правильного звукопроизношения, что в итоге и обеспечит нормализацию речевой функции ребенка. Однако ни то ни другое не может быть достигнуто без обеспечения необходимых предпосылок. К их числу относится развитие подвижности мягкого неба, воспитание достаточно сильного и продолжительного ротового выдоха, достижение переднего положения языка. К созданию этих предпосылок приступают уже в дооперационный период.
Основная цель дооперационной логопедии и комплекса лечебных мероприятий заключается в том, чтобы максимально предупредить те возможные отклонения в развитии ребенка, которые как бы заранее предопределяются, программируются самим фактом наличия расщелины, а также подготовить более благоприятные условия для проведения операции. В этот период главное внимание должно быть обращено на следующее.

1. Предупреждение появления астенического синдрома. Поскольку заранее известно, что дети с врожденными небными расщелинами ослаблены и предрасположены к простудным заболеваниям, то с самого раннего возраста необходимо позаботиться о закаливании ребенка и о стимуляции его физического развития. Закаливание проводится с самых первых месяцев жизни. С этой целью можно использовать постепенно увеличивающиеся по продолжительности воздушные ванны, водные процедуры, прогулки с ребенком на воздухе при условии постепенного увеличения их длительности и не слишком резких колебаний температуры.

Стимуляция физического развития достигается преимущественно за счет подвижных игр и специальных физических упражнений. На самых ранних этапах развития лучше всего «следовать» за ходом нормального онтогенеза, несколько активизируя те движения, которые доступны ребенку данного возраста. Например, если в период от 6 до 10 месяцев ребенок в основном ползает, то на активизации ползания и сосредоточивается внимание. Для стимуляции этого двигательного процесса ребенку предлагается ползти то к маме, то к папе, то к бабушке, то за яркой игрушкой. Расстояние можно постепенно увеличивать. Примерно то же самое в соответствующем возрасте проделывается и с ходьбой, бегом. Используется игра в прятки, в мяч и другие подвижные игры.

2. Предупреждение фиксации языка в неправильном положении. С этой целью малыша уже с самых первых дней его жизни избегают класть на спинку, чтобы самим этим положением не провоцировать западание языка назад. В дальнейшем стараются всемерно стимулировать движения кончика и передней части спинки языка (например, можно систематически предлагать ребенку слизывать варенье с верхней губы, «чистить зубы» кончиком языка, играть в «часики», переводя высунутый изо рта язык из одного угла рта в другой и т. п.).

Переднее положение языка очень важно для воспитания у ребенка уже в дооперационном периоде ротового выдоха, поскольку оттянутый в глубь ротовой полости корень языка препятствует выходу воздуха через рот. Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка позволяет полностью снять носовой оттенок на том или ином звуке, а впоследствии и во всей речи. Переднее положение языка и всемерная активизация его кончика необходимы также для воспитания правильной артикуляции звуков, большинство из которых в русском языке являются переднеязычными.

3. Предупреждение нарушений дыхательной функции. Поскольку при ринолалии наблюдается утечка воздуха через нос и сам по себе выдох очень укороченный, неэкономный, то нужно постараться предупредить окончательное закрепление такого способа дыхания. Основная задача — выработать достаточно продолжительный и экономный, устойчивый ротовой выдох, на котором можно было бы произнести целую фразу. С этой целью используется специальная дыхательная гимнастика, предупреждающая уменьшение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и подготавливающая тем самым дыхательный аппарат ребенка к нормальной речевой нагрузке. Наряду с этим ребенка необходимо научить дышать носом, а не ртом.

Для развития продолжительности ротового выдоха можно уже начиная с 1,5—2 лет приучать ребенка «студить чай», «согревать ручки» теплом своего дыхания, дуть на больное место и т. п. Воспитанию вдоха через нос способствуют такие упражнения, как «нюхание цветка». В дальнейшем можно использовать катание по столу круглых карандашей, расположенных на уровне рта ребенка; игру на губной гармошке, задувание свечи с постепенным увеличением расстояния до нее, «поддувание» летающих в воздухе пушинок, сдувание одуванчиков и т. п. Однако ввиду большой утомительности дыхательных упражнений они проводятся в течение 1,5—2 минут, но в процессе одного занятия повторяются несколько раз. Дыхательные упражнения помимо решения чисто логопедических задач способствуют также более полноценному развитию грудной клетки ребенка, а следовательно, и укреплению его здоровья

4. Активизация мышц небно-глоточного кольца. Она очень важна уже в дооперационный период, поскольку в значительной мере улучшает условия для проведения операции. Здесь можно рекомендовать упражнения типа легкого покашливания, позевывания, проглатывания маленькими порциями молока или воды. При этом мягкое небо (а до операции — его фрагменты) рефлекторно поднимается вверх. Проводится и пальцевой массаж сегментов твердого и мягкого неба, чему мать ребенка обучают уже в родильном доме. Эти упражнения возобновляются и через две-три недели после операции, но активизации мягкого неба здесь уделяется еще большее внимание. Во многих случаях для этой цели используется и физиотерапия. Основная цель этой работы — обеспечение смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки, что необходимо для достижения изоляции носовой полости от ротовой. Ринолалия — это носовой оттенок голоса, сопровождающийся нарушениями звукопроизношения и обусловленный дефектами в строении и функционировании речевого аппарата (rhinos, по-гречески, — нос, lalia — речь). Ранее для обозначения этого нарушения речи употреблялся термин «гнусавость», имеющий народное происхождение и отражающий особенность внешнего проявления расстройства.

Движение мягкого неба: А — мягкое небо поднято и плотно прижато к задней стенке глотки. Тембр голоса при произношении всех звуков речи, кроме носовых, нормальный; Б — мягкое небо поднято и прижато к утолщенной задней стенке глотки. Тембр голоса нормальный; В — мягкое небо поднято недостаточно. Контакт между мягким небом и стенками глотки отсутствует. Выдыхаемый воздух свободно проникает в носовую полость. Тембр голоса назальный.

5. Развитие подвижности артикуляторных мышц как необходимой предпосылки для воспитания правильного произношения звуков. Забота об этом должна проявляться начиная с самого раннего возраста. Сначала проводятся так называемые пассивные движения. Мама своими пальцами собирает губы ребенка в трубочку, а затем растягивает их в улыбку; поднимает верхнюю губу вверх, обнажая верхние десны, после чего нижнюю губу опускает вниз с обнажением нижних десен. В более позднем возрасте постепенно переходят к активному выполнению этих же самых движений самим ребенком. Уже в дооперационный период у детей с ринолалией, по существу, можно воспитать правильную артикуляцию всех звуков речи, хотя носовой оттенок голоса при этом сохраняется. Но здесь важно то, что ребенок с самого начала привыкает пользоваться членораздельной речью, а не остается «безречевым», способным издавать лишь мычащие звуки. Воспитанное до операции правильное положение артикуляторных органов быстро восстанавливается и скорее упрочивается и в послеоперационный период, что значительно сокращает продолжительность логопедической работы после операции.

6. Развитие силы и гибкости голоса. Как уже отмечалось, наличие у ребенка небной расщелины приводит к тому, что голос его звучит тихо и глухо. Зная это, необходимо возможно раньше предпринять хотя бы самые простые предупредительно-коррекционные меры. Можно играть с ребенком в подражание голосам разных животных (например, низкий голос медведя или мычания коровы и значительно более высокий — мяукание кошки). Хорошо использовать и «укачивание куклы» с характерным для него чередованием более высокого и более низкого звучания звука А. Для непроизвольного увеличения силы голоса полезно отойти от говорящего ребенка на некоторое расстояние. Однако все эти упражнения должны проводиться очень осторожно, без всякого перенапряжения слабой голосовой функции ребенка.

7. Предупреждение задержки речевого и психического развития ребенка. Это направление дооперационной логопедии важно потому, что наличие небной расщелины очень ограничивает возможности речевого общения ребенка и вторично может обусловить задержку не только речевого, но и психического его развития. Для предупреждения этого необходимо с самого раннего возраста привлекать внимание ребенка к речи, больше разговаривать с ним, давая ему возможность видеть при этом лицо говорящего, что будет стимулировать потребность в подражании слышимым звукам. Позднее следует работать над расширением понимания речи окружающих, над обогащением словаря, уточнением слоговой структуры слов, обращая особое внимание на правильность произнесения ребенком их окончаний (профилактика аграмматизмов).

8. Предупреждение появления вторичных психических наслоений. Это очень важное направление дооперационной логопедии заключается в осуществлении психотерапевтического воздействия на ребенка и его ближайших родственников. Такое воздействие уже с первых дней жизни ребенка оказывается на его родителей и прежде всего — на мать. Проводится подробная разъяснительная беседа, касающаяся строения речевого аппарата и тех мер по нормализации внешнего вида и речи ребенка, которые необходимо будет принять в дальнейшем. Целесообразно показать фотографии детей с расщелинами губы и неба до операции и после ее проведения, а также дать прослушать магнитофонные записи их нарушенной и нормальной речи. Общий вывод из этой первичной беседы, вполне соответствующий реальному положению вещей, должен быть таким: все придет к норме, но только для этого нужно будет приложить необходимые усилия в течение более или менее продолжительного времени. Родителей с самого начала необходимо настроить не на переживания, а на большую внутреннюю самодисциплину и активность. Правильное поведение родителей по отношению к ребенку может свести к минимуму необходимость проведения психотерапии с ним самим. В противном случае психотерапия проводится не только с родителями, но и с ребенком.

В послеоперационный период сохраняются в основном те же самые направления логопедической работы и закрепляются в новых условиях достигнутые ранее результаты. Для предупреждения образования твердых, ограничивающих подвижность послеоперационных швов важно проводить активный пальцевой массаж мягкого неба по линии шва путем прерывистого давления на него с целью разминания рубцовой ткани. Делаются и легкие поглаживающие движения по небной занавеске, производятся легкие удары по ней для возбуждения иннервации.

В дальнейшем нос и рот уже не закрываются, но как вдох, так и выдох осуществляются только через один из названных резонаторов. На этой стадии работы рекомендуются самые разнообразные сочетания дифференцированных вдохов и выдохов. Например:

• вдох через рот и выдох через рот;

• вдох через нос и выдох через нос;

• вдох через рот, выдох через нос;

• вдох через нос, выдох через рот.

Для достижения лучших результатов работы и повышения заинтересованности ребенка в правильном выполнении упражнений используется зрительный контроль: под самыми носовыми ходами помещается узкая полоска тонкой бумаги (типа папиросной), которая при правильном выдохе через рот должна оставаться совершенно неподвижной. Отклонение этой бумажки будет свидетельствовать о том, что часть выдыхаемого воздуха выходит через нос, чего быть не должно.

Помимо зрительного контроля постепенно воспитывается и слуховой контроль — ребенка упражняют в различении нормально звучащего голоса и голоса с носовым оттенком. На первых порах для этого можно использовать имитацию того и другого способа голосообразования самим логопедом. Ребенок при этом каждый раз определяет, какая из фраз была произнесена правильно, а какая — нет. Воспитание такого умения очень важно в целях последующего самоконтроля над речью, поскольку ребенок с ринолалией не слышит носового звучания своего голоса.

Большое внимание в послеоперационный период уделяется также коррекции звукопроизношения, в процессе которой широко используются и окончательно закрепляются ранее воспитанные навыки правильной артикуляции звуков. При этом в процессе коррекции каждого отдельного звука помимо контроля за правильностью положения артикуляторных органов специальное внимание обращается на снятие назализации.

На заключительном этапе работы большое внимание уделяется полной автоматизации навыков правильной речи. На этом этапе исключительно важную роль играет контроль над речью ребенка вне логопедического кабинета, в чем буквально незаменимую помощь должны оказать родители. Не менее важное значение имеет и самоконтроль ребенка, в воспитании которого опять-таки должны помочь родители путем постоянного обращения внимания ребенка на периодически появляющийся у него носовой оттенок голоса.

Эффективность логопедической работы по преодолению ринолалии во многом зависит от результатов операции — насколько удалось восстановить анатомическую структуру твердого и мягкого неба и обеспечить подвижность мягкого неба. Кроме того, очень большое значение для достижения положительного результата имеет психофизическое состояние ребенка, особенности его поведения и характера, его отношение к занятиям и степень помощи логопеду со стороны родителей.

Артикуляционные упражнения

Для коррекции артикуляционных нарушений, вызванных ринолалией, необходимы специальные упражнения:

  1. «Змейка или лопата» — нужно научится высовывать язык с заостренным кончиком, а потом широко расплющенным. Следующий этап — чередовать «змею» и «лопату».
  2. «Выгни спинку» — кончик языка упирается в нижние десны, а спинка языка выгибается то вверх, то вниз.
  3. «Надуй и сдуй» — щеки нужно надувать и сдувать, втягивая их между зубов. Как вариант — научиться надувать не обе щеки сразу, а попеременно. Взрослый может помогать «сдувать» надутую щеку, легко прикасаясь к ней пальцем.
  4. «Полощем зубы» — имитировать полоскание зубов без воды (воздух должен давить на губы).
  5. «Зарядка слоника» — ребенок должен научиться удерживать сомкнутые и вытянутые вперед губы «хоботком», а потом двигать им вправо-влево и даже вращать.

Как помочь ребёнку-ринолалику

В дошкольных учреждениях коррекционного типа встречаются дети с расщелиной нёба, или ринолалики. И у педагога сразу возникает вопрос: «С чего начинать коррекцию?». Но прежде следует понять, что такое ринолалия.

Это расстройство звукопроизношения, возникающее из-за излишнего или недостаточного резонирования в носовой полости. В результате воздушная струя идёт «другим путём», и речь приобретает «гнусавый» оттенок. Перед началом логопедической работы ребёнку необходимо пройти рентгенографию. Это позволит определить, возможно ли восстановить функции нёба логопедическими приёмами.

При возможности восстановления функций нёба логопедическим путём я использую различные упражнения.

Упражнения на развитие силы голоса

1. Широко раскрыть рот, глубоко зевнуть. 2. Зевнуть с закрытым ртом. 3. Зевнуть, на выдохе протяжно произнести звук [м-м-м]. 4. Зевнуть, на выдохе произнести слоги: ах, ох, ух. 5. Беззвучно изобразить звуки [а, у, о, и, ы, э]. 6. Произносить звук шёпотом, голосом.
Упражнение «Лесенка»

: ребёнок, поднимаясь по лесенке, произносит гласные звуки сначала тихо, затем всё громче и громче. Спускаясь вниз, ребёнок произносит звуки тише.

Для выработки правильной воздушной струи можно использовать ватку, бумажную полоску, бумажные игрушки.

Ребёнок кладёт на ладонь ватку, набирает воздух через нос и выдыхает через рот на ватку, щёчки при этом не надувает.

Ребёнок берёт любые бумажные игрушки, вдыхает через нос, выдыхает через рот, щёчки не надувает, спина ровная, игрушки находятся на расстоянии 15 см.

Дети с удовольствием играют на дудочке, губной гармошке, флейте, что тоже помогает в работе над правильным дыханием.

При систематическом выполнении упражнений ребёнок начинает ощущать изменение в фонации и учится правильно направлять выдыхаемый воздух. Работа над дыханием необходима для правильной звучной речи.

Постепенно ринолалик начинает ощущать свои вдох и выдох, и учится управлять ими.

Навыки правильного полного вдоха

Лечь на спину, положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки на подвздошную область живота между пупком и нижней границей грудной клетки. Сделав глубокий выдох, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая вашу руку. При этом грудная клетка, контролируемая другой рукой, должна оставаться в покое. Выдох производить плавно, через рот и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце вдоха втягивается. Проделать 3–5 таких плавных ритмических дыханий. Впоследствии можно делать это упражнение, сидя и стоя.
Лечь на спину, на живот положить мешочек весом 1,5–2 кг, размером 50х20 см. в область правого и левого подреберья. Сделать глубокий вдох носом и развести руки в стороны. Движением передней стенки живота нужно поднять мешочек с песком как можно выше. На медленном выдохе мешочек опустить.

Тренинг речевых мышц

При выполнении упражнений для тренировки мышц нижней челюсти следует голову держать прямо, не опуская и резко не поднимая её; челюсть опускать без рывков и избыточного напряжения; каждое упражнение проводить ритмично, фиксировать в положении на счёт 1–5.
1. Открыть рот и закрыть. (Рот следует открывать так, чтобы в него могли поместиться три пальца, поставленные на ребро между верхними и нижними зубами.) 2. Удерживать губами карандаш, пластмассовые трубочки, марлевую салфетку. 3. Открыть рот с одновременным выдвижением нижней челюсти вперёд. 4. Нижними зубами прикусить верхнюю губу, затем верхними зубами — нижнюю. 5. Открыть рот. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. 6. Сжать с усилием челюсти, напрячь мышцы шеи и челюсти (запомнить это ощущение), расслабить их и открыть рот.

Для тренировки мышц языка предлагаю такие упражнения

:

1. Рот открыть, губы в улыбке, язык высунут «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кончика носа, воздух выходит по серединке языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, а нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. 2. Дуть на сомкнутые губы, вызывая их вибрацию. 3. Губы в улыбке, широкий язык между губами и зубами. Дуть на язык так, чтобы вибрация с губ передавалась на язык. Следить, чтобы язык и губы были расслаблены, не напрягались. Щёки не должны надуваться. 4. Рот открыт, губы в улыбке, боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер чёткого удара, чтобы ощущалась выдыхаемая струя воздуха. 5. Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка поднять за верхние зубы и многократно произнести «да-ды» — сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык.

Я выстроила систему работы, опираясь на индивидуальный подход и наметив главную цель: сформировать у ребёнка правильное дыхание. Данная коррекционная работа приносит положительные результаты.

Лариса Воронина, учитель-логопед
д/с №152, г. Мурманск

Постановка звуков

Первыми начинают отрабатываться гласные — сначала А, а после нее Э, О, У, И. Ребенок учится правильно произносить звуки изолированно, по одному, постепенно соединяя их между собой.

Упражнения:

  1. Произнесение звука один раз на выдохе.
  2. Через некоторое время педагог предлагает увеличить количество повторений за один выдох.
  3. Чередование сочетаний гласных — ребенок произносит слитно освоенные уже звуки.
  4. В процессе отработки дети произносят звуки «разными голосами» — низко (как волк или медведь), высоко (как птичка или зайчик), на обычном уровне.

После отработки гласных звуков и освоении правильного дыхания и артикуляции логопед переходит к постановке согласных. Первый звук на очереди — Ф. Затем приступают к работе над глухими щелевыми и взрывными, звонкими, смычно-щелевыми и сонорными. Однако, конечно, в каждом конкретном случае последовательность постановки звуков определяется логопедом в зависимости от ситуации.

Упражнения для автоматизации звуков должны обязательно строиться от простого к сложному и базироваться на уже изученных фонемах, чтобы ребенку было не трудно заниматься.

Хорошим вариантом отработки произношения является пение. Когда ребенок поет, небная занавеска смыкается самостоятельно, а значит появляется возможность больше внимания уделять контролю за произнесением фонем.

Развитие дыхания и коррекция его нарушений при дизартрии

Важным разделом логопедической работы при дизартрии является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.

Логопед проводит с ребенком пассивные дыхательные упражнения. Во время проведения дыхательной гимнастики можно включить или напевать тихую плавную мелодию или спокойно, ласково рассказывать что-либо ребенку. Разработка дыхания проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя. С детьми младенческого и раннего возраста, а также при тяжелых двигательных нарушениях дыхательные упражнения необходимо проводить в положении лежа на спине в «рефлекс-запрещающих позициях».

Целесообразно использовать следующие дыхательные упражнения. 1. В положении лежа на спине путем легкого поглаживания тела и, прежде всего, верхнего плечевого пояса, а также потряхивания конечностей ребенка достигают некоторого расслабления скелетной мускулатуры. Захватив кисти рук ребенка и слегка потряхивая ими, логопед разводит руки в стороны, поднимает их вверх (вдох), затем опускает вперед, прижимая руки к туловищу и легко надавливая на грудную клетку (выдох). 2. В положении лежа на спине в ритме дыхания, осторожно потряхивая ноги ребенка, их вытягивают, разгибают (при этом происходит вдох), а сгибание их в коленях и приведение к животу усиливает и удлиняет выдох. Для активизации работы диафрагмы это упражнение можно проводить при заведении рук ребенка под голову. 3. Одновременно с поворотом головы ребенка в сторону логопед отводит в соответствующую сторону и его руку (вдох). Слегка потряхивая руку, возвращают руку и голову в исходное положение (выдох). Это упражнение способствует выработке ритмичности движения и дыхания. 4. Ребенок лежит на животе, руки под грудью опираются на твердую поверхность, голова опущена. Логопед поднимает голову и плечи при опоре на руки (вдох), затем опускает их (выдох). Необходимо стремиться к активному включению ребенка в упражнение с помощью игры («Вот наш малыш! Ку-ку, наш малыш спрятался»). 5. В положении ребенка лежа или сидя логопед кладет свои руки на грудные мышцы ребенка, прислушивается к ритму дыхания. В момент выдоха нажимает на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху (в течение нескольких секунд). Это упражнение способствует более глубокому и быстрому вдоху и удлиненному выдоху. 6. Ребенок лежит или сидит. Перед его ноздрями создается «веер воздуха», что усиливает глубину вдоха. 7. Ребенка просят как можно дольше задержать вдох, добиваясь таким образом более быстрого и глубокого вдоха и медленного выдоха.

В зависимости от возраста и функциональных возможностей длина вдоха и выдоха устанавливается индивидуально. При выполнении любого пассивного движения желательно проводить афферентную стимуляцию различных анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического). Активизируя деятельность ребенка, необходимо сосредоточить его внимание на выполнении упражнения. Ребенок должен не только ощутить движение, но и услышать речевую инструкцию к нему и по возможности увидеть его выполнение (в зеркале).

Для работы по овладению произвольным дыханием, чтобы ребенок мог произвольно менять ритм, удерживать вдох и удлинять выдох, требуется длительная тренировка, основанная на непроизвольных дыхательных движениях. Например, ребенок непроизвольно глубоко вздохнул или зевнул, логопед фиксирует его внимание на углубленном вдохе и выдохе («Ах, как ты умеешь глубоко дышать! А ну давай попробуем подышать еще так сильно»). Ребенок пытается повторить только что возникшее непроизвольное дыхательное движение. Так происходит постепенный переход от безусловных рефлекторных реакций к произвольным активным дыхательным движениям.

Непроизвольного выдоха можно достичь следующими упражнениями: 1) логопед надавливает на плечи сидящему ребенку и предлагает ему подняться. Ребенок, пытаясь сделать это, сильно упирается ногами в пол, выпрямляет спину, останавливает дыхание. Однако логопед, ослабив давление, все-таки дает ему подняться. В это время ребенок непроизвольно делает глубокий облегченный выдох. Такое упражнение повторяют не менее 5 раз, до получения контролируемого выдоха. Незаметно для себя ребенок уже и вдох делает гораздо глубже, чем вначале; 2) логопед легко надавливает сидящему ребенку на спину и предлагает ему опрокинуться назад на руки логопеда. Ребенок вынужден сильно напрячь мышцы живота, конечностей, межреберные мышцы и задержать вдох. Позволив ребенку откинуться, логопед добивается непроизвольного глубокого выдоха. После ряда попыток ребенок повторяет глубокий выдох уже сознательно. В определенный момент ребенку предлагают повторить вслед за логопедом озвученный выдох, напоминающий стон (слышимое фонаторное усилие).

Перечисленные и другие упражнения углубляют дыхание, делают его более ритмичным, усиливают вентиляцию легких, способствуют функционированию дыхательного центра. Но все они являются только необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания.

При развитии речевого дыхания логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным. Все упражнения логопед выполняет вместе с ребенком: 1) для тренировки вдоха и выдоха через рот логопед закрывает ноздри ребенка и просит его: «Давай подышим, как собачка»; 2) для тренировки носового вдоха и выдоха логопед закрывает рот ребенка, придерживая сомкнутые губы пальцами. Детям дошкольного возраста дается инструкция: «Не открывай рот. Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Через некоторое время ребенок начинает сам следить за положением своего рта. При отработке вдоха через нос можно провести игру «Давай понюхаем цветочек»; 3) рот закрыт. Логопед зажимает одну ноздрю, и ребенок дышит под определенный ритм (счет или стук метронома); потом зажимает другую ноздрю, и повторяется тот же цикл дыхательных упражнений; 4) для формирования удлиненного произвольного выдоха через нос учить правильно сморкаться; 5) для закрепления удлиненного произвольного выдоха (через рот) необходимо максимально опираться на кинестетические ощущения. Ребенок должен «видеть и слышать» свой выдох. С этой целью рекомендуется дутье через трубочку, соломинку, пипетку в воду. Ребенок дует и смотрит, как появляются пузыри. Затем дует с закрытыми глазами (для усиления кинестетических ощущений). Логопед дает инструкцию ребенку: «Делай большие пузыри, смотри, слушай», «Делай попеременно один маленький, один большой пузырь»; 6) для формирования произвольного направленного выдоха через рот большое значение имеют специальные игры-упражнения: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек, дутье в дудочку, свисток, губную гармошку. Можно провести игры «Чья птичка дальше улетит», «Одуванчик», «Чей пароход дольше гудит». Игры подбираются дифференцированно в зависимости от возраста и характера нарушения дыхания; 7) ротовой выдох можно поддержать ощущением воздуха на руке. Вначале на руку ребенка дует логопед, привлекая его внимание к ощущению воздуха: «Ты чувствуешь ветер?» Затем на свою руку дует сам ребенок; 8) наконец, очень важно научить ребенка произвольно вдыхать через нос и выдыхать через рот.

Позже, в момент ротового выдоха, логопед произносит различные гласные звуки (сначала шепотом, потом громко), стимулируя ребенка подражать ему. С целью увеличения длины ротового выдоха ребенок произносит постепенно удлиняющиеся цепочки гласных на одном выдохе.

При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.

Из книги Приходько О Г. « Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста.

Упражнения на развитие фонематического слуха

  1. «Кто здесь?» — ребенка просят закрыть глаза и на слух узнать музыкальные инструменты, звучащие игрушки, голоса людей. Важно: все эти звуки он должен хорошо знать ранее.
  2. «Повторяшки» — педагог предлагает ребенка повторить за ним набор одинаковых слогов с ударением на первом гласном (мА-ма-ма), затем на втором (ма-мА-ма) и на третьем.
  3. «Найди ошибку» — дети очень любят «поправлять» взрослых, так что эта игра обычно пользуется популярностью. Педагог читает текст, а ребенок должен «уличить» автора в ошибке. Например: У нашего Мишки на лбу большая фишка (шишка).

Занятия не включают все упражнения одновременно. Логопед подбирает нужные в зависимости от конкретной ситуации и готовности ребенка.

Дата публикации: 31.05.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]