Недостатки произношения звонких и глухих согласных звуков , приемы их устранения.
Звуки каждой пары ([б] — [п], [д] — [т], [г] — [к], [в] — [ф], [з]—[с], [ж] — [ш] и их мягкие пары; у звуков [ш] и [ж] мягких пар нет) имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга участием голоса и несколько меньшим напряжением речевых органов и воздушной струи для звонких звуков.
Дефекты озвончения и оглушения могут возникать при:
— снижении физического слуха;
— несформированности фонематических процессов;
— нарушениях деятельности голосовых складок, обусловленных органическими или функциональными расстройствами.
Исправление недостатков
произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в последовательности [б] ® [д] ® [г].
Подготовительные упражнения:
а) поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и вы доха, то стона на вдохе и на выдохе;
б) сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного.
Все упражнения следует производить контролируя вибрацию гортани.
Общие приёмы для постановки звонких звуков
1. Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для восприятия вибраций голосовых складок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки). Далее он сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую — на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук. Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок.
2. Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного. Например, озвончение звука [з]:
шепотом — [а]; громко — [а]; шепотом — [э];громко — [э]; шепотом — [и];громко — [и];шепотом — [с]; громко — [з].
Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к].
Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносят отрывисто: шепотом — а. а. а. а…
громко —
а. а. а. а…
шепотом — о. о.
о. о…
громко — о. о. о. о… шепотом —
э. э. э. э…
громко —
э. э. э. э…
шепотом —
т. т. т. т…
громко —
д. д. д. д…
3. Щелевые звуки иногда легко озвончить таким способом: согласный произносится шепотом, а затем, не прерывая, подается голос.
4. Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одного из сонорных [м], [н], [л],[р] (например, мммба, нннба)
или применив сочетание звонкого звука, который нужно вызвать с одним из соноров между гласными (например,
адма, адна, адра
и т.п.).
Если эти способы не дают желаемых результатов, то для постановки каждого звука прибегают к специфическим приемам.
Как отмечалось, работа начинается с щелевых звуков [з] и [ж] как более легких для усвоения. В качестве исходного используется звук [в], который обычно произносится правильно, звонко.
Если звук [в] отсутствует, то сначала его пытаются поставить от [ф] включением голоса (ф
—»
в).
Если этот прием не приводит к успеху, то ребенку предлагают держать губы неплотно сомкнутыми на мощном озвученном выдохе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении упражнения нужно периодически широко раскрывать рот — получатся звуки
ва-ва-ва
(губно-губное [в]). Перед зеркалом уточняется артикуляция звука [в].
Возможна механическая помощь: логопед пальцем на выдохе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. Получается длительное губно-зубное [в]. Работа над звуком обязательно подкрепляется контролем над вибрациейгортани.
Приемы коррекции недостатков звонкости согласных звуковстатья по логопедии на тему
Приемы коррекции недостатков звонкости согласных звуков.
Часто дефект звонкости согласных звуков обусловлен понижением слуха , в других случаях причиной служит неразвитый фонематический слух или плохая координация сочетанной работы голосового и артикуляционного аппарата. Задачей коррекции указанного дефекта является достижение одновременной работы артикуляционных движений и голосовых связок , что в большинстве случаев достигается не всегда легко и требует умелого подхода.
1.Развитие фонематического слуха.( применяется обычная методика)
2.Воспитание сочетанной работы артикуляционно-фонационного аппарата.
При легкой степени нарушения ликвидация подобного недочета согласные располагаются так : В,З,Ж,Б,Д,Г. В этой группе расстройств первые упражнения нужно проводить преимущественно на зрительном и кожно-мышечном анализаторах , а главное – в начале ни в коем случае не давать установки типа «говори Б». К озвончению звука нужно подходить постепенно , путем систематических упражнений.
Общими приемами для всех случаев являются следующие :
1.Логопед произносит данный звук , а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание голосовых связок ( для восприятия вибрации голосовых связок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки, так как тактильно-вибрационная чувствительность лучше всего передается через кости , а в этой части много косточек и они близко расположены к коже). Далее ребенок сам произносит этот звук ,держа одновременно одну руку на своей гортани , а другую на гортани логопеда .В результате этого приема нередко получается звонкий звук .Кроме вибрации используется и движение всей гортани в целом.
2.Одним из эффективных приемов является употребление «голубиного голоса » (воркование голубя ). Он издается гортанью при закрытом рте ( но не в нос ). Когда ребенок усвоит его предлагаем «гулить» перед озвончаемым согласным звуком и «с разбега » , без паузы, произносит его. Особенно хорошо пользоваться этим приемом при озвончении взрывных согласных звуков (Б,Д).
3.Последовательно и протяжно произносятся гласные звуки , каждый сначала шепотом , а затем громко. После этого непосредственно переходим к аналогичному произношению нужного согласного звука.
Пример озвончения звука «З»:
Шепотом – А Шепотом -И
Громко –А Громко — И
Шепотом -Э Шепотом — С
Громко – Э Громко – З
Ребенок незаметно для себя по аналогии с гласными в силу образовавшегося стереотипа произносит произносит и согласные ,т.е. «З» произносит звонко .Важно , чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны (И-С, О-Ш, У-В, А-К ).
Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносятся отрывисто :
Шепотом- А,А,А,А. Шепотом – Э,Э,Э,Э.
Громко – А,А,А,А. Громко –Э,Э,Э,Э.
Шепотом – О,О,О,О. Шепотом – Т,Т,Т,Т.
Громко – О,О,О,О. Громко – Д,Д,Д,Д.
Сначала озвончаем фрикативные звуки , а затем взрывные.
4.Фрикативные звуки иногда легко озвончить таким способом : согласный произносим шепотом ,а затем не прерываясь подается голос под указание логопеда :Ф,П,Т,С,Ш,К.
В,Б,Д,З,Ж,Г.
5.Иногда озвончение достигается использованием таблички ,на которой глухие звуки сопоставляются с соответствующими звонкими. Ребенок , зная или вновь усвоив звонкость наиболее легкого для него согласного одной вертикальной пары , глядя на таблицу , нередко по аналогии произносит и остальной ряд звуков.
Следует обратить внимание на озвончение согласных звуков в случаях «недостаточно развитой » звонкости. Для этого сопоставляются глухие и звонкие и таким образом устанавливается коренное различие между ними. Для усиления голосового компонента ребенку предлагается закрыть руками уши или заткнуть ушные каналы пальцами и произносить В или З,Ж. Затем используя контроль рукой вибрации гортани и деле на паронимах объясняется смысловое значение , различие звонких и глухих звуков. Эти приемы , конечно , полезны и в случае полного отсутствия звонкости.
Во всех упражнениях по озвончению согласных « голосовой фон » следует производить с мягким голосоначалом. В трудных случаях во время произношения полезно слегка « потряхивать» гортань пальцами. Так как звонкие согласные имеют более низкий тон , чем глухие , то при озвочении надо упражнять на низком тоне. Высокий же тон способствует оглушению . Полученный звонкий звук произносится с гласными ( перед и между гласными ), между гласными и звонкими согласными ( в первую очередь – М,Н,Р ), учитывая действие регрессивной ассимиляции. Например : ( для Д) да,до….,ада,адо…..,адма….,адна..,адра,адза,аджа,….,дом,один,адмирал,джунгли,бездна….
Озвончение звука В.
1.В – губной звук ,здесь уже происходит одновременно работа голосовых связок и губ.
2.Губы смыкаются настолько неплотно ,чтобы через них мог проходить беспрерывный значительной силы голосовыдыхательный ток. Образуется особый гудящий звук, а губы при этом колеблются вибраторной дрожью ( ощущение легкого щекотания ), для контроля которой ребенок прикасается кончиками пальцев то к губам логопеда, то к своим.
3.При выполнении упражнения рот периодически широко раскрывается и получаются слогоподобные звуки : ва-ва-ва.Чтобы вызвать вибрацию голосовых связок и контролировать ее, как в этом , так и в последующих случаях , полезно прикладывать руку ребенка к гортани логопеда во время произношения звуков – ребенок ощущает ее дрожание и проделывает то же на себе.
4.По слуху , подражая логопеду произносятся разные сочетания с гласными : ва-во-ву;ава-аво-аву.
5.Перед зеркалом делается установка звука В , то предварительно проделывается такой прием : на выдохе произносим попеременно губно-губное и губно-зубное В :в в в в в в .
6.Затем включаем новый звук в речь по общей схеме , при этом на первых порах следует остановиться на дифференцировке звуков В –A : ва-фа ,вагон-фагот, влага-флаги и т.п.
Озвончение звука З.
1.Установив органы артикуляции на звук С, ребенок произносит на фоне непрерывного голосового звучания (ы) на одном длительном выдохе многократное выдвижение языка вперед , слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов , но так , чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство .Здесь необходимо очень тщательно следить , чтобы звучание неопределенного гласного типа Ы ни в коем случае не прерывалось.
2.Затем предлагается проделать то же , но с максимальной силой выдоха , чтобы кончик языка вибрировал мелкой дрожью. В результате этого приема слышится : ЭЗЭЗЭЗЭЗЭЗ. При этом Ы произносится протяжно , а З – кратко , чтобы на нем не прерывался голос. Звучание проверяется касанием руки к гортани.
3.Когда получится вполне звонкое З , то по слуху проделывается ряд комбинаций с гласными так , чтобы З находился между гласными ,многократно и на одном выдохе : АЗЫ-АЗЫ-АЗЫ -АЗА- АЗУ и т.д..
4.Произносим сочетания : ЗА ,ЗО , ЗУ….; то же многократно и на одном выдохе :ЗА-ЗА-ЗА-ЗА .Полезно здесь применять сочетание ударных с безударными слогами , то есть делать ударение то на первом ,то на втором слоге. Это способствует четкости и легкости произношения.
5.Сочетание З с гласными и соседними звонкими согласными : ЗМА…,ЗВА…,ЗНА…,ИЗБА,УЗДА,ЕЗДА…
6.Производится дифференциация З и С :ЗА-СА,СА-ЗА,ЗУБ-СУП…;далее обычным путем включаем в речь.
Озвончение звука Ж.
При наличии звонкого З , во время произнесения этого звука кончик языка постепенно и осторожно , но не теряя своего дрожания ,поднимается вверх , приближается к установке звука Ж и в этом положении закрепляется последующими упражнениями. Этим приемом создаются условия сначала для диффузного звука , мало отличающегося от звука З , а затем , пользуясь слухом , достигается дифференцировка звука Ж от З.
Озвончение звука Б
Упражнения для звука Б могут иметь Три физиологических момента ,каждый из которых оказывается более выгодным от индивидуальности ребенка.
Первая система упражнений исходит от артикуляторных движений , типичных для Б.
Вторая – от губно-губного В .
Третья – от губно-губного носового М.
При неудаче первого подхода пользуемся вторым и третьим. Часто эти подходы комбинируются.
1.Исходным моментом является артикуляция звука Б.
— предлагается «голубиный голос »затягивать при артикуляторной установке звука Б и осторожно, без взрыва произносить его ( получается нечеткое , близкое к В звучание ), а затем постепенно переходить к взрывному Б, произнося его с гласными звуками А,О,У,Э.
-издают «голубиный голос» , а затем сжатым воздухом энергично разрывают плотно сомкнутые губы с произнесением А – получится БА.
-таким же образом произносим БА,БО,БУ,БЫ,БЕ.
-для закрепления эти звукосочетания произносятся с движением «дровокола».
-далее произносим различные сочетания :БА-БО-БУ,АБА,ИЗБА,БАБА без предварительного «голубиного голоса».
-успешно применяются и следующие приемы : ребенок с раскрытым ртом плотно прижимается к тыльной стороне кисти руки , а затем сильно надувая щеки и издавая неопределенный гласный звук , быстро отрывает руку ото рта с одновременным выкрикиванием звука А и получается сочетание БА – подобное выстрелу. Когда звонкость звука достаточно выявиться ,постепенно уменьшаем напряженность щек и выдоха , по кА не дойдут до нормального Б , после чего обычным путем включаем его в речь , предварительно прочно отдифференцировав его от П известными уже способами :ПА-БА, БО-ПО,ПАПА-БАБА,ПАЛКА-БАЛКА……
2.Исходным моментом является артикуляция губно-губного звука В.
-на полном выдохе произносится губно-губное В с постепенным переходом в конце выдоха на звук Б .При В губы сближены , а при Б плотно смыкаются :ВВВВ-БА…Если этот прием не дает быстрого результата , то в момент взрыва губы сжимаются пальцами и ребенку предлагается воспроизводить звук В и в момент взрыва получается не В , диффузный Б.Можно использовать еще один прием – во время произнесения губно-губного В указательным пальцем быстро двигаем между губами вверх-вниз , то размыкая , то смыкая губы .Если в момент смыкания произнести гласный звук А , то получится слог БА. Постепенно замедляя движение пальца переходим к четкому произнесению слогов :БА-БЭ-БУ и т.д..Далее звук закрепляется повторением.
-чередование сочетаний с губно-губным В и Б :ВА-БА.ВО-БО…,ВАБА,БАВА,ВУБУ,БОВУ и т.д..
-чередование слов с губно-губным В и Б : Ваня в бане ,Ваня –баня,вор-бор,барка-варка……
-сочетание Б с разными гласными.
-сочетание Б гласными и согласными в словах : изба,жбан…
-включение Б в речь.
3.Исходным моментом является звук М.
-на фоне протяжного произнесения звука М ( мычание ) произносится быстрое Б , с предварительным надуванием щек, с прорывом плотно сжатых губ : МММБА (при этом в момент губного взрыва нос зажимается пальцами )
-сочетание БА отделяется от МММ небольшой паузой :ММММ-БА.
-произносим путем подражания БА,БА,БА.
-дальнейшая работа проводится обычным путем.
В этой методике мы исходим из общих артикуляционных моментов биомеханики звуков М и Б.Надувая щеки и плотно смыкая губы , мы достигаем резкого раскрытия рта и губ , сильного возбуждения работы неба- оно поднимается вверх и закрывает проход в нос , в результате чего воздух прорывается через ротовую полость и сомкнутые губы наружу. Получается звук Б.
Озвончение звука Д.
После озвончения предыдущего ряда согласных звуков озвончение последующих согласных достигается сравнительно легко. У ребенка уже выработался условный рефлекс для работы голосовых связок , т.е. определенный раздражитель ( установка произносить звонко ) сразу вызывает сочетательную работу голосовых связок с данной артикуляционной установкой. Но если первые попытки произнести звонкое подражательное Д неудачны , то приходится прибегнуть к специальным упражнениям.
1.Ребенок подражательно произносит :БАБАБАДАДАДА; далее БАДА-БАДА-ДА-ДА-ДА. Если в результате иррадиации голосовых связок звук Д не произносится звонко, то переходим к другим приемам.
2.Звук Б , который должен быть усвоен твердо и должен произносится с резким отчеканенным взрывом. Затем просим ребенка просунуть язык между губами и в этом положении произносить : БА-БА-БА…Впечатление слуховое подкрепляется зрительным ( занятие проходит перед зеркалом ) и осязательным ( ощупываем вибрацию гортани ).Получится звук Б имеющий уже некоторый оттенок в сторону Д. Следующий этап упражнения заключается в том, что верхняя и нижняя губы отодвигаются пальцами от языка так, что артикуляции производится только языком ,просунутым между зубами- из межгубного получается межзубное Д.Здесь надо следить за тем , чтобы при отстранении губ не получился повторный звук – вместо взрывного- нередкое явление, для устранения которого нужно возвратится к произнесению Б и межгубного Д , с особенным утрированным отчеканиванием взрыва. Когда межзубное Д достигнуто с достаточной четкостью , тогда отодвигаем язык сначала просто назад за зубы , а затем вверх , к альвеолам , и тогда проделываем все упражнения по закреплению звука.
Озвончение звука Г.
Самым трудным в отношении озвончения является звук Г. Исходя из южно -русского фрикативного Г( обозначим егоГ*). Этот звук обычно сразу усваивается детьми.Опять –таки на фоне гласного призвука Э (Ы) повторно произносится фрикативный Г*.Далее в этом упражнении спинка языка поднимается все выше и выше к небу , так что в конце концов получается :ЭГ*КГ*Э,ЭГ*ГГ*Э…Ускоряя темп упражнения , легко добиться того , что мгновенный К меду звуками Г*Г* начинает звучать как Г. Получатся :Э Г*Г Г*Э,Э Г* Г Г* Э.Затем ударение переносим на последний слог. После этого упражнение принимает форму :ЭГЭ,ЭГЭ.Далее происходит постепенная замена звука Э другим гласным : ЭГЫ,ЭГА,ИГЫ….Далее обычной методикой дифференцируем Г от К и включаем звук Г в речь.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3», город Ухта
При постановке звуков у обучающихся, страдающих нарушениями звукопроизношения, приходится полагаться на сохранные звуки у ребёнка и собственный опыт работы. Часто на школьный логопедический пункт зачисляются дети со сложными речевыми нарушениями. Причиной такой «запущенности» в речевом развитии, в основном, выступают две причины: первая — не желание родителей осознавать проблемы в развитии речи своего чада; вторая — одна логопедическая ставка в детском саду (маленький охват детей логопедическими занятиями).
Обучающемуся 1 класса (ФФН, оглушение согласных звуков: д, г, б) ставила звук [д] от [р]. Просила ребёнка на выдохе произносить звук [р] «моторчиком», при этом кончиком языка стучать по альвеолам. Постепенно у обучающегося формировался чистый звук «д». Хочется напомнить, что все этапы артикуляционной гимнастики сохраняются.
Артикуляционные упражнения, способствующие правильному положению языка в ротовой полости при постановке звука:
- «лошадка»
- «чашечка»
- «поезд» — «чашечка» превращается в «поезд» — как поезд ездит по рельсам так и язык движется вперёд и назад по зубам. (Это упражнение я посчитала нужным после нескольких лет работы)
Хочется напомнить, что все этапы артикуляционной гимнастики сохраняются. А выше предложенные упражнения рекомендую выполнять обязательно.
Звука [б] можно добиться, если ребёнок сомкнёт губы, надует щёки — сильно наполнит ротовую полость воздухом, и будет выдувать его «порциями» через открытые губы в середине рта, уголки рта при этом сомкнуты (их можно первоначально придерживать указательными пальцами).
Индивидуально занимаясь, с четырёх и пятилетними детьми, постановкой звука [л], заметила, что частой причиной смягчения является слабость голоса.
Поэтому использую следующие упражнения:
- на выдохе «скрипим» гласным звуком (а, о, у, э, ы)
- произносим [ы ы ы к], где [ы] произносит ребёнок « скрипя».
При постановке [л] прошу ребёнка на выдохе «скрипеть звуком [ы]», губы натянуты в улыбку, между зубами щель 2-3 мм, язык упирается в «заборчик» и «отпрыгивает назад».
«Отпрыгивать назад» язык учится через артикуляционное упражнение «кукушечка»: губы натянуты в улыбку, рот полуоткрыт, язык тянется вперёд «жалом» — уходит назад и ребёнок произносит звук [к] (заднеязычный звук).
Буду рада, если мои советы пригодятся логопедам в постановке звуков [д], [б] или [л].