Вовремя – это как можно раньше
Ребенок с родовой травмой, с риском развития детского церебрального паралича, опуская нечастые случаи поздней диагностики, как правило с самого младенчества находится под пристальным наблюдением неврологов и физических терапевтов, но редко вовремя (а в случае ребенка с ДЦП вовремя – это как можно раньше) попадает к логопеду. Это вполне объяснимо – для начала надо просто выжить. Позже – овладеть хоть какими-то движениями. Уже не до речи – не знаешь за что хвататься.
Между тем, ранняя логопедическая работа с такими детьми может помочь и своевременному развитию речи, и скорректировать жизненно важные функции – глотание, сосание, жевание.
ДЦП в большинстве случаев вызывает особое речевое развитие. Это связано как с повреждениями определенных структур головного мозга, так и с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметной и игровой деятельности как базы развития речи. У большинства детей с церебральным параличом выявляется задержка речевого развития – и эту задержку специалист может обнаружить уже в самом раннем возрасте, в так называемом доречевом периоде – по однообразному слабому крику, бедности гуления и лепета. Также в самом раннем возрасте бывают становятся заметны проблемы с сосанием, глотанием, позже – затрудненное жевание.
В первые годы жизни ребенка мы часто можем наблюдать медленный темп речевого развития – как правило, в раннем возрасте даже в тяжелых случаях заболевания развитие общей моторики опережает развитие речи.
Дети с ДЦП произносят первые слова в среднем лишь в 2-3 года, но после трех лет при условии регулярных логопедических занятий часто происходит заметный скачок в речевом развитии, речь начинает опережать моторику и стремительно формироваться. Если интеллект ребенка сохранен, тонус и подвижность мышц артикуляционного аппарата изменены незначительно, то при регулярных занятиях со специалистом развитие речи в школьном возрасте идет в рамках возрастной нормы.
Жигорева М.В., канд. пед. наук, доцент МГПОУ им. М.А. Шолохова, Москва Одним из компонентов комплексной коррекционно-педагогической работы является логопедическая ритмика. Ее систему разрабатывали Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, Н.П. Збруева, Г.А. Волкова, Н.А. Рычкова и др. В работе Г.А. Волковой раскрыты цели, задачи и содержание логоритмики с детьми, имеющими различные отклонения в речевом развитии, в том числе обусловленные детским церебральным параличом [1]. Опыт работы с дошкольниками, имеющими нарушения в опорно-двигательной системе, накопленный на базе московского детского сада комбинированного вида № 2022, заставил нас переосмыслить подходы к организации логоритмических занятий с ними, а также дополнить содержание данной работы. В логоритмике коррекционная работа основывается на вза имодействии движения, музыки, речи. У детей с ДЦП проблема заключается в том, что характеристика каждого из этих компонентов в определенной степени не соответствует норме. Рассмотрим первый компонент — движение. При ДЦП нарушение двигательных функций первично и представляет собой своеобразное отклонение моторного развития, которое без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций. Поражение центральной нервной системы при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей становления двигательных навыков, а значит сказывается на выполнении самых элементарных упражнений. Второй компонент — музыка. С одной стороны, она формирует чувство прекрасного, поднимает эмоциональный настрой, повышает мотивацию обучения. С другой — важнейшими выразительными средствами музыки служат ритм и темп, соблюдение которых крайне затруднительно для детей с ДЦП. Различные нарушения мышечного тонуса (спастичность, регидность, гипотония, дистония), наличие гиперкинезов, тремора, синкинезии не дают возможности выполнять движения в заданных ритме и темпе. В то же время попытки выдержать их могут быстро утомить ребенка. Третий компонент — речь. В работах отечественных и зарубежных исследователей указывается, что при ДЦП наряду с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечаются разнообразные речевые нарушения (дизартрии, анартрия, заикание). Для детей с ДЦП характерны различные формы речевого дизонтогенеза, проявляющиеся в виде как обратимых нарушений (задержка доречевого и речевого развития ), так и более стойких системных расстройств (ОНР). Поэтому задания, включающие речевой материал, должны быть индивидуальными. Данных противоречий можно избежать, если целесообразно использовать каждый из компонентов. Выявленные нарушения определяют не только актуальность их изучения, но и необходимость изменения ряда принципиальных требований к методам логоритмической работы с такими детьми. Цель логопедической ритмики для детей с ДЦП заключается в максимальном всестороннем развитии ребенка в соответствии с его возможностями и соответствующей адаптации к социальной среде. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: — способствовать овладению определенными видами двигательно-моторной деятельности, укреплению костно-мышечной системы; — исправлять речевые нарушения (речевое дыхание, оральный праксис, просодика, фонематический слух, звукопроизношение); — расширять и обогащать словарный запас, формировать связную речь, ее грамматический строй; — развивать психические функции (зрительное, слуховое восприятие, память, внимание); — формировать навыки ориентирования в пространстве; — осуществлять эстетическое и нравственное развитие, используя методические приемы обучения и организацию среды (дидактические пособия, музыкальное сопровождение и др.); — активизировать потенциальные творческие способности, побуждая детей к инициативе, импровизации и др.; — формировать базу социализации с помощью упражнений, имитирующих бытовые действия, обыгрывания сценок из жизни и т.д. Принципы построения логоритмических занятий 1. Логоритмические занятия для детей с ДЦП строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии, и теоретической концепции о структуре дефекта (наличии первичных и вторичных отклонений), который подвергается изменениям коррекции компенсаторным перестройкам. 2. Логоритмические занятия — это интегрированная деятельность, в которой объединяются задачи развития детской личности. Междисциплинарный подход к разработке системы логоритмических занятий позволяет собрать в коррекционно-развивающих целях все лучшее, что есть в теории и практике психологии, медицины, педагогики и частных методик. 3. Содержание и дидактические приемы логоритмики подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу нарушенных функций. В зависимости от локализации нарушения мозга при разных формах ДЦП отмечаются различные расстройства двигательной системы и речи. При спастической диплегии поражены и руки и ноги, причем последние затронуты в большей степени. Степень повреждения рук различна — от выраженных парезов до минимальных нарушений в виде легкой моторной неловкости и др. Основным признаком спастической диплегии являются: повышение мышечного тонуса (спастичность) в конечностях; ограничение силы и объема движений в сочетании с нередуцированными тоническими рефлексами; снижение разборчиво сти речи, качества артикуляционных движений, силы голоса; нарушение речевого дыхания; гиперсаливация. При гемипаретической форме ДЦП повреждены конечности с одной стороны тела. При поражении левого полушария часто отмечаются нарушения речи по типу спастико-паретической дизартрии или моторной алалии, дислексии, дисграфии. Повреждение височных отделов левого полушария может сопровождаться расстройствами фонематического восприятия. Степень интеллектуальных нарушений варьирует от легкой задержки психического развития до грубого интеллектуального дефекта. Прогноз двигательного развития в большинстве случаев благоприятный при своевременно начатом и адекватном лечении. Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений — гиперкинезов. Они возникают непроизвольно и усиливаются при движении и волнении, а также при утомлении и попытках выполнения любого двигательного акта. Гиперкинезы могут охватывать мышцы лица, языка, головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. При данной форме произвольная моторика развивается с большим трудом, движения размашистые, дискоординированные, затруднена автоматизация двигательных навыков, особенно письма. Речевые расстройства наблюдаются почти у всех детей, чаще в форме гиперкинетической дизартрии, разборчивость речи снижена. Характерно отсутствие стабильных нарушений звукопроизношения (пропуски, замены, смешения звуков не постоянны), много искажений звуков. При атонически-астатической форме ДЦП отмечаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, расстройство координации движений, тремор, гиперметрия. Походка неустойчивая, неуверенная, руки разведены в стороны, туловище совершает много избыточных качательных движений для сохранения равновесия. Ребенок часто падает, у него сбиты синхронность и ритм. Большинство детей имеют нарушения речи в виде задержки ее развития, атактической дизартрии, алалии. Разборчивость речи снижена, наблюдаются трудности в выполнении и удержании артикуляционных укладов, мимика вялая. Голос истощающийся, затихающий к концу фразы, отмечается асинхронность дыхания, практически отсутствует интонация. Ритм речи скандированный, темп замедленный. При наиболее тяжелой форме ДЦП — двойной гемиплегии, имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий. Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и ногах. Клинические проявления двойной гемиплегии — преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена. Наблюдаются тяжелые расстройства речи. Указанные моторные и речевые нарушения следует учитывать при отборе двигательных, сенсорных и речевых упражнений. 4. Принцип доступности предполагает правильный подбор задания, инструкции, чередование упражнений, их повторяемость и т.д. Все это определяется двигательными, речевыми и интеллектуальными возможностями детей. 5. Принцип дозированности крайне важен в организации и проведении логоритмики. Он имеет прямое отношение с подбору упражнений и игр. Г.А. Волкова отмечает, что игры следует включать в занятие осторожно, поскольку играющие дети эмоционально возбуждаются и не чувствуют наступающей усталости [1]. Им полезно предлагать упражнения и игры с умеренной психофизической нагрузкой общефизиологического воздействия. 6. Логоритмические занятия должны иметь коммуникативную направленность. Известно, что речь как основное средство общения формируется через движение и в социальном контакте. У детей с ДЦП функция общения развивается неравномерно, в отличие от их здоровых сверстников. Нарушение артикуляции, координации движений неблагоприятно отражаются на ней [3]. Занятия по логоритмике должны быть насыщены ситуациями, которые побуждают детей к речевой деятельности и общению. В содержание логоритмических занятий включается соответствующий материал (слова, словосочетания, стихи, песенки, диалоги и др.), который отбирается с учетом уровня речевого развития детей. 7. Логоритмика проводится в тесной взаимосвязи с обучением и воспитанием, поэтому следует придерживаться принципа тематического планирования. Это создает оптимальные условия для всестороннего развития детей и обеспечивает возможность более эффективного усвоения учебного материала. 8. Комплексный характер коррекционных логоритмических занятий дает уникальную возможность для реализации психологических задач: мобилизации деятельности сохранных анализаторов, повышения остроты восприятия практически всех модальностей, развития познавательной деятельности, установления должного уровня мотивации обучения, формирования личностных качеств. Упражнения на развитие и активизацию различных функций Общая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве Игра «Солнышко». Дети становятся вокруг обруча, держатся за него. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение несколько раз. Детям необходимо поднять обруч вверх, опустить вниз под стихи, которые читает логопед. Утром солнышко встает — Светом озаряет. Вечером оно заходит — Ночка наступает. Если дети не могут самостоятельно удерживать равновесие с помощью обруча, осуществляется педагогическое сопровождение. Игра «Помощники». Дети стоят и держатся за обруч одной рукой. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение. Детям необходимо передвигаться по кругу под стихи, которые читает логопед. Мы по солнышку идем — Ножки укрепляем, Чтоб игрушки убирать — Маме помогаем. Если дети не могут самостоятельно передвигаться, им помогает взрослый (тип помощи зависит от тяжести нарушения). Упражнение усложняется увеличением количества кругов. Слуховое восприятие Упражнение «Колокольчики». Дети сидят на стульчиках, каждому даются две карточки: на одной изображен большой колокольчик, на другой — маленький. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение. На громкий звук нужно поднять карточку с большим колокольчиком, на тихий — с маленьким. Перед выполнением упражнения логопед проводит беседу о звуках, которые нас окружают в жизни. Он обращает внимание детей на то, что звуки разные по силе, и демонстрирует это на музыкальном инструменте. Моторика рук, мимика Игра «Погреем руки». Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется без музыкального сопровождения. Логопед. Какое сейчас время года? Дети. Зима. Логопед. Зимой на морозе мерзнут руки, давайте их погреем. Для этого нужно потереть ладошку одной руки о другую, сжать кулачки. Ах ты, зимушка-зима! Не боимся мы тебя. Мы ладошки «замочком» сожмем, Их погреем и дальше пойдем. Во время упражнения внимание обращается на то, чтобы каждая рука по возможности активно участвовала. Предварительные беседы способствуют активизации речи детей. Игра «Дети умываются». Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется без музыкального сопровождения. Дети должны имитировать движения умывания. Логопед. Что делают люди утром в ванной? Дети. Умываются. Логопед. Покажите глазки, щечки, нос. Теперь давайте покажем, как все умеют хорошо умываться. (Показывает соответствующие движения.) Водичка, водичка, умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Внимание обращается на то, как активно дети двигаются. Предварительная беседа способствует расширению словаря, укреплению знаний о гигиене, повторению названий частей лица.
- Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется без музыкального сопровождения. Дети на определенный сигнал должны выполнять мимические движения и проговаривать междометия.
Логопед. Выглянуло солнышко, стало тепло. Дети (улыбаются). Ах! Ах! Ах! Логопед. Показалась туча, скоро будет дождь. Дети (хмурятся). Ух! Ух! Ух! Логопед. Когда мы болеем, нам делают уколы, это больно. Дети (морщатся). Ой! Ой! Ой! Для более эмоционального выполнения упражнения используется специальное оборудование в виде картинок или предметов. Обращается внимание на то, чтобы дети одновременно выполняли мимические движения и проговаривали междометия. Мышечная система, координация движений, слуховое внимание
- Упражнение с мячом.
Дети сидят на стульчиках или на ковре. Упражнение выполняется под музыку, сигналом к началу выполнения движения является аккорд. Дети должны передать мяч соседу и назвать его имя. Если они находятся на низком уровне развития речи, то произносят на или вот. Мячик я в руках несу. Ой, боюсь не удержу. Мой сосед мне помогал И другому передал. Если дети плохо удерживают мяч, можно перекатывать его. Логопед обращает внимание, чтобы каждый ребенок как мог проговаривал имя или слова.
- Упражнение с кубиками.
Дети сидят на стульчиках, каждому выдаются кубики. Уп ражнение выполняется несколько раз под музыкальное сопровождение, смена его отрывков и аккорд служат сигналом к началу различных движений. Дети должны поднять кубики вперед, вверх и покачать руками из стороны в сторону над головой. Аналогично можно выполнять упражнение с другими предметами — лентами, веточками и т.д. Движения с речевым сопровождением
- Упражнение с платочком.
Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение. Дети должны передать платочек соседу и при этом пропеть Тебе дарю. Обращается внимание на то, чтобы каждый ребенок пропел фразу в силу своих возможностей. В качестве предмета можно использовать цветок, букетик и др. Дыхание
- Игра «Задуй свечку».
Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется без музыкального сопровождения. Дети должны расположить перед собой раскрытые ладошки, подуть на каждый пальчик и собрать ладошки в кулачки. Логопед следит за тем, чтобы дети загибали пальчик только после того, как подули на него.
- Игра «Ветерок».
Дети сидят на стульчиках, каждому выдаются султанчики или вертушки. Упражнение выполняется несколько раз, без музыкального сопровождения. Дети должны подуть на предметы под стихи, которые читает логопед. Нужно стараться дуть сильно, чтобы фигурки двигались. Ветер, ветер, ты могуч. Ты гоняешь стаи туч. Ты волнуешь сине море. Гордо веешь на просторе. А.С. Пушкин Голос
- Дети сидят на стульчиках.
Логопед рассказывает им, что можно говорить громко, тихо. Затем предлагает стать действующими лицами в предложенных ситуациях. Дети должны произносить звуки громко или тихо. В качестве наглядности можно использовать предметы, картинки. Логопед. Мы укачиваем куклу. Дети. А-а-а… Логопед. Мы потерялись в лесу. Дети. Ау-ау-ау! Логопед. Гудит пароход. Дети. У-у-у! Логопед. Мышка пищит. Дети. Пи-пи-пи…
- Упражнение «Лесенка».
Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется с одновременным дирижированием: на каждую строчку дети поднимают кисть руки и опускают. Песенку поет логопед, а дети поют выделенные гласные с постепенным повышением и понижением голоса. 5. Как антенна погуди(и)м 4. Дотянулись мы до кры(ы)ши. 3. Поднимаемся все вы(ы)ше, 2. Дружно песенку пое(е)м. 1. Мы по лесенке иде(е)м, 6. И обратно побежи(и)м! Активизация речи
- Дети сидят на стульчиках.
Логопед начинает стихотворение, дети должны закончить его. Водят пчелы хоровод — Тум, тум. В барабан ударил кот — Бум, бум. Стали мышки танцевать — Та, та, та. Так, что начала дрожать Вся земля. Шведская песенка Пылесос, пылесос Ты куда суешь свой нос? Жу-жу-жу-жу-жу-жу — Я порядок навожу. А. Масленникова Активизация речи с одновременными движениями
- Дети сидят на стульчиках.
Упражнение выполняется без музыкального сопровождения. Логопед предлагает детям досказать стишок и одновременно выполнить движения. Логопед. Дождик, дождик… Дети. Кап, кап. (Руки сгибают, кисти на уровне груди, пальцы, кроме указательных, сжимают в кулачки. Попеременно опускают указательные пальцы вниз.) Логопед. И по грядкам… Дети. Тяп, тяп. (Полусогнутые кисти рук попеременно опускают вниз.) Логопед. По дорожке… Дети. Топ, топ. (Ладошками постукивают по коленкам.) Логопед. А по лужам… Дети. Шлеп, шлеп. (Хлопают в ладошки.) Ритм и темп
- Игра на музыкальных инструментах.
Дети сидят на стульчиках. Логопед выдает каждому музыкальный инструмент (бубен, барабан, ложки, металлофон и др.). Рассказывает о том, что для каждого инструмента необходимы своеобразные движения — играть на инструментах можно одной или двумя руками. Например, для маракасов, погремушек требуется одна рука, для ложек — две. При игре на барабане, бубне одна рука придерживает их, другая выполняет движения. При распределении инструментов необходимо учитывать двигательные возможности детей. Дети должны играть на инструментах согласно заданному ритму. Упражнение выполняется в несколько этапов. 1. Дети разучивают ритм совместно с логопедом. 2. Прослушивается музыкальное сопровождение. 3. Дети играют на музыкальных инструментах под музыкальное сопровождение. Если ребенок не может самостоятельно освоить игру на инструменте в заданном ритме и темпе, то осуществляется педагогическая помощь. Музыка подбирается на усмотрение логопеда. Список использованной и рекомендуемой литературы 1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 2003. 2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001. 3. Шипицына Л.М., Мамай- чук И.И. Детский церебральный паралич. СПб.; М., 2001.
Дизартрия и алалия
К сожалению, только задержка бывает достаточно редко, практически всегда ребенку с ДЦП впоследствии ставят речевой диагноз – дизартрия. Это нарушение проявляется только в произносительной стороне речи – при сохранном ее понимании.
Выделяют несколько форм дизартриии в зависимости от формы ДЦП, и несколько степеней – от самой тяжелой – анартрии, до легкой – стертой дизартрии. В легких случаях речь ребенка смазанная, замедленная, бедная интонационно, в тяжелых – движения органов артикуляции настолько ограничены, что не дают возможности произнести ни слова. Язык, губы, щечная мускулатура – те же мышцы, что и во всем остальном организме, и нарушения тонуса и подвижности, присутствуя во всем организме, будут отмечаться и в органах артикуляции.
Как правило всегда отмечается зависимость между степенью нарушения артикуляционной моторики и состоянием моторики рук.
Помимо дизартрии, достаточно часто у детей с ДЦП встречается и алалия – недоразвитие речи в результате поражения коры головного мозга. В этом случае нарушено не только произношение – страдает и понимание речи, наблюдаются проблемы связной, фразовой сторон речи, слоговой структуры слова, то есть, проблемы формирования речи как системы.
Сосание и глотание – для дифференциальной диагностики
Бывает очень непросто провести дифференциальную диагностику и определить главное препятствие для речевого развития.
В раннем возрасте бывает нелегко понять, что ждет ребенка дальше, как будет развиваться его речь, с какой симптоматикой мы столкнемся впоследствии – но крайне необходимо помочь ребенку с освоением жизненно важных функций – сосания и глотания, в более старшем возрасте – жевания.
Для дифференциальной диагностики в более позднем возрасте очень важно знать – как ребенок справлялся с организацией этих процессов в младенчестве. Если речи нет, но хорошо сосал грудь – возможно основная причина недоразвития речи не дизартрия, она может сопутствовать, но ребенка необходимо обследовать на предмет алалии.
К слову о диагностике и моем самоуверенном жонглировании неврологической терминологией – я думаю, многим известно то, что логопед не пишет диагноз, а пишет заключение. Например: “Общее недоразвитие речи (ОНР), Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)”. А термины вроде дизартрии, дислалии, алалии – являются не заключениями, а диагнозами, и поставить их имеет право лишь врач-невролог. Однако логопеды, работающие с детьми с церебральным параличом, вынуждены пользоваться именно клинической классификацией речевых нарушений, так как упомянутая педагогическая не несет никакой информации о конкретном ребенке с ДЦП.
Часто именно логопед в силах определить ведущую симптоматику и правильно выстроить коррекционную работу.
Помощь логопеда при Детском церебральном параличе (ДЦП)
Речевая и языковая терапия может помочь улучшить общение, прием пищи и глотание. Это также может способствовать уверенности, обучению и социализации.
Как логопедия помогает?
Нарушения речи распространены среди людей с церебральным параличом . Фактически, исследование, проведенное в 2012 году шведскими исследователями, показало, что проблемы с речью затрагивают более половины всех детей с церебральным параличом.
Некоторым детям с церебральным параличом трудно контролировать мышцы лица, горла, шеи и головы. Это может привести к проблемам с речью, жеванием и глотанием. Это также может вызвать слюнотечение и повлиять на общую способность взаимодействовать и учиться. Тем, у кого также есть проблемы со слухом, может быть трудно понять разговорный язык.
Речевая и языковая терапия направлены на улучшение речи и общения ребенка путем укрепления мышц, используемых для речи, улучшения оральных двигательных навыков и улучшения понимания речи и языка. Это также может помочь при расстройствах глотания, таких как дисфагия.
Преимущества логопедии
Логопедия может быть очень полезна для детей с церебральным параличом.
По мере того, как дети улучшают свою речь и общение, они могут лучше выражать свои потребности, делиться своими мыслями и взаимодействовать с другими.
Дети с церебральным параличом, которым трудно есть, жевать и глотать, могут также иметь проблемы с нормальным ростом и поддержанием здорового веса. Логопедия может помочь с этими проблемами, облегчая ребенку правильное питание и увлажнение, в которых он нуждается. Это может улучшить их общее качество жизни и повысить их независимость.
Логопедия может помочь в следующем:
- сочленение
- Произношение
- Беглость / заикание
- Звук и словообразование
- Подача
- Развитие языка и словарного запаса
- Громкость речи
- Понимание слова
- Словестно-объектная ассоциация
- Поддержка и контроль дыхания
- Жевание
- Проглатывание
- Координация и сила речевых мышц
Преимущества логопедии выходят за рамки улучшения способности ребенка понимать и использовать язык. Коммуникация очень важна для других областей развития, таких как когнитивное развитие и социальное и эмоциональное развитие. По мере того как ребенок учится лучше выражать свои мысли, преимущества можно увидеть во многих других аспектах его жизни и развития. Логопедия полезна, потому что она может помочь:
- Поощрять обучение и образование
- Улучшить способность решать проблемы
- Увеличить независимость
- Улучшить грамотность
- Улучшить способность выражать мысли и идеи
- Улучшить социализацию
- Повысить самооценку
- Уменьшить застенчивость
- Улучшить качество жизни
- Улучшить функцию глотания и безопасность
Дети с различными типами церебрального паралича могут столкнуться с различными проблемами общения, которые может помочь в лечении речи. Различные речевые проблемы, поскольку они относятся к каждому другому типу церебрального паралича, включают:
- Спастический. Дети со спастическим церебральным параличом обычно борются с медленными, неточными движениями рта, которые требуют больших усилий. Их речь часто звучит невнятно, а голос звучит хрипло или хрипло.
- Атетоид — Те, у кого атетоидный церебральный паралич, часто с трудом контролируют мышцы лица и языка. Им также трудно контролировать дыхание и голосовые связки, и они испытывают проблемы с едой и слюнотечением.
- Атаксия — «сканирующая» речь, которая звучит монотонным голосом с хриплыми звуками, часто встречается у детей с атаксическим церебральным параличом. Их речь часто отмечается паузами и ускорениями, и им также трудно глотать.
Может ли подача иска помочь покрыть стоимость лечения вашего ребенка?
Что ожидать в логопедии
Логопедия различна для каждого ребенка с церебральным параличом. Во время первого сеанса логопед выполнит первоначальную оценку физического и когнитивного функционирования ребенка. Эта оценка может включать в себя изучение истории болезни ребенка, обследование полости рта, аудиологические тесты, оценки артикуляции, оценки языка и беглости речи и когнитивные оценки.
После первоначальной оценки логопед может определить диагноз ребенка и составить план лечения. Лечение обычно состоит из упражнений, адаптированных к специфической борьбе ребенка с общением или глотанием. Вспомогательные средства связи и язык жестов часто используются, чтобы помочь ребенку выразить себя. Это особенно полезно в более тяжелых случаях, например, когда дети совершенно невербальны.
Упражнения, используемые в логопедии
Много различных упражнений используются в логопедии. План лечения каждого ребенка будет отличаться в зависимости от его индивидуальных проблем и потребностей.
Некоторые примеры общих упражнений для логопедии включают в себя:
- Терапия артикуляции — использование языковых карт для фокусировки на определенных звуках; побуждая детей издавать звуки, глядя в зеркало, чтобы помочь им понять, как движется их рот.
- Упражнения для выдувания — выдувание пузырей или свистка для тренировки мышц рта для создания определенных звуков и укрепления брюшного пресса для контроля дыхания.
- Дыхательные упражнения — Работа на вдохе и выдохе для укрепления диафрагмы.
- Упражнения для челюстей — Употребление в пищу продуктов, требующих дополнительного жевания, например сельдерея, яблок и моркови, для укрепления мышц челюсти; практикуя открытие и закрытие рта, используя только мышцы челюсти, в то время как кто-то другой держит их подбородок.
- Авторские пособия — использование карточек с разными словами и звуками, написанными на них; собирая кусочки головоломки со словами, которые сочетаются друг с другом, такими как «носок» и «ботинок», «зубная щетка» и «зубная паста», «летучая мышь» и «шарик».
- Упражнения для губ — сжатие губ вокруг леденца для увеличения силы; поджимая губы, чтобы поцеловать леденец, чтобы улучшить расширение губ.
- Упражнения на глотание — выполнение «трудной ласточки», которая собирает слюну во рту и глотает ее одним глотком; выполняя «маневр масако», когда ребенок высовывает язык, осторожно кусает его зубами, чтобы удержать на месте, а затем практикует глотание.
- Упражнения на языке — Укрепление языка путем выпячивания его и одновременного нажатия на депрессор языка или ложку на несколько секунд.
Оборудование, используемое в логопедии
Логопеды используют множество различных инструментов, чтобы помочь детям с церебральным параличом улучшить или преодолеть их проблемы общения. Вспомогательные технологии или вспомогательные устройства также используются в качестве средств связи, особенно для невербальных детей.
Инструменты
Инструменты, обычно используемые в логопедии, включают в себя:
- Инструменты размещения (правильное расположение языка для определенных звуков)
- Оральный сенсорный жует
- соломка
- Депрессоры языка
- Картинные доски
- книги
- Флэшкарточки
- Доски сухого стирания
- Магнитно-маркерная доска
Вспомогательные устройства
Следующие вспомогательные устройства обычно используются, чтобы помочь тем, у кого проблемы со связью:
- таблетки
- Компьютеры и клавиатуры
- Дополнительные и альтернативные устройства связи
- Системы неуправляемой коммуникации — использование тела ребенка для передачи сообщения, такого как язык тела или язык жестов
- Системы автоматизированной связи — инструменты в дополнение к телу ребенка, такие как бумага и карандаши, доски, устройства для генерации речи и т. Д.
- Специализированное программное обеспечение
Логопедия по возрасту
По мере того, как ребенок становится старше или улучшает свои способности, его план логопедической терапии должен соответственно меняться. Первые три года жизни ребенка чрезвычайно важны для приобретения речевых и языковых навыков, поскольку их мозг развивается и созревает, что позволяет ему легко усваивать эту информацию. Раннее вмешательство дает ребенку наилучшие возможности для развития и обучения в полном объеме.
- Малыши — Логопедия для малышей основана на играх и игрушках, повторении звуков и слов, пении песен и декоративно-прикладного искусства.
- Маленькие дети. Для детей школьного возраста особое внимание уделяется социальному взаимодействию, хотя игры и игрушки все еще используются. Терапия обычно состоит из различных действий, направленных на развитие общения, таких как рассказывание историй, беседы, повторение звуков и слов и работа над школьной работой ребенка. Терапия также помогает ребенку улучшить свои социальные навыки, такие как держать голову и поддерживать зрительный контакт во время разговора.
В поисках логопеда
Логопеды, также известные как патологи речевого языка, являются лицензированными медицинскими работниками, которые специализируются на оценке и лечении речевых и языковых расстройств, а также расстройств глотания.
Логопеды часто работают в тесном контакте с командой по лечению детей, в которую могут также входить физиотерапевты и специалисты по трудотерапии, для разработки комплексного плана лечения.
При выборе логопеда важно найти человека с опытом работы с детьми с церебральным параличом. Если вам нужна помощь в поиске логопеда, проконсультируйтесь с педиатром, физиотерапевтом или специалистом по трудотерапии вашего ребенка, чтобы узнать, есть ли у них какие-либо рекомендации.
Скользкие моменты логопедической диагностики
Одним из скользких моментов логопедической диагностики ребенка с ДЦП является тот факт, что часто специалист, не присматриваясь особо, выстреливает диагнозом – дизартрия, лихо определяет ее форму и начинает работать над функцией мышц. ДЦП же, дизартрия же по умолчанию. Да, она есть. Но если ребенок непроизвольно произносит достаточно большой обьем звуков, непроизвольно же способен к достаточно сложным артикуляционным движениям, а может быть даже в состоянии воспроизвести их по подражанию, жует и глотает, то вряд ли причина его молчания – дизартрия, и ему так уж сильно показан бесконечный зондовый массаж.
К сожалению, не всегда у специалиста есть отчетливое понимание наиболее актуальной задачи для данного конкретного ребенка. Например, была в моей практике чудесная умненькая шестилетняя девочка с прекрасно развитой в результате усилий логопедов и родителей речью, но с остаточными дефектами произношения Л и Р. Эти дефекты были очевидны, и маму беспокоили, меня же на тот момент гораздо более волновало другое – руки девочки.
К письму рука была абсолютно не готова, плюс наблюдались типичные для детей с ДЦП проблемы ориентировки в пространстве, которые, будучи вовремя не устраненными, гарантированно привели бы к нарушениям письменной речи – дислексии и дисграфии. А звуки – да, можно было бы потратить время на их постановку и автоматизацию, но я отдавала себе отчет, что при дизартрии эта работа затянется на месяцы а, возможно, и годы. А сроки поджимают – школа близится, речь ребенка абсолютно разборчива и понятна, с такой речью многие здоровые люди живут и прекрасно себя чувствуют.
Поэтому на повестке дня – рука и письмо, работы там виделось очень много, и мы ее начали. Но мама продолжала волноваться, и дело кончилось тем, что ходить ко мне они перестали. Но, спустя почти два года, вернулись, когда проблемы девочки в школе стали совершенно очевидны, а другой логопед шел по легкому пути и занимался постановкой этих оставшихся звуков.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
3. Коррекционно-воспитательные: — развитие навыков самоконтроля за речью. Ход занятия Этапы Содержание этапов 1. Организационный момент
2. Подготовительная часть Упражнения на развитие дыхания
3. Артикуляционная гимнастика
4. Автоматизация звука [Ф] в слогах
5. Познание окружающего мира
6.Итог занятия Приветствие ребенка: Здравствуй ….! Вижу, что глазки у тебя весело блестят, и ты готов сегодня поработать.
Логопед разминает пальцы ребенка, покалывает их массажным мячиком. — Наши маленькие друзья замерзли и хотят спрятаться в домике. Помоги им! Логопед побуждает ребенка взять в руку маленькую игрушку (размер не более 3-4 см) и положить ее в маленькую коробочку.
(если у ребенка тяжелые нарушения двигательных функций, то коробка должна быть в несколько раз больше игрушки).
1)На руке логопеда – бумажные снежинки: Сейчас зима, и к нам залетела снежинка, давай подуем на нее, и она полетииииии….т!
2)Как же холодно зимой! Давай погреем наши ручки, — Логопед приближает руки ребенка к его рту и побуждает выдыхать на руки: — ХХХХ…. – вот так мы дышим. Тепло ручкам? Как горячо ты умеешь дышать на ручки! Молодец.
Теперь разотрем наши ручки, — если ребенок в силу ограничения произвольных движений не справляется, то логопед сам делает растирательные движения руками ребенка.
На стол выставляется игрушечная Лягушка: Логопед побуждает ребенка потрогать ее, назвать ее свойства: твердая, мягкая, холодная и т.п.
1) «Лягушка»: Посмотрите, это рот. И на что же он похож? Тянем сильно губки- Это ж рот лягушки.
2)Произносим звук [У]- Как ветер зимой в трубе гудит? — у у у у у.
3) «Окошко» .Какой же холодный ветер! Будем закрывать окно от ветра и снова открывать. (Ребенок открывает и закрывает рот, при необходимости логопед руками контролирует правильное движение челюсти).
Сегодня мы будем повторять звук [Ф]. Как мы произносим этот звук? Говорим УУУ, складываем из губ трубочку и прижимаем нижнюю губу к верхним зубам.
Ребенок произносит ФФФФФФФ. Затем повторяем за логопедом слоги: фэ-фа фа-фо-фу фм-оф-уф-ыф фо-фа фу-фы фы-фу фу-фы-фа фо-фа-фу фу-фа-фы Уф-оф-аф-ыф Ыф-оф-аф-уф Оф-уф-ыф-аф
Логопед предлагает ребенку картинки по теме «Времена года»: — Покажи, что художник нарисовал неправильно? — Что на картинках было сначала, что – потом? Логопед побуждает ребенка разжать спастичный кулачок и показывать на картинку ладонью или пальцем. — Молодец, ты очень хорошо занимался, повторял звук [Ф], работал пальчиками.
Литература 1. Егорова О.В. Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. М.: Издательство «Гном и Д», 2005. — 24 с.
2. С логопедом каждый день. Тетрадь 1/С.В.Волкова, А.А. Николашина, Л.Н. Семенова, Е.Г. Тимощенко.-М.: В. Секачев, 2011. 3. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. – СПб.: Детство – Пресс, 2010.
Следующая > |
Логопедический массаж может помочь почти всегда
В раннем возрасте или же в начале коррекционной работы в любом возрасте, пока мы еще можем лишь догадываться, как пойдет речевое развитие у этого ребенка, логопедический массаж и пассивная артикуляционная гимнастика будут основными нашими помощниками.
Даже в самых сложных случаях, когда речь идет о зондовом питании, чаще всего помочь ребенку можно. Занятия с логопедом могут помочь ослабить выраженный рвотный рефлекс, стимулировать сосательный и глотательный. Позже – стимулировать жевание.
И в более старшем возрасте логопедический массаж и пассивная, а впоследствии активная артикуляционная гимнастика будут показаны большинству детей с ДЦП – для нормализации мышечного тонуса, увеличения объема и точности движений артикуляционного аппарата.
Если ребенок совсем маленький, или же имеет интеллектуальные проблемы, успешным оказывается использование для массажа и гимнастики съедобных приспособлений и текстур, различных по вкусу, запаху, температурным и тактильным свойствам.
Так, например, ребенку с нарушением функции глотания легче почувствовать в ротовой полости и проглотить что-то холодное, а не теплое, кислое или выраженно сладкое, а не нейтральное. Ребенку с проблемами произвольной организации движений оказывается возможным поднять язык вверх не по команде, а пытаясь дотянуться за сладким леденцом.
На такую вкусную гимнастику с удовольствием откликаются и дети постарше, и именно такие эмоционально ярко окрашенные упражнения и позволяют достигать наилучших результатов работы.
Лично мне не приходилось работать с детьми с ДЦП в раннем возрасте, но удавалось успешно разработать жевательную мускулатуру у детей более старшего возраста, тем самым существенно улучшив качество жизни ребенка.
Основные направления логопедического лечения при ДЦП
При отсутствии речи у ребенка с ДЦП логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям:
- развитие моторики;
- восстановление тонуса мышц;
- стимуляция реакций голоса;
- развитие прослеживания и зрительной фиксации;
- выработка слухового внимания;
- создание условий для улучшения моторной и зрительной координации.
Специальный массаж назначается для стимулирования лицевых мышц. Такие упражнения позволяют существенно ускорить появление первых улучшений
Логопедический лечебный массаж
Логопедический массаж классифицируется на следующие виды:
- точечный;
- классический;
- зондовый;
- рефлекторный.
Врач назначает вид массажа в зависимости от сложности и особенностей расстройства речевой функции. В некоторых случаях достаточно назначить несколько курсов классического массажа. При сложных отклонениях от нормы используется комплексный подход к логопедическому массажу. В таких ситуациях на реабилитацию уходит много времени. Особенности логопедической работы при ДЦП заключаются в трудностях, возникающим при общении и взаимодействии с пациентом. В некоторых случаях массаж является единственным доступным методом развития артикуляционного аппарата на первых этапах лечения.
Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры при ДЦП
Расслабляющий массаж назначается при повышенном тонусе мышц языка, губ и лица. Применение данной методики требует выбора правильной позы для ребенка. Врач определяет положение, при котором напряженные части тела максимально расслабляются.
Ребенка можно положить на кушетку, зафиксировав под шеей валик. Отличной для этого массажа является «поза эмбриона». В одном из этих положений выполняются динамические движения, направленные на расслабление напряженных мышц.
Для расслабления лицевой мускулатуры выполняются следующие действия:
- легкие поглаживание в направлении от центра лба к височной области;
- от бровей к волосам головы;
- вокруг глаз (от линии лба);
- от переносицы до волосяной части головы;
- от линии лба по шее, щекам и подбородку через все лицо;
- от низа уха до крыльев носа и щекам.
Далее необходимо выполнить легкие пощипывания по всему краю нижней челюсти. После этого совершить надавливающие движения в направлении от корней волос к лицу.
Следующим этапом массажа является расслабление мускулатуры губ:
- поглаживание верхней и нижней губы в направлении от уголков к центру;
- слабые вращательные движения (по часовой стрелке);
- слабые постукивания по поверхности губ.
Каждое движение должно быть выполнено от 5 до 8 раз.
Стимулирующий массаж для артикуляционного аппарата при ДЦП
Стимуляция необходима при снижении гипотонии мышц лица и языка. Специальный массаж позволяет укрепить мышечную систему и повысить шансы на то, что ребенок начнет говорить уже в ближайшей перспективе.
В рамках данной методики выполняются следующие характерные движения:
- поглаживания;
- разминания;
- растирания;
- вибрация;
- пощипывания.
Сначала производятся плавные и мягкие нажатия, сила движений должна нарастать постепенно. Необходимо избегать действий, которые могут вызвать даже незначительные болевые ощущения
Для укрепления лицевой мускулатуры необходимо выполнить следующий перечень движений:
- поглаживания бровей, лба, висков, век и щек;
- сжатие подбородка легкими, но ритмичными движениями;
- разминание мышц щеки и скул;
- перетирание мышц щеки;
- легкое пощипывание щек.
Для укрепления мышц губ выполняются следующие упражнения:
- поглаживания губ, носовых крыльев и носогубных складок;
- покалывание;
- пощипывание губ.
Очень эффективным методом является также вибрация. Такие манипуляции можно выполнять с помощью специального механического прибора. Процедура позволит улучшить кровоснабжение органов артикуляционного аппарата и укрепить мышечную систему лица.
Лечебный массаж язычной мускулатуры при ДЦП
Данный вид массажа может быть более интенсивным или спокойным в зависимости от состояния мышц языка. Если необходимо снизить тонус, тогда перед процедурой необходимо подержать во рту небольшое количество травяного настоя.
Выполняя массаж, врач ставит перед собой следующие цели:
- нормализация мышечного тонуса;
- увеличение амплитуды артикуляционных движений;
- задействование ранее неактивных мышц;
- уменьшение слюноотделения;
- стимуляция речевого развития.
Сначала массаж делается в ротовой полости, а затем вне полости рта. При этом язык удерживается с помощью марли.
Артикуляционная гимнастика для развития речи
Упражнения для артикуляционной гимнастики направлены на повышение активности и развитости следующих частей тела:
- губы;
- уздечка;
- щеки;
- язык.
Гимнастику лучше проводить в игровой форме. Так ребенок будет проявлять повышенной интерес, соответственно, положительного результата можно будет достигнуть максимально быстро.
Пассивная артикуляционная гимнастика при ДЦП
В процессе выполнения упражнений логопед совершает аккуратные манипуляции с органами артикуляционного аппарата. При серьезной патологии рекомендуется именно этот вид гимнастики, ведь дети с таким диагнозом не могут самостоятельно выполнять простейшие логопедические задания. Врач открывает и закрывает рот пациента, растягивает губы в улыбку, собирает губы в трубочку, поднимает язык вверх с помощью инструмента для осмотра ротовой полости (медицинский шпатель).
Для выполнения упражнений пассивной гимнастики стоит следовать следующей последовательности действий:
- выведение языка вперед;
- втягивание языка;
- подведение к нижней губе;
- подведение к верхней губе;
- отведение влево и вправо;
- прижатие органа к нижней части ротовой полости;
- поднятие органа к небу;
- легкие покачивающиеся движения органа разные стороны.
Упражнения выполняются серийно от 3 до 5 раз в зависимости от развитости мускулатуры.
Активный вид артикуляционной гимнастики при ДЦП
Комплекс упражнений направлен на стимуляцию тактильных, слуховых и зрительных анализаторов. Перед назначением активной артикуляционной гимнастики пациент проходит пассивные упражнения и логопедический массаж. При выполнении упражнений важно добиться полноты объема движений, оптимальной скорости включения и переключения внимания. Плавность и симметричность движений отыгрывают важнейшую роль.
Для развития мимических мышц пациент выполняет следующие упражнения:
- закрытие и открытие глаз;
- напряжение щек;
- поднятие и опускание бровей;
- жевательные движения;
- резкое проглатывание слюны;
- открывание, закрывание рта.
Для укрепления и развития губной мускулатуры выполняются следующие действия:
- вытягивание губ в трубочку и растягивание в сторону;
- чередование улыбки и скручивания губ в трубочку;
- смыкание и размыкание;
- быстрое смыкание с последующим разрывом (имитация поцелуя);
- выполнение медленного губного выдоха;
- поднятие верхней губы с дальнейшей демонстрацией зубов.
После выполнения таких упражнений можно переходить к более сложным заданиям.
Реабилитационные упражнения для язычной мускулатуры
Для стимуляции мышц специалист воздействует на продольные мышцы языка. Для этого совершаются поглаживания от средней части к кончику органа.
Для укрепления поперечных мышц языка выполняются надавливания на область от корня к кончику с одинаковой ритмичностью. Интенсивные манипуляции совершаются с помощью специального шпателя.
Для стимуляции и укрепления продольных мышц совершаются поглаживания, направленные из одной стороны в другую сторону (по зигзагу).
Что такое искусственная локальная контрастотермия
Методика применяется для устранения артикуляционной апраксии (неспособность разговаривать членораздельно). Суть процедуры заключается в воздействии высоких и низких температур на чувствительные области языка. Используется ледяная крошка, отвары трав или горячая вода. Выбор воздействия можно чередовать, чтобы повысить эффективность результата. В независимости от выбранного направления курс лечения составляет от 15 до 20 дней.
Искусственная локальная контрастотермия выполняется в следующей последовательности:
- ледяная крошка помещается в марлевый мешочек;
- поочередно лед накладывается на различные мышцы артикуляционного аппарата;
- логопед удерживает язык пациента марлевой салфеткой;
- осуществляется поочередное воздействие на все части языка.
Один сеанс продолжается от 2 до 7 минут в зависимости от уровня развития мышц артикуляционного аппарата.
Развитие дыхания и коррекция его нарушений при работе с пациентами
Дыхательная гимнастика учитывает целый комплекс упражнений, которые направлены на нормализацию дыхательной функции и развитие речи. Упражнения выполняются в следующей последовательности:
- Положение – лежа или сидя. Создание «веера воздуха» возле ноздрей ребенка.
- Положение – лежа на животе, руки под грудной клеткой, голова опущена. При вдохе специалист поднимает плечи и голову ребенка. При выдохе тело ребенка принимает исходное положение.
- Логопед просит ребенка максимально задержать дыхание.
- Положение – сидя или лежа. Специалист кладет руки на грудную клетку пациента, прислушиваясь к дыхательному ритму. Совершается нажатие на грудную клетку при выдохе.
Апраксия: активно что-то лепечет, но не повторяет и не подражает
Если у ребенка мы определили только ограничение подвижности артикуляционного аппарата, нарушения мышечного тонуса – вышеописанных мер может оказаться достаточно для запуска речи, но если мы видим апраксию – нарушение произвольной организации движений, то необходимы направленные занятия по вызыванию звуков, формированию слоговой структуры слова, а впоследствии фразовой речи.
Как можно определить апраксию? На нее может указывать достаточное разнообразие непроизвольного звучания при выраженных трудностях произвольного воспроизведения – ребенок вроде бы активно что-то лепечет, но не повторяет, не подражает, или пытается повторить, но повторяет какой угодно звук кроме требуемого, хотя буквально пять минут назад вы этот звук от него случайно услышали.
То же самое с артикуляционными позами – непроизвольные позы разнообразны, язык достаточно подвижен, но по требованию повторить движение ребенок не в состоянии, или повторить кратковременно может, а удержать не способен. Впрочем последний симптом не очень информативен – у ребенка может элементарно не хватать сил удержать позу, или же может мешать гиперкинез. Чтобы разобраться в этом, необходимо пристальное наблюдение в динамике.
Как работать с детьми с апраксией? Важно помнить, что логомассаж в этом случае панацеей не будет, необходимо целенаправленно, с опорой на сохранные анализаторы, на ведущую деятельность, выводить звуки в произвольность и закреплять, позже – объединять звукокомплексы в слова и фразы. Работа долгая, кропотливая, часто – начинающаяся слишком поздно, хотя определить ведущую симптоматику при наличии опыта специалисту возможно уже в 2-3 года, а то и раньше.
Такие дети встречаются в логопедической практике достаточно часто, лично мне нравится работать с ними по игровой методике , и использовать как дополнительную опору складовое чтение по Зайцеву.
Максимально раннее начало логопедической коррекционной работы с грамотным специалистом – залог максимального раскрытия речевого потенциала ребенка.