Организация логопедической работы в дошкольном учреждении


Цель и задачи логопедической работы в ДОУ

В настоящее время отмечается закрытие логопедических пунктов в ДОУ, осуществляющих логопедическую работу с детьми по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Закрытие пунктов спровоцировало возникновение проблемы, связанной с тем, что нет возможности охватить массово детей дошкольного возраста в рамках ДОУ.
Для решения данной проблемы и эффективности расхода бюджетных средств логопедические детские сады объединяют с общеразвивающими. Это позволяет осуществлять логопедическую работу силами одного педагога-логопеда одновременно в нескольких учреждения. То есть, одного специалиста закрепляют за 2-3 детскими садами, тем самым на базе ДОУ создается логопедический пункт или логопедическая группа, где реализуется логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Замечание 1

Цель логопедической работы в ДОУ – своевременное оказание коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста, имеющим различные речевые нарушения.

Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих задач:

  1. Осуществление необходимой своевременной коррекции речевых нарушений у дошкольников.
  2. Предупреждение нарушений письменной и устной речи у дошкольников.
  3. Развитие произвольного внимания к звуковой стороне речи.
  4. Осуществление пропаганды необходимости логопедических занятий среди педагогов ДОУ и родителей.
  5. Воспитание у детей дошкольного возраста стремления преодолевать имеющиеся недостатки речи, формирование благоприятной эмоциональной среды коррекционных занятий.
  6. Совершенствование методов реализуемой логопедической работы в соответствии с потребностями и возможностями детей.
  7. Интеграция обучения и воспитания детей, при реализации специализированной логопедической помощи.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Организация логопедической работы в дошкольном учреждении 430 ₽ Реферат Организация логопедической работы в дошкольном учреждении 230 ₽ Контрольная работа Организация логопедической работы в дошкольном учреждении 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Упражнения, которые легко выполнять дома

Сейчас занятия в школе недоступны. У вас есть домашние задания от логопеда? Если нет, то мы кое-что подскажем.

Упражнения на звуки и лексику легко совмещаются с домашними делами или пригодятся по дороге на дачу. Элементы соревнования повышают интерес, можно не думать, с чего начать логопедическое занятие, просто предложите ребенку сыграть:

  1. В скороговорки: кто повторит чище и быстрее?
  2. В чистоговорки: кто придумает смешнее?
  3. В слова на одну букву или один слог: кто вспомнит больше? Что есть вокруг на эту букву?
  4. В слова-прятки (где прячутся заданные звуки): кто составит больше?

При дислексии и дисграфии помогут ребусы, лото со слогами и словами, игра «Словодел», филворды (найти слова в квадрате, заполненном буквами) — в этом направлении есть много идей.

Для развития связной речи придумывайте истории по картинкам. Рекомендуется слушать мелодии и рассказывать друг другу, что вы представляете, когда слышите ту или иную композицию. Учите короткие стихи, обсуждайте их смысл.

Специфика организации логопедической работы в ДОУ

Специфика логопедической работы зависит от того в рамках какого ДОУ она реализуется. Логопедическая работа в массовом ДОУ значительно отличается от работу в логопедическому ДОУ. В первую очередь это связано с тем, что логопедическая работа в логосаду осуществляется на специалистом и встраивается в воспитательно-образовательный процесс, в то время как в массовом ДОУ она идет параллельно и осуществляется на логопункте.

Таким образом, логопедическая работа в массовом детском саду является дополнительной в отличие от специализированного детского сада. В расписании детского сада нет специально установленного времени для занятий с логопедом, поэтому приходится тщательно составлять расписание, чтобы занятия с логопедом не проводились в ущерб образовательное программе ДОУ.

Работа логопеда строится на основании учета внутреннего расписания ДОУ. Составленный логопедом график работы и сетка занятий утверждается методистом и заведующим ДОУ.

Кроме того, можно выделить следующие аспекты специфики организации логопедической работы в ДОУ:

  1. В логогруппе все дети имеют равные речевые нарушения, которые определяют программу работы логопеда. На логопункте массового ДОУ все дети имеют различные речевые нарушения (заключение) и соответственно работа строится индивидуально.
  2. В настоящее время для реализации полноценной работы логопункта не существует коррекционной программы, работа осуществляется на основании современных технологий и разработок различных авторов.
  3. Работа логопеда на логопункте, в отличие от речевого сада осуществляется в индивидуальной и подгрупповой форме занятий. Длительность занятия 15-20 минут, 2-3 раза в неделю.
  4. Логопедическая работа на логопункте «вклинивается» в образовательный процесс, дети получают коррекционную помощь порционно, в то время как в речевом саду дети получают помощь ежедневно по специализированной программе.

Определение и зачисление детей на логопедические занятия осуществляется через прохождение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), ставящей речевое заключение ребенку и выдающей родителям и специалисту-логопеду официальный документ.

Количество детей, одновременно занимающихся в логопедическом пункте, определяется видами и степенью речевых нарушений. При наличии большого количества детей с тяжелыми нарушениями, в группу может быть включено не более 12 человек. В том случае, если у детей выявлены легкие недостатки речи, то одновременно можно проводить занятия с 20 детьми.

Те же требования лежат и в основе установления сроков коррекционной работы, ведущих форм организации и частоты занятий коррекционно-речевой работы.

Статья:

В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить неблагополучное речевое развитие и преодолеть как можно раньше. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.
Основными направлениями коррекционно-логопедической работы является:

• нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата,

• развитие тактильных ощущений,

• мимики,

выработка ритмичности дыхания и движений ребенка,

• стимуляция лепета, лепетных слов, перевода слова из пассивного в активный словарь,

• вызов положительного эмоционального отношения к занятиям,

выработка памяти, внимания, мышления.

Коррекционно — логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Логопед принимает участие в режимных моментах, что способствует установлению контакта с детьми и повышает эффективность коррекционной работы. Используются различные приговорушки, ладушки, потешки при кормлении, стишки на звукоподражания. Важно установить тесный контакт с детьми, поднять их эмоциональное состояние.

Дети учатся фиксировать взгляд на лице логопеда, на крупных ярких игрушках, учатся выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального дыхания. С малышами работа над дыханием проводится в игровой форме по подражанию. Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом.Дыхательная гимнастика: «Кораблики», «Шарик», «Перышко», «Загони мяч в ворота», «Сдуй капельку с тучки», «Мыльные пузыри», «Сдуй листик с грибка», «Задуй свечу» и т. д.

Для работы над речевым дыханием с детьми раннего возрастаиспользуются речевые подражания: А-А-А (плачет девочка, У-У-У (гудит паровоз, И-И-И (ржет лошадь, О-О-О (рычит мишка) и т. п. Продолжая работу над речевым дыханием,используем слияние гласных: АУ (кричат дети, УА (плачет малыш, ИА (кричит ослик). Затем переходим к работе над слогами,сначала отрабатываем открытые слоги- звукоподражания: ГА — ГА (кричат гуси, ТУ -ТУ (едет поезд,потом закрытые: АМ-АМ, ТОП-ТОП,потом слоги со стечением согласных: КВА-КВА.Подражание голосам животных: МЯУ, МУ, КВА, ПИ-ПИ, КО-КО. Подражание звукам,издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами: БИ-БИ, ДИНЬ-ДИНЬ, ТУК-ТУК, ТИК-ТАК. Произнесение простых слов «дай», «на», «иди» и составление с ними коротких предложений.

Самое большое место в логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности. Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараемся вызвать повторение звуков и лепетной активности. Игры «В гости пришла кукла», «Айболит», «Кто позвал?», «Что пропало?», «У нас в гостях» создаем игровую ситуацию и побуждаем малыша к произнесению звукоподражаний и слов. Постепенно усложняем игру. Используя сюрпризный момент из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой.

А так же проводим с детьми артикуляционную гимнастику, как в пассивной, так и в активной форме. «Улыбочка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Лошадка», «Лопаточка», «Хобот слоненка».

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка — пальчиковая гимнастика. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи,развивается речевой слух: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик дедушка», «Этот пальчик в лес пошел» и др. Нравятся детям пальчиковые игры, записанные на аудиодиске, с музыкальным сопровождением «Стульчик», «Зайка», «Солнышко» и т. д.Хорошее воздействие оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках «Божья коровка», застегивание пуговиц, подушка с пуговицами. Игры с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, тестом, пластилином, «Пальчиковый бассейн», «Пальчиковый театр», «Шнуровки», доска Сегена, складывание матрешек. Мнем руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие игрушки.

Перспективным приемом является рисование пальчиками краской. В процессе рисования развиваются ориентировочно-поисковые движения, ребенок учится фиксировать и удерживать объект в поле зрения. Рисование сопровождается комментированием действий, применяются эмоциональные и речевые стимулы в виде потешек, стихотворных текстов.Рисунки: яблоко, уточка, бабочка, елочка, подобраны к определенной теме занятий. В ходе совместной деятельности у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие с взрослым, первичные коммуникативные умения, побуждает называть нарисованный объект, используя доступные ребенку речевые средства. Опускаем ладонь в краску и оставляем отпечаток на листе бумаги и малыш с удовольствием повторяет все, что ему показываем. Также рисуем с помощью пробки, губки, получаются рисунки- печати. Рисуем на подносе — рассыпаем манную крупу или песок и проводим пальцем линии. Затем берем руку ребенка в свою и повторяем «рисунок»: дождик, ручеек, солнышко, дорожку, травку, снег.

На примере простых упражнений на развитие общей моторики — движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища можно научить малыша выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их.Играем вместе с ребенком: «Мишка косолапый», «Дерево на ветру», «Зайка серенький сидит», «Вова топать, как умеет», «Большие ноги шли по дороге». Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения — как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички.

Любят малыши игры с музыкальным сопровождением-диск Е. Железновой «Развивалочки, Веселая логори.

Важным моментом является развитие тактильной чувствительности. Игры со щетками, поглаживание, потряхивание расслабляет, и пальцы ребенка раскрываются, яркий цвет щетки привлекает внимание малыша. Также, используем в своей работе тактильные таблицы, тактильные дорожки «В гости». Различные поверхности — жесткие, мягкие, пушистые, гладкие, шершавые, колючие, холодные.

Большое внимание в своей работе мы уделяем массажу пальчиков и кистей рук, Су-Джок терапия. Логопедический массаж на лице, самомассаж, проводятся с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. Выполнение движений сопровождаем классической музыкой.

Игры с мячом сопровождаются стихотворным текстом — игра становится эмоциональной и доставляет огромное удовольствие ребенку. В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Дети учатся конструировать, устойчиво ставить кубики, кирпичики, учатся играть с постройкой, понимать слова «кубик», «кирпичик», «поставь», «построить». Учатся делать «дорожку», «башенку», «скамейку для зайки», «кроватку для куклы», «диванчик для мишки», «стол», «стул» и т. д. Используем различные виды «вкладышей». «Вынуть»- «вложить», «открыть»- «закрыть» коробку, крышку, «снять»- «надеть» колечки пирамидки. «Покатать машинку, мяч», «Покачать куклу», собирать мелкие предметы двумя пальчиками, брать всей кистью крупные предметы, игрушки. Так происходит накопление опыта, который ребенок еще не может выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действительность, и это очень важно.

С ребенком проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха. Упражнения с музыкальными инструментами — бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан «Что звучит?», «Угадай, на чем играю?». Игры со «звуковыми коробочками», наполненными различным содержимым (крупой, горохом, фасолью, сахарным песком и т. д.) Игры с металлофоном — сначала показываем, как рождается мелодия, затем ребенок сочиняет свою музыку и проявляет свои творческие способности. На прогулке ребенку предлагаем послушать различные звуки «Что шумит?», «Что гудит?», «Кто разговаривает?»

Формирование представлений о схеме тела и лица: упражнения «Водичка, водичка!», «Покажи у куклы (мишки, зайки)», упражнения у зеркала «Посмотри, потрогай глазки, лоб, нос, ушки», «Покажи, где у меня глаза, нос, лоб». Эти же упражнения проводятся на кукле, мишке, картинке.

Полезно собирать пирамидки с ребенком, акцентируя внимание на цвете, форме и размере. Кубики разного цвета, «Разноцветные домики», палочки, шарики, геометрические фигуры, бусинки, карточки из цветной бумаги. Используются предметы одинакового цвета, но разной формы — ребенок должен разложить предметы в разные коробки.Упражнения: разложить предметы одного цвета и формы, но разные по величине, в три коробки в зависимости от размера, «Большому зайке — большую морковку, а маленькому. ?», «Это яблоко большое, а это поменьше» и т. д.

В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представление о самом себе, о своем теле, навыки общения (умения устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакт, быть понятым, ориентироваться в социальных ситуациях).

Какой отпуск предоставить

Предоставьте учителю-логопеду удлиненный ежегодный отпуск. Его продолжительность зависит от типа образовательной организации и контингента, с которым работает логопед. Подробности смотрите в таблице.

Продолжительность отпуска учителя-логопеда

Тип организации С кем логопед проводит занятия Количество дней отпуска за год
Детский сад Обычные дети 42
Дети с ОВЗ (вместе с обычными детьми или без них) 56
Школа Не имеет значения 56

Законодательство не определяет, как рассчитывать отпуск логопеду в детском саду, если он не всегда работает с воспитанниками с ОВЗ. Рассчитывайте отпуск за каждый год работы. Если в этот период логопед занимался с ребенком с ОВЗ, то предоставьте работнику 56 дней отпуска. Вычленять время непосредственной работы с воспитанником с ОВЗ и рассчитывать отпуск пропорционально этому времени не надо. В противном случае ГИТ может посчитать, что вы ухудшаете условия для работника.

Учтите, что логопеду детского сада можно увеличить отпуск, если он работает с воспитанниками, которые имеют заключение ПМПК. Только в этом случае их можно считать детьми с ОВЗ.

Ситуация: имеет ли учитель-логопед право на досрочную пенсию

Да, имеет.

Учитель-логопед входит в перечень должностей, работа на которых засчитывается в стаж для досрочной пенсии (постановление Правительства от 29.10.2002 № 781). При этом необязательно должность должна называться «учитель-логопед», работник может трудиться и на должности «логопед». Главное, чтобы логопед проработал не менее 25 лет в учреждениях для детей, тогда он будет иметь право на пенсию по старости раньше, чем достигнет пенсионного возраста (п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Какую зарплату установить

Зарплата учителя-логопеда зависит от объема работы и состоит из трех частей: оклада (ставки), выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Оклад

Оклад учителя-логопеда рассчитывайте с учетом нагрузки за ставку. Норма часов педагогической работы за ставку учителя-логопеда – 20 часов в неделю (п. 2.3 приложения № 1 к приказу Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Нагрузку считайте в астрономических часах без учета перерывов, перемен и динамических пауз.

Зафиксируйте размер оклада в системе оплаты труда организации. Укажите, что должность учителя-логопеда относится к 4-му квалификационному уровню ПКГ должностей педагогических работников. Впишите размер оклада в трудовой договор с работником.

Если в организации много детей, которым нужна помощь логопеда, и специалист хочет увеличить свой объем работы, то оформите дополнительное соглашение. Оплачивайте педагогическую работу сверх нормы часов пропорционально фактически отработанному времени. За основу возьмите размер ставки (прим. 4 к приложению № 1 к приказу Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Например, если логопед согласен работать не 20, а 25 часов в неделю, то оклад за ставку разделите на 4 и выплатите эту сумму дополнительно к основному окладу.

Правовое регулирование трудовых отношений и кадрового документооборота в образовательной организации

Компенсационные выплаты

Обязательно выплачивайте компенсационные выплаты, которые установило законодательство:

  • за вредные условия на рабочем месте по результатам СОУТ;
  • работу в местности с особыми климатическими условиями;
  • работу сверхурочно, в ночное время и в нерабочие дни;
  • отраслевые особенности

Примеры отраслевых особенностей приводит Минобрнауки в письме от 29.12.2017 № ВП-1992/02. Например, доплачивайте логопеду за заведование логопунктом, работу с учащимися и воспитанниками с ОВЗ или нуждающимися в длительном лечении, работу в учреждении, которое расположено в сельской местности.

В коллективном договоре и системе оплаты труда можете установить дополнительные компенсационные выплаты – сверх тех, которые установило законодательство. Размеры надбавок установите самостоятельно в конкретных величинах или в процентах от ставок и должностных окладов педагогических работников.

Стимулирующие выплаты

Назначьте логопеду доплаты и надбавки стимулирующего характера в виде разовых премий или регулярных выплат. В положении о системе оплаты труда установите показатели и критерии оценки эффективности деятельности педагога.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]