Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск
МАДОУ детского сада комбинированного вида №184
Учитель-логопед
Базыкина С.В.
Тип занятия: фронтальное.
Вид: лексико—грамматическое.
Занятие рассчитано на детей 5-летнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи. 1-й год обучения.
Цель: Знакомство детей с предлогом «НА», его схемой.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:-Учить слышать этот предлог в разговорной речи. — Учить составлять предложения с предлогом «НА».
— Развивать речевое внимание на основе упражнений в определении наличия предлога «НА» в предложении.
Обучающие:
-Познакомить детей с предлогом «НА»
Воспитательные:
— Учить вслушиваться в обращённую речь, работать как в коллективе, так и самостоятельно.
Предполагаемый результат: дети познакомятся с предлогом «НА».
Общая продолжительность занятия: 25 минут.
Ресурсы: кукла или плоскостная фигура почтальона Печкина, письмо с заданиями, игрушечная мебель, машинки, пирамидка, мишка, кубики, кукла, карточка со схемой предлога, фигурки для фланелеграфа (телёнок, трава, бабочка, цветок, петух, дом с трубой, забор, альбом, стол, стул, мальчик), электрический фонарик, сюжетная картинка для составления предложений (на каждого ребёнка).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Вводный этап занятия:
Логопед: Посмотрите, дети, на моём столе лежит письмо. Его принёс почтальон Печкин. Давайте посмотрим, от кого оно пришло. Это письмо от дяди Фёдора из Простоквашино, в нём он рассказывает о своей жизни в деревне, и он ещё прислал интересные задания для вас.
Однажды дядя Фёдор решил навести порядок в своей комнате. Давайте и мы ему поможем: Даня, поставь пирамидку на стол. А Олег поставит машинки на полку. А ты, Таня, посади мишку на стул. Кубики мы сложим на коробку. Вот и порядок. Дети, на чём стоит пирамидка? (На столе.) На чём стоят машинки? (На полке.) На чём сидит мишка? ( На стуле) На чём лежат кубики? (На коробке.)
2. Основной этап занятия:
Логопед: Скажите, дети, пирамидка лежит наверху или внизу предмета? (Наверху.)А мишка сидит сверху или снизу стула. (И так рассматривается каждый предмет.) Послушайте внимательно, что я сейчас скажу. Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово «НА». На столе, на шкафу, на стуле. Послушайте и скажите, сможем ли мы выполнить такое задание? Посади куклу … стул. (Нет.) А почему? (Непонятно, куда посадить куклу.) Да, непонятно, так как нет маленького, но очень важного слова «НА». Как нужно сказать? (Посади куклу настул.) Вот теперь понятно, куда мы посадим куклу. Демонстрируется карточка со схемой предлога «НА». Дети рассматривают и запоминают изображение.
Игра «Электрический зайчик»
(показывать фонариком)
Логопед: Скачет зайка на стене и подмигивает мне, Перепрыгнул на картинку, задержался на ботинке, поплясал на потолке, притаился на окне, Вот он прыгнул на кроватку —
С нами он играет в прятки! Ищите зайчика, а когда найдёте, скажите, где он сидит? (Дети двигаются по групповому помещению и по очереди направляют фонарик на различные предметы обстановки, составляют предложения типа:
Зайка сидит на окне, на полу, на шкафу и т.д.)
Работа с фланелеграфом
(рассказ педагога с одновременным показом картинок) Логопед: Послушайте внимательно рассказ и постарайтесь услышать маленькое слово «НА».
Дядя Фёдор сидел на стуле и смотрел в окно. Он думал о том, как поздравить маму с днём рождения. Мальчик решил нарисовать маме картинку. Фёдор положил альбом на стол и нарисовал свой дом, на доме – трубу. Вдруг он увидел во дворе телёнка. Тот лежал на травке, а рядом сидел на заборе петух. Дядя Фёдор нарисовал петуха. Посмотрел, подумал и нарисовал телёнка на траве. Ещё дядя Фёдор добавил бабочку. Бабочка уселась на цветок. Рисунок получился замечательный.
- Где сидел дядя Фёдор? (Дядя Фёдор сидел на стуле.)
- Куда мальчик положил альбом? (Мальчик положил альбом на стол.)
- Где он нарисовал трубу? (Он нарисовал трубу на доме.)
- Где лежал телёнок? (Телёнок лежал на травке?
- Где сидел петух? (Петух сидел на заборе.)
- Куда уселась бабочка? (Бабочка уселась на цветок.)
- Какое маленькое слово вы услышали в этом рассказе? (Мы услышали маленькое слово «НА».)
Индивидуальная работа
Логопед: Дядя Фёдор очень любит фотографировать всё, что происходит с ним и его друзьями в деревне. Он прислал некоторые фотографии нам и предлагает составить по ним предложения с маленьким словом «НА». (Детям раздаются сюжетные картинки из жизни персонажей и они самостоятельно составляют предложения с предлогои «НА». Например: Шарик катается на лыжах и т.п.)
3. Заключительный этап занятия.
Использованная литература:
Т. А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит». Санкт-Петербург, Издательство «Акцидент», 1998
Конспект логопедического занятия для 2 класса
Конспект НОД во 2 классе по теме «Предлоги»
Описание материала: Предлагаю вам конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса по теме «Предлоги». Данный материал будет полезен учителям начальной школы, учителям-логопедам. Этот конспект направлен на активизацию и расширение словарного запаса, совершенствование лексико-грамматического строя речи, формирование представления о смысловом значении предлогов. Цели:-совершенствовать лексико-грамматический строй речи; — сформировать представление о смысловом значении предлогов, предлог как отдельное слово, навык предложного управления. Задачи: образовательные: — отработать понимание пространственного значения предлогов В, НА, ИЗ, ПОД, К, ЗА; — работать над правильным употреблением предлогов в устной речи; — сформировать умение правильно членить предложения на отдельные слова; — подводить к практическому усвоению правильного написания предлогов со словами — расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы». развивающие: — развивать память, внимание, мышление; — расширять словарный запас; — совершенствовать лексико-грамматический строй речи; — развивать монологическую речь; — учить детей правильно и логично излагать свои мысли; — развивать у ребенка зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов. воспитательные: — воспитывать культуру коммуникации; — формировать взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества. коррекционная: -устранение и предупреждение ошибок на письме, при написании предлогов со словами. Оборудование: карточки со словами, предметные картинки с птицами, карточки с заданиями для каждого учащегося, кружки для рефлексии.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
1. Вводная часть. Организационный момент.
-Прочитайте девиз нашего занятия. «С малой удачи начинается большой успех». — Я желаю вам удачи. 2. Основная часть. Определение темы, постановка целей занятия. — Предположите, над, чем мы будем работать сегодня на занятии. — Прочитайте слова, записанные на доске. предмет лопата гиря — Давайте подчеркнём первые слоги в словах. Что у нас получилось? (слово предлоги). — Что мы знаем о предлогах? Какие предлоги вы знаете? Поищите помощников в классе. (Дети ищут предлоги). на над между под на доске: Кружатся прозрачном воздухе снежинки. Мальчики катаются лыжах. Синица прилетела кормушке. — Прочитайте запись на доске. Что можете сказать? (не хватает предлогов). Давайте попробуем восстановить предложения. — Какому времени года посвящены эти предложения? (зиме). Предлоги нужны, без предлогов не обойтись. У меня есть стихотворение,которое нам поможет ещё раз обобщить знания о предлогах. Он членом предложения не бывает, Но дело этот малый твёрдо знает. Не изменяется, один не может жить, Но вот с глаголами не захотел дружить. Словам он руки помощи даёт, Им помогает, связи берёжёт. И пишется от слов всегда отдельно. Считает приставать к ним очень скверно. 3. Графический диктант. (Восстановленные предложения). — Запишем предложения графически. Вместо слова чертите — , вместо предлога v. Коллективная работа (Один из уч-ся у доски, остальные в тетрадях). 4. Физминутка. Поставьте руки на пояс. Посмотрите на локоть правой руки, на локоть левой руки. Вытяните руки вперёд. Сделайте вдох, поднимайте руки вверх, следите за кончиками пальцев. Опустите руки, сделайте выдох. 5. Закрепление знаний, развитие словарного запаса, связной речи. — Посмотрите, к нам прилетели гости. Кто это? (птицы). — Как вы думаете, на какие группы их можно разделить? (перелётные и зимующие). Назовите перелётных птиц, а теперь зимующих. Перелётных птиц уберем. — Что страшнее для птиц холод или голод? — Как мы должны заботиться о птицах? Может быть, кто-нибудь из вас знает, какая птица выводит зимой птенцов? (клёст) — Я задумала птицу, которая стоит между воробьём и голубем. Кто слева от дятла? Кто под сорокой. — Составьте предложения о птицах, используя предлоги. 6. Игра «Сравни». — Давайте сравним птиц с людьми и животными. У человека – нос, а у птицы – … клюв. У животных – шерсть, а у птиц – … перья. У человека – дети, а у птицы –… птенцы. 7. Самостоятельная работа. -У вас лежат на партах карточки с предложениями. Вам нужно записать эти предложения в тетрадь и вставить нужные предлоги. Мальчик катается коньках. Саша держит клюшку руках. 8. Самопроверка. Ученики сверяют результат своей работы с образцом на доске. -Проверьте свои работы. -Кто выполнил задание без ошибок на полях в тетради ставит +, а кто с ошибками — . -Я посмотрю ваши работы. 9. Рефлексия. — Сейчас покажите, как вы оцениваете свою деятельность на уроке. — Кто доволен собой и все понял, поднимает, зеленый кружок. — Если поняли, но есть маленькие трудности – желтый кружок. — Если было сложно, и вы не поняли, тогда красный кружок.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедический конструктор Трудности в обучении чтению детей с тяжелыми нарушениями речи Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениям
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звук К»
Похожие статьи:
Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы
Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР
Оформление логопедического кабинета для дошкольников
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Занятие 14. Предлог «с» («со»)
Цели:
1. Закрепить правильное использование детьми предлогов < в >, <�на>, «под», «за» в речи.
2. Познакомить детей со значением предлога «с» («со») и его схемой.
3. Учить детей правильно употреблять предлог < с («со») с существительными в родительном падеже.
4. Учить детей составлять предложения с предлогом «с» только по двум предметным картинкам и схеме.
5. Развивать внимание, мышление.
Оборудование:
карточки со схемой предлога по количеству детей, мяч, кубик, предметные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Игра <�Молчанка>
Детям раздаются карточки со схемами предлогов.
Логопед: Я положу мяч или на
кубик, или
под,
или
за
кубик, а вы должны молча показывать мне нужную схему. Молодцы! Вы хорошо запомнили эти предлоги.
2. Основная часть занятия
Логопед: Сегодня мы познакомимся ещё с одним предлогом. Посмотрите, что я делаю? (Кладёт мяч на кубик.)
А теперь?
(Берет мяч.)
Откуда я взяла мяч?
(С кубика.)
Какой предлог вы услышали?
(с.)
Если предмет находится на поверхности и его оттуда берут или он сам оттуда движется, мы говорим предлог «с» (или «со»). Посмотрите, мяч лежит на разных предметах. Я буду брать мяч, а вы говорите, откуда я его взяла.
(С табуретки, с окна, со стола, с кубика.)
Везде мы произносим предлог «с».
Демонстрируется карточка со схемой предлога «с». Дети рассматривают и запоминают изображение.
Упражнение «Подними схему»
Логопед: У каждого из вас на столе схема предлога «с». Поднимите ее тогда, когда услышите этот предлог. Муха сидит на окне. Птичка слетела с дерева.
И т.д.
Упражнение «Ответь на вопрос» Логопед читает предложения, задает к ним вопросы. Дети отвечают полным предложением.
Логопед: Дети работали на поле. Откуда пришли дети? (дети пришли с поля.)
Снег лежал на крыше. Откуда сбросили снег? Посуду поставили на стол. Откуда убрали посуду?
Составление предложений по двум предметным картинкам и схеме предлога «с» Логопед выставляет на доску предметные картинки и карточки схемы предлога «с»
Отдельно выставлены предметные карт инки: кровать, плита, стол, подоконник.
Логопед: Поставьте в ряд подходящие по смыслу картинки.
И по этим схемам составьте предложения с предлогом «с».
Индивидуальная работа
Логопед просит детей составить предложения с предлогом «с» (без картинок).
3. Итог занятия
Занятие 15. Дифференциация предлогов «из» и «с»
Цели:
1. Учить детей понимать разницу значений предлогов «из» и «с».
2. Упражнять детей в правильном употреблении предлогов «из», «с» и окончаний существительных родительного падежа.
3. Развивать внимание, мышление, воображение.
Оборудование:
карточки со схемой предлога по количеству детей, клубок ниток, сюжетные картинки, фигурки девочки и мальчика, тетрадь Незнайки, капсулы от шоколадных яиц типа «Киндер-сюрприз».
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Назовите предлоги, глядя на схемы. (Показывает детям схемы.)
2. Основная часть занятия
Логопед: Какой предлог, «с» или «из», нужно вставить в предложение? Мальчик вытащил платок
…
кармана.
Сегодня мы будем учиться правильно употреблять эти предлоги. Покажите схему предлога «с»; «из». Нужно помнить, что предлог «с» мы называем тогда, когда предмет был на поверхности и его оттуда взяли (или он оттуда движется). А предлог «из» говорим тогда, когда предмет находится внутри чего-то и оттуда движется.)
Упражнение «Волшебный клубок»
Логопед: Этот клубок волшебный. Он может появляться из разных мест. Посмотрите, откуда я его достану. (Со стола, из-за стола, с полки, из кружки, с пола.)
Откуда я доставала клубок?
Игра «Подарки ребятам»
Логопед: К нам в гости пришли Петя и Таня. Они принесли много картинок. Рассмотрите их внимательно и подарите Пете только те картинки, про которые можно составить предложение с предлогом «с», а Тане — с предлогом «из».
Упражнение «Помоги Незнайке»
Логопед: Незнайка не смог закончить предложения, помогите ему. Мальчик спрыгнул (откуда?)
… с дерева. Девочка вылила воду
(откуда?)
… из ведра. Папа взял книги
(откуда?)
… со стола.
Индивидуальная работа
Логопед: Откройте капсулы от шоколадных яиц. В них вы найдете схемы предлогов. Придумайте с ними предложения.
3. Итог занятия
Занятие 16. Предлог «над»
Цели:
1. Познакомить детей со значением предлога < над > и его схемой.
2. Учить детей правильно употреблять предлог «над» с существительными в творительном падеже.
3. Учить детей выделять предлог «над» и окончания существительных творительного падежа.
4. Учить составлять схему предложения.
Оборудование:
карточки со схемой предлога по количеству детей, сюжетные картинки; игрушка: бумажный самолётик; домики для составления схем предложений.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед показывает схемы предлогов, а дети составляют с ними предложения.
2. Основная часть занятия
Логопед: Что вы видите над нами? (Потолок, люстру.)
А на улице что увидим, если поднимем голову вверх?
(Небо, облака, солнце.)
Небо, облака, потолок, люстра — это всё находится вверху, над нами. А теперь слушайте внимательно. Предлог «над» мы говорим тогда, когда предмет находится выше другого предмета и не соприкасается с ним.
Демонстрируется карточка со схемой предлога «над». Дети рассматривают и запоминают изображение.
Логопед: Посмотрите на схему предлога «над». Здесь шарик находится над кубиком. Запомните эту схему.
Игра «Самолёт»
а) Логопед : послушайте стишок и скажите, над чем полетят ребята на самолёте?
Самолёт построим сами, Понесёмся над
лесами, Понесёмся
над
лесами, А потом вернёмся к маме.
Над чем полетят ребята? (Над лесами.)
Давайте попробуем выучить этот стишок.
б) Логопед : (показывает детям самолет):
Ой, вот и к нам залетел бумажный самолётик. Посмотрите над чем он летит?
(Над столом, над доской, над полом и т.д.)
Работа с сюжетными картинками и составление схемы предложения
Логопед: Рассмотрите картинку. Составьте предложение с предлогом «над». Над кроватью висит картина.
Отхлопаем количество слов в предложении. Не забывайте, что «над» это тоже слово! Сколько получилось слов в предложении? Четыре. Какое первое слово? Второе? Третье? Четвёртое? Посмотрите, я составлю схему этого предложения. Каждое слово я обозначу большим домиком. Предлог — это маленький домик.
Логопед ставит домики в ряд и одновременно проговаривает слова.
Логопед: А теперь посмотрите, что я делаю? (Меняет местами домики.)
Измените порядок слов в предложении, глядя на схему. Картина висит над кроватью. Логопед проводит ту же работу с другими сюжетными картинами.
Индивидуальная работа Детям раздаются сюжетные картинки. Каждый по своей картинке составляет предложение с предлогом «над», затем составляет схему этого предложения.
3. Итог занятия