Эхолалия, заикание, спотыкание, писчий спазм, логорея


Заикание

  • Главная
  • >

  • Нашим клиентам
  • >

  • Статьи для родителей
  • >

  • Ребенок 3-6 лет
  • >

  • Заикание

Заикание (логоневроз) – сложное речевое расстройство, механизмы которого до конца не раскрыты. У специалистов нет единства во взглядах на причины и сущность заикания. Заикание (логоневроз) остается одним из самых непонятных и трудноустранимых нарушений речи.
Традиционно заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Внешние проявления заикания описаны достаточно подробно и непротиворечиво. При заикании органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится напряженным, коротким, часто заикающиеся говорят на вдохе, голос также напряжен. Отсутствует согласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса. Некоторые заикающиеся, пытаясь преодолеть запинки в речи, помогают себе, совершая различные сопутствующие движения. В начале эти движения как будто бы действительно облегчают речь, но очень быстро становятся насильственными, делают заикание еще более тяжелым.

Основной симптом заикания – судороги мышц речевого аппарата. Речевые судороги возникают только в момент речи или при попытке начать говорить и выражаются в непроизвольном сокращении мышц речевого аппарата. Общепризнанно, что классическое описание речевых судорог представлено в монографии А.И. Сикорского «О заикании», которая была опубликована еще в 1889 году. Он выделил 16 форм различных речевых судорог в зависимости от их локализации. По месту проявления они делятся на дыхательные, голосовые и артикуляционные. По характеру судороги бывают клонические, тонические и смешанные.

Начало заикания может быть различным. Иногда запинки появляются стремительно, внезапно. В других случаях заикание возникает постепенно, незаметно для окружающих. Ребенок растягивает гласные, останавливается, повторяет слоги или слова.

До настоящего времени в литературе нет единой точки зрения на то, почему дети начинают заикаться. Но практически все исследователи выделяют ряд факторов, имеющих значение при появлении заикания.

1. Определенный возраст ребенка. Обычно первые признаки заикания появляются в возрасте 2-6 лет. Отмечены лишь единичные случаи, когда заикание появлялось после 7-ми лет. Именно в этом возрасте речевая система находится в стадии интенсивного развития и поэтому является избирательно чувствительной к влиянию вредоносных факторов.

2. Состояние центральной нервной системы ребенка. У некоторой части заикающихся в работе головного мозга отмечаются серьезные недостатки. Как правило, они следствие внутриутробных, родовых и ранних послеродовых заболеваний и травм центральной нервной системы. Заикание в этом случае имеет стабильный характер, степень его тяжести примерно одинакова в разных ситуациях общения. У другой части заикающихся исследования не обнаруживают органического поражения мозга. Заикание возникает на основе слабости нервной деятельности, без гибели самих клеток мозга. Речь заикающихся может быть то совсем нормальной, то вдруг наступает резкое ухудшение, которое можно связать с эмоциональным напряжением, утомлением или заболеванием ребенка.

3. Индивидуальные особенности речевого развития. Большое значение в появлении заикания имеет темп речевого развития. Появление развернутой фразовой речи к 1,6-1,8 года жизни делает формирующуюся функциональную систему речи более ранимой. Аналогичная ситуация возникает и при некоторой задержке речевого развития. У таких детей интенсивное развитие фразовой речи в 3,5-4,5 года может способствовать появлению заикания. Кроме того, активное введение в общение второго языка в 1,5-2.5 года, когда ребенок еще в силу возрастных особенностей не овладел в достаточной степени родным языком, связано с большим психическим напряжением. Для некоторых детей это безусловно патогенный фактор.

4. Наличие психической травматизации. Отмечено, что именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у детей, имеющих определенные особенности нервной системы, могут появиться запинки судорожного характера.

5. Генетический фактор. По-видимому, по наследству передается определенная слабость центральных речевых механизмов, которые повышенно подвержены воздействию факторов риска. Генетическая наследственность проявляется только при наличии дополнительного вредного воздействия.

6. Пол ребенка. По данным разных авторов, у мальчиков заикание встречается в 2-4 раза чаще, чем у девочек. Механизм этого явления до конца не ясен. Исследователи отмечают среди мальчиков и больший процент левшества. Некоторые авторы рассматривают левшей в группе риска в плане возникновения заикания.

Независимо от того, какой из этих факторов является ведущим в возникновении заикания, можно считать, что он снижает адаптивные свойства центральной нервной системы ребенка. Как правило, для возникновения заикания необходимо сочетание нескольких факторов.

Лечение заикания

ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ

  • индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза

В речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система испытывает большое напряжение. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи.

  • особенности формирования функциональной асимметрии мозга

Известно немало наблюдений, свидетельствующих о тесной связи заикания с левшеством. На это указывает большой процент левшей среди заикающихся, значительно превышающий процент левшества в популяции. Есть указания также на то, что заикание нередко возникает при перевоспитании леворукости на праворукость. В тех случаях, когда переучивание происходит грубо, а также в неадекватно сжатые сроки, у ребенка может появиться заикание.

  • наличие психической травматизации

Многие авторы связывают появление заикания с перенесенной психической травмой. Психические травмы принято разделять на острые и хронические, причем объективная сила воздействия психического фактора травмы не имеет решающего значения. В большинстве случаев психическая травма является пусковым моментом в возникновении заикания

  • генетический фактор

Данные мировой литературы свидетельствуют, что отягощенная наследственность по заиканию может прослеживаться на уровне нескольких поколений. Если среди близких родственников имеется хотя бы один заикающийся, то риск появления заикания в последующих поколенияхрезко возрастает, в особенности, если заикаются родители.

  • половой деморфизм

У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек. Механизм этого явления до концане ясен.

Исследователи выделяют две клинические формы заикания -невротическую и неврозоподобную, которые обусловлены разными патогенетическими механизмами.

Возникновению заикания невротической формы у детей обычно предшествует психогения в виде испуга либо в виде хронической психической травматизации. Заикание возникает остро в возрасте 4-6 лет. Темп речи часто ускорен, дети как будто «захлебываются» речью, не договаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные словаи предлоги, делают грамматические ошибки. Нередко о произнесения звуков в речевом потоке.

До появления заикания у таких детей могут отмечаться характерологические особенности типа повышенной впечатлительности, тревожности, робости, обидчивости, колебания настроения, чаще в сторону сниженного, раздражительность, плаксивость, нетерпеливость. У некоторых из них в возрасте 2-5 лет могут отмечаться страхи (темноты, отсутствияв зрослых, невротический энурез и т. д.). Часто дети с трудом привыкают к новой обстановке, в такой ситуации характерологические особенности проявляются особенно ярко. Условия детского сада такие дети, как правило, переносят плохо.

Помимо острой и хронической психической травматизации невротическая форма заикания у некоторых детей развивается в результате активного введения в общение второго языка в 1,5-2,5 года.

Одновременно с появлением заикания дети становятся еще более раздражительными, двигательно беспокойными, хуже спят.

Динамика речевого нарушения при невротической форме заикания характеризуется рецидивирующим течением.

Невротическая форма заикания может иметь как благоприятное, так и неблагоприятное течение.

Неврозоподобная форма заикания у детей чаще всего начинается в возрасте 3-4 года постепенно, без видимых внешних причин.

При такой форме в анамнезе зачастую отмечают тяжелые токсикозы беременности с угрозами выкидыша, асфиксию в родах и пр. В грудном возрасте такие дети беспокойны, крикливы, плохо спят. Их физическое развитие проходит в пределах нижней возрастной нормы либо с небольшой задержкой. Они отличаются плохой координацией движений, моторной неловкостью, поведение характеризуется расторможенностью, возбудимостью. Они плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте. У детей этой группы наблюдается повышенная истощаемость, утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Их внимание неустойчиво, они быстро отвлекаются. Нередко такие дети суетливы, непоседливы, с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям, могут быть раздражительными и вспыльчивыми. Психоневрологическое состояние таких детей оценивается клиницистами как церебрастенический синдром.

Особенно ярко заметно отличие от нормы в речевом развитии. Так, первые слова нередко появляются лишь к 1,5 годам, элементарная фразовая речь формируется к 3 годам, развернутые фразы отмечаются лишь к 3,5годам жизни. Наряду с задержкой речевого развития, часто отмечаются нарушения произношения многих звуков, медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. Начало заикания совпадает с периодом формирования фразовой речи, т. е. свозрастом 3-4 года.

При обследовании моторики детей с неврозоподобной формой заикания обращает на себя внимание патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточной координации и подвижности органов артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног. Большая часть заикающихся этой группы с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм.

Клиническое обследование таких детей свидетельствует, как правило, о нерезко выраженном органическом поражении мозга резидуального характера, причем помимо общемозговых синдромов(церебрастенический, гипердинамический синдромы и пр.), у них обнаруживаются остаточные явления поражения моторных систем мозга.

Как правило, наблюдается резкое нарушение речевого дыхания: слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха.

У всех детей с неврозоподобным заиканием обнаруживается корреляция отклонений от нормы в психомоторном и речевом развитии.

В тех случаях, когда дети с неврозоподобным заиканием получают своевременную (т. е. приближенную ко времени появления заикания) и достаточно длительную и регулярную логопедическую помощь, то, как правило, такие дети не нуждаются в повторных курсах коррекционного воздействия. Их речь стабильно остается плавной.

В тех случаях, когда своевременно и в полном объеме логопедическая помощь не оказывается, неврозоподобное заикание имеет склонность к прогредиентному течению. Для этих случаев характерно постепенное утяжеление заикания.

Неврозоподобная форма заикания характеризуется тем, что речевые запинки проявляются в любой обстановке, как наедине с самим собой, так и в обществе.

Довольно часто в практике встречаются заикающиеся, клиническая картина речевой патологии которых бывает смешанная.

При разработке реабилитационных мер следует учитывать характер первичного поражения нервной системы при невротическом и неврозоподобном заикании.

При невротической форме заикания терапевтические воздействия должны быть направлены на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга, что может достигаться с помощью сочетания медикаментов и различных психотерапевтических приемов, от стресс-терапии, гипноза, до аутогенной тренировки. Логопедические занятия на этом фоне проходят значительно эффективнее.

Заикающиеся с неврозоподобной формой речевого дефекта нуждаются в длительных коррекционно-педагогических воздействиях, способствующих развитию регулирующих функций мозга (стимуляция внимания, памяти и других психических процессов), в специальном медикаментозном лечении, направленном на редукцию последствий раннего органического поражения мозга. Логопедические занятия должны быть регулярными в течении значительного времени.

Учитывая то, что конечным результатом патологической системы является нарушение ритма протекания речевого психомоторного акта, вкомплекс лечебных и психолого-педагогических воздействий обязательновключаются методы, направленные на ритмизацию движений. Занятия под музыку с ритмическими движениями рук, ног, туловища, а в дальнейшем сочетание этих движений с пением, мелодекламацией, чтением стихотворных и прозаических текстов нормализующе действуют на протекание речевого акта.

Особое значение при этом имеет автоматизация движения пальцев доминантной руки в ритме структуры словесных конструкций различной степени сложности (Л. З. Арутюнян).

Наблюдения показывают, что на речь заикающегося ребенка оказывает влияние разная степень ее самостоятельности.

Это значит, что частота и сила речевых судорог зависит от того, говорит ли ребенок сам (задает вопросы, самопроизвольно выражает свои мысли, желания) или делает это с чьей-либо помощью. Эта помощь (прямая или косвенная) может выражаться в подсказке ему образца фразы и даже просто в совместном ее проговаривании.

В зависимости от степени самостоятельной речи в ней можно выделить несколько постепенно усложняющихся этапов:

Сопряженная речь, когда ребенок вслед за логопедом и вместе с ним произносит фразы. Это наиболее легкая для заикающихся форма речи. В случае даже очень тяжелых форм заикания ребенок сопряженно говорит совершенно свободно. Это связано с тем, что при этой форме речи он фактически лишь копирует чужую фразу (ее конструкцию, манеру произнесения), да и произносит ее даже не самостоятельно, а с посторонней помощью. Степень самостоятельности здесь практически сводится к нулю.

Отраженная речь предполагает (в отличие от сопряженной) только лишь повторение ребенком фразы вслед за логопедом без ее совместного проговаривания. Ребенок здесь также использует полностью чужую конструкцию фразы, ее темп, интонацию, манеру произнесения, но он уже лишен частично помощи в виде совместного ее проговаривания. Это тоже обычно доступная для всех заикающихся детей форма речи.

Эхолалия, заикание, спотыкание, писчий спазм, логорея

Феномены эхолалии — непроизвольное и однократное повторение пациентом фрагментов обращённой к нему устной речи (Wernicke, 1900). Обычно повторяются последние услышанные фразы, слова, причём вслух и с неизменными интонациями. Такую эхолалию называют истинной. Одновременно могут повторяться вопросы собеседника — эхология. При альтернативной их постановке: «…да или нет» — пациент отвечает словом «нет»; если вопрос заканчивается выражением «нет или да», пациент отвечает словом «да». При сочетании эхолалии и речевой итерации повторения могут быть многократными. Эхолалия бывает отставленной, когда повторение происходит не сразу, а спустя некоторое время, — фонографизм.

Последний симптом встречается только у детей, у взрослых пациентов не описан. А.Pick (1902) описал митигированную (облегчённую) эхолалию, при которой пациенты повторяют, несколько видоизменив, только обращённые к ним вопросы. Полагают, что митигированная эхолалия предшествует появлению истинной, в частности это происходит при болезни Пика. Эхолалия встречается иногда в структуре вербальных галлюцинаций.

Расстройства речи могут встречаться при многих психических расстройствах: от аутизма до шизофрении

При этом голоса повторяют сказанное пациентом либо озвучивают его мысли или сам пациент непроизвольно повторяет галлюцинаторную речь. Эхолалия наблюдается при кататонии, атрофических процессах, синдроме Каннера, в рамках регрессивных синдромов у детей (физиологическая эхолалия и болезненная обычно разделены у детей известным промежутком времени, но иногда такого промежутка не бывает, если заболевание началось в возрасте двух лет и меньше).

Письменный вариант эхолалии представляет эхография в виде копирования текста, предложенного не для списывания, а в качестве образца. Эхография может проявляться также тем, что при выполнении письменного задания пациенты копируют устные высказывания присутствующих. Так, вместо ответа на просьбу написать своё имя пациент записывает текст просьбы.

Заикание — речь с частым повторением или удлинением её звуков, слогов, слов. Одновременно наблюдаются остановки и нерешительность речи с нарушением её плавного, ритмического течения. Условно относится к системным неврозам. Чаще начинается в детстве, в возрасте от 18 месяцев до 9 лет. Нередко возникает остро, после нервного потрясения. Острые пики начала заикания обнаружены между 2–3 и 5–7 годами. В этом случае появлению заикания предшествует мутизм (от лат. mutus — немой). В других случаях развивается постепенно в неблагоприятной речевой среде (заикание у сверстников и взрослых, повышенные требования к речи, форсированное изучение иностранного языка и др.), чему может способствовать соответствующее предрасположение. В начальном периоде заикания преобладают тонические судороги в вокальной, а иногда и в дыхательной мускулатуре, отчего пациенты «тянут» звуки. Позже присоединяются тонико-клонические судороги в артикуляционой мускулатуре, в речи добавляются повторения слогов, слов. В некоторых случаях заикание наступает только при ускорении темпа речи — биттаризм. Речь делается толчкообразной, с остановками для дыхания, нарушается произношение отдельных слов.

При нарушениях речи советуем обратиться к психиатру

В развитии заикания выделены следующие фазы:

  • первая фаза протекает в дошкольном возрасте. Расстройство проявляется эпизодически, длится недели, месяцы, сменяясь длительными периодами нормальной речи. Более часто дети заикаются, если бывают взволнованы, огорчены, если им нужно сказать много и быстро или в ситуации речевого давления. После этого периода значительная часть детей выздоравливает;
  • вторая фаза относится к обучению в начальной школе. Периодов нормальной речи не бывает, либо они небольшие. Дети осознают своё заикание и воспринимают себя как заик. Заикание касается основных частей речи (существительных, глаголов, прилагательных, наречий);
  • третья фаза длится начиная с 8 лет и завершается в подростковом возрасте. Заикание при этом возникает и усиливается в определённых ситуациях (вызывают в школе для ответов к доске, в разговоре с незнакомыми людьми, по телефону, при совершении покупок, ожидании насмешек и т. п.). Некоторые слова страдают больше, чем другие;
  • четвёртая фаза продолжается с юности. Наблюдается логофобия — страх и преувеличение тяжести заикания, пациенты боятся слов, звуков, речевых ситуаций, обнаруживают сенситивные идеи отношения, подавленность. Пациенты нередко подменяют одни слова другими, избегают общения, предпочитают больше молчать, не желая обращать на себя внимания, делаются неуверенными в себе не только в отношении речи.

Большинство лёгких случаев заикания завершается выздоровлением либо значительным улучшением речи. В преодолении заикания важное значение имеют устранение логофобии, обучение навыкам нормальной речи, устранение психотравмирующих ситуаций.

От невротического отличают неврозоподобное и органическое заикание. Неврозоподобное заикание возникает на фоне органического повреждения мозга. При этом с самого начала преобладают тонико-клонические судороги в артикуляционной мускулатуре, наблюдаются также тикоидные гиперкинезы. Интенсивность заикания мало зависит от волнения и ситуаций. Реакция на заикание не достигает степени выраженной логофобии. Выявляются органические черты психики. Органическое заикание обусловлено гиперкинезами в артикуляционной и дыхательной мускулатурах. Реакция личности на заикание может отсутствовать или представлена незначительно. Обычно наблюдается значительное психоорганическое снижение личности.

Спотыкание или речь взахлёб, нечёткость речи (полтерн) — расстройство беглости и темпа речи. Речь неритмичная, состоит из быстрых, резких вспышек и остановок речи, не имеющих отношения к грамматической структуре предложения. Нарушена мелодика речи. Повторений слов, слогов не бывает. Могут быть трудности в подборе слов и построении фраз. Расстройство связано с органической патологией мозга. Осознавание дефекта речи неполное.

Писчий спазм (графоспазм, судорога писчая) — нарушение навыков письма, аналогичное заиканию. Обусловлено тоническими судорогами мышц пальцев кисти с нарушением их синергизма. Одновременно могут быть судороги мышц предплечья, плеча и шеи, а также боли в руке. Иногда, напротив, развивается парез мышц кисти, в других случаях преобладает болевой синдром. Указанные расстройства исчезают тотчас после прекращения письма и когда пациенты бросают перо. Другие мануальные навыки не нарушаются. Возникает у многопищущих в неблагоприятных условиях: повышенные требования к письму со стороны, а также отрицательное отношение индивида к такой деятельности. Возникает обычно в зрелом возрасте, чаще у мужчин с тревожно-мнительным и истерическим характером. Реже наблюдаются иные профессиональные дискинезии: у скрипачей, парикмахеров, представителей других ручных профессий. Полагают, что развитию профессиональных дискинезий способствуют перегруженность двигательного аппарата соответствующего навыка, эндогенное предрасположение, местная дисциркуляция крови, церебральный атеросклероз.

Логорея (от греч. rhoia — течение, истечение) или вербомания — неконтролируемое речевое возбуждение с ускорением устной речи, речевой поток. Способность слушать окружающих теряется или изначально отсутствует. Сборная группа нарушений речи. Логорея может быть обусловлена насильственным говорением у пациентов с речедвигательным автоматизмом. Пациенты сообщают, что вынуждены говорить много и быстро из-за некоего влияния на них извне («гипноз», «психотропное оружие» и т. п.). Много, быстро и обычно очень громко говорят маниакальные пациенты, при этом они как бы теряют способность думать про себя, страдает их внутренняя речь. Чрезмерная говорливость может наблюдаться у пожилых пациентов, они также теряют способность думать про себя. Чрезвычайная болтливость встречается у некоторых психопатов. Письменная логорея представлена графоманией — пустым многописательством, обычно претенциозным, претендующим на признание.

К содержанию

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]