Что такое пассивный и активный словарь, и что родителям нужно о них знать


Что такое активный и пассивный словарный запас?

Все слова, которые знает ребенок, являются его словарным запасом (лексиконом).

При этом те слова, которые малыш понимает, но сам не произносит, относятся к пассивному словарю. А те слова и фразы, которые постоянно использует в повседневной речи, входят в активный.

Например, если у годовалого малыша спросить «где кошка?» и он покажет на питомца или на соответствующую картинку пальчиком, значит слово «кошка» уже есть в его пассивном словаре. Когда малыш самостоятельно скажет «кошка», или «коска», или любой другой звук, обозначающий для ребенка кошку, можно сказать, что слово перешло в активный лексикон.

Стоит отметить, что пассивный словарь всегда больше, чем активный, даже у взрослого человек. Ведь каждый из нас знает, что такое социум, квант, молекула, при этом мы почти не используем эти слова в повседневной речи.

Помощь в становлении речи

Самое главное условие для речевого развития ребенка – постоянное общение с ним. Дети нуждаются в разговорах, словах и поддержке с первых месяцев жизни. Однако к коммуникации с ребенком также предъявляются некоторые требования. Их соблюдение обеспечивает то, что малыши начинают говорить значительно раньше года. В каком же ключе следует взаимодействовать с маленькими детьми?

  • Контакт «глаза в глаза». При общении важно удерживать взгляд ребенка, тогда он будет внимательным и к обращенной речи взрослого.
  • Правильное произношение слов. Нельзя коверкать, искажать словесные конструкции. Кроме того, не стоит повторять неверное звукопроизношение, смешные слова, которые произносит малыш. Ребенок все быстро улавливает, и может запомнить именно неверный вариант. Потом будет сложно его переучить, сколько ни повторяй четко и правильно слово.
  • Расширение кругозора. Чтобы было о чем говорить и спрашивать, нужны новые впечатления. Благотворно на речь детей влияют разнообразные прогулки, экскурсии, путешествия, игры с другими детьми.
  • Использование художественного слова. Чтение и рассказывание сказок, стишков, потешек расширяет словарный запас и активизирует интерес к речи. Особенно детям нравится проигрывание различных историй. С этой целью можно использовать пальчиковые куклы, а также организовывать семейные спектакли.
  • Развитие кисти рук. Мелкая моторика активизирует речевой аппарат – это доказано многими учеными. Младенцу начинают массажировать кисти рук, затем с первых месяцев жизни дают в ладошку разнообразные предметы, отличные по фактуре и свойствам. Главное, чтобы эти игрушки были безопасны для малыша.
  • Умеренные нагрузки на психику. Много обучения и развития тоже вредно. Разобраться в том, сколько конкретному малышу нужно познавательных занятий в течение дня, поможет опыт и внимательное отношение. Переутомление дети демонстрируют через капризы и плач. Кроме того, они могут стать сонными, выглядеть болезненно. Тогда стоит предоставить малышу отдых, включить приятную музыку, молча погулять с ним на природе.
  • Поддержание благоприятного эмоционального климата в семье. Замечено, что в счастливых семьях дети намного раньше начинают говорить, иногда уже в восемь месяцев. Если в жизни мужа и жены царят скандалы и недопонимание, малыш остро отзывается на это погружением в свой внутренний мир. Как следствие, возникает замедление всего психического развития в целом. Сколько с ребенком ни занимайся, его развитие будет отставать от сверстников, пока не прекратятся конфликты в доме.

Статья в тему: Польза для всего организма!: эспарцетовый мед

Для маленького ребенка семья является тылом, опорой и защитой, где он может проявить себя. Ласковое, внимательное, заботливое отношение обоих родителей обеспечивает то, что их дети начинают не только говорить рано, но и опережать сверстников в психическом развитии в целом. У таких малышей в будущем есть все шансы стать одаренными, а значит способными с радостью и интересом познавать этот мир, активно развиваться в разных видах деятельности, стать гордостью для своих родных и примером для других детей.

Как подсчитать объем активного и пассивного словаря?

Узнать приблизительное количество слов в пассивном словаре просто. Достаточно попросить ребенка показать определенный предмет, действие, объект (например, кошку). Если малыш всё сделал верно, значит, слово засчитывается в пассивный словарь.

А теперь подсчитаем объем активного словаря. Что надо учитывать?

1. Слова, которые малыш произносит четко: «дай», «мама», «папа».

2. Звуки – подражание животным, предметам: машина «би-би», собака «гав-гав».

3. Воспроизведение неполных слов: «бака» – собака.

4. Слова, которые произносятся не правильно, но количество слогов и ударение верные: «патИна» – машина.

5. Слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение (норма до 2,5 лет): «ма» – мама, машина, мяу (каждое слово засчитывается отдельно).

Чтобы облегчить подсчет активного словаря и наглядно видеть успехи и динамику развития ребенка, рекомендую вам завести дневник развития речи. В него можно каждый месяц заносить слова, которые освоил кроха. С 2,5-3 лет отслеживать каждое слово будет достаточно сложно из-за растущей болтливости. Тогда в дневник можно записывать забавные высказывания малыша, которые в будущем вы с удовольствием будете перечитывать.

Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова

Каждого родителя волнует вопрос, правильно ли развивается его ребенок. Если Вы с нетерпением ждете первых слов малыша или он уже начал потихоньку осваивать речь, знание о понятиях пассивного и активного словаря и их роли в развитии ребенка помогут вам правильно оценить речевой уровень и подобрать оптимальные упражнения для крохи.

Что такое активный и пассивный словарный запас?

Все слова, которые знает ребенок, являются его словарным запасом (лексиконом). Притом те слова, которые малыш понимает, но сам не произносит, относятся к пассивному словарю. А те слова и фразы, которые постоянно использует в повседневной речи, входят в активный.

Например, если у годовалого малыша спросить «где кошка?» и он покажет на питомца или на соответствующую картинку пальчиком, значит слово «кошка» уже есть в его пассивном словаре. Когда малыш самостоятельно скажет «кошка», или «коска», или любой другой звук, обозначающий для ребенка кошку, можно сказать, что слово перешло в активный лексикон.

Стоит отметить, что пассивный словарь всегда больше, чем активный, даже у взрослого человек. Ведь каждый из нас знает, что такое социум, квант, молекула, при этом мы почти не используем эти слова в повседневной речи.

Как подсчитать объем активного и пассивного словаря?

Узнать приблизительное количество слов в пассивном словаре просто. Достаточно попросить ребенка показать определенный предмет, действие, объект (например, кошку). Если малыш всё сделал верно, значит, слово засчитывается в пассивный словарь.

А теперь подсчитаем объем активного словаря. Что надо учитывать?

1. Слова, которые малыш произносит четко: «дай», «мама», «папа».

2. Звукоподражания животным, предметам: машина «би-би», собака «гав-гав».

3. Воспроизведение неполных слов: «бака» – собака.

4. Слова, которые произносятся неправильно, но количество слогов и ударение верные: «патИна» – машина.

5. Слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение (норма до 2,5 лет): «ма» – мама, машина, мяу (каждое слово засчитывается отдельно).

Чтобы облегчить подсчет активного словаря и наглядно видеть успехи и динамику развития ребенка, родителям рекомендуется завести дневник развития речи. В него можно каждый месяц заносить слова, которые освоил ребенок. С 2,5-3 лет отслеживать каждое слово будет достаточно сложно из-за растущей болтливости. Тогда в дневник можно записывать забавные высказывания малыша, которые в будущем вы с удовольствием будете перечитывать.

Сколько слов должно быть в активном словаре ребенка?

Нормы формирования активного словаря ребенка дошкольного и младшего школьного возраста выглядят следующим образом:

Таким образом, если в 1 год ребенок в норме произносит не более 10 слов, то словарный запас ребенка в 3 года составляет уже около 1000 слов. Словарный запас ребенка 5 лет уже около 2000 слов, а словарный запас ребенка в 6 лет – около 3500 слов. Не стоит паниковать, если вы вдруг обнаружили, что ребенок говорит меньше слов, чем в норме. Каждый ребенок индивидуален, и развивается в своем темпе. Есть детки, которые начинают говорить ближе к 2 годам, при этом всё понимают уже в 1-1,5 года.

Если все же у вас есть сомнения или вопросы относительно развития вашего малыша, для собственного спокойствия проконсультируйтесь со специалистом. Как правило, включение определенных игр на развитие словарного запаса в совместное времяпровождение достаточно, чтобы малыш догнал и даже перегнал сверстников.

Баланс активного и пассивного словаря или зачем развивать речь?

Как говорилось ранее, пассивный словарь по объему всегда будет больше, чем активный. При этом следует стремиться к достижению баланса между словарями, то есть стараться употреблять как можно больше слов, которые мы знаем, в повседневной речи. И учить этому наших детей. Для чего?

В современном обществе ценятся люди, которые умеют хорошо и интересно говорить, с развитыми ораторскими навыками. Возможность изложить свои мысли четко и красиво, увлечь слушателей, склонить собеседника на свою сторону поможет ребенку в учебе, в общении со сверстниками, и на протяжении всей взрослой жизни. Кроме того, увеличение словарного запаса влечет за собой развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения и восприятия.

Ребенок с богатым словарным запасом легче общается со взрослыми и другими детьми, соответственно, лучше адаптируется в обществе. Таким детям проще учить стихи, решать логические задачи, творить, и, в целом, реализовывать себя.

Именно поэтому основная задача родителей состоит в том, чтобы способствовать максимальному раскрытию природного потенциала ребенка и стимулировать развитие умственных способностей.

Сколько слов должно быть в активном словаре ребенка?

Нормы формирования активного словаря ребенка дошкольного и младшего школьного возраста выглядят следующим образом:

Таким образом, если в 1 год ребенок в норме произносит не более 10 слов, то словарный запас ребенка в 3 года составляет уже около 1000 слов. Словарный запас ребенка 5 лет уже около 2000 слов, а словарный запас ребенка в 6 лет – около 3500 слов. Не стоит паниковать, если вы вдруг обнаружили, что ребенок говорит меньше слов, чем в норме. Каждый ребенок индивидуален, и развивается в своем темпе. Есть детки, которые начинают говорить ближе к 2 годам, при этом всё понимают уже в 1-1,5 года.

Если все же у вас есть сомнения или вопросы относительно развития вашего малыша, для собственного спокойствия проконсультируйтесь со специалистом. Как правило, включение определенных игр на развитие словарного запаса в совместное времяпровождение достаточно, что бы малыш догнал и даже перегнал сверстников.

Как помочь малышу в формировании словарного запаса?

Как вы уже поняли, словарный запас ребенка начинается с пассивной части, а он, в свою очередь, формируется с самого рождения, поэтому:

⇒ общайтесь с малышом. Разговаривайте не только между собой, но и целенаправленно с ним. Проговаривайте слова четко, медленно, предложения стройте максимально правильно и не «глотайте» окончания;

⇒ комментируйте все вокруг. Идете с крохой на кухню, расскажите, что вы сейчас будете делать, а взяв в руки какой-либо предмет, обязательно скажите его название, цвет, форму;

⇒ не подменяйте разговорную речь телевизором или радио. Ребенку для освоения языка нужна «живая» среда.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]