Брадилалия – это патология, при которой ребёнок говорит очень медленно. Специалисты квалифицируют её как нарушение темпа и ритма речи, носящее несудорожный характер. Брадилалия проявляется в качестве:
- самостоятельного расстройства. Такой тип патологии свойственен для медлительных, чрезмерно спокойных и вялых детей;
- симптома заболевания. Ребёнок может начать страдать от брадилалии из-за приобретённой или врождённой умственной отсталости, при дистрофических или органических поражениях ЦНС, после перенесённых инфекционных заболеваний. В этом случае у ребёнка наблюдается замедление не только речи, но и движений. Малыши плохо говорят, быстро устают, чувствуют слабость и заторможенность.
Специалистами различаются разные степени брадилалии. В некоторых случаях ребёнок говорит слегка медлительно, что практически незаметно для окружающих людей. При более тяжелых степенях патологии могут наблюдаться проблемы с адаптацией в социуме, задержки в развитии. Мозжечковую брадилалию относятся к отдельной категории. Она характеризуется скандированной речью.
Признаки брадилалии
Наличие брадилалии у ребёнка можно установить по присутствию вербальных и невербальных симптомов. В первом случае наблюдается:
- замедление разговорной речи;
- возникновение задержек между словами и звуками во время того, как ребёнок говорит (малыш может растягивать гласные);
- монотонность голоса, произношение звуков «в нос», гнусавость;
- растягивание слогов и звуков (хотя дети говорят все слова абсолютно правильно);
- медлительность ребёнка при чтении и письме.
К невербальным признакам относятся:
- нарушения мимики и моторики;
- невнимательность, заторможенность и плохая координация;
- ухудшение внимания, памяти и мыслительных процессов;
- сложность при переключении с одного занятия на другое (для ребёнка также может быть характерно повторение одного и того же движения);
- замкнутость, молчаливость и очень сложная адаптация.
Если ваш ребёнок медленно говорит, то это может быть просто проявлением его темперамента. Однако родители не должны игнорировать данную проблему. Обращение к специалистам для коррекции патологии позволит ребёнку избавиться от брадилалии и вести полноценную жизнь.
Причины возникновения
Дети говорят очень медлительно по самым разным причинам. К основному фактору развития брадилалии относят усиление тормозных процессов, которые со временем начинают преобладать над возбудительными. Логопеды разделяют физиологические и психологические причины патологии.
Ребенок может унаследовать брадилалию, приобрести в результате перинатального поражения центральной нервной системы. Также она является симптомом:
- олигофрении;
- болезни Паркинсона;
- травмы головного мозга;
- менингита;
- депрессивного расстройства;
- опухоли головного мозга;
- энцефалита.
Дети говорят размеренно и очень медленно из-за отсутствия обучения речи или подражая близкому человеку. Патология также может развиться из-за снижения умственных функций и психической заторможенности. Очень часто брадилалия появляется у флегматичных детей. Такой ребёнок от природы заторможен и медлителен.
Диагностика брадилалии
Родители ребёнка, который говорит медленно, должны обратиться за помощью к специалисту. Комплексное обследование может потребовать участия невролога, психиатра, логопеда и психолога. Для выявления физиологических причин речевой патологии используются инструментальные исследования. Ребёнку могут быть назначены:
- МРТ головного мозга;
- ПЭТ;
- реоэнцефалография;
- ЭЭГ и т. д.
Помимо того ребёнка осматривает логопед. Он проводит диагностику речи, чтобы установить степень брадилалии и подобрать эффективный метод коррекции.
Если ребенок заикаетсястатья по логопедии по теме
ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАИКАЕТСЯ
Недавно знакомая привела ко мне своего четырехлетнего сына и, с трудом сдерживая слезы, сообщила, что малыш начал заикаться. Ребенок стоял рядом, испуганно смотрел на мать, сознавая, что произошло что-то ужасное, и не мог произнести ни слова…
Как часто специалистам приходится быть свидетелями таких сцен. Молодые родители, заметив запинку малыша, впадают в отчаяние, превращают это в настоящую трагедию. Тем самым они преждевременно привлекают внимание ребенка к речевому нарушению, что, в свою очередь, не только усугубляет заикание, но и способствует невротическому развитию личности.
К сожалению, иногда приходится сталкиваться и с другой крайностью, когда родители с полным безразличием относятся к появлению заикания у детей.
Заикание — одно из самых распространенных расстройств детской речи. На планете заикается каждый пятидесятый ребенок. Чаще всего заикание возникает в возрасте 3—5-ти лет, когда малыш начинается усваивать слова сложной слоговой структуры, расширяется словарный запас, совершенствуется фразовая речь. На фоне имеющегося органического заболевания центральной нервной системы, инфекционного заболевания, психической травмы (испуг), эмоционального стресса, наследственной предрасположенности нарушается согласованная работа органов дыхания, голосоведения и органов речевого аппарата. Это связано с нарушением слаженной работы полушарий головного мозга. Феномен заикания состоит в том, что вне речи судорог, как правило, не наблюдается.
Заикание проявляется по-разному. На начальном этапе это может быть судорожный вдох или прерывистый выдох, когда перед каждым словом ребенок делает паузу. В некоторых случаях дети начинают тянуть гласный в начале слова, или с трудом «выталкивают» первый звук или слог. Чаще встречается многократное повторение первого слога или слова (ма — ма — ма — шина…).
В результате страдает темп речи, ритм и плавность. Но только на начальном этапе заикание — это судорожное расстройство ритма и плавности речи. Если родители вовремя не обратили внимание на заикание и не приняли меры для его преодоления, считая, что оно пройдет само собой, то уже к моменту поступления в школу заикающийся ребенок достаточно фиксирован на речи, появляется страх перед речевым общением.
Дальше — больше… В школе однокашники не скупятся на прозвища. Не всегда хватает такта и терпения учителям: до конца не выслушивают, просят отвечать письменно. В подростковом возрасте ребенок старается определить свое место в мире, все больше внимания уделяет своей внешности, речи, оценке своих достоинств и недостатков со стороны сверстников. Он становится все более эмоциональным, чувствительным, впечатлительным, возрастает страх перед речевыми ситуациями, так как они особенно значимы для него. Меняется мотивация общения, и подросток БОЛЕЗНЕННО фиксируется на своей речи. Именно в этот период заикание и переходит в следующую стадию — речевой невроз, или ЛОГОНЕВРОЗ, который усугубляется патологическим страхом речи.
Любое речевое общение, будь то ответ у доски, разговор по телефону, беседа с девушкой, травмирует подростка, что в свою очередь способствует школьной и социальной дезадаптации. Постепенно складывается чувство собственной неполноценности, уязвимости, раздражительности, вспыльчивости, неуверенности в себе, в своих возможностях. Появляющиеся психологические особенности закрепляются и часто перерастают в стойкие психические состояния и свойства личности. Вот почему так важно своевременно помочь ребенку и предотвратить развитие заболевания.
Если вы заметили заикание у ребенка, необходимо обратиться к невропатологу или логопеду по месту жительства. Одновременно родители должны организовать малышу щадящий режим, то есть ограничить до минимума речевое общение. На некоторое время перейти на общение с помощью жестов и рисунков, а также на шепотную речь и пение. Из жизни ребенка желательно по возможности исключить чрезмерные эмоциональные и физические нагрузки, например, занятия спортом. Следует ограничить просмотр телепередач, особенно в вечернее время, заменить их прослушиванием музыки или просмотром диафильмов. Перед сном желательно читать тихим убаюкивающим голосом хорошо знакомые и любимые сказки. Родные и близкие должны как можно больше в этот период давать детям душевного тепла и ласки. Надо постараться исключить из жизни детей как сильные отрицательные, так и положительные эмоции, сделать так, чтобы один день жизни ребенка мало чем отличался от другого: в одно и то же время он должен гулять, есть, спать, играть и т.д. Желательно, чтобы его окружали только самые близкие люди. Необходимо ограничить общение даже со сверстниками. После режима молчания (3—5 дней) можно осторожно перейти к использованию шепотной речи, представляя это как игру. Например, заболела любимая игрушка и все члены семьи поэтому говорят шепотом.
Через несколько дней следует начать петь. Лучше, если в этот период с ребенком будет заниматься пением профессиональный преподаватель музыки, так как пение помогает организовать правильное речевое дыхание, а также снижает голосовые судороги. Желательно начинать занятия с различных распевочек на гласных звуках, с постепенным включением сонорных и носовых согласных (р, м, н). В домашних условиях можно поставить оперу-экспромт, в которой участвуют все члены семьи.
Переход к привычной речевой деятельности должен осуществляться постепенно. Особое значение в этот период приобретает речь родителей, которая должна быть спокойной, четкой, благозвучной, хорошо интонированной, лаконичной. Полезно использовать сопряженную форму речи, когда ребенок говорит вместе с ними («Мы сегодня лепили снежную бабу!»), или отраженную, когда ребенок повторяет за мамой: «Какой вкусный обед!». Либо общаться в вопросно-ответной форме с ребенком, когда ответ повторяет вопрос, только в утвердительной форме: «Ты будешь играть?» — «Я буду играть».
Одной из важнейших характеристик речи является ее темп. Регулирование ритма речи — необходимая составная большинства методов восстановления речи заикающихся. Спокойный замедленный темп улучшает ритм речи, а также позволяет контролировать речь, что, в свою очередь, способствует согласованной работе органов дыхания, голосоведения, речевой артикуляции, тем самым уменьшая число запинок.
Для улучшения речевого самоконтроля и замедления темпа ребенку можно предложить поиграть в сказочного принца, принцессу или волшебницу, которые говорят медленно, выразительно, красивым сказочным загадочным голосом. Добиться этого ребенку поможет речь с дирижированием на каждый гласный звук.
Большую помощь заикающемуся ребенку окажут специальные упражнения на согласование речи с движением, то есть чтение стихов на послоговом ритме синхронно с движением рук, ног, пальцев рук, на шаг, с хлопками и т.д. Например, ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А. Барто, каждый слог отхлопывая ладошками: У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА-ПОЛ О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ
Или шагает на месте, скандируя:
НЕТ, -НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-В-МА-ШИ-НЕ…
Или, дирижируя:
И-ДЕТ-БЫ-ЧОК, -КА-ЧА-ЕТ-СЯ, ВЗДЫ-ХА-ЕТ-НА-ХО-ДУ…
Ребенку можно предложить представить себя артистом, который читает эти стихи в детском театре на сцене перед большим залом и его внимательно слушают маленькие дети. Благодаря этому речь станет более выразительной и громкой, а занятие превратится в интересную игру.
Следствием заикания является мышечное напряжение. Родителям следует обучиться элементарным приемам по преодолению напряжения речевой мускулатуры у детей. Для этого можно использовать артикуляционный массаж, с помощью которого повышается работоспособность мышц и достигается расслабление речевой мускулатуры. У ребенка возникают субъективные положительные ощущения: улучшается эмоциональное состояние, уменьшается скованность, возникает чувство приятного тепла, сонливости. Поэтому артикуляционный массаж лучше проводить перед дневным или ночным сном.
Голова ребенка находится на коленях у мамы. Руки мамы должны быть чистыми, теплыми. Чтобы не травмировать нежную кожу малыша, руки лучше обработать детским кремом. Массаж можно проводить под тихую мелодичную музыку, лучше фортепьянную.
Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук, плечевого пояса, а уже затем проводится расслабляющий массаж мышц лица. Движения рук должны быть легкими, нежными, скользящими, успокаивающими и должны совпадать с музыкальным сопровождением.
Поверхностное поглаживание — мягкий, щадящий прием. Мышцы ладони массажиста должны быть максимально расслаблены. Этот прием применяется для снижения повышенного тонуса мышц речевой мускулатуры, снижает возбудимость нервной системы.
Глубокое поглаживание — более интенсивный прием.
Растирание — выполняется с легким применением значительной силы давления на массируемую область. Значительно усиливает кровообращение, обменные и трофические процессы в тканях.
Прерывистая вибрация или поколачивание — оказывает различное действие. Слабое поколачивание повышает тонус мышц, а сильное поколачивание или «стаккато» снижает повышенный тонус мышц и возбудимость.
Плотное прижимание — улучшает кровообращение, обменные процессы.
Напомним, что каждый массаж завершает поглаживание.
Описание движений артикуляционного массажа приведено ниже, схема массажа показана на рисунке.
1, 2. Общее движение — поглаживание лица и шеи. Вторыми, третьими, четвертыми и пятыми пальцами обеих рук одновременно производим поглаживание по массажным линиям. Заканчиваем поглаживание фиксацией мочек ушных раковин.
- Поглаживание лица — третьи и четвертые пальцы располагаем на середине подбородка, вторые над верхней губой, и производим поглаживание по массажным линиям к козелкам ушной раковины.
- Переходное — вторыми, третьими и четвертыми пальцами поглаживаем из-под подбородка по носогубной складке, боковым поверхностям носа и через переносицу переходим к поглаживанию по массажной линии от середины лба к височным впадинам, где пальца ми слегка прижимаем кожу.
- Волнообразное поглаживание -дойдя до внутренних углов глаз, пальцами легко скользим к брови и, захватив ее вторыми и третьими пальцами, производим волнообразное поглаживание по направлению к виску. Заканчиваем движение легким прижиманием кожи на висках.
- Поглаживание круговых мышц — подушечками четвертых пальцев обеих рук одновременно производим поглаживание от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Затем плавно переходим на верхнее веко и поглаживаем его очень легко, не нажимая на глазное яблоко.
- Поглаживание лобной и височной впадины — вторыми, третьими и четвертыми пальцами обеих рук, согнутыми по форме лба, попеременно производим поглаживание снизу вверх, плавно передвигая пальцы к вискам. Дополнительно поглаживаем подушечками пальцев виски.
- Переходное — вторыми, третьими, четвертыми и пятыми пальцами обеих рук одновременно производим поглаживание по массажным линиям.
- Поколачивание — подчелюстную область массируем похлопыванием тыльной стороны пальцев, затем подушечками четырех пальцев обеих рук одновременно производим поколачивание по массажным линиям.
- Стаккато – резкие, отрывистые, поочередные удары подушечками пальцев. Движения производим непрерывно, обеими руками, одновременно по массажным линиям, заканчиваем фиксацией у мочек ушных раковин.
- Плотное прижимание – движения выполняем двумя руками одновременно, начиная снизу, постепенно поднимаясь вверх. После каждого нажима немного приподнимаем руки и вновь нажимаем на массируемый участок. Последнее движение от середины лба к височной впадине.
- Поглаживание по массажным линиям.
- Специальное упражнение, рекомендуемое при заикании для расслабления круговой мышцы губ, с которой связана смыкательная судорога губ.
Указательные и третьи пальцы располагают около углов рта и губы растягивают, как при улыбке. Обратным движением, превращающим в вертикальную складку, губы возвращаются в исходное положение. Движения легкие, плавные, скользящие.
Аналогичные движения проводятся поочередно с верхней и нижней губой.
К сожалению, легкого излечения от заикания не бывает. Это серьезный лечебно-педагогический процесс. Некоторые родители надеются на «чудо», поэтому часто обращаются за помощью к малоквалифицированным или не имеющим специальной подготовки лицам, усвоившим только несколько простых приемов помощи. Только комплексный курс лечения, требующий участия логопеда, невропатолога, физиотерапевта, логоритмиста после длительной кропотливой работы при активном участии родителей может дать положительный результат.
В заключении необходимо дать некоторые советы (рекомендации) молодым родителям, как воспитать спокойного, уравновешенного ребенка.
- Не готовьте малыша к предстоящим событиям. Даже ожидание приятного создает напряжение.
- Постарайтесь удержать от речи ребенка, когда он плачет, особенно рыдает. Всхлипывание приводит к повторению слогов и слов, а после плача малыш еще долго напряженно, судорожно вздыхает, поэтому необходимо сначала успокоить, отвлечь, чем-то заинтересовать.
- Не надо ругать ребенка, если он чего-то боится, например, темноты, собаки, бабы Яги. Не надо просить его рассказать об этом. Надо дать понять, что мама рядом и сможет защитить.
- Никогда не надо подгонять. Если родители спешат, то они должны накормить и одеть малыша сами.
- Если ребенок категорически отказывается спать днем, то ни в коем случае не надо его заставлять. Можно почитать ему книжку, поставить грампластинку.
- Не заставляйте малыша читать стихи при посторонних, если он этого не любит.
- Избегайте ситуаций, которые расстраивают.
- Если в семье появился младший ребенок и старший ревнует, по старайтесь относиться и к старшему, как к маленькому: баюкайте его, кормите с ложки и т.д.
- Привлекайте детей к спокойным домашним делам. Приучите к настольным играм.
- Успокаивают нервную систему игры с песком и водой.
- Полезно петь и танцевать под музыку.
- Старайтесь не предъявлять слишком высокие требования к ребенку. Будьте терпеливы.
- Следите за своей речью, она должна стать образцом для вашего малыша.
Хорошая речь — это великое благо. Благодаря ей ваш ребенок станет уверенным в себе, уравновешенным, целеустремленным человеком, сможет по достоинству оценить и себя, и других, сможет заниматься в жизни любимым делом.
Коррекция речевой патологии
Если ребёнок медленно говорит из-за физиологических нарушений, то терапия нацелена на ликвидацию основного заболевания. В первую очередь лечение предполагает нормализацию работу ЦНС. Комплексная терапия может включать:
- приём медикаментозных средств. Для ребёнка подбираются укрепляющие и стимулирующие препараты, а также витаминные комплексы. Активно используются лекарственные средства с глютаминовой кислотой;
- лечебную физкультуру. Очень эффективны водные занятия, плавание, массаж и физиотерапевтические процедуры;
- консультации с психотерапевтом. Также возможны занятия с психологом для преодоления эмоциональных проблем. Ребёнок, который медленно говорил в течение долгого времени, мог отдалиться от социума и потерять уверенность в себе;
- развивающие игры. Ребёнку будут полезны занятия, улучшающие моторику, мимику и эмоциональность речи. Например, детям помогают уроки по актёрскому мастерству и выступления на сцене. Ребёнку также необходимо больше читать, отгадывать загадки, учить и петь ритмичные песни;
- ручной труд. Собирание конструктора, вышивание и другие занятия помогают развить мелкую моторику. Темп речи ребенка улучшается при разучивании танцевальных движений. Не будут лишними занятия физкультурой и спортом.
Безусловно, ребёнок, который очень медленно говорит, нуждается в помощи квалифицированных педагогов и логопедов. Это одна из наиболее важных частей лечения.
Как проходят занятия с педагогом?
Для ребёнка, страдающего замедлением речи, наиболее эффективным методом коррекции является логоритмика. На занятиях малыши бегают, маршируют или выполняют другие физические упражнения под ритмичную музыку. Также проводятся игры, сопровождающиеся произнесением различных предложений и слов.
Речь ребёнка на занятиях с педагогом стимулируется постепенно. Занятия по коррекции включают четыре основных этапа.
- Педагог проговаривает очень простое предложение, например «са-са-са по лесу идёт лиса». При этом он задаёт темп при помощи хлопков, постукиваний по столу или движений руками. Ребёнку необходимо повторить предложение несколько раз. Темп, который задаёт педагог, постепенно увеличивается. Поэтому ребёнку приходится говорить фразу всё быстрее и быстрее.
- Ребёнку предлагается выучить несколько простых стихотворений. Затем он должен быстро проговаривать строчки из них. Если ребёнок уже знает стихи, то можно использовать его любимые.
- На третьем этапе ребёнку необходимо научиться не только быстрому темпу речи, но и её выразительности. Поэтому на занятиях дети говорят по ролям, разыгрывая отрывки из сказок.
- На последней стадии дети учат скороговорки. Это позволяет ребёнку закрепить приобретённые в ходе коррекции навыки.
Своевременное выявление брадилалии у ребёнка даёт возможность приступить к коррекции. Комплексный подход к устранению патологии позволяет добиться хороших результатов. Однако помимо занятий ребёнку требуется помощь родителей. Они должны внимательно следить за тем, чтобы малыш снова не начал говорить медленно. Рекомендуется повторять стихи и скороговорки дома.
Запинки в речи ребенка — как с ними справиться?
Мама читает книгу маленькой девочке (фото Fotolia.com)
Малыш уже давно научился хорошо говорить, и вдруг, стал произносить слова, растягивая буквы, запинаясь и повторяя одни и те же слоги по нескольку раз подряд… Неужели ребенок начал заикаться? Отвечает логопед Наталия Бабич
Главное, не паниковать! Запинки в речи не всегда означают, что ребенок заикается. В младшем возрасте могут наблюдаться нарушения плавности речи. На это есть ряд причин.
Где искать причину заикания?
Во-первых, это быстрое увеличение словарного запаса, когда есть большой разрыв между активным словарем и пассивным. Во–вторых, когда родители перегружают ребенка разного рода кружками и занятиями, стараясь дать ему все сразу, забывая при этом про режим дня (сон, прогулки, игры со сверстниками и т.д.). Еще одной причиной могут быть частые болезни, высокая температура, травмы и т.д., после которых могут возникать проблемы с речью.
Наблюдайте за ребенком
Для начала понаблюдайте за ребенком, присмотритесь к тому, как он разговаривает, когда он чаще запинается (утро, день, вечер, когда быстро говорит или когда нервничает, например). Подозревать заикание нужно в том случае, если малыш непроизвольно останавливается во время речи и повторяет отдельные звуки, слоги, слова. Вы заметите, как он напрягается и нервничает, что не может произнести слово или слог, начинает при этом комплексовать и давать односложные ответы «да», «нет». В таком случае надо сразу обращаться к специалистам. Если же это только возникло и больше похоже на запинки в речи, то с этим можно побороться.
Для начала установите режим «тишины», то есть минимальная речевая нагрузка (меньше вопросов, высказываний, пересказов и т.д.). Полезны занятия вокалом, вместе пойте песенки, распевки и даже стихотворения. Пусть малыш побольше «работает руками»: рисует, лепит, конструирует и т. д. Важно заниматься дыхательной гимнастикой, так как заикание связано с речевым дыханием. Очень действенный метод – это плаванье или просто ванны с морской солью.
Общайтесь правильно
Во время общения с таким ребенком придерживайтесь таких правил: • При проявлении запинок нужно аккуратно остановить ребенка и попытаться начать предложение (высказывание) вместо него, чтобы дать время сформировать мысль и подобрать нужные слова. • Говорить тихо, четко, спокойным голосом. • Ни в коем случае не повышать тон, не делать резких жестов, не использовать «взрывные» интонации. • Не перебивать, не подгонять ребенка. • Чаще обнимать и хвалить за успехи, особенно в речевой деятельности: «Твой рассказ просто удивительный!», «Это очень интересно!» • Временно ограничить посещение развлекательных мероприятий с большим количеством людей.
Если вы не замечаете улучшений или же запинки в речи становятся сильнее, обратитесь к специалистам: неврологу, логопеду, психологу.
Прогноз и профилактика
В большинстве случаев прогноз при брадилалии благоприятный. Особенно, если родители своевременно заметили, что ребёнок медленно говорит, и обратились за помощью к специалистам. Однако после успешной коррекции не стоит ослаблять бдительность. В качестве профилактики рекомендуется:
- вести здоровый образ жизни и следовать рекомендациям врачей во время беременности;
- оберегать ребёнка от черепно-мозговых травм и инфекционных заболеваний;
- поддерживать режим дня и питания;
- следить за тем, чтобы ребёнок развивал речь, и заниматься с ним;
- разговаривать с малышом, учить стихи и песни.
Далеко не всегда медлительная речь является симптомом заболевания. В большинстве случаев достаточно занятий с педагогом. Поэтому не стоит очень переживать при появлении признаков брадилалии. Но если вы волнуетесь за своего малыша, то обратитесь в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Опытные педагоги помогут скорректировать речевое нарушение.
Что нужно делать, если ребенок заикается
Авторы: American Academy of Pediatrics
Заикание — это проблема с ритмом речи, когда человек точно знает, что он/она хочет сказать, но не может этого сделать из-за непроизвольных (неконтролируемых) повторений звуков или остановки речи на каком-то звуке. Явление это довольно распространенное — около 5% всех детей заикаются в какой-то момент своей жизни, а примерно у 1% людей заикание сохраняется с детства и до старости. Когда дети становятся старше, их организм реже реагирует на стресс заиканием, но тем не менее такая реакция возможна и во взрослой жизни. Интересно, что мальчиков и мужчин, которые заикаются, примерно в 3 раза больше, чем девочек и женщин.
Что вызывает заикание?
- Причины заикания до сих пор до конца не ясны, но известно, что одна из них — наследственная предрасположенность.
- Дети, у которых мать или отец заикаются или заикались, имеют гораздо больше шансов начать заикаться, чем остальные дети.
- Дети, у которых есть сестра или брат, который заикается, также более склонны к заиканию.
- Повреждение ткани головного мозга до, во время или после рождения признано единственным известным «внешним» фактором, который делает заикание более вероятным, но следует признать, что большинство детей, которые заикаются, не имели никаких повреждений головного мозга. К тому же большинство тех, кто имеет в прошлом повреждение головного мозга, не заикаются.
- Глухота — это единственный известный фактор, который делает появление заикания у человека менее вероятным.
- Заикание встречается у всех народностей мира и на всех языках, а также у всех исторических групп.
Если учесть перечисленные выше факторы (наследственность, повсеместная встречаемость), становится абсолютно ясно, что есть некая физическая причина заикания. Родители не могут стать причиной заикания у детей.
Что происходит, когда кто-то заикается?
- В организме наблюдается очень незначительная нейрофизическая (связанная с мозгом/нервами/мышцами) дисфункция (нарушение нормальной работы.
- Человек испытывает трудности с координацией воздушного потока, артикуляцией и резонансом (артикуляция и резонанс заключаются в скоординированном движении мелких мышц во рту для формирования звуков и контроля их громкости).
- Человек может говорить более свободно и правильно в определенных ситуациях (возможно, у себя дома) и менее свободно, когда испытывает беспокойство, тревогу или усталость.
- Состояние стресса, например выступление перед большой аудиторией, может усугубить заикание, которое, в свою очередь, еще больше усилит стресс. Человеку с заиканием иногда очень трудно говорить по телефону.
- Несмотря на то, что стресс может усугубить заикание, сам по себе стресс не вызывает заикание.
Люди почти никогда не заикаются, когда поют, шепчут, говорят в унисон с другими или не могут слышать свой собственный голос.
Распознавание заикания
У большинства детей, которые заикаются, проблемы с беглостью речи станут заметны в возрасте 2–5 лет. Однако надо знать, что почти все малыши в какой-то момент своей жизни повторяют какие-то звуки, слова и не могут говорить свободно — это физиологически нормальные проблемы с беглостью речи, которые пройдут сами собой.
Если в семье еще кто-то заикается, возможен вариант сохранения заикания на всю жизнь.
Возможные варианты истинного заикания:
- повторение части слов, например первой согласной в слове (т-т-т-таблица);
- удлиненный звук в начале слова (сссссок);
- молчание перед словами, в словах или после них;
- «перерыв» почти всегда происходит в начале предложения или ближе к началу.
Ребенок с физиологическими проблемами беглости речи (так называемым «заиканием развития»):
- часто повторяет целые слова или фразы (Я-Я-Я хочу пойти хочу пойти гулять!);
- как правило, не повторяет часть слова более чем 1–2 раза;
- продолжает речь после того, как начал.
Также при этом возможны особые движения и поведение. Например, напряжение мышц губ, челюстей и шеи, тремор губ, челюстей и языка во время попыток говорить, моргание, повороты и наклоны головы.
Что нужно знать о заикании
- Дети и взрослые, которые заикаются, точно знают, какое слово или слова они пытаются сказать, то есть заикание происходит не потому, что они безуспешно пытаются найти нужное слово.
- Заикающиеся, как правило, не имеют проблем со слухом или слушанием.
- Людям, которые разговаривают с заикающимся, не следует замедлять свою речь.
- Существует ряд разногласий по поводу того, имеют ли люди, которые заикаются, такой же интеллект или более низкий по сравнению с остальными. Большинство исследований показывает, что никакой интеллектуальной разницы между заикающимися и не имеющими проблем с речью не наблюдается.
- У некоторых заикающихся детей могут отмечаться проблемы с тонкой моторикой в других группах мышц, в связи с чем их воспринимают как более неуклюжих, чем остальные.
- Считается, что дети, которые заикаются, имеют проблемы с социальной адаптацией (им сложно найти друзей, чувствовать себя уверенно в коллективе и т.д.). Но это следствие, а не причина заикания.
Навыки детей, которые заикаются, должны оцениваться индивидуально, а главное — без предубеждения относительно того, что они заведомо «неуклюжи», «менее разумны» или «им не хватает социальных навыков».
Влияние заикания на повседневную жизнь
Заикание оказывает различное влияние на разных людей.
- Некоторые дети с легкой формой заикания могут очень расстраиваться из-за своего недостатка, в то время как другие, с более тяжелой формой, огорчаются значительно меньше.
- Заикание мешает общению человека с того момента, как оно появляется.
- Дети школьного возраста испытывают неловкость от проявления своего недостатка, когда отвечают на вопросы или читают вслух.
- Заикающиеся часто стараются вообще избегать каких-либо разговоров, что дополнительно усугубляет их проблемы с речью, когда они все же должны говорить.
- Заикание может существенно ограничить варианты трудоустройства для взрослых.
Обследование
- Оценка состояния детей, у которых отсутствует беглая речь, должна быть проведена как можно в более раннем возрасте.
- «Заикание развития» длится сравнительно короткий период.
- Обратитесь за советом к педиатру или логопеду немедленно, если у ребенка появилось заикание.
- Оценка патологии речи необходима, если заикание проявляется в большинстве речевых действий, напряжение при беседе и попытки избежать разговора наблюдаются постоянно, а также если имеются проблемы с речью у других членов семьи.
- Если родители обеспокоены тем, что ребенок становится тревожным, грустным и замкнутым, а также если заикание прогрессирует, то оценка специалиста необходима срочно.
Примечание: некоторые организации рекомендуют для назначения обследования более поздний период — например, через 12 месяцев после того, как заикание началось, или когда ребенку исполнится 5 лет. Тем не менее большинство специалистов настоятельно подчеркивают, что терапия работает значительно лучше, если начата рано.
Часто приходится ждать очень долго, чтобы попасть на прием к специалисту по патологии речи, поэтому запишитесь как можно раньше. Если же проблема исчезнет сама собой, лучше отменить запись (постарайтесь сделать это за неделю или раньше, чтобы кто-то мог записаться вместо вас).
Терапия
- У некоторых детей заикание исчезает самостоятельно, но выяснить заранее, какие дети смогут обойтись без терапии, не представляется возможным.
- Раннее начало терапии очень важно для формирования навыков нормальной речи.
- Ранняя терапия, даже если заикание незначительное, может существенно повлиять на ситуацию, значительно уменьшив продолжительность периода лечения.
- Существует несколько различных методов лечения заикания — некоторые используют для детей младшего возраста, а другие рекомендуются в основном подросткам и взрослым.
Что могут сделать родители?
- Обеспечьте вашему ребенку консультацию специалиста-логопеда, если подозреваете у него заикание. Такая консультация обязательна, если еще кто-то в семье тоже заикался.
- Часто для оказания полноценной помощи ребенку, который заикается, родители должны пройти «обучение» у логопеда. Но волноваться по поводу сложности «науки» не стоит: она может просто включать в себя повторение таких слов, как «помедленнее», «расслабься», «попробуй еще раз», «не волнуйся».
- Слушайте ребенка очень терпеливо и показывайте, что вы готовы слушать и ждать, пока он/она не сможет сказать все то, что хочет. Сохраняйте постоянный зрительный контакт.
- Не перебивайте и не произносите слова, которые, как вы думаете, ребенок пытался сказать. Вы можете произнести не те слова, и малыш расстроится еще сильнее.
- Не разговаривайте специально более медленно или с повышенной интонацией — заикающиеся дети хорошо слышат и прекрасно вас понимают.
- Если вы изо всех сил старались, но не поняли, что хотел произнести ребенок, скажите что-то вроде «извини, я не понял…». Но не притворяйтесь, что поняли, если этого не произошло.
- Убедитесь, что вашего ребенка не дразнят и не запугивают из-за его недостатка в вашей семье, детском саду или в школе.
- Спросите вашего логопеда о том, как помочь ребенку лучше говорить в присутствии других людей (например в классе), а затем поделитесь этими советами с учителем.
- Если у кого-то из членов вашей семьи есть «хорошие примеры» того, как они победили заикание, попросите их поделиться этим опытом с вашим ребенком. Помните: успешный пример может существенно помочь детям, особенно в трудные моменты. Сделайте так, чтобы ребенок слышал поменьше «плохих» историй о заикании, особенно в раннем возрасте.
- Старайтесь овладеть максимумом полезной и качественной информации о том, как еще вы можете помочь своему ребенку!
Источник
опубликовано 22/06/2016 14:35 обновлено 23/06/2016 — Рост и развитие, Врожденные и наследственные болезни, генетика, Неврология и психиатрия