Средства украшения речи, их использование в современном рекламном тексте.

Почему средства выразительности украшают текст?

Так же как кисти и краски в руках художника – это инструменты для создания живописного полотна, так и средства выразительности – инструменты для создания ярких, уникальных образов в словесных картинах. Без них текст становится бедным, скучным, однообразным.

Проза и поэзия призваны пробуждать воображение читателя, создавать объёмные яркие, живые образы. Именно средства выразительности дают подобную возможность.

Виды художественных средств выразительности речи

Языковые возможности обширны и многообразны. Красивая выразительная речь помогает донести информацию, поделится впечатлениями, убедить читателя или слушателя, воссоздать картины прошлого. Художественные средства выразительности придают речи и устной, и письменной лёгкость, яркость, красочность, эмоциональность.

Можно разделить словарный фонд выразительных средств на следующие группы:

  • Фонетические (звукозапись).
  • Лексические (тропы).
  • Синтаксические (стилистические фигуры).

Источники богатства русского языка

Среди множества средств выразительности можно назвать эпифору, обогащающую текст значением тождества. При повторении одинакового отрезка речи на первое место выходит его лексическое значение, которое усиливается многократностью. Но вместе с тем эпифора — это не самая распространённая фигура речевой практики, так как такие повторы могут иногда производить впечатление некоторой неловкости, неуместности, искусственности.

Эпифора — это стилистический приём (фигура), основанный на симметричном повторении звуков, слов, фраз в конце строчки в стихотворной речи или в каком-то определённом отрывке в прозе. Цель его — сделать речь красивой и более эмоциональной. Употребляется чаще с другими средствами художественной выразительности. Прием более характерен для поэзии (практически для всех её жанров).

В качестве примера можно привести строчки стихотворения С. Городецкого, где видно, что эпифора — это очень ёмкий приём:

Не воздух, а золото, Жидкое золото, Пролито в мир. Скован без молота — Жидкого золота Не движется мир.

Яркий пример поэзии, где экспрессивную окрашенность придаёт эпифора, определение которой дано чуть выше.

Преимущества использования средств выразительности

В русском языке более 200 тысяч слов, наиболее часто в речи используется около 30 тысяч слов.

Лексикон обычного человека в среднем 2000-2500 тысячи слов. Речь красноречивого человека всегда выглядит убедительнее, чем скудный словарный запас человека косноязычного. Обладая красноречием можно излагать свои мысли наиболее точно, складно, гладко, красиво.

Если отсутствует умение правильно подбирать слова, ясно выражать своё мнение, образно аргументировать складывается впечатление, будто человек несведущ в теме или может быть даже попросту глуп.

Навык сцеплять вагоны красноречия в стройный состав поезда окажется полезным и обретёт несомненную ценность в рамках политических технологий. Политический трибун способный увлечь идей и направить массы в нужном направлении всегда в выигрыше.

Навык общительности, развитый регулярным применением и использованием средств выразительности, поможет в проведении филигранных бизнес-переговоров, заключении договоров, проведении презентаций по услугам и товарам в бизнесе. Речь, наполненная художественными образами, несомненно, научит вести неявную беседу, словно бы исподволь, но на языке выгод.

Мастерство публичного красноречия не всегда приносит счастье, но счастья без мастерства владения живым убеждающим словом не бывает.

Чтобы не превратиться в аутсайдера, занимаясь делом своей жизни, необходимо прорабатывать умение художественно применять средства выразительности.

Инверсия

Это изменение традиционного, прямого порядка слов. Например, в русском языке как прямой порядок воспринимается такая последовательность: сначала подлежащее, затем сказуемое. Если же этого требует авторский замысел, писатель или поэт могут поменять их местами. Посмотрим на отрывок из стихотворения А. С. Пушкина:

Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.

В этом отрывке мы наблюдаем в первых трех строках инверсию (сначала сказуемое, затем подлежащее) и синтаксический параллелизм.

В русском языке свободный порядок слов; но это не значит, что любой порядок слов прямой.

Лексические средства

Это совокупность художественных слов и выражений, которые придают литературному авторскому стилю или разговорной речи эмоциональную выразительность в переносном смысле.

Тропы — слова и обороты речи, используемые в иносказательном значении. Применяются авторами с целью усилить образ, произвести на читателя или слушателя эффект, перенося признак одного предмета на другой.

Основные виды троп:

· Метафора; · Метонимия; · Синекдоха; · Эпитет; · Гипербола; · Дисфемизм; · Каламбур; · Литота;· Перифраз; · Аллегория; · Пафос; · Олицетворение; · Сарказм; · Ирония; · Эвфемизм.

Драгоценные грани

Русский язык, являясь языком русского народа, подобен природному алмазу. Как драгоценный камень сверкает многочисленными гранями, так и русский язык красив всеми своими проявлениями. Он нашёл своё отражение и в области литературы, и в области языка, при этом подчёркивая их значимость и неповторимость.

А если учесть, что русский язык — это сплав строгих правил и поэзии живой разговорной речи, то остаётся только наслаждаться его богатством и выразительностью. Подобно алмазу, сияющему каждой гранью, русский язык использует все необыкновенные инструменты, передающие красоту нашей речи. Эпифора — это один из таких элементов. Продолжим разговор о ней.

Русский язык, обладая многочисленными средствами художественной выразительности, широко показывает, как используется эпифора в литературе.

Частный случай эпифоры знаком каждому, кто читал стихотворение. Это обыкновенная рифма. Вот, например, у И. Бунина в стихотворении «Слово» такая рифма: «дана — Письмена», «беречь — речь».

А у М. Цветаевой находим пример настоящей эпифоры:

Лес не тот! Куст не тот! Дрозд не тот!

Известным примером эпифоры в прозе являются гоголевские «фестончики». Слово повторяется в одном предложении для усиления эффекта сказанного семь раз совсем рядом, буквально через запятую. Если учесть, что в предложении всего 16 слов, то можно сказать, что в этом примере наглядно представлен приём звуковой выразительности.

Очень любил эпифору С.А. Есенин. Причём он мог видоизменять лексику эпифоры, доказывая богатство русского языка: «залегла забота» в одной строчке превращается у него в «прояснилась омуть», и оба этих словосочетания сопровождают слова «в сердце мглистом». То же самое происходит и с другим отрывком: «отчего прослыл» — «оттого прослыл» дополняют слова «я шарлатаном». Как видим, всего лишь небольшая замена слов позволяет Есенину удачно использовать приём эпифоры.

Широко использовал эпифору Блок. В одном из его стихотворений в качестве эпифоры повторяются слова «в тихом доме».

Синтаксические приёмы

Соединение слов в связный текст —это основной принцип синтаксического приёма. Автор по-особенному строит предложения или языковые конструкции в произведении, тем самым производя эмоциональное воздействие на читателя, при помощи способа организации высказывания.

Основные синтаксические приёмы:

· Анафора; · Эпифора; · Оксюморон; · Парцелляция; · Цитирование;· Противопоставление; · Лексический повтор; · Умолчание; · Риторический вопрос; · Хиазм;

Синтаксические приемы, основанные на повторах

Повторы являются распространенными средствами выразительности, используемыми в поэтических произведениях. Они помогают создавать рифмы и упорядочить звуковую организацию стихов. Синтаксические приемы, основанные на повторении, классифицируются в зависимости от расположения повторяющихся частей.

Если повторяющимися являются начальные части предложений или стихотворных строк, синтаксический прием называют анафорой:

Приходит осень, птицы улетают.

Приходит осень, пусто на полях…

Эпифора схожа по принципу с анафорой, однако, повторяющимися при данном приеме выразительности являются конечные части отдельных строк:

Настанет утро, встанет солнце, птицы запоют,

Взойдет заря на небосводе, и птицы запоют.

Распространенными синтаксическими средствами выразительности также являются лексические повторы, которые предполагают многократное использование слов с целью акцентирования внимания на более важных смысловых аспектах:

Она уже давно устала от его лживых слов, лживых поступков, лживых взглядов.

Таблица средств выразительности

Лексические средства
Аллегория— Белый голубь — мир во всём миреИносказание. Замена отвлечённого понятия конкретным образом
Метафора — Вьюга злится, вьюга плачетСлово в переносном значении, основанное на сходстве между явлениями
Гипербола— Море по коленоЧрезмерное преувеличение
Ирония— Отколе, умная, бредёшь ты голова (Про осла)Насмешка, разоблачающая отрицательные черты
Литота— От горшка два вершкаНарочитое преуменьшение описываемого предмета
Метонимия— читал ТолстогоОбозначение предмета по одному из его признаков
Олицетворение — Купаясь в небе голубомНеживые предметы наделяются свойствами живых
Перифраз — Чёрное золото — нефтьЗамена прямого названия предмета описанием существенных признаков
Сарказм— Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков (А.С. Пушкин)Высшая форма иронии, язвительная насмешка
Синекдоха — Всё спит — и человек, и зверь, и птица (М. Горький)Перенос значения по количественному признаку
Эпитет— Томительный свет белой ночиКрасочные определения предмета
Дисфемизм — лицо-мордаГрубое обозначение нейтрального понятия
Эвфемизм— обменялись любезностями, вместо разругалисьЗамена грубых слов нейтральными
Каламбур— Весна хоть кого сведёт с ума. Лёд — и тот тронулся.Шутка, основанная на смысловом объединении
Пафос— Героический пафос в романе Гоголя Тарас Бульба»Эмоционально-оценочное отношение автора
Синтаксические приёмы
Анафора— Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза (С. Есенин)Повторение начальных слов в начале отрывка
Эпифора — Други его, не тревожьте его! Слуги его, не тревожьте его!Одинаковая концовка нескольких предложений
Оксюморон— Богатый бедняк. Умный глупец.Сочетание несочетаемых по смыслу слов
Парцелляция— А лес шумит. Тихо, проникновенно.Дробление предложения на мелкие фрагменты
Цитирование «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела; оглянуться не успела, как зима катит в глаза».Точная, дословная выдержка из какого-либо текста
Противопоставление— Они сошлись, волна и камень.Резкое противопоставление понятий
Лексический повтор— Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!Намеренное повторение одного и того же слова
Умолчание— Но этот крест, но этот ковшик белый…Намеренно не до конца выраженная мысль
Риторический вопрос — Какой же русский не любит быстрой езды?Вопрос, не требующий ответа
Хиазм — Рассудку вопреки, наперекор стихиям.Обратный параллелизм
Фонетические средства
Аллитерация— Грохочет эхо по горам, как гром, гремящий по громам.Повторение в стихотворении одинаковых согласных звуков
Ассонанс — Забил снаряд я в пушку туго и думал, угощу я друга.Повторение в стихотворении одинаковых гласных звуков
Рифма — Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился.Созвучие окончаний стихотворных строк
Фразеологические обороты
Фразеологические сокращения (идиомы) — Свинья под дубом. Дойти до ручки.Устойчивое выражение
Фразеологические выражения — Свежо предание, да верится с трудом.Выражения из книжного языка
Фразеологические сочетания (коллокации) — сгорать от любви, ненависти, стыда, нетерпенияУстойчивый оборот, в который входят слова со свободным значением
Фразеологические единства — Держать камень за пазухой.Более самостоятельные, чем идиомы
Стилистические фигуры
Антитеза — Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт.Риторическое противопоставление
Инверсия — Швейцара мимо он стрелой влетел по мраморным ступеням.Нарушение естественного порядка слов
Повтор — Сияй, сияй прощальный свет любви последней.Повтор одного слова на протяжении строки
Плеоназм— Военный госпиталь. Правильный рационУпотребление лишнего бессмысленного слова
Градация— Не жалею, не зову, не плачу.Цепь определений с нарастанием или убыванием значимости

Русский язык — сокровище культуры, бесценный дар неисчерпаемого богатства. Многие средства выразительности прочно вошли в обиход и люди применяют их в повседневной речи неосознанно, но палитра средств настолько многообразна, что совершенствовать знания можно и нужно на протяжении всей жизни.

Для наработки навыков необходимо выполнение регулярных разнообразных упражнений и практических занятий по анализу языковых средств выразительности.

Похожие записи:

  1. Поэтапная работа по развитию речи дошкольников Этапы развитя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием…
  2. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  3. Знакомимся с фразеологизмами Фразеологизмы в речи являются устойчивыми, но очень крылатыми выражениями. Знакомимся…
  4. Типы устной и письменной речи Типы письменной речи — описание, рассуждение, повествование. Типы устной речи…

Риторические вопросы и восклицания

В текстах некоторых произведений используются обособленные вопросы, не требующие ответных реплик. Подобные вопросы называются риторическими. Они не предполагают ответов и выражают позицию автора. Риторические вопросы часто используются писателями для выделения основных проблем произведения. Примеры:

И стоит ли вообще беспокоиться о том, что нельзя изменить?

Почему каждый мечтает о несбыточном, упуская свое тихое и умеренное счастье?

Когда же наконец люди станут добрее? Когда начнут относиться к другим с пониманием и уважением?

Риторические восклицания также имеют акцентирующее и подчёркивающее значение. При помощи восклицательных предложений выражается эмоциональная и экспрессивная сторона содержания текста. Например:

Как можно забыть о чести и порядочности в погоне за материальными благами!

До чего могут довести человека алчность и жажда наживы!

Тропы как средства речевой выразительности

Троп – перенос наименования, заключающийся в том, что слово, словосочетание, предложение, традиционно называющее один предмет (явление, процесс, свойство), используется в данной речевой ситуации для обозначения другого предмета, связанного с первым по какому-либо признаку.

Основные виды тропов: метафора, метонимия, эпитет, сравнение, гипербола, литота, олицетворение, перифраза.
Метафора основана на переносе наименования с одного предмета на другой по сходству этих предметов. Источником нового метафорического значения является сравнение. Например, загорелись звезды очей (глаза сравниваются со звездами); загорелись очи ночи (звезды сравниваются с глазами). Метафоры образуются путем переноса свойств одушевленных предметов на неодушевленные (вода бежит, буря плачет) и наоборот (ветреная погода и ветреный человек). Признаки предмета могут преобразовываться в признаки абстрактных понятий (поверхностное суждение, пустые обещания) и т.д. Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональные ассоциации, в этом случае они украшают речь, например: «Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец* (Н. Заболоцкий). Однако изобилие метафор в речи отвлекает слушателей от ее содержания, внимание аудитории концентрируется на форме изложения, а не на содержании. Кроме того, метафора не используется в деловой речи: законах, правилах, циркулярах и т.п. Метонимия в отличие от метафоры основана на смежности предметов или явлений. При этом понятие смежные понимают не просто как соседние, а как тесно связанные друг с другом. Например: «А в двери – бушлаты, шинели, тулупы» (В. Маяковский). В данном примере социальная принадлежность людей обозначается с помощью названий одежды, типичной для разных социальных групп. Примером метонимии является употребление слов аудитория, класс, школа, квартира, дом, завод для обозначения людей: «Аудитория стоя приветствовала лектора». Довольно часто в метонимическом значении используются географические наименования. Например, названия столиц употребляются в значении «правительство страны», «правящие круги»: «переговоры между Москвой и Вашингтоном»^ «Париж волнуется», «Варшава приняла решение» и т.п. Синекдоха – разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет целиком или, наоборот, название целого переносится на его часть. Например: «Все флаги в гости будут к нам» (А.С. Пушкин). Слово флаги (часть) обозначает здесь «государства» (целое). Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Например: «Факты – это воздух ученого» (И.П. Павлов). Факты (предмет) сравниваются с воздухом (образ) по признаку «насущное, необходимое для существования». Яркие, выразительные сравнения придают речи особую поэтичность. Совершенно иное впечатление производят сравнения, которые в результате частого их употребления утратили свою образность, превратились в речевые штампы: храбрый как лев, трусливый как заяц, проходят красной нитью и др. Эпитеты – художественные определения, например: слепая любовь, дремучее невежество, леденящая вежливость. Они позволяют более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления, обогащают содержание высказывания. В научной литературе обычно выделяют три типа эпитетов: общеязыковые (постоянно употребляются в литературном языке, имеют устойчивые связи с определенным словом, утратили образность: трескучий мороз, тихий вечер, быстрый бег); народно – поэтические (употребляются в устном народном творчестве, так называемые постоянные эпитеты: красная девица, чистое поле, буйная головушка); индивидуально-авторские (созданы авторами, отличаются оригинальностью, образностью, неожиданностью сопоставляемых смысловых планов: мармеладное настроение (А. Чехов), чурбанное равнодушие (Д. Писарев), любопытно-вдумчивая нежность (Н. Гумилев). Как и другими средствами речевой выразительности, эпитетами не рекомендуется злоупотреблять, так как это может привести к красивости речи в ущерб ее ясности и понятности. Гипербола – прием выразительности речи, используемый говорящим с целью создать у слушателей преувеличенное представление о предмете речи.
Например:

«У них клубника – с кулак», «Вечно ты опаздываешь», «Я сто раз тебе это говорил». Гипербола свойственна в основном живой разговорной и художественной речи, а также публицистике. В разговорной речи гиперболы создаются путем использования уже готовых, имеющихся в языке средств и моделей, автор же художественного или публицистического произведения стремится к созданию индивидуализированной гиперболы. Например: «Он храпит, как трактор» (в разговорной речи). «Вo сне дворник сделался тяжелым, как комод» (И. Ильф, Е. Петров).
Литота – прием выразительности речи, намеренное преуменьшение малых размеров предмета речи: мужичок с ноготок, от горшка два вершка, одну секундочку. В двух шагах отсюда. «Обратная гипербола», как еще называют литоту, активно используется в разговорной речи, в художественной и публицистической литературе. Олицетворение – стилистический прием, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписываются свойства, действия, поступки, присущие человеку:
«Одни зарницы огневые, Воспламеняясь чередой,… Ведут беседу меж собой» (Тютчев); «Надежды вальс зовет, звучит… И сердцу громко говорит» (Полонский).

Олицетворения подразделяются на общепризнанные, «языковые»: тоска берет, время бежит, часы идут и творческие, индивидуально-авторские: «Качалась Невка у перил, Вдруг барабан заговорил» (Заболоцкий). Олицетворения присущи прежде всего фольклору, художественной литературе, употребительны в публицистике, в языке средств массовой информации. Перифраза – замена обычного однословного названия предмета, явления, лица и т.д. описательным оборотом, например: белокаменная столица (Москва), царь зверей (лев), певец «березового ситца» (Есенин).

В перифразах обычно содержится оценка обозначаемого, например: цветы жизни (дети), канцелярская крыса (чиновник). Некоторые из перифраз могут стать штампами: труженики полей, дары моря. Они утратили образность, и вряд ли их можно рассматривать как средства речевой выразительности.

Фигуры речи

Для оживления речи, придания ей эмоциональности, выразительности, образности используют приемы стилистического синтаксиса, так называемые фигуры.

Фигуры речи разделяют на три группы.

Первая группа включает фигуры, в которых структура фразы определяется соотношением значений слов – понятий в ней: антитеза, градация.

Вторая – объединяет синтаксические фигуры, обладающие свойством облегчать слушание, понимание и запоминание речи:повтор, единоначалие, параллелизм, период.

Третья группа объединяет риторические формы, которые используются как приемы диалогизации монологической речи, привлекают внимание слушателя: обращение, риторический вопрос, вопросно-ответный ход и др. Антитеза– прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков. В форму антитезы часто облекаются афористические суждения, пословицы, поговорки: «Ученье свет, а неученье тьма», «Не было бы счастья, да несчастье помогло», «Как аукнется, так и откликнется», «На голове густо, да в голове пусто». Для сравнения двух явлений могут использоваться антонимы – слова с противоположными значениями: свет – тьма, счастье – несчастье, аукнется – откликнется, густо – пусто. На этом принципе построены многие строки из художественных, публицистических произведений. Антитеза – действенное средство выразительности и в публичной речи, она придает мысли силу и выразительность. Градация– фигура речи, суть которой состоит в расположении нескольких перечисляемых в речи элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения («восходящая градация») или в порядке убывания значений (нисходящая градация»). Под «возрастанием», «убыванием» значений понимают степень экспрессивности (выразительности), эмоциональной силы, «напряженности» выражения (слова, оборота, фразы). Например; «Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю» (восходящая градация). «Звериный, чужой, неприглядный мир…» (нисходящая градация). Градация, как и антитеза, часто встречается в фольклоре, что свидетельствует об универсальности данных риторических фигур. Они делают речь легкой для восприятия, выразительной, запоминающейся. Активно используется градация в современной ораторской практике. Нередко для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма прибегают к такой стилистической фигуре, как повторы. Формы повтора бывают самые разнообразные.

Анафора (в переводе с греческого – «единоначатие») – прием, при котором несколько предложений начинают одним и тем же словом или группой слов.

Например: «Таковы времена! Таковы наши нравы!»

Повторяющимися словами бывают служебные единицы, например, союзы и частицы. Так, повтор вопросительной частицы разве во фрагменте лекции А.Е. Ферсмана усиливает интонационный колорит речи, создает особый эмоциональный настрой:

«Разве он (искусственный алмаз) не отвечает больше, чем что-либо другое именно указанным качествам? Разве сами драгоценные камни не являются эмблемою твердости, постоянства и вечности? Разве есть что-либо тверже алмаза, что может сравниться с прочностью и нерушимостью этой формы углерода?»
Фигура эпифоры – повтора заключительных элементов последовательных фраз, менее частотна и менее заметна в речевых произведениях. Например: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?»Параллелизм– одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, расположение в них сходных членов предложения, например: «В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай…» (Некрасов). Параллелизм нередко используется в заголовках книг, статей, например: «Поэзия грамматики и грамматика поэзии» (Якобсон). Чаще всего параллелизм встречается в периодах. Период – особая ритмическая конструкция, мысль и интонация в которой постепенно нарастают, достигают вершины, после чего тема получает свое разрешение, и, соответственно, снижается интонационное напряжение: «Как ни старались люди, собравшие в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, – весна была весною и в городе» (Л. Толстой).Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь, имеющее целью выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику: «Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный…» (М. Лермонтов). В современной речевой практике риторические обращения употребляются значительно реже, чем прежде, когда они составляли необходимый элемент публичной речи. Риторический вопрос – эффективный стилистический прием, активно используемый в современной публичной речи с целью активизации внимания слушателей, диалогизации монологической речи. Риторический вопрос является средством выделения смысловых и эмоциональных центров речи. Особенность его заключается в том, что он не требует ответа, а служит для утверждения или отрицания чего-либо. Риторический вопрос усиливает воздействие речи на слушателей, пробуждает в них соответствующие чувства, несет большую смысловую и эмоциональную нагрузку, например: «Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан?» (Л. Толстой). Риторический вопрос всегда синонимичен повествовательному предложению, например: «Кому в голову придет, что заключенный решится бежать днем, на глазах всей тюрьмы?» (М. Горький), т.е. «никому в голову не придет…». Функцию диалогизации монологической речи выполняет не только риторический вопрос. В практике ораторского искусства выработан такой прием, как вопросно-ответный ход. Он заключается в том, что оратор, как бы предвидя возражения слушателей, угадывая их возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует и сам на них отвечает. Вопросно-ответный ход превращает монологическую речь в диалог, делает слушателей собеседниками оратора, активизирует их внимание, применяется он и как действенное средство в скрытой полемике. Если в речи излагается спорный вопрос, который может вызвать у слушателей сомнение, то выступающий, предвидя это, прибегает к вопросно-ответному приему.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]