Таблица «Изобразительно-выразительные средства художественной речи»

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 379.

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 379.

Лексические средства выразительности являются основными. Они включают в себя различные тропы. Данная статья проиллюстрирует изобразительные средства в литературе с примерами.

Виды изобразительно-выразительных средств

  • Тропы (слова с переносным значением): аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет.
  • Стилистические фигуры речи: анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, бессоюзие, многосоюзие, градация, инверсия, парцелляция, эллипсис, риторические конструкции.
  • Звукопись: аллитерация, ассонанс.
  • Лексические средства: архаизмы, неологизмы, окказионализмы,диалектизмы, варваризмы, экзотизмы и др.
  • Строфика, размер, ритм.

В этой статье мы расскажем Вам о тропах и о том, какие задания могут быть с ними связаны.

Тест «Средства художественной выразительности»

Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.

Прочитайте следующий отрывок:

«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

А.Пушкин

Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?

Ответ на тест дан в конце статьи.

Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.

Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.

Ответ на тест

К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.

А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.

Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.
Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Аллегория

Аллегория — троп; образное выражение; перенос значений с одного предмета на другой; — обособление понятий посредством художественного образа.

Функции аллегории

  • усиление образности;
  • создание особой выразительности.
Примеры:
Аллегории могут вводиться автором из старых басен и сказок, поскольку они возникли на основе мифов.
Лисаковарство
Волкжадность
Змеяковарство
Птицасвобода, освобождение
Весы, Фемидасправедливость, беспристрастность
Коса, Аидсмерть

Лексические средства: тропы

Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие.Замена отвлеченного понятия конкретным образом.Гипербола — Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь)Художественное преувеличение.Ирония — Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова).Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие.Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетанияЛитота — Мужичок с ноготок.Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления.Метафора — Сонное озеро города (А. Блок)Переносное значение слова, основанное на сходствеМетонимия — Класс зашумелЗамена одного слова другим на основе смежности двух понятийОкказионализмы — Плоды образования.Художественные средства, образованные автором.Олицетворение — Дождь идёт. Природа радуется.Наделение неживых предметов свойствами живых.Перифраз — Лев = царь зверей.Подмена слова схожим по лексическому значению выражением.Сарказм — Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина.Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.Сравнение —Молвит слово — соловей поёт.В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто.Синекдоха — Каждую копейку в дом несет (деньги).Перенос значения по количественному признаку.Эпитет — «румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос».Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении.Синонимы — 1) бежать – мчаться. 2) Шум (шелест) листвы.1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекстаАнтонимы — оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивыйСлова, имеющие противоположенные значенияАрхаизм — очи — глаза, ланиты — щёкиУстаревшее слово или оборот речи

Гипербола

Гипербола — троп; образное выражение; преувеличение, резко выделяющее силу или значение какого-то явления.

Гипербола — изобразительно-выразительное средство, противоположное литоте.

Функции гиперболы

  • достижение комического или сатирического эффекта;
  • акцентирование на преобладании какого-то явления над другими;
  • создание особой выразительности.
Примеры:
«Я без тебя сто жизней прожил, И лишь мгновенье был с тобой.»; «У меня да и у вас, в запасе вечность…»; «В сто сорок солнц закат пылал«; «Коли проснусь до солнышка Да разогнусь о полночи, Так гору сокрушу«

Стихотворение «Зимнее утро»

Средства выразительности стихотворения «Зимнее утро» радуют своим разнообразием. Это произведение – образец лучшей пейзажной лирики.

Приемы, которые А.С. Пушкин использует для достижения особого настроения – это в первую очередь антитеза. Противопоставление мрачного вчера и прекрасного сегодня выделяет обе картины природы – холодной снежной бури и прекрасного утра – в отдельные полотна. Читатель будто видит и шум вьюги, и ослепительный снег.

Особые положительные эпитеты «прелестный», «великолепный», «чудесный» подчеркивают настроение автора и передают его нам. Присутствует в поэзии также олицетворение. Вьюга здесь «злится», а мгла по хмурому небу «носилась».

Литота

Литота — троп; образное выражение; преуменьшение, выделяющее недостаток силы или ослабление значения какого-то явления.

Функции литоты

  • акцентирование на незначительности какого-то явления;
  • создание особой выразительности;
  • достижение комического или сатирического эффекта.
Примеры:
«Я без тебя сто жизней прожил, И лишь мгновенье был с тобой«; «Я иду отверженный, бездомный И бедней последних бедняков«

Метафора

Метафора — троп; образное выражение; скрытое сравнение.

Обычно выражается через существительное или глагол.

Для удобства понимания, советуем преобразовывать предложенное выражение с существительным в сравнение ( Золотые, зрелые плоды — плоды, как золото), так Вы точно определите метафору. Если сравнение (именно с существительным) не удается, значит Вы ошиблись.

Функции метафоры

  • усиление образности;
  • создание особой выразительности.
Примеры:
«Бурлящий котел мироздания» (мироздание как бурлящий котел); «И солнца желтые мечи Пронзали полдня первый час» (лучи солнца как желтые мечи); «Лес полон тишины. И желтых листьев. Покинули природу птичьи стаи: концертный зал остался без артистов» (лес как концертный зал); «Сегодня прошёл замечательный дождик – Серебряный гвоздик с алмазною шляпкой» (дождик как гвоздик)

Языковые средства и основные стили языка


В русском языке существует 5 стилей

В русском языке есть 5 основных функциональных стилей:

  1. Официально-деловой.
  2. Научный.
  3. Публицистический.
  4. Разговорный.
  5. Художественный.

Каждый стиль, как и типы речи, имеет определенный набор языковых средств, назовем лишь основные из них.

Официально-деловой стиль:

  • термины (протокол, факсимиле, регистрация, идентификационный код и др.);
  • клише и штампы для оформления документов или разговорной речи (нанести ущерб, в связи с чем, доводим до вашего сведения);
  • частое употребление существительных и глаголов;
  • синтаксические конструкции различного строения, сравнительные обороты почти не встречаются;
  • тропы, просторечия, диалектизмы не употребляются.

Научный стиль:

  • термины определенной области науки;
  • клише и штампы научного стиля (обратим внимание на…, свою точку зрения автор аргументирует…, актуальность выбранной темы объясняется);
  • преимущество глаголов и существительных над другими частями речи, так как тексты научного стиля отображают процессы, дают объяснения терминам;
  • не употребляется личное местоимения единственного числа «я», вместо него «мы».

Особенность разговорного и художественного стилей – свобода в выборе языковых средств, возможность использования диалектов, просторечий, тропов, а иногда и жаргонизмов.

Могут употребляться разные синтаксические конструкции – от самых простых до громоздких.

В публицистическом стиле также сформировалась своя система понятий (в основном представляют тематические группы общественной лексики), фразеологизмов и клише.

Метонимия

Метонимия — троп; образное выражение; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.

Функции метонимии

  • заметное укорочение авторской мысли;
  • усиление выразительности.
Примеры:
«Египет по домам пошел» (не Египет, а жители Египта); «Измученный безумством Мельпомены, Я в этой жизни жажду только мира…» ( не самой Мельпоменой, а трагедией, играемой в театре (Мельпомена — муза трагедии)). «Поле Геи никто не оскорбит» (поле Геи — сама Земля (Гея — богиня Земли)); «Не то на серебре, – на золоте едал» (не на золоте в прямом смысла, а на посуде из золота); «Акварель в тисках старинного багета казалась тусклой» (багет — рама из багета); «Послышав запах пенного» (пенное — спиртное).

Оксюморон

Оксюморон (Оксиморон) — троп; образное выражение; соединение двух противоречащих значений; соединение несоединимого.

Функции оксюморона

  • акцентирование внимания читателей;
  • необычное отражение чувств;
  • выражает мысли поэта/лирического героя о представленном явлении
Примеры:
«Он так богато врет тебе и так бедно!»; «Наступило вечное мгновенье«; «У нищего прошу на хлеб, Богатому даю на бедность, … Грабителю вручаю — ключ, Белилами румяню бледность.»; «Мне и тогда на земле Не было места! Мне и тогда на земле Всюду был дом.»; «А у меня в глазах навек Горячий снег, кровавый снег»

Несколько советов по использованию языковых средств

Не злоупотребляйте клише и штампами официально-делового, научного стиля в разговорной речи.

Терминология должна соответствовать стилю и тематике. Если есть два варианта термина – русский и иностранный, отдайте предпочтение первому.

Фразеологизмы употребляют только, если точно знают их значение.

Злоупотребление просторечиями и жаргонизмами в разговорной речи должно стать табу: это дурной тон.

В официальной обстановке устная речь должна строиться на системе языковых средств, соответствующих официально-деловому стилю.

Теперь вы знаете, что это такое — языковые средства, и, запомнив их основные наборы, сможете грамотно оформить текст любого стиля и типа.

В этом видео вы узнаете подробнее о языковых средствах научного стиля:

Олицетворение

Олицетворение — троп; образное выражение; наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленных (способностью мыслить, говорить, чувствовать и действовать).

Функции олицетворения

  • усиление образности;
  • создание выразительности;
  • отражение авторской позиции через выбор ассоциативных рядов.
Примеры:
«Впервые луна эти цепи и трепет … Лепит никем не лепленный бюст»; «Весна, я с улицы, где тополь удивлен, Где даль пугается, где дом упасть боится,»; «И улицы старинной Праги Молчат, одна другой извилистей, Но заиграют, как овраги.» «Лицом поворотясь на юг, Сосна на солнце жмурится«.

Перифраз

Перифраз — троп; образное выражение; замена названия явления или имени лица посредством описания их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

Функции перифраза

  • обозначение лица, явления, предмета;
  • выражение авторской позиции;
  • насыщенность речи путем избежания повтора.
Примеры:
«Здесь за ордою шла орда. Неся на Русь пожар и цепи!» (пожар и цепи — война); «Так сказать, невольник чести… пулею сражен…» (невольник чести — Пушкин); «Плачет вьюгой Волжская Твердыня, Но ослепшим избам не помочь» (Волжская Твердыня — Волгоград)

Повтор

Повтор — троп; образное выражение; частичный или полный повтор слова, выражения, строки.

Функции повтора

  • усиление звукописи;
  • усиление качества предмета, явления;
  • акцентирование на количестве, длительности;
  • достижение эмоционального воздействия.
Примеры:
«Спят на борту грузовики, спят краны.»; «И тихо кружится корабль, мы, звезды, и кружится весь океан круг за кругом.»; «Но не сердитесь на меня вы, Надя, и не сердитесь на меня вы, Марта.»; «Мы русские. Мы дети Волги.»

Синтаксические средства

Анафора — Не напрасно шла гроза.Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.Антитеза — Волос длинный – ум короткий;​​​​​​.Противопоставление.Градация — Пришёл, увидел, победил!Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.Инверсия — Жили-были дед да баба.Обратный порядок слов.Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы.Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.Намеренное использование повторяющегося союза.Оксюморон — Мёртвые души.Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия.Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.Использование однородных членов для большей художественной выразительности текстаСинтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)Сходное, параллельное построение фраз, строк.Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена.Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекстаЭпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя.Одинаковая концовка нескольких предложений.

Синекдоха

Синекдоха — троп; образное выражение; замена единственного числа множественным и наоборот; название части вместо целого.

Синекдоха — разновидность метонимии.

Функции синекдохи

  • насыщенность речи путем избежания повтора;
  • усиление образности;
  • демонстрация автором своего умения в выборе ассоциаций/ демонстрация своего мастерства
Примеры:
«Работая локтем, мы бежали» (локтем вместо локтями); «Мы все глядим в Наполеоны» (все хотим быть известны, как Наполеон); «Воды Струились тихо. Жук жужжал..» (жук вместо жуки); «И слышно было до рассвета, Как ликовал француз» (ликовали французы, а не один француз).

ЕГЭ всё ближе и ближе, и мы продолжаем совершенствовать наши материалы для подготовки к экзаменам. На этот раз мы обновили нашу подборку к ЕГЭ, в которую добавили полезные материалы по английскому языку (словообразование и предлоги с глаголами), и, самое главное, — средства выразительности русского языка
в виде удобной таблицы для выполнения задания №26. Ниже приведена таблица, содержащая самый полный сборник средств выразительности (фонетические, лексические и стилистические) с определениями и примерами.

I. Фонетические (звукопись)

Пример
АллитерацияПовтор согласных, создающий образПолноч
ной порою в болотной глу
ш
и/
Ч
уть слы
ш
но, бес
ш
умно
ш
уршат камы
ш
и –
стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей
АссонансПовтор гласных, создающий образЛю
бл
ю
берез
у
р
у
сск
ую
То светл
ую
, то гр
у
стн
ую

передает легкую грусть, нежность

II.
Лексические (тропы)

ЭпитетКрасочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки.И вы не смоете всей вашей черной
кровью/ Поэта
праведную
кровь. Парус
одинокий
;
весёлый
ветер;
болтушка
сорока;
жадно
всматривается.
СравнениеВыражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительного оборота, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, чтоКак море бесшумное
, волнуется все войско. Краткоречие,
точно жемчуг
, блещет содержанием.
МетафораТроп на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзовЛетят алмазные
фонтаны/ С веселым шумом к облакам – (сверкающие, как алмаз);
Сонное
озеро, слов моих
сухие листья
,
луковки
церквей,
теплый
прием,
цепь
гор,
хвост
поезда.
МетонимияЗамена одного слова другим, смежным по значению.Эй ты, шляпа
! (человек в шляпе) Читая
Булгакова
… (его книги) Весь
пансион
признавал превосходство Д.И. Писарева
СинекдохаРазновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборотКаждую копейку
в дом несет (деньги); И слышно было до рассвета, как ликовал
француз
(французская армия)
АллегорияИзображение абстрактного понятия или явления через конкретный образЛиса
– аллегория хитрости,
заяц
— трусости
ИронияСлово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямомуТакой ты умный
! (=глупый)
ОлицетворениеНеодушевленному предмету приписываются свойства живого существаДеревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки
.
ГиперболаПреувеличениеВ сто сорок солнц
закат пылал
ЛитотаПреуменьшениеВаш шпиц, прелестный шпиц, — Не более наперстка
;
Ниже тоненькой былиночки
Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить.
Перифраз(а)Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтораЛев = царь зверей
Нефть =
черное золото
Весна =
утро года
Синонимы1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста1) Победить-одолеть; бежать – мчаться. 2) Останкинская игла
(башня);
говор
(ропот) волн;
шум
(шелест) листвы.
АнтонимыСлова, имеющие противоположенные значенияКоварство
и
любовь
;
Белей
лишь блеск,
чернее
тень.
АрхаизмУстаревшее слово или оборот речиДуховной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился
, И шестикрылый
серафим
На
перепутье
мне явился…
ДиалектизмСлово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм
), социальной группе (
социальный диалектизм
) или профессии (
профессиональный диалектизм
)
Петух – кочет
, ковшик —
корчик
, разравнивать граблями —
скородить
ЖаргонизмРечь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений«Чуять
» — из жаргона охотников, «
амба
»- из морского.
НеологизмСлово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий«Бездарь
» вместо «бездарность»
АфоризмОбобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор«У сильного всегда бессильный виноват»
ФразеологизмЛексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицыБить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение

III. Стилистические фигуры

Анафора (лексический повтор)Повтор частей в начале строк (единоначатие)Это
утро, радость эта,
Эта
мощь и дня и света,
Этот
синий свод,
Этот
крик и вереницы,
Эти
стаи,
эти
птицы…
Эпифора (лексический повтор)Повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложенийЯ всю жизнь шел к тебе
. Я всю жизнь верил
в тебя
. Я всю жизнь любил
тебя
.
Композиционный стык (лексический повтор)Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих егоВсе сделала для меня Родина
.
Родина
меня выучила, вырастила, дала путевку в
жизнь
.
Жизнь
, которой я горжусь.
АнтитезаПротивопоставлениеВолос длинный
– ум
короткий
; Я
вчера
задыхался от счастья, а
сегодня
кричу от боли.
ГрадацияРасположение синонимов по степени нарастания или ослабления признакаНа лице светились
,
горели
,
сияли
огромные синие глаза. Но ты должен
понять
это одиночество,
принять
его,
сдружиться
с ним и духовно
преодолеть
ОксюморонСоединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг другаСмотри, ей весело грустить
такой
нарядно обнаженной
.
Мёртвые души
,
живой труп
,
горячий снег
ИнверсияИзменение обычного порядка слов. Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше)Он пришёл – пришёл он
;
Досадно было, боя ждали
;
Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням
. – (ср. «он стрелой взлетел мимо швейцара»)
ПараллелизмСравнение в форме сопоставленияПараллелизм бывает прямой
: Травой
зарастают
могилы — давностью
зарастает
боль и
отрицательный
, в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений: То
не ветер
ветку клонит,
Не дубравушка
шумит — То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит.
ЭллипсисПропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекстаМужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)
ПарцелляцияЧленение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложенияИ снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Многосоюзие (полисиндетон)Однородные члены или предложения, соединенные повторяющимися союзамиКакое странное, и
манящее,
и
несущее,
и
чудесное в слове дорога!
И
как чудна она сама, эта дорога.
БессоюзиеОднородные члены предложения соединяются без помощи союзовШвед, русский колет, рубит, режет
Риторическое восклицаниеВосклицание, усиливающее в тексте выражение чувствКто не бранивал станционных смотрителей!
Риторический вопросВопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателяКакой русский не любит быстрой езды?
= «все русские любят»
Риторическое обращениеОбращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображенияПрощай, немытая Россия
!
УмолчаниеНамеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразуНо слушай: если я должна тебе
…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена.
ПарадоксСуждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значениюТрус умирает много раз, храбрец — только однажды; Торопись медленно; Чем хуже, тем лучше
Оценочная лексикаПрямая авторская оценка событий, явлений, предметовПушкин – это чудо
.
Экспрессивная лексикаСлова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д.Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач

В данной таблице представлены не все средства выразительности. В более удобной и полной форме (формат pdf) вы можете скачать данную тему по ссылкам ниже.

Полные сборники материалов по русскому языку доступны ниже: Сборник материалов ОГЭ по русскому языку Сборник материалов ЕГЭ по русскому языку

Сравнение

Сравнение — троп; образное выражение; сопоставление одного предмета/явления с другим.

Обычно, сравнение достигается при помощи союзов как, так, точно, будто, подобно, что, словно и т. д.

Функции сравнения

  • создание насыщенности речи;
  • создание особой выразительности.
Примеры:
«Я уезжаю от бездонности, как будто есть чему-то дно»: «Еще мои воспринимания меня, как струи, обдают»; «На меня ты, подбодряя словно, глянула»; «Я жил подобно глупому щенку«; «И плывут, серебрясь, по топору струги, струги, будто чайки поутру…».

Как определить вид тропа

Определение средств выразительности поистине непростая задача. Очень легко запутаться во всевозможных определениях и особенностях. Разберем на примерах разных художественных текстов все способы определения тропов.

Средства выразительности и их определение. Алгоритм

Для того чтобы начинать работу с текстом, всегда нужно иметь конкретный план действий или алгоритм, который поможет не упустить ничего важного. Чтобы определить вид тропа или фигуры, необходимо следовать следующим шагам:

  • внимательно прочитать исходный текст несколько раз;
  • понять основную суть и смысл, который автор пытался донести;
  • проанализировать каждое предложение на предмет наличия средств выразительности и определить их виды;
  • подписать карандашом над предложениями всю необходимую информацию;
  • внести в задание те варианты ответов, которые от вас требовали.

Если четко следовать этому правилу, то и задание будет выполнено без ошибок.

Примеры определения средства выразительности. Художественный текст

Теперь рассмотрим, как делать данную работу на конкретном тексте. Необходимо наработать практические навыки выполнения подобного рода заданий, ведь потом их будет довольно просто различать между собой.

Проанализируем каждое предложение:

  • 1 и 2 – присутствуют ряды однородных членов предложения, то есть синтаксические средства выразительности;
  • 3 – отсутствуют речевые средства;
  • 4 и 5 – восклицательные предложения, то есть синтаксические средства выразительности;
  • 6 – ряды однородных членов предложения;
  • 7 – отсутствуют тропы;
  • 8 – сравнение, относится к такому средству выразительности как троп.

Таким образом, необходимо анализировать каждое предложение представленного текста, чтобы не ошибиться в определении средства. Представленные таблицы помогут быстро и качественно выучить теорию по этому вопросу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]