3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 379.
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 379.
Лексические средства выразительности являются основными. Они включают в себя различные тропы. Данная статья проиллюстрирует изобразительные средства в литературе с примерами.
Виды изобразительно-выразительных средств
- Тропы (слова с переносным значением): аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет.
- Стилистические фигуры речи: анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, бессоюзие, многосоюзие, градация, инверсия, парцелляция, эллипсис, риторические конструкции.
- Звукопись: аллитерация, ассонанс.
- Лексические средства: архаизмы, неологизмы, окказионализмы,диалектизмы, варваризмы, экзотизмы и др.
- Строфика, размер, ритм.
В этой статье мы расскажем Вам о тропах и о том, какие задания могут быть с ними связаны.
Тест «Средства художественной выразительности»
Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.
Прочитайте следующий отрывок:
«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»
Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
А.Пушкин
Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?
Ответ на тест дан в конце статьи.
Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.
Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.
Ответ на тест
К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.
А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.
Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.
Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая
Аллегория
Аллегория — троп; образное выражение; перенос значений с одного предмета на другой; — обособление понятий посредством художественного образа.
Функции аллегории
- усиление образности;
- создание особой выразительности.
Примеры: | |
Аллегории могут вводиться автором из старых басен и сказок, поскольку они возникли на основе мифов. | |
Лиса | коварство |
Волк | жадность |
Змея | коварство |
Птица | свобода, освобождение |
Весы, Фемида | справедливость, беспристрастность |
Коса, Аид | смерть |
Лексические средства: тропы
Гипербола
Гипербола — троп; образное выражение; преувеличение, резко выделяющее силу или значение какого-то явления.
Гипербола — изобразительно-выразительное средство, противоположное литоте.
Функции гиперболы
- достижение комического или сатирического эффекта;
- акцентирование на преобладании какого-то явления над другими;
- создание особой выразительности.
Примеры: |
«Я без тебя сто жизней прожил, И лишь мгновенье был с тобой.»; «У меня да и у вас, в запасе вечность…»; «В сто сорок солнц закат пылал«; «Коли проснусь до солнышка Да разогнусь о полночи, Так гору сокрушу« |
Стихотворение «Зимнее утро»
Средства выразительности стихотворения «Зимнее утро» радуют своим разнообразием. Это произведение – образец лучшей пейзажной лирики.
Приемы, которые А.С. Пушкин использует для достижения особого настроения – это в первую очередь антитеза. Противопоставление мрачного вчера и прекрасного сегодня выделяет обе картины природы – холодной снежной бури и прекрасного утра – в отдельные полотна. Читатель будто видит и шум вьюги, и ослепительный снег.
Особые положительные эпитеты «прелестный», «великолепный», «чудесный» подчеркивают настроение автора и передают его нам. Присутствует в поэзии также олицетворение. Вьюга здесь «злится», а мгла по хмурому небу «носилась».
Литота
Литота — троп; образное выражение; преуменьшение, выделяющее недостаток силы или ослабление значения какого-то явления.
Функции литоты
- акцентирование на незначительности какого-то явления;
- создание особой выразительности;
- достижение комического или сатирического эффекта.
Примеры: |
«Я без тебя сто жизней прожил, И лишь мгновенье был с тобой«; «Я иду отверженный, бездомный И бедней последних бедняков« |
Метафора
Метафора — троп; образное выражение; скрытое сравнение.
Обычно выражается через существительное или глагол.
Для удобства понимания, советуем преобразовывать предложенное выражение с существительным в сравнение ( Золотые, зрелые плоды — плоды, как золото), так Вы точно определите метафору. Если сравнение (именно с существительным) не удается, значит Вы ошиблись.
Функции метафоры
- усиление образности;
- создание особой выразительности.
Примеры: |
«Бурлящий котел мироздания» (мироздание как бурлящий котел); «И солнца желтые мечи Пронзали полдня первый час» (лучи солнца как желтые мечи); «Лес полон тишины. И желтых листьев. Покинули природу птичьи стаи: концертный зал остался без артистов» (лес как концертный зал); «Сегодня прошёл замечательный дождик – Серебряный гвоздик с алмазною шляпкой» (дождик как гвоздик) |
Языковые средства и основные стили языка
В русском языке существует 5 стилей
В русском языке есть 5 основных функциональных стилей:
- Официально-деловой.
- Научный.
- Публицистический.
- Разговорный.
- Художественный.
Каждый стиль, как и типы речи, имеет определенный набор языковых средств, назовем лишь основные из них.
Официально-деловой стиль:
- термины (протокол, факсимиле, регистрация, идентификационный код и др.);
- клише и штампы для оформления документов или разговорной речи (нанести ущерб, в связи с чем, доводим до вашего сведения);
- частое употребление существительных и глаголов;
- синтаксические конструкции различного строения, сравнительные обороты почти не встречаются;
- тропы, просторечия, диалектизмы не употребляются.
Научный стиль:
- термины определенной области науки;
- клише и штампы научного стиля (обратим внимание на…, свою точку зрения автор аргументирует…, актуальность выбранной темы объясняется);
- преимущество глаголов и существительных над другими частями речи, так как тексты научного стиля отображают процессы, дают объяснения терминам;
- не употребляется личное местоимения единственного числа «я», вместо него «мы».
Особенность разговорного и художественного стилей – свобода в выборе языковых средств, возможность использования диалектов, просторечий, тропов, а иногда и жаргонизмов.
Могут употребляться разные синтаксические конструкции – от самых простых до громоздких.
В публицистическом стиле также сформировалась своя система понятий (в основном представляют тематические группы общественной лексики), фразеологизмов и клише.
Метонимия
Метонимия — троп; образное выражение; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.
Функции метонимии
- заметное укорочение авторской мысли;
- усиление выразительности.
Примеры: |
«Египет по домам пошел» (не Египет, а жители Египта); «Измученный безумством Мельпомены, Я в этой жизни жажду только мира…» ( не самой Мельпоменой, а трагедией, играемой в театре (Мельпомена — муза трагедии)). «Поле Геи никто не оскорбит» (поле Геи — сама Земля (Гея — богиня Земли)); «Не то на серебре, – на золоте едал» (не на золоте в прямом смысла, а на посуде из золота); «Акварель в тисках старинного багета казалась тусклой» (багет — рама из багета); «Послышав запах пенного» (пенное — спиртное). |
Оксюморон
Оксюморон (Оксиморон) — троп; образное выражение; соединение двух противоречащих значений; соединение несоединимого.
Функции оксюморона
- акцентирование внимания читателей;
- необычное отражение чувств;
- выражает мысли поэта/лирического героя о представленном явлении
Примеры: |
«Он так богато врет тебе и так бедно!»; «Наступило вечное мгновенье«; «У нищего прошу на хлеб, Богатому даю на бедность, … Грабителю вручаю — ключ, Белилами румяню бледность.»; «Мне и тогда на земле Не было места! Мне и тогда на земле Всюду был дом.»; «А у меня в глазах навек Горячий снег, кровавый снег» |
Несколько советов по использованию языковых средств
Не злоупотребляйте клише и штампами официально-делового, научного стиля в разговорной речи.
Терминология должна соответствовать стилю и тематике. Если есть два варианта термина – русский и иностранный, отдайте предпочтение первому.
Фразеологизмы употребляют только, если точно знают их значение.
Злоупотребление просторечиями и жаргонизмами в разговорной речи должно стать табу: это дурной тон.
В официальной обстановке устная речь должна строиться на системе языковых средств, соответствующих официально-деловому стилю.
Теперь вы знаете, что это такое — языковые средства, и, запомнив их основные наборы, сможете грамотно оформить текст любого стиля и типа.
В этом видео вы узнаете подробнее о языковых средствах научного стиля:
Олицетворение
Олицетворение — троп; образное выражение; наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленных (способностью мыслить, говорить, чувствовать и действовать).
Функции олицетворения
- усиление образности;
- создание выразительности;
- отражение авторской позиции через выбор ассоциативных рядов.
Примеры: |
«Впервые луна эти цепи и трепет … Лепит никем не лепленный бюст»; «Весна, я с улицы, где тополь удивлен, Где даль пугается, где дом упасть боится,»; «И улицы старинной Праги Молчат, одна другой извилистей, Но заиграют, как овраги.» «Лицом поворотясь на юг, Сосна на солнце жмурится«. |
Перифраз
Перифраз — троп; образное выражение; замена названия явления или имени лица посредством описания их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
Функции перифраза
- обозначение лица, явления, предмета;
- выражение авторской позиции;
- насыщенность речи путем избежания повтора.
Примеры: |
«Здесь за ордою шла орда. Неся на Русь пожар и цепи!» (пожар и цепи — война); «Так сказать, невольник чести… пулею сражен…» (невольник чести — Пушкин); «Плачет вьюгой Волжская Твердыня, Но ослепшим избам не помочь» (Волжская Твердыня — Волгоград) |
Повтор
Повтор — троп; образное выражение; частичный или полный повтор слова, выражения, строки.
Функции повтора
- усиление звукописи;
- усиление качества предмета, явления;
- акцентирование на количестве, длительности;
- достижение эмоционального воздействия.
Примеры: |
«Спят на борту грузовики, спят краны.»; «И тихо кружится корабль, мы, звезды, и кружится весь океан круг за кругом.»; «Но не сердитесь на меня вы, Надя, и не сердитесь на меня вы, Марта.»; «Мы русские. Мы дети Волги.» |
Синтаксические средства
Синекдоха
Синекдоха — троп; образное выражение; замена единственного числа множественным и наоборот; название части вместо целого.
Синекдоха — разновидность метонимии.
Функции синекдохи
- насыщенность речи путем избежания повтора;
- усиление образности;
- демонстрация автором своего умения в выборе ассоциаций/ демонстрация своего мастерства
Примеры: |
«Работая локтем, мы бежали» (локтем вместо локтями); «Мы все глядим в Наполеоны» (все хотим быть известны, как Наполеон); «Воды Струились тихо. Жук жужжал..» (жук вместо жуки); «И слышно было до рассвета, Как ликовал француз» (ликовали французы, а не один француз). |
в виде удобной таблицы для выполнения задания №26. Ниже приведена таблица, содержащая самый полный сборник средств выразительности (фонетические, лексические и стилистические) с определениями и примерами.
I. Фонетические (звукопись)
Пример | ||
Аллитерация | Повтор согласных, создающий образ | Полноч ной порою в болотной глу ш и/ Ч уть слы ш но, бес ш умно ш уршат камы ш и – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей |
Ассонанс | Повтор гласных, создающий образ | Лю бл ю берез у р у сск ую То светл ую , то гр у стн ую – передает легкую грусть, нежность |
II.
Лексические (тропы)
Эпитет | Красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки. | И вы не смоете всей вашей черной кровью/ Поэта праведную кровь. Парус одинокий ; весёлый ветер; болтушка сорока; жадно всматривается. |
Сравнение | Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительного оборота, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что | Как море бесшумное , волнуется все войско. Краткоречие, точно жемчуг , блещет содержанием. |
Метафора | Троп на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов | Летят алмазные фонтаны/ С веселым шумом к облакам – (сверкающие, как алмаз); Сонное озеро, слов моих сухие листья , луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда. |
Метонимия | Замена одного слова другим, смежным по значению. | Эй ты, шляпа ! (человек в шляпе) Читая Булгакова … (его книги) Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева |
Синекдоха | Разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот | Каждую копейку в дом несет (деньги); И слышно было до рассвета, как ликовал француз (французская армия) |
Аллегория | Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ | Лиса – аллегория хитрости, заяц — трусости |
Ирония | Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому | Такой ты умный ! (=глупый) |
Олицетворение | Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа | Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки . |
Гипербола | Преувеличение | В сто сорок солнц закат пылал |
Литота | Преуменьшение | Ваш шпиц, прелестный шпиц, — Не более наперстка ; Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить. |
Перифраз(а) | Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора | Лев = царь зверей Нефть = черное золото Весна = утро года |
Синонимы | 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста | 1) Победить-одолеть; бежать – мчаться. 2) Останкинская игла (башня); говор (ропот) волн; шум (шелест) листвы. |
Антонимы | Слова, имеющие противоположенные значения | Коварство и любовь ; Белей лишь блеск, чернее тень. |
Архаизм | Устаревшее слово или оборот речи | Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился , И шестикрылый серафим На перепутье мне явился… |
Диалектизм | Слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм ), социальной группе ( социальный диалектизм ) или профессии ( профессиональный диалектизм ) | Петух – кочет , ковшик — корчик , разравнивать граблями — скородить |
Жаргонизм | Речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений | «Чуять » — из жаргона охотников, « амба »- из морского. |
Неологизм | Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий | «Бездарь » вместо «бездарность» |
Афоризм | Обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор | «У сильного всегда бессильный виноват» |
Фразеологизм | Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы | Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение |
III. Стилистические фигуры
Анафора (лексический повтор) | Повтор частей в начале строк (единоначатие) | Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы… |
Эпифора (лексический повтор) | Повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложений | Я всю жизнь шел к тебе . Я всю жизнь верил в тебя . Я всю жизнь любил тебя . |
Композиционный стык (лексический повтор) | Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его | Все сделала для меня Родина . Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь . Жизнь , которой я горжусь. |
Антитеза | Противопоставление | Волос длинный – ум короткий ; Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли. |
Градация | Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака | На лице светились , горели , сияли огромные синие глаза. Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть … |
Оксюморон | Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга | Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной . Мёртвые души , живой труп , горячий снег |
Инверсия | Изменение обычного порядка слов. Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше) | Он пришёл – пришёл он ; Досадно было, боя ждали ; Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням . – (ср. «он стрелой взлетел мимо швейцара») |
Параллелизм | Сравнение в форме сопоставления | Параллелизм бывает прямой : Травой зарастают могилы — давностью зарастает боль и отрицательный , в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений: То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит — То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит. |
Эллипсис | Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста | Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») |
Парцелляция | Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения | И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. |
Многосоюзие (полисиндетон) | Однородные члены или предложения, соединенные повторяющимися союзами | Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога! И как чудна она сама, эта дорога. |
Бессоюзие | Однородные члены предложения соединяются без помощи союзов | Швед, русский колет, рубит, режет … |
Риторическое восклицание | Восклицание, усиливающее в тексте выражение чувств | Кто не бранивал станционных смотрителей! |
Риторический вопрос | Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя | Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят» |
Риторическое обращение | Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения | Прощай, немытая Россия ! |
Умолчание | Намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу | Но слушай: если я должна тебе …кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. |
Парадокс | Суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению | Трус умирает много раз, храбрец — только однажды; Торопись медленно; Чем хуже, тем лучше |
Оценочная лексика | Прямая авторская оценка событий, явлений, предметов | Пушкин – это чудо . |
Экспрессивная лексика | Слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д. | Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач |
В данной таблице представлены не все средства выразительности. В более удобной и полной форме (формат pdf) вы можете скачать данную тему по ссылкам ниже.
Полные сборники материалов по русскому языку доступны ниже: Сборник материалов ОГЭ по русскому языку Сборник материалов ЕГЭ по русскому языку
Сравнение
Сравнение — троп; образное выражение; сопоставление одного предмета/явления с другим.
Обычно, сравнение достигается при помощи союзов как, так, точно, будто, подобно, что, словно и т. д.
Функции сравнения
- создание насыщенности речи;
- создание особой выразительности.
Примеры: |
«Я уезжаю от бездонности, как будто есть чему-то дно»: «Еще мои воспринимания меня, как струи, обдают»; «На меня ты, подбодряя словно, глянула»; «Я жил подобно глупому щенку«; «И плывут, серебрясь, по топору струги, струги, будто чайки поутру…». |
Как определить вид тропа
Определение средств выразительности поистине непростая задача. Очень легко запутаться во всевозможных определениях и особенностях. Разберем на примерах разных художественных текстов все способы определения тропов.
Средства выразительности и их определение. Алгоритм
Для того чтобы начинать работу с текстом, всегда нужно иметь конкретный план действий или алгоритм, который поможет не упустить ничего важного. Чтобы определить вид тропа или фигуры, необходимо следовать следующим шагам:
- внимательно прочитать исходный текст несколько раз;
- понять основную суть и смысл, который автор пытался донести;
- проанализировать каждое предложение на предмет наличия средств выразительности и определить их виды;
- подписать карандашом над предложениями всю необходимую информацию;
- внести в задание те варианты ответов, которые от вас требовали.
Если четко следовать этому правилу, то и задание будет выполнено без ошибок.
Примеры определения средства выразительности. Художественный текст
Теперь рассмотрим, как делать данную работу на конкретном тексте. Необходимо наработать практические навыки выполнения подобного рода заданий, ведь потом их будет довольно просто различать между собой.
Проанализируем каждое предложение:
- 1 и 2 – присутствуют ряды однородных членов предложения, то есть синтаксические средства выразительности;
- 3 – отсутствуют речевые средства;
- 4 и 5 – восклицательные предложения, то есть синтаксические средства выразительности;
- 6 – ряды однородных членов предложения;
- 7 – отсутствуют тропы;
- 8 – сравнение, относится к такому средству выразительности как троп.
Таким образом, необходимо анализировать каждое предложение представленного текста, чтобы не ошибиться в определении средства. Представленные таблицы помогут быстро и качественно выучить теорию по этому вопросу.