Риторика в средние века
Главной особенностью средневековой эпохи является ее глубокая взаимосвязь с религией.
Основным видом ораторского искусства на этот период становится духовное красноречие.
Служители церкви пересказывают священные догматы и библейские легенды.
Главным методом воздействия на слушателя становится внушение, а не убеждение.
Происходит активное развитие гомилетики: вспомогательная наука богословия объясняет церковную теорию и знакомит с проповеднической литературой.
Следует обратить внимание на работы испанского архиепископа Исидора Севильского и англосаксонского летописца и монаха Достопочтенного.
В их трудах доступно объяснена риторическая терминология, а материал систематизирован. Церковь в этот период считается самым крупным феодальным землевладельцем. Все подчинялось богословию: социальные институты, философия, искусство, образование.
С появлением высших учебных заведений появляется университетское красноречие. Оно также тесно связано с церковью и основано на схоластики. Данная философия полностью опирается на религиозные авторитеты и пренебрегает житейским опытом.
Одним из крупнейших писателей того времени считается Иоанн Златоуст: в нем отлично сочетаются античный ритор и христианский богослов.
Его считали защитником и покровителем немощных и бедняков, а также тех, чья работа связана с ораторским искусством — учителей и юристов.
Введение
Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания воздействия на аудиторию. Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.
В античные времена риторика рассматривалась как наука об аргументации в публичной речи, необходимой при обсуждении вопросов практического характера. Позже риторика была заимствована римлянами, приспособлена к нуждам римского общества и усовершенствована не только как устойчивая система научных понятий, но и как учебный предмет.
B ХVІІ–ХІХ вв. риторику стали понимать как науку об аргументации преимущественно в письменной речи: общественное значение ораторской речи в это время снижается, а значение письменной литературы – богословия, религиозной и политической публицистики, философии, исторической прозы, документа – возрастает. Постепенно развивается частная риторика, в которой формулируются правила создания конкретных видов произведений – судебных речей, проповедей, писем, деловых бумаг, исторических, философских, научных сочинений и т.п.
Во второй половине XIX века риторика была исключена из системы образования, а ее место заняло обязательное изучение художественных сочинений и мнений литературных критиков по различным вопросам общественной жизни.
Современная неориторика несет в себе возврат к наследию христианской культуры с учетом современного научного знания.
В основании всей европейской риторики лежит античная риторика. Труды Аристотеля, Цицерона и других авторов античного мира оказали огромное влияние на тех, кто создал риторики в других странах, в том числе и в России.
Риторика в эпоху Возрождения
В эпоху Ренессанса риторика получает новый виток развития. Появляются деловое и парламентское красноречия; судебное — возрождается. В период Возрождения упор делается на человеческую индивидуальность.
Оратор-философ Цицерон становится образцом для подражания. И хоть он и не являлся оригинальным мыслителем или создателем собственной философской системы, писатель стремился ввести людей в курс последних событий и дать материал для осмысленного чтения и самообразования. Риторика тесно сплетается с литературой.
Личность человека и его свобода как никогда ярко стали проявляться в речи. Люди пытались разглядеть в родном языке риторические возможности, опираясь на внушительный опыт античных авторов.
Художественная литература того времени стремится повышать речевую культуру, усиливает словесную чуткость, пытается показать выразительные возможности языка и прививает эстетический вкус к слову.
Классическим примером ораторского мастерства эпохи Возрождения можно назвать монологи Гамлета, Джульетты и других героев Шекспира.
В церковной среде становятся популярными бунтарские проповеди. Итальянский монах Савонарола активно критикует Ватикан и роскошь католической церкви. А Ян Гус, занимая должность ректора Пражского университета, свои проповеди произносит на простом народном языке и умеет мастерски изменять форму изложения мыслей в зависимости от целевой аудитории.
Священник считался национальным героем Чехии. В его словах люди находили справедливость и честность. Гус провел реформу чешского правописания, после которой книги стали доступны и простым сословиям.
Риторика — неотъемлемая часть культуры любого народа. Благодаря этой дисциплине, утверждаются идеи и представления для конкретного исторического общества.
Одновременно с этим реализуется еще одна важная функция: риторика является посредником между людьми и налаживает взаимопонимание между ними.
Похожие записи:
- О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
- Риторика — традиционная и современная Современная риторика — истоки ораторского искусства. Риторы времен Рамуса и…
- Древнегреческая риторика Причины возникновения искусства риторики в Древней Греции. Ее основоположники. Влияние…
- Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
Риторическая культура Возрождения
Своим названием культура Ренессанса обязана главной идее этого периода – идее возрождения античной учености как основы воспитания и развития человека с его универсальными, безграничными возможностями.
Хронологически это время ХIV –ХVI в. Все европейские страны в той или иной степени испытали на себе воздействие глубинных возрожденческих процессов, проявившихся в Италии еще в ХIII в. Как всегда, эти границы достаточно условны, истоки и последствия столь яркого и бурного культурного феномена находим за его пределами.
Возрождение Античности означало прежде всего возвышение гуманитарного и в первую очередь светского знания. Смена мировоззренческих и духовных ориентиров обуславливала и перемены в риторике. На «верхних этажах» культуры, в трудах философов, ученых, поэтов, формируется и предлагается обществу идеальное представление о человеке, о его сущности и предназначении, вырабатывается идеал речи и речевого поведения.
Властитель Флоренции Козимо Медичи основывает при дворе Платоновскую академию, объединившую замечательных людей своего времени, таких как Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Кристофоро Ландино, Лоренцо Великолепный и другие. Марсилио Фичино – душа и идеолог академии, философ, поэт, врач, оратор, мистик, один из самых выдающихся людей своего времени.
По мысли Марсилио Фичино (1433-1499), «человек – наибольшее чудо в природе, ибо все имеет характер отдельного и частного. Только человек сразу всё. Он содержит в себе божественные идеи, от которых зависит, а также разумные основания и примеры для низших творений… Он – скрепа мира, он составляет истинную связь вселенной, он совмещает дух и плоть, небо и землю»[20]. Пико делла Мирандола (1463-1494) высказывает, на первый взгляд, противоположное, но на самом деле такое же мнение, говоря, что человек – существо не земное и не небесное. Он то, чем захочет стать, то есть он чистая возможность. При рождении в нем заложены небесным отцом семена всего сущего. Дальнейшее зависит только от его выбора и воли. Свободный и славный мастер, он мнет и кует себя по угодной ему форме. Кроме физического тела у него есть дух, и его положение определяется не этим немощным телом, а духом. Разум, интеллект движет человеком.
Если средневековье настаивает на греховности, слабости и несовершенстве людей (например, кардинал Лотарь так и назвал свое сочинение «Об убожестве состояния человека»), то Возрождение прославляет божественную сущность человека, его свободу воли, которая проявляется и в мыслях, и в словах, и в делах.
Как ни абстрактны все эти представления, они находили своё выражение в действительности. Эпоха полна именами сильных личностей, людей талантливых и многогранных. Не средневековый аскет, а жизнелюбивый и активный человек со всеми своими страстями обретает общественное признание. От него ожидают проявления разных способностей, особенно ценятся творческие, художественные умения. Так, например, совершенный придворный в идеале должен был обладать набором разнообразных качеств, умственных и физических, находящихся в гармонии между собой. Среди них умение петь и танцевать, понимать музыку, разбираться в художественных и живописных произведениях. От придворного требуется самое широкое образование, знание философии, латыни и греческого, он должен быть мудрым советником правителя и т.п.
Воспитание и образование подобного человека опиралось на гуманитарное знание, на красивое слово. Риторический идеал речи и речевого поведения находится в центре воспитания. За образец взята Античность. В греческом и латинском языке гуманисты ищут секреты красоты и гармонии, изучают совершенный стиль ораторов древности, прежде всего Цицерона. Заботятся о звучности, красоте, совершенстве, изящности языка. Риторическое слово поэтично и высокохудожественно.
Речь оратора – это высокое искусство слова. Вместе с тем особенно ценится эрудиция оратора, кроме красоты у речи должна быть глубина мысли. В кругу образованных людей культивируется речь эстетически приятная, полная поэзии и мысли, философски диалектическая, ведь душа имеет разумную сторону, и ей присуща гармония и красота. Средневековая схоластика, иссушившая философию и риторику, подвергается критике. Образованный человек использует свои знания для свободного высказывания своих мыслей, причем в яркой и убедительной форме.
В речевом образце Ренессанса эстетическое сочетается с этическим, что соответствует античной традиции. Еще Цицерон утверждал, что слово играет облагораживающую роль. Античный оратор в идеале мыслился носителем высоких моральных принципов. Ренессанс усваивает эту идею, вместе с тем, опираясь на средневековую традицию, признает важность слова в обличении пороков и прославлении добродетелей, при этом отводит оратору роль просветителя, тем самым перебрасывая мостик в эпоху Просвещения.
Наличие высокого эталона речи и речевого поведения не мешало тем не менее в реальной действительности нарушать этические нормы. В своей полемике гуманисты могли прибегать к непозволительным приемам спора, переходить на личные обвинения и оскорбления. Более того, в сочинении Макиавелли «Государь» утверждается право разумного правителя нарушать данное им слово, использовать слово для достижения своей цели, пренебрегать моральной стороной речевого поступка ради государственной пользы.
В культуре Возрождения находим и средневековое отношение к еретическому слову: оно грозило его автору гибелью от рук инквизиции, Как известно, Джордано Бруно был сожжен в Риме на площади Роз в 1600 г., и это только один факт из множества.
И всё же новое мировоззрение вместе с новым словом прокладывает себе дорогу в культуре. Гуманисты ведут философские споры и учёные беседы, декламируют стихи, в том числе собственного сочинения, блистают красноречием, поражают глубиной знаний. Риторика наряду с философией, историей, поэзией входит в арсенал учености. Риторика выступает катализатором философской мысли, помогает обрести опору при ведении спора. Пико делла Мирандола именно так и рассматривает риторику, говоря, что подобно тому, как гимнастика укрепляет тело, так эта своеобразная духовная палестра делает силы души тверже и неколебимее. Без спора, без упражнения в диспутах философия не может найти истину.
Благодаря возвышению гуманитарных наук на первое место выходит уже не теология, как в Средние века, а литература, и именно поэзия. Поэзия и риторика в эпоху Ренессанса взаимосвязаны. Искусство речи рассматривается как одно из древнейших, от которого пошли другие искусства. Забота о выразительности, красоте, совершенстве языка заставляет поэтов прибегать к богатому риторическому арсеналу. Поэзия, в свою очередь, обогащает риторику и темами, и языковыми средствами. Ода, гимн, элегия, эпическая поэма, характерные для эпохи Возрождения, служат и риторике, пополняя её набор изобразительно-выразительных средств — и композиционных, и синтаксических, и стилистических (фигур, тропов и т.п.).
Марченко О.И. в одной из работ описывает влияние риторики и на живопись, и на скульптуру, и на музыку. Античный риторический канон послужил образцом для теоретического обоснования мастерства художника, который «изобретает» темы и сюжеты, воплощает свой замысел в определенной композиции, с помощью колорита достигает красоты и богатства художественного образа. Риторика и музыка, в понимании этой эпохи, питают друг друга, полезны друг для друга и неразрывно связаны. Если музыка берет у риторики ее приемы, то риторика – мелодику речи. То есть риторика способствовала разработке практической эстетики, в которой теоретические положения явились приложением общих риторических принципов к конкретной художественной практике[21].
Собственно риторическая область, область красноречия Ренессанса выглядит более богатой, чем средневековая. Логично рассмотреть её на примере Италии, где наряду с традиционными появляются и новые жанры. Их можно вывести из описания, которое даётся в работе немецкого историка Якова Буркгардта «Культура Италии в эпоху Возрождения»:
1. Церковное красноречие, бывшее главным жанром в Средние века, оказалось потеснено светскими жанрами. Более того, сама латинская проповедь, как указывает Буркгардт, мало чем отличается в ХV в. от упражнения в красноречии, так как большинство духовных лиц находилось под влиянием классических авторов и не хотело отстать от гуманистических тенденций. Проповедь нередко рассматривалась как образовательная лекция с философскими рассуждениями. Бывало, что духовенство уступало проповедь светским ученым по случаю первой обедни священника или праздника монашеского ордена (конечно, при папском дворе это было невозможно). Буркгардт говорит, что «даже известный уличный проповедник Бернардино да Сиена, объявленный еще при жизни святым и боготворимый народом, не пренебрегал риторическими украшениями школы Гуарино, хотя и проповедовал на итальянском языке»[22].
2. Академическое красноречие, родившееся в Средние века, продолжало развиваться в университетах и во многом стало близким к ораторскому искусству. Претерпевает серьезные изменения лекция как вид ораторской речи, особенно украшенными были вступительные лекции новых профессоров или речи в начале курса.
3. Социально-политическое красноречие, имеющее истоки в Античности, расширило сферу своего применения. Речи могли произноситься по различным политическим событиям. Если оратор был хорошо известен, на его речь стекалось множество просвещенных людей и любителей искусств. При назначении нового епископа или должностного лица в администрации города кем-нибудь из гуманистов произносилась речь. А должностные лица отвечали словом, соответствующим случаю, например «О справедливости». И правители города, и государственные секретари с удовольствием обращались к народу с речью. О частоте этих обращений свидетельствует тот факт, что рядом со зданием, возле которого правитель обыкновенно произносил своё слово, воздвигалась специальная трибуна для оратора. Эпидейктические памятные речи произносились во всякого рода годовщины, особенно в дни смерти государя. Надгробное слово звучало также по случаю смерти выдающихся граждан, его произносил в церкви кто-нибудь из гуманистов, при этом он был одет в светское платье. Во времена республик, в частности Флорентийской республики, на первый план выходили публичные политические речи, посвященные обсуждению злободневных вопросов[23].
4. Дипломатическое красноречие сложилось именно в культуре Возрождения. Возник обычай во время торжественных приемов и встреч посланников различных городов и правительств обращаться к ним с пышными приветственными речами, которые могли длиться по часу, если посланник был знатоком и ценителем речей. Все, даже наиболее секретные переговоры сопровождались не только определенной церемонией, но и публичной речью, которую произносили в самой торжественной обстановке. Речи произносились и на латинском, и на итальянском языках. Сами правители нередко прекрасно владели словом, и это умение способствовало их возвышению. Те государи, которые не владели искусством красноречия, редко признавались в этом, речи за них произносили специальные ораторы[24].
5. Социально-бытовое красноречие тоже детище эпохи Возрождения. Появилась мода произносить речи на домашних торжествах. Если никто из семейства не владел таким умением, приглашался признанный оратор. Могли пригласить кого-нибудь из гуманистов в качестве почетного гостя. Буркгардт указывает, что «даже при обручении и в свадебных церемониях слово произносили не духовные лица, а гуманисты, но, по-видимому, не в церкви, а во дворце»[25].
6. Военное красноречиевремен Возрождения не совсем обычное. Были распространены обращения правителей к воинам перед сражением для внушения мужества и после сражения. Интересны обращения патриотического характера к флорентийской милиции во время смотров и ежегодных праздников.
7. Судебное красноречиеособенно ярко выглядит в речах адвокатов, которые умело учитывали особенности аудитории и для достижения своей цели не скупились на всевозможные риторические украшения[26].
8. Эпистолярный жанрполучил большое распространение в эту эпоху. На письма смотрели как на возможность блеснуть своей ученостью, заслужить известность в узком кругу, продемонстрировать свой литературный талант. Часто это было не столько письмо, сколько ученая статья или трактат о каком-нибудь предмете. Родоначальником подобного жанра считают Петрарку. В ХV в. появляются даже специальные руководства и пособия для желающих научиться такому искусству[27].
9. Деловая сфера тоже испытала влияние всеобщего увлечения красноречием. Конечно, не редкость и сухой чиновничий слог, и неправильный латинский язык, свойственный большинству обыкновенных граждан. Но тем не менее на должность секретаря при государях, папах и архиепископах берут, как правило, гуманистов – людей образованных и талантливых. Благодаря им сложился особый высокий стиль канцелярии, которым эти ученые секретари писали послания пап и правителей, составляли приказы и инструкции легатам, вели переговоры и писали статистические обзоры истории христианских народов[28].
История донесла до нас имена выдающихся мастеров красноречия. Так, например, известна сила речей францисканского монаха Савонаролы, «некоронованного короля» Флоренции, подчинившего своему влиянию Флорентийскую республику. Обличая священников, Савонарола говорил: «Вы – порода свиней! Вы погрязли в языческом блуде. Вы извращены во всем: в речи и в молчании, в действии и бездействии, в вере и неверии. Церковь, смрад от которой поднимается до самого неба, умножая свои блудодеяния во Вселенной, превратилась в дом терпимости. Алтарь не что иное, как церковная лавочка. Прелаты держат при себе куртизанок, лошадей, собак, дома их наполнены шелками, духами и рабами. Их колокола звонят ради хлеба, денег и свеч. Они продают святые таинства, брачные мессы, они все продают. Государи сластолюбивы, жадны и горды; глаза гнилые, уши гнилые, рты гнилые. Долой этот позор! Никакой пощады, никакого перемирия! Долой бесполезные книги! Долой фальшивое красноречие, фальшивую красоту, фальшивую науку, которая питается лишь гордостью! Долой Рим! Долой церковь!»
В светских жанрах получили высокую оценку современников Петрарка и Эразм Роттердамский, первый прославился своими устными и письменными эпистолярными диалогами, а второй был известен как яростный полемист.
Эпоха Реформации выдвинула выдающихся деятелей, которые искусно владели словом. Это прежде всего Мартин Лютер (1483 – 1546), выдающийся деятель Реформации в Германии, профессор Виттенбергского университета, автор знаменитых 95 тезисов против индульгенций. Особенно следует отметить Филиппа Меланхтона (1497 – 1560), сподвижника Мартина Лютера, немецкого филолога, протестантского богослова, чья «Риторика» стала учебником на многие годы и в 1620 г. была переведена и в России. Риторика Меланхтона соединяла правила светского и духовного красноречия, то есть правила проповеди, судебной и показательной речей. При этом она преследовала не только учебно-методические цели, но и морально-нравственные, направленные на укрепление этики в миру.