Законы риторики: основные принципы и законы, особенности


Происхождение

Риторика основана на изучении человеческого духа и шедевров красноречия. Восхищение мощным эффектом, создаваемым ораторским гением, приводит человека к тому, чтобы искать, какими средствами удалось его достичь. В древности греки высоко ценили участие общественности в политической жизни. Поэтому риторика стала важнейшим инструментом влияния на политику. По мнению софистов, таких как Горгий, успешный оратор мог убедительно говорить на любую тему, независимо от своего опыта в этой области.

Закон продвижения и ориентации адресата

Второй закон — закон продвижения и ориентации адресата, который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован «в пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели

.

Прежде всего нужно продумать общую структуру речи. Структура речи должна быть ясной не только для оратора, но и для адресата, А для этого говорящий должен «все время помнить о своей цели и основной мысли и делать их очевидными для аудитории. Хорошо, когда переходы от одной смысловой части к другой тоже создают впечатление, что оратор движется вперед, не отвлекаясь, не «застревая «и не возвращаясь к тому, что уже пройдено».

Легче воспринимать высказывание, если соблюдаются принципы построения всей фразы. Фраза должна иметь четкую структуру. В риторике существует такое понятие как период, о котором Аристотель писал так: «Я называю периодом фразу, которая сама по себе имеет начало и конец и размеры которой легко обозреть. Такой стиль приятен и понятен; он приятен, потому что представляет собой противоположность речи незаконченной, и слушателю всегда кажется, что он что-то схватывает и что-то для него закончилось; а ничего не предчувствовать и ни к чему не приходить — неприятно. Понятна периодическая речь потому, что легко запоминается, а это происходит от того, что периодическая речь имеет число, число же всего легче запоминается. Поэтому все запоминают стихи лучше, чем прозу…»

Ощущение движения создается и самим процессом исполнения, произнесения речи. Необходимы осмысленные паузы, правильно выбранный темп речи. Повторы должны не мешать движению мысли, а подчеркивать особенно важные формулировки, выводы.

История создания

Риторика берет свое начало в Месопотамии. Самые ранние ее примеры можно найти в писаниях жрицы и принцессы Энхедуанны (около 2280-2240 до н. э.). Более поздние — в свитках Нео-Ассирийского государства во времена Сеннахериба (700-680 до н. э.).

В Древнем Египте искусство убеждения появилось в период Среднего царства. Египтяне высоко ценили красноречивость. Это умение имело очень большое значение в их общественной жизни. В египетских законах риторики указано: знание того, когда следует молчать, является уважаемым и необходимым. Такой подход представляет собой равновесие между красноречивостью и мудрым молчанием.

В Древнем Китае риторика восходит к Конфуцию. Его традиция подчеркивала использование красивых оборотов речи.

В Древней Греции впервые упоминается использование ораторского искусства в «Илиаде» Гомера. Его Ахилл, Одиссей и Гектор были удостоены чести за присущую им способность давать советы и увещевать своих сверстников и соратников в мудрых и надлежащих действиях.

Область применения

Ученые с древних времен обсуждали масштабы риторики. Одни ограничивают ее конкретной сферой политического дискурса, другие охватывают все аспекты культуры. Современные исследования законов общей риторики затрагивают гораздо более широкий круг областей, чем это было в древности. В то время ораторы учились эффективному убеждению в общественных форумах и институтах, таких как залы судебных заседаний и собраний. Законы современной риторики применяются к человеческому дискурсу. Он изучается в самых разных областях, включая социальные и естественные науки, религию, изобразительное искусство, журналистику, художественную литературу, цифровые СМИ, историю, архитектуру и картографию, наравне с более традиционными юридическими и политическими областями.

Принципы и законы риторики (речевого поведения)

Современная риторика исходит из того, что пассивной стороны в коммуникативном акте фактически нет. Роль слушающего так же активна, как и роль говорящего. Oт взаимодействия этих двух сторон зависит успех общения. Оратор должен «не побеждать» аудиторию, а «сотрудничать» с ней.

Универсальным принципом успешной коммуникации становится принцип Кооперации

, сформулированный Г. П. Грайсом. Любое общение, в том числе и деловое, – это не путь одного человека к другому, а движение навстречу друг другу. Этот принцип регулирует количество и качество информации, выдаваемой каждым из коммуникантов на том или ином шаге речевого общения. Например, правило, регулирующее количество, требует, чтобы говорящий не скрывал нужной информации, которая принципиально важна для принятия решения по обсуждаемой проблеме, и не сообщал той, которая не требуется.

Принцип кооперации и коммуникативного сотрудничества требует правильного выполнения коммуникативных ролей: говорящий – слушающий. Все мы сталкивались с такой ситуацией в диалоге, когда хотели, но не могли высказаться. Чрезмерная речевая активность одного партнера иногда не дает другому даже обозначить свою позицию.

К правилам организации и оптимизации диалога, представляющего информационный обмен, относится также принцип Интереса.

Этот принцип означает, что диалогическое общение развивается более динамично, если передаваемая информация представляет интерес для всех участников. При этом каждый из участников переговоров преследует и удовлетворяет двойной интерес: относительно существа дела и взаимоотношений между партнерами. Отношения, основанные на доверии, уважении и дружелюбии, позволяют каждые последующие переговоры превращать в более спокойный и эффективный процесс.

Следующий принцип, выработанный современной риторикой и особенно актуальный для делового общения, – принцип Поллианы.

Этот принцип требует, чтобы содержание речевого общения удовлетворяло критериям оптимистического настроения участников.

В последнее время довольно часто встречается нарушение гармонии между тональностью и смыслом высказывания. О тяжелом экономическом положении страны ведущие финансисты и эксперты могут говорить с улыбкой, пересыпая речь шутками. А деловые переговоры нередко ведутся с «проигрышных» позиций, позиций неверия в собственные силы.

Согласно принципу Поллианы даже не пришедшие к согласию или компромиссному решению стороны в заключение переговоров должны выразить надежду на разрешение конфликтной ситуации или решение вопроса. А начинать переговоры нужно с верой в собственные силы, здравый смысл и добрую волю партнера.

В деловой диалогической речи очень часто динамика развития диалога снижается из-за повторов, возвращений к уже сказанному и немотивированных отклонений от темы. Когда верх берут негативные эмоции, начинаются выяснения отношений, стороны уходят от решения проблемы и нарушается принцип Последовательности

В развитии темы.

При нарушении принципа последовательности речи бывает трудно сосредоточиться и восстановить последовательность мыслей. Поэтому говорящим приходится вновь возвращаться к одному и тому же вопросу. Помимо нерациональной траты времени такие беседы часто заканчиваются коммуникативной неудачей.

Принцип Удовольствия

– это универсальный принцип общения. Мы стараемся больше общаться с теми, кто нам интересен, с кем приятно разговаривать. Для того чтобы расположить к себе собеседника, используют широкий набор средств, с помощью которых создается
Аттракция
. К ним относятся:

Этикетные формулы: имеем честь предложить вам, многоуважаемый Николай Петрович и т. д;

Обращение к человеку по имени (прием «имя собственное»);

Прием, условно называемый «зеркалом отношений»

: добрая улыбка, приятное выражение лица. В ходе диалога учитываются не только вербальные средства общения (слова), но и невербальные (мимика, взгляд, поза, дистанция и т. д.), которые дают косвенные данные о настроении, чувствах партнера, его расположении к собеседнику.

Обстоятельства жизни, иногда плохое самочувствие отражаются на нашем лице гримасой раздражения и усталости, иногда угрюмости и даже злости. Вступать с таким выражением лица в деловой контакт – значит вредить не только себе, но и делу, потому что на лице собеседника, как в зеркале, увидите свое настроение. Взаимное раздражение может стать причиной коммуникативной неудачи.

К Законам

речевого поведения, или к законам современной риторики, относятся следующие:

1. Концептуальный закон. Предполагает систематизацию материала обсуждения, всесторонний анализ предмета речи и выстраивание знаний о нем.

2. Закон моделирования аудитории. Предусматривает знание аудитории (собеседника). Портрет любой аудитории определяется, во-первых, социально-демографическими характеристиками (пол, возраст, национальность, уровень образования, профессия), во-вторых, социально-психологическими характеристиками (уровень понимания обсуждаемых проблем, отношения к предмету речи) и в-третьих, индивидуально личностными признаками (тип нервной системы, темперамент, склад ума и т. п.)

3. Стратегический закон. Исходя из характеристик аудитории (собеседника) и на основе концепции, замысла выстраивается стратегия, конкретная программа действий.

4. Тактический закон. Предусматривает на основе выработанной стратегии в процессе общения использовать те или иные тактические приемы для того, чтобы заинтересовать собеседника, вызвать его на размышление и общение.

5. Закон словесно-речевого выражения. Предусматривает умение облекать мысль в действенную речевую форму, логично, красочно доказывать свои «тезисы». Формула Цицерона гласит: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием своего дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».

6. Закон эффективного общения. Предусматривает умение устанавливать, сохранять и закреплять контакт с аудиторией (собеседником), завоевывать ее симпатии и внимание, интерес. Для этого необходимо управлять собственным поведением, управлять поведением аудитории, корректировать, если необходимо, план встречи.

7. Системно-аналитический закон. Предполагает умение анализировать полученный результат.

Концептуальный закон – основополагающий, так как от умения анализировать ситуацию и принимать решение зависит во многом успех общения; законы моделирования аудитории, стратегический, тактический, словесного выражения, эффективного общения «работают» на первый закон. Знание их дает возможность грамотно реализовать концепцию.

Значение системно-аналитического закона в том, что он помогает оценить качество самой концепции и проанализировать все этапы ее реализации: найти сильные и слабые звенья, корректируя недостатки.

Таким образом, законы риторики отражают системность речевой деятельности и следование им определяет коммуникативный успех.

Мы рассмотрели те основные принципы и законы современной риторики, которые применимы в деловом общении. Принципы отличаются от законов своей избирательностью, законы же носят универсальный характер, т. е. используются в любом виде общения.

www.iteconomic.com

Гражданское искусство

Риторика рассматривалась как гражданское искусство некоторыми древними философами. Аристотель и Изократ были первыми, кто увидел ее в этом свете. Они утверждали, что законы речи и правила риторики являются фундаментальной частью общественной жизни каждого государства. Эта наука способна формировать характер человека. Аристотель был уверен, что искусство убеждения может быть использовано в общественных местах тремя различными способами:

  1. Политический.
  2. Судебный.
  3. Церемониальный.

Риторика — это публичное искусство, способное формировать мнение. Некоторые древние, включая Платона, придирались к ней. Они утверждали, что она может быть использована для обмана или манипулирования с негативными последствиями для гражданского общества. Массы были неспособны анализировать или решать что-либо самостоятельно, поэтому их могли поколебать самые убедительные речи. Гражданская жизнь могла контролироваться теми деятелями, которые умели произнести лучшую речь. Эта озабоченность сохраняется и по сей день.

Культура речи преподавателя

Речь преподавателя должны формировать следующие составляющие:

  • Правильность;
  • Точность;
  • Логичность;
  • Чистота;
  • Выразительность;
  • Разнообразие;
  • Уместность.

В речи педагога можно встретить ошибки, которые обедняют её. Вот самые распространённые среди них:

  • Нарушение лексической сочетаемости в предложениях;
  • Замена слов на сходных по звучанию, но отличных по значению;
  • Неверное употребление слов относительно их значения;
  • Использование лишних слов;
  • Тавтология;
  • Замена или потеря слов, которые нарушают смысл сказанного.

Ранняя школа

На протяжении веков изучение и преподавание законов и правил риторики приспосабливалось к конкретным требованиям времени и места. Оно соответствовало множеству применений: от архитектуры до литературы. Обучение возникло в школе философов, известных как софисты около 600 г. до н. э. Демосфен и Лисий стали главными ораторами в этот период, а Изократ и Горгия — выдающимися учителями. Риторическое образование построено на четырех законах риторики:

  • изобретение (inventio);
  • память (memoria);
  • стиль (elocutio);
  • действие (actio).

Современное учение продолжает ссылаться на эти законы в дискуссиях о классическом искусстве убеждения.

Закон удовольствия

Четвертый закон риторики — закон удовольствия. Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Прежде всего созданием игровой установки, «загадок», которые вместе с говорящим разгадывает слушатель. Умение пользоваться парадоксом, каламбуром, игрой слов

— вот что поможет говорящему доставить удовольствие слушателю. При этом нужно помнить; речь не должна превращаться в пустую болтовню. И еще, Доставить удовольствие слушателю — это не значит избежать сложных вопросов, порой даже неприятных. В любой ситуации нужно помнить о культуре общения.

Школа средних веков

В средние века законы риторики преподавались в университетах как один из трех оригинальных либеральных предметов, наряду с логикой и грамматикой. С подъемом европейских монархов в последующие века она перешла в придворные и религиозные приложения. Августин оказал сильное влияние на христианскую риторику в это время, выступая за использование ее в церкви.

После падения Римской Республики инструментом риторической подготовки стала поэзия. Письмо считалось основной формой, посредством которой велись государственные и церковные дела. Изучение словесного искусства шло в упадок в течение нескольких столетий. После этого последовал постепенный рост формального образования, кульминацией которого стал подъем средневековых университетов. Риторические сочинения позднего средневековья включают в себя сочинения Святого Фомы Аквинского и Матфея Вандомского.

Поздняя школа

В XVI веке образование в области риторики было более сдержанным. Влиятельные ученые, такие как Рамус, были уверены, что процесс изобретения и организации должны быть возведены в область философии.

В XVIII веке искусство убеждения стало играть более серьезную роль в социальной жизни. Это привело к появлению новой системы образования. Стали возникать «Школы ораторского искусства». В них женщины анализировали произведения классической литературы и обсуждали тактику произношения.

С подъемом демократических институтов в конце XVIII — начале XIX вв. изучение предмета пережило возрождение. Шотландский писатель и теоретик Хью Блэр стал истинным приверженцем и лидером нового движения. В своей работе «Лекции по риторике и художественной литературе» он пропагандирует умение убеждать в качестве ресурса социального успеха.

На протяжении всего двадцатого века эта наука развивалась как концентрированная область изучения с созданием курсов по риторике во многих учебных заведениях.

Законы

Четыре закона риторики, открытые Аристотелем, служат руководством к появлению убедительных аргументов и посланий. Это:

  • процесс разработки и аранжировки аргументов (изобретение);
  • выбор того, как преподнести свою речь (стиль);
  • процесс заучивания слов и убеждающих сообщений (память);
  • произношение, жесты, темп и тон (доставка).

В этой области идет интеллектуальная дискуссия. Некоторые утверждают, что Аристотель считает риторику искусством убеждения. Другие считают, что он подразумевает искусство суждения.

Одной из самых известных доктрин Аристотеля была идея «общих тем». Этот термин чаще всего относился к «местам аргументации» (списку способов рассуждения и категорий мысли), которые оратор мог использовать для генерации аргументов или доказательств. Темы были изобретательным инструментом, призванным помочь классифицировать и лучше применять часто используемые доводы.

Закон гармонизирующего диалога

Первый закон риторики — закон гармонизирующего диалога гласит: эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации

.

Раскроем сущность этого закона.

Термин «диалог» в современной риторике имеет иной, более общий и широкий смысл. Риторика принципиально отрицает возможность «речи, обращенной к самому себе». Такая речь риторику (как науку об эффективной, воздействующей, гармонизирующей речи) просто не интересует. В риторике не только говорящий, но и слушатель понимается как лицо активное, деятельное. Такими видел отношения между говорящим и адресатом еще Аристотель. Это видение особенно близко русскому речевому идеалу. Жить — значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.д. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он включает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань Человеческой жизни, в мировой симпосиум.

Итак, закон гармонизирующего диалога говорит о том, что ваш собеседник или аудитория — не пассивный объект, которому вы должны передать информацию, на который вы как говорящий призваны воздействовать. Ваша задача — «пробудить собственное внутреннее слово» слушателя, установить гармонические и двусторонние отношения с адресатом. Как диалогизировать речевое общение, мы разберем в следующем параграфе.

Методы анализа

Законы риторики могут быть проанализированы различными методами и теориями. Один их них — критика. Это не научный метод. Он подразумевает субъективные методы аргументации. Критики используют различные средства при изучении конкретного риторического артефакта, а некоторые из них даже разрабатывают свою собственную уникальную методику. Современная критика исследует связь между текстом и контекстом. Определяя степень убедительности текста, можно исследовать его связь с аудиторией, целью, этикой, аргументацией, доказательствами, расположением, доставкой и стилем.

Еще один метод — аналитика. Объектом риторического анализа обычно является дискурс. Поэтому он очень похож на дискурсивный анализ. Целью риторического анализа является не просто описание утверждений и аргументов, выдвигаемых оратором, а определение конкретных семиотических стратегий. После того как аналитики обнаруживают применение языка, они переходят к вопросам:

  • Как это работает?
  • Какое влияние оказывает на аудиторию?
  • Как этот эффект дает больше подсказок относительно целей говорящего?

Принципы диалогизации речевого общения

Для того чтобы диалогизировать речевое общение, т.е. чтобы получить активный отклик на речь говорящего, надо знать принципы речевого поведения.

Первый принцип — внимание к адресату.

Готовясь к публичной речи, профессиональной или личной беседе, прежде всего, необходимо представить себе слушателя, собеседника. Каковы особенности его личности (характер, вкусы, интересы). Есть ли темы, которые не стоит затрагивать.

Риторика рекомендует, обдумывая речь, заранее составить «социальный портрет слушателя (аудитории)». Он создается в результате ответов на следующие вопросы:

1) социальное положение слушателя или социальный состав аудитории; социальная роль собеседника по отношению к вам (руководитель; преподаватель; товарищ; родитель и т.д.)

2) размер аудитории (количество человек);

3) возраст;

4) круг особых интересов адресата и набор «запретных тем», личные особенности собеседника (характер, образование, воспитание. .);

5) почему и зачем люди собрались; что будут делать в результате собрания, конференции;

6) как ваше сообщение связано с личными насущными интересами и потребностями адресата;

8) как они будут использовать полученные от вас сведения? Когда? Каким образом?

Еще раз хочется подчеркнуть, что работа по составлению портрета адресата очень полезна в любой ситуации: и при подготовке к беседе личного или делового характера, и при подготовке к публичному выступлению. Анализ аудитории поможет продумать ход беседы, поможет диалогизировать даже монологическую речь в условиях публичного выступления — использование риторических вопросов, обращение к слушателям.

Второй принцип диалогизации речи — это принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата. Предварительно оценив и представив себе аудиторию, необходимо продумать те факты, примеры, образы, которые взяты из области, жизненно важной или хорошо знакомой, интересной, доступной вашему слушателю. Природа человека такова, что он острее переживает то, что касается его лично, то, что ему близко.

Представьте себе, что случилось чрезвычайное происшествие: где-то за рубежом; в вашем городе; в вашем доме. Эксперименты показывают, что понимание текста напрямую зависит от того, насколько его содержание близко интересам адресата: чем больше эта близость, тем меньше вариантов понимания обнаруживается. Поэтому риторика рекомендует на протяжении всей беседы или выступления показывать, почему сообщаемое лично важно для адресата, каким образом обсуждаемый вопрос непосредственно касается его жизненных интересов.

Третий принцип — конкретность.

Конкретность помогает зримо воспринять звучащее слово, а это очень важно для понимания и запоминания.

Обязательно должны быть примеры — конкретные проявления и подтверждения ваших мыслей.

Обратите внимание на образность речи.

Отбирайте слова: лучше употребить не родовое понятие, а видовое (не головной убор, а шляпа

;
нетранспорт
,
а троллейбус
).

Продумывая структуру речи, формулируйте тему или отдельные вопросы как можно конкретнее.

Стратегия

Риторическая стратегия — это стремление автора убедить или проинформировать своих читателей. Ее используют писатели. Существуют различные стратегии аргументации, которые используются в письменности. Самые распространенные из них:

  • доводы из аналогии;
  • аргументы из абсурда;
  • мысленные исследования;
  • выводы с целью лучшего объяснения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]