Как научить ребенка выговаривать букву «Л» с помощью игр и упражнений?


Говорить – умение, важность которого сложно переоценить. Люди общаются друг с другом автоматически и даже не задумываются над тем, какие речевые механизмы задействованы в процессе. Звуков, произносимых нами, очень много, однако проговаривание некоторых из них вызывает определенные сложности.

Говорить – умение, важность которого сложно переоценить. Люди общаются друг с другом автоматически и даже не задумываются над тем, какие речевые механизмы задействованы в процессе. Звуков, произносимых нами, очень много, однако проговаривание некоторых из них вызывает определенные сложности.

Обычно к 4-5 годам ребенок уже может выговаривать практически все звуки. К сожалению, ряд букв осваивается гораздо сложнее остальных. Нередко проблемы возникают с произношением звука Л. Малыши запинаются, коверкают слова и «сюсюкают». И если в детском саду это вызывает умиление, то в школе неумение произносить все звуки правильно, может стать серьезной проблемой. Как научить ребенка говорить букву Л? Выясняется, существует ряд эффективных методик, способных устранить такой дефект речи в домашних условиях.

Произношение Л: норма и отклонения

Для правильной артикуляции необходимо, чтобы зубы были не сжаты, и между ними оставался промежуток. Кончик языка слегка напряжен и касается десен у верхних передних зубов, в середине и по бокам он опущен, а у основания немного приподнят. Струя воздуха идет с обеих сторон между языком и щеками. Задействуются голосовые связки, которые дают звуку звонкость.

Неправильное произношение возможно, когда нарушается положение речевых органов:

  • язык уходит слишком глубоко в полость рта, и его кончик не задевает десна и верхние зубы. Вместо Л получается Ы («лопата» — «ыопата»);
  • в момент произношения происходит резкий вдох и в процессе задействуются щеки — получается Ф;
  • нижняя губа приближена к верхним зубам, кончик языка лежит в нижней части рта. Получается звук В («пришла» — «пришва»);
  • поток воздуха при выдохе идет через нос. Выходит звук, похожий на «нг» («лампа» — «нгампа»);
  • губные мышцы напрягаются вместо языковых — двугубное произношение. Получается У вместо Л («лодка» — «уодка»);
  • отмечается межзубный звук. Слышится почти таким же как обычный Л, но кончик языка располагается между зубами, а не за верхними резцами.

Также возможны замены Л на Д, Й, мягкий Л( «класс» — «клясс») или полное выпадение звука («лиса» — «иса»). В некоторых случаях сначала ставят Р, а затем — тогда ребенок говорит вместо «луна» — «руна», а потом уже ставят Л.

Как нужно расположить язык и губы


Артикуляция звука «Л».

У большинства детей ламбдацизм связан не с анатомическими нарушениями речевого аппарата, а с неправильной постановкой губ и языка.

Чтобы добиться правильного произношения, нужно соблюдать следующие правила:

  1. Следить, чтобы верхние зубы не смыкались с нижними. Между ними должно сохраняться узкое пространство.
  2. Боковые части языка не должны примыкать к верхним коренным зубам. Это обеспечит правильное дыхание.
  3. Кончик должен быть твердым и упираться в верхние зубы или сразу над ними.
  4. Область у корня должна быть слегка приподнята.
  5. Верхнее небо слегка приподнимается, чтобы воздух при выдохе не мог попадать в носовую полость.
  6. Голосовые связки вибрируют и создают голосовое звучание.

Положение детских губ зависит то того, какой звук следует за Л.

Причины нарушений

Возможных провоцирующих факторов много:

  1. Нарушение дыхания в процессе речи, например, при такой патологии, как уменьшение объема легких или слабости дыхательных мышц;
  2. Проблемы с речевым слухом (ребенок плохо воспринимает речь);
  3. Слабость мимики и языковых мышц;
  4. Неправильное строение уздечки под языком.

Нередко родовые травмы, задержка психического и моторного развития в младенческом и дошкольном возрасте приводят к проблемам в артикуляции. Важно своевременно обратиться к логопеду, чтобы исправить ситуацию.

Этапы постановки звука Л — это подготовка, непосредственно коррекция и закрепление. Важно все делать поэтапно, отрабатывая каждый шаг.

Когда обращаться к логопеду?

К 4 годам звук Л легко дается ребенку, он начинает правильно произносить слова с этой буквой. Однако, по ряду причин, малыши могут коверкать слова:

  • забывать, пропускать или не слышать «Л» (вместо «ложка» говорит «ожка»);
  • менять «Л» на «У» или «В» («лампа» — «уампа», «Лариса» — «Вариса»);
  • вместо «Л» говорить «Й» («колобок» — «койобок»);
  • путать мягкую и твердую «Л».

Эти ошибки обычно устраняются сами по себе или спустя несколько занятий дома. В случаях, когда у ребенка дефект речи сопровождается наличием неправильного прикуса или неврологического заболевания, следует обратиться к специалисту. Опытный логопед назначит эффективную программу занятий и поможет малышу произносить слова верно.

Подготовка в постановке Л

Перед началом занятий продемонстрируйте ребенку правильное звучание Л. Отчетливо произнесите несколько слов, чтобы было видно, как располагаются язык и губы. Назовите несколько слов со звуком Л и попросите ученика определить, в какой части слова есть нужная фонема.

Неотъемлемый элемент занятий по постановке Л — подготовительные упражнения:

  • «гамак». Кончик языка упирается в передние зубы, а сам язык выгибается подобно гамаку. Нужно удержать мышцы несколько секунд в этом положении;
  • «леденец». Широким языком нужно сверху вниз облизать верхнюю губу, при этом нижняя губа неподвижна. Скорость постепенно наращивайте и просите ребенка добавлять при выполнении техники звуки «бл-бл-бл»;
  • «лошадка». Это любимый всеми детьми игровой способ постановки Л. Широкий язык поднимается и цокает по небу. Рот слегка приоткрыт, нижняя челюсть неподвижна;
  • «качели». Попросите подопечного широко улыбнуться с открытым ртом и упереться твердым кончиком языка сначала в заднюю поверхность верхних передних зубов, а потом — нижних. Необходимо 5 – 10 повторов;
  • «грибок». Спинку нужно прижать к верхнему небу, чтобы уздечка немного натянулась. Фиксируем положение на 5 – 10 секунд.

Стоит добавить и общеукрепляющие упражнения — сворачивать язык в трубочку, «чистить» им зубы, попеременно касаться щек. Весь комплекс нужно выполнять не менее 14 дней до начала постановки Л с логопедом.

По подражанию

Сказка про маленький пароходик.

Жил на свете маленький пароходик Микки, который не хотел гудеть. Мама ему говорила, как это нехорошо, воспитанные суденышки всегда гудят, если встретят другие кораблики на своем пути. Папа говорил: “Ты такой маленький, тебя в тумане могут и не заметить.” Однажды случилась такая история: Микки заблудился. Заигрался он с веселыми разноцветными рыбками, которые выпрыгивали из воды. Не заметил, как поднялся туман. Хотел он загудеть, а у него не получилось. Давай покажем ему, как надо гудеть.

Покажите, как широкий язык (Я) поднять за верхние зубы(З). Если не получается — сесть перед зеркалом вместе с малышом и показать,. Показать на руках — сложить ладонь чашечкой, как будто хотите зачерпнуть воду (это Я) и упереть в другую ладонь, стоящую ребром (зубы).

Методы постановки

Сначала оттачивают артикуляцию мягкого звука, а затем твердого. Используют различные способы постановки: по подражанию, механические, от других звуков, а также дыхательную и артикуляционную гимнастику. Индивидуальная постановка всегда эффективнее, чем работа в группе.

По подражанию

Это наиболее распространенный и простой прием постановки — его можно выполнять дома. Нужно несколько раз показать, как правильно располагать язык и губы при правильном произношении Л. Затем ребенок повторяет. Для контроля прикасаются к щекам — они должны слегка вибрировать.

При такой постановке Л ребенку предлагают ощутить теплую волну воздуха на ладошке при звукопроизношении. Полезны картинки с изображением самой буквы и техники артикуляции — визуальный образ помогает быстрее освоить навык.

Механический способ

Это широко используемый метод. Механическая постановка подразумевает использование вспомогательных средств — пальцев рук, шпателя, зонда, деревянной палочки или черенка чайной ложки для фиксации речевых органов в правильном положении.

Возможные варианты коррекции:

  1. Создать необходимое пространство между боковыми сторонами языка и верхними зубами для правильного направления струи воздуха можно с помощью деревянной палочки, положенной поперек языка;
  2. Придерживание пальцами губ в положении улыбки поможет исправить У на Л при двугубном произношении;
  3. Надавливание подушечкой большого пальца или тыльной стороной кисти на ямочку под подбородком позволяет получить твердый звук при произношении мягкого.

С помощью легкого массажа кончиками пальцев легко расслабить мимические мышцы.

От других звуков

В логопедии есть способ постановки от А. Ребенок тянет гласный и выдвигает язык между зубами, затем прикусывает его посредине. Звучание А переходит в твердый звук Л.

Возможна постановка твердого звука Л через Ы. Нужно слегка прикусить кончик языка и протянуть звук Ы. Если все выполнено правильно, то будет слышен Л.

Есть более сложная вариация. Язык лежит до середины между зубами. Нужно начать с силой выдыхать воздух. Сначала выполняем беззвучно, потом подключаем голос. Слышим шумный твердый звук Л, который со временем становится чистым и отчетливым.

Почему ребенок не выговаривает [л]?

Обычно к 5-6 годам детишки произносят почти все звуки. Но довольно часто можно встретить детей (и взрослых), у которых нарушено произношение звуков [л] и [л’]. Причем постановка твердого звука дается с большим трудом.

Причины неправильно произношения разные. Часто это результат сюсюканья родителей с крохой, повторение слов за малышом, стремление «поболтать на языке ребенка». Эта проблема актуальна и в двуязычных семьях, где русский язык не является родным. Конечно, если сами родители не выговаривают какие-то звуки, то и их чада будут говорить так же.

Могут быть и физиологические факторы – проблемы со слухом, с правильным дыханием, строением артикуляционного аппарата. Очень часто ребенок не выговаривает [л] из-за короткой уздечки языка, но при помощи специальных упражнений ее можно растянуть (а не подрезать, как это делалось раньше).

Кстати, просьба родителей научить их ребенка «выговаривать букву «Л» не совсем корректна. Мы произносим звуки, а буквами обозначаем их при письме.

Сложности при произношении звука [Л]

Неверное произношение звуков [л] и [л’], их пропуск в речи обозначаются термином ламбдацизм.

Виды ламбдацизма:

  • двугубный, когда звук произносится только губами и вместо «л» получается «у» («уампа» вместо «лампа»);
  • носовой, при котором из-за неправильного положения языка воздушный поток устремляется в нос и [л] звучит как [нг] («нгампа»);
  • межзубный – если кончик языка находится между зубов;
  • звук в речи опускается («ампа»).

Замены твердого [л] другими звуками называются параламбдацизмами. К ним относятся:

  • замена на [г] — «гасточка» («ласточка»), «гуна» («луна»);
  • замена на [в] — «мавыш» («малыш»), «ябвоко» («яблоко»);
  • замена на [д] — «дошадь» («лошадь»), «дыжи» («лыжи»);
  • замена на [j] — «йомтик» («ломтик»);
  • замена на [у] — «уисичка» («лисичка»);
  • ситуация, когда ребенок смягчает звук, говоря [л’] — «лямпа» («лампа»).

Эти недостатки произношения можно исправить, если выполнять каждый день несложные занимательные упражнения.

Артикуляционная гимнастика

Комплекс упражнений для постановки включает задания, похожие на те, что были в подготовительном этапе, но они несколько усложнены:

  1. «Окошко». Рот широко распахнут, зубы слегка приоткрыты, а язык лежит на дне рта. Челюсти неподвижны и немного напряжены. Положение удерживается до 5 – 10 секунд;
  2. «Ковш». Язык высовывается наружу, а его кончик загибается подобно ковшу. Средняя часть языка не задевает верхние зубы. Положение фиксируется на несколько секунд, затем язык расслабляется и убирается в рот. Нужно сделать несколько повторов;
  3. «Метелка». Загнутым и напряженным кончиком языка нужно водить по небу в разном темпе, постепенно подключая голос. Челюсть не двигается, зубы видны;
  4. «Чашка». Язык делаем «метелкой», как в предыдущем упражнении, достаем небо загнутым кончиком у альвеол. Губы принимают овальную форму;
  5. «Гармошка». Язык прикладывается к небу, после чего рот нужно открывать и закрывать, хорошо растягивая связки.

Упражнения направлены на увеличение двигательной активности языка, отработки нужного положения, повышения тонуса и улучшение эластичности подъязычной связки.

Причины нарушенного звукопроизношения у взрослых

Чаще всего нарушенное звукопроизношение у взрослых − это результат не устраненных в детстве речевых проблем. Как правило, речевое нарушение сопровождается низким тонусом и небольшой дискоординацией артикуляционных органов: языка, губ, челюстей.

Нередко отмечаются и разнообразные аномалии строения речевого аппарата: неверно сформированный прикус, короткая подъязычная связка, завышенный или узкий нёбный свод. Диагностировать их может стоматолог либо ортодонт. Также на состояние речи влияют такие факторы, как ухудшение физического слуха и неврологические проблемы. Речевые проблемы могут возникнуть из-за травмы или сильного стресса.

Дыхательная гимнастика

Упражнения для постановки Л сочетают с дыхательными техниками для усиления эффекта:

  1. Быстрый вдох и плавный медленный выдох;
  2. Дуем на вертушку как можно дольше;
  3. Останавливаем бегущую лошадку: делаем вдох, расслабляем губы, выдыхаем воздух, чтобы получился звук «прр»;
  4. Надуваем «мячик»: лежа на спине на вдохе сильно выпячиваем живот, на выдохе «сдуваем».

Можно поиграть в «угадайку» — попросить малыша с закрытыми глазами угадать фрукты или другие предметы по запаху. Для правильной постановки все задания выполняют на вдохе

Ковид больше не пугает: как власти перестали считаться с коронавирусом, когда это выгодно

«На неделе ряд крупных торговых центров уже получили предостережение. И работа по контролю за соблюдением масочного режима будет усиливаться и вестись еще более интенсивно», — заявил в понедельник 27 сентября, спустя неделю после выборов в Госдуму, руководитель департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. А еще через неделю премьер Михаил Мишустин заметил, что распространение коронавируса вызывает «серьезное беспокойство», а глава Роспотребнадзора добавила, что ситуация «крайне напряженная».

К этому времени продолжавшееся с конца июля снижение числа новых случаев ковида прекратилось и начался рост. Похожий всплеск заболеваемости в прошлый раз наблюдался в середине июня, когда Россию стал захватывать более заразный штамм «дельта», а до этого еще две волны пришлись на весну и осень-зиму 2021 года.

Как власти сначала считались с волнами ковида, а потом перестали

Если наложить на кривую заболеваемости коронавирусом самые важные для власти события 2021 года — 75-й парад Победы и голосование по Конституции, то можно увидеть, что оба мероприятия проведены после того, как схлынула первая волна коронавируса. Роста заражений, если верить графику, не последовало и за этими событиями.

Иная ситуация в этом году. Лишь часть важных для Кремля событий прошла при благоприятной эпидемобстановке. Концерт в Лужниках, на который приехал Владимир Путин, был проведен в то время, когда прирост новых случаев ковида находился на самых низких для этого года уровнях. Это же можно сказать и о параде Победы-2021.

В середине июня начинается новая волна, но это не мешает проведению Чемпионата Европы по футболу, который заканчивается на гребне заражаемости. Сложно назвать благоприятной и ситуацию с числом новых заражений во время проведения праздника для выпускников школ «Алые паруса» в Санкт-Петербурге. Отмену QR-кодов в конце июля в Москве также сложно объяснить хорошими цифрами по заболеваемости.


График заражений коронавирусом

Можно ли доверять официальным данным по числу заражений

Во время пандемии демографы и эпидемиологи неоднократно обращали внимание на странности цифр оперштаба. «Я всегда начинаю разговор так: забудьте о том, что существуют оперштабы. Обсуждать, что сегодня почему-то стало ровно на одну тысячу меньше или больше зарегистрированных случаев, чем вчера, — бессмысленно. А потому что. Потому что гладиолус. Потому что вот так они решили вчера нарисовать», — говорит один из главных критиков официальных цифр независимый демограф Алексей Ракша. Еще в июле 2021 года, после голосования по поправкам к Конституции, он отмечал необычное снижение числа заболеваний. «В конце июня нам был нарисован некий спад даже симптомных случаев, а потом опять начался рост, после 1 июля», — говорил Ракша.

По его мнению, наиболее точный показатель, отражающий ситуацию с распространением ковида — это динамика специфических запросов в поисковиках. «Кривая заболеваемости очень сильно отстает. Я использую только запросы в „Яндексе“ — например, запросы про обоняние до сих пор лучше других отражают динамику», — объясняет он.

Эксперты называли несколько возможных причин искажений официальной статистики. «Во-первых, в разных регионах считают по-разному, а эпидемия движется по стране от месяца к месяцу. А во-вторых, даже внутри отдельного региона со временем оперштаб иногда начинает считать лучше — может, тестов больше завозят, ну, или мухлевать начинают меньше», — говорит исследователь данных из университета Тюбингена в Германии Дмитрий Кобак. По его словам, возможно и такое, что в некоторых регионах оперштабы рапортуют «задним числом» — то есть, например, выдают в августе смерти от июля.

«Никто не знает, о каких конкретно смертях рапортует оперштаб, — добавляет научный сотрудник Международной лаборатории исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ Сергей Тимонин. — Мне неизвестны нормативные документы, которые бы это разъясняли».

Кобак обращает внимание, что с начала ведения статистики по регионам в ней регулярно появлялись так называемые «полочки» — когда число умерших оставалось одинаковым на протяжении нескольких дней, а то и недель. В сентябре такие же «полочки» — с ежедневным количеством смертей в районе 800 — появились уже в общей статистике по всей стране. «Раньше они были только внутри отдельных регионов. И это интересно — это значит, что если раньше химичили на уровне регионов и потом сводили сумму, то теперь, видимо, кто-то подгонял цифры после или во время суммирования», — объясняет Кобак.

Проверка данных статистикой избыточной смертности

Чтобы получить объективную картину, отражающую ситуацию с коронавирусом, эксперты используют показатель избыточной смертности, которая считается как разница между реальными смертями и прогнозом Росстата — то есть тем количеством смертей, которое мы бы ожидали, если бы не было эпидемии. Оно, в свою очередь, рассчитывается на основе данных за прошлые годы.

На основе подсчетов избыточной смертности, сделанных Алексеем Ракшой специально для Дождя, можно заключить, что к концу 2021 года избыточная смертность в России приблизилась к цифре в 360 тысяч человек. Оперштаб к этому моменту насчитал почти в шесть раз меньше — около 57 тысяч смертей. К сентябрю 2021 года избыточная смертность составила уже более 675 тысяч человек. Оперштаб за этот период отчитался о 180 тысячах смертей. Поскольку других крупных факторов, которые могли бы оказать сильное влияние на продолжительности жизни россиян, в последние два года не наблюдалось, эксперты допускают, что именно коронавирус стал причиной серьезного прироста смертности в стране.

Если график избыточной смертности наложить на график заражений, построенный по данным оперштаба, можно увидеть, что они в целом сопоставимы. Алексей Ракша подтверждает: статистика заболеваемости по России в целом «с прищуром с трех метров в какой-то степени отражает действительность». Однако, как обращает внимание Ракша, избыточная смертность при этом хронологически опережает статистику заболеваемости по данным оперштаба — и это может быть показателем сильного искажения последней, подчеркивает демограф.


Избыточная смертность (на основе данных Росстата) и данные оперштаба по смертям и заражениям

Иначе обстоят дела с данными по официальной смертности от ковида. При совмещении данных оперштаба и Росстата заметно, что две кривые радикально расходятся.

При этом на графике избыточной смертности обращает на себя внимание «горб» в июле 2021 года, выделяющийся на фоне падения заражений. Ракша считает, что частично на рост избыточной смертности в этом месяце повлияла жара на Урале. Впрочем, по его мнению, этот фактор мог добавить не более пяти тысяч смертей по всей стране — а в остальном разница, по словам Ракши, объясняется «сглаживанием» официальных данных оперштаба.

Тем не менее, цифры оперштаба остаются единственным официальным источником данных, доступным россиянам в ежедневном режиме. И как следует из графиков, в этом году российские власти окончательно перестали ориентироваться даже на них, принимая решения о проведении масштабных мероприятий.

Коронавирус

8 часов назад

Вице-спикер Думы признал, что информационная кампания по борьбе с ковидом в России провалена. Как исправить ситуацию?

вчера

В России за сутки выявили больше 34 тысяч новых случаев ковида. Это рекорд за всю пандемию

позавчера

Массовое отравление алкоголем в Екатеринбурге, бунт в колонии во Владикавказе, ученые из России и США создали препараты от COVID-19

все материалы по теме (3721) ⟶

Автоматизация звука

Звук после его логопедической постановки важно ввести в повседневную речь. Закрепите Л сначала в самостоятельном звучании, а потом в слогах и в словах. Секрет постановки в максимально комфортном и интересном формате — с использованием игр, скороговорок, стишков, загадок, содержащих слова с нужным твердым и мягким звуком.

Примеры использования Л в слогах, словах, скороговорках:

  • слоги: ля, кля, лю, флю, ли, гли, ле, пле, оль, ель;
  • слова: поля, лиса, лень, лодка, ложка, капель;
  • скороговорки: «Ля-ля-ля — холодная земля», «Ель-ель — за окном капель».

Автоматизация звука выполняется поэтапно. Постепенно приводите ребенка к составлению рассказов на основе картинок или собственных воспоминаний.

Дифференциация Л

Занятия по постановке — это не конечный этап. Важно, чтобы ребенок отличал Л от близких по звучанию фонем. Л дифференцируют отдельно, а также в словах и предложениях.

Предлагаем следующие варианты игр и занятий для индивидуальной постановки:

  1. «Запомни и повтори». Ребенку предлагаются карточки, где напечатаны слоги с буквами Л, Р, В: ра-ла, ру-лу, ал-ар, ул-ур, ла-ва, ул-ув и т.д. Постепенно добавляются карточки со словами и предложениями;
  2. «Найди слова на картинке». Малыш называет слова с буквами В, Р, Л, например, «арбуз», «ложка», «сыр», «ведро»;
  3. «Вставь пропущенные слоги и слова». Ребенку предлагают текст с готовыми стихами и пословицами, где намеренно пропущены слоги с Л, Р, В в составе.

Дифференциация «л» и «ль» выполняется по тому же принципу — ребенок учится различать слова с мягким и твердым звуком. Например, «лодка-лето», «моль — мел».

От мягкого “ЛЬ”

Стоят рядом индюк и индюшонок. Папа говорит “ЛЛЛЛ”, а сын “ЛЬЛЬЛЬ”. “Хочу как ты, папа”. Отец отвечает: “Хорошо, я тебя научу, но давай пригласим кораблик в гости, он наверно долго плыл. Погода плохая, он замерз. Давай его напоим чаем” Налили чай в чашечку. Угостили его сладкими трубочками. Индюшонок рассказал, как месил тесто для трубочек — «пя-пя-пя» и «тя-тя-тя» и сворачивал его. А Микки показал, как он поднимает свой парус. И покатал индюшонка на волнах вверх-вниз.(качели)

Очень часто звук ЛЬ уже имеется у детей или ставится первым. Происходит замена в речи Л на ЛЬ. Это бывает оттого, что у мягких звуков наблюдается палатализация, смычка неба не с кончиком Я, а с спинкой, Я при этом имеет неправильный тонус, а его кончик не выражен. Следовательно, надо делать массаж языка, чтоб он был более широкий, а также показаны упражнения:

  • чашечка
  • парус
  • месим тесто
  • трубочка

Просим малыша прикусить легко кончик языка, “поцарапать” его ногтем, чтобы он понимал, каким местом нужно упираться в нёбо (и за зубы). Делаем “качели”, чтобы ощущалась разница между выпуклым и вогнутым положением языка во рту.

Индюшонок помог поставить парус, постучал своим клювом «ДДДД» “Папа, у меня не получается как у тебя. Я хочу показать Микки как гудеть.” Отец помог индюшонку, поддержал его крылом

  1. Поставить палец в подбородочную ямку. Малыш произносит “ЛЬЛЬЛЬ”, надо нащупать ямку снизу, слегка надавить, если нет отклонения Я в сторону от средней линии и проблем с прикусом, то рефлекторно получится твердая фонема.
  2. Ладонью давить на подбородок снизу. При произношении “ЛЬ” подпереть тыльной стороной ладони подбородок. Когда произношение Л станет стабильным, пациент сам может держать свою руку.

Улучшение речевого слуха

Правильная постановка Л невозможна без комплексного развития. Для улучшения речевого слуха рекомендованы упражнения:

  1. Произнесение слов с разной громкостью — от тихого к громкому и обратно. Можно показывать при этом игрушки, объясняя, что маленькая говорит тихо, а большая громко, потом наоборот;
  2. Чтение сказок по ролям с озвучкой героев разным голосом — громким и тихим, низким и высоким;
  3. Показ картинок и намеренные ошибки в названии слов. Ребенок должен «подловить» вас и определить неправильно обозначенные слова;
  4. Работа с картинками, на которых изображены несколько похожих по произношению слов. Малыш должен правильно их назвать. Например, «лук-люк-луг».

Проводите тренировки регулярно, дополняя их играми под музыку. Важный элемент успеха — дисциплина. Приучайте ребенка не пропускать занятия, настойчиво трудиться. Продумайте мотивацию — расскажите о радостях общения при правильной речи. Будьте терпеливы и тактичны, не критикуйте за промахи и неудачи. Все получится!

От “заборчика”

Иногда достаточно отработать положение губ в улыбке, не смыкая при “пароходе” или “парусе”. Если смыкаются губы и слышится «В», то надо раздвигать губы пальцами либо все время напоминать о ”заборчике”. Хорошо, если клиент все время смотрит на положение своих органов речи в зеркале, так как зрительный контроль помогает понять, при каком положении звук произносить легче и четче.

И обязательно нужно улыбаться. Хорошее настроение залог успеха. И вот наконец-то Микки удалось загудеть. Его родители услышали и прогудели в ответ. Обрадовался маленький кораблик, помахал индюкам на прощание веслом, поблагодарил их за помощь и поплыл домой радостный и довольный.

После того, как звук Л поставлен, надо переходить к автоматизации его в слогах, словах и предложениях. Об этом читайте следующие статьи, следите за обновлениями блога. Желаю вам всего хорошего, до встречи!

Параламбдацизм

Этим термином называют замену верного звука «л» другим. Например:

  1. «г» – произносится «когено» вместо «колено»
  2. «в» – произносится «стов» вместо «стол»
  3. «ё» – произносится «ёкоть» взамен «локоть»
  4. «ль» – произносится «лёжка» вместо «ложка»

Все эти огрехи в произношении лечатся регулярным выполнением упражнений с логопедом и дома. Специалисты зачастую обходятся недешево, но есть случаи, когда всего один урок с врачом по постановке речи дает положительный результат, а закреплением уже можно заниматься в домашних условиях.

Ошибки при попытке произнести «л»

Среди ошибок при произношении «л» есть наиболее распространённые. Они встречаются и у детей, и у взрослых, но исправить их лучше всего в юном возрасте, когда речевой аппарат только подлежит настройке. Самые популярные ошибки:

  • Вместо «л» звучит «ы». Например, слово «ложись» будет произноситься как «ыожись». Это происходит оттого, что язык слишком оттянут в глубину ротовой полости.
  • Взамен «л» произносится сочетание звуков «ува». Так, «взяла» превратится в «взяува». Здесь неправильно поставлены губы.
  • Подмена «л» звуком «р». К примеру, «рекарство» вместо «лекарство».
  • Вместо «л» слышится звук, похожий на «ф» или на «н». Это происходит вследствие резкого, форсированного выдоха и участии в артикуляции щек или носа.

Причины трудностей в произношении звука “л”

Большая часть звуков прекрасно осваивается ребенком к 4-4,5 годам. Если же вы заметили, что ваш малыш испытывает затруднения с произношением нескольких букв или одного звука «л», ищите причины.
Одним из факторов может стать дефект речи у взрослого человека, постоянно контактирующего с крохой. Ребенок имитирует речь мамы или папы.

Замечены сбои в произношении и у детей, растущих в двуязычных семьях. Малышу трудно осваивать сразу два языка, он путается, подменяет звуки одного языка на звуки другого.

Среди физиологических причин отметим следующие:

  • нарушения, возникшие при развитии речевого слуха (ребенок слышит звуки неправильно);
  • патологии слухового аппарата и речевого дыхания;
  • изменения в строении артикулярного аппарата (в случае со звуком «л» это может быть укороченная уздечка).

Все анатомические изменения определяет специалист. Самостоятельные диагнозы часто приводят к неправильному лечению и усугублению дефекта.

Если у ребенка обнаружили укороченную уздечку, не стоит волноваться. Долгое время дефект исправляли с помощью надреза, а сегодня разработана новая методика, при которой уздечка растягивается до необходимого размера с помощью особых упражнений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]