Риторика. Четыре закона риторики. Целевые виды речи.


Зарождение риторского искусства

Современное ораторское искусство сохранило в себе черты, определившего его в древности. Эти корни нужно искать в античности, где взяла своё начало риторическая наука. Искусство красноречия зародилось в Греции в V-IV веке до н. э., на месте современной Сицилии. Этот период пришёлся на расцвет Афинской демократии. Важную роль в жизнедеятельности государства стали играть Народное собрание и суд, Совет пятисот: вершатся суды, публично решаются вопросы политики. Свободному гражданину нужно красноречие, чтобы вести дела, строить карьеру, отстаивать права.

Риторика в древней Греции как наука возникла примерно в 460 году до н. э., её формирование в это время связано с софистами:

  • Коракс (467 год до н. э.) – политический оратор, стал первым автором трактата по риторике и основателем школы, учившей искусству красноречия.
  • Тисий (480 год до н. э.) – основатель античной риторики, написал и издал работу по искусству убеждения, первым ввёл структуру ораторской речи: что говорить вначале и середине, как закончить выступление.
  • Протагор (481–411 год до н. э.) – приобрёл известность в результате своей преподавательской работы, странствовал по свету, ввёл диалоговую форму общения, предлагая собеседникам защищать и отстаивать собственные убеждения.
  • Лисий (443 год до н. э.) – древнегреческий оратор, заложивший основы судебного красноречия, создал своеобразный эталон стиля, которому следовали следующие поколения риторов.
  • Горгий (483 год до н. э.) – основоположник софистики, учитель красноречия в Афинах, разработал приёмы для украшения речи, которые прозвали «горгианскими фигурами».

Идеология софистов имела ряд особенностей:

  • Главное – манипуляция аудиторией.
  • Основа софисткой риторики – спор, словесное состязание, в котором один побеждает, а другой проигрывает.
  • Софисты не искали в споре истины, им нужна победа, поэтому важно не содержание речи, а её «внешняя форма».

Не все современники софистов разделяли это учение, считая приёмы последних интеллектуальным мошенничеством. Однако софисты помогли риторике войти в число обязательных наук для обучения граждан.

Что изучает наука?

Предмет риторики, как науки, включает в себя методы формирования целесообразной устной и письменной речи, а также процесс, в результате которого мысли преобразовываются в речь.

Для того чтобы определить задачи риторики, необходимо знать о ее основных направлениях. Их выделяют два:

  1. Логическое, в котором главными аспектами является умение убедить слушателя, эффективно подать информацию.
  2. Литературное, в котором важнейшими элементами считается богатство и привлекательность слов.

С учетом того, что в данной науке указанные направления объединяются, настоящая риторика ставит перед собой задачу делать речь правильной, убедительной и целесообразной. Определив, что такое риторика и зачем она нужна, не остается сомнений относительно ее необходимости в жизни человека, особенно занимающегося публичной деятельностью.

Сократ и Платон — открыватели новых путей ораторского искусства

Сократ (родился примерно в 470 году до н. э.) известен противостоянием софистским идеалам риторики. Он полагал: софисты своей изощрённостью в доказательствах запутывают публику. По мнению философа – главным пунктом подлинного красноречия должно быть нахождение истины, а не мастерство говорящего, способного уверить слушателей во всём что угодно. Эту идею позже изложил Платон (ученик Сократа), которую можно прочитать в произведении «Федр».

Сократ много сделал для развития диалоговой формы беседы, его учение всё время ориентировалось на правильное построение речи:

  • вступление;
  • изложение материала;
  • доказательства сказанного;
  • выводы по теме (правдоподобные).

Сократ задавался философскими проблемами о смысле существования людей. Он считал: диалог ведут не для забавы и праздных дел, а чтобы найти истину. Риторика Сократа может рассматриваться с позиции нравственности.

Платон (427 год до н. э.) делал упор на эмоциональное убеждение выступающего, считая, что красноречие должно затрагивать самые потаённые струнки души слушателя. Он говорил, что у каждого оратора должен быть собственный путь к нахождению истины, не нужно опираться на чужие мысли и опыт.

Аристотель и его значение в становлении риторики как науки

Античная риторика не представляется без имени Аристотеля (384–322 гг. до н. э.), который развил и обобщил всё, что сумели достичь ораторы Греции. Он автор трактата «Риторика», который включил в себя 3 книги:

  • 1 – рассказывает, какое место занимает риторика в системе античных наук, какими родами речей она представлена;
  • 2 – описывает способы убеждения слушателей;
  • 3 – изучает проблематику стиля и построения речи.

Философ чётко отделял художественную литературу от риторики, первой он посвятил трактат «Поэтика». Это учение разбирает теорию драмы. В первой части философ даёт характеристику термина «поэтика». Здесь можно читать, как он рассуждает о сущности искусства, считая, что оно помогает понять людям жизнь. В то время как Платон и Сократ не придавали риторике функции познавательности. «Поэтика» подводит итог всем существующим литературным теориям. Труд написан простым и конкретным языком. Трактат «Поэтика» выразил теорию поэзии Аристотеля, а в «Риторике» сформулирована теория художественной прозы. Работы «Поэтика» и «Риторика» повлияли и на развитие философии.

Аристотель сумел завершить превращение ораторского искусства в науку. Его учение выделяет цепочку, которая впоследствии получила развитие в работах других исследователей:

  • 1 – отправитель речи;
  • 2 – речь;
  • 3 – получатель речи.

Аристотель полагал, что убедительность ритора напрямую зависит от его нравственности. Но качество речи и настрой публики тоже имеют значение. В своих трудах философ анализирует типы слушателей, говоря, что оратор должен опираться на их индивидуальные особенности. Например, при создании будущей речи учитывать возраст потенциальной аудитории. Аристотель выступал против манипуляций людьми, целью оратора, напротив, должно стать побуждение слушателей к мысли.

Конечная цель разговора – это обретённая истина, считал Аристотель. Но ни в коем случае не добиваться победы разными способами, гораздо лучше объединить усилия, чтобы достичь согласия. Аристотель стал той фигурой, чья деятельность оказала влияние на дальнейшее формирование искусства ораторов. Именно античная риторика вырабатывает основные принципы науки.

Что представляет собой учение?

Что означает слово «риторика»? Переводя с греческого языка слово риторика выглядит как «rhetorike» и значит «ораторское искусство». Изначально данное определение подразумевало под собой умение говорить красиво и выражать свои мысли перед другими людьми.

Со временем понятие риторики несколько раз менялось, на что влияла смена периодов культурного развития людей. Поэтому данная наука, начиная с античности и заканчивая настоящим временем, воспринималась по-разному.

Основали ее софисты, которые говорили, что риторика — это дисциплина, способная научить оратора доказывать свою позицию, манипулировать и доминировать в обсуждениях. В современное время основой такой науки является гармонизирующая речь, поиск правды, побуждение к мысли.

Сейчас слово риторика понимается, как дисциплина, которая позволяет изучать методы формирования речи, характеризирующейся целесообразностью, гармоничностью, умением воздействовать. В связи с этим предмет риторики выступает в качестве мыслеречевого действия. Риторика сочетает в себе учения философии, социологии, психологии, что помогает добиваться эффективного речевого взаимодействия с любой публикой.

Таким образом, современная риторика рассматривается с трех сторон:

  • Это наука, рассматривающая искусство слова, которое обладает конкретными нормами публичного выступления перед людьми, позволяющими достигнуть хорошего результата при воздействии на слушателей.
  • Это высочайший уровень мастерства произношения речи перед публикой, владение словом на профессиональном уровне и отличная ораторская речь.
  • Учебная дисциплина, которая помогает студентам привить правила ораторского мастерства.

Таким образом, общая риторика изучает правила построения целесообразной и убедительной речи, которая помогает сделать выступление ярким и запоминающимся.

Риторика Древнего Рима

Время эллинизма стало следующим этапом в развитии риторики. Греция потеряла независимость, и доминирующее положение занял Рим. Однако римляне быстро усвоили достижения греков в области культуры.

Красноречие римлян достигло расцвета в I веке н. э., это время, когда выросла роль судов и Народного собрания. Главной персоной в риторике этой эпохи становится Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.). Это был искусный оратор, который считал красноречие главным орудием в руках государства. Только так можно воздействовать на массы людей. Учение Цицерона изложено в написанных им книгах:

  • «Об ораторе»;
  • «Брут» или «О знаменитых ораторах»;
  • «Оратор»;
  • «О наилучшем роде ораторов».

Марк Туллий считал: политический деятель или общественник обязан быть искусным оратором. А чтобы им стать, следует много читать и учиться, обладать задатками актёра и иметь хорошую память. Ритор продолжал разработку греческого классического идеала, как нужно строить речь:

  • В первую очередь оратору следует найти что сказать.
  • Второе – разложить материал в строгом порядке.
  • Облечь в словесную форму.
  • Обязательно запомнить материал.
  • Произнести речь.

По мере того как возрастало могущество Рима, менялась и суть риторики. Она воспринималась не как умение хорошего убеждения, а как наука красиво излагать мысли. Такой подход был близок ещё одному римскому ритору – Марку Фабию Квинтилиану (36–100 гг. н. э.). Он создал первую государственную школу риторики и написал ряд трактатов по этой науке. Его творчество стало завершающим периодом римского риторического искусства.

Риторика древнего мира играла важную роль в жизни римского общества. Она была средством публичного общения, её преподавали в школах детям как обязательную дисциплину. Но последующий кризис империи Рима отразился на красноречии – оно становилось формальным и несодержательным.

Разновидности речи выступающего

Существует несколько разновидностей ораторской речи в зависимости от того, кого необходимо убедить, где проходит выступление, какую цель оно преследует. К таковым относят следующие красноречия:

  • Социальное и политическое. Это когда читают доклады, затрагивающие социальную, политическую и экономическую тематику, выступают на митингах, проводят агитацию.
  • Академическое. К нему относится прочтение лекций, научных докладов или сообщений.
  • Судебное. Такой тип красноречия используют прокурор и защитник, выступая в судебном заседании. Своей речью они должны убедить в виновности или невиновности обвиняемого лица.
  • Социально-бытовое. Его применяют все люди, произнося речи на юбилеях, застольях либо на поминках. Сюда же относят светскую болтовню, которая не требует споров, дискуссий, а характеризуется легкостью и простотой восприятия.
  • Богословское. Это красноречие используется в церквях, например, когда верующие читают проповедь или прочую речь в соборе.
  • Дипломатическое. Данный тип предполагает соблюдение этических норм в деловой речи. Это необходимо при деловых переговорах, переписок, при составлении официальных документов, а также при переводе.
  • Военное. Эта разновидность красноречия применяется, когда призывают к бою, издают приказы, уставы, передают информацию по радиосвязи.
  • Педагогическое. К нему относятся выступления преподавателей и студентов, причем как устные, так и письменные. Сюда же входит прочтение лекций, что считается сложным актом педагогического общения.
  • Внутреннее, или мнимое. Так называют диалог, который каждый человек проводит с самим собой. Данный вид подразумевает под собой мысленную подготовку к устному выступлению перед публикой, а также к письменной передачи информации, когда человек прочитывает написанное про себя, что-то вспоминает, о чем-то размышляет и так далее.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что такое риторика и зачем она нужна обществу. Риторика как наука об ораторском искусстве предполагает изучение правильности произношения речи перед публикой с целью каким-либо образом повлиять на слушающих ее людей. С ее помощью ораторы приобретают навыки, позволяющие сделать их речь правильной, целесообразной, а самое главное, убедительной.

Развитие риторики в Средние века и эпоху Возрождения

В конце V века Рим пал, установился феодальный строй, и риторика стала меняться. На первые позиции выходит красноречие церковное. Оно носит черты поучительного характера. Риторическая наука в Средние века имеет ряд характеристик:

  • потребность в искусстве оратора снижается;
  • риторика нужна не всем, в ней нуждаются священнослужители и учёные;
  • утрата многих традиций античной риторики, хотя используются некоторые наработки (в частности, латынь);
  • служит в качестве украшения выступлений политиков и речей проповедников.

В Средние века риторика приобретает способность влиять на психическое сознание человека. Если проповедник владел таким качеством – его риторское мастерство было на высоте. На ниве проповеднического красноречия взросли известные всему миру ораторы богословы: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский.

В XI–XII веках появляются средневековые университеты, и формируется университетское искусство красноречия. Но оно всё ещё сильно зависит от церкви.

Новый подъём интереса к риторике отмечается в эпоху Возрождения, в это время происходят значительные культурные перемены. Возникла заинтересованность в античности, христианство перестаёт быть ведущей идеологией. С развитием экономики возрождается торговое красноречие, набирает популярность парламентское и судебное ораторство.

Риторика ренессанса характеризуется отходом от латыни старых учебников, всё чаще звучат идеи искать новые возможности в родном национально языке. Искусство ораторов сближается с художественной литературой. Это период возникновения первых книг по риторике, возможность читать на национальных языках. Среди них:

  • «Сад красноречия» – Генри Пичем.
  • «Искусство поэзии» – Николя Буало.
  • «Искусство английской поэзии» – Джордж Путтенхем.

Эпоха Ренессанса дала толчок к появлению новых отраслей в красноречии, такие как риторика беседы в светском обществе или риторика портрета. Примером для подражания становится искусный оратор, писатель и философ античности Цицерон. Лучшие умы этого времени считают, что учение языку является непременным условием для равностороннего развития и роста личности.

История риторики в русской культуре

Русская история риторства имеет глубокие корни. В древности на Руси отсутствовал термин «риторика», но было понятие «красноречие». Оно выливалось в разные формы:

  • Красноречие политическое – нужно было проявлять на народных собраниях, вече или сходках старейшин.
  • Чтобы вдохновить войска перед битвами использовалось военное красноречие.
  • Дипломатическое – договоры между воинствующими сторонами.
  • На пирах и тризнах родилось торжественное направление в искусстве ораторов.

После крещения Руси зародилась дидактическая риторика, вылившаяся в учение и наставления, чаще для молодёжи. К ним причисляются «Поучение Владимира Мономаха», «Житие протопопа Аввакума», «Житие Сергея Радонежского». Заметный след в истории древнерусского риторства оставил писатель и проповедник Кирилл Туровский. Его наследие является образцом искусства ораторов, обращённое к прихожанам в виде наставлений и проповедей.

Несмотря на развитую культуру красноречия, до XII века на Руси не существовало учебной литературы по риторике. Такой труд появился только в 1620 году и включил в себя 2 книги: «Об изобретении дел» и «Об украшении слова». В произведении представлено учение о науке в целом рассматривается термин «ритор» и круг его «обязанностей».

Несоизмеримый вклад в формирование и становление русской риторики внёс М. Ломоносов. Учёный написал два учебника, где описал историю риторики и проанализировал античное ораторское искусство. В риторике Ломоносова изложены требования и правила, которыми должен руководствоваться оратор. Работу высоко оценили современники в XVIII веке, её стали много читать, позднее она стала основой для написания новых учебников.

Риторика в России в дальнейшем формировалась благодаря выдающимся учёным и педагогам, общественным деятелям, среди которых:

  • Сперанский М.М. (1772–1839) – написал курс словесности (1792), в работе изложены нормы и правила речи для оратора.
  • Никольский А.С. (1755–1834) – в своих трудах «Логика и риторика» (1790) и «Основания российской словесности» (1792) рассматривает прозаическую, ораторскую и стихотворную речь, каждой даёт характеристику.
  • Рижский И.С. (1755–1811) – создал сочинение из 4 частей «Риторика», по этим произведениям велось учение многих поколений в университетах.

Первая половина XIX века — расцвет русской риторики. Создаётся множество трудов по науке, особенно большой вклад внесли труды известных учёных А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского, А.И.Галича, К.П.Зеленского.

Вторая половина XIX века – период возникновения новой дисциплины «Теория словесности», которая взяла некоторые понятия и разделы риторики. Но сама риторика как самостоятельный предмет постепенно утратилась к началу XX века.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]