Реферат «Современное состояние деловой риторики и перспективы развития»

Обладать завидным красноречием, всегда побеждать в споре, непринужденно быть в центре внимания, заручаться поддержкой или просто ясно делиться своим мнением, это ли ни мечта каждого из нас?

Возникшее в эпоху античности с её Периклом, Сократом, Цицероном и Цезарем, в нашу информационную эпоху ораторское искусство находит самые разные применения — от преподавательской деятельности до политики.

Особенно показателен пример Демосфена, который несмотря на физические недостатки, с помощью долгих и упорных тренировок своего мастерства, добился мировой известности наряду с Александром Македонским. Не все рождаются с «языком без костей», обладая всеми необходимыми ораторскими качествами.

Как и в любом искусстве важна кропотливая работа над оттачиванием собственных навыков, художники работают над штрихами и мазками, музыканты часами наигрывают гаммы, а искусный оратор улучшает качественное и содержательное восприятие своей речи аудиторией.

Настоящий оратор словно «дирижирует» слушателем, кратковременным изменением интонации способен увлечь за своим потоком мыслей и не отпустить.

Отличные статьи, с которыми желательно ознакомиться:

История риторики от Средневековья до эпохи Ренессанса

Древнеримская риторика

Древнегреческая риторика

Под образовательным пространством понимаем…

Зотова Лариса Анатольевна

Возрождение

В XVI веке, в период, отмеченный огромным ростом интереса к созданию народной риторики для удовлетворения нового самосознания в использовании родных языков, французский философ Петрус Рамус и его последователи просто завершили зарождающуюся фрагментацию риторической теории, утверждая должности как отдельные специальности.

Изобретательность и предрасположенность были приписаны диалектике, к тому времени в значительной степени молчаливому искусству спора, которое в Рамистской системе ставило на первое место самоочевидные аксиоматические утверждения.

Память рассматривалась не как вопрос создания звуковых эффектов для улучшения запоминания идей оратора, а как вопрос эффективного расположения, так что отдельное внимание к памяти исчезало.

Ораторское искусство и произношение считались единственными двумя должностями, присущими риторике, и они подвергались особому порицанию.

Ораторское искусство, или стиль, стало центром риторической теории, и в руках Рамистов оно занималось почти исключительно фигурами речи. На самом деле, сильный акцент на фигурах речи развивался с позднего Средневековья.

При ответственном обучении, как лингвистические позы, позы, жесты ума в противостоянии внешней реальности, фигуры служили полезной цели; и в образовании эпохи Возрождения они широко использовались, как и в современной манере, в интерпретации или анализе дискурса.

Менее ответственно преподанные, фигуры стали просто украшением, как метафора у Аристотеля. В системе Ramistic, цифры колебались между служением в качестве аргументов и выступающей в качестве внешнего украшения.

Фигуры речи снискали себе еще большую дурную славу в новой культуре Возрождения, которая отличалась не только энтузиазмом к печатному разговорному языку в “простом” стиле, но и растущим недоумением по поводу доктрин страстей.

В течение столетий риторы учили фигурам речи как средствам «усиления» идей, чтобы они могли апеллировать к страстям аудитории. У Рамуса риторика отбросила свои принципы усиления, оставив страсти для обсуждения главным образом «философами-моралистами», которые горячо сражались за то, какие страсти были ординарными, а какие-нет.

В конечном счете, сами страсти стали субъектами или объектами новых ученых, которые оторвали их от моральной или религиозной догмы.

Лишь в конце XVIII века доктрины страстей вновь оказались в поле зрения ритора; однако в то время эти фигуры рассматривались не столько как призывы к страстям аудитории, сколько как проявления психологии автора или оратора—или, используя метафору, использованную ранее, как места на карте его ума.

Другая часть фрагментированной Рамистской риторики, произношение или действие, редко упоминалась в эпоху Возрождения; она еще не была доведена до совершенства, это было оправдание Рамистов.

Первый реальный толчок к научному изучению английского устного языка был дан в начале XVII века Фрэнсисом Бэконом, который, касаясь риторики в своих работах, призвал к научному подходу к изучению жестов. Рамисты создали контекст, в котором призыв Бэкона будет иметь особую силу и значение.

Хирология Джона Булвера (1644) была первой работой, которая откликнулась, и вслед за ней появилось множество исследований физического, невербального выражения идей и страстей, включая работы Чарльза Дарвина и Александра Мелвилла Белла в 19 веке и современные труды по “молчаливому языку” американского лингвиста Эдварда т. Холла.

Справка “Фомы”. Образцы русской ораторской классики

Судебным красноречием отличались известные судебные деятели второй половины XIX — начала ХХ веков Ф. Н. Плевако, А. Ф. Кони, П. С. Поро­ховщиков; академическим красноречием — профессора университетов историки Т. П. Грановский, В. О. Ключевский, филологи И. И. Давыдов, Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский — в XIX веке, Н. И. Конрад, В. В. Виноградов — в ХХ веке. Образцами духовного красноречия были многие церковные ораторы: митрополит Филарет (Дроздов), святой праведный Иоанн Кронштадтский. Образцы политического красноречия мы находим и у киевских князей, и у сподвижников Петра Великого (Феофан Прокопович), и в воззваниях Александра I, написанных по поводу нашествия Наполеона, и в речах деятелей начала ХХ века — Столыпина, Витте и многих других.

На заставке фрагмент фото TEDxSydney

Традиционная риторика

Традиционная риторика ограничивается понятиями и терминами, разработанными риторами, или риторами, в классический период Древней Греции, около 5-го века до н.э., чтобы научить искусству публичного выступления своих сограждан в греческих республиках и, позже, детям богатых при Римской Империи.

Публичные выступления считались высшим достижением образования, а риторика была в центре образовательного процесса в Западной Европе на протяжении 2000 лет.

Конечно, в столь давней традиции произошли незначительные изменения в акцентах, и долгое время даже написание писем входило в сферу риторики; но она последовательно сохраняла свой акцент на обучении, на наставлении тех, кто хотел начать общение с другими людьми.

Основа речи — план

Нужно помнить, что риторика – это не только умение красиво говорить. Это еще и искусство стройно, логически мыслить.

Без умения структурировать речь, без четкого плана, основанного на последовательных, связных тезисах, нельзя говорить убедительно и разумно. В основе любого, самого эмоционального спича лежит выверенная, продуманная концепция. В противном случае оратор начнет бессмысленно повторяться, упускать важные факты и запинаться.

Еще один момент, напрямую с умением общаться с аудиторией не связанный – дикция. Слушатели должны сконцентрироваться на речи, а не отвлекаться на необходимость разбирать невнятное произношение лектора.

Говорят, Демосфен, чтобы добиться идеального произношения, тренировался в ораторском искусстве, положив в рот несколько камешков. Звучит забавно, но это действительно неплохой способ выровнять дикцию – если, конечно, нет серьезных проблем, требующих помощи специалиста. Ну и, конечно, скороговорки. Их даже дикторы используют для тренировок.

Современная риторика

Современная риторика переключила свое внимание на аудитора или читателя.

Литературная критика всегда заимствовала из риторики стилистические термины, такие как антитеза и метафора были изобретены классическими риторами.

Современная риторика-это гораздо больше, чем набор терминов. Точка зрения, с которой он рассматривает текст, отличается от точки зрения других дисциплин.

История, философия, литературная критика а социальные науки склонны рассматривать текст как своего рода карту авторского сознания на ту или иную тему.

Риторы, привыкшие к своей традиционной дисциплине рассматривая коммуникацию с точки зрения коммуникатора, рассматривайте текст как воплощение намерения, а не как карту.

Забота об аудитории, о намерениях и структуре является признаком современной риторики. Она так же связана с процессом интерпретации, или анализа, как и с процессом творения, или бытия.

Современные риторы отождествляют риторику скорее с критической перспективой, чем с художественным произведением. Они оправдывают распространение своих интересов на другие литературные области на основе изменения мышления о природе человеческого разума.

Похожие записи:

  1. Древнегреческая риторика Причины возникновения искусства риторики в Древней Греции. Ее основоположники. Влияние…
  2. Почему учителю необходимо владеть основами педагогической риторики Риторика учит нас правильно доносить свои мысли до собеседников в…
  3. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  4. Особенности формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста. Задачи формирования сенсорных…

Внутренняя классификация

Риторическая наука делится на два основных типа – общая и частная.

Их понимают так:

  1. Общая риторика – наука, изучающая универсальные парадигмы (это что?) и правила создания качественной (эффективной и красивой / только эффективной) речи. Она не затрагивает конкретные сферы.
  2. Частная риторика носит более прикладной характер. Она строится на обособленных видах коммуникации (это как?), зависит от сферы жизнедеятельности.

Сколько существует частных риторик? Трудно сказать. Столько же, сколько и сфер, в которых человек должен общаться, коммуницировать.

Можем назвать наиболее объемные:

  1. политическая,
  2. судебная,

  3. торжественная,
  4. богословская,
  5. академическая,

  6. деловая,
  7. публицистическая.

Первые четыре называют традиционными, они были выделены давно. Три оставшиеся – приобретение последних веков.

Существует ещё одна классификация. Так, риторика бывает:

  1. Теоретическая. Исследует правила создания хорошей речи.
  2. Прикладная. Использует выделенные правила на практике.
  3. Тематическая. Изучает поля разных типов словесности, объединенных одной темой. Как пример – риторика президентских выборов.

Публика – это вовсе не страшно

Риторика – это беседа, а не зачитывание текста с листа. Речь нужно учить на память, причем отрабатывать до тех пор, пока она не будет звучать, как свободная импровизация – то есть легко и без усилий. Нет ничего более сложного, чем создание иллюзии непринужденности. Легчайшая грация балерин – результат огромного труда.

Тренироваться нужно постоянно. На родных, на друзьях, на любимой собаке – уж она-то точно будет слушать с интересом, даже если рассказывать одно и то же десяток раз. Когда появится привычка говорить легко и гладко, не сбиваясь, выступать на публике станет намного легче.

Для многих проблема именно в том, что стоять перед людьми, выступать – процесс страшноватый, нервирующий. Здесь тоже поможет практика. Можно попробовать выступить на родительском собрании, на совещании перед коллективом, сказать небольшую речь на корпоративе. Вокруг будут пусть и не родственники, но все же знакомые, доброжелательные люди. В таких условиях привыкать к вниманию публики будет намного проще.

Речь должна быть грамотной

Русская риторика имеет характерную особенность. Она требовательна к языку, точнее – к стилю речи.

Это важный фактор, по которому оценивают ораторское искусство говорящего. Предполагается, что оратор должен владеть классическим литературным стилем, не сбиваться на сленг, жаргонизмы или местечковый говор. Конечно, есть исключения – к примеру, выступления в узкопрофессиональной среде или перед лицом избирателей, когда нужно выглядеть «своим». Но чаще такая речь воспринимается как проявление необразованности, низкой культуры. И тогда доверие к оратору снижается.

Увы, научиться говорить правильно намного сложнее, чем исправить дикцию. Лучший способ – это читать хорошую литературу и общаться с интеллигентными людьми. Если времени на чтение нет, можно приобрести несколько качественных аудиокниг, и слушать их в свободные минуты. Так будет формироваться привычка говорить правильным литературным языком.

Диалог с публикой

Таки отступления должны быть не слишком частыми, но и не редкими. Они позволяют аудитории передохнуть, мысленно подытожить сказанное и подготовиться к следующей части речи, не столь живой и увлекательной.

Чтобы определить, интересно ли слушателям, правильно ли выбран темп и интонация, нужно найти в зале человека, вызывающего симпатию, и говорить «для него». Этот прием часто используют начинающие актеры, а современная риторика имеет много общего с театральным искусством. Во-первых, так легче забыть о зале и публике, наблюдающей за выступлением. Во-вторых, наблюдая за конкретным человеком, выступающий создает иллюзию диалога. Он видит эмоции, вызванные речью, замечает, когда человек отвлекается и начинает скучать, а когда, наоборот, сочувствует высказанным мыслям.

Ориентация на слушателей

Основы риторики предполагают умение структурировать речь и подгонять ее под аудиторию. То есть нужно научиться писать план и заполнять пункты фрагментами текста, имеющими целевое назначение.

Речь, рассчитанная на шахтеров – совсем не то же самое, что спич, который будут произносить на совете директоров. И дело вовсе не в том, что кто-то лучше или хуже. Просто у этих аудиторий – разные интересы, разные вкусы. Оратор должен это учитывать, составляя конспект речи. При одинаковой основе такие выступления требуют разных выразительных средств, разных примеров. Интеллигентная аудитория вряд ли оценит излишнюю экспрессивность оратора, а вот люди, привыкшие открыто выражать свои чувства, наоборот, будут симпатизировать эмоциональному оратору.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]