В статье представлена краткая история риторики, а также причина возникновения и распространения риторики по всему миру.
Почему одни публичные выступления услышаны и тут же забыты, а фразы других ораторов становятся крылатыми и навсегда остаются в культуре и истории нации, например, как в США:
„Не спрашивайте, что Ваша страна может сделать для Вас, спрашивайте, что Вы можете сделать для своей страны.“
Джон Кеннеди
Или в СССР:
«Кто не работает, тот не ест».
В. И. Ленин
История возникновения
Возникла риторика в 5м веке до нашей эры. Эмпедоклон, со слов Аристотеля, считается изобретателем нового вида искусства. А первая работа в риторике — это трактат ученика Эмпедоклона — Коракса.
К сожалению, трактат не сохранился до наших дней, о его содержании стало известно из трудов древних писателей. Коракс был судебным адвокатом, пребывал в любимчиках у сиракузского тирана Герона.
Он первым сформулировал определение риторике: » Красноречие есть работница убеждения «. На этом он не остановился и определил композицию ораторской речи, которая используется и в наши дни, разделив ее на основные части:
- Вступление.
- Предложение.
- Изложение.
- Доказательство — борьба.
- Заключение.
Коракс высказал мнение (и придерживался его), что цель оратора состоит не в раскрытии истины, а в четкости и убедительности речи при помощи софизмов ( заведомо ложных умозаключений ).
Исей
В десятку самых известных древнегреческих ораторов входит Исей из Халкиды, который практически всю жизнь занимался совершенствованием искусства красноречия. Также данная личность является автором нескольких судьбоносных речей, которые были написаны специально на заказ для судебных разбирательств. Сегодня по этим самым речам снимают художественные фильмы, а актеры строят на них свою известность.
Исей являлся наставником Демосфена, а сам учился у известного оратора Исократа. На сегодняшний день можно найти 11 судебных речей, которые пользуются огромной популярностью, поскольку в них изложено все весьма доступным языком. Исея считают намного мудрее своего наставника, однако так ли это на самом деле – судить не нам. Как бы то ни было, его речи стали источником вдохновения для многих людей, которые сейчас обрели популярность.
Основоположники
Следующим основоположником риторики считается ученик Коракса — Лисий. Он продолжал развивать, как и его учитель, систему софистических доказательств.
Особенно восхвалял «крокодилит » (логический парадокс ) своего учителя. У него тоже были ученики. Частью методики преподавания было заучивание наизусть отрывков из прославившихся речей известных публичных людей.
Одним из его учеников был Горгий Леонтийский. Он пошел дальше своего учителя. Смог в своих речах убедительно перевернуть истинное. Например:
- выдать старое за новое, а новое — за старое;
- об одной и той же веще высказать абсолютно противоречивые взгляды.
Горгий был уверен, что не истина — главное, а вероятное. У него были ученики и последователи. Методика его преподавания не отличалась от методики Лисия, своего учителя — заучивание наизусть отрывков из произведений или речей лучших ораторов.
В наследие от него осталась интересная работа — трактат «О приличном случаю». В нем Горгий учит как серьезные доводы можно уничтожить насмешкой, а на насмешку ответить с достоинством.
Из школы Горга вышли известные миру ораторы: Пол, Агригентский, Ликимний, Фрасимах, Эвен, Федор Византийский, Протагор, Продик, Исократ.
Следующими известными именами для истории в области риторики стали: Аристотель, Цицерон, Квинтилиан.
Кто такой оратор?
Прежде чем приступить к ознакомлению с основным материалом, давайте для начала разберемся с тем, кто такой оратор и чем он занимается. Если обратиться к словарю современного русского языка, то можно найти несколько определений данному термину, каждый из которых несет определенную долю истины. К примеру, ораторами сегодня называют людей, которые на профессиональном уровне изучают искусство красноречия.
Также многие современные писателями используют данный термин в своих произведениях, представляя читателю персонажей, которые обладают определенным даром речи. Если говорить вкратце, то оратор – это лицо, произносящее определенную речь. В следующих разделах вы найдете имена древнегреческих ораторов и их труды, которыми пользуется и современное поколение.
Значение античной риторики для мировой культуры
Зародилась и развивалась риторика в Древней Греции, потом ее учение вышло за пределы страны и перекинулось в Древний Рим, затем — в западную Европу, дальше — в восточную Европу, к славянам.
Скажем больше, ораторское искусство не потеряло своей актуальности и в наши дни. На протяжении всего развития человечества изучались и изучаются труды древних ораторов.
Талант убеждения и мастерство ораторского искусства было и есть востребованным во все времена и в любой точке мира на Земле.
- Работы мастеров античной риторики были и есть предметом споров и восхищений.
- Они стали фундаментом зарождения новых наук: философии, логики, лингвистики, функциональной стилистики, культуры речи.
- Изучаются в ВУЗах на факультетах философии, лингвистики, психологии и юриспруденции;
- Риторика стала частью качественного гуманитарного образования.
- Большой популярностью пользуются курсы красноречия, которые способствуют приобретению навыков убеждения, повышению самооценки отдельного человека, излечиванию от » косноязычия».
Красноречие в храме и на научной кафедре
В Средние века сложилась парадоксальная ситуация: античный мир и его достижения объявлялись церковью «греховными», «языческими», но при этом многие достижения древнегреческих и древнеримских мыслителей активно использовались европейскими богословами. Так, явно с оглядкой на труды Аристотеля и Цицерона составлены многие сочинения Фомы Аквинского, Августина Блаженного и других «отцов церкви». Необходимость «нести слово божье», излагать для неграмотных церковные догматы порождала талантливых проповедников, подчас обладавших большим влиянием на паству, чем правящие короли и императоры, — в качестве примера можно привести уже упоминавшегося Савонаролу. Важную роль играла риторика и в годы конфликтов между разными религиозными направлениями.
Иоанн Златоуст — знаменитый богослов, проповеди которого считаются одной из вершин церковного красноречия
В эпоху Возрождения и Нового времени, когда человек провозглашался главной ценностью, а наука и разум — основными инструментами познания мира, риторика в основном служит для популяризации науки, для разъяснения того, что еще несколько десятилетий назад считалось «чудом». Кроме того, риторика играет важную роль в литературе: так, в трудах кардинала Пьетро Бембо и писателя Бальдассаре Кастильоне, ярких представителей эпохи Возрождения, содержится множество рассуждений о стилистике речи, структуре народного языка, о роли образности и остроумия в изложении.
«Краткие речи всегда более содержательны и способны вызвать сильное впечатление» (Максим Горький)
В конце XVII — в XVIII столетии риторика становится более «узкоспециальной», в ней более четко прослеживаются отдельные области, такие как риторика политическая, богословская, научная, судебная, литературная и даже светская, ведь, например, всевозможные самоучители по этикету и искусству «легкой беседы в обществе» тоже имели отношение к красноречию! Французский писатель и богослов Франсуа Фенелон в своей работе «Рассуждение о красноречии» превозносит такие достоинства оратора, как ясность мысли, четкость изложения, «поэтичность без излишеств».
Огюст Кудер. Открытие Генеральных штатов 5 мая 1789 года. 1839. Это заседание, созванное королем Людовиком XVI для решения финансовых проблем государства, и прозвучавшие на нем речи отчасти стали одной из причин Великой французской революции
Знаменитые религиозные проповедники средневековья:
- Августин Блаженный
- Иоанн Златоуст
- Василий Великий
- Беда Достопочтенный
- Исидор Севильский
Пособия по риторике эпохи возрождения и нового времени:
- «Риторика», Филипп Меланхтон
- «Искусство поэзии», Николя Буало
- «Источники французского красноречия», Шабанель
- «Сад красноречия», Генри Пичем
Риторика Древней Греции
Период зарождения искусства риторики приходится на период Афинской демократии.
Послужило этому то, что гражданин, который обращался в суд, должен был сам выстроить свою речь для защиты или обвинения. Именно умение формулировать свои мысли, убедительно объяснять и доказывать, влияло на результат решения данного суда.
В то время так ценилось владение ораторским искусством, что позволяло сделать блестящую политическую карьеру. Потому как в управлении государством имело огромное значение мнение Народного собрания и Совета пятисот.
Создателями искусства риторики считаются софисты, которые не особо обладали морально-этическими принципами. Зато у них был талант красноречия и умение управлять, манипулировать сознанием толпы.
Основоположником высокой риторики стал Сократ. Он считал, что софисты умышленно пользуются ложным рассуждением, и стал ярым противником их учений.
За основу своего учения он взял оперирование истинными понятиями и логическими доказательствами в споре. Был уверен, что именно это обеспечит настоящую победу.
Аристотель внес огромный вклад в развитие риторики тем, что систематизировал имеющиеся на то время знания. Один из его трудов — трактат » Риторика «, состоящий из 3х книг.
Аристотель вывел основные законы риторики, которые являются и на сегодняшний день основополагающими для любого оратора публичных выступлений.
Интересен для истории Демосфен — ученик Сократа и Платона. Он имел косноязычее и страх перед толпой. Однако, сумел преодолеть эти препятствия, благодаря своей целеустремленности и упорству.
Его примитивная методика борьбы с козноязычеем применяется до сих пор у учащихся красивому слову. Это — камешки во рту.
В период средневековья интерес к риторике ослабевает и возобновляется с новой силой уже в 19м веке. Огромный вклад в ее развитие внесли наши соотечественники: М. В. Ломоносов, М. Монтель.
Пример ораторского таланта — Л. Троцкий. В наши дни риторика продолжает свое развитие, постоянно обращаясь к трудам мастеров ораторского искусства Древней Греции.
Похожие записи:
- О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
- Риторика — традиционная и современная Современная риторика — истоки ораторского искусства. Риторы времен Рамуса и…
- Почему учителю необходимо владеть основами педагогической риторики Риторика учит нас правильно доносить свои мысли до собеседников в…
- П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» — краткое содержание «Конек горбунок» П.П. Ершова — очень краткое содержание для читательского…
ВВЕДЕНИЕ
Классическую риторику традиционно рассматривают как прообраз современной культуры речи, поскольку в период своего возникновения (5 в. до н.э.) и первоначального развития риторика была единственной отраслью человеческого знания, которая ведала закономерностями, нормами и наиболее эффективными приемами общения. В процессе развития и дифференциации науки об общении в ней постепенно сформировались, а в дальнейшем от нее отделились новые самостоятельные дисциплины: культура речи, стилистика, лингвистика текста, психолингвистика, психология общения, этническая и культурная психология и т.д.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что риторика нужна каждому из нас для того, чтобы эффективно общаться в различных ситуациях, решать разнообразные коммуникативные задачи, которые ставит перед нами жизнь, в конечном счете, для успешной самореализации.
Цель реферата – изучить понятие «риторика», ее основные принципы и законы.
Объектом исследования в данной работе является риторика как наука, т.е. рассматривается риторика с точки зрения ее проявлений и значимости в жизни людей. Предмет исследования – законы и принципы риторики.
Задачи:
— анализ научной литературы по проблеме исследования;
— изучить понятие «риторика»;
— рассмотреть принципы и законы риторики.
Сократ
Великий древнегреческий философ, который также стал родоначальником диалектики. Во втором разделе нашей статьи мы уже упоминали о нем, однако столь авторитетная личность заслуживает отдельного внимания, а не сравнения с другими известными ораторами. Сократ излагал свои учения преимущественно среди своих учеников, которыми являлись Платон и Ксенофонт. Больше всего он любил философию, однако ораторское искусство давалось ему с поразительной легкостью. Уже к двадцати годам он обрел такую мудрость, которой могли бы позавидовать многие старцы. Для всех последующих эпох данная личность стала воплощением идеала человека.
Свои методы обучения оратор сравнивал с «искусством старой бабки». То есть он задавал ученикам ряд вопросов, к которым предполагалось критическое отношение со стороны учителя. После ответов он задавал еще несколько дополнительных вопросов и так до тех пор, пока ученик не входил в безвыходное положение. Таким образом Платон научился отвечать на самые сложные вопросы, а Сократ получил свою известность. Также стоит отметить, что данный оратор не записывал свои мысли, а предпочитал держать все в уме, поэтому на сегодняшний день можно найти относительно немного информации по поводу деятельности этого мудреца.