Как избавиться от шепелявости, или когда общение — в удовольствие

Шепелявость – дефект речи, при котором наблюдается неправильное произношение шипящих и свистящих звуков. При этом дефект никак не влияет на понятность речи и корректность ее грамматического и логического построения. Помочь человеку разобраться, как перестать шепелявить, может логопед, а также несколько советов для работы над восстановлением речи на дому.

Общая информация

Шепелявость характеризуется нарушением произношения шипящих и свистящих звуков. У человека сохраняется грамматика, лексикон и понимание речи окружающих людей. Патология развивается в результате различных причин:

  • наследственной предрасположенности;
  • нарушения подвижности языка;
  • расстройства слуха, не позволяющего человеку правильно слышать фонемы;
  • сопутствующих изменений речи;
  • если сформирован неправильный прикус;
  • травматических повреждений ротового аппарата и др.

Указанные факторы способны приводить к развитию шепелявости у ребенка или взрослого человека. В этом случае речь больного изменяется характерным образом: нарушается произношение свистящих и шипящих звуков, отмечается расстройство движений языка и возникает перешептывание.

В зависимости от конкретных причин, человек может шепелявить по-разному. В некоторых случаях речевой дефект может быть едва заметен, а иногда приводить к выраженному нарушению общения между людьми.

Упражнения

Маленького ребёнка научить правильно выговаривать звуки на другом языке проще. Это связано с податливостью артикуляционной системы, страстью к подражанию и отсутствием выраженного автоматизма в речи. Взрослым же требуется регулярная тренировка. Для этого существуют упражнения на закрепление грамотного произношения:

  1. Контрастные слова: mouth – mouse, thing – sing, with – whizz (помогают правильно произносить глухой вариант звука, не заменяя его русским аналогом С).
  2. Адаптация русской речи: произнести «состав» и «зазор» с высунутым кончиком языка (формируют правильное положение артикуляционного аппарата на знакомом примере).
  3. Контрастные слова: three – free, thought – fought (помогает избежать неправильного произношения глухого звука с заменой на Ф).
  4. Напевать знакомые песенки, меняя её текст на звонкое или глухое прочтение буквосочетания th — лучше всего подойдут детские простые мелодии (заставляют мышцы привыкнуть к правильному положению и принимать его непроизвольно).
  5. Контрастные пары: thick – tick (позволяет научиться отличать произношение звонкого звука от Т).
  6. Повторить несколько раз скороговорки: Thirty-three thousand and thirty thinkers thought thirty-three thousand and thirty thoughts. They are always bothering Father and Mother to do things for them. (формирует навыки быстрого и автоматического произношения звуков).
  7. Контрастные пары: teeth – teethe (поможет избежать ошибок при чтении звонкого звука на конце).
  8. Подпевать популярные песни на английском языке с обилием нужных звуков (The Rolling Stones – «Under My Thumb», Blondie – «One Way Or Another»).

Кратность домашних занятий должна быть не менее 3-х раз в сутки. В неделю таких дней нужно от 5 и больше. Это связано с тем, что в обычной жизни новые звуки нами не используются. Поэтому артикуляционный аппарат быстро отвыкнет от правильного положения. Из-за этого будут возникать ошибки в произношении, может появиться характерный акцент.

Выявление причин патологии

Почему всем людям с шепелявостью и другими дефектами речи следует обращаться к терапевту? Часто, речевое расстройство связано с органическими изменениями в ротовой полости, например, с неправильным прикусом. Занятия с логопедом в этом случае будут иметь ограниченную эффективность.

Обследование проводится по следующему алгоритму:

  1. Специалист беседует с обратившимся человеком и узнает давность развития шепелявости, возраст его появления, а также факторы, с которыми больной сам связывает появление дефекта.
  2. При осмотре полости рта может быть выявлено нарушение прикуса, отсутствие зубов, короткая уздечка языка и др.
  3. Логопедическое исследование, направленное на изучение фонетики, грамматики и сформированного лексикона.
  4. При подозрении на органическую патологию нервной системы проводят консультацию с неврологом и диагностические мероприятия: компьютерную, магнитно-резонансную томографию.

Интерпретировать получаемые результаты должен только врач. Попытки самостоятельного лечения могут привести к прогрессированию речевого дефекта на фоне органических изменений в полости рта или нервной системе.

Советы логопедов для профилактики

Многие дефекты можно устранить с помощью логопедических занятий, шепелявость не исключение. Чтобы этот процесс прошел быстрее и результативнее, стоит придерживаться некоторых советов от логопедов:

  • Регулярно проводить артикуляционную гимнастику. Упражнения должны задействовать все элементы – губы, щеки, язык.
  • Развивать дыхательную систему. Необходимо задействовать нижнюю часть легких.
  • Регулярно тренироваться на скороговорках, выбирая те, в которых есть звуки, с которыми существуют проблемы. Без артикуляционной гимнастики эти занятия имеют меньшую эффективность.

Нужно иметь правильный настрой, важно обеспечить полноценный отдых, исключить или снизить стрессовость. Не стоит забывать, что шепелявость иногда вызывается неправильным прикусом и строением челюсти. В данном случает без помощи стоматологов и ортодонтов не обойтись.

Подходы к лечению

Специалисты знают, как избавиться от шепелявости. Для этого рекомендуется пройти комплексную коррекцию под контролем логопеда. Цели лечения следующие:

  • научить больного правильно произносить звуки;
  • обеспечить формирование двигательных стереотипов языком для предупреждения прогрессирования речевых расстройств.

С этой целью в терапии используют: логопедические упражнения, дыхательную гимнастику и массаж языка. Важно отметить, что после начала лечения у логопеда, больной должен самостоятельно заниматься в домашних условиях.

Если расстройство выявлено в детском возрасте, то ребенок может избавиться от него к 7-8 годам. В этом случае, шепелявость не приводит к каким-либо негативным последствиям для социализации или обучения детей. При возникновении нарушений речи во взрослом возрасте, требуются длительные мероприятия по коррекции.

Внимание! К шепелявости приводят различные факторы. Перед лечением требуется выявить возможные органические причины для их коррекции с помощью медикаментозных методов.

Восстановление дикции

Нарушение дикции и шепелявость после протезирования случаются в 99% случаев. Справиться с этим помогут некоторые рекомендации. Во-первых, в течение месяца после протезирования рекомендуется оставлять конструкцию на ночь во рту. Во-вторых, важно ежедневно делать специальные упражнения для разработки речи.

Первое время протез будет сильно мешать во всем, с ним сложно разговаривать, смеяться, сильно открывать рот.

Что следует делать для восстановления нормальной дикции после протезирования:

  • Больше читать вслух;
  • Много разговаривать;
  • Стараться внятно произносить звуки с, з, ц, т, д, ч, ш, щ;
  • Проговаривать скороговорки.

У большинства людей при соблюдении этих рекомендаций речь восстанавливается через неделю. Если же пациент долгое время проходил без зубов до изготовления протеза, этот срок удлиняется.

Лечение в медицине

Шепелявость может быть связана с различными органическими причинами, которые требуют совместного лечения с врачом. При возникновении речевого дефекта у детей, частой причиной являются хронические воспалительные заболевания носовой полости и аденоиды, нарушающие дыхание. Проведение хирургического вмешательства по удалению разрастаний ткани миндалин и медикаментозная терапия позволяют устранить проблемы со звукопроизношением.

Одна из частых причин шепелявости − неправильный прикус зубов. Его устраняют с помощью ношения брекетов или ретейнеров, позволяющих сформировать нормальное строение ротовой полости. Если у человека отсутствуют зубы, то проводится их протезирование. Своевременная коррекция проблем в полости рта в лечебных учреждениях позволяет избавиться от речевых дефектов и предупредить изменения в артикуляционном аппарате.

Признаки у подростков и взрослых

Основными причинами шепелявости служат:

  • плохая подвижность языка;
  • неправильный прикус;
  • тугоухость и нарушения фонематического слуха;
  • патологии ротовой полости;
  • ОНР (общая недоразвитость речи);
  • проживание в двуязычной семье.

Причины шепелявости у детей и взрослый могут быть разными. Основными причинами такого дефекта у взрослых служат:

  • неправильный прикус;
  • короткая уздечка;
  • отсутствие зуба или нескольких;
  • недостаточной подвижность языка;
  • травмы головы;
  • нарушения слуха;
  • наследственные факторы.

Взрослый также должен обратиться к специалисту при первых признаках шепелявости, который примет необходимые меры для исправления данной ситуации.

Артикуляционная гимнастика

Частая причина развития шепелявости − неправильное положение языка во время произношения звуков «с» и «ш». Человек может исправить подобное расстройство с помощью логопедических тренировок. Они основываются на регулярном проведении артикуляционной гимнастики. Логопеды при работе с пациентом дают методические указания по ее выполнению.

Перед тем, как начинать занятия, необходимо расслабить язык. Для этого нужно несколько раз провести им по верхней губе, стараясь не напрягать во время движений. Если чувство напряжения остается, то задание необходимо повторить. Практикуют следующие движения:

  • Упражнение «чашечка» − человек приоткрывает рот и поднимает переднюю и боковые отделы языка, формируя в его центре небольшое углубление. Нижняя челюсть при этом должна быть неподвижной, а язык не должен выходить за пределы ротовой полости кнаружи. В конце задания следует постараться произнести звук «з». Изначально, фонема может быть глухой и похожа на «ж», однако, при регулярном выполнении гимнастики данную проблему удается устранить.

  • Пациент с полуоткрытым ртом высовывает язык и кладет его на нижнюю губу. Произнося «ля-ля», он совершает движения его кончиком от одного уголка рта к другому. Для правильного выполнения упражнения необходимо сохранять одно положение нижней губы и не напрягать мышцы языка.
  • Задание «блинчик» − язык при полуоткрытом рте слегка выдвигают вперед и максимально его распластывают. После этого, по нему необходимо слегка постукивать верхними губами, сохраняя расслабленность мышц. Делать задание следует до появления чувства легкости выполнения движений.

  • Для улучшения артикуляции речевого аппарата советуют регулярно читать книгу либо газету, держа между губами зажатую пробку или ручку. Это способствует формированию правильных двигательных стереотипов и нормализации речи.

  • Пациент во время разговора закрывает рот, держа губы сомкнутыми, однако верхний и нижний ряд зубов не контактируют друг с другом. В таком положении необходимо читать вслух или рассказывать что-либо другому человеку. Важно стараться говорить так, чтобы речь было слышно. Оптимальное время разговора или чтения − 10-30 минут с постепенным его увеличением.
  • Каждому человеку с шепелявостью необходимо как можно раньше начинать устанавливать произношение звука «ш». Для этого, необходимо вытянуть губы, сжать зубы и поднять язык к небу, но не касаться его. При этом пациент начинает произносить звук «ш», имитируя шипение змеи. Лучший эффект наблюдается при одновременном надавливании пальцами на обе щеки. Постепенно подросток или взрослый человек усваивает правильную фонему при регулярных занятиях.

В первые недели коррекции речевую гимнастику следует выполнять под контролем логопеда. Такой специалист существует в дошкольных и школьных учреждениях, а также занимается лечением речевых дефектов в поликлиниках. После того как человек осваивает технику выполнения упражнений, он может продолжать выполнять их дома, периодически посещая логопеда.

Симптомы шепелявости

Произношение звуков «ш, ж» автоматизируется примерно в 4-5 лет, часто без помощи логопеда процесс проходит некорректно. Эти звуки отличаются своей звонкостью, «Ш» — это глухой, а «Ж» — звонкий, нарушение чаще всего парное. «Ч» и «Щ» нарушаются реже, обычно они заменяются на «чть» или «щсь» или произносятся с округленными губами. Чтобы произнести «Ш» и «Ж» правильно, язык изгибается в форме широкой чаши и немного приподнимается вверх.

Боковые края прижимаются к коренным зубам. Сами зубы приближены друг другу, губы округлены. Если язык поднимается недостаточно, появляется шепелявость. Это может быть из-за нарушения мышечного тонуса, когда язык слишком вялый или наоборот слишком напряжен. В данном случае может быть показан логопедический массаж.

Шепелявость может появиться при неправильном прикусе. Особенно это заметно при наличии большого расстояния между верхними и нижними зубами, и они не могут до конца сомкнуться. Это называется передним открытым прикусом или прогнатией.

Кроме шепелявости также существуют:

  • пропуск «Ш», «Ж» — «жук» – «ук» или «апка» вместо «шапка»;
  • замена этих звуков на «С», «З».

Если пятилетний ребенок не произносит эти звуки правильно или их заменяет на другие во время смены молочных зубов на постоянные, есть вероятность, что со временем проблема сама собой разрешится. Однако, если зубной ряд уже сменился постоянными зубами, а малыш все еще произносить звуки неверно, шепелявость не исчезнет без работы со специалистом.

Шепелявость Ш и Ж может проявляться по-разному:

  1. Губно-зубной. Нижняя губа примыкает к верхним резцам, так появляется звук похожий на Ф (кошка-кофка).
  2. Призубный. Кончик упирается в край зубов, что приводит к появлению звука Т (кошка-котка).
  3. Боковой. Кончик языка или большая его часть уходят в бок и возникает хлопающие звуки.
  4. Щечное. Щеки ребенка надуваются, язык лежит внизу полости. Так появляется шум при произношении.
  5. Носовое произношение. Заметно выражена гнусавость, как при заложенном носе. Это происходит из-за недостаточной работы мягкого неба.
  6. Мягкое Ш. Звук очень мягкий, близкий к Щ.

Если у взрослых есть подозрения на шепелявость, когда ребенку исполнится 5 лет, желательно отправиться на прием к логопеду. Специалист должен определить шепелявость это, или иная проблема с артикуляцией.

Дыхательная гимнастика

Плохое и неглубокое дыхание, нарушения которого возникают во время разговора, приводят к различным речевым дефектам, в том числе к шепелявости. Для устранения причины необходимо выполнять упражнения на развитие речевого дыхания:

  • «Шипение гусей» − человек ставит стопы на ширине плеч, а руками упирается в бедра. Постепенно он наклоняется вперед, вытягивая шею и произнося во время длинного выдоха звук «ш». Упражнение выполняют медленно − от 3 до 10 секунд. Количество повторений 5-6.
  • Улучшение артикуляции речи наблюдается при выполнении гимнастики «косарь». Исходное положение ног аналогично предыдущему упражнению. Руки при этом следует согнуть в локтях и выдвинуть их вперед. Пальцы сжимаются в кулак. При повороте корпуса влево-вправо человек имитирует движения с косой, широко размахивая руками и говоря «жух-жух!». Не следует делать движения быстро, их скорость должна быть комфортной. Необходимое количество повторений 5-7 раз.
  • Для упражнения «пиление дров» необходим второй человек. Следует стать напротив него лицом к лицу. Ноги должны быть на ширине плеч, однако, левая нога немного выдвинута вперед. Оба участника берутся руками друг за друга и поочередно сгибают-разгибают их, имитируя движения при распиливании дров. Во время упражнения необходимо проговаривать звук «ж». Темп должен быть умеренным. Задание продолжается 30-60 секунд.
  • Упражнение «паровоз» может выполняться в любом возрасте. Человек ходит мелкими шажками по комнате или на месте. Руки при этом согнуты и двигаются взад-вперед. Во время движений человек проговаривает «чух-чух», имитируя звук поезда. Продолжительность задания до 1 минуты.

Дыхательную гимнастику выполняют каждый день на протяжении 3-4 недель. Убирать упражнения следует после коррекции речи и консультации с логопедом.

Если шепелявость связана с неправильным прикусом или другими изменениями в ротовой полости, то логопедические упражнения и дыхательная гимнастика имеют ограниченную эффективность.

Диагностика

Прием врача позволит определить причину дефектов речи и подобрать адекватное лечение. Проблема имеет комплексный характер, поэтому для постановки точного диагноза прибегают к помощи дефектолога, логопеда, невропатолога, психиатра, отоларинголога и стоматолога.

Консультация дефектолога включает: анализ процесса воспроизведения звуков (пациента просят произнести определенное упражнение), подвижность и размещение во время воспроизведения звуков языка (в том числе тела и кончика язычка, мягкого неба, щек).

Отоларинголог исследует: состояние и функциональные возможности среднего и внутреннего уха, остроту слуха, проходимость и функциональные возможности носовых ходов и носовых пазух.

Психолог и невролог оценивают: нервное состояние пациента, отсутствие или присутствие сильного стресса, испуга, индивидуальные особенности психического развития.

Стоматолог исследует: Наличие патологий зубного ряда (отсутствие зубов, щели, неровность). Иногда после протезирования речь сразу восстанавливается. Развитие прикуса (нормальный или патологический). Такая стоматологическая проблема часто бывает причиной шепелявости.

Современные методы позволяют убрать шепелявость. Дети и взрослые люди оттягивают посещение специалистов, хотя несколько процедур уже приносят положительный результат для речи.

Использование скороговорок

Проговаривание скороговорок − эффективный метод устранения шепелявости. Логопеды выделяют ряд заданий для отработки звука «ч», «ш» и «щ». Первоначально человек может испытывать трудности с их проговариванием, однако переставать выполнять упражнения не стоит.

Задания для коррекции «ш» и «щ»

Скороговорка «кукушка кукушонку купила капюшон» позволяет сформировать правильное произношение звука «ш». Для этого, требуется вытягивать губы вперед и поднимать кончик языка к твердому небу и зубам, не касаясь их. Язык должен быть широким, а не узким. Его края касаются обоих рядов зубов, блокируя выход воздуха по сторонам ротовой полости. Воздух должен двигаться только вперед, формируя правильный звук «ш».

Скороговорка для улучшения произношения звука «щ» следующая: «хищник в роще рыщет − хищник пищу ищет». Произносить ее следует быстро, но, сохраняя правильность фонетики. Постепенно скорость увеличивают, что позволяет человеку нормализовать разговорную речь.

Работа над звуком «ч»

Фонема «ч» относится логопедами к сложным. Для ее произнесения требуются достаточно сложные артикуляционные движения: губы выдвигаются вперед и округляются, зубы сомкнуты, но между ними имеется небольшая щель. Расплющенный кончик языка поднимается к небу и располагается около верхних зубов. В момент выдоха небольшая щель между зубами и формирует звук «ч».

Скороговорки для улучшения произношения фонемы следующие: «у нас в печурочке золотые чурочки», «чудак под диванчик прячет чемоданчик». Во время тренировок человек постепенно ускоряет их произнесение, добиваясь сохранения правильного звучания.

Шепелявость − распространенный речевой дефект, который может встречаться у детей и взрослых людей. Нарушение речи не сопровождается нарушениями грамматики и снижением словарного запаса, в связи с чем не приводит к негативным последствиям для человека. При своевременном обращении за помощью логопед проводит необходимое обследование и консультируется с врачом. Подобранные мероприятия по логопедической коррекции, а также медицинские подходы к лечению, позволяют нормализовать произношение отдельных фонем и избавиться от шепелявости.

С чего начать?

Делать зарядку для языка следует правильно. Все упражнения должны выполняться определённым образом, и главное условие – язык следует расслабить. Во время проведения занятий родители должны контролировать правильность произношения. Малышу необходимо постараться привыкнуть не выставлять язык перед зубами и не засовывать его между ними.

Зарядку следует проводить в непринуждённой атмосфере. Когда всё происходит легко и без напора со стороны взрослых, ребёнок чувствует себя спокойно. Уясните для себя – ничего нет страшного в том, что он стал шепелявить, не делайте из этого трагедию и обязательно хвалите малыша при малейших положительных результатах.

Приёмы для закрепления результата

Чтобы правильное произношение не пропадало в стрессовых ситуациях при общении с иностранцами, его нужно закрепить. Для этого не реже 1 раза в неделю стоит перечитывать список из слов и фраз:

  • Think, thought, three, thing, death, tooth, tenth, thank, health, through.
  • That ,the, bathe, with, them, leather, another, mother, they, together.
  • Three therapists threw three thermometers in three thick thickets of thorny thistle.
  • These brothers bathe with those brothers, those brothers bathe with these brothers.
  • Thank you very much.
  • I think Beth is travelling north on the path.
  • Month, wealth, thrall, thong, thrum, faith, thrust, kith, thong, fourth.
  • This, seethe, those, then, there, breathe, brother, lathe, other, worthy.
  • I am going to take a bath, not bat.
  • This is beautiful.
  • I like your mouth, not I like your mouse.
  • Thank you for driving back and forth this month.

Чтобы научиться правильно говорить на иностранном языке, не обязательно уезжать в страну с его носителями. Достаточно ежедневно выполнять упражнения и слушать грамотную речь. Это можно сделать не выходя из дома — просматривая фильмы и наслаждаясь песнями с хорошим произношением.

Чем раньше – тем лучше!

Считается, что если ребенок шепелявит до пяти лет, то это не должно вызывать беспокойства. Это даже может показаться милым. Теперь представьте, что это 16-ти летняя девушка в школе, взрослая женщина на работе. Скорее всего, ей будет не комфортно общаться с людьми и заводить знакомства. То же самое касается мужчин. Шепелявость влияет на дальнейший образ жизни и мешает добиваться поставленных целей. Человек просто стесняется говорить, высказать мнение и свои идеи.

Наивно ожидать, что дефект исчезнет сам по себе к 5-6 годам. Если этого не происходит, на ребенка ложится слишком много. В конце концов, он собирается пойти в школу. Тогда обычный день детей прерывается посещением стоматологов, логопедов, дефектологов и бесчисленными домашними тренировками. Для эмоционального истощения есть все предпосылки: стрессы, перегрузки, требования от взрослых. Ребенок может бояться, что сверстники над ним посмеются. Чем раньше начнется лечение, тем лучше.

Как сделать «чашечку»?

Это занятие может вызвать определённые трудности. Для облегчения задачи родители должны постараться максимально точно объяснить малышу, что от него требуется.

  1. Для начала показываем «чашечку» руками. Складываем ладошки вместе, как бы пытаясь удержать в них водичку. Для чистоты визуализации можно пойти в ванную и набрать воды в руки на самом деле.
  2. Теперь показываем ребёнку, как сделать эту «чашечку» языком. Пусть малыш повторяет вслед за вами. Чтобы он начал это делать с большим энтузиазмом, можно параллельно произносить шипящие согласные.
  3. Следите за тем, чтобы ребёнок старался равномерно поднимать боковые стороны и кончик языка.

С первого раза может не получиться. Не расстраивайтесь. Переводите всё в игру, но при этом настаивайте на правильности исполнения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]