Почему детские язычки «не любят» простые звуки?
У малышей преимущественно 3 лет бывают трудности со звуками Г (гаммацизм), К (каппацизм) и Х (хитизм). Детки либо заменяют эти звуки, например, К на Т, Г на Д, Х на Т, либо вообще не произносят их, пропускают. Происходит это явление из-за особенностей строения неба, недостаточно активного корня языка (гипотонус) или просто малыш лениться сделать усилие и правильно выговорить звук.
Чрезвычайно важно осознать и побороть недостатки дикции на раннем этапе, когда артикуляционный аппарат еще формируется. В детском саду этой проблемой занимаются специалисты-логопеды, но и родителям нужно помочь ребенку перешагнуть через дефект речи. Для этого существуют прекрасные, а главное – результативные упражнения, игры, гимнастика, разработанные практикующими докторами «по речи».
Что я нашла по этому вопросу в «УчМаге»:
- «Самые нужные игры. Звуки Г, Г’, К, К’. Игры для автоматизации произношения звуков и развития речи детей 3-5 лет» – идеальный материал для исправления дефектов речи в игровой форме;
- «Фольклорный материал для дифференциации и автоматизации звуков» – отличная подборка лучших образцов народного словесного творчества, которые помогут малышам побороть косноязычие;
- «В мире слов, букв и звуков. Речевые игры на автоматизацию звуков» – здесь представлены дидактический материал для занятий с детками старшей группы;
- «Логопедические пазлы. Прогрессивные технологии обучения детей» – материал в виде программы для установки на компьютер;
- «Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации простых звуков русского языка (Т-Т’, Д-Д’, К-К’, Г-Г’, Х-Х’)» – хороший, интересный материал для занятий с детками.
Парные твёрдые и мягкие согласные
Большинство согласных образуют между собой пары по признаку твёрдости/мягкости. Таких пар в современном русском языке 15.
Каждой букве русского алфавита соответствуют парные твёрдые и мягкие согласные звуки:БукваТвёрдый звукМягкий звук
б | [б] | [б’] |
в | [в] | [в’] |
г | [г] | [г’] |
д | [д] | [д’] |
з | [з] | [з’] |
к | [к] | [к’] |
л | [л] | [л’] |
м | [м] | [м’] |
н | [н] | [н’] |
п | [п] | [п’] |
р | [р] | [р’] |
с | [с] | [с’] |
т | [т] | [т’] |
ф | [ф] | [ф’] |
х | [х] | [х’] |
С помощью парных твёрдых и мягких согласных отличаются разные по значению слова:
- томный — тёмный;
- мыло — мило;
- лук — люк.
В письменной речи после твёрдых согласных пишутся буквы «а», «о», «у», «э», «ы», а после мягких — «е», «ё», «и», «ю», «я» и «ь».
Покоряем звуки вместе с ребенком!
Значит, этапы формирования правильного произношения звуков Г, К, Х и их мягких вариантов происходит постепенно, от простого к более сложному. Для начала нужно поставить произношение, этот этап так и называется – постановка, только затем можно приступать к автоматизации. И здесь строго по этапам: слог, слово, фраза. Если малыш подменяет один звук другим, то обязательно прорабатываем дифференциацию звуков.
Этот процесс может растянуться на целый учебный год, а деткам, как известно, быстро надоедает однообразная деятельность, поэтому нужно подбирать разные игры на автоматизацию и различение звуков.
Этап постановки заключается в формировании правильного положения органов речи при произношении звука. Для этого есть упражнения, гимнастика, которую дети осваивают вместе с логопедом. Чтобы правильно выполнять упражнения, нужно понимать, как звук зарождается, какое положение языка необходимо принять. Я не буду пока на данном вопросе зацикливаться. Приведу пример упражнений для постановки звука [K].
«Кто сильнее?» Взрослый и ребенок сидят на стульях друг напротив друга. Ребенок в улыбке высунул язык, а взрослый указательным пальцем пытается задвинуть язычок обратно в ротик. Язык ребенка сопротивляется, выгибается горкой, что и нужно для правильного произношения [K].
«Сдуй шарик» Взрослый пальцем или шпателем устанавливает положение языка ребенка так, как нужно для произношения [K]: язык горкой, кончик у зубов, задняя часть язычка упирается в мягкое небо. В этом положении ребенок толчкообразно «выстреливает» воздух, пытаясь сдуть с ладони ватный шарик. При этом должен получится [K].
Еще мы дышим с открытым ртом только носом, проверьте: язык стоит так, как необходимо при произношении [K].
Потренировались, затем упражняемся в изолированном произношении этого звука. Пока не добьемся правильного произношения его отдельно от других звуков, дальше двигаться нельзя. Потом автоматизируем в слогах, словах, фразах. Это касается работы с любыми звуками, алгоритм одинаков для всего алфавита.
Чтобы у малыша не пропало желание заниматься, просто бесконечно произнося «к-к-к, ку-ку-ку, ха-ха-ха, га-га-га», нужно добавить атрибуты и простые игровые ситуации.
Всегда твёрдые согласные
Учтем, что в фонетике русского языка не все согласные образуют пары по признаку твёрдости/мягкости.
Существуют согласные как всегда твёрдые, так и мягкие.
В русском языке всегда твёрдые согласные — это звуки [ж], [ш], [ц].
Эти согласные произносятся только твёрдо, хотя после них пишутся буквы «е», «ё», «и» или мягкий знак. В звуковой записи слова (транскрипции) после этих согласных никогда не ставится апостроф.
Сравним, как звучат непарные твёрдые согласные.
Всегда твёрдый согласный [ж]:
- жаба [ж а б а]
- жираф [ж ы р а ф]
- жёлтый [ж о л т ы й’]
- за́лежь [з а л’ и ж]
Всегда твёрдый согласный [ш]:
- шаги [ш а г’ и]
- шорты [ш о р т ы]
- шёлк [ш о л к]
- шиповник [ш ы п о в н’ и к]
- плешь [п л’ э ш]
Всегда твёрдый согласный [ц]:
- царапина [ц а р а п’ и н а]
- цокот [ц о к о т]
- цех [ц э х]
- цифра [ц ы ф р а]
При написании слов с всегда твёрдыми согласными пользуемся правилами орфографии, а не их звучанием.
Твердые согласные, обозначенные буквами «ж» и «ш», пишутся только с буквой «и».
В написании букв «и» и «ы» после «ц» обратимся к правилу.
После этих непарных согласных не пишутся буквы «ю», «я», а только в некоторых иностранных словах (парашют, жюри, брошюра, Цюрих).
Мягкий знак после твёрдых шипящих служит не для выражения их мягкости, а для обозначения форм слов:
- существительных женского рода (ложь, ветошь);
- форм 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (ты рисуешь, отдашь, справишься);
- форм повелительного наклонения глаголов (вырежь, утешьте).
Нескучные занятия
На этапе автоматизации изолированного звука и слога хорошо бы предложить ребятам такие дидактические игры:
- Самое простая развивающая игра – «Лесенка». Сделать ее легко из конструктора. Суть такова: на следующую ступеньку можно подняться только в том случае, если удалось правильно произнести звук (любой К, Г, Х или дальше по этапу слоги, слова). Можно «шагать» пальчиками, что полезно для сенсорного развития.
- Тактильна звуковая дорожка: дидактическая игра, предполагающая прохождение пальцами или фишками нарисованных лабиринтов, полей-бродилок, произнося на каждом повороте изолированный звук или слог. Сделал шаг – произнес звук, слог. Дальше можно усложнить – произносить нужно уже слово. Существует большое количество вариантов этой забавы, смотрите в магазинах.
- «Накорми птицу, рыбку, животное»: используется картинка, игрушка, самодельный атрибут, изображающий любое существо, и вот его нужно накормить. Но прежде чем дать петушку, например, зернышко, нужно четко произнести звук, слог, слово: к-к-к, ко-ко-ко, кушай. Точно также на другие звуки.
Можно усложнить: из ряда предметов или изображений выбирать лишь те в качестве корма, в названии которых есть заданный звук: в начале, середине, конце.
- «Нагрузи грузовик»: принцип тот же, что и с «кормлением». Нужно класть в кузов груз, но вначале произнести звук, слог, слово.
- Широко используются игры с карточками: на картинках изображены предметы или живые существа, необходимо выбрать те, в названии которых есть определенный звук. Или находим на рисунке с множеством предметов необходимое изображение. Также соединяем графическое изображение звука с изображением предмета на этот звук.
Еще хорошо тренирует мозг задание на поиск и вычеркивание лишних изображений, в названии которых нет нужного звука или слога. Отлично воспринимается детьми задача дорисовать деталь рисунка, которая начинается на определенный звук: птичке – клюв, лошадке – копыто. Это уже под силу для детей 5-6 лет.
- «Рыбалка»: удочка с металлическим грузиком, к которому хорошо прилипают магнитные карточки с изображениями, позволит разнообразить логопедические занятия. Задача: поймать на удочку необходимые карточки.
Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных
Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными.
Например:
В качестве методических рекомендаций…
Чтобы игры были эффективными, важно правильно, поэтапно использовать лексический материал. Обязательно соблюдать правило: не переходить к следующему этапу, если не пройден успешно предыдущий.
Занимаясь автоматизацией звуков Г, К, Х и их мягких вариантов, используем изолированные звуки, прямые слоги, обратные слоги. Научившись произносить отдельный звук, ребенок тренируется произносить слоги: ка, ко, ку, кы, мягкие: ки, ке, кю, кя и т.д.
Сначала многократным повторением одинаковых слогов, затем – комбинации: ка-ко-ку-кы. От прямых слогов перейдем к простым словам: кабан, конь, кум.
Далее усложняем задания, давая обратные слоги для произношения: ак-ок-ук-ык и слова с ними – ак-мак, ок-ток, ук-тук, ык-бык. Пройдя этот этап, пора тренироваться в произношении слогов и слов со стечением согласных звуков: ква-кво-кву-квы, банк, никто, кнут.
Далее ищем в словах повторяющиеся звуки: какао, какаду, кубик, копейка. Пора переходить к фразам: сначала учимся согласовывать числительное с существительным из уже пройденного материала: одна копейка, две копейки, одну копейку и т.д. Изучаем прямой и обратный счет с этими словами: девять коней, восемь какаду.
Более сложный уровень: производные от единственного числа именительного падежа: множественное число (кони-коней), один-много (один камень – много камней), уменьшительно-ласкательные (ключ-ключик), моя-моя-мое-мои (мой кулон, моя конфета).
Затем учимся делить слова на слоги, выделяем ударный и безударный слог, определяем место звука в слове. Потом в ход идут чистоговорки, скороговорки, договаривание предложений, преобразование неправильной формы слова в предложении.
В общем, смысл работы над коррекцией произношения звуков я передала. Дальше будет еще материал на эту тему. Надеюсь, вам мои рекомендации пригодятся. Если так – делитесь информацией с товарищами по соцсетям и подписывайтесь на мою страничку.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Черняховская археологическая культура
Черняховскую археологическую культуру (приблизительно I – IV век нашей эры) следует относить к одной из самых древних достоверно славянских. Реалии жизни в те далекие времена были таковы, что представители разных племен и народов могли долгое время сосуществовать чересполосно: поэтому недалеко от славянских могил можно найти поселения скифов, готские курганы и следы жизни других древних племен.
Это этническое многоголосье угасло в IV веке нашей эры из-за опустошительного нашествия гуннов. Народы, которых приютило гостеприимное побережье Черного моря, были вынуждены в спешке разбредаться кто куда. Славяне Черняховской причерноморской культуры пережили сильный удар, но сумели выстоять, впоследствии регулярно объединяясь и контактируя с другими древними группами своих сородичей (в частности, с пшеворскими славянами).
Среди прочего, насиженные места у берегов теплого моря были вынуждены покинуть потомки иранских кочевников, скифы. Они долго блуждали по миру в поисках новой отчизны и в конце-концов нашли новый дом в Кавказских горах. Осев там, они со временем превратились в народ, который сегодня известен нам как осетины. В наше время осетины являются последними прямыми потомками грозных хозяев степей древности – скифов и сарматов. И в их языке, который является естественным развитием речи древних иранских скотоводов, есть очень много характерных фрикативных звуков.
Опираясь на наличие фрикативного «г» у современных осетин, достоверное проживание их предков и славян в пределах одного региона, можно утверждать, что южнорусское фрикативное «г» — результат древнейшего славяно-иранского контакта, случившегося на заре нашей эры.