Развитие речи у человека начинается с самого рождения. Известно, что к 3-5 годам дети приобретают навык правильного произношения всех звуков. Но при некоторых проблемах развития нервной системы (НС) или определенных отделов головного мозга ребенок плохо говорит в 4 года: не в состоянии выразить мысль, сформулировать предложение и дать объяснение своему поведению. О нормах и патологии речи у таких детей, а также о методах коррекции неправильного произношения звуков, поговорим в этой статье.
Нормальная речь ребенка в 4 года
Этот возраст назван периодом «почемучек». Дети активно познают окружающий мир, у них в голове созревает множество вопросов, которые они без устали задают взрослым.
Это нормальное течение речевого развития ребенка. Понять, где начинается отклонение, можно изучив норму развития речи.
- Маленький «почемучка» четко формулирует мысли, излагает их. Активный словарь его насчитывает около 2500 слов. Постепенно речь обогащается новыми словами.
- Начинается элементарное отграничение предметов по признакам, может найти связь между происходящими явлениями.
- В перерывах между постоянными вопросами малыш может уже послушать ответы. Внимание становится более устойчивым.
- Высказывания состоят из простых и сложных конструкций, предложений.
- Ребенок уже может рассказать о себе основные сведения, кратко пересказать сказку или рассказать о своем дне в садике.
- Допускаются грамматически неправильные предложения, при сохранении смысла информации. Слова имеют неправильные окончания или не согласованы между собой.
- Ребенок со стороны видит ошибки в речи собеседника, свои еще не замечает.
- Дети учатся рифмовать слова, появляются первые связки слов по рифме.
- Малыш умеет выделять звук из слова, но «л», «р» еще не слышны. Часто в таком возрасте он правильно выговаривает «ш», «ж», «щ», «ц», «ч».
- В речи иногда встречается перестановка букв, нехватка их в слове (залетел – етел, проголодалась – пролагодалась).
Дети стремятся к общению, первыми начинают говорить с людьми. Допускается отсутствие в речи некоторых звуков. Это тоже вариант нормы в 4 года.
Признаки задержки речевого развития в возрасте 4 лет
Признаками ЗРР в этом возрасте является следующее:
- ребенок общается потоком звуков, с интонацией, но разобрать, о чем идет речь, невозможно или почти невозможно;
- ребенок не проявляет интереса к разговору, а когда с ним пытаются заговорить, общается при помощи жестов;
- ребенок знает очень мало слов (меньше 20), не хочет повторять за родителями произнесенное ими слово или просто убегает в процессе обучения;
- нет восприятия к простым поставленным задачам, состоящим из двух действий (например, «подойди к столу», «принеси мяч», «поставь кубик» и т.п.);
- из произносимой речи «выпадает» много слов, поэтому понять ребенка очень сложно;
- ребенок пытается повторять слова песен из любимых мультиков или фразы мультипликационных героев, но получается лишь набор звуков.
Подробнее о том, что такое ЗРР и как с этим справиться родителям, узнаете из этой статьи.
Может быть и так, что поначалу малыш нормально развивается, произносит звуки и слоги, но по достижении 4 лет так и не заговорил. Поэтому следить за развитием ребенка нужно постоянно.
Нарушения речи по МКБ-10
В Международной классификации болезней специфические расстройства развития речи находятся под кодами F80, R47, F84, F98. Сюда относят такие патологии:
- расстройство рецептивной речи – ребенок не понимает, что ему говорят;
- расстройство экспрессивной речи – он не может рассказывать в соответствии с возрастом;
- расстройство речевой артикуляции – издает звуки не по возрасту (1-2 года);
- дисфазия, афазия – поражение коры головного мозга, при котором нарушается речь или отсутствует;
- дизартрия, анартрия – нарушения речи в результате проблем иннервации артикуляционного аппарата, патологий НС;
- аутизм;
- заикание и другие патологии.
Причины невнятной речи или ее отсутствия
Мы видим, существует большое разнообразие нарушений общения ребенка посредством речи. Причин этому также много.
В последнее время логопеды, психологи и медики бьют тревогу: более 60% четырехлетних дошкольников неправильно говорят и формулируют мысли. Эта проблема угрожает нынешнему поколению тем, что за неправильно построенным общением следует ошибочное написание слов и сниженное качество усвоения школьного материала. О какой грамотности и успеваемости тогда мечтать?
Причин расстройств речевого развития в четыре года множество:
- Болезненность мамы при вынашивании плода.
- Родовые травмы, нехватка кислорода, асфиксия.
- Позднее созревание структур головного мозга.
- Нейроинфекции и ЧМТ (черепно-мозговые травмы), присутствовавшие в раннем детстве.
- Патологии на уровне хромосом.
- Педагогическая запущенность.
- Недостаточное общение ребенка с родителями.
- Чрезмерная «погруженность» в гаджеты.
- Стрессы, нервные потрясения в период формирования речи.
- Патологии слуха.
Существуют статистические данные: у мальчиков 4-х лет нарушения речи диагностируются в 4-5 раз чаще, чем у девочек такого же возраста.
Родители нередко сами становятся причиной плохого произношения слов. Они не создают атмосферу доверия, где ребенок мог бы раскрыться, пообщаться, поделиться новостями и переживаниями. Причина этому – чрезмерная занятость, желание занять ребенка компьютером или телефоном, чтобы самим расслабиться в тишине. В общих прогулках, беседах за чаем и формируются навыки общения.
Диагностика у логопеда и других специалистов
При подозрениях на задержку речевого и психического развития важно не тянуть время, а немедленно обращаться к логопеду. Иногда, помимо этого специалиста, требуются консультации психолога, психоневролога, невропатолога, дефектолога. Специалист проводит дифференциальную диагностику специальными методами и инструментами, для определения точной причины неразвитости средств общения. Происходит проверка слуха, сохранности психических процессов, артикуляции, физиологических отклонений в речевом аппарате.
Не зря требуется плановый осмотр у логопеда в 3 года. Это самый благоприятный возраст для наиболее эффективной коррекции проблем с речью.
Врач назначает лечение, направленное на восстановление нервной системы, слуха, голосовых связок и других органов, если в них проблема. В 3 года еще можно «догнать» пропущенные этапы речевого развития, потом уже сложнее это сделать.
Методы коррекции
Если ребенок в 4 года плохо говорит – это сигнал об опасности для развития его высших психических функций. Логопед помогает исправить дефекты произношения звуков, расширяет словарный запас, формирует навык составления рассказа, его оформления.
Первое занятие у логопеда – диагностика проблемы, выявление органических, функциональных проблем речевого развития.
Специалист делает заключение и определяет проблему, которую нужно корректировать медицинскими средствами или логопедическими занятиями.
На последующих занятиях происходит работа по выявленному дефекту. Логопед использует такие методы, как артикуляционная гимнастика, мнемотехника, логопедический массаж, развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя, совершенствования связного языка, формирование коммуникации.
Специалист по детскому развитию знает, что в 4 года ребенок усваивает новые знания в игровой форме. Для коррекции в игре применяются разные авторские методики:
- Эльконина;
- Фомичевой;
- Волковой;
- Каше;
- Методика Ткаченко используется для 4-6 лет.
Часто к логопеду обращаются с просьбой «поставить» звуки. Это одна из самых легких проблем речевого развития детей. Для ее решения специалист использует гимнастику, стишки и другие методы.
Обязательное условие – развитие артикуляции.
Работа по постановке звуков делится на несколько этапов:
- упражнения для развития артикуляции;
- постановка самостоятельного звука, с гласными;
- введение в речь.
В процессе этапа «введение в речь» важна помощь родителей. Детям нужно показывать правильное произношение, повторять вместе слова с проблемной буквой, возвращаться и просить повторить еще раз, если ребенок неправильно сказал слово.
Приведем примеры некоторых упражнений для развития артикуляции:
- «Оближем губки». Родитель показывает, как нужно облизывать губки после варенья, шоколада. Делается в веселой атмосфере.
- «Сложи губки трубочкой». Ребенок должен увидеть на примере, как это делается. Можно придумать, как обыграть ситуацию: «мы паровозики – ту-ту», «дуем через трубочку» и так далее.
- Хорошее упражнение про «язычок», деткам очень нравится: язычок гулять собрался – высунуть язык как можно больше;
- он умылся, причесался – между зубками подвигать язык вперед, назад;
- на прохожих оглянулся – круговые движения языка по губам влево, вправо;
- влево, вправо повернулся – направить его в соответствующие уголки рта;
- вниз упал, наверх поднялся – соответственно, длиннее выдвигать;
- раз, и в комнату забрался – спрятать резко в рот.
Отзывы и комментарии
Поделиться своими успехами в этом нелегком, но очень приятном деле, вы можете ниже.
Также рекомендуем познакомиться с уроками по риторике на нашем сайте и статьей «Скороговорки для развития речи и дикции».
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Гленн Доман «Гармоничное развитие ребёнка» — краткое содержание
- Как научить ребенка читать: правила, советы и рекомендации
- Теория когнитивного развития Пиаже
- Как научить ребенка читать по-английски
- Развитие коммуникационных навыков у детей
- Упражнения для развития памяти у дошкольников
- Как заинтересовать ребёнка читать?
- Как научить ребенка читать быстро и правильно
- Как научить ребёнка выговаривать звук «Р»
- Социализация личности: коротко о главном
Ключевые слова:1Дети
Профилактика и рекомендации: памятка родителям
Что можно и чего нельзя делать дома при формировании речи у ребенка?
- Важно научиться говорить с малышом четко, внятно и не торопясь.
- Нельзя «сюсюкать», ведь дети точно повторят дефекты произношения. Это затормозит усвоение звуков.
- Ни при каких условиях нельзя ругать за неправильное произношение, передразнивать.
- Важно учить детей четырех лет сначала легким словам, потом сложным.
- Родители должны заниматься дома так, как говорит специалист. При этом они показывают заинтересованность, настрой, спокойствие. Важно проводить занятия регулярно.
- В домашних условиях нужно чаще спрашивать «Почему?». Так дети учатся формировать предложения, анализировать, развивать активный словарный запас.
- Следует чаще разговаривать с сыном, дочерью, чтобы они рассказывали любимый мультик, сказки. Сочиняйте с детьми поучительные истории.
- Делайте аппликации: это порадует малыша, а также будет способствовать развитию мелкой моторики рук. Ребенок учится работать с бумагой, ножницами, клеить, получать целостные картинки.
- При занятиях используйте зеркальце. Малышам интересно наблюдать за своими достижениями. Они продолжают изучать себя, движения губ, языка.
- Чтобы была мотивация заниматься, поощряйте малыша похвалой родственников, вкусными конфетками за каждое достижение в речевом формировании.
Важно показать ребенку заинтересованность в его развитии. Не позволяйте настроению брать верх. Малыши чувствительны к раздражению родителей. Они замыкаются, и теряется доверие. Это косвенно угнетает процесс развития речи.
Диагностика
Если у четырехлетнего ребенка подозревается ЗРР, в первую очередь необходимо показать ребенка участковому педиатру. У него находится вся информация о ребенке, начиная с момента его рождения, поэтому он сможет определить предварительные причины ЗРР.
Затем педиатр направит ребенка на обследование к другим специалистам:
- Отоларинголог проведет осмотр ребенка на наличие плохого слуха, внутренних воспалений и разрастание аденоидов. Все это может повлиять на отставание в развитие речи.
- Логопед проведет тестирование ребенка на развитие его логопедических и психомоторных навыков.
- Обязательно и посещение психолога. Специалист определит психоэмоциональное состояние ребенка, поскольку очень часто расстройства психики затормаживают процесс речи. Психолог также выявит активность общения родителей с ребенком, чтобы понять, как они влияют на его развитие.
- Невролог проведет диагностические мероприятия: МРТ, эхо-энцефалограмму и электроэнцефалограмму.