Все секреты Су-Джок терапии для развития речи детей

Метод Су-Джок терапии, для развития речи детей, применяется практически во всех детских учреждениях. Его активно используют в медицине, психологии, педагогике. Эффективность и простота метода впечатляют.

В чём же секрет эффективности метода, который, при правильном использовании, обязательно даст положительные результаты. Предлагаю вам познакомиться с этой терапией более подробно.

Применение Су Джок терапии для развития речи детей, обоснованно многолетней логопедической практикой. Метод можно использовать как для коррекции, так и для профилактики нарушений речи. Но, для начала, немного истории.

История появления чудесного метода

В 1984 году южнокорейский профессор Пак Чже Ву, предложил свою оригинальную методику оздоровления организма. Назвал он её Су-Джок терапия. «Су», в переводе с корейского, означает кисть, а «Джок» – это стопа. Кисть и стопа обладают уникальным сходством со строением всего нашего тела. Биологически активные точки, на кисте и стопе, располагаются в строгом порядке, таком же, в каком наши органы располагаются у нас в теле.

Вызывает удивление, широта показаний для данного метода воздействия. От лёгкого недомогания, до хронических заболеваний. Этот метод рекомендуется при лечении болевых синдромов и даже для коррекции настроения.

Возможно, вам будет интересно Как избавиться от депрессии за короткий срок и снова начать радоваться жизни

Су-Джок стимулятор-массажёр, представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами и разделённый на две половинки. Внутри него, находятся два кольца. Колечки сделаны из эластичной, металлической проволоки и очень хорошо растягиваются. Массаж ладоней проводится шариком, а колечками мы массажируем пальчики. При этом по всему организму ощущаются приятные, покалывающие ощущения.


Определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга. Зона Вернике – отвечает за восприятие речи и зона Брока – за произношение звуков. По теории Су-Джок точки соответствия этим зонам, это верхние фаланги пальцев. Поэтому при массаже Су-Джок шариком, необходимо уделять внимание именно этой части кистей рук. Однако, учитывая всё выше изложенное, необходимо стимулировать и другие точки соответствия, для оздоровления всего организма.

Статья:

Нетрадиционные методы воздействия становятся перспективным средством коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.

Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук.

Поэтому Су-Джок терапия может быть направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

В коррекционно — логопедической работе приемы Су — Джок терапии можно использовать в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Задачи:

  • Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.
  • Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
  • Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
  • Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.
  • Использовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.
  • Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.
  • Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, речь, память, внимание, мышление.

Метод терапии Су-Джок:

  • основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие.
  • Су-джок — это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Его достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.
  • Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок.
  • В переводе с корейского языка Су означает — кисть, Джок – стопа

С помощью шаров – «ежиков» с колечками «пружинками» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Особенно эффективным является массаж при повышенном и пониженном тонусе мимических мышц, который выполняется перед зеркалом. Такой массаж нормализует тонус мышц, их подвижность и чувствительность. Для каждого ребёнка шарик строго индивидуален и после применения обязательно обрабатывается, а перед занятием руки детей моются тщательно с мылом.

Вот такие упражнения выполняются детьми с большим желанием:

  1. Катание шарика по кругу сначала по одной щеке, — затем по другой в течение 10 секунд, сначала в одну сторону, затем – в другую.
  2. Такие же действия выполняются с надутыми щеками.
  3. Катание шарика по расслабленным губам по кругу в течение 10 секунд, сначала в одну сторону, затем – в другую.
  4. Катание шарика из стороны в сторону между носом и верхней губой в течение 10 секунд.
  5. Катание шарика под нижней губой из стороны в сторону в течение 10 секунд.
  6. Катание шарика по подбородку в течение 10 секунд, сначала в одну сторону, затем – в другую.

Су Джок можно использовать многократно в течение дня, включая в любую образовательную деятельность и различные режимные моменты в условиях ДОУ и дома. В некоторых странах этот метод входит в государственные программы не только здравоохранения, но и образования.

Коррекционное обучение предусматривает развитие круга знаний и представлений об окружающем, развитие словаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. Работа с детьми-логопатами направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных и подгрупповых занятий. Занятия проводятся с учётом личностно-ориентированного подхода к детям, страдающими нарушением звукопроизношения. При этом неотъемлемой частью работы является развитие у таких детей фонематического восприятия, внимания, памяти, образного мышления…

Используя игровые элементы на занятиях с ребёнком легче достигнуть поставленной цели в коррекционной работе.

Анализируя результаты работы, с использованием традиционных пальчиковых игр в параллели с массажем Су-Джок, стало очевидно, что регулярное использование и стимулирование систем по Су-Джок, оказывает профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказывается на исправлении речи детей.

Используемые источники в работе с детьми:

  • 1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  • 2. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С. 78 -82.
  • 3. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед — 2010. №1. — с. 36-38
  • 4. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская — М. АСТ, 2007 С. 94
  • 5. Османова Г. А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г. А – КАРО, 2008.
  • 6. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак — Су Джок Академия, 2009.
  • 7. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72
  • 8. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
  • 9. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

ТОЧКИ СООТВЕТСТВИЯ— Волшебное зеркало нашего организма

Фото: https://multiurok.ru/

С помощью различных инструментов на точки соответствия оказывают воздействие. Это может быть очень непродолжительное воздействие, в течение нескольких минут, а иногда и нескольких секунд, но приносящее значительное облегчение больному.

Как заниматься с шариком-«каштаном»

Прежде всего, игры с шариком и кольцом су джок используются для массажа пальчиков и ладошек. Бесспорно, можно использовать на занятиях как шарики так и колечки. Су джок процедуры станут более привлекательными и приятными для детей, если пальчиковые игры сопровождать интересными ритмичными стихами.

Примеры игр:

  • Шарик Малыши выполняют те действия, о которых говорится в стихах.

    Шариком кружок катаю, взад — вперед его гоняю. Глажу, чищу я ладошки, будто с них сметаю крошки.

  • Ежик Сначала малыш катает шар на ладони, затем прокатывает вдоль каждого пальца.

    Ёжик бегал на ладошке, у него устали ножки. На спинке иголки, ох какие колкие. Ежик ростом очень мал, нам иголки показал. А иголки тоже на ежей похожи.

  • Сорока Сказка про сороку, которая варила кашу. Проговаривая слова русской народной потешки, водим сначала по ладони. Затем одеваем на каждый палец колечко, называя очередного гостя. Прокатываем его до основания и снимая.
  • Нажимать шаром по ручке малыша, имитируя шаги, затем нажатие сделать слабее. Снова усилить воздействие и ускорить темп, после чего нажать шаром поочередно на пальцы.

    Шла медведица спросонок, а за нею – медвежонок. Прибежали тут детишки, принесли в лукошке книжки. Стали книжки открывать и на листиках писать.

Работа над речью

Бесспорно, работа с грамматическими и лексическими категориями, фонематическим слухом, звукопроизношением тоже возможна с применением шариков:

  • Один — много Взрослый катит шарик по столу к ребенку, при этом называет предмет в единственном числе. Пациент ловит шар и катит обратно, преобразовывая во множественное число.
  • Большой — маленький Аналогично можно построить игру, если преобразовывать слова с помощью уменьшительно — ласкательных суффиксов. Например, лис – лисенок, кот – котенок.
  • Слоговая структура слова Одновременно произносит слово по слогам и крутить шарик в соответствии с ритмическим рисунком. Одно движение на 1 слог. Или простучать массажером заданный ритм. Вдеваем пальчики в пружинки, при этом соблюдаем правило: сколько слогов, столько и пальчиков.
  • Фонематический слух Прислушиваясь к словам, которые называет взрослый, проехать столько звуковых дорожек, сколько звуков в слове.
  • Мелкая моторика Напишите на бумаге букву, затем попросите ребят прокатить шарик с помощью ладошки или пальчиков по контуру буквы.
  • Связная речь Можно позволить самостоятельно поиграть шарами, развивая творчество и фантазию.

В чём секрет метода Су-Джок терапии для развития речи у детей?

Достоинств у метода Су-Джок терапии много, вот некоторые из них:

  • Высокая эффективность, доказанная многолетней практикой и многочисленными положительными отзывами;
  • Абсолютная безопасностью. Метод, может применяться с раннего возраста и до глубокой старости;
  • Универсальность и доступность. Используется в специализированных учреждениях и в домашних условиях. Стоимость одного массажёра колеблется от 80 до 200 рублей;

С помощью метода Су-Джок терапии решаются многие коррекционные задачи. Такие как:

  • Развитие фонематического слуха и восприятия;
  • Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
  • Развитие звукового и слогового анализа слов;
  • Активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие психических процессов;
  • Развитие цветовосприятия;
  • Развитие пространственно-временных представлений;
  • Закрепление счетных операций.

В коррекционно-логопедической работе, Су=Джок терапия используется в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, снятия напряжения. Также, позволяет преодолеть речевой негативизм при общении ребенка со взрослым, с другими детьми.

Возможно, вам будет интересно Дизартрия у ребенка — полный список действий для родителей

Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал и, одновременно с массажным эффектом, происходит автоматизация отрабатываемых звуков.

Как это работает?

Безусловно, знания о значении точечного массажа на работу всего организма накоплены с древних времен. Внутренние органы и системы человека имеют проекцию на поверхности кожи в виде специальных зон или точек, особенно много их на верхних и нижних конечностях. Воздействие на эти зоны позволяет активизировать работу соответствующего органа, улучшить его состояние и уменьшить негативные проявления.

Простая и совершенно безвреденая система, которую придумал южнокорейский профессор Пак Чже Ву. Несомненно, она не имеет никаких побочных эффектов или осложнений, поэтому использование этой методики в занятиях дает очень хороший результат у детей с речевыми нарушениями разной степени выраженности. Не только при работе квалифицированного логопеда – специалиста, но и во время применения родителями дома.

Для этих целей используется массажер в виде круглой коробочки, похожей на каштан. Внутри ее лежат две металлические пружинки в виде колечка, которые одевают на пальцы рук и ног. При этом возникают приятные ощущения., иногда щекотно, но ни капельки не больно. Поверхность каштанчика неровная, потому что на нем шипы-колючки или пупырышки. Маленьким пациентам лучше последние, они не колются. Их можно катать в ладошках, по щекам и другим частям тела.

Су-Джок терапия

Использование метода Су-Джок терапии для развития речи


Дошкольный возраст – это то самое время, когда активно начинает развиваться речь. И основными помощниками в этом выступают родители. Ребёнок от родителей слышит и учится произносить первые слова и фразы. Поэтому от того, сколько времени будут уделять родители общению с ребёнком, как правильно они будут с ним говорить, зависит и дальнейшее становление правильной речи.

В 1984 году южнокорейский профессор Пак Чже Ву предложил свою оригинальную методику, которая направлена на оздоровление организма. Она получила название – Су-Джок терапия. В переводе с корейского «Су» – «кисть», а «Джок» – «стопа». На кисти и стопе биологически активные точки находятся в таком же строгом порядке, в каком наши органы располагаются в теле. Этот метод поражает своим многофункциональным воздействием. Его можно использовать при лечении болевых синдромов и расслаблении организма.

Су-Джок – пластмассовый шарик-массажёр с маленькими шипами. Он поделён на две равные части. Внутри этого шарика лежат два колечка. Они сделаны из металлической проволоки, которая хорошо растягивается. Шарик нужен для массажа ладоней, а колечки – для массажа пальцев. Когда мы делаем массаж Су-Джоком, мы ощущаем лёгкое покалывание и расслабление. По методике профессора Пак Чже Ву точки, которые стимулируют речевые зоны, находятся на кончиках наших пальцев. Следовательно, нужно больше стимулировать эту зону, но при этом не забывать массировать и другие точки для поддержания здоровья.

У этого метода много достоинств:

  • высокая эффективность, которую доказали огромным числом положительных отзывов;
  • безопасность и возможность использования в любом возрасте;
  • доступность – использование в домашних условиях, детских садах, специализированных школах.

Используя этот метод в логопедическом саду, мы развиваем у воспитанников фонематический слух и восприятие, мелкую и общую моторику, пространственно-временные представления, звуковой и слоговой анализ слов, корректируем произносительную сторону речи, обогащаем словарь, расширяем словарный запас и закрепляем счётные операции.

В работе логопеда Су-Джок используют при дизартрии, ОНР – I, II, III, IV уровней, у детей с ЗПР, СДВГ и др. При проведении массажа педагоги используют материал в стихотворной форме. Это решает сразу несколько задач – массажный эффект и закрепление речевого материала.

Массаж шариком Су-Джок

(ребёнок выполняет действия согласно тексту): Я в руках катаю мяч: Туда-сюда, туда-сюда. Покатаю по ладони И по тыльной стороне И сожму его немножко в кулачке.

Массаж колечками Су-Джок

(ребёнок поочерёдно надевает колечко на каждый палец, при этом проговаривает слова): Вышли пальцы на полянку, чтобы ягоды собрать. Этот пальчик – гриб нашёл, Этот пальчик – мухомор, Этот пальчик – землянику, Этот пальчик – только шишку.

Применение Су-Джок при автоматизации звука «Р»

в слогах/в словах (ребёнок последовательно надевает кольцо на каждый палец, при этом чётко произносит слоги или слова): Ра – ра – ра Работа Ро – ро – ро Рот Ру – ру – ру Рукав Ры – ры – ры Рыба

Применение Су-Джок при изучении лексико-грамматических конструкций

(«Один – много», «Скажи ласково», «Антонимы», «Посчитай», «Какой?» и т.д.). Педагог передаёт шарик в руки. Ребёнок называет ответ и отдаёт шарик. Если дан правильный ответ, педагог берёт шарик, если нет, то он не берёт шарик до тех пор, пока ребёнок не даст правильный ответ.

Игра «Один – много»

Цель
: учить составлять имена существительные в единственном и множественном числе. Например, игрушка – игрушки, книга – книги, стул – стулья, перо – перья.

Игра «Скажи ласково»

Цель
: учить составлять слова с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса. Педагог называет предмет и передаёт Су-Джок. Ребёнок берёт его и называет предмет, используя уменьшительно-ласкательный суффикс. Например, дом – домик, машина – машинка, стол – столик, перо – пёрышко.

Игра «Посчитай»

Цель
: учить согласовывать существительные с числительными. Педагог называет предмет, ребёнок берёт колечко Су-Джок, считает предмет и по очереди надевает на каждый палец колечко. Например, один стол – два стола – три стола – четыре стола – пять столов.

Игра «Антонимы»

Логопед называет предмет и передаёт Су-Джок. Ребёнок берёт его и называет антоним. Например, день – ночь, зима – лето, добрый – злой, одеть – раздеть.

Игра «Какой?»

Цель
: уметь образовывать признак от предмета. Педагог называет предмет и передаёт Су-Джок. Ребенок берёт Су-Джок и называет признак. Например, лето – летний, весна – весенний, солнце – солнечный.

Применение Су-Джок для развития внимания и памяти

. Педагог даёт инструкцию, а ребёнок выполняет: возьми шарик в правую руку, переложи её в левую руку, а затем подними обе руки вверх.

Применение Су-Джок при звуковом анализе слова

(используют красный, синий и зелёный шарики). Педагог произносит слово или показывает изображение предмета. Ребёнок выкладывает схему и объясняет свой выбор. Например, к – зелёный шарик, и – красный шарик, т – синий шарик.

Применение Су-Джок при развитии фонематического слуха

: а) педагог просит ребёнка, когда он услышит звук «А», взять шарик соответствующего цвета и поднять его вверх. Звук «А» – гласный, он обозначается красным цветом, соответственно нужно поднять красный Су-Джок. Если звук согласный, нужно поднять синий шарик. Педагог называет цепочку звуков: Б В О С А О А У Н А А; б) педагог предлагает ребёнку взять шарик в руки и, когда он услышит слог «ПА», вместе с шариком хлопнуть в ладоши. Педагог называет цепочку из слогов: ПА НА БА ТА ПА НА ТА БА ПА.

Применение Су-Джок при изучении и закреплении предлогов

. Педагог сажает любую игрушку (например, медвежонка) и просит ребёнка положить шарик за мишку, перед мишкой, около мишки. После просит проговорить, что он делал с шариком.

Игра « Составь предложение»

В этой игре могут участвовать несколько детей. Они должны придумать как можно больше предложений, используя Су-Джок. За каждое предложение ребёнок получает фишку. Побеждает тот, кто больше всего наберёт фишек.
Эльвира Назимова, учитель-логопед
МБДОУ Д/с № 101, г. Ульяновск

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]