Использование звуковой гимнастики для оздоровления и обучения детей с ТНР


Польза упражнений

Звуковая гимнастика представляет собой ряд упражнений, которые заключаются в произношении определенным образом конкретных звуков. Это вызывает в голосовых связках вибрирование, которое переходит постепенно в дыхательные органы и в грудную клетку.

Целью звуковой зарядки является:

  • Снятие спазмов бронхов.
  • Приобретение навыков правильного дыхания.
  • Улучшение отхождения мокроты.
  • Расслабление мускулатуры бронхов.
  • Нормализация микроциркуляции в области альвеол легких.
  • Стимуляция работы диафрагмы.
  • Улучшение настроения.
  • Нормализация вентиляции альвеол.
  • Восстановление дыхания, привычного для человека.

Часто совмещается дыхательная гимнастика и звуковая, в комплексе они будут более эффективны.

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

«Центр развития – детский сад № 171 «Алые паруса»

Картотека упражнений звуковой гимнастики

Климова Светлана Ивановна

Упражнение № 1 «Поем звук «а».

Стимулирует работу легких, трахеи и гортани. По окончании произнесения происходит углубление дыхания и увеличение потребления кислорода.

Для наращивания объема выдыхаемого воздуха просим ребенка протянуть гласный звук, например, столько времени, сколько разматывается нитка или растягивается пружинка.

Упражнение № 2 «Веселые плакальщики».

Упражнение, наряду с улучшением вентиляции легких, способствует снятию напряжения.

Показания и противопоказания

Звуковая гимнастика показана при заболеваниях органов дыхания, которые сопровождаются бронхоспастическим синдромом. Это опасное и тяжелое состояние резкого сужения просвета, в бронхи при этом поступает очень мало кислорода, а организм чрезмерно насыщается углекислотой. Во время этого человек чувствует удушье, одышку, дыхание становится более тяжелым.

Гимнастику звуковую, как разновидность дыхательной, применяют при следующих патологиях:

  • Хроническая обструктивная болезнь легких.
  • Бронхиальная астма.
  • Бронхит (хронический обструктивный, астматический).
  • Экспираторная одышка.

Противопоказаны звуковые упражнения при начавшемся приступе бронхиальной астмы и в случае обострения хронического процесса в легких.

Если тренировка дыхания сопровождается дискомфортом, появляется кашель, першение, одышка или другое ухудшение самочувствия, занятие необходимо остановить.

Общие правила проведения

Для того чтобы достичь максимального эффекта в занятиях, следует придерживаться основных указаний:

  1. Упражнения должны проводиться с правильным дыханием. Вдох делать нужно через нос, он должен длиться 1–2 секунды, пауза в 1 секунду и выдох ртом, длительностью 2–4 секунды. Затем опять сделать паузу на 4–6 секунд. При этом следует придерживаться правила, что выдох обязан быть в 2 раза длиннее вдоха.
  2. Произношение звуков зависит напрямую от цели тренировки и заболевания. Так, например, в случае астматического бронхита, звуки должны быть громкими и резкими. Если вы болеете хроническим бронхитом, звуковой ряд произносится медленно и тихо, почти шепотом.
  3. Для проведения гимнастических упражнений нужно выбрать помещение, которое хорошо проветривается, чтобы легкие наполнялись кислородом. Лучше всего будет выбрать место для тренировок на свежем воздухе.
  4. Звуковые упражнения проводить следует за пару часов до или после приема пищи. Лучше придерживаться указанного промежутка времени.

Длительность тренировок зависит от самочувствия человека и от того, насколько легко ему далось предыдущее занятие.

После проведения гимнастики больной должен ощущать облегчение и улучшение самочувствия, а ни в коем случае не утомление.

Звуковые упражнения

Лучше всего проводить гимнастику сидя, положив руки на колени и наклонившись чуть вперед. Не спешите, придерживайтесь своего ритма, помните о правильном дыхании во время проведения упражнений:

  • Звук «а». Его произношение способствует улучшению вентиляционной функции легких, эффективной работе дыхательных мышц.
  • Звук «у». Имеет успокоительный эффект, приводит к расслаблению.
  • Медленное произношение шепотом звуков «а», «о», «у», «е» и коротких слов «сух» и «глух» действует успокаивающе на верхние дыхательные пути, способствует очищению голосовых связок.
  • При сочетании «кч», «дг», «бп», «кг» улучшается выведение мокроты, мышцы горла расслабляются.
  • Жужжащие звуки «ж» и «з» и рычащие «р», в случае громкого произношения дают эффект вибрационного массажа, расслабляя при этом, бронхиальные мышцы.
  • Для малыша можно предложить сымитировать звуками жука «ж-ж-ж», паровозик «чух-чух», комарика «пи-и» и самолет «у-у-у».
  • Употребление в гимнастике шипящих и свистящих «с», «ф», «ц», «ч», «ш» ускоряет удаление воздуха из легких, а это предупреждает эмфизему. Лучше при этом вдох делать носом, а выдох ртом, втягивая живот.
  • Для детей постарше и взрослых нужно проводить обязательное упражнение «пф-ф-ф» 1 раз. Его особенность заключается в том, что сочетание этих звуков произносится с плотно сжатыми губами. Это считается очистительным упражнением. После проведения выдержите паузу, сделайте вдох и опять паузу. Если упражнение выполняет ребенок, взрослому можно во время упражнения стать сзади, и передвигать ладони с поясницы вверх по бокам, остановиться на середине боков малыша, когда закончится выдох. Это делается для облегчения дыхания.
  • Дальше произносят звук «м-м-м» на выдохе, он должен быть протяжным, волнообразным и расслабленным. Это упражнение делают 5–7 раз.
  • Полезными для снятия бронхоспазма будут сочетание звуков «жжрух», «зрухх», «брухх» и «пррух».

Каждая тренировка может увеличиваться на два новых упражнения. Оптимально проводить занятие 5 минут с последующим увеличением к 7–10 минутам. Максимум 2 повторения в день. Если ребенок после звуковой гимнастики жалуется на одышку, необходимо сделать легкий массаж нижней части груди, поверх одежды.

При правильном и регулярном выполнении упражнений, снятие бронхоспазма наступит быстрее и появится долгожданное улучшение.

Консультация для воспитателей «Звуковая гимнастика»

ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА ЛОБАНОВА

Разновидность дыхательной гимнастики

Гимнастика состоит из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков и их сочетанием в определенной работе и строго определенным способом. Начинается гимнастика с обя­зательного выполнения 2 упражнений: очистительного вдоха — «п, ф, т, р» и закрытого стона «ммм».

При произнесении звуков вибрация голосовых связок передает­ся на легкие, трахею, бронхи и от них на грудную клетку, эта виб­рация действует на бронхи и тем самым способствует профилакти­ке бронхита.

Для звуковой гимнастики характерны следующие особенности дыхания: вдох через нос (1-2 с) пауза, активный выдох через рот (2-4 с), пауза.

Вдох плавный, бесшумный, равномерный, глубокий. Выдох больше вдоха вдвое.

Звуковые упражнения нужно выполнять медленно, спокойно, без напряжения, каждый звук должен произноситься строго опре­деленным образом, только тогда звуковая гимнастика дает лечеб­ный результат.

Гласные звуки произносятся в последовательности — у, о, а, е, и.

Согласные звуки произносятся в последовательности — б, д, г, в, з.

Согласные сонорные — м, н, л, р.

Упражнения действуют подобно вибромассажу.

Для глухих звуков — п, т, к, ф,
с
— требуется наибольшая сила артикулярности, а значит, и наибольшее напряжение мышц груд­ной клетки и диафрагмы.

Согласный звук р

— дрожащий, может иметь от 1 до 14 вибра­ций при его произносимости:
р
,
рр, ррр
и т. д.

Звукосочетания с, р

— эффективны при бронхиальной астме, астматическом бронхите.

Звук р

— цроизносится энергично, громко, длинной волной —
р
-Р-Р

При болезнях сердца звук р

— произносится тихо, мягко, коротко.

Звуки — ж — м


з
— произносятся сжатыми губами.

Звук к

— (кх) — произносится губами.

Звук к

— (кх) — произносится широко открытым ртом с усиле­нием на вдохе.

Для эффективности звуковой гимнастики необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Занятия по возможности проводить на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.
  1. Одежда мягкая, свободная.
  1. Проводят занятия до приема пищи или через 1,5-2 часа после еды, лучше в утренние часы. В первые 2 занятия выполняются только 2 упражнения — пфф

    и —
    ммм
    — затем постепенно добавля­ются по 2 новых.

Проводят звуковую гимнастику 1-2 раза в день по 5-6 минут. Упражнения можно выполнять сидя, стоя, лежа. Перед и после каждого упражнения делают очистительный вдох — пфф

— выпол няют тихо, губы сложены трубочкой. Вслед за —
пфф
— идет 2-е обязательное упражнение —
ммм.

  1. пфф


    ммм

    пфф
    -.

  2. Гласные — у, о, а, е, и —
    пфф.
  3. Согласные — 1-4 — пфф

    -.

  4. Звукосочетания 1 — ммм,

    2, 3 ,4 —
    пфф.

ЗВУКОВОЕ ДЫХАНИЕ

М.
Л.Лазарев

  1. Эффект от выполнения ритмического звукового дыхания на­ступает лишь в том случае, если дыхание выполняется в течение достаточно длительного времени (не менее 3 минут).
  2. Ритмическое звуковое дыхание можно проводить как в по­кое, так и в ходьбе.
  1. Рекомендуется проводить ритмическое звуковое дыхание наиболее интенсивно в осеннее-весенний период.
  2. Эффективно применение ритмического звукового дыхания при постельном режиме ребенка во время заболеваний.
  3. Ритмическое звуковое дыхание может использоваться как способ коррекции психического состояния детей, например, на за­нятии.

Комплекс звукового дыхания направлен на стимуляцию обмен­ных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Кроме того, звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в облас­ти легочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, улуч­шает дренаж мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов, повыша­ет эмоциональный тонус. Упражнения этого комплекса могут выполняться ежедневно.

Релаксационная серия (шипящие) может выполняться как зву­ковая пауза между любыми видами физической нагрузки, а также перед сном. Следует особенно выделить звук «с», который облада­ет наибольшим расслабляющим свойством.

При ларингитах произносятся только глухие согласные, чтобы не травмировать связочный аппарат. При произнесении длинных звуков желательно тянуть их как можно дольше.

Звук «в» (вибрация на уровне лица).

Стимуляция микроциркуляции крови и обмена веществ в об­ласти лица, гайморовых пазух. Эффект достигается при ринитах, синуситах, гайморитах.

И. П. — стоя. Ноги стоят устойчиво. Глаза закрыты. Губы мягко сопротивляются. После глубокого вдоха произносится звук «в»

до полного выдоха воздуха из легких. Звук произносится негромко. Необходимо добиться ощущения вибрации во всем теле, преиму­щественно в области лица, стараясь, чтобы звук тянулся как можно дольше. Губы необходимо расслабить до появления в них ощуще­ния «щекотки». Повторить 4 раза.

Звук «з» (вибрация в области головы и шеи).

Стимуляция микроциркуляции крови и обмена веществ в об­ласти головы и шеи. Эффективна при трахеитах.

И. П. — стоя. Тело расслаблено. Глаза закрыты. Ладонь одной руки на шее спереди. Делается вдох. На выдохе произносится звук «з» предельно долго, негромко. Повторить 4 раза.

Звук «ж» (вибрация в области грудной клетки).

Стимуляция микроциркуляции крови и обмена веществ в

об­ласти грудной клетки. Эффективно выводит мокроту из бронхов и легких.

И. П. — стоя. Тело расслаблено. Глаза закрыты. Ладонь на груди спереди. Делается вдох. На выдохе тфоизносится долго и негромко звук «ж».

Повторить 4 раза.

Звук «м» (вибрация тканей в области грудной клетки и сол­нечного сплетения).

Улучшение микроциркуляции крови и обмена веществ в облас­ти грудной клетки и солнечного сплетения.

И. П. — стоя. Глаза закрыты. Ладонь на области солнечного сплетения. Делается вдох. На выдохе произносится негромко и предельно долго звук «м»

(глубокое звучание). Повторить 4 раза.

«Ф-х-ц-ч-ш-щ-с» (расслабление всех дыхательных и других мышц организма).

И. П. — лежа. Глаза закрыты. Произносится ровный звук, кото­рый тянется как можно дольше. Звук произносится тихо. Каждый звук повторить 2 раза.

ЗВУКОВЫЕ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Эти упражнения могут выполняться детьми во время утренней гимнастики и среди дня. В летнее время комплекс лучше прово­дить на свежем воздухе во время прогулки.

/. «На турнике».

Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих ру­ках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад на лопатки — длинный выдох. Выдыхая, про­износить «ф-ф-ф-ф-ф».

Повторить 3-4 раза.

2. «Шагом марш».

Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6-8 шагов — выдох. Выдыхая, произ­носить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 минут.

3. «Насос».

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с».

Повторить 6-8 наклонов в каж­дую сторону.

4. «Регулировщик».

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять по­ложение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р».

Повторить 5-6 раз.

5. «Летят мячи».

Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди впе­ред. Произносить, выдыхая, длительное «ух-х-х-х».

Повторить 5-6 раз.

6. «Вырасти большой».

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потя­нуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «ух-х-х».

Произно­сить 4-5 раз.

7. «Лыжник».

Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 минут. На выдохе произносить «м-м-м-м».

8. «Маятник».

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спи­ной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в сто­роны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-х-х-х».

Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

9. «Гуси летят».

Медленная ходьба в течение 1-2 минут. Поднимать руки в сто­роны — вдох, руки вниз — выдох, произносить «г-у-у-у-у».

10. «Семафор».

Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны — вдох, медленно опускать вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с». Повторить 3-4 раза.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]