Гласные и согласные звуки
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети научатся свободно высказывать свои мысли;
• научатся различать гласные и согласные звуки, чётко и ясно произносить их;
• познакомятся со слиянием согласного звука и гласного, его графическим изображением;
• научатся выделять в слове слоги-слияния, называя звуки, из которых они образуются;
• научатся правильно выполнять слогоделение слова;
• познакомятся со слогом, состоящим из одного гласного звука;
• научатся составлять схемы слов, состоящих из слога-слияния и гласного звука, слогов-слияний и примыкающих звуков.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— С какими звуками вы познакомились на прошлом уроке? (Нас окружает множество звуков: скрип, шорох, шелест, всё имеет свои звуки.)
Но каждое слово тоже состоит из звуков, которые стоят в строгом порядке. Это речевые звуки. Вот сегодня мы будем разбираться в звуках человеческой речи. Какие они?
2. Мотивация учебной деятельности
— Рассмотрите и назовите предметы. Какие звуки вы слышите, называя картинки на доске?
Мотоцикл: Р-р-р! Кошка: Мяу! Мальчик: Ах!
3. Работа по теме урока
— Я назову вам звук, а вы придумайте картинку, на которой предмет может издавать этот звук.
Поочередно учитель называет [а], [у], [о], [и], [ы], [э].
— Поможем каждому герою произносить эти звуки. Как они произносятся?
Прослушайте про них стихотворение.
Все певцы и певицы распеваются на этих звуках. Споём песенку «В лесу родилась ёлочка» на [а], [о], [у], [и], [э], [ы].
Звуки, которые произносятся легко, свободно, с помощью голоса, называются… (Гласными звуками. Эти звуки легко тянутся, поются.)
А теперь послушайте стихотворение Н. М. Бетеньковой о звуках и постарайтесь его запомнить.
А, О, У, Э, Ы, И. (Дети произносят звуки напевно.)
Звуки гласные мои. (Разводят руки и прижимают к груди.)
Их не трудно перечесть. (Считают пальчики на руках.)
Гласных звуков ровно шесть. (Показывают шесть пальцев.)
Мы будем петь эту песенку и запомним б гласных звуков.
В слове ум первый звук [у] — гласный. Второй звук — [м]. Будет ли он гласным? (Нет. Этот звук произносится с голосом, но с препятствиями, трудностями. Он согласный.)
Я называю слова, вы хлопаете тогда, когда слышите слово, начинающееся с гласного звука: аист, машина, ирис, урок, кукла, Оля, эхо, шишка.
Далее следует игра-наоборот. Дети хлопают только тогда, когда слово начинается с согласного звука: утро, кино, фонарик, астра, игры, щенок, носорог.
— Чтобы гласные и согласные звуки не путались, мы будем в схемах использовать красный квадратик вместо гласного звука. Произнесите слово урок. Разделите его на слоги. (У-рок.)
Расскажите о первом слоге. Что можно рассказать о втором слоге? (Это слог -рок. В нём три звука: [р-о-к].) Выкладываем карточки звуков: [р] — согласный звук — белый квадратик; [о] — гласный звук — красный квадратик; [к] — согласный звук — белый квадратик.)
Прочитайте слово урок по схеме. Раздвинем карточки так, чтобы получилось два слога. Какой слог ударный? На какой звук падает ударение? (На второй слог, на гласный звук [о].)
Какой гласный звук безударный? (В 1 слоге, звук [у].)
Что мы узнали про гласные звуки? (Гласные звуки в слове могут быть ударные и безударные. Ударение всегда падает только на гласный звук.)
Аналогично проводится работа со словом школа.
— Свой кроссворд мы назовём «Бе-ге-мот». Под картинкой «Бегемот» 7 пустых клеточек в строчку, клеточки с согласными звуками затемнены. (Это сделать вместе с детьми). Произнесите это слово медленно и проверьте количество звуков в этом слове.
Я обозначу согласные звуки буквами и поставлю их в клеточки. Проверьте, правильно ли мы обозначили согласные звуки.
Обратите внимание на то, что от согласных букв вниз идут клеточки, в которые должны уместиться названия животных, птиц.
Внимательно посмотрите — на картинках гуси, тигр, мыши, белка. Определите место этих животных в кроссворде. Называйте слово и ставьте точки в клеточки. Вниз прикрепите картинку с соответствующим животным.
С каких звуков начинаются все эти слова? (С согласных.)
Какие звуки выделены красным цветом? (Гласные.)
Рассмотрите схемы, которые составлены к кроссворду. Определите, схема какого слова отсутствует?
Заполните кроссворд.
— Поставьте в схеме ударение. В каком слоге находится безударный гласный звук? В каком слоге — ударный гласный?
— На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные.)
Вспомните стихотворение о гласных звуках. Сколько гласных звуков мы знаем? (6 гласных звуков.)
Рассмотрите картинки: рак, сом, жук, сыр, кит, мэр. Поднимите красную карточку, чётко назовите гласный звук в каждом слове.
Гласные звуки поются, тянутся, произносятся свободно, открыто. Сколько гласных звуков мы выделили из слов? (Шесть звуков.)
Какие ещё звуки есть в русской речи? (Согласные звуки.)
Откроем с. 15 учебника. Тихо подойдём к речке, пройдём на пригорок и присядем под раскидистым деревом. Здесь удобно будет беседовать. Какое дерево склонилось над рекой и раскинуло над нами свои добрые ветви? Послушайте и отгадайте загадку: «Стоит над водою трясёт бородою». Что это? (Ива.)
Выполните звуковой анализ слова и-ва. Какой слог первый? Второй? Сколько звуков в первом слоге? Какой это звук? Произнесите его. (Это гласный звук[и].)
Составьте схему, обозначающую этот звук. (Дети поднимают вверх красный квадратик.)
Из каких звуков состоит второй слог? Произнесите его медленно, чтобы чётко были слышны все звуки.
Дети один за другим или хором произносят слог -ва.
— Из каких звуков он состоит? (Из согласного звука [в] и гласного звука [а].)
Эти два звука, согласный и гласный, сливаются при произношении. Слог -ва произносится на одном дыхании, два звука произносятся друг за другом, как бы сливаясь вместе. Такое звучание называется слиянием, например па, ши, но, лу. Обозначать слияние согласного с гласным будем так: Составим схему слова ива
Теперь отправимся дальше. Мы не можем перейти на другую сторону реки, пока не выложим схему очень нужного слова. Отгадайте загадку: «Я на том берегу и на этом берегу. Через речку перебраться я тебе помогу». Что это? (Мост.)
Произнесите слово. Сколько в нём слогов? (Первый звук [м] — согласный звук — положим белый квадратик.)
Второй звук? Третий? Назовите последний звук.
Сливаются ли звуки в этом слове? (Да.)
Как мы обозначим слог-слияние?
Дети заменяют два квадратика на единую карточку слога- слияния.
— А что происходит со звуками [с] и [т]? (Они просто присоединяются к слогу-слиянию.) Они примыкают к слогу-слиянию.
Давайте перейдём по мостику на другой берег и тихонечко подойдём к деду Макару. Произнесите имя деда: Ма-кар. Составьте схему этого слова.
Дети самостоятельно составляют схему слова Макар.
— Назовите первый слог. Какую схему вы взяли для этого слога? (Слог-слияние, согласный [м] и гласный [о].)
Аналогично проходит работа со вторым слогом.
Далее выполняются упражнения для закрепления схем со слогами- слияниями и звуками-примыканиями.
— Какую рыбу поймает сейчас дед Макар? Эта рыба — гроза для всех маленьких речных рыбёшек? (Щука.)
Произнесите слово. Выполните звуковой анализ слова. Составьте схему слова щука. Объясните, почему именно так составили схему. (Получилась схема из двух слогов-слияний.)
Кто это так шумно плюхнулся в воду? Кто так захлопал крыльями и закричал? Кто распугал всю рыбу деду Макару? Послушайте загадку и узнаете, кто повстречался нам на пути: «Длинная шея, красные лапки. Щиплет за пятки, беги без оглядки». Кто это? (Это гуси.)
Послушайте чудесное стихотворение Н. Костарева.
Га-га-га! — гогочет гусь.
Я семьёй своей горжусь!
— На гусят и на гусыню
Всё гляжу — не нагляжусь.
— Назовите, из кого состоит семья гусей? (Гусь, гусыня, гусятки, гусята.)
Произнесите любое слово по выбору и самостоятельно составьте звуковую схему.
Как ещё называют птиц, которые хорошо умеют плавать? (Водоплавающие.)
— Давайте покинем речку и отправимся в уютный домик. Послушайте, кто это так громко и заливисто кричит, собирая своё семейство на покой? Отгадайте-ка загадку: «Сидел на заборе, пел да кричал. Все собрались, и он замолчал». Кто же это? (Это петух.)
Как мы назовём эту группу птиц? (Это домашние птицы.)
Назови всю семью петуха. (Куры, петух, цыплята.)
Они очень хорошо умеют доставать червяков из земли, но что они совсем не умеют делать? (Плавать.)
Вернёмся к картинке «Куры» (с. 14). Произнесите это слово по слогам.
Выполните звукобуквенный анализ слова. Прочитайте по схеме.
Учитель ведёт указкой по звуковой схеме, дети чётко произносят все звуки.
— Каких ещё домашних птиц мы можем встретить во дворе? (Индюшек, уток, цыплят.)
Прочтите: «Индюки сошлись у ивы: / Ишь, как мы с тобой красивы!» Что же объединяет всех этих птиц? (Они домашние.)
Какие птицы похожи на платочки в небе? (Голуби.)
Это какие птицы: домашние или дикие? (Голуби могут быть как домашние, так и дикие.)
Во время войны голубей использовали для доставки почты. Почтовые голуби всегда возвращаются домой. Выполните звуко-буквенный анализ слова голуби. Чем интересно слово? (В нём 3 слога-слияния.)
Рассмотрите страницу 15. О каких птицах мы ещё не рассказали? (Обо всех. Или: ос забыли.)
А кто такие осы? (Насекомые. У насекомого 6 лапок.)
Кого мы видим на первом плане картины? Чем они заняты? Составьте рассказ про детей. Придумайте им имена. Составьте схемы. Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы. На схеме покажите это.
Но вот на деревню спускается вечер. Нам пора возвращаться в город. Нужно торопиться на станцию. По дороге Рома зацепился за куст… и его брюки украсила великолепная брошь. Отгадайте, что это за растение?
Читает ребёнок. Составляется схема слова.
Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки.
(Репейник)
Лариса быстро из огромного лопуха сделала себе на голову… (Шляпу.) Произнесите слово шляпа хором.
Сима решила понюхать эти красивые синенькие цветочки-колючки, и вдруг девочка замахала руками и спряталась за наши спины ой-ой. Кто напугал девочку? (Оса.)
Составьте схему к слову оса. Проверьте по учебнику.
Дети смеются и говорят Симе: «Не зная броду, не суйся, Сима, в воду». Когда мы так говорим? Употребляйте эту пословицу в своей речи. Вот и закончилось наше замечательное путешествие!
4. Рефлексия учебной деятельности
— На какие две группы делятся все звуки человеческой речи? Как мы произносим гласные звуки? Согласные звуки?
Какие два звука образуют слог-слияние? Могут ли два рядом стоящих согласных звука образовать слог-слияние? Если за гласным звуком мы произносим согласный звук, будет ли это слог-слияние?
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения the_swan
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЖИВЫЕ ЗВУКИ»
ЦЕЛЬ ИГРЫ: 1.Формирование полноценной звуковой стороны речи: а) воспитание артикуляционных навыков, б) правильного звукопроизношения, в) воспроизведение слоговой структуры, г) развитие фонетического восприятия; 2.Овладение элементами грамоты; 3.Взамосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка. ОБОРУДОВАНИЕ: модели домиков из ДСП, модели звуков в виде человечков — « Звуковички», схематические модели звуков в виде кружков красного, синего и зеленого цвета с деталями — нос, глаза и рот, показывающий положение губ и языка при произнесении определенного звука, предметны картинки, фишки. Данное игровое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. ИГРОВОЕ ПРАВИЛО 1. « В каком домике живет звук? Перед детьми выставлены несколько ранее изученных моделей звуков в виде человечков — «Звуковичков». Ребенок выбирает «Звуковичка», правильно произносит звук, называет букву, которая соответствует этому звуку и вывешивает его в модель домика: в красном домике «живут» гласные звуки; в синем- согласные твердые звуки; в зеленом- согласные мягкие звуки. За каждое правильно выполненное задание ребенок получает фишку. Победил тот, кто больше всех правильно «расселил» звуки в домики. ИГРОВОЕ ПРАВИЛО 2. « Кто больше?» Воспитатель показывает детям модель ранее изученного согласного звука, например звук «П» просит « расселить твердый и мягкий звук «П» по своим домикам — синий и зеленый. Затем дети делятся на 2 команды и получают задание придумать как можно больше слов на твердый и мягкий звук «П». За каждый правильный ответ команда получает фишку. Побеждает команда, придумавшая больше слов. ИГРОВОЕ ПРАВИЛО 3. «Фонетические сказки». Воспитатель предлагает детям послушать сказку о гласном звуке. Например, «Сказка о звуке «А»». «-Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А__». Иногда звук А пел очень тихо: « А, А, А». Иногда – очень громко: «А, А, А». Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: -А__А__А__А__А__А__А__. Бывали времена, когда звук А играл на барабане: ААаааААааа. А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже и очень-очень плавно. Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.» Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать гласный звук и сочинить об этом звуке сказку. Победитель тот, кто придумал самую интересную сказку. ИГРОВОЕ ПРАВИЛО 4. « Загадки поющих звуков, или подскажи словечко». В этой игре дети закрепляют знание артикуляции гласных звуков. Воспитатель загадывает загадку о звуке, а дети должны назвать звук и показать модель этого звука. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек. Пример загадок о звуках: -Шире всех открывает рот звук… -Губы трубочкой вытягивает звук…. -На вытянутый кружок губы похожи у звука…. -Самая широкая улыбка у звука… -Приоткрывает рот и приподнимает язык звук…. -Приоткрывает рот и оттягивает язык назад звук…
ИГРОВОЕ ПРАВИЛО 5. « Где спрятался звук?» В звуковом домике воспитатель выставляет модель звука « Звуковичка». Дети дают характеристику этому звуку: гласный /согласный, твердый \ мягкий, звонкий \ глухой. На столе перед детьми воспитатель выкладывает предметные картинки и дает задание детям выбрать картинки, в названиях которых есть заданный звук. Побеждает тот, кто больше найдет картинок.
ИГРОВОЕ ПРАВИЛО 6. « Собери слово». Воспитатель раздает карточки с картинкой и пустыми клеточками — «домиками». У каждого ребенка на столе лежит коробка с моделями звуков в виде кружков. Воспитатель дает детям задание собрать из моделей звуков — « Звуковичков», слова, изображенные на карточке, т.е. « поселить каждого «Звуковичка» в свой домик».Побеждает тот, кто быстрее всех соберет слово.
Игры с буквами и словами для учащихся 1 класса
Дидактические игры по русскому языку, 1 класс.
Автор: Черноусова Светлана Александровна, учитель начальных классов ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №4» Цель: обобщение и углубление знаний учащихся по русскому языку. Задачи: • в игровой форме повторить материал, изученный на уроках русского языка; • способствовать обогащению словарного запаса детей; • развивать устную речь учащихся, фонематический слух школьников; • развивать орфографическую зоркость, память, внимание; • воспитывать любознательность, интерес к изучению русского языка. Описание: Игра является ведущей деятельностью детей. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Развитие познавательной активности и положительного эмоционального отношения к предмету у детей идёт эффективнее, если регулярно использовать на уроках наглядно-дидактический и игровой материал. Назначение: подборка игр будет полезна учителям начальных классов, воспитателям группы продлённого дня, учащимся младших классов, родителям. Кто лучше знает алфавит? Каждый играющий должен наизусть правильно назвать все буквы русского языка по порядку. Класс оценивает работу и определяет победителя.
Прочитай без запинки! На доске записаны 2 группы согласных букв, названия которых вызывают затруднения у детей.
Играющие выходят к доске парами. Первый ученик называет буквы из 1 группы, второй ученик – из 2 группы. Класс оценивает качество ответов. Составь из букв слова Из букв, данных на слайде, нужно составить слова.
По первым буквам составьте слово На слайде изображены предметы. Нужно взять первые буквы из названий предметов и составить из них слово. Побеждает ученик, который первым составит слово. Получается слово ЯКОРЬ.
Изографы Найти все буквы, изображенные на картинке.
Буква заблудилась Учитель напоминает детям про то, что слова складываются из букв. В словах буквы стоят, как и в алфавите, по определенному порядку. Но случается, что буква заблудится, и тогда меняется слово, например: дом — дым, стол — стул. Затем читает детям стихотворение: Неизвестно, как случилось, Только буква заблудилась, Забежала в чей-то дом И хозяйничает в нем. Послушайте внимательно следующие стихи и скажите, какая буква заблудилась так, что изменила слово. 1. Синеет море перед нами. Летают майки над волнами. 2. На виду у детворы Крысу красят маляры. 3. Сели в ложку и айда, Плаваем туда-сюда. 4. Мама с бочками пошла По дороге вдоль села. 5. Тает снег, течёт ручей, На ветвях полно врачей. Слова-перевёртыши На доске из разрезной азбуки составлены слова-перевертыши. Дети должны переставить буквы так, чтобы получились слова.
Получаются слова: кукла (кулак), лиса, книга Составь слово Группам учащихся раздаются буквы из разрезной азбуки. Каждый ученик получает по 1 букве. Нужно построиться возле доски так, чтобы получилось слово. Например, слова: мама, зима, школа. Что за слово? Задача играющих — расшифровать и записать 3 слова, буквы которых обозначены числами по их месту в алфавите.
Победителем считается ученик, первым расшифровавший все три слова (алфавит, букварь, грамота). Оживи алфавит За 5 минут нужно подобрать по одному слову на каждую букву алфавита и записать их в тетради. Победителем считается ученик, подобравший слова к наибольшему числу букв алфавита. Кто быстрее соберет? На доске выставлены вперемешку предметные картинки с одно-, двух- и трехсложными названиями предметов: КИТ, ТОПОР, МОСТ, КАРАНДАШ, АВТОБУС, РАК, ПИЛА, СТАКАН, ГОЛУБИ, ВОРОБЕЙ, ТИГР, КОНЬ, РАМА, ШАРЫ, БАРАБАН, СОВА, СТОЛ, КУРЫ, ПОПУГАЙ, СЛОН, ЛАСТОЧКА, МАК, КУКЛА, САМОЛЕТ, ЧАЙНИК, ЛИНЕЙКА, ЛУК, ДОМ, ЛОЖКА, СОРОКА. Один из играющих подбирает картинки с односложными названиями предметов, второй — с двухсложными, третий — с трехсложными. Класс проверяет и оценивает результаты работы. Примечание.
Игру можно повторить, заменив полностью или частично состав предметных картинок.
Путаница На доске записаны слова с измененным порядком слогов.
Нужно записать слова в тетрадь, восстановив правильный порядок слогов. Побеждает ученик, правильно записавший все слова. Отгадай секрет На доске записаны «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог.
Нужно «расколдовать» слово, прочитав его правильно, без лишнего слога. Читает каждое слово тот, кто первым обнаружит лишний слог. Как перенести? Каждый игрок команды получает карточку со словом, которое он должен записать на доске, разделив черточками для переноса. Побеждает команда, которая первой правильно выполнит задание. Слова для игры: МАЛЬЧИК, ЗАЙЧИК, ПИСЬМО, ЧАЙНИК, ЗВЕРЬКИ, РУЧЕЙКИ; ПАЛЬТО, МАЙКА, ШКОЛЬНИК, ЧИТАЙТЕ, ОКУНЬКИ, ЧАЙКА; УГОЛЬКИ, ШУБЕЙКА, БОРЬБА, ЗАЙКА, КОЙКА, КОНЬКИ. Такая же игра проводится на более сложном материале со словами: РУЖЬЁ, ПРЕМИЯ, АТАКА, СЕСТРА, ШЕЯ, СТУЛЬЯ, КОСТРЫ, ЗАТЕЯ, ЗМЕЯ, КОПЬЁ, УТОЧКА, СУДЬЯ, УГОЛЬКИ, ЗОЯ, БЕЛЬЁ, БЫСТРО, КОЛЬЯ, АРМИЯ. Вышиваем слова Слова можно «вышивать крестиком». Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный — маленьким, например: X х — ШКОЛА, х х X — ПЕТУШОК и др. Играющие под диктовку обозначают крестиками ударные и безударные слоги в словах ШКОЛА, МАМА, ПАРТА, РУКА, КОЗА, ДОСКА, ОКНО, КОРОВА, ЯГНЁНОК, УТЯТА, КОТЯТА, КОТЁНОК, СОБАКА, ПЕТУШОК, КОЛОБОК, КОЗОЧКА, УТОЧКА, КОШЕЧКА, МЕДВЕЖОНОК, ИНДЮШОНОК, ПОРОСЁНОК. Три «О» На доске в 3 столбика записаны трехсложные слова с пропущенными гласными:
Необходимо вставить пропущенные гласные и записать получившиеся слова. Удачи всем в изучении русского языка!
Рекомендуем посмотреть:
Логические задачи и упражнения для 1 класса Развивающие задания для 1 класса в период адаптации Игра путешествие для начальной школы на тему «Профессии»
Похожие статьи:
Сценарий игровой программы для учащихся 1 класса
Интеллектуальная игра для 1-2 классов
Сюжетно-ролевая игра для 1 класса. Этикет за столом
Занимательные игры для детей 7-8 лет
Задания «Соедини по точкам» для детей 6-8 лет