В настоящее время растет число детей с речевой патологией, в том числе с таким речевым нарушением, как дизартрия.
Самыми распространенными у дошкольников со стертой дизартрией являются нарушения произношения свистящих звуков. В данной работе автор постарался собрать различные приемы постановки свистящих звуков. Используя данный сборник приемов постановки звуков логопед, может подобрать способ наиболее подходящий для данного ребенка с учетом его типологических и индивидуальных особенностей.
Приемы постановки свистящих звуков [З,Зь,Ц]
Характеристика группы свистящих звуков.
В группу свистящих входят звуки С, Сь, З, Зь и Ц (в транскрипции: [с], [с’], [з], [з’], [ц]). Они отнесены к одной группе, так как имеют сходную артикуляцию. Например, звуки [с] и [з] отличаются лишь наличием-отсутствием голоса, звуки [с] и [с’] — дополнительным подъемом средней части языка.
[С]: согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый;
[З]: согласный, ротовой, звонкий, щелевой, переднеязычный, твердый;
[С’], [З’]: мягкие;
[Ц]: согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, твердый.
В группе свистящих звуков основой является артикуляция звука [с]. Этот звук является базовым для всей группы.
Как произносится звук [з] в норме.
Звук [з] — согласный, звонкий, твердый. Парный ему по мягкости — звук [з’] («зь»), Парный по глухости — звук [с].
При произнесении звука [з] органы артикуляции занимают следующее положение:
— губы
слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;
— зубы
сближены, образуя щель 1-2 мм;
— кончик языка
широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;
— боковые края языка
приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;
— спинка языка
в своей
передней
части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;
— воздушная струя
сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
— мягкое небо
плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;
— голосовые связки
сомкнуты и дрожат, образуя голос.
Способы постановки звука [
з
]
№п/п
Способ постановки
ОТСУТСТВИЕ ЗВУКА
Звук [з] ставится аналогично звуку [с], характеризуется дополнительной фонацией голосовых связок.
По подражанию:
а) Различение на слух звуков [с—з] в словах, близких по звуковому составу, в слогах, среди фонем (см. «Развитие фонематического слуха»).
б) Тактильно-вибрационные ощущения от работы голосовых связок. Одну руку (тыльной стороной) ребенок прикладывает к шее логопеда, другая рука касается шеи ребенка, «ссс» — голос спит, «ззз» — голос проснулся. Звенит «Комар».
[з]
– звенит комарик, муха, оса
По подражанию:
Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (звенит комар, звонок и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.
От опорного звука:
Выполнить упражнения «Забор» — «Комар». По подражанию произнести «ииииии-ззззззз».
Примечание: при постановке звук [з] ребенку не называют, а заменяют названием упражнения «Комар».
Звук [з] легко ставится от звука [c], так как эти звуки имеют одинаковый артикуляционый уклад, то есть при произнесении этих звуков органы артикуляции занимают одинаковое положение. Разница между звуками состоит в том, что [с] — глухой, произносится без голоса, а [з] — звонкий, произносится с голосом. Таким образом, чтобы вызвать звук [з], достаточно при произнесении звука с добавить, «включить» голос.
Наличие-отсутствие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильно-вибрационного контроля. Для этого прикладываем тыльную сторону ладони к передней поверхности шеи в области гортани. При «включении» в работу голоса, рука ощущает легкую вибрацию, передающуюся от голосовых складок. При «выключении» голоса вибрация пропадает.
Детям можно объяснить, что когда голосок в горлышке «спит», мы его не чувствуем, но когда он просыпается, мы можем почувствовать, как он прыгает и веселится в своем домике — горлышке.
Получив правильный звук [з], следует некоторое время потренироваться произносить его изолированно от других звуков: з-з-з. Детям можно предложить позвенеть как комарик или звоночек.
При этом звуке положение губ, зубов и языка такое же, как и при звуке «С». Но этот звук «3» звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. он произносится с голосом. Эго нужно объяснить ребенку и на слух, и на тактильное ощущение, т. е. положить руку ребенка на гортань и произнести поочередно звуки «С» и «3». При звуке «3» ребенок будет ощущать вибрацию гортани. Учимся подражать комарику. Комарик летел и протяжно звенел — «33333». Для правильного подражания нужно: обнажить все зубки в «улыбке», расстояние между зубов примерно 2 мм, кончик языка упирается в верхнюю часть нижних зубов, выдыхаемая струя идет точно посередине передних резцов на кончик языка, при этом участвует голос. Можно сначала начать от «И» плюс «С», а затем включаете голос — «ИСЗЗ». Вначале берется гласный «И», потому, что при звуке «И» кончик языка рефлекторно принимает изначальное положение, как при «С» или «3», и при этом на кончике языка возникает канальчик, по которому на передние зубы движется воздушная струя. Можно и от сочетания «ПИС». Взрывной звук «П» создает дополнительное давление и это помогает ребенку сильнее ощущать воздушную струю. Ребенок контролирует ее тыльной стороной ладони. В этом сочетании звук «С» заменить на «3». Попеременно изображать и подражать то «птичке», то «комарику». Когда ребенок научится правильно изолированно произносить звук «3», то можно приступать к его закреплению.
От артикуляционного уклада:
Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.
Индивидуальное занятие Постановка звука [З].
Индивидуальное занятие «Постановка звука [З].
Подготовительный этап.
Разработал учитель-логопед Л.Л. Дмитриенко
Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [З]
.
Задачи:
— развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики;
— развитие фонематического восприятия;
— постановка звука [З];
— развитие мелкой моторики
Оборудование: кукла, пособия для дыхательной гимнастики, картинки-символы для артикуляционной гимнастики и для постановки звука [З],
предметные картинки для развития фонематического восприятия, изображение буквы З на картоне, пуговицы.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед: — К нам сегодня на занятия пришла в гости кукла Зоя, хочет с нами поиграть.
На какой звук начинается её имя? (Ответ ребёнка)
— Правильно, на звук [З].
Зоя хочет, чтоб мы научили её делать дыхательную гимнастику.
2. Дыхательная гимнастика
При выполнении упражнений на дыхательную гимнастику следить, чтоб у ребёнка не надувались щёки.
«Вертушка»
Ребёнок берёт в руки вертушку и дует на неё так, чтобы она начала вращаться (быстрее, тише).
«Футбол»
Кладём на стол для занятий шарик из кусочка ваты. Это мяч. Ворота — два кубика размещаем на столе чуть дальше. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.
Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
«Пароход»
Для упражнения используем бутылочку или пузырёк. Язык ребёнок кладёт на нижнюю губу и дует на пузырёк. Получается звук «парохода». Вырабатывается направленная струя посередине языка, без которой формирование свистящих звуков будет невозможна.
Логопед: — Молодец! Теперь кукла Зоя хочет, чтоб мы показали ей, как делают артикуляционную гимнастику.
3. Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Лягушка»
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, перестану
И нисколько не устану.
Упражнение «Киска сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет 1 — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет 2 — в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
На скамейки у окошка
Улеглась и дремлет кошка
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает
Упражнение «Дудочка»
Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
Статья:
Звуки [з], [з’- зь] самостоятельно, в норме у ребенка появляются в возрасте от 3 до 4 лет.
Если у ребёнка в 4 года отсутствуют звуки [з], [з’] обязательно обратитесь к логопеду.
Если в речи ребенка звуки [з], [з’] появились в искажённом варианте (может быть даже раньше 3 лет), обратитесь к логопеду сразу, как вы это заметили. Искажённые звуки сами по себе никогда не восстанавливаются.
Как правильно произносится звук [з].
- между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель;
- передняя часть спинки языка выгнута;
- кончик языка упирается в нижние резцы;
- вдоль языка по его средней линии образуется желобок;
- боковые края языка прижаты к коренным зубам;
- голосовые складки сомкнуты, вибрируют – производят голос;
- сильная, холодная струя воздуха, проходя через щель, вызывает свистящий шум;
- губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы;
- зубы сближены до расстояния 1-2 мм.
- Артикуляционные признаки звука [з].
[з] – согласный звук. Из ротовой полости выходящий воздух встречает преграду;
[з] – ротовой звук. Мягкое нёбо поднято, нёбный язычок прижат к задней стенке глотки,воздух попадает в ротовую полость;
[з] – звонкий звук. При произнесении звука [з] голос образуется, так как голосовые связки сомкнуты, вибрируют;
[з] – щелевой (фрикативный) звук по способу образования. Передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами;
[з] – переднеязычный звук по месту образования. Преграда для выходящей воздушной струи образуется передней частью спинки языка.
- Акустические признаки звука [з].
[з] – на слух длительный звук, звонкий, шумный. Относится к группе свистящих звуков;
[з] – твёрдый звук — средняя часть спинки языка не принимает активного участия.
- Нарушения звука [з].
- Звук [з] отсутствует в речи ребёнка — сигматизм.
- Звук [з] заменяется — парасигматизм:
— на [д] – призубный парасигматизм;
— на [в] – губно-зубной парасигматизм;
— на [ж] – шипящий парасигматизм;
— на [с] – оглушение звука.
- Звук [з] искажается:
— носовой сигматизм;
— боковой сигматизм;
— межзубный сигматизм.
Как правильно произносится звук [з’].
- губы растянуты в улыбке, чуть шире, чем при звуке [з];
- зубы сближены на расстоянии 1-2 мм;
- кончик языка у нижних резцов;
- передняя часть спинки языка выгнута больше, чем при звуке [з];
- боковые края языка прижаты к коренным зубам;
- по средней линии языка образуется желобок;
- между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель;
- голосовые складки сомкнуты, вибрируют – образуют голос;
- воздушная струя узкая, холодная, сильная.
1). Артикуляционные признаки звука [з’].
[з’] – согласный звук. Из ротовой полости выходящий воздух встречает преграду;
[з’] – ротовой звук. Мягкое нёбо поднято, нёбный язычок прижат к задней стенке глотки,воздух попадает в ротовую полость;
[з’] – звонкий звук. При произнесении звука [з’] голос образуется, так как голосовые связки сомкнуты и дрожат;
[з’] – переднеязычный звук по месту образования. Преграда для выходящей воздушной струи образуется передней частью спинки языка;
[з’] – щелевой (фрикативный) звук по способу образования. Передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами.
2). Акустические признаки звука [з’].
[з’] – на слух длительный звук, звонкий, шумный. Относится к группе свистящих звуков;
[з’] – мягкий звук — средняя часть спинки языка дополнительно приподнимается к твёрдому нёбу.
3). Нарушения звука [з’].
- Звук [з’] отсутствует в речи ребёнка — сигматизм.
- Звук [з’] заменяется — парасигматизм:
— на [в’] – губно-зубной парасигматизм;
— на [щ]– шипящий парасигматизм;
— на [д’] – призубный парасигматизм;
— на [с’] – оглушение звука.
- Звук [с’] искажается:
— межзубный сигматизм;
— носовой сигматизм;
— боковой сигматизм.
ЗВУК ЗЬ
ЗВУК С
Особенности артикуляции: зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса)
Характеристика звука: твердый, глухой(по участию голос. связок) согласный, по месту образования– переднеязычный, по месту резонирования – ротовой, по способу образования – щелевой.
ЗВУК СЬ
Особенности артикуляции: зубы сближены, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса)
Характеристика: мягкий, глухой согласный, переднеязычный (по месту образования), ротовой (по месту резонирования), щелевой (по способу образования).
ЗВУК З
Особенности артикуляции:зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос)
Характеристика звука: твердый, звонкий(по участию голос. связок) согласный, по месту образования – переднеязычный, по месту резонирования – ротовой, по способу образования– щелевой(фрикативный).
ЗВУК ЗЬ
Особенности артикуляции: зубы сближены, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают , горло дрожит (есть голоса)
Характеристика: мягкий, звонкий согласный, переднеязычный (по месту образования), ротовой (по месту резонирования), щелевой или фрикативный (по способу образования).
ЗВУК Ш
Характеристика звука:губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки не работают, голос не дрожит (нет голос)
Характеристика: твердый, глухой согласный, переднеязычный (по месту образования), ротовой (по месту резонирования), щелевой или фрикативный (по способу образования).
ЗВУК Ж
Характеристика звука:губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки работают, голос дрожит (есть голос)
Характеристика: твердый, звонкий согласный, переднеязычный (по месту образования), ротовой (по месту резонирования), щелевой или фрикативный (по способу образования).
ЗВУК Щ
Характеристика звука:губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам(альвеолы) за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Язык напряжен. Голосовые связки не работают, голос не дрожит (нет голос).
Характеристика: мягкий, глухой согласный, переднеязычный (по месту образования), ротовой (по месту резонирования), щелевой (по способу образования).
ЗВУК Ч
Характеристика звука:губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается нёба (за альвеолами). Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки не работают, голос не дрожит (нет голос).
Характеристика: мягкий, глухой согласный, переднеязычный (по месту образования), ротовой (по месту резонирования), смычно-щелевой или аффрикат (по способу образования).
ЗВУК Ц
Особенности арт-ии: губы в улыбке, вначале спинка языка круто выгнута и касается альвеол за верхними зубами, кончик упирается в нижние зубы. Затем спинка языка опускается до положения, занимаемого при произнесении звука С, а кончик языка остается на месте.
Характеристика:твердый, глухой согласный, переднеязычный (по месту образования), ротовой (по месту резонирования), смычно-щелевой или аффрикат (по способу образования).
ЗВУК Р
Особенности арт-ии:губы немного растянуты,кончик языка касается альвеол за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика:твердый, звонкий согласный, переднеязычный (по месту образования), ротовой (по месту резонирования), дрожащий(по способу образования)