С каких звуков начинать работу – простые рекомендации


Методы профилактики заболевания

В связи с биологическими факторами развития болезни, о ее профилактике стоит задуматься еще во время беременности и родов. Тяжелое протекание беременности, внутриутробные инфекции, асфиксии, осложненные роды, травмы в первые месяцы жизни новорожденного — все это может стать причиной нарушений речи в будущем.

Перечислим основные методы профилактики недуга уже после рождения малыша.

Во-первых, развивайте рефлексы. К ним относятся фиксация взгляда и слежение за предметом, слуховое сосредоточение, двигательная активность, рефлекс орального автоматизма — все они очень важны в развитии новорожденного.

Во-вторых, общайтесь с младенцем. Тактильные, зрительные, слуховые ощущения — все это крайне важно для его развития. Улыбайтесь ему, разговаривайте, носите на руках, поглаживайте.

В-третьих, будьте всегда рядом. Особенно это касается мамы. Ведь новорожденный нуждается в ее близости, возможности прикоснуться к ней, увидеть, почувствовать, получить ответные объятия.

В-четвертых, стимулируйте сосательный рефлекс. Чем активнее и дольше кроха сосет грудь, тем лучше развиваются его мышцы — они становятся крепче, пластичнее.

В-пятых, поощряйте попытки младенца к общению. Гуление, лепет — это нужно стимулировать.

В-шестых, развивайте мелкую моторику. Речь напрямую связана с мелкой моторикой и чем более ловкими будут руки малыша, тем лучше. Знакомьте его с разными текстурами.

В-седьмых, говорите с малышом на родном языке. Говорите четко, грамотно. И стимулируйте его к общению. Даже если он не разговаривает, все равно пытайтесь вызывать у него звуки. Если он хочет чего-то и показывает жестами, провоцируйте попросить это вербально.

Комплекс дыхательных упражнений

Включает 2 упражнения. Родители вполне могут делать их с малышом дома.

«Гонки». Положите на стол два ватных шарика. Родитель дует на один шарик, ребенок — на другой. Выиграл тот, кто сдвинет свой шарик на большее расстояние.

«Волшебное дыхание». Вставьте малышу в ноздри кусочки ваты. Главное — неглубоко! Попросите его выдыхать и одновременно удерживать ватку — она не должна выпасть.

Еще один вариант дыхательной гимнастики — по А.Н. Стрельниковой. Суть гимнастики — каждую секунду нужно делать резкий вдох носом и одновременно делать упражнения. Вдох шумный и сильный, а выдох естественный, незаметный.

Есть несколько правил: с каждым вдохом опускать плечи и ноздри сильно смыкать, словно на них кто-то нажимает.

Гимнастика должна быть в радость, поэтому выполнять ее нужно до первых признаков утомления. Не нужно заставлять малыша, если он не хочет заниматься.

Гимнастика рассчитана на взрослых людей, поэтому продолжительность занятия и количество подходов лучше согласовать с логопедом.

Как сделать правильное произношение автоматическим

Постановка и автоматизация звука «Л» в домашних условиях может быть очень сложной. Это длительный процесс, поэтому ребенка лучше не перегружать – достаточно заниматься по несколько минут 2 раза в день (не дольше получаса). Лучше тренировки проводить в игровой форме.

Мягкий «Л»

Даже если ребенок научился говорить сам звук «Л», а также слоги с его участием, в словах он по-прежнему может его упускать. Тогда лучше начать с тренировки мягкого звука «Ль». Здесь тоже тренироваться следует начать со слогов – Ля, Лю, Ли и других аналогичных. Когда слоги начнут получаться, можно попытаться перейти и ко словам:

  • Лё: лёгкий;
  • Ля: поля;
  • Ле: лень;
  • Лю: лютик;
  • Ли: лиса.

Постановка звука «Ль» в отдельных словах можно закреплять чистоговорками:

  1. Ля-ля-ля — холодная земля.
  2. Лю-лю-лю — печку затоплю.
  3. Ли-ли-ли — мы грибы нашли.

Скороговорки тоже пригодятся. Например, для постановки звука «Л» можно использовать такие:

  • Лала ела халву под покрывалом.
  • У тёплой плиты Толя плетёт лапти.
  • Люба любит лютики, а Поля — мультики.
  • Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
  • Великану малы Валины валенки.

Если в слогах прямого типа артикуляция звука «л» мягкого начала получаться, можно перейти к обратным. Слоги произносятся такие: Аль, Ель, Оль, Яль, Уль и др. После их постановки можно перейти и на соответствующие слова – например, тюль, тополь, моль, тюльпан, стульчик.

Звукосочетания можно усложнить, добавив дополнительные согласные – К, П, Ф, Г, С (Слю, Сля, Сли и др.). Слова для постановки таких звуков подобрать несложно – слива, клюква, слякоть, глюкоза, флюс, слюда, плюс и другие).

Закрепить навык помогут следующие упражнения для постановки Л:

  • ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ: на дворе капель.
  • ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ: полетела моль.
  • ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ: ладонь скорей намыль.
  • УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ: мы повесим тюль.


Можно поиграть в такую игру. Соедините предметы с квадратами в зависимости где встречается буква «л» (в начале, в конце или в середине). Несколько раз проговаривайте каждый предмет.

На этом этапе все еще нужно контролировать правильность расположения языка во рту.

Гимнастика для постановки звуков

В коррекционную программу при дизартрии обязательно включают пальчиковые игры. Их можно делать и дома с родителями. Например, такие:

  1. Считалка «Мальчик-пальчик, где ты был?». Малыш раскрывает ладонь и на каждую строчку считалки касается большим пальцем каждого пальчика — указательного, среднего, безымянного и мизинчика.
  2. «Изображаем животных». Это аналог «Театра теней». Малыш раскрывает ладошку, оттопыривает вверх большой палец — изображает собачку. Поднимает и опускает мизинец — собачка лает. А если прижать безымянный палец и мизинец большим пальцем к ладони, а средний и указательный пальцы поднять вверх, получится зайчик, который шевелит ушками.
  3. Массаж рук. Техника зависит от тонуса рук.

При спастичности нужно расслабление: поглаживать ручки: от кончиков пальцев вверх к ладошкам и до плеч. Затем повторить движение сверху вниз.

При гипотонусе мышцы нужно укреплять. Для этого родители активно разминают, растирают пальчики и ладошки. Движения стимулирующие.

Комплекс артикуляционных упражнений

Зарядка включает 5 упражнений, и ее тоже можно выполнять дома.

«Лошадка» — цокание языком. Это очень полезное и эффективное упражнение. Не у всех деток оно получается сразу.

«Блины» — малыш приоткрывает рот, распластывает язык в плоский блинчик.

«Змейка» — ребенок имитирует жало змеи — язык такой же острый. Затем высовывает его вперед-назад.

«Трубочка» — малыш пытается свернуть язык в трубочку.

Еще одно упражнение — попытаться дотянуться кончиком языка к носу, а потом к подбородку.

Методы диагностики дизартрии

Дизартрии, как правило, предшествует первичное неврологическое заболевание, например ДЦП. Поэтому прежде чем приступать к занятиям с логопедом, необходимо проконсультироваться с неврологом. Только он может диагностировать заболевание.

Диагностика включает электроэнцефалографию, МРТ головного мозга, электронейрографию или другие обследования. После этого невролог направляет пациента к логопеду. В свою очередь специалист на основании логопедических проб определит форму и степень расстройства речи.

Комплексное лечение заболевания

Только комплексный подход дает хорошие результаты. Вот какие мероприятия включают при лечении:

  • Логопедические занятия: развитие мелкой моторики рук, дыхания, моторики речевого аппарата, голоса (тембра, интонации, силы), обучение корректному звукопроизношению;
  • Физиотерапевтические процедуры: лечебная физкультура, массаж, акупресссура и т. д.;
  • Медикаментозное лечение. Назначают ноотропные препараты;
  • Психотерапия. В эту группу входят песочная, игровая, изотерапия.

Если родители вовремя заметили нарушения речи и обратились за помощью к врачам, у малыша есть все шансы избавиться от недуга. Но при условии, что нет выраженных поражений нервной системы.

Нормальная артикуляция гласных звуков

Для нормальной артикуляции гласных присущи общие признаки: мягкое нёбо находится наверху и прижато к задней стенке глотки. Как результат – проход в носовую полость оказывается закрытым, и воздушная струя направляется через рот. При этом голосовые складки находятся в напряженном состоянии, они сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

  • У:
  1. Губы вытягиваются вперед трубочкой.
  2. Зубы верхнего и нижнего рядов не соприкасаются, они полностью закрыты губами.
  3. Корень язык отведен назад, вглубь ротовой полости. Спинка органа поднята высоко к нёбу.
  • О:
  1. Губы чуть-чуть вытянуты вперед и принимают округлую форму, но меньше, чем в случае с фонемой У.
  2. Зубы прикрыты губами.
  3. Язык отведен назад: задняя часть его спинки поднимается комком к мягкому небу.
  • А:
  1. Нижняя челюсть опущена, между резцами верхней и нижней челюсти сохраняется расстояние примерно в 2 пальца (1-1,5 см).
  2. Передние зубы немного видны.
  3. Язык широкий, плоский, находится у нижних зубов, кончик его касается нижних зубов, боковые края опущены к нижним жевательным зубам.
  • И:
  1. Рот растянут так, что напоминает улыбку.
  2. Зубы слегка обнажены.
  3. Язык смещается вперед и вверх.
  • Э:
  1. Рот растянут в улыбке, но раскрытие шире, чем при проговаривании фонемы И.
  2. Зубы обнажены.
  3. До нижних резцов дотрагивается кончик языка, верхних коренных зубов касаются его боковые стороны, спинка приподнята, приближена к твердому нёбу.
  • Ы:
  1. Губы свободно раскрыты.
  2. Есть зазор между резцами, который сколько шире, чем при проговаривании фонемы И.
  3. Кончик языка сильно отведен назад, а задняя часть органа поднята к нёбу, но не касается его.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]