Конспект подгруппового занятия на тему: «Перелетные птицы»


Конспект подгруппового занятия на тему: «Перелетные птицы»

Подгрупповое занятие

Образовательное учреждение: МБДОУ №104

Учитель-логопед

(Ф.И.О.) Ткаличева Галина Владимировна

Дата проведения:

Дети по структуре речевого нарушения:

ФФНР.

Возраст детей

: 5-6 лет.

Тема

«Перелетные птицы»
Коррекционно-образовательные цели:
учить детей образовывать и употреблять приставочные глаголы и различные предлоги;
Коррекционно-развивающие цели:
развивать умение составлять простые предложения; — упражнять детей в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

— закреплять умение согласовывать имена существительные с именами числительными. Коррекционно-воспитательные цели:

воспитывать у детей любознательность к окружающему миру;

— воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним.

Планируемые результаты

(целевые ориентиры):

Умеют согласовывать имена существительные с именами числительными

Дети подбирают имена прилагательные к существительному.

Образовывают и употребляют приставочные глаголы и различные предлоги.

Составляют простые предложения.

Оборудование:

макет скворечника и кормушки, предметные картинки с изображением перелетных птиц, вырезанные по контуру из картона скворец и ласточка.
Ход занятия.
I
Орг. момент. (2-3мин.)Игра «четвертый лишний»
Ворона, воробей, ласточка, голубь.

— Ребята, назовите мне какая птица лишняя? (ласточка)

II
Основная часть. (25 мин)
Обьявление темы.

— Сегодня на занятии мы поговорим о перелетных птицах. Внимательно послушайте рассказ.

Птицы.

Где бы ты ни гулял – по берегу моря, в деревне или в городском парке, — повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнездах. Обычно они строят гнезда из листьев, веточек и травы, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока они не вылупляются не вылупятся птенцы. Осенью перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг чтобы там перезимовать. А когда зимние морозы закончатся, они вернутся обратно.

Дид/игра «Где птичка?»

Ребята скажите где сейчас находится ласточка? (в кормушке, на столе, на голове)

— С чего слетела ласточка? (с плеча, с окна)

— из чего вылетел скворец? (из кормушки)

-К чему подлетел скворец? (к столу, к кормушке)

— Скворец отлетел от чего? (От стола, от кормушки)

Ласточка и скворец сидят под чем? (под крышей, под столом)

Статья:

Цель: закрепление знаний воспитанников о весне, весенних приметах.
Задачи:

Образовательные:

  • продолжать учить воспитанников образовывать родительный падеж имен существительных множественного числа
  • формировать умения согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи
  • совершенствовать умения воспитанников участвовать в диалоге, отвечать на вопросы полным ответом
  • обогащать словарь воспитанников по темам «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Насекомые»
  • закреплять навыки правильного произношения звуков [З], [Ж], [Ц].

Развивающие:

  • развивать фонематический слух у воспитанников
  • развивать общую моторику, координацию речи и движения
  • развивать память, слуховое внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательное отношение друг к другу.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами, деревьями, за таянием снега; беседа о весне; загадывание загадок о животных, растениях, птицах, насекомых; чтение стихотворений о весне.

Методы и приёмы:

Динамическое упражнение «По дорожкам…», вопросы к воспитанникам, ответы воспитанников, чтение стихотворения воспитанником, проговаривание чистоговорки, физкуль, дидактическая игра «Один — много», музыкально-ритмическая композиция «Зарядка веселых зверят». Музыка М. Еремеевой, слова С. Еремеева, слушание аудиозаписи «Голоса птиц», исполнение песни «Весенняя сказка» музыка Т.А Симаковой слова А.С. Шаламонова с использованием детских музыкальных инструментов) анализ работы воспитанников педагогом, самоанализ воспитанниками.

Материалы и оборудование:

  • интерактивное устройство
  • ноутбук
  • музыкальный центр
  • аудиозапись «Звуки природы»
  • поднос с солнышками и поднос с тучками
  • музыкальные инструменты
  • маски и шапочки животных.

Словарная работа: демисезонная одежда, впадают в спячку.

Мотивация: личная заинтересованность.

I часть

(под музыку воспитанники входят в зал, встают возле стульчиков). Логопед: Дети, сегодня мы совершим прогулку в весенний лес. В лесу мы увидим много интересного.

1. Динамическое упражнение «По дорожкам…»

Логопед: В лес весенний на прогулку Приглашаю вас пойти. Интересней приключений Нам, ребята, не найти

Друг за дружкой становитесь, Крепко за руки беритесь. (произносят вместе с воспитателем) По дорожкам, по тропинкам

По лесу гулять пойдем. Может быть в лесу весеннем Мы кого-нибудь найдем. (воспитанники берут друг друга за руки идут за педагогом хороводным шагом, «змейкой» (подходят к стульчикам, садятся)).

(Занавес открывается)

Логопед: Мы пришли с вами в лес. Слайд № 1

Воспитанник: (читает стихотворение)

Здравствуй, лес, дремучий лес, Полон сказок и чудес. Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица?

Все открой — не утаи. Ты же знаешь, мы свои.

II часть.

Логопед: Дети, скажите, какое сейчас время года?

Ответы воспитанников. (Сейчас время года — весна)

Логопед: Назовите приметы весны.

Ответы воспитанников: -тает снег, бегут ручьи;

  • солнце светит ярче
  • прилетают птицы и вьют гнезда
  • насекомые появляются
  • животные просыпаются после зимней спячки
  • на деревьях, кустарниках появляются маленькие почки, нежные листочки
  • появляются первые весенние цветы
  • люди надевают весеннюю одежду.

Логопед: Молодцы, вы правильно назвали приметы весны. В лесу так тихо, ни видно и не слышно жителей леса. Я предлагаю вам разбудить их. Вы согласны?

Ответы воспитанников: (Да)

Логопед: Первыми мы будем будить насекомых.

Сначала разбудим комаров. Спойте песенку маленького комарика.

Воспитанники: (поют песенку маленького комарика: з-з-з-з-з). Слайд № 2

Логопед: Теперь песню большого комара.

Воспитанники: (поют песню большого комара: З-З-З-З). Слайд № 3

Логопед: Молодцы! Как красиво вы спели.

А теперь давайте разбудим жука.

Спойте песенку большого жука.

Воспитанники: (поют песню большого жука: Ж-Ж-Ж-Ж). Слайд № 4

Логопед: А теперь песенку маленького жучка.

Воспитанники: (поют песенку маленького жучка: ж-ж-ж-ж) Слайд № 5

Логопед: Еще мы разбудим кузнечика. Я предлагаю

пострекотать, как кузнечики.

Воспитанники: (стрекочут, как кузнечики: цика-цика-цика). Слайд № 6

Логопед: Назовите насекомых, которых мы разбудили?

Ответы воспитанников: (Мы разбудили комара, жука, кузнечика).

Логопед: Назовите, каких насекомых вы еще знаете, которые живут в лесу?

Ответы воспитанников: (пчела, оса, муха и т.д.) Логопед: Правильно. Но в лесу кроме них живут животные. Посмотрите на экран. Назовите животных. Слайд № 7 Ответы воспитанников: (медведь, лиса, заяц, еж, лось, волк, белка).

Логопед: Какие это животные? Ответы воспитанников: (это дикие животные)

Логопед: Почему эти животные называются дикие?

Ответы воспитанников.

Логопед: Назовите животных, которые впадают в спячку? Ответы воспитанников: (медведь, еж, барсук, змеи, лягушки, ящерицы).

Логопед: Я предлагаю провести музыкальную разминку «Зарядка веселых зверят».

(воспитанники встают со стульев, надевают шапочки, становятся в круг)

Исполняется музыкально-ритмическая композиция «Зарядка веселых зверят». Музыка М. Еремеевой, слова С. Еремеева

Логопед: Какие животные проснулись после зимней спячки?

Ответы воспитанников: (мы разбудили медведя (-ей), ежа (-ей), змею (-ей), барсука (-ов), лягушку (-ек) или разбудили.

Логопед: Дети, какие вы молодцы, что разбудили животных.

(звучит аудиозапись голоса птиц)

Логопед: Дети, что вы услышали?

Ответы воспитанников: (мы слышим голоса птиц)

Логопед: Посмотрите на экран. Слайд № 8

Назовите птиц, которых вы видите на экране.

Ответы воспитанников: (грач, ласточка, соловей, скворец, кукушка).

Логопед: Какие это птицы?

Ответы воспитанников: (эти птицы перелетные).

Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Один — много»

Чтобы нам игру начать, нужно дружно всем сказать: «ра-ра-ра начинается игра»

Логопед: Посмотрите на экран. Слайд № 9 Один соловей, много…?

Ответы воспитанников: (соловьев). Слайд №10

Логопед: Сколько грачей вы видите на экране?

Ответы воспитанников: (Я вижу одного грача). Слайд №11

Логопед: Сейчас сколько грачей? Слайд № 12

Ответы воспитанников: (Сейчас я вижу много грачей)?

Логопед: Посмотрите на экран. Один скворец, много…? Слайд № 13

Ответы воспитанников: (скворцов). Слайд № 14

Логопед:. Одна кукушка, много…? Слайд № 15

Ответы воспитанников: (кукушек). Слайд №16

Логопед: Одна ласточка, много…? Слайд № 17

Ответы воспитанников: (ласточек). Слайд №18

(аудиозапись насекомых, птиц: перелетных)

Логопед: Молодцы! Вы, правильно назвали птиц. Скажите, какие это птицы?

Ответы воспитанников: (Эти птицы перелётные; мы назвали перелётных птиц). Логопед: Молодцы! Теперь я предлагаю порадовать всех жителей леса «Весенней сказкой».

Исполнение песни «Весенняя сказка» музыка Т.А Симаковой слова А.С. Шаламонова с использованием детских музыкальных инструментов)

(Воспитанники берут инструменты, исполняют песню, после исполнения песни

кладут инструменты, встают в круг).

Логопед: Дети, вы такие молодцы. Звонко пели, ритмично играли на музыкальных инструментах. Как приятно находится в таком красивом весеннем лесу. Но нам пора возвращаться в детский сад.

Чтобы вернуться в детский сад, нужно с закрытыми глазами произнести слова. Послушайте. (Раз, два, три, повернись и в детском саду ты окажись).

Открываем глаза.

(воспитатель и воспитанники повторяют слова)

(Занавес закрывается)

III часть.

Логопед: Откройте глаза. Мы с вами вернулись в детский сад. Где мы были?

Ответы воспитанников: (Мы были в лесу) Логопед: Кого мы разбудили в лесу?

Ответы воспитанников: (мы разбудили насекомых). Логопед: Назовите их?

Логопед: Ещё кого разбудили? Ответы воспитанников: (перечисляют животных).

Логопед: Птицы, которые прилетают к нам весной как называются?

Ответы воспитанников: (Эти птицы называются перелетные).

Логопед: Дети, если вам понравилось в лесу, если вы хорошо играли, то возьмите солнышко. Если не понравилось гулять в лесу и играть, то возьмите тучку.

(Воспитанники берут солнышко или тучку).

Логопед: Дети, я приглашаю вас пройти в группу.

Ход занятия

I. Орг. момент.

Логопед:

Здравствуйте, ребята! Определите, пожалуйста, 3-й звук в слове здравствуйте и 1-й звук в слове ребята.

Ученики:

В слове здравствуйте 3-й звук «Р». В слове ребята 1-й звук «Рь».

Логопед:

Сегодня на занятии мы будем отгадывать загадки, закреплять звуки «Р» и «Рь».

II. Отгадывание загадок. Тема занятия.

1. А вот о чём ещё мы будем говорить вы узнаете, если отгадаете загадки.

1-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звуки «Р» и «Рь» (проверка домашнего задания):

Светает рано по утрам, Проталины и тут, и там. Ручей шумит, как водопад. Скворцы к скворечнику летят. Звенят под крышами капели. Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает?

Ученики:

Это время года – весна.

2-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звуки «Р» и «Рь» (проверка домашнего задания):

Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку: Длинный клюв и два крыла… Прилетит – плохи дела! А кого паук боится? Угадали? Это …

Ученики:

Это птица.

Логопед:

Сегодня на занятии мы будем говорить о весне и о птицах.

2. К нам прилетела «синяя птица удачи».

Существует поверие, что если поймаешь её, то тебе во всём будет сопутствовать удача. Назовите, пожалуйста, части тела птицы.

Ученики:

У птицы есть: голова, туловище, хвост, крылья, глаза, клюв, перья, лапки, когти.

Логопед:

Как называется детёныш птицы?

Ученик:

Детёныш птицы называется птенец.

3. Игра «Большой – маленький» с перекидыванием мяча.

Голова – головка, глаза – глазки, клюв – клювик, перо – пёрышко, хвост – хвостик, крылья – крылышки, лапы – лапки.

III. Перелётные птицы.

1. Беседа с опорой на вопросы логопеда.

Логопед:

Что делают птицы весной? Все ли птицы весной возвращаются к нам из тёплых краёв? Как называют птиц, которые весной возвращаются к нам из тёплых краёв? Назовите перелётных птиц, которых вы знаете (по цепочке).

Логопед выставляет картинки птиц, которых называют ученики (если таковые имеются). Затем логопед добавляет ещё несколько картинок, называя их, в том числе и «воробья».

2. Игра: «Кто лишний?»

Логопед:

Уберите лишнюю картинку и объясните, почему вы считаете, что она лишняя?

Ученики:

Лишний воробей, потому что он не перелётная, а зимующая птица.

Логопед:

Верно, молодцы! А теперь, пожалуйста, выберите картинки птиц, в названии которых есть звук «Р» или «Рь».

Ученики выбирают картинки, на которых изображены: скворец трясогузка, грач, жаворонок.

Логопед:

Верно, молодцы! Итак, они прилетают к нам весной. Давайте покажем, как они летели.

3. Упражнение для мелкой моторики рук: «Птички»

Птички полетели («Птички» – ладони к себе, перекрестив большие пальцы), Крыльями махали (махи ладонями). На деревья сели («Деревья» – ладони с широко расставленными пальцами), Вместе отдыхали. («Птички»)

4. Логопед: Сейчас ребята вам загадают загадки

, а вы попробуйте их отгадать, только выслушайте до конца (проверка домашнего задания):

3-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звук «Р»:

Чёрный, проворный, кричит «крак» – червякам враг.

4-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звук «Р»:

Ты его узнаешь сразу: белоклювый, черноглазый, Он за плугом важно ходит, червяков, жуков находит. Верный страж и друг полей, первый вестник тёплых дней.

Ученики:

Эти загадки про грача.

Логопед:

В загадке описывается грач. Какой он?

Ученики:

Грач белоклювый, черноглазый.

Логопед:

Если сравнить по размеру воробья, грача и цаплю, грач какой?

Ученики:

Грач мельче цапли, но крупнее воробья.

5. Образование притяжательных прилагательных.

Логопед:

У грача чья голова? хвост? крыло? перья? клюв?

Ученики (по цепочке с перекидыванием мяча): У грача грачиная голова. У грача грачиный хвост. У грача грачиное крыло. У грача грачиные перья. У грача грачиный клюв.

Логопед:

Подберите, пожалуйста, схему слова грач и объясните, почему вы её выбрали.

На выбор предлагается несколько звуковых схем:

Ученики:

К слову грач подходит вторая схема, потому что в этом слове один слог, четыре звука: Г – твёрдый звонкий согласный звук, Р – твёрдый звонкий согласный звук, А – гласный звук, Ч – мягкий глухой согласный звук.

Логопед:

Правильно.

6. Образование родственных слов от слова грач:

  • Птенец (птенцы) грача – грачонок, грачата
  • Их мать – грачиха
  • Их гнёзда – грачиные
  • Скопление гнёзд – грачевник (Выставляется карточка со словом грачевник)

7. Согласование числительного с существительным.

Логопед:

Перед вами картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Попробуйте сосчитать сколько грачей вы видите.

Ученики:

Один грач, два грача, три грача, четыре грача, пять грачей, шесть грачей, семь грачей, восемь грачей, девять грачей, десять грачей. …

Логопед:

Достаточно. Одним словом скажем – много грачей прилетело.

IV. Чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну»

на фоне картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» без установки на запоминание и пересказ.

Грачи – перелётные птицы, но зимуют они не в жарких странах, а недалеко от родных мест, потому что не боятся морозов. От холода их защищает плотное оперение. Перелетают они в поисках корма. И возвращаются грачи с зимовки первыми, едва начинает таять снег. С громкими и радостными оглушительными криками «гра-гра-гра» грачи осматривают старые гнёзда, ремонтируют их и вьют новые по несколько гнёзд на одном дереве. Свои грачевники они устраивают в парках, рощах, скверах, застраивая все вершины деревьев. Грачи – самые дружные и общительные птицы. Вместе они строят гнёзда, сообща защищают свои жилища от врагов, будь то кот или крупная хищная птица. Грачи всей стаей с громкими криками налетают на врага, клюют и щиплют его до тех пор, пока не обратят его в позорное бегство. Грачи умны и понятливы, хорошо подражают разным звукам, пению других птиц, голосам некоторых зверей. Они очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах. Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.

Беседа по содержанию.

  • Где зимуют грачи?
  • Какие птицы возвращаются первыми весной?
  • Когда возвращаются грачи?
  • Как грачи вьют гнёзда?
  • Как грачи устраивают свои грачевники?
  • Как грачи защищают свои жилища?
  • Чем питаются грачи?
  • Какую пользу приносят грачи?

V. Физминутка.

Руки подняли и помахали – Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут – покажем, Крылья сложили назад.

VI. Повторное чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» с установкой на запоминание и пересказ.

VII. Пересказ по цепочке по составленному плану, чётко произнося звуки «Р» и «Рь».

  • Как зимуют грачи?
  • Где и как строят жилища?
  • Как ведут себя грачи в грачевнике?
  • Чем питаются грачи?
  • Какую пользу приносят грачи?

VIII. Итог занятия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]