Планирование тематической недели «Перелетные птицы»
Когда планируется тема недели «Перелетные птицы» в подготовительной группе, целью является проведения ежедневных занятий на одну тематику. Занятия проводятся в различной форме, что помогает дошкольникам сохранять интерес к теме на протяжении всей недели.
Изучение детьми птиц полезно для общего развития
Цель
Целью тематической недели «Перелетные птицы» является:
- получение дошкольниками новых знаний о животных;
- систематизация уже имеющихся;
- формирование устойчивого интереса к природе родного края;
- умение различать разные виды;
- формирование понимания важности животных в природе.
Лексическая тема
Лексическая тема «Перелетные птицы» преследует следующие цели:
- расширить лексический запас детей;
- повторить слова, уже знакомые детям;
- правильно формулировать предложения при составлении рассказа.
Обратите внимание! Для достижения этих целей воспитатель даёт детям задания из раздела лексики «Дополни!». Воспитатель читает короткие стихотворения о перелетных птицах, в которых пропущено последнее слово. Малыши должны вставить в рифму пропущенные слова.
Тематический словарный запас пополняется за счёт следующих слов:
- грач;
- стриж;
- ласточка;
- журавль;
- аист;
- трясогузка;
- кукушка;
- скворец;
- цапля;
- лебеди;
- жаворонок;
- гусь;
- пух;
- перья;
- клин;
- перелёт;
- скворечник;
- гнездо;
- насекомые;
- личинки насекомых;
- семена;
- певчие птицы;
- вить;
- выводить;
- высиживать;
- яйца;
- выкармливать;
- клевать;
- улетать;
- весна;
- зимовать.
Обязательно организовывается чтение книг
Итоговое событие
Итоговое событие в подготовительной группе рекомендуется провести в виде викторины. Группа делится на две или более команды с капитаном. Каждая получает задания по теме «Перелетные птицы». Каждое задание оценивается по бальной системе и по итогам определяется победитель.
Мини-проект
Для подготовки мини-проекта даётся одна неделя (поэтапный метод подготовки). Дети готовят его совместно с родителями дома. Каждый воспитанник и родитель получает название перелетной птицы, по которой он должен собрать информацию:
- Фото на съемном носителе, чтобы продемонстрировать его на мультимедийной доске с помощью проектора.
- Описание внешнего вида.
- Место обитания.
- Время возвращения в Россию и перелёта на зимовку.
- Особенности питания.
Последовательность этапов реализации технологии проблемного обучения
После подготовки проекта, каждый ребёнок защищает его перед группой. Это итоговое занятие даёт возможность дошкольникам не только самостоятельно подготовить информацию, но и даёт опыт публичного выступления, помогает побороть робость и страх перед аудиторией.
Интересно! В мини-проекте может участвовать и старшая группа.
Перелетные птицы
Набытнова Алла ВасильевнавоспитательГБДОУ №85 «Пчелка»г. Санкт Петербург
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫконспект интегрированного занятия в подготовительной группе
Цель:
Создание условий для формирования и закрепления знаний дошкольников о перелетных птицах, их особенностей.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с перелетными птицами. Выяснить почему они улетают, и какие птицы улетают первыми.
- Выявить особенности строения разных видов птиц (клюв, лапы)
- Формировать умение делать выводы в ходе экспериментальной деятельности.
- Активизировать умение употреблять в речи имена существительные, глаголы, прилагательные.
- Формировать навыки словообразования.
Рекламное сообщение
Предварительная работа:
- Беседа о перелетных птицах
- Рассматривание иллюстраций
- Чтение рассказов и стихов
- Наблюдение за птицами
- Подвижные и дидактические игры
Оборудование: презентация со слайдами, демонстрационные картинки «Перелётные птицы», звукозапись «Голоса птиц», мяч, игровой кубик, баночка с жиром, тазик с водой.
Приветствие.
Доброе утро, мы рады видеть вас. Пусть будет добрым все, что касается нас! Дружно за руки беремся И гостям мы улыбнемся!
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Я хочу прочитать вам одно очень интересное стихотворение Александра Измайлова «Встали птицы на крыло»
Встали птицы на крыло В небе хмуром загалдели В край далёкий, где тепло Стаей длинной полетели. -Наступают холода,-Криком птицы сообщают. -Мы летим не навсегда. -Мы вернёмся, обещаем. -До свиданья, край родной: -Улетаем! Улетаем! За небесной пеленой В небе сером птицы тают.
Воспитатель: Как вы думаете ребята, какое время года описывает автор? Куда улетают птицы? Почему ты так думаешь? (доказать)
Дети: Про осень, птицы улетают на юг (в теплые страны)
Воспитатель: Правильно! Предлагаю вам направиться в осенний лес и попрощаться с птицами. (слайд «Осенний лес»)
- Беседа.
Воспитатель: Ребята оглянитесь, что за красота. Что изображено на экране? Ответы
Воспитатель: А какое время года? Какие признаки осенние приметы вы знаете?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Скажите, а почему птицы улетают именно осенью?
Дети: Отвечают.
Воспитатель. Правильно. А самая важная причина, им нечего кушать.
Воспитатель. Кто-нибудь знает, какие птицы улетают первыми?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, таких птиц называют насекомоядные. Клюв у них прямой, вытянутый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Давайте посмотрим на этих птиц. (Слайд 2. Трясогузка, ласточка, жаворонок, дрозд, кукушка, соловей)
Потом в путь отправляются птицы, которые питаются семенами растений и плодами. Они называются зерноядные. Посмотрим кто же это. (Слайд 3. Зяблик, чиж, овсянка)
Давайте подумаем, почему они улетают вторыми?
Дети: собран урожай. Ягоды и семена покрылись первым снегом.
Воспитатель: Самыми последними покидают нас водоплавающие птицы. Назовите каких водоплавающих птиц вы знаете. (На экране: гусь, утка, лебедь).
Дети: Ответы.
Воспитатель: А какая главная особенность в строении тела есть у водоплавающих птиц?
Дети: У водоплавающих птиц лапы с перепонками. Чтобы быстрее плавать.
Воспитатель: Молодцы. Как много вы знаете. Давайте с вами отдохнем.
Физкультурная минутка. Утром встал гусак на лапки
Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.)Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью)Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо)Приседанье сделал справно, (Приседания.) Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо)Поскорее в воду — плюх! (Присели.)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а почему водоплавающие птицы выходят сухими из воды?
Дети: Ответы. Перья у водоплавающих птиц покрыты жиром.
Опыт.
Давайте проверим с вами это и проведем опыт с водой и жиром. (воспитатель намазывает уточку жиром, опускает в воду на несколько секунд, затем вынимает и дети делают выводы).
Воспитатель: Что же произошло? Как вода стекает с рук? Она превратилась в шарики-капельки, которые скатываются с рук. Тоже самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, поэтому вода легко стекает.
Воспитатель: (Слайд: лес). Ребята, а вы заметили, что в лесу не видно не слышно птиц? Может что-то случилось? Давайте посидим тихо. Кажется, к нам кто-то идет.
На экране появляется старичок-лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Ой Вы знаете какая у нас беда в лесу! Баба Яга всех птиц заколдовала. Сказала, если найдутся смельчаки, да умники, то расколдует птиц обратно. Да только где мне в лесу таких сыскать то?
Воспитатель: Ребята, как мы поступим? Поможем? Не печалься Старичок-лесовичок, наши ребята тебе с радостью помогут расколдовать птиц.
Лесовичок: Вот здорово! Баба яга оставила первое задание, которое надо выполнить.
Словесная игра «Считай и называй»
Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например, «У меня два аиста», «У меня пять грачей». Находим конверт с деревьями.
Дыхательная гимнастика: «Перышко»
Воспитатель: Ребята, смотрите, птички выронили перышки. Надо положить эти перышки в гнездышко. Давайте положим перышко на ладошку. Глубоко вздохнем носиком и сдуем перышко с ладошки, выдыхая воздух до конца, аккуратно, чтобы перышко попало в гнездо. (Находим конверт со вторым заданием).
Воспитатель: Давайте прочитаем второе задание.
Упражнение «Скажи одним словом»
У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий). У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый). У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая). Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая). У ласточки острые крылья, она … (острокрылая). У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый). (Находим облако, озеро и солнце) и конверт под №3.
Воспитатель: Ребята, а сколько мы уже заданий выполнили? Какие вы молодцы. Читаем третье задание?
Игра «Птицы перепутались»
Баба Яга перепутала всех птиц. Надо разобраться какие птицы должны
улетать первыми.
Картинки с птицами, тарелочки с нарисованными насекомыми, зернами, озером. Дети рассматривают птиц, выделяют характерные признаки и раскладывают по нужным тарелочкам.
Баба Яга не только птиц перепутала, она еще и рассыпала слова с названиями птиц. Давайте поможем собрать!
Игра «Рассыпалось слово».
Рассыпалось слово Как семечки в грядке. Составить слова Помогите ребятки. (Находим птиц)
Лесовичок: Молодцы!! Осталось последнее задание. Четвертое. Баба Яга украла фрагменты с картины. Надо помочь ее восстановить и заново раскрасить. Справитесь?
Дети: Да.
Воспитатель: А чтобы нам все аккуратно сделать, надо размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Перелет.
Раз, два, три Улетают соловьи. А за ними два грача, Улетают в след крича. Обогнали трех скворцов. Помахали на прощанье, Мы вернемся. Обещаем!
Воспитатель: Ну вот пальчики размяли. Теперь можно приступать к выполнению последнего задания.
Выполняют работу, намазывают клеем фрагменты картины и приклеивают. После к концу работы звучит аудиозапись «Пение птиц»
Лесовичок: Спасибо вам большое ребята за помощь! Птицы теперь улетят на зимовку. А за вашу помощь птицы передали вам угощение. До свидания!
Рефлексия занятия.
Воспитатель: О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? Какие задания выполняли? Что понравилось?
Таблица перспективного планирования мероприятий
Таблица перспективного планирования оказывает большую помощь педагогу в подготовке к занятиям. План помогает распределить информацию на календарный год, сохранить последовательность её преподнесения и эффективно провести подготовительные мероприятия.
НОД на тему «Перелетные птицы»
Тема: «Перелетные птицы». Задачи:
- познакомить детей с перелётными птицами;
- объяснить отличие от не перелётных;
- научить отличать их по внешнему виду;
- пополнить словарный запас.
Занятие проводится в форме беседы и диалога. Используется демонстрационный материал в виде изображений птиц, а также документальный фильм.
Занятия по лепке
Дети, посещающие подготовительную группу (6-7 лет), с большим увлечением занимаются на занятиях лепкой. Лепка развивает мелкую моторику и помогает в развитии речи. Самым подходящим материалом для лепки для детей этого возраста является пластилин, но можно использовать и соленое тесто, глину и иные материалы. Тема занятия: «Птичка». Цель: развитие моторики рук, получение новых знаний о синицах. Оборудование:
- столы;
- пластилин;
- стеки;
- пластиковые салфетки;
- изображения синицы.
Лепка птиц помогает в их изучении
Ход занятия:
- «Ребята, сегодня у нас занятие по лепке. Задание будет очень интересное»!
- «Знаете ли вы такую птицу, как синица? Кто-то знает, а кто-то нет. Она довольно яркая для нашей страны. И от этого больше заметна зимой, на фоне снега. Эта птица не является перелётной, она зимует в России».
- «Посмотрите на картинки: синица имеет очень интересный окрас. У неё иссиня-чёрная голова, чёрный животик, клюв и лапки, желтая грудь, желто-зелёная спинка, темные крылышки и хвостик».
- «Придумайте, как вы хотите изобразить эту птичку, возьмите пластилин и слепите её».
- «Придумайте ей имя, а в конце занятия поделитесь друг с другом, что вы придумали».
Также интересна будет лепка «Птичка» в старшей группе.
Аппликация «Птицы» в подготовительной группе
Тема: «Птицы попугайчики». Цель: дать знания о попугаях, научить технике рваная бумага. Оборудование:
- столы;
- цветная бумага;
- ножницы;
- белый картон для основы;
- клей-карандаш;
- простые карандаши;
- ластики;
- изображения попугаев;
- шаблон.
Урок рисования в старшей группе ДОУ на тему «Цветы для мамы»
Ход занятия:
- «Дети, мы с вами недавно познакомились с перелётными птицами, а теперь поговорим про попугаев».
- «Знаете, как они выглядят? Они бывают разных размеров, но объединяет их то, что все они очень яркие. Живут они в тёплых странах, где много света и тепла. Питаются семенами и фруктами».
- «Вам нужно будет сделать аппликацию, изобразив попугая. Части тела вырезаете из бумаги, а вот яркий, длинный хвост необходимо будет выполнить в технике „рваная бумага“. Отрываете тонкие полоски цветной бумаги и приклеиваете их, изображая хвостовые перья».
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы» (старшая группа, средняя и подготовительная) напрямую влияет на развитие речи по ФГОС, поэтому она полезна не только детям с нарушениями речи, но и здоровым дошкольникам. Ею с удовольствием занимается и младший, и старший возраст.
Пальчиковая гимнастика развивает моторику
Дети сначала растопыривают пальчики. Каждый пальчик — это перелётная птица. Начинают загибать с большого пальца левой руки. Согнули большой палец левой руки — это спрятался скворец, указательный — ласточка, средний — цапля, безымянный — гусь, мизинец — стриж. Теперь на правой руке. Большой палец — кукушка, указательный — журавль, средний — грач, безымянный — аист, мизинец — трясогузка. Резко раскрыть все пальчики — все птички разлетелись. Тема «Перелетные птицы» заинтересует малышей и поможет узнать о птицах как родного края, так и о проживающих в других регионах.