Проект «Перелетные птицы» в подготовительной группе


Планирование тематической недели «Перелетные птицы»

Когда планируется тема недели «Перелетные птицы» в подготовительной группе, целью является проведения ежедневных занятий на одну тематику. Занятия проводятся в различной форме, что помогает дошкольникам сохранять интерес к теме на протяжении всей недели.

Изучение детьми птиц полезно для общего развития

Цель

Целью тематической недели «Перелетные птицы» является:

  • получение дошкольниками новых знаний о животных;
  • систематизация уже имеющихся;
  • формирование устойчивого интереса к природе родного края;
  • умение различать разные виды;
  • формирование понимания важности животных в природе.

Лексическая тема

Лексическая тема «Перелетные птицы» преследует следующие цели:

  • расширить лексический запас детей;
  • повторить слова, уже знакомые детям;
  • правильно формулировать предложения при составлении рассказа.

Обратите внимание! Для достижения этих целей воспитатель даёт детям задания из раздела лексики «Дополни!». Воспитатель читает короткие стихотворения о перелетных птицах, в которых пропущено последнее слово. Малыши должны вставить в рифму пропущенные слова.

Тематический словарный запас пополняется за счёт следующих слов:

  • грач;
  • стриж;
  • ласточка;
  • журавль;
  • аист;
  • трясогузка;
  • кукушка;
  • скворец;
  • цапля;
  • лебеди;
  • жаворонок;
  • гусь;
  • пух;
  • перья;
  • клин;
  • перелёт;
  • скворечник;
  • гнездо;
  • насекомые;
  • личинки насекомых;
  • семена;
  • певчие птицы;
  • вить;
  • выводить;
  • высиживать;
  • яйца;
  • выкармливать;
  • клевать;
  • улетать;
  • весна;
  • зимовать.

Обязательно организовывается чтение книг

Итоговое событие

Итоговое событие в подготовительной группе рекомендуется провести в виде викторины. Группа делится на две или более команды с капитаном. Каждая получает задания по теме «Перелетные птицы». Каждое задание оценивается по бальной системе и по итогам определяется победитель.

Мини-проект

Для подготовки мини-проекта даётся одна неделя (поэтапный метод подготовки). Дети готовят его совместно с родителями дома. Каждый воспитанник и родитель получает название перелетной птицы, по которой он должен собрать информацию:

  • Фото на съемном носителе, чтобы продемонстрировать его на мультимедийной доске с помощью проектора.
  • Описание внешнего вида.
  • Место обитания.
  • Время возвращения в Россию и перелёта на зимовку.
  • Особенности питания.

Последовательность этапов реализации технологии проблемного обучения

После подготовки проекта, каждый ребёнок защищает его перед группой. Это итоговое занятие даёт возможность дошкольникам не только самостоятельно подготовить информацию, но и даёт опыт публичного выступления, помогает побороть робость и страх перед аудиторией.

Интересно! В мини-проекте может участвовать и старшая группа.

Перелетные птицы

Набытнова Алла ВасильевнавоспитательГБДОУ №85 «Пчелка»г. Санкт Петербург

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫконспект интегрированного занятия в подготовительной группе

Цель:

Создание условий для формирования и закрепления знаний дошкольников о перелетных птицах, их особенностей.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с перелетными птицами. Выяснить почему они улетают, и какие птицы улетают первыми.
  • Выявить особенности строения разных видов птиц (клюв, лапы)
  • Формировать умение делать выводы в ходе экспериментальной деятельности.
  • Активизировать умение употреблять в речи имена существительные, глаголы, прилагательные.
  • Формировать навыки словообразования.

Рекламное сообщение

Предварительная работа:

  • Беседа о перелетных птицах
  • Рассматривание иллюстраций
  • Чтение рассказов и стихов
  • Наблюдение за птицами
  • Подвижные и дидактические игры

Оборудование: презентация со слайдами, демонстрационные картинки «Перелётные птицы», звукозапись «Голоса птиц», мяч, игровой кубик, баночка с жиром, тазик с водой.

Приветствие.

Доброе утро, мы рады видеть вас. Пусть будет добрым все, что касается нас! Дружно за руки беремся И гостям мы улыбнемся!

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: Я хочу прочитать вам одно очень интересное стихотворение Александра Измайлова «Встали птицы на крыло»

Встали птицы на крыло В небе хмуром загалдели В край далёкий, где тепло Стаей длинной полетели. -Наступают холода,-Криком птицы сообщают. -Мы летим не навсегда. -Мы вернёмся, обещаем. -До свиданья, край родной: -Улетаем! Улетаем! За небесной пеленой В небе сером птицы тают.

Воспитатель: Как вы думаете ребята, какое время года описывает автор? Куда улетают птицы? Почему ты так думаешь? (доказать)

Дети: Про осень, птицы улетают на юг (в теплые страны)

Воспитатель: Правильно! Предлагаю вам направиться в осенний лес и попрощаться с птицами. (слайд «Осенний лес»)

  1. Беседа.

Воспитатель: Ребята оглянитесь, что за красота. Что изображено на экране? Ответы

Воспитатель: А какое время года? Какие признаки осенние приметы вы знаете?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Скажите, а почему птицы улетают именно осенью?

Дети: Отвечают.

Воспитатель. Правильно. А самая важная причина, им нечего кушать.

Воспитатель. Кто-нибудь знает, какие птицы улетают первыми?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, таких птиц называют насекомоядные. Клюв у них прямой, вытянутый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Давайте посмотрим на этих птиц. (Слайд 2. Трясогузка, ласточка, жаворонок, дрозд, кукушка, соловей)

Потом в путь отправляются птицы, которые питаются семенами растений и плодами. Они называются зерноядные. Посмотрим кто же это. (Слайд 3. Зяблик, чиж, овсянка)

Давайте подумаем, почему они улетают вторыми?

Дети: собран урожай. Ягоды и семена покрылись первым снегом.

Воспитатель: Самыми последними покидают нас водоплавающие птицы. Назовите каких водоплавающих птиц вы знаете. (На экране: гусь, утка, лебедь).

Дети: Ответы.

Воспитатель: А какая главная особенность в строении тела есть у водоплавающих птиц?

Дети: У водоплавающих птиц лапы с перепонками. Чтобы быстрее плавать.

Воспитатель: Молодцы. Как много вы знаете. Давайте с вами отдохнем.

Физкультурная минутка. Утром встал гусак на лапки

Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.)Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью)Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо)Приседанье сделал справно, (Приседания.) Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо)Поскорее в воду — плюх! (Присели.)

Воспитатель: Молодцы. Ребята, а почему водоплавающие птицы выходят сухими из воды?

Дети: Ответы. Перья у водоплавающих птиц покрыты жиром.

Опыт.

Давайте проверим с вами это и проведем опыт с водой и жиром. (воспитатель намазывает уточку жиром, опускает в воду на несколько секунд, затем вынимает и дети делают выводы).

Воспитатель: Что же произошло? Как вода стекает с рук? Она превратилась в шарики-капельки, которые скатываются с рук. Тоже самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, поэтому вода легко стекает.

Воспитатель: (Слайд: лес). Ребята, а вы заметили, что в лесу не видно не слышно птиц? Может что-то случилось? Давайте посидим тихо. Кажется, к нам кто-то идет.

На экране появляется старичок-лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Ой Вы знаете какая у нас беда в лесу! Баба Яга всех птиц заколдовала. Сказала, если найдутся смельчаки, да умники, то расколдует птиц обратно. Да только где мне в лесу таких сыскать то?

Воспитатель: Ребята, как мы поступим? Поможем? Не печалься Старичок-лесовичок, наши ребята тебе с радостью помогут расколдовать птиц.

Лесовичок: Вот здорово! Баба яга оставила первое задание, которое надо выполнить.

Словесная игра «Считай и называй»

Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например, «У меня два аиста», «У меня пять грачей». Находим конверт с деревьями.

Дыхательная гимнастика: «Перышко»

Воспитатель: Ребята, смотрите, птички выронили перышки. Надо положить эти перышки в гнездышко. Давайте положим перышко на ладошку. Глубоко вздохнем носиком и сдуем перышко с ладошки, выдыхая воздух до конца, аккуратно, чтобы перышко попало в гнездо. (Находим конверт со вторым заданием).

Воспитатель: Давайте прочитаем второе задание.

Упражнение «Скажи одним словом»

У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий). У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый). У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая). Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая). У ласточки острые крылья, она … (острокрылая). У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый). (Находим облако, озеро и солнце) и конверт под №3.

Воспитатель: Ребята, а сколько мы уже заданий выполнили? Какие вы молодцы. Читаем третье задание?

Игра «Птицы перепутались»

Баба Яга перепутала всех птиц. Надо разобраться какие птицы должны

улетать первыми.

Картинки с птицами, тарелочки с нарисованными насекомыми, зернами, озером. Дети рассматривают птиц, выделяют характерные признаки и раскладывают по нужным тарелочкам.

Баба Яга не только птиц перепутала, она еще и рассыпала слова с названиями птиц. Давайте поможем собрать!

Игра «Рассыпалось слово».

Рассыпалось слово Как семечки в грядке. Составить слова Помогите ребятки. (Находим птиц)

Лесовичок: Молодцы!! Осталось последнее задание. Четвертое. Баба Яга украла фрагменты с картины. Надо помочь ее восстановить и заново раскрасить. Справитесь?

Дети: Да.

Воспитатель: А чтобы нам все аккуратно сделать, надо размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Перелет.

Раз, два, три Улетают соловьи. А за ними два грача, Улетают в след крича. Обогнали трех скворцов. Помахали на прощанье, Мы вернемся. Обещаем!

Воспитатель: Ну вот пальчики размяли. Теперь можно приступать к выполнению последнего задания.

Выполняют работу, намазывают клеем фрагменты картины и приклеивают. После к концу работы звучит аудиозапись «Пение птиц»

Лесовичок: Спасибо вам большое ребята за помощь! Птицы теперь улетят на зимовку. А за вашу помощь птицы передали вам угощение. До свидания!

Рефлексия занятия.

Воспитатель: О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? Какие задания выполняли? Что понравилось?

Таблица перспективного планирования мероприятий

Таблица перспективного планирования оказывает большую помощь педагогу в подготовке к занятиям. План помогает распределить информацию на календарный год, сохранить последовательность её преподнесения и эффективно провести подготовительные мероприятия.

НОД на тему «Перелетные птицы»

Тема: «Перелетные птицы». Задачи:

  • познакомить детей с перелётными птицами;
  • объяснить отличие от не перелётных;
  • научить отличать их по внешнему виду;
  • пополнить словарный запас.

Занятие проводится в форме беседы и диалога. Используется демонстрационный материал в виде изображений птиц, а также документальный фильм.

Занятия по лепке

Дети, посещающие подготовительную группу (6-7 лет), с большим увлечением занимаются на занятиях лепкой. Лепка развивает мелкую моторику и помогает в развитии речи. Самым подходящим материалом для лепки для детей этого возраста является пластилин, но можно использовать и соленое тесто, глину и иные материалы. Тема занятия: «Птичка». Цель: развитие моторики рук, получение новых знаний о синицах. Оборудование:

  • столы;
  • пластилин;
  • стеки;
  • пластиковые салфетки;
  • изображения синицы.

Лепка птиц помогает в их изучении

Ход занятия:

  1. «Ребята, сегодня у нас занятие по лепке. Задание будет очень интересное»!
  2. «Знаете ли вы такую птицу, как синица? Кто-то знает, а кто-то нет. Она довольно яркая для нашей страны. И от этого больше заметна зимой, на фоне снега. Эта птица не является перелётной, она зимует в России».
  3. «Посмотрите на картинки: синица имеет очень интересный окрас. У неё иссиня-чёрная голова, чёрный животик, клюв и лапки, желтая грудь, желто-зелёная спинка, темные крылышки и хвостик».
  4. «Придумайте, как вы хотите изобразить эту птичку, возьмите пластилин и слепите её».
  5. «Придумайте ей имя, а в конце занятия поделитесь друг с другом, что вы придумали».

Также интересна будет лепка «Птичка» в старшей группе.

Аппликация «Птицы» в подготовительной группе

Тема: «Птицы попугайчики». Цель: дать знания о попугаях, научить технике рваная бумага. Оборудование:

  • столы;
  • цветная бумага;
  • ножницы;
  • белый картон для основы;
  • клей-карандаш;
  • простые карандаши;
  • ластики;
  • изображения попугаев;
  • шаблон.

Урок рисования в старшей группе ДОУ на тему «Цветы для мамы»

Ход занятия:

  1. «Дети, мы с вами недавно познакомились с перелётными птицами, а теперь поговорим про попугаев».
  2. «Знаете, как они выглядят? Они бывают разных размеров, но объединяет их то, что все они очень яркие. Живут они в тёплых странах, где много света и тепла. Питаются семенами и фруктами».
  3. «Вам нужно будет сделать аппликацию, изобразив попугая. Части тела вырезаете из бумаги, а вот яркий, длинный хвост необходимо будет выполнить в технике „рваная бумага“. Отрываете тонкие полоски цветной бумаги и приклеиваете их, изображая хвостовые перья».

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы» (старшая группа, средняя и подготовительная) напрямую влияет на развитие речи по ФГОС, поэтому она полезна не только детям с нарушениями речи, но и здоровым дошкольникам. Ею с удовольствием занимается и младший, и старший возраст.

Пальчиковая гимнастика развивает моторику

Дети сначала растопыривают пальчики. Каждый пальчик — это перелётная птица. Начинают загибать с большого пальца левой руки. Согнули большой палец левой руки — это спрятался скворец, указательный — ласточка, средний — цапля, безымянный — гусь, мизинец — стриж. Теперь на правой руке. Большой палец — кукушка, указательный — журавль, средний — грач, безымянный — аист, мизинец — трясогузка. Резко раскрыть все пальчики — все птички разлетелись. Тема «Перелетные птицы» заинтересует малышей и поможет узнать о птицах как родного края, так и о проживающих в других регионах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]