Задержка речевого, психоречевого, психо-речевого развития, лечение задержки развития речи, задержки психоречевого, психического, моторного, двигательного развития


Что такое ЗРР у детей? Лечение ЗРР в России, Саратове

ЗРР – это задержка речевого развития у детей, задержка развития речи. ЗРР характеризуется отставанием речевого развития от возрастной нормы.

ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР у детей лечение

Задержки психического и речевого развития (ЗПР, ЗРР), общее недоразвитие речи (ОНР)

С проблемой алалии тесно связана проблема задержек психи­ческого развития (ЗПР), задержек речевого развития (ЗРР), общего недоразвития речи (ОНР).

Термины задержки психического и речевого развития — «ЗПР» и «ЗРР» — в качестве речевых диагнозов получили доста­точно широкое практическое распространение.

При этом диаг­нозы задержек психического и речевого развития считаются более уместными по отношению к детям раннего возраста (до 5 лет), когда имеется надежда на доразвитие систем, замедляю­щих созревание психики и речевой функции естественным пу­тем.

Подразумевается, что дети с ЗПР и ЗРР будут осваивать не­обходимые когнитивные (познавательные) и речевые навыки так же, как и нормальные, только в более поздние и в более сжа­тые сроки. Таким детям для развития предлагается, как правило, больший объем стимулов, чем нормальным детям.

Подаются они в утрированно выразительной форме. Расчет при этом делается на спонтанные компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенка.

В педагогике дети с ЗПР в основном выявляются в старшем щкольном и младшем школьном возрасте. В школе они составляют группы неуспевающих учеников, которые имеют «специфические трудности обучения», «медленно обучаются» и т.п.

Причиной отставания этого контингента детей наиболее час­то бывают:

– педагогическая запущенность;

– функциональная незрелость ЦНС;

– органическое поражение ЦНС.

В литературе встречаются различные обозначения детей с ЗПР: «смягченные формы умственной отсталости», «погранич­ные дебилы», «спорные дебилы», «пограничная умственная отсталость».

Таким образом, имеется тенденция приблизить задержки психического развития к умственной отсталости, что свидетельствует о размытости границ между ними.

Многие исследователи обнаруживают у детей с ЗПР недораз­витие слуховых, зрительных, моторных функций, оптико-про­странственные нарушения, недостаточность тактильного восприятия и прочее.

Особенно часто указывается на замедленность приема и переработки сенсорной информации, снижение пока­зателей памяти, внимания.

Практически во всех работах указы­вается и на отставание таких детей (с ЗПР) в речевом развитии (по всем его параметрам, хотя акценты у разных детей падают на разные стороны речи). Указывается и на их недостаточную любознательность.

Сказанное выше объясняет большую сложность разграниче­ния ЗПР и умственной отсталости. Однако практически все ис­следователи сходятся во мнении, что дети с ЗПР, в отличие от олигофренов способны к определенным видам отвлеченного (абстрактного) мышления. Кроме того, у них имеется тенденция к решению разных задач с помощью смысловых опор.

Особенности мозговой деятельности у детей с ЗПР сводятся к тому, что при разных формах нарушения речевого развития мо­гут страдать:

– глубинные структуры мозга, оказывающие тормозное вос­ходящее влияние на его кору и замедляющие ее развитие;

– вторичные поля коры, препятствующие своевременному становлению функций речевого слухового гнозиса и артикуля­ционного праксиса;

– проводящие пути между отдельными участками коры мозга, обеспечивающие образование необходимых ассоциативных связей.

Основной особенностью таких повреждений является их парциальность (неполнота, избирательность), в отличие от олигоф­рении, при которой патологический процесс охватывает практи­чески весь мозг.

Наличие «здоровых» участков мозга у детей с «задержками» позволяет усвоить объем знаний, достаточный для включения в работу (хотя бы частичное) третичных полей коры мозга. Это объясняет то, что детям с ЗПР доступны определен­ные мыслительные операции символического характера.

При некоторых формах ЗПР и ЗРР повреждение мозга может вовсе отсутствовать, уступая место неблагоприятным социаль­ным факторам (педагогическая запущенность).

В отличие от терминов ЗПР и ЗРР, термин ОНР признается далеко не всеми исследователями патологии детской речи и практическими специалистами.

Они предпочитают употреблять традиционный термин «алалия», который тоже подразумевает общее (системное) неразвитие или недоразвитие речи. Термин ОНР понимается ими как подменяющий традиционный термин алалия.

Причина этого состоит в том, что возросло внимание к без­речевым детям со стороны педагогов и детских психологов.

Он введен Р.Е. Левиной в рамках психолого-педагогической кон­цепции нарушений речи у детей и имеет, соответственно, иное, а именно психолого-педагогическое значение. Термин «ОНР» более приемлем и понятен лицам педагогического круга, удобен при комплектовании групп детских садов.

Примечание:

В настоящее время в практической дефектологии, и в частности в логопедии, по поводу традиционных терминов, «алалия», «дизарт­рия», «логоневроз», «дислалия» сложилась достаточно сложная си­туация.

В связи с делением специализированной логопедической службы на относящуюся к Департаменту здравоохранения и образо­вания, выпускаются методические рекомендации и постановления, запрещающие логопедам, работающим в области образования, употреблять их, мотивируя это тем, что они имеют медицинское происхождение.

Такое положение представляется недопустимым. Имеется настоятельная необходимость в унификации терминоло­гии, относящейся к патологии речи, которая употреблялась бы спе­циалистами независимо от места их работы.

Это не означает, однако, что в психолого-педагогической аудитории не могут быть использо­ваны более понятные педагогам термины.

Но в таком случае психо­лого-педагогическая терминология будет носить частный характер, не претендуя на отмену традиционных названий распространенных нарушений речи у детей.

Таким образом, термин «ОНР» — педагогическое обозначе­ние клинического термина «алалия», против которого некото­рые авторы возражают, указывая на приставку «а» как обозна­чающую полное отсутствие речи, и считают, что диагноз «алалия» может быть поставлен только в том случае, если у ребенка отсутствует вообще.

Вместе с тем приставка «а» в термине алалия» так же условна, как и приставка «а» в термине «афазия», при которой, как известно, речь у больных далеко не всегда от­сутствует полностью.

Более того, афазией называют как грубые речевые расстройства, вплоть до полной неспособности говорить, так и легкие, если они имеют ту же этиологию и патогенез. Таким образом, приставка «а» не должна быть препятствием к постановке диагноза «алалия».

Основным условием должно яв­ляться здесь наличие в структуре дефекта трудностей использо­вания средств языка.

Иначе говоря, с позиции нейропсихологии и нейролингвистики, при алалии должна иметь место недоста­точность в функционировании третичных полей коры, так же, как основным условием для диагноза «дизартрия» должна быть недостаточность в иннервации (нервном обеспечении) артику­ляционных мышц со стороны стволовых и подкорковых струк­тур мозга.

Задержка психоречевого развития, психо-речевого развития, ЗПР у детей

Задержка психоречевого развития у детей, задержка психо-речевого развития, ЗПР все чаще встречается у детей в последние годы. На первом приеме врач расскажет Вам, как определить у ребенка, как диагностировать ЗПР, что такое диагноз ЗПР у детей, какие формы, виды, классификация, определение ЗПР, особенности развития детей с зпр, особенности личности ребенка, как проводится коррекция, психокоррекция, коррекционная работа, лечение ЗПР, лечение задержки психоречевого развития в Саратове, нужны ли занятия, остеопат, методики, программа, обучение детей (дiти з зпр), что включает в себя общая характеристика, обследование детей, развитие детей с зпр, исследование детей, диагностика (в том числе нейросонография), дифференциальная диагностика, психодиагностика, оформляется ли инвалидность, какая профилактика, какие существуют особенности поведения детей с ЗПР, как вылечить ЗПР церебрально-органического генеза? Как учить детей с задержкой развития, лечится ли ЗПР, умственная отсталость? Дошкольники (детсадовцы, детский сад, детсад, в дошкольном возрасте, дети дошкольного возраста, у дошкольников, школьников), младшие школьники (школа, гимназия, лицей) в настоящее время постоянно подвержены большой стрессовой, эмоциональной, умственной нагрузке. Повышенная нагрузка иногда может оказывать негативное воздействие на центральную нервную систему ребенка, страдает эмоциональная сфера, сенсорное развитие, социальное развитие, наблюдается умственная отсталость, страдает мышление, познавательная сфера, развитие памяти, отстает психическое развитие. Чаще отмечается ЗПР церебрально органического происхождения, также бывает ЗПР соматического происхождения, темповая задержка психологического, психоэмоционального, умственного, эмоционального, физического, стато моторного, двигательного развития, этапов развития, в том числе конституционального, статокинетического происхождения.

ЗПР при недоразвитии речи

2.4. Интеллектуальная недостаточность при общих недоразвитиях речи — синдромы алалии. Синонимы: недоразвитие речи, алалия, врожденная афазия, афазия развития, конституциональная задержка развития речи. Чаще встречается недоразвитие экспрессивной речи или моторная алалия. В раннем детстве у таких пациентов наблюдается отсутствие лепета, резкое запаздывание речевых реакций. Первые слова появляются в возрасте 2−3 лет, иногда позднее. Фразовая речь появляется к 5−6 годам и состоит из предложений в 2−3 слова. Обнаруживаются грубые нарушения всех сторон речи: бедность словарного запаса, расстройства звукопроизношения, искажения структуры слова и грамматического оформления фраз. Отмечается выраженный разрыв между экспрессивной и импрессивной сторонами речи: при понимании обиходных фраз ребенок почти не владеет самостоятельной речью. В дошкольном возрасте дети обнаруживают известную интеллектуальную продуктивность, которая диссоциирует с почти полным отсутствием активной речи. Они интересуются играми, неплохо ориентируются в быту, проявляют достаточно дифференцированные эмоции и привязанности, овладевают навыками опрятности и самообслуживания. В младшем школьном возрасте продолжают превалировать нарушения экспрессивной речи, с началом обучения выявляются нарушения речи и письма: дети медленно усваивают написание букв, путают и плохо запоминают сходные по звучанию фонемы, затрудняются при написании окончаний, безударных гласных, слов со стечением согласных, в согласовании слов и написании предлогов. С возрастом речевые расстройства постепенно сглаживаются, несколько обогащается лексикон, уменьшается число фонетических и грамматических ошибок в устной речи. Но даже в старших классах специализированной школы еще остаются дефекты в произношении, грамматическом строе устной и письменной речи, в понимании и написании сложных логико-грамматических конструкций. Когнитивный дефицит выражается в бедном запасе знаний об окружающем, замедленном формировании понятий о форме, величине предметов, времени, счетных операциях, неспособности пересказать услышанное, прочитанное, передать в связной форме свои впечатления о происшедшем, а также в снижении способности к абстрактному мышлению, тесно связанному с внутренней речью. Преобладает конкретно-образный тип мышления, слабо развиты способности к обобщению, абстрагированию. Школьная неуспеваемость касается как гуманитарных, так и точных дисциплин. При тестировании пациенты хуже справляются с заданиями, требующими участия активной речи. Основным отличием от олигофрении является, по Л. С. Выготскому (1956), более высокий уровень «практически-действенного» и «бессловесного» наглядно-образного мышления. Одновременно выявляются нарушения темпа, направленности и переключаемости психических процессов, расстройства активного внимания и памяти, личностная незрелость в виде недостаточного понимания социальных требований, повышенная тормозимость при предъявлении речевых заданий. Другим нарушением является расстройство развития импрессивной речи. Такие дети до 1−1,5 лет не реагируют на обращенную к ним речь, не понимают значения обращенных к ним простых просьб и инструкций. Родители таких детей могут долго считать их глухонемыми, хотя слух у детей обычно нормальный. Нарушения интеллектуального развития при этом расстройстве развития речи встречаются постоянно и могут быть более выраженными, нежели при нарушении развития экспрессивной речи. (Более подробно о нарушениях развития разных сторон речи см. в таблицах.)

Вернуться к Содержанию

Что такое ЗПРР у детей? Лечение ЗПРР в Саратове, России

ЗПРР – это задержка психоречевого развития у детей (задержка психо-речевого развития). При ЗПРР наблюдается как задержка психического развития, так и задержка речевого развития. Сарклиник проводит лечение ЗПРР в России, лечение ЗПРР в Саратове. Диагностика, коррекция, преодоление, комплексное лечение ЗПРР, темпов развития активизируют как психическое, так и речевое развитие ребенка. ЗНПРР — это задежрка нервно-психически-речевого развития, или задержка нервно психического развития.

На первой консультации врач расскажет Вам, что такое диагноз зпрр у детей, аутизм, какие существуют признаки зпрр, симптомы ЗПРР, как проводится лечение ЗПРР в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Китае, в России, как вылечить ЗПРР с аутичными чертами, в том числе ЗПРР на резидуально-органическом фоне.

Причины и симптомы задержки развития

Задержка речевого развития и/или психологического развития, причины:

  • Особенности характера ребенка или воспитательного процесса.
  • Неврологические заболевания, нарушения.

Задержка речи у ребенка и/или психологического развития, симптомы:

  • Ребенок не проявляет интереса к познавательным занятиям.
  • Вспыльчивость или неестественная веселость.
  • Скудный словарный запас.
  • Быстрая утомляемость, капризность.
  • Эмоциональная реакция на яркий свет, громкую музыку.
  • Плохие успехи в обучении.

Что такое ЗУР? Задержка умственного развития у детей: лечение ЗУР в России, в Саратове

ЗУР — это задержка умственного развития у детей, у мальчиков, девочек в России, в Саратове. Сарклиник проводит лечение ЗУР в Саратове, лечение задержки умственного развития у детей, лечение олигофрении, лечение дебильности, лечение имбецильности, лечение идиотии, лечение слабоумия, лечение умственной отсталости. Эффективные методы активизируют головной мозг, центральную нервную систему, улучшают психическое развитие, интеллектуальное развитие, мышление, память, речь, эмоции, мотивацию, движения, навыки, обучаемость. Лечатся заторможенные (торпидные) и возбудимые (эретичные) дети.

Чем отличается ЗПР от УО

  • Главное отличие ЗПР от УО – это способность первого к обратимости, в то время как от олигофрении вылечиться невозможно.
  • ЗПР характеризуется частичными проявлениями, то есть отклонения от нормы у ребенка отмечаются не во всех областях, а лишь в некоторых аспектах его жизнедеятельности. Проявления УО тотальны, и отличие малыша от его сверстников наблюдается практически во всем.
  • Дети, которым поставлен диагноз «задержка психического развития», демонстрируют новые навыки скачкообразно. В результате необратимого повреждения коры головного мозга представители УО отличаются иерархическим развитием.

Отличия, демонстрируемые в процессе обучения

Отличия между двумя диагнозами заключаются и в области познавательных способностей. Так, дети с ЗПР при должном внимании со стороны родителей могут показывать довольно стремительное развитие возможностей абстрагироваться от той или иной ситуации, самостоятельно анализировать что-либо, сравнивать объекты, обрабатывать информацию, обобщать.

Дети с диагнозом «умственная отсталость» обладают пониженными способностями к познанию, которые практически невозможно улучшить. У них не имеется навыка к установке причинно-следственных связей, они не могут проводить сравнения или обобщать имеющиеся факты.

ЗПР и умственная отсталость (отличия, таблица)

ЗПРУмственная отсталость
Скорость и уровень мышления при грамотном подходе поддаются коррекцииНикакие корректировки не помогают ускорить процесс развития
Имеется возможное негативное влияние на интеллект: слух, зрение, координацию, а также уровень внимания и восприятияПроисходит воздействие на мыслительный процесс
Большое значение отводится игровой деятельности, с помощью которой можно улучшить состояние ребенка; сам он охотно включается в игровой процессДемонстрирует абсолютное безразличие практически к любым играм
Высокоэмоциональны, способны сконцентрироваться на выполнении поставленной задачиЭмоциональная сфера плохо развита; выполнение конкретного задания сопровождается частыми отвлечениями ребенка
Способны к овладеть навыками ИЗОНе выказывают интереса или способностей к изобразительному искусству. При проведении обучающего процесса в редких случаях могут нарисовать простые фигуры, произвольные линии, хаотично написанные буквы
Внешний облик и особенности поведения не диспластичныМогут характеризоваться выраженной диспластичностью: нарушениями пропорций тела, косоглазием, сильной неловкостью, наличием шести пальцев, заметным замедлением речи, заиканием и иными дефектами
Не имеют ярко-выраженных проявлений в своем неврологическом статусеМожет быть отмечена асимметрия лица, языка; на некоторых зонах лица моет наблюдаться венозная сетка

Причины возникновения ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР, задержки речевого, психоречевого развития

Причины возникновения ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР, ЗМР, задержка психоречевого развития ребенка разнообразны. Почему у детей наблюдается отставание развития? Какова этиология задержки развития? Остановимся на основных факторах, провоцирующих задержки развития у детей.

  1. Перинатальная энцефалопатия (ПЭП).
  2. Родовая травма, родовые травмы новорожденных.
  3. Повышение внутричерепного давления, внутричерепная гипертензия, гипертензионный синдром.
  4. Вакцинация, прививки, осложнения прививки, осложнения прививок, осложнения вакцинации.
  5. Черепно-мозговые травмы.
  6. Внутриутробная гипоксия плода ВГП, ВУГП (ухудшение плацентарного кровообращения, недостаток, нехватка кислорода во время беременности, во время родов, зеленый первородный стул, меконий в околоплодных водах, признаки — изменение сердчного ритма плода, зеленые околоплодные воды), асфиксия.
  7. Кесарево сечение (и кесарево сечение в анамнезе — в прошлом, при предыдущих родах).
  8. Внутриутробная инфекция (внутриутробные инфекции).
  9. Угроза прерывания беременности.
  10. Слабая родовая деятельность.
  11. Быстрые, стремительные роды.
  12. Низкая оценка новорожденного по шкале Апгар (низкие баллы — шкала Апгар).
  13. ГБН, гемолитическая болезнь новорожденных, гемолитическая желтуха новорожденных (желтушка).
  14. Анемия беременных женщин (1, 2, 3 степени), анемия у матери во время беременности.
  15. Гестоз беременных первой (1-й) или второй (2-й) половины беременности, токсикоз (гестозы, токсикозы).
  16. Недоношенность, переношенность (недоношенный ребенок, переношенный ребенок), преждевременные роды, преждевременное излитие околоплодных вод.
  17. Патология беременной матери (гипотония — сниженное, низкое артериальное давление, гипертония — повышенное, высокое АД, коллагенозы, сахарный диабет, кетоацидоз, большая физическая нагрузка, продолжительное положение беременной на спине, снижение или ухудшение маточного кровотока, хронический бронхит, иппп, цервицит, кольпит, инфекции половых путей, венерические болезни /хламидиоз, гонорея, микоплазмоз, уреаплазмоз, трихомоноз, трихомониаз и др/, болезни сердца, БА — бронхиальная астма, ).
  18. Отсутствие вариабельности сердечного ритма плода, длительные поздние низкоамплитудные децелерации при проведении КТГ беременной женщины, положительный ареактивный результат при проведении такого исследования, как стрессовый тест при КТГ (кардиотокография), или менее 7 баллов при нестрессовом тесте.
  19. Маловодие, многоводие, изменение объема околоплодных вод во время беременности матери.
  20. Многоплодная беременность.
  21. Внутриутробная задержка развития плода.
  22. Предлежание плаценты.
  23. Истмико-цервикальная недостаточность.
  24. Патология плаценты и пуповины во время беременности (плохая допплерометрия).
  25. ВПР, врожденные пороки развития.
  26. Гормональные нарушения, эндокринные заболевания матери.

Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития

Клиническое изучение ЗПР представляет определенные сложности, так как в этих случаях речь идет о структурных признаках и закономерностях динамики не болезненного состояния, а аномалии развития — нарушениях психического онтогенеза.

Если болезнь является бесспорной компетенцией клинициста, то аномалия психического развития в значительной степени представляет собой область специальной психологии, изучающей деформацию нормальных психических функций и психического развития в условиях патологии. Тем не менее тесная связь психопатологических болезненных симптомов с отклонениями психического развития способствует тому, что различные аномалии психического развития всегда были объектом изучения не только психологов и педагогов, но и психиатров.

Особое значение проблема соотношения динамики болезненных расстройств и аномалии развития имеет, естественно, в детском возрасте, так как из-за незрелости мозга практически любое более или менее длительное патогенное воздействие приводит к отклонениям психического развития. В зависимости от характера, локализации, степени распространенности процесса, времени воздействия вредности, условий воспитания и обучения эта аномалия развития имеет свою модальность (различные типы нарушений развития интеллекта, эмоциональной сферы, моторики, зрения, слуха и т.д.), а также ту или иную степень выраженности.

В случаях раннего воздействия вредности тяжесть аномалии развития может перекрывать выраженность связанных с болезнью энцефалопатических расстройств, как это имеет место при олигофрении, ранней детской шизофрении. В.В. Ковалев (1979) при систематике резидуальных нервно-психических расстройств в детском возрасте выделяет «преимущественно дизонтогенетические формы» (аномалии развития, по терминологии отечественной дефектологии), «преимущественно энцефалопатические», при которых преобладает симптоматика болезни, а не нарушения развития, и «смешанные — дизонтогенетически-энцефалопатические».

Аномалия развития, квалифицируемая как задержка психического развития, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического онтогенеза.

Проблема ЗПР является одной из актуальных не только в дефектологии, но и в общей педагогике, так как теснейшим образом связана с проблемой школьной неуспеваемости. Количество учеников начальных классов, испытывающих стойкие затруднения в обучении, составляет от 5 до 11 % (R.L. Masland, 1969; М.С. Певзнер, 1972; В.И. Лубовский, 1972 и др.). Эти дети стали объектом изучения дефектологов, психологов, педагогов, врачей.

Исследования, проведенные в 1972—1973 гг. НИИ дефектологии АПН СССР в ряде городов и сельских местностей СССР (Москва, Иркутская область, Литва, Армения), выявили среди 5076 учащихся начальных классов массовых школ 589 (11,6 %) детей, испытывающих трудности в обучении. Как показали результаты комплексного (клинического, психологического, логопедического и сурдологического) исследования, менее 1/3 из них (30,6 %) страдали легкой степенью олигофрении. 19% составила сборная группа, куда вошли дети с первичными нарушениями речи, зрительной и слуховой афферентации, опорно-двигательного аппарата, а также дети, у которых трудности обучения были связаны с расстройствами поведения.

У 50,4 % неуспевающих учеников (или 5,8 % всех учащихся младших классов) была диагностирована ЗПР, так как по ряду параметров их интеллектуальной сферы и эмоционально-волевых особенностей (недостаточности общего запаса знаний об окружающем, ограниченности представлений, необходимых для усвоения школьных предметов, незрелости мышления, несформированности учебных интересов и преобладании игровых) они находились на более ранней возрастной ступени развития. При этом достаточная сообразительность в пределах имеющихся знаний и способность к принятию помощи свидетельствовали против олигофренической структуры дефекта.

Внимание клиницистов прежде всего было обращено на инфантильные черты психики многих из этих детей: их эмоциональную незрелость, слабость мотивации поведения, игровой характер интересов, неспособность к волевому усилию.

Специальные исследования показали клиническое разнообразие вариантов психического инфантилизма, наблюдаемого у этих детей. М.С. Певзнер (1972) была предложена классификация этих состояний, в которых инфантилизм выступал как в чистом виде («неосложненный психофизический и психический инфантилизм») так и в виде вариантов, осложненных недоразвитием познавательной деятельности, речи. Т. А. Власовой, М.С. Певзнер (1973) была выделена «вторичная» ЗПР, обусловленная нарушением познавательной деятельности и работоспособности в связи со стойкой церебрастенией — повышенной истощаемостью психических функций. Этиологическими факторами чаще являлись негрубые церебральные вредности, обменно-трофические расстройства, действующие на ранних этапах онтогенеза. В патогенезе инфантилизма ведущая роль отводилась замедлению темпа созревания лобных и лобно-диэнцефальных систем мозга, в норме обеспечивающих как уровень развития личности, так и формирование целенаправленной деятельности.

В классификации, предложенной М.С. Певзнер и Т.А. Власовой: 1) ЗПР, связанная с психическим и психофизическим инфантилизмом; 2) ЗПР, обусловленная длительной церебрастенией, — заложены основные принципы клинического подхода к пониманию механизмов формирования ЗПР: возможность ее возникновения как за счет замедления созревания эмоционально-волевой сферы, так и за счет нейродинамических расстройств, тормозящих развитие познавательной деятельности.

Разность патогенетических механизмов обусловливала и различие прогноза. ЗПР в виде неосложненного психического инфантилизма расценивалась как прогностически более благоприятная, большей частью не требующая специальных методов обучения. При преобладании же выраженных нейродинамических, в первую очередь стойких церебрастенических расстройств, ЗПР оказывалась более стойкой и нередко нуждающейся не только в психолого-педагогической коррекции, но и лечебных мероприятиях.

Как указывалось выше, результаты проведенных исследований явились стимулом для организации специальных классов и школ для детей с задержкой психического развития.

Опыт этих школ показал, что при специальных формах и методах обучения, некотором увеличении сроков прохождения программы, щадящем режиме, поддерживающей медикаментозной терапии общеукрепляющими, успокаивающими и стимулирующими препаратами примерно половина этих детей после обучения в начальных классах специальной школы может быть переведена в IV класс массовой школы. Остальная же часть учащихся должна продолжать обучение в специальных условиях данных школ.

Обобщение данных, полученных в течение последних лет в клинической лаборатории НИИ дефектологии при комплексном клинико-психолого-педагогическом исследовании учащихся этих школ, а также и других детей, не успевающих в младших классах массовой школы, позволило уточнить клинико-психологическую структуру различных типов ЗПР, ряд вопросов ее клинической систематики, критерии отграничения от олигофрении, соотносительную роль биологических и социальных факторов в формировании ее различных типов.

1 вперёд → показать на одной странице

Патогенез ЗРР, ЗПМР, ЗНПРР, ЗПР, ЗПРР, почему и как возникает задержка развития

Часто патогенез ЗРР, ЗПМР, задержки речевого, психоречевого, психо-речевого развития связан с кислородным голоданием клеток головного мозга во время внутриутробного развития. В результате внутриутробной гипоксии поражаются нейроны головного мозга, и выпадает функция тех участков цнс (центральная нервная система), за которые они отвечали функционально. При проведении вакцинации (прививок) могут запускаться аутоиммунные реакции, которые сопровождаются гибелью, разрушением нервных клеток. Кстати, запуск аутоиммунных реакций может сопровождаться развитием тяжелой патологии, даже развитием ДЦП (детский церебральный паралич). Поэтому при любых неврологических изменениях у ребенка, перинатальной энцефалопатии, возможно, следует временно воздержаться от проведения вакцинаций до полной нормализации неврологического статуса ребенка. Неврологический статус ребенка включается в себя жалобы, анамнез, общий вид, позы, движения, поведение, изучение черепных нервов, чувствительности, двигательной функции, рефлексов, менингеальных синдромов, дополнительных данных обследования, речевой словарный запас.

Дифференциальная диагностика ЗПР и ОНР

Задержка психического развития (ЗПР) является частой формой психической патологии детей и формой нарушений психической сферы. Основными признаками этой патологии являются запас знаний, не соответствующий возрасту ребенка, низкая познавательная активность, недостаточная регуляция поведения и произвольной деятельности. Способность приема и переработки перцептивной информации у таких детей более низкая, чем у нормально развивающихся детей.

Функция произвольного внимания, памяти и других высших психических функций недостаточная и отмечается у большинства детей с ЗПР. Для одной группы детей характерна интеллектуальная недостаточность, другая группа имеет эмоционально-волевые нарушения по типу психического инфантилизма. При задержке психического развития, в отличие от умственной отсталости, наблюдается выраженная неравномерность развития высших психических функций.

Поскольку сохраняются потенциальные возможности высших форм познавательной деятельности, то дети с ЗПР способны использовать помощь и самостоятельно переносить её на новые задания, чего не могут сделать умственно отсталые дети. Однако письмо, чтение и счет детей с ЗПР имеет те же ошибки, что и у умственно отсталых детей, хотя есть и качественные различия. Дети с ЗПР, имея слабую технику чтения, пытаются понять то, что написано и, если необходимо, читают второй раз.

Навык каллиграфии в письме неудовлетворительный и небрежный и специалисты считают, что это может быть связано с недоразвитием моторики и пространственного восприятия, также им труден звуковой анализ. Трудности в математике наблюдаются в овладении составом числа, переходом через десяток, с косвенными вопросами в решении задач.

С учетом этого, при дифференцированной диагностике обследование детей необходимо строить в форме обучающего эксперимента.

Также определяющее значение имеет комплексное обследование, включающее в себя клинический анализ нарушенного умственного и речевого развития, психологическое изучение ребенка и дополнительные методы исследования, например, электроэнцефалографический.

Помощь дифференциальной диагностике оказывает анализ динамики психического развития ребенка.

Что касается общего недоразвития речи (ОНР), то под понимается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, при этом слух и интеллект сохраняются.

При общем недоразвитии речи трудности вызывают те задания, которые требуют непосредственного участия речи. В заданиях на конструирование, где речевого ответа не требуется, помощи в формировании обобщенных способов действий требуется меньше.

Эмоциональные реакции у детей с ОНР более тонкие по сравнению с умственно отсталыми детьми, они, свою речевую недостаточность оценивают критически и в заданиях вполне сознательно избегают речевой ответ, проявляя при их выполнении заинтересованность и сообразительность.

Деятельность детей с ОНР носит более целенаправленный и контролируемый характер. Если недоразвитие речи наблюдается с гидроцефалией, то дифференцированный диагноз ОНР значительно затрудняется, а особые трудности возникают при осложнении олигофрении алалическими и дизартрическими нарушениями.

Замечание 2

Дифференциальная диагностика детей с ОНР требует комплексного клинико-психолого-педагогического обследования.

Симптомы, признаки, проявления ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР, задержки речевого, психоречевого развития

Какие существуют симптомы, признаки, проявления ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР, ЗНПРР, задержки речевого, психоречевого развития? Клиника задержки развития хорошо просматривается. Если ребенок вовремя не держит голову, не поворачивается, не переворачивается, ребенок не сидит, не стоит, не ходит, то это повод для немедленного обращения к врачу. Часто в этом случае детский невролог, невропатолог, микроневролог, неонатолог назначают лекарства, лекарственные средства, препараты, таблетки, уколы, массаж, электрофорез, ванны, настои, настойки, отвары, микстуры, но эффект наблюдается, к сожалению, незначительный.

Особенности диагностики

Диагностировать наличие у ребенка того или иного заболевания может лишь специалист, поэтому при появлении первых мыслей о том, что с малышом происходит что-то не так, следует незамедлительно. В большинстве случаев, когда на самом деле поводов для беспокойства не имеется, достаточно консультации опытного педиатра.

Однако для того чтобы окончательно убедиться, лучше всего показать ребенка детскому неврологу или невропатологу.

В некоторых случаях требуется обращение сразу к нескольким специалистам: неонатологу, неврологу, дефектологу, нейрохирургу, логопеду, психологу или психотерапевту.

Специалист проведет обстоятельный очный осмотр, ознакомится с анамнезом и назначит ряд обследований для точной постановки диагноза. Среди них могут быть следующие:

  • КТ;
  • МРТ;
  • доплерография сосудов головного мозга;
  • электроэнцефалография и т.д.

С помощью тестов обязательно будет проведена оценка функционирования органов слуха, зрения, способностей мышления, концентрации, мелкой моторики. Специалиста также может заинтересовать, имелись ли в семье случаи подобных заболеваний, страдал ли кто-либо из родственников генетическими болезнями, как протекала беременность матери и т.д.

Что делать, если дефектолог и логопед не помогают ребенку?

Дефектолог, логопед занимаются с ребенком, а результатов нет. Что делать, как улучшить психо-речевое, речевое, психическое, моторное, психоречевое, психомоторное развитие ребенка? Не упускайте драгоценное время. Как можно раньше начинайте лечение. Чем меньше возраст ребенка, тем выше эффективность лечения, и быстрее наступают положительные результаты. Только специальные процедуры, активизирующие пораженные участки головного мозга и соседние здоровые клетки центральной нервной системы, могут дать ощутимые реальные результаты. Народные способы лечения в домашних условиях — это только потеря драгоценного времени.

Комплексная реабилитация в клиниках России может включать в себя различные методики: рефлексотерапия, нейропсихология, мозжечковая стимуляция, мануальная терапия, остеопатия, войтотерапия, лечебная физкультура, (ЛФК), детский массаж, песочная терапия, иппотерапия, выработка бытовых навыков, развивающие занятия, тейпирование артикуляционной мускулатуры, нейрологопедия и др.

Что должен говорит ребенок? Словарный запас языка ребенка, запас слов

Что должен говорит ребенок в разном возрасте? Какой словарный запас языка ребенка, запас слов на первом году, в 1 год, в 2 года, 3 года, 4 года, в 5 лет? Ребенок к 1 году должен говорить 10 слов, в 2 года должен говорить 50 слов, строить предложения и фразы из 3 — 4 слов, в 2,5 года должен говорить 100 — 200 слов, строить сложные предложения из 5 – 7 слов, задавать вопросы, четко произносить большинство букв. В 3 года ребенок в норме говорит сложными предложениями из 6 – 8 слов, объединяет предложения по смыслу. В 4 года речь становится еще разнообразней, словарный запас уже большой – 2000 слов, предложения согласованы по числу, роду, падежу, склонению, легко объединяются в общую тематику, предметы обобщаются в группы, употребляются практически все части речи. В 5 лет ребенок имеет словарный запас от 2800 до 3300 слов, может рассказать историю, пересказать любую услышенную сказку или прочитанный мамой, папой рассказ, оценивает действия героев произведения, пересказывает любую информацию, интересуется окружающими событиями, свободно употребляет все части речи, правильно произносит все буквы (в том числе и буквы «Р», «Щ»), речь здорового ребенка практически не отличается от речи взрослого человека. Конечно, могут быть индивидуальные особенности ребенка, но в этом случае отставание от возрастных норм не должно быть больше 2 — 3 месяцев. К задержке речевого развития часто присоединяется задержка психического развития, возникает задержка психоречевого (психо-речевого) развития.

Дифференциальная диагностика, её цель и задачи

Определение 1
Дифференциальная психологическая диагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы распознания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Это самостоятельный вид диагностики, которая решает целый ряд задач:

  • уточняет диагноз и определяет тип учреждения для коррекционно-педагогического обучения ребенка;
  • определяет программу обучения ребенка и его воспитания;
  • уточняет клинический, психолого-педагогический и функциональный диагноз, определяет границу сходных состояний;
  • на основе выявленных особенностей развития прогнозирует возможности развития и обучения ребенка.

Основными направлениями дифференциальной диагностики являются дифференциальная диагностика умственной отсталости и задержки психического развития, дифференциальная диагностика нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, психологическая диагностика нарушения поведения и эмоциональной сферы.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Методы, которые используются дифференциальной диагностикой, делятся на две группы – тесты, позволяющие определить количественную классификацию того явления, которое изучается, и приемы качественной диагностики, позволяющие выявлять различные уровни развития психологических свойств испытуемых. Однако использование этих методов не позволяет учитывать возрастно-психологические особенности людей.

В дифференциально-диагностическом исследовании, по мнению В.И. Лубовского, экспериментально-психологический метод должен сочетаться с количественно-качественной оценкой и учетом возрастных особенностей. Эта диагностика относится к наиболее сложным видам диагностик и проводится специалистами психолого-медико-педагогической комиссии.

От других видов диагностик по формам проведения она не отличается, кроме стратегии и направленности исследования.

Практика показывает, что в диагностической деятельности специалистам приходится сталкиваться с детьми, которые имеют различные психические отклонения в развитии, поэтому традиционные диагностические методики оказываются неприемлемы, так как носят вербализованный характер. У детей это вызывает трудности, потому что нарушения психического развития сопровождаются речевой недостаточностью в той или иной степени. Отсюда, полученные результаты затрудняют выделение качественных характеристик психической деятельности ребенка и не могут объективно говорить об уровне интеллектуального развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Особенности дифференциальной диагностики младших школьников с ОНР и ЗПР 480 ₽ Реферат Особенности дифференциальной диагностики младших школьников с ОНР и ЗПР 240 ₽ Контрольная работа Особенности дифференциальной диагностики младших школьников с ОНР и ЗПР 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В таких случаях эффективным является применение экспериментально-психологического метода, и его особой формы – обучающего эксперимента, благодаря которому можно получить качественный анализ психической деятельности ребенка и выявить его потенциальные возможности.

Замечание 1

Обучающий эксперимент выявляет различия в объеме зоны ближайшего развития и осуществляет качественную диагностику.

Ребенок не говорит? Ребенок мало говорит — нужно лечение!

Если Ваш ребенок не говорит, говорит мало слов, или речевое развитие отстает от детей-сверстников, речь невнятная, если психическое поведение ребенка отличается от поведения других детей, если есть проблемы обучения, у ребенка плохая память (снижение памяти), плохая речь (плохо или мало говорит, не говорит), снижение интеллекта, плохая усвояемость учебного материала, истерики (истерические проявления), ребенок плохо запоминает, неусидчивый, агрессивный, плаксивый, гиперактивный, то обращайтесь в Сарклиник. Сарклиник проведет необходимое комплексное лечение детей (мальчиков и девочек), младенцев, грудничков, малышей, дошкольников, школьников, подростков с помощью эффективных аппаратных и неаппаратных методов.

Как лечить детей с ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР в Саратове, в России

С начала работы в Сарклиник прошли комплексное лечение 4726 детей с ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР. Сарклиник знает, как лечить задержку речевого развития у ребенка, как лечить задержку психоречевого развития у детей, ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР, как вылечить ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР, ЗНПРР, как избавиться от задержки развития у мальчиков и девочек. Методы лечения хорошо зарекомендовали себя на протяжении многих лет. Лечится легкая, средняя, грубая задержка психоречевого развития. Сарклиник работает с тяжелыми диагнозами, когда надежды на выздоровление у родителей становится все меньше и меньше. К сожалению, в таких случаях, как правило, требуются многократные курсы комплексного лечения, в результате которых улучшаются память, мышление, речь, двигательная сфера. Также даются рекомендации родителям по дальнейшей реабилитации детей. Проходят лечение дети 3 мес, 4 м, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 месяцев, в возрасте 1 год, 2 года, 3 года, 4 года, 5 – 16 лет. На медицинском сайте sarclinic.ru Вы можете бесплатно онлайн доктору, прочитать отзывы пациентов.

Комплексная реабилитация! Ребенок отстает в развитии? Обращайтесь в Сарклиник!

Запись на консультацию. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Фото: (©) Mb2006 | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Похожие записи:

Почему ребенок сильно дергается: ноги, руки, глаз, тело

Центр коррекции речи, ЦКР Сарклиник Саратов, центр развития речи, коррекция нарушений речи

Почему ребенок стоит на цыпочках, пальчиках, плохо стоит на ножках, не стоит: что делать, как лечить, стоять

Мокрая постель, кровать, у ребенка крепкий сон и описанная постель

Энурез код по мкб 11 ночной или дневной энурез

Комментарии ()

Когда необходимо обратиться к врачу?

Отличия ЗПР от умственной отсталости может точно выявить только специалист на основании осмотра и обследований. Сделать это родителям самостоятельно не представляется возможным.

Обратиться к врачу необходимо сразу же при обнаружении у ребенка:

  • умственного, эмоционального или физического отставания от его сверстников;
  • резких вспышек агрессии;
  • явных проблем с концентрацией внимания;
  • выраженных диспропорций тела.

Крайне важно найти грамотного специалиста, обладающего достаточным опытом и уровнем квалификации.

Именно такими являются специалисты педиатрического отделения клиники АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), здание которой расположено в центре Москвы, по адресу: 2-й Тверской-Ямской переулок, дом 10, в пяти минутах ходьбы от станции метро «Маяковская».

В нашем клинике работаю опытные неонатологи, детские психологи, педиатры и иные узкие специалисты. Они работают на новейшем оборудовании, позволяющем с максимальной точностью выявить малейшие особенности в состоянии здоровья конкретного ребенка.

Записаться на консультацию можно по круглосуточному номеру телефона или при помощи формы обратной связи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: pleshakof@cp9.ru