Общее недоразвитие речи и её коррекция через игры.
ОНР и её коррекция через игры.
С каждым годом растет число детей с отклонением развития речи. На сегодняшний день самую многочисленную группу составляют дети с общим недоразвитие речи
В логопедии под общим недоразвитием речи детей (ОНР) понимается такая форма аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности: более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам); речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена; ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли; речь детей с ОНР является малопонятной. Речевое недоразвитие может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения (1-й уровень речевого развития) до развернутой речи с отдельными элементами недоразвития (3-й уровень речевого развития).
Общее недоразвитие речи третьего уровня характеризуется:
♦ Наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. «Из тубы дым тойбы, потамуто хойдно» —
из трубы дым валит столбом потому что холодно. ♦ Существенным затруднением в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными. «Нет количная палка»
—
нет коричневой палки. ♦ Несформированностью словообразовательной деятельности. «Ковечик»
—
коврик, «кланщик»
—
крановщик. ♦ Неточным пониманием и употреблением обобщающих понятий. Вместо одежда
—
«пальты» вместо посуды
—
«миски». ♦ Незнанием названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения, например частей тела: локоть, переносица, ноздри, веки; наименование профессий: машинист. Балерина, плотник. ♦Специфическим своеобразием связной речи (нарушением последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, нарушение временных и причинно-следственных связей). ♦ Трудностью воспроизведения слов с разной слоговой структурой и звуконаполняемостью. ♦Неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух.
Причины возникновения недоразвития речи различны.
Наиболее частыми являются заболевания, перенесенные матерью во время беременности, токсикоз; асфиксия, травмы, полученные во время родов; заболевания центральной нервной системы и травмы, перенесенные ребенком в первые годы жизни.
Выделяют следующие виды логопедических занятий:
♦ Формирование словарного запаса ♦ Формирование грамматически правильной речи ♦ Формирование связной речи ♦ Формирование звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Основные задачи коррекционной работы:
1. Формирование произносительной стороны речи.
2. Развитие понимания речи и лексико-грамматических категорий.
3. Формирование самостоятельной развернутой связанной речи.
4. Овладение элементарными навыками письма и чтения.
Развитие речи у детей с ОНР через дидактические игры.
«УГАДАЙ ИГРУШКУ»
Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.
Предлагаем вниманию детей 3—4 игрушки. Дети называют их. Затем сообщаем, что сейчас будем рассказывать об игрушке, не называя её. Дети должны прослушать описание и сказать, что это за игрушка.
Вначале следует указывать на 1—2 признака, постепенно их число увеличивают до трёх-четырёх.
«КТО ИНТЕРЕСНЕЕ ПРИДУМАЕТ»
Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу.
Оборудование. Флажки, значки.
Описание игры. Педагог произносит одно слово (глагол), например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.
Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия.
«ЧТО НАПУТАЛ НЕЗНАЙКА?»
Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.
В гости к детям приходит Незнайка со своим другом щенком. Незнайка хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает о щенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У щенка красный нос и большие лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их.
«КТО СУМЕЕТ ПОХВАЛИТЬ»
Цель: подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Взрослый объясняет условия игры: «Пьеро принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Пьеро подарит картинку».
Лексический материал: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др.
Примерные ответы: кошка умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, ёжик серый, лиса рыжая, мальчик трудолюбивый и т. п.
«КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»
Цель: подбирать определения к предмету, явлению.
Взрослый называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.
Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. Пальто — тёплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, синее. Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, весёлая, грустная. Мяч — резиновый, круглый, большой, красный. Дом — деревянный, кирпичный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный.
«СКАЖИ КАКОЙ»
Цель: называть не только предмет, но и его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами.
Предлагаем детям ряд заданий:
1.По отдельным признакам узнать предметы; отгадать загадки. «Круглое, сладкое, румяное — что это?».
2. Дополнить словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар (какой?) — … белый, сладкий; снег — …, лимон — ….
«НА ВЫСТАВКЕ»
Цель: давать описание картины, используя образные слова и выражения.
Взрослый размещает на мольберте или в групповой комнате детские рисунки (желательно тематически подобранные или по лексическим темам) и организует выставку. Назначает экскурсовода, который проводит экскурсию по выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия. Если ребёнок в чём-то затрудняется, дети ему помогают. Воспитатель регулирует частоту смены экскурсоводов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод.
«ЗАГАДКА»
Цель: выделять признаки предметов, придумывать загадки, используя образные слова и выражения.
У каждого игрока на столе картинка, перевёрнутая изображением вниз.
Задание: придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим. Выиграет тот, кто придумает самые интересные загадки, подберёт сравнения, описания, «красивые» слова для своей загадки.
Вариант игры
Цель: развивать воображение, умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова.
Взрослый выбирает одного-двух игроков, которые, используя кукол, шапочки или другие атрибуты, разыгрывают какой-либо эпизод, диалог из литературного произведения. Дети отгадывают, из какой сказки или рассказа этот отрывок. Кто отгадает первым и скажет, что предшествовало этому эпизоду, и какие действия в произведении за ним последуют, получит право загадывать следующую загадку. Игра повторяется несколько раз.
«КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ»
Цель: выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты.
Игровое правило: выигрывает тот, кто больше заметит и назовёт сказочных выражений, образных слов.
Взрослый говорит примерно следующее: «Разные народы живут на земле. И у каждого народа есть свои сказки. Народные сказки легко можно отличить от авторских литературных произведений, потому что в них особенные сказочные слова, песенки. Сейчас я расскажу сказку, которую вы уже знаете. Внимательно слушайте и постарайтесь заметить такие слова». После чтения сказки дети называют специфические сказочные выражения. Каждый правильный ответ отмечается фишкой.
«ЗАДУМАЙ СЛОВО»
Цель: систематизировать представления о значении слов, выражать свои мысли в краткой форме, подбирать слова-названия качеств, предметов, действий.
Ребёнок задумывает слово, которое все знают, но не называет его, а только рассказывает, что оно обозначает, т. е. какой предмет, что с ним можно делать или что он делает. Остальные участники игры отгадывают, что это за слово, например: он пушистый, лакает молоко, мурлыкает (котёнок); он красивый, голосистый, кукарекает (петух); она металлическая, ею можно есть суп, кашу (ложка); она оранжевая, длинная, вкусная, сочная (морковка); оно белое, плывёт по небу (облако).
«КАКОЕ ЧТО БЫВАЕТ?»
Цель: классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.
Детям предлагают рассказать Незнайке, что бывает: зелёным — огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина, нитки; широким — река, дорога, лента, бульвар, улица; новым — шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, автомобиль, журнал, мебель; маленьким — котёнок, мышка, лисёнок, брат, хомячок, мальчик; вкусным — конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт; пушистым — белка, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф, лиса; холодным — чай, снег, молоко, лёд, погода, ветер, зима, комната, перчатки, солнце, мороженое, сосулька, компот; высоким — дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура; круглым — стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, лицо, глаза, солнце, помидор.
«ЧТО ДЛЯ ЧЕГО»
Цель: использовать в речи глаголы в неопределённой форме, конструкции сложноподчинённого предложения.
Материал: картинки с изображениями предметов (реальные предметы), которыми пользуются при умывании, одевании и т. д. (мыло, зубная щётка, щётка для ногтей, полотенце, зубная паста, заколка, лента для волос, ножницы, ваза, поднос, кружки, ложки, тарелки, носки, ботинки и т. д.), кукла.
Детей знакомят с куклой. Рассматривают с ними картинки (предметы), называют. Далее кукла показывает картинки по одной, а дети, не называя их, говорят, для чего нужен тот или иной предмет (чтобы чистить зубы, чтобы мыть руки, чтобы причёсываться и т. д.). В дальнейшем кто-то из детей (с завязанными или закрытыми глазами) отгадывает предмет по его функции и называет его.
«ИГРАЕМ СО СКАЗКОЙ»
Цель: развивать творческие способности (умение придумывать несколько вариантов окончания сказки, использовать разнообразные языковые средства).
Для этой игры можно использовать сказки Джанни Родари из цикла «Сказки, у которых 3 конца»: «Волшебный барабан», «Большая морковка», «Дудочник и автомобиль», «Хитрый Буратино» и другие.
Познакомив детей со сказкой, взрослый обращает их внимание на то, что сказка не окончена, но писатель придумал три разных финала, для того чтобы дети смогли поиграть с этой сказкой. Предлагает послушать три варианта концовки и выбрать тот, который больше понравится, или придумать свою концовку и нарисовать к ней рисунки. Можно предложить детям придумать весёлую, печальную или поучительную концовку.
Завершить игру можно выставкой рисунков и детским рассказыванием.
«НАРИСУЕМ КАРТИНУ СЛОВАМИ»
Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.
Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать. Я прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чём я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину».
Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.
«ПРИДУМАЙ СКАЗКУ»
Цель: самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.
Сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» можно предложить детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.
Сочиненные детьми сказки можно оформить в маленькие книжечки, в которых дети могут самостоятельно или с помощью родителей нарисовать иллюстрации.
«Я НАЧНУ, А ВЫ ПРОДОЛЖИТЕ»
(По рассказу Н. Носова «На горке»)
Подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения.
Взрослый составляет незаконченные предложения. Ребёнок должен закончить предложение, используя образные обороты речи.
Был ясный морозный день, снег на солнце … (сверкал, искрился, переливался, блестел). Миша сел на санки и помчался с горы … (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией). Санки перевернулись, и мальчик … (шлёпнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег). Коле очень захотелось, чтобы горка получилась. Он трудился … (не покладая рук, без устали, в поте лица).
«ОБЪЯСНИ, ПОКАЖИ»
Цель: знакомиться с фразеологизмами.
Взрослый называет фразеологизмы (одна нога здесь, другая там; сгореть со стыда; ворон считать; морочить голову и др.).
Задаёт вопросы типа: Что означает это выражение? Когда так говорят? В каком случае так можно сказать? Предлагает подобрать картинку, которая подходит к тому или иному выражению. (Картинки, отражающие переносное и буквальное значение фразеологизмов, подбираются заранее.)
«СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ»
Цель: осваивать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова.
Взрослый говорит устойчивое словосочетание. Выясняет, как ребёнок понимает его смысл. Предлагает передать этот смысл другими словами. Например:
— Что значит «растёт не по дням, а по часам»? Как сказать по-другому? Подберите слова, близкие по смыслу этому выражению. Подберите слова, противоположные по смыслу этому выражению.
Можно использовать такие фразеологизмы: как снег на голову; ахнуть не успел; летит как угорелый; зарубить на носу; надуть губы.
«ОШИБКА»
Цель: знакомиться с образными выражениями, находить смысловые неточности, ошибки.
Детям говорят, что Незнайка, который теперь ходит в Школу весёлых человечков, написал им в письме, что научился составлять предложения. Читают предложения, которые придумал Незнайка, задают вопросы: —«Маша целыми днями не покладая рук лежала в постели». Почему вы смеётесь? Незнайка ошибся? Как же нужно было сказать? — «Когда Оля увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула». Где ошибка? Как сказать правильно? — «Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!» Как нужно сказать? — «Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу». Всё ли здесь правильно? Как нужно сказать?
«ПОЧЕМУ ТАК ГОВОРЯТ»
Цель: знакомиться с фразеологизмами.
Взрослый обращается к детям:
— Давайте вдумаемся, почему так говорят. Например, о неожиданном говорят «как гром среди ясного неба». Если человек видит, что будет дождь, гроза, какую он ждёт погоду? (Дождливую.) А когда ясное небо, то какую погоду ждут? (Ясную, солнечную.) Если же случается что-то неожиданное, чего совсем не ждут, то так и говорят: как гром среди ясного неба.
— Попробуйте объяснить, почему так говорят: дрожит как осиновый лист. Не кленовый, не березовый, а осиновый. Вспомните, когда так говорят.
— Когда вам будут встречаться интересные выражения, старайтесь задумываться не только о том, что они означают, но и почему так говорят.
«О ЧЁМ ГОВОРИТ ПОСЛОВИЦА»
После беседы о значении какой-нибудь пословицы взрослый предлагает детям придумать небольшой рассказ или сказку, в котором кто-то из героев мог бы сказать эту пословицу. Дети могут нарисовать иллюстрацию к пословице. Это упражнение рекомендуется использовать на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, применяя принцип тематического отбора пословиц и поговорок. Детям могут быть предложены такие пословицы: «У страха глаза велики»; «Трусливому зайке и пенёк—волк»; «Не рой яму другому, сам в неё попадешь»; «Кто зря сердит, у того голова болит»; «Как аукнется, так и откликнется»; «Какие сани, такие и сами»; «Одна пчела много мёда не наносит» и др.
Комплекс дидактических игр для детей с ОНР
Мною был разработан и апробирован комплекс дидактических игр для детей с ОНР.
При составлении игр я использовала Картинный материал Н.В.Нищевой, Тетрадь логопедических заданий, Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой, детские игрушки, игрушки, готовые дидактические игры.
Цель: Создание условий, для формирования навыков словообразования у детей с ОНР.
Задачи:
— Формировать навыки словообразования детей с ОНР, — Развивать способность употреблять предлоги, правильно употреблять слова по родам, падежам, изменять слова с помощью суфиксов. — Воспитывать уважение к русскому языку.
Комплекс дидактических игр на формирования навыков словообразования для детей с ОНР старшего дошкольного возраста и осуществлялась в трех основных направлениях:
- подготовка к проведению дидактической игры,
- ее проведение
- и анализ.
Дидактические игры проводились во второй половине дня 2 раза в неделю во время логопедического часа, согласно лексической теме недели, как с игрушками, предметами, картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
Комплекс дидактических игр
Неделя | Лексическая тема | Дидактическая игра | |
1 занятие | По плану логопеда | 1 | «Назови ласково» |
2 | «Один-много» | ||
3 | «Назови чего не стало» | ||
2 занятие | 4 | «Прочитай схему с предлогом» | |
5 | «Расскажи – Какой? Какая, Какие? | ||
6 | «Из чего сделано» |
В конце года был проведен сравнительный мониторинг, который показал хорошую динамику у детей с ОНР с которыми реализовывался комплекс дидактических игр, навык словообразования и другие грамматические навыки более развиты, чем у детей той же категории.
Рекомендации:
Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, специально изготовленных пособий.
При опоре на зрительный образ дети с ОНР быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.
Можно проводить игры на образования наименований, например посуды и детенышей животных и птиц с помощью суффиксов (грачонок — грачата, снегирь — снегирята — один и много, но один птенчик — ласточка, синичка, много — ласточки, синички).
Здесь уместны задания на объяснение значения слов: «О чем говорит слово воробьишко?» (Детеныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой.) В основном используются словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало». Закрепление наименований детенышей может осуществляться в процессе рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» (корова с теленком, лошадь с жеребенком и др.).
Более сложная задача — образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств.
Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, проводилась игра «Знаешь ли ты профессии?» (упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по профессии), в игре «Кто он такой?» дети учатся образовывать существительное от глагола, в игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффиксов существительные женского рода. Учатся подбирать однокоренные слова («слова-родственники») (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад). «Слова – родственники».
Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упражнения (5-6 мин.): на образование прилагательных от основ существительных, на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода, на образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности).
Как любой процесс развития, словообразование не обходится без каких-либо проблем, и ребенок делает ошибки, образуя новые слова. Логопед может помочь ребенку усвоить законы образования слов и предупредить нарушение. Используя различные методы дать ребенку знания о том, как образуются слова, как они применяются по смыслу, когда меняется их состав.
Подвижные логопедические игры для детей
- «Передай мяч – назови слово».
Малыши становятся в круг. По сигналу ведущего передают мяч друг другу, произнося при этом название того или иного животного, или используя слова по предложенной ведущим тематике. Например, при более усложненной версии необходимо назвать слова антонимы или синонимы, города, предметы быта и т.д. Учитель также может произнести слово, а игрок должен подобрать к нему подходящий по смыслу глагол. Например, «дождь» – «капает», «снег» – идет», «солнце» – «светит» и т. д. Такие подвижные игры со словами для детей очень полезны как для общего развития, так и для коррекции речевых проблем.
- «Множественное число».
Дети становятся в круг. Водящий прыгает по кругу на одной ноге. Когда малыш останавливается, он тут же называет слово. Тот участник, возле которого вода остановился, должен назвать это же слово, но уже во множественном числе.
- «В поисках пары».
Дети образуют две шеренги, которые располагаются напротив друг друга. Каждому малышу выдают картинку с изображением. По команде учителя, дети должны найти себе пару: того участника, у которого название изображения будет созвучным со словом, обозначающим другую картинку. Например, «коза» – «коса», «росы»– «розы», «зуб» – «суп» и т.д.
- «Я знаю пять слов».
Карапузы берут по очереди мяч и кидают его на пол, отбивая при этом рукой. Малышу нужно назвать пять слов по теме, которую даст учитель, при этом приговаривать: «я знаю пять женских имен» или «я знаю пять фруктов» и т.д. Важно произносить эти слова, одновременно постукивая по мячу.
- «Попади в кольцо».
Учитель держит обруч, участники становятся на определенное расстояние от него. Их задача по команде ведущего попасть мячом в обруч, при этом назвать прилагательное, которое может характеризовать тот или иной заданный предмет. Например, «снег» – «холодный», «солнце» – «яркое», «подушка» – «мягкая» и т.д.