Тема довольно глубокая и важная. Как сказал кто-то из известных психологов: «самое важное время для развития памяти — это время до школы». И действительно, развитие памяти и внимания у детей — процесс одновременно и развивающий, и интересный. А если есть интересные программы и компьютер, то можно обучение превратить в увлекательную игру. Давайте посмотрим, что можно предложить нашим детям для развития этих основных навыков, которые очень пригодятся в школе, да и в жизни будут нелишними.
Как работает память у детей
Ребенок запоминает информацию двумя способами:
- Произвольно – когда малыш специально учит стихотворение. Здесь важна мотивация.
- Непроизвольно – дитя запоминает то, на что обращает внимание. Что-то остается надолго, а какие-то фрагменты сразу стираются.
После запоминая знания сохраняются в долгосрочную или краткосрочную память. Цель – привести их к долговременной, а потом воспроизвести при надобности. Что-то легче вспомнить при помощи ассоциаций. Дитя расскажет стихотворение, увидев рисунок, который его иллюстрировал. Какие-то вещи полагается забывать, чтобы не случались перегрузки.
Причины плохого запоминания
На практике нередко наблюдаются случаи, когда у ребенка происходит нарушение памяти. Это состояние характеризуется невозможность и неспособностью ребенка сохранять, накапливать и использовать информацию, полученную ребенком при взаимодействии с окружающим миром.
Причин развития такого патологического состояния достаточно много. Можно выделить следующие наиболее распространенные факторы, негативно влияющие на развитие памяти у ребенка 8-11 лет, а именно:
- постоянные стрессы и переутомления, которые негативно влияют на общее психофизическое состояние ребенка,
- перенесенные в прошлом соматические заболевания, а также следствие сезонного гиповитаминоза,
- неудачная вакцинация, произведенная в раннем детстве,
- перенесенные ребенком черепно-мозговые травмы,
- развитие различных поражений в структурах головного мозга, в том числе рост опухоли,
- диагностированная задержка речевого и общего развития,
- проявление острых и хронических нарушений кровообращения в голове, атеросклероз, спазм мозговых сосудов и прочие патологические изменения.
ВНИМАНИЕ. Необходимо отметить, что в большинстве случаев плохая детская память поддается корректировке и улучшению. При этом ни в коем случае данный момент не следует оставлять без внимания, так как в дальнейшем плохая запоминаемость может повлечь за собой развитие у школьника психосоматических, неврологических и психологических проблем.
Проводим тесты
Проверить способности к запоминанию, хранению и воспроизведению информации можно самостоятельно. Для этого существует несколько простых тестов на память:
Тест Лурия. Эта методика исследования покажет, насколько у ребенка развита произвольная память, именно она является важнейшим элементом процесс обучения. Проводите тестирование в спокойной обстановке, желательно, в тихой комнате, чтобы ребенка ничто не отвлекало. Попросите чадо сесть поудобнее и постараться запомнить слова. Называйте без лишний спешки (с паузой в 2-3 секунды) десять слов, которые ребенок хорошо знает, но они не должны быть связаны между собой логически. Пример: кошка, школа, ложка, качели, лес, варенье, машина, море, молоко, слон.
Потом повторите словесный ряд и дайте вторую попытку, это даст возможность понять, какие слова чадо «зафиксировало» в голове во вторую очередь. Поблагодарите его и отложите продолжение теста на потом. Через час-полтора попросите ребенка вспомнить, какие слова вы называли, так станет ясно состояние способностей к воспроизведению новой информации (отложенное запоминание).
Если ребенок вспомнил 3-4 слова при первом подходе — это говорит о нормальной способности к запоминанию. При второй попытке чадо с нормальной памятью должно воспроизводить не менее 6-7 слов. Через час ребенок должен вспомнить не менее 6 слов. При высоких запоминающих способностях ребенок после второй попытки сможет назвать от 8-10 слов, а при низких показателях — от 0 до 2.
Этапы формирования памяти
Виды памяти нового жителя планеты проявляются постепенно. Маленький человек только появился, но уже помнит, как совершать сосательные движения – это моторная память.
Читайте здесь: Самооценка ребенка — советы как сформировать и поднять самооценку детей
В полгода прогрессирует эмоциональная, образная подключается следом. Долговременная появляется после года жизни – крошка может запомнить, где вчера был, кого встретил. К двум достигается еще больший прогресс. У чада складывается представление о мире, которое он составляет непроизвольно.
Память становится произвольной в пять лет. Это позволяет намеренно что-то заучивать при сильной мотивации.
Интересные особенности детской памяти:
- у девочек скорее проявляется зрительная память;
- моторная стремительнее прогрессирует у мальчиков;
- долговременная раньше появляется у девочек, но носит больше эмоциональный окрас;
- запоминание чисел доступнее мальчикам.
ВИДЫ ПАМЯТИ
Чтобы понимать, что именно надо тренировать, следует коротко осветить теоретический аспект.
Исследователь Блонский П.П. выделил такие виды памяти:
- моторная;
- эмоциональная;
- образная;
- словесная.
Причем сам процесс развития памяти у малыша происходит именно в такой последовательности.
Кроме того, выделяют и такие виды:
- Краткосрочная. Запоминание важной информации на непродолжительное время. Например, мы увидели номер телефона, запомнили его, позвонили. А после – вспомнить уже не сможем, поскольку информация была «стерта».
- Долговременная. Откладывание данных на длительный срок. Причем это не обязательно именно информативный материал – отложиться могут воспоминания и впечатления, формируя жизненный опыт.
Память можно классифицировать на основании использования того или иного анализатора. Существуют такие ее виды:
- зрительная;
- слуховая;
- тактильная;
- эмоциональная;
- вербально-логическая.
Нередко в процессе запоминания участвует сразу несколько типов, но, как правило, у человека доминирует один.
Тренировки
- Существуют правила и упражнения для быстрого развития памяти, которые пригодятся разным возрастным категориям.
- Следует рассказывать чаду как прошел день и спрашивать его.
- Ежедневной традицией должно стать чтение книг. После просите пересказывать прочитанное.
- Чтобы запоминались слова, явления – пользуйтесь ассоциациями. Если ему трудно запомнить, подберите подходящую параллель с любимым мультиком.
- Отлично тренирует практика иностранного языка. Если раньше начать учить другой язык, дальше он будет даваться проще.
Определение, процессы
Под памятью подразумевают способность запоминать любую информацию, а также общий набор личных воспоминаний обо всех событиях, которые произошли в жизни. Она основывается на трех процессах:
- Запоминание. Первая составляющая представляет собой процесс образования информации в виде нервных импульсов внутри клеток головного мозга. Вместе с этим появляются пути поступления и извлечения информации, использующие образованные этим процессом нервно-рефлекторные связи. Новая информация присоединяется к уже имеющейся, в результате чего у человека появляются ассоциации между различными явлениями и знаниями.
- Сохранение. Второй элемент связан с образованием энграммы внутри мозга. Она является четким памятным следом, который сохраняется у человека на всю жизнь. Извлечение информации из энграммы может вызывать трудности, но при развитии памяти задача значительно упрощается.
- Воспроизведение. Третий процесс представляет собой использование информации, которая ранее была сохранена в памяти. Он позволяет максимально быстро вспоминать важные данные и условности, что может облегчать не только запоминание новой информации, но и ее воспроизведение.
Закрепление информации в памяти всегда проходит все три этапа, после чего новые данные либо быстро исчезают, либо сохраняются на долгое время. Это зависит от того, какой вид памяти был использован в запоминании.
Игры и упражнения
Важно с самого раннего возраста использовать игры и упражнения для развития памяти. Их можно придумывать даже самостоятельно, учитывая стадии формирования навыков. С их помощью обучение проходит интереснее. Самое трудное поручение покажется легким, если малыш вовлечен. К тому же, от таких развлечений получается масса удовольствия и положительных эмоций.
До 3 лет
Применяйте игры, направленные на становление двигательной памяти. Собирая кубики или пирамидки, называйте их цвета и пусть кроха повторяет.
С двух лет миссии усложняются – подойдет поиск отличий. Или положите несколько предметов, а один уберите, когда кроха отвернется. Предложите ему сказать – чего не хватает.
После двух лет надо пересказывать материалы и задавать по ним вопросы.
До 5 лет
Наступает момент образного и логического мышления. Просите описывать картинки, давать характеристики персонажам, придумывать про них истории. Занятная игра для такой поры – «Зоопарк». Покажите малышу карточки с животными, а после перечислите их названия, но некоторых зверей пропустите. Далее он отвечает – кого не достает. Со временем процесс усложняется.
Подготовка к школе
Это период становления кратковременной памяти. Правильный вариант подготовки – задания на логику. Разложите в ряд предметы, затем перемешайте и попросите вернуть на место. Каждый раз их количество увеличивайте. Ребенок учится делать это моментально, не допуская ошибок.
Собирайте пазлы, но не подглядывайте на готовое изображение. Чтобы исключить соблазн, разрежьте любую картинку самостоятельно.
Начальная школа
Объем информации получаемый на учебе очень большой. Способности должны достаточно прогрессировать, чтобы получалось успевать по каждому уроку.
- Оригинальные поделки для интерьера — секреты создания уюта в доме
Как научить ребенка читать: простые правила и советы родителям как научить читать в домашних условиях
Зарядка для детей: комплекс упражнений для самых маленьких и школьников
Заучивать все подряд не надо, чаще это отправляет данные в краткосрочный отдел, а иметь дело предстоит с долгосрочной частью. Игры по-прежнему остаются. Заставляйте разгадывать ребусы, кроссворды, составлять логические цепочки из слов.
Старше 12 лет
Подросток в это время проявляет самый высокий уровень способностей. Он умеет создавать образы, строить словесные связи и закреплять знания.
Тренировки не стоит прекращать. Предыдущие методы не годятся, подросток не будет проявлять к ним интерес. Но задавать вопросы все еще нужно. Спрашивайте, что сегодня произошло, что находится в школьном классе, какого цвета шторы, стены.
Теперь, ответить какими способами можно развить память у ребенка – совсем просто. Требуется своевременно выполнять ряд несложных работ и приемов, чтобы в будущем ребенок мог похвастаться своими успехами в обучении.
Специализированные методики
Чтобы добиться максимального эффекта, развивать память нужно с использованием проверенных методик и упражнений, подобранных в соответствии с возрастом ребенка. Самые популярные из них – методика Глена Домана и метод Монтессори.
Методика Домана рассчитана на детей примерно с 6 месяцев до трех-четырех лет. Суть метода заключается в том, что ребенку показывают изображение с подписью и проговаривают слова. Каждое занятие длится несколько минут, заниматься нужно 3-5 раз в день.
Метод Домана имеет ряд особенностей:
- занятия проводят в комфортной обстановке;
- для обучения используют разнообразный материал;
- занятия «через силу» недопустимы;
- процесс обучения должен быть регулярным и непрерывным;
- занятие прекращают до того, как малыш устанет и начнет капризничать.
Развитие памяти и внимательности по системе Монтессори заключается в том, что родители должны дать ребенку свободу в установленных границах. Это значит, что малыш сам выбирает из имеющихся вариантов игровых упражнений, чем он будет заниматься в данный момент.
Упражнения на развитие внимания для дошкольников (3-6 лет)
В этом возрасте память ребенка имеет особенности: механический или непроизвольный характер запоминания. При отсутствии нарушений легко усваивается все, что увлекает, вызывает сильные эмоции. Самые простые игры с малышом – идеальный способ, как развивать внимание. Ниже представлены варианты занятий для деток 3-4 лет:
- Поставьте перед крохой 4 предмета. Пусть малыш отвернется, уберите одну игрушку, попросите назвать, что пропало.
- Называйте ребенку три предмета на одну букву. Попросите повторить. Это развивает внимательность, увеличивает словарный запас, знакомит с буквами.
- Разучивайте простые танцевальные движения, попросите малыша точно их повторять.
- Пазлы, мозайка, конструктор способствуют воспитанию усидчивости.
- Из вырезанных из цветной бумаги фигур составляйте дом, поезд, машину и т.д. Называйте вслух форму, цвет, размер частей аппликации.
Для концентрации внимания ребят постарше незаменимы игры в шашки, шахматы. Сосредоточенность воспитывают: игры с лабиринтами, решение головоломок, нахождение отличий на картинках.
Автор методики для тренировки памяти Шамиль Ахмадуллин предлагает эффективный комплекс для дошкольников:
- Прикрепите на настенные часы вырезанные из бумаги буквы. Они должны располагаться между цифрами. Попросите ребенка следить за секундной стрелкой и после знака (хлопка в ладоши) называть место ее положения.
- Игра «До этого я» – не только полезная гимнастика мозга для детей, но приятный ритуал перед сном. Попросите малыша подробно рассказать о последовательности своих действий в обратном порядке. Например, «Надел пижаму, почистил зубы, поиграл, поужинал, пришел с папой из садика и т.д.»
- Игра «Вычеркни букву» благотворно влияет на развитие внимания для детей 6-7 лет. Распечатайте текст или используйте старые книги. Дайте задание вычеркнуть карандашом все буквы, например, «о», на первой странице. Выполняйте задание с секундомером. Отличный результат – не более 3-х пропущенных букв на листе.
Народные средства, которые улучшат память
Нередко проблемы с запоминанием вызваны дефицитом каких-либо витаминов. Чтобы восполнить их, простимулировать развитие когнитивной функции, можно применять натуральные средства на основе лекарственных растений, специальную диету. Поможет и массаж: он обеспечит лучший приток крови к голове, улучшит кровоснабжение головного мозга.
Массаж мозга
Массаж головы – это методика, при которой воздействие оказывается не только на поверхностные сосуды, но и на расположенные глубоко. Нормализуется артериальное давление. Благодаря воздействию на биологически активные точки, улучшается общее состояние. Лучше, если массаж будет производиться специалистом, чтобы не навредить здоровью ребенка неправильным воздействием.
Пользу принесет и длительное полоскание языка. Продолжительность процедуры должна занимать от 5 до 10 минут. При полоскании активизируются процессы возбуждения. Мозговая деятельность улучшается.
Питание
Чтобы улучшить память, человек должен употреблять в пищу продукты, содержащие большое количество магния, витаминов группы В и Е, Омега-3 жирных кислот. В рацион питания нужно добавить жирные сорта рыбы, брокколи, бананы, грецкие орехи, шпинат, морковь, молочную продукцию. В меню регулярно должны присутствовать сухофрукты, запеченные яблоки и картофель, овощные салаты с заправкой из оливкового масла, бананы, орехи. В качестве перекусов следует использовать свежие фрукты. Разрешается употребление 2 долек горького шоколада с содержанием какао от 70%.
Клевер
Бутылку объемом 0,5 л доверху наполнить цветками клевера, залить водкой и на 14 дней убрать настаиваться в темное место. Процедить, употреблять по 1 ст.л. в сутки. Курс терапии составляет 3 месяца, потом на 3 недели делают перерыв, после чего еще 3 месяца принимают препарат. Весь курс повторить можно через 3 года. Методика не только укрепит память, но и понизит внутричерепное давление.
Свежие сосновые почки
Подойдут почки, появляющиеся ранней весной. Следует употреблять в пищу по несколько штук 2-3 раза в сутки перед приемом пищи. Пользу принесет не только детям, но и взрослым, поскольку оказывает омолаживающее воздействие.
Девясил
Для приготовления натурального лекарственного средства нужно взять 1 ст.л. корней растения, залить 500 мл водки, после чего на месяц убрать настаиваться в затемненное помещение. Периодически следует встряхивать стеклянную емкость. Нужно выпивать по 1 ст.л. настойки 3 раза в сутки за полчаса до приема пищи. Длительность курса терапии составляет 1 месяц.
Кора рябины
Пользу принесет отвар, употреблять который лучше всего курсами 2-3 раза за год. 1 ст.л. измельченного сырья заливают стаканом (250 мл) крутого кипятка, после чего 10 минут кипятят на медленном огне. Затем отвар убирают с плиты, дают ему настояться в течение 6 часов. Процеживают. Принимают по 1 ст.л. 3 раза в сутки. Длительность курса составляет 3-4 недели. Рекомендуется проводить весной, когда особенно часто наблюдается нехватка витаминов; осенью и зимой, в период эпидемий.
Черника
Данная ягода полезна в свежем виде. Употреблять ее можно по стакану в сутки. Зимой, когда свежей ягоды нет, можно добавлять в кашу, творог либо чай по 1-2 ч.л. варенья. Подойдут и замороженные ягоды: в них сохраняется большая часть полезных веществ.
Имбирь
Пользу принесет имбирный чай. Для его изготовления следует несколько ломтиков предварительно очищенного корня (масса должна равняться 10 г) залить стаканом кипятка и дать настояться на протяжении 15 минут. Разрешается добавить несколько листков мелиссы либо мяты. Употреблять по 1-2 чашки ежедневно. Пользу принесет и добавление специи в блюда.
Шалфей
Нужно использовать по 1 ст.л. шалфея и мяты: перемешать, загрузить в термос, залить 2 стаканами кипятка и оставить на ночь настояться. Утром напиток процеживают, принимают 4 раза в сутки по 50 мл перед приемом пищи.
Всем купаться!
Изучайте и запоминайте детали фотографии в течение полутора минут. После этого закройте ее и ответьте на вопросы.
- Где происходит действие — на пляже или в горах?
- Все ли женщины в купальниках?
- Есть ли на фотографии мужчина с поднятым вверх указательным пальцем?
- Все ли люди находятся на переднем плане или на заднем тоже кто-то есть?