Как правильно подготовиться к постановке твердого сонорного звука Л?


Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога! В этой статье пойдет речь о том, как происходит подготовка к постановке звука Л. Отсутствие этого звука в речи ребенка (ламбдацизм) не так сильно бросается в глаза, как шипящих или свистящих. Этот дефект придает речи некоторую детскость и инфантильность. Например, вместо “лодка” произносится “водка”, а вместо “ложка” слышится “вошка”.

Сначала это кажется очень смешным, милым и забавным. Но по мере взросления нечеткая дикция начинает раздражать. Речь кажется “малышковой”, а хочется, чтобы к школе она стала четкой и взрослой. Неправильное произношение может привести к ошибкам на письме.

Какие могут быть ошибки при попытке произнести «л»?

Наиболее часто встречающиеся ошибки во время произношения звука «л»:

  • губы расположены неправильно, что приводит к произношению других звуков;
  • язык не прикасается к небу, а оттягивается внутрь ротовой полости (получается звук «ы»);
  • во время произношения буквы «л» ребенок резко вдыхает воздух.

Обычно звук «р» дети учатся выговаривать одним из последних. Но если его произношение отработано раньше, чем «л», может осуществляться замена. То есть вместо слова «ложка» ребенок говорит «рожка». Правда, подобные случаи наблюдаются редко.

Неправильная постановка губ

При сильно вытянутых губах в момент проговаривания буквы «л» слышится «в» или «у». Родитель дошкольника в таком случае может самостоятельно исправить произношение согласного звука. Особенно помогает упражнение, при котором необходимо плотно сжать верхние и нижние зубы, широко улыбнуться, разведя губы.

Если проблема в произношении буквы «л» связана с ошибочным расположением губ, помогут логопедические упражнения для детей:

  • «Усталость» − глубоко вдохнуть носом, а выдохнуть ртом, губы в момент дыхания расслаблены и слегка открыты.
  • «Рыбка» − хлопать расслабленными губами, словно рыбка, выброшенная на берег.
  • «Лошадка» − вдохнуть носом, выдохнуть ртом, воздух проходит сквозь расслабленные губы со звуком «прр».

Как в норме произносят Ль

Во многом артикуляция Л и Ль похожа, поэтому если в детской речи есть один из этих звуков, то с постановкой другого будет проще. Во время проговаривания мягкого варианта губы находятся в улыбке, а зубы слегка разомкнуты. Кончик языка приподнят чуть выше, чем нужно для произнесения Л и упирается в зубные альвеолы.

Вся остальная часть языка не только приподнята, но и выдвинута вперед. Это и дает смягчение звуку. Воздушная струя выходит через щель, образованную между зубами и боковыми краями языка. Голосовые связки работают, поэтому Ль − звонкий.

Что такое ламбдацизм и параламбдацизм?

Неправильная постановка и автоматизация звука «л» или полное его отсутствие по-научному называется ламбдацизм. Он бывает 4 типов:

  • носовой – во время произношения звука воздушный поток проходит не через ротовую, а носовую полость (корень языка перекрывает горло), вместо «л» получаются звукосочетания «нг»;
  • двугубный – губы расположены трубочкой, слышится «у»;
  • межзубный – вместо верхнего неба кончик языка оказывается в просвете между зубов;
  • полное отсутствие «л» − эта буква просто пропущена в словах.

В практике логопедов известен еще один термин – параламбдацизм. Это замена «л» иными звуками. Например, вместо этой согласной буквы ребенок произносит «б» либо «в», «г», «д» и другие.

Произношение Л: норма и отклонения

Для правильной артикуляции необходимо, чтобы зубы были не сжаты, и между ними оставался промежуток. Кончик языка слегка напряжен и касается десен у верхних передних зубов, в середине и по бокам он опущен, а у основания немного приподнят. Струя воздуха идет с обеих сторон между языком и щеками. Задействуются голосовые связки, которые дают звуку звонкость.

Неправильное произношение возможно, когда нарушается положение речевых органов:

  • язык уходит слишком глубоко в полость рта, и его кончик не задевает десна и верхние зубы. Вместо Л получается Ы («лопата» — «ыопата»);
  • в момент произношения происходит резкий вдох и в процессе задействуются щеки — получается Ф;
  • нижняя губа приближена к верхним зубам, кончик языка лежит в нижней части рта. Получается звук В («пришла» — «пришва»);
  • поток воздуха при выдохе идет через нос. Выходит звук, похожий на «нг» («лампа» — «нгампа»);
  • губные мышцы напрягаются вместо языковых — двугубное произношение. Получается У вместо Л («лодка» — «уодка»);
  • отмечается межзубный звук. Слышится почти таким же как обычный Л, но кончик языка располагается между зубами, а не за верхними резцами.

Также возможны замены Л на Д, Й, мягкий Л( «класс» — «клясс») или полное выпадение звука («лиса» — «иса»). В некоторых случаях сначала ставят Р, а затем — тогда ребенок говорит вместо «луна» — «руна», а потом уже ставят Л.

Формирование правильного произношения звуков

При отсутствии заболеваний, которые связаны с патологиями речевого аппарата, исправить произношение звука «л» можно во время выполнения специальных логопедических упражнений. Их нетрудно проводить дома. В отдельных случаях решить проблему удается только специалисту. При дизартрии, которая связана с поражением нервной системы, понадобится помощь невропатолога.

Поэтапная домашняя тренировка, направленная на правильное произношение «л»:

  1. Укрепление моторики артикуляционного аппарата. В данном случае достичь нужного эффекта помогут специальные упражнения и игры.
  2. Постановка звука. В зависимости от причины дефекта, разработан определенный метод.
  3. Точное произношение. Сочетание «л» с другими буквами. Сначала нужно произносить слоги, а затем слова.
  4. Стихи и скороговорки для развития речи. Они помогут не только быстрее усвоить правильное произношение звуков, но и развить память.

В конце следует закрепить полученный результат путем разучивания песен, сказок, их пересказа.

Подготовка к упражнениям на постановку «л»

Улучшение подвижности мышц языка и губ – первый шаг при восстановлении речевого развития. Подготовка к упражнениям на постановку «л» заключается в следующем:

  • облизывание поверхностью языка верхней губы, проводя им сверху вниз и удерживая нижнюю губу неподвижно;
  • выполняются движения, аналогичные предыдущему упражнению, но в ускоренном темпе и с произношением «бл»;
  • пощелкать языком по верхнему небу около зубов, нижние резцы остаются неподвижными, рот немного приоткрыт;
  • широко улыбнуться с приоткрытым ртом, считать во время тренировки: раз – кончик языка уперся в верхние зубы, два – в нижние (поочередно);
  • язык упирается в небо до натяжения уздечки.

Данные упражнения помогают при любых видах неправильного произношения «л». Выполнять их необходимо как минимум две недели. По рекомендациям логопеда длительность тренировки можно увеличить до месяца.

Методы постановки

Сначала оттачивают артикуляцию мягкого звука, а затем твердого. Используют различные способы постановки: по подражанию, механические, от других звуков, а также дыхательную и артикуляционную гимнастику. Индивидуальная постановка всегда эффективнее, чем работа в группе.

По подражанию

Это наиболее распространенный и простой прием постановки — его можно выполнять дома. Нужно несколько раз показать, как правильно располагать язык и губы при правильном произношении Л. Затем ребенок повторяет. Для контроля прикасаются к щекам — они должны слегка вибрировать.

При такой постановке Л ребенку предлагают ощутить теплую волну воздуха на ладошке при звукопроизношении. Полезны картинки с изображением самой буквы и техники артикуляции — визуальный образ помогает быстрее освоить навык.

Механический способ

Это широко используемый метод. Механическая постановка подразумевает использование вспомогательных средств — пальцев рук, шпателя, зонда, деревянной палочки или черенка чайной ложки для фиксации речевых органов в правильном положении.

Возможные варианты коррекции:

  1. Создать необходимое пространство между боковыми сторонами языка и верхними зубами для правильного направления струи воздуха можно с помощью деревянной палочки, положенной поперек языка;
  2. Придерживание пальцами губ в положении улыбки поможет исправить У на Л при двугубном произношении;
  3. Надавливание подушечкой большого пальца или тыльной стороной кисти на ямочку под подбородком позволяет получить твердый звук при произношении мягкого.

С помощью легкого массажа кончиками пальцев легко расслабить мимические мышцы.

От других звуков

В логопедии есть способ постановки от А. Ребенок тянет гласный и выдвигает язык между зубами, затем прикусывает его посредине. Звучание А переходит в твердый звук Л.

Возможна постановка твердого звука Л через Ы. Нужно слегка прикусить кончик языка и протянуть звук Ы. Если все выполнено правильно, то будет слышен Л.

Есть более сложная вариация. Язык лежит до середины между зубами. Нужно начать с силой выдыхать воздух. Сначала выполняем беззвучно, потом подключаем голос. Слышим шумный твердый звук Л, который со временем становится чистым и отчетливым.

Как научить ребенка говорить букву Л?

Заниматься с ребенком лучше в игровой форме. Для него выполнение упражнений не должно быть в тягость. Когда дети делают их с удовольствием, результат достигается быстрее.

Прежде чем приступить к самостоятельным упражнениям дома, стоит записаться на индивидуальное занятие к логопеду. Специалист пообщается с ребенком и на основании сделанных выводов разработает методику, которая поможет в конкретной ситуации, а также даст полезные рекомендации по исправлению произношения «л».

Артикуляционная гимнастика

Главным методом при исправлении произношения звука «л» считается артикуляционная гимнастика. Как правило, ее длительность не превышает 15-20 минут, точное время зависит от возраста ребенка. Артикуляционная гимнастика состоит из пошагового выполнения определенных элементов, которые должны быть не просто эффективны, но и вызывать интерес у малыша.

Артикуляционная гимнастика включает в себя:

  • упражнения, используемые для развития речевого дыхания;
  • задания по автоматизации произношения.

Над чем надо работать

  1. Работа над голосом
  2. Над артикуляционной моторикой
  3. Выдыхаемой воздушной струей

Разберем все эти пункты по порядку, начнем с самого главного — мышцы языка (Я) и его положение в ротовой полости. Я нужен широкий, малыш должен уметь его поднимать вверх и удерживать некоторое время в этом положении, губы растянуты в улыбке. Если это не получается, просим прижать язык между зубов и гудеть, пытаясь сказать Ы или Л.

Либо делаем “болтушку”, другое название “индюк”, быстро двигая языком вперед — назад, касаясь верхней губы. Стучим зубами по языку, произнося та-та-та либо да-да-да, как вариант тя-тя-тя и дя-дя-дя. Очень часто и это вызывает затруднение. Необходимо сделать артикуляционную гимнастику, чтобы Я распластывался и поднимался вверх. А губы не были напряжены и сведены в линию.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Чтобы улучшить речевой слух ребенка, логопеды применяют специальные упражнения, представленные в виде игр:

  • «Говори громче и тише» − в зависимости от размера показываемой игрушки, нужно говорить громко или тихо;
  • «Найди ошибку» − ребенку показывают картинку, называя ее нарочно с ошибками, если малыш заметил ее, то должен хлопнуть в ладоши;
  • «Угадай, чей голос!» − взрослый инсценирует голоса зверей, а ребенок должен угадать, кому какой принадлежит;
  • «Выбирай одно слово!» − логопед показывает картинку и перечисляет слова, ребенок должен выбрать то, которое соответствует изображению.

Для поэтапной постановки звука «л» требуются регулярные тренировки с упражнениями разной сложности, проведение музыкальных занятий.

Мимическая гимнастика

Во время мимической гимнастики осуществляется тренировка всего артикуляционного аппарата, принимающего непосредственное участие в произношении звуков.

Взрослый показывает картинки и говорит, что на них изображено, а ребенок играет мимикой:

  • «Вот лисенок. А это взрослый лось. Глянь, насколько он подрос» − малыш должен показать удивление;
  • «Коту дали молоко, он его лакает. А Полина в стороне мило улыбается» − ребенок должен показать, как кот пьет молоко, и улыбку девочки;
  • «Плакала малышка Маша, потеряла она кашу» − кроха показывает, как плачет девочка.

Мимическая гимнастика также включает в себя упражнения с маленьким шариком, в который продет шнур:

  • ловить шарик при помощи рта, не используя рук;
  • толкать шар языком;
  • выталкивать губами, прилагая определенные усилия;
  • произносить скороговорки с шариком во рту.

Еще одна разновидность мимических упражнений – с использованием ложки:

  • взять ложку небольшого размера в кулак, поместить в рот и толкать при помощи языка, стараться провернуть ее в разные стороны;
  • совершать легкие похлопывания ложкой по языку;
  • обвести ложкой овал губ, предварительно сложив их трубочкой.

Комплекс артикуляционных упражнений

Перед постановкой Ль необходимо провести подготовительный этап. Он включает в себя подготовку органов артикуляции, нормализацию их мышечного тонуса и формирование психологической базы речи. В гимнастике для органов артикуляции основной упор делается на формирование подъема языка.

  • Базовое упражнение «Улыбочка». Дошкольника просят улыбнуться и зафиксировать губы в такой позиции.
  • Учат делать язык узким. Воспитанник улыбается, делает язык узким и пытается вытянуть как можно дальше. Это упражнение относится к статическим.
  • Также нужно воспитать умение делать язык широким. Нужно улыбнуться, язык поместить на нижнюю губу, делая его широким. Данное задание является также статическим.
  • Базовое задание для формирования подъема языка – «Качели». Губы в улыбке, язык узкий нужно поднимать−опускать.
  • В этот перечень стоит включить базовое упражнение для шипящих – «Чашечку». Рот открыт, язык − широкий. Его поднимают так, чтобы по форме он был похож на чашечку.
  • Чтобы сформировать умение поднимать заднюю спинку языка, произносят Ы как можно дольше, держа рот открытым.
  • Еще одно задание на выработку подъема языка – «Индюшка». Рот нужно приоткрыть, широкий язык помещают на верхнюю губу. Не отрывая его от губы, нужно выполнять движения вперед−назад. Сначала медленно, потом ускоряя темп, добавить голос. Должно получиться БЛ-БЛ (лопотание индюшки).
  • Самое известное упражнение – «Лошадь». С добавлением голосовых связок, затем малышу можно предложить поцокать беззвучно.

При правильном произнесении Ль воздушная струя должна проходить через боковые края. При носовом ламбдацизме нужно сформировать правильный выдох. Губы зафиксированы в улыбке, рот чуть приоткрыт. Кончик языка чуть прикусить передними резцами и подуть. Воздушная струя должна проходить не по центру, а по боковым краям.

Для нормализации мышечного тонуса органов артикуляции логопед назначает специальный массаж (при сложных речевых нарушениях) или малыш может делать самомассаж (похлопывание и покусывание языка). Подготовительный этап занимает несколько занятий, чтобы сформировать нужный артикуляционный уклад.

Дыхательная гимнастика

Для постановки звука «л» проводится дыхательная гимнастика, которая включает в себя два основных упражнения:

  • короткий вдох в течение 1 секунды;
  • длинный медленный выдох на протяжении 3 или 5 секунд.

Еще несколько упражнений из комплекса дыхательной гимнастики:

  • вдохнуть, расслабить губы и медленно выпустить через них воздух со звуком «прр»;
  • лечь на пол, руки разместить на животе, вдохнуть, надувая живот, выдохнуть – живот уменьшился в размерах;
  • взрослый дает ребенку понюхать что-то из пищи, он вдыхает, а на выходе называет продукт.

Простыми дыхательными упражнениями в комплексе с другими способами можно поставить звук «л».

Как сделать правильное произношение автоматическим?

Не всегда сделать постановку звука «л» в домашних условиях оказывается простым занятием. Порой на это уходит много времени, а иногда и вовсе без помощи специалиста не обойтись.

Главное, избежать перегрузки, ведь для ребенка и 40 минут занятий в день может показаться тяжелым трудом. Тренировки должны быть веселыми и непринужденными, их легче переносить, если воспринимать в качестве игры, а не работы. Достаточно проводить 2 занятия ежедневно по несколько минут каждое.

Мягкий «л»

Что примечательно, даже после того как ребенок научится проговаривать звук «л», он может и дальше пропускать его в словах. В данном случае нужна постановка мягкого звука − «ль». Тренировку желательно начинать сначала со слогов и только потом переходить к полноценным словам (ле − лебедь, лю – люлька).

Полезными оказываются чистоговорки типа «ли-ли-ли – мы нашли грибы» и другие. Также не лишними будут скороговорки:

  • «У теплой плиты Анатолий плетет лапти»;
  • «Великану маленькие Валентины валенки»;
  • «Лала ела халву под одеялом».

Когда прямые слоги с мягким «л» получаются, стоит переходить к следующему этапу обучения – произношению обратных слогов, таких как «уль», «аль» и прочих. Далее – проговаривание слов – моль, тополь, тюльпан и других.

При постановке мягкого «л» требуется следить за правильным расположением языка во рту.

Твердый «л»

По мнению логопедов, постановка звука «л» от «ль» отличается повышенной сложностью. Научить ребенка говорить твердую букву несколько труднее и дольше. Однако методика не отчается от предыдущей, лишь требует больше повторений.

Желательно начинать со слогов «ла», «лу», «ло» и прочих. Далее можно переходить к словам: «лук», «лодка» и другим.

И здесь пригодятся скороговорки и чистоговорки:

  • «Лу-лу-лу – подмели золу»;
  • «В лодке Володька».

При обучении произношения твердого и мягкого «л» стоит избегать слов с буквой «р», поскольку ребенок может путаться.

Автоматизация звука

Звук после его логопедической постановки важно ввести в повседневную речь. Закрепите Л сначала в самостоятельном звучании, а потом в слогах и в словах. Секрет постановки в максимально комфортном и интересном формате — с использованием игр, скороговорок, стишков, загадок, содержащих слова с нужным твердым и мягким звуком.

Примеры использования Л в слогах, словах, скороговорках:

  • слоги: ля, кля, лю, флю, ли, гли, ле, пле, оль, ель;
  • слова: поля, лиса, лень, лодка, ложка, капель;
  • скороговорки: «Ля-ля-ля — холодная земля», «Ель-ель — за окном капель».

Автоматизация звука выполняется поэтапно. Постепенно приводите ребенка к составлению рассказов на основе картинок или собственных воспоминаний.

Дифференциация Л

Занятия по постановке — это не конечный этап. Важно, чтобы ребенок отличал Л от близких по звучанию фонем. Л дифференцируют отдельно, а также в словах и предложениях.

Предлагаем следующие варианты игр и занятий для индивидуальной постановки:

  1. «Запомни и повтори». Ребенку предлагаются карточки, где напечатаны слоги с буквами Л, Р, В: ра-ла, ру-лу, ал-ар, ул-ур, ла-ва, ул-ув и т.д. Постепенно добавляются карточки со словами и предложениями;
  2. «Найди слова на картинке». Малыш называет слова с буквами В, Р, Л, например, «арбуз», «ложка», «сыр», «ведро»;
  3. «Вставь пропущенные слоги и слова». Ребенку предлагают текст с готовыми стихами и пословицами, где намеренно пропущены слоги с Л, Р, В в составе.

Дифференциация «л» и «ль» выполняется по тому же принципу — ребенок учится различать слова с мягким и твердым звуком. Например, «лодка-лето», «моль — мел».

Помощь логопеда

До 5 лет неправильное произношение отдельных звуков считается нормой. Но на шестом году жизни малыш уже нуждается в помощи специалистов. Сначала можно попытаться исправить ситуацию в домашних условиях, если самостоятельно справиться не получается, стоит обратиться к логопеду.

Первое логопедическое занятие позволит определить причину неправильного произношения звука. Это поможет разработать эффективную методику, которая подходит для конкретного ребенка. В отдельных случаях может потребоваться помощь и других специалистов.

Иногда используется механический способ постановки звука «л» − с помощью зонда №4.

Этиология нарушений

Неправильное произношение может быть признаком как дислалии (простого речевого нарушения), так и более серьезных речевых расстройств. Возникновение ламбдацизмов и параламбдацизмов обусловлено следующими причинами:

  • нарушением мышечного тонуса языка;
  • несформированностью органов артикуляции;
  • нарушением фонематического слуха;
  • неправильной речевой средой, в которой растет ребенок.

Причину логопед определяет во время диагностики, которую он проводит перед началом занятий. И уже исходя из результатов специалист выбирает комплекс подходящих коррекционных упражнений.

Игры на закрепление произношения

После длительного процесса обучения следует завершающий этап – закрепление произношения звука «л».

В данном случае помогут такие игры:

  • придумать примерно 30 небольших предложений, в каждом слове которого должна присутствовать буква «л» (Лекарь лечит Лолу, Листья летят на лобовое стекло), проговаривать их стоит вместе с ребенком, постепенно ускоряя темп;
  • предложить ребенку завершить фразу типа «Сестра рисует ногти не краской, а…(лаком)», «В доме стало темно, потому что выключили…(лампу), в последнем слове фразы обязательно должна быть «л».

На завершающем этапе при закреплении произношения звука «л» также помогают чистоговорки и скороговорки. Когда ребенок начнет проговаривать их правильно, четко произнося каждый звук, можно приступать к изучению стихотворений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]