Произношение звука Т
Можно выделить частые ошибки, допускаемые в произношении звука Т:
- замена звука Т (он является переднеязычным) на Г и К (они называются заднеязычные);
- смешение или перестановка согласных, находящихся рядом со звуком Т (“скатан” вместо “стакан”);
- после П или К звук Т теряется, заменяется на смягчение (“пьичка” вместо “птичка”);
- замена звуков Ч и Ц на Т(“девотька” вместо “девочка”, “Пеця” вместо “Петя”).
У деток, которые заменяют звук Т на какой-либо другой, часто наблюдается неправильная артикуляция. Ребенок поднимает язык к небу, в то время как кончик языка должен упираться в передние зубы.
Причины неправильного произношения заключаются в следующем:
- сбои в работе артикуляционного аппарата (речевых органов);
- слабая развита нижняя челюсть, из-за чего она неактивна во время речи;
- плохо развиты органы слуха, из-за чего ребенок на слух не различает звуки;
- подражание взрослому, у которого проблемы с правильным произношением.
Диагноз может поставить только логопед. А родители в свою очередь могут заниматься дома теми упражнениями, которые порекомендовал профессионал.
Нужно ли обращаться к специалисту?
Если звук «к» не получается верно проговаривать у малыша в возрасте 4-5 лет, то родителям можно попробовать научить его произносить, организовав занятия в домашних условиях. Очень важно проводить их в игровой форме. Ребенку должно быть интересно. Заставлять нельзя, иначе у него пропадет желание учиться.
На начальном этапе занятия проводятся родителями не более 4-5 раз в неделю по 10-15 минут, далее частоту и длительность выполнения специальных упражнений можно увеличить.
Заниматься нужно в удобном месте, перед зеркалом, чтобы малыш видел движения своих губ и имел возможность наблюдать за мимикой мамы или папы. За любые успехи в произношении звуков ребенка необходимо хвалить.
Если проблема с произношением буквы «к» обнаружена у чада позднее, например, в возрасте 6-7 лет, то его следует отвести на консультацию к логопеду. Специалист поможет научиться ее выговаривать как можно скорее, чтобы у ребенка не возникло проблем при учебе в школе.
Также к логопеду следует обратиться, если занятия проводятся в течение длительного срока, но не приносят результата, малыш не может освоить произношение звука. Профессионал быстрее найдет причину, из-за которой он не может произносить звук «к», даст рекомендации по ее устранению.
Артикуляционная гимнастика для звука т
Заниматься артикуляционными упражнениями необходимо ежедневно. Приучитесь к тому, что в любое свободное время вы с малышом развиваете речевой аппарат.
Еще по теме:
- Артикуляционная гимнастика для звука Ш
- Упражнения для звуков “С, Ц, З”
Постановка звука Т
- Выберете несколько слогов или слов, в которых присутствует буквосочетание ТА, и повторяйте их не меньше 10 раз.
- Поставить язык между зубов и плотно, но в то же время так, чтобы малышу не было больно, прижать его челюстью. Сделать глубокий вдох и на выдохе произнести межзубный Т.
- Снова зажать язык между зубами. Растянуть зубы в улыбке и “поплевать”. После этого дать челюсти отдохнуть.
- Т является производным звуком от П. Поэтому можно начинать разминку с отработки звука П. Проговорить несколько раз Па-Па, при этом широкая часть языка должна быть прижата к нижней губе. Постепенно растянуть губы в улыбке и перейти к произношению Та-Та.
- Язык расположить между зубов. Снова несколько раз произнести Па-Па. В этот момент взрослый указательным и большим пальцем раздвигает ребенку губы. При правильном выполнении манипуляции произносится Та-Та.
Логопедическая ритмика для детей с нарушением речи
Постановка звука Ть
- Проговорить с ребенком Та-Та.
- Для смягчения звука используется специальная лопатка. Ею нажать на кончик языка и опустить его вниз. Должно получиться буквосочетание Тя.
- Звук Ть получается во время пощелкивания кончиком языка, зубы в это время должны быть сомкнуты.
- Можно усложнить упражнение: язык не прижимать к нёбу, а выдавать его наружу.
Экспертиза и анамнез
Причину смерти Дмитрий Прохоров, муж Ксении, который занялся делами умершего тестя, чтобы не беспокоить беременную жену, смог выяснить только после запросов в бюро судмедэкспертизы и в районный отдел МВД.
Из ответа бюро выяснилось, что оригинал экспертизы выдают только тем органам, которые ее заказали. МВД в своем ответе процитировало заключение эксперта — но без подробностей. Посмотреть экспертизу целиком Дмитрий все-таки смог, но для этого ему пришлось прийти в отдел и читать заключение стоя, пока несколько сотрудников следили, чтобы он ничего не сфотографировал.
Судмедэкспертиза установила, что смерть наступила от отека головного мозга в результате сочетания энцефалопатии и ишемической болезни сердца на фоне гипертонической болезни.
«В экспертизе пишут, что смерть наступила от ишемической болезни, а в выписке клиники, где он был за час до прививки, никаких ишемических изменений не зафиксировали, как же так?», — спрашивает Дмитрий. Кроме того, в заключении эксперта, по словам Дмитрия, не было ни слова о вакцинации, предшествовавшей смерти.
Свидетельство о смерти Олега Коняева
Дмитрий попытался привлечь к ответственности врачей частной клиники, которые диагностировали Коняеву межреберную невралгию и не заметили проблем с сердцем. Он написал запросы в Минздрав, Росздравнадзор и прокуратуру. В Минздраве его обращение переслали в Росздравнадзор. Там сообщили, что оснований для проверки клиники нет, а на часть вопросов ответы не могут быть даны из-за врачебной тайны.
Семья Олега Коняева считает, что если бы в частной клинике ему рекомендовали не делать вторую прививку, а в поликлинике более внимательно отнеслись к его жалобам, он бы остался жив.
«Это все звенья одной цепи. На каждом этапе можно было остановить процесс, но нигде не остановили: сначала не поставили правильный диагноз, а в поликлинике не обследовали толком и не спросили ничего, сделали все для галочки», — говорит Дмитрий.
Независимый врач-кардиолог, посмотревший ЭКГ Коняева, сказал Дождю на условиях анонимности, что не видит критичных признаков, которые могли бы его насторожить. Он считает, что в частной клинике ЭКГ расшифровали в целом верно.
Алексей Эрлих, врач-кардиолог городской клинической больницы №29, предполагает, что смерть могла быть вызвана фатальным нарушением сердечного ри, — добавляет он.
По мнению Эрлиха, отек мозга, указанный в судмедэкспертизе, в данном случае не является непосредственной причиной смерти — скорее всего, это явление, следующее за остановкой кровообращения и острой ишемией головного мозга.
Ксения рассказывает, что раньше о болях в сердце она от отца не слышала. По ее словам, на работе он регулярно проходил медобследование. «Но там у него тоже было все нормально, максимум — говорили бросить курить», — рассказывает она.
Амбулаторную карту родственникам Коняева в поликлинике в итоге все-таки выдали — после запроса Дождя, отправленного в администрацию. Записей в ней мало — пара визитов к лору и хирургу. Обе прививки в карте отмечены, но никаких жалоб перед вторым уколом не зафиксировано.
Запись о второй прививке в амбулаторной карте Олега Коняева
Семья Коняева считает, что вакцинация стала катализатором процессов, которые привели к его смерти. «Семь часов [после прививки] — и человека нет. Это что, совпадение?», — задается вопросом Дмитрий.
Независимый врач, с которым поговорил Дождь, объясняет, что в кардиологии часто все происходит внезапно. «У нас много смертей от сердечно-сосудистых заболеваний и делают много прививок, но следом — не значит вследствие», — говорит он.
Дмитрий Прохоров отправил документы о смерти тестя также в Европейское медицинское агентство (ЕМА). Там их приняли и ответили, что будут рассматривать.
Логопедические упражнения
Необходимо работать над общей артикуляцией и четкостью речи. Для этого используются простые и интересные логопедические комплексы. Один из таких предлагаем вашему вниманию.
- “Чистим зубки”. Растянуть губы в улыбке, рот слегка приоткрыт. Языком пройтись поочередно по верхним и нижним зубам с обратной стороны. Двигаться слева направо, а затем в обратном направлении.
- “Лопаточка”. Снова улыбнуться с приоткрытым ртом. Положить широкую часть языка на нижнюю губу. Задержаться в таком положении в течение 10 секунд. Начинать можно с 5 секунд.
- “Трубочка”. Вытянуть язык по максимуму и напрячь его. Затем по возможности свернуть трубочкой и задержаться в таком положении 5-10 секунд.
- “Качели”. Приоткрыть рот и прижать к нижним зубам широкую часть языка. Затем поднять язык к верхним зубам. В каждом положении задерживаемся на 2-3 секунд. При этом прижимать нужно с максимальной силой.
- “Горка”. Исходное положение – приоткрытый рот. Кончиком языка сильно прижаться к нижнему ряду зубов. Затем, не отрывая кончика, прижаться широкой частью языка (при этом он должен как бы выгнуться). Задержаться в таком положении 5 секунд.
- “Горный ветер”. Поставить язык в положение, описанное в предыдущем упражнении, и подуть как можно сильней. При этом весь речевой аппарат должен быть напряжен.
Как научить ребенка говорить букву «К»?
Если принято решение заниматься с малышом дома, то родителям следует освоить методики постановки звука «к», сделать подборку специальных логопедических игр и упражнений, которые помогут научить его выговаривать эту букву.
Перед проведением занятий, обучающих малыша правильному литературному произношению (орфоэпии), следует выполнить несколько общих логопедических упражнений для разминки речевого аппарата. Самыми эффективными являются:
- «Трубочка». Ребенок должен вытянуть губы вперед трубочкой и удерживать в таком положении 5 секунд.
- «Улыбка». Малыша следует попросить улыбнуться как можно шире, но не показывать зубы при этом.
- «Змейка». Ребенка нужно попросить высовывать и засовывать язык от 5 до 7 раз между плотно сжатыми губами.
- «Заборчик». Сын или дочь должны улыбаться, показывая нижние и верхние зубы.
- «Чистим зубки». Ребенок открывает рот как можно шире и проводит языком по внутренней стороне верхних зубов, затем нижних, сначала слева направо, а потом наоборот.
Артикуляционная гимнастика проводится в течение 10 минут. С ее помощью можно подготовить разговорные мышцы лица к выполнению игр и упражнений, направленных на освоение звука «к».
Методы постановки звука «к»
Звук «к» относится к группе заднеязычных. Чтобы его произнести, необходим высокий подъем в области корня языка. Дети часто пропускают эти звуки или заменяют более легко произносимыми переднеязычными. Если исключить патологии, в связи с которыми малыш не может выговаривать букву «к», то можно говорить о том, что детский язычок ленится работать в полную силу.
При неумении говорить букву «к» ребенок заменяет ее буквой «т» («тофта» вместо «кофта», «тапитан» вместо «капитан», «Татя» вместо «Катя» и т. п.). В некоторых ситуациях родителям достаточно пару раз четко произнести звук, чтобы ребенок видел их мимику и смог повторить. Но не все дети сразу схватывают правильное произношение.
Одной из методик, обучающей проговариванию буквы «к», является механический прием. Родитель предлагает сыну или дочери произнести несколько раз слоги «та-та-та». Пока он это делает, мама или папа прижимают кончик языка вниз и отодвигают слегка назад. Выполнять манипуляцию можно с помощью пальца или черенком чайной ложки.
Язык отодвигается, прижимается к небу, постепенно принимает положение, необходимое для четкого произношения звука «к». Прием достаточно повторить несколько раз, потом малыш начинает выговаривать букву без посторонней помощи.
Закрепление звука «к» в речи ребенка
После того как малыш научится самостоятельно выговаривать букву «к», родителям следует каждый день проговаривать вместе с ним как можно больше слов, в которых она используется. Для этой цели также подойдут скороговорки («У киски мягкие лапки», «Купили кукушонку капюшон», «Карлик Карл кувыркался на ковре», «Клава клала лук на полку» и др.), пословицы или стихотворения.
Игры и упражнения
Чтобы научить ребенка выговаривать букву «к», следует выполнять с ним следующие упражнения:
- «Катание с горки». Ребенка учат удерживать язык в положении горки. Затем ему в руку на ладонь кладут шарик из ваты. Далее малыш должен удерживать корень языка немного приподнятым, опустив при этом его кончик. После выполнения вышеописанных действий ребенок должен выдохнуть воздух, сдув с ладони шарик. При выполнении этого упражнения должен прозвучать звук «к». Не у всех детей получается произнести его с первого раза.
- «Язык-борец». Кто-нибудь из родителей и сын или дочь садятся перед зеркалом. Ребенку следует рассказать, что его язычок превращается в борца, которому предстоит сражаться с недругом (указательным пальцем мамы или папы). Малыш начинает улыбаться с открытым ртом как можно шире, а взрослый в это время упирается пальцем в кончик его языка, отодвигая его немного назад. Ребенок при этом старается вытолкнуть палец изо рта. Затем родительский палец перемещается на переднюю стенку языка, слегка нажимая на нее. В конце концов, язык малыша займет позицию «горки», необходимую для правильного произношения звука «к». Далее ребенок сможет ставить язык в правильное положение без борьбы с пальцем взрослого. При выполнении этого упражнения родителям следует быть предельно осторожными, чтобы не поцарапать рот малыша ногтями или не вызвать у него рвотный рефлекс. Руки должны быть чисто вымытыми.
5 рекомендаций родителям
Проведение речевых занятий дает результаты, но помимо них, родителям следует играть с малышом в игры, способствующие развитию мелкой моторики.
Зачем нужно развивать мелкую моторику и какая от этого польза — расскажет эта статья.
Мама или папа могут перебирать с ним крупы или макароны, учить ребенка нанизывать бусины на нитку либо леску, лепить фигурки из пластилина или соленого теста.
- Также логопеды и дефектологи рекомендуют родителям:
- Просить малыша повторить звук, если произнести его получилось удачно.
- Когда ребенок научился говорить букву, то ее произношение закрепляют проговариванием фраз, слогов и слов с ней.
- Мама или папа могут предложить ребенку вспомнить самостоятельно слова со звуком «к», назвать картинки из книги, где он присутствует.
- Ребенка нельзя принуждать к занятиям, если он не хочет этого или плохо себя чувствует.
- Если от занятий дома нет никакого результата, ребенка показывают логопеду или дефектологу.
Постановка звука т при замене на к
- Для начала нужно научить малыша различать эти два звука. Для этого можно давать картинки, изображения на которых начинаются на звуки Т или К, а также произносить вслух такие слова. Попросить малыша распределить по группам (К и Т).
- Игра “Поймай звук”. Взрослый произносит небольшой ряд буквосочетаний, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук.
- Ищем звук К. Да- ра-ко-со. Са-ло-ку-мы. Ам-да-ка-он ку-ро-ло-кы
- Ищем звук Т. Ба-та-до. На-ла-то. Аш-бо-от. Жу-ту-фу.
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи
Непрозрачная система
Разработчики российской вакцины смерти пациентов не комментируют. На запрос Дождя в центре им. Гамалеи посоветовали обращаться в Минздрав, оттуда корреспондента Дождя снова перенаправили в Депздрав Москвы.
Сообщения о смертях после вакцинации есть и в других странах, но производители вакцин реагируют на них совершенно иначе. 15 июля издание The Mercury News из Калифорнии опубликовало историю 60-летнего Тима Зука, умершего через четыре дня после второй прививки вакциной Pfizer от сердечной недостаточности. Вскрытие обнаружило у него очаг тяжелой ишемической болезни сердца.
Смерть Тима Зука, как пишет издание, была внесена в правительственную систему, где регистрируются все последствия вакцинаций. Эта система открытая — получить данные из нее может любой, американский регулятор (CDC) только предупреждает, что подходить к их анализу нужно с осторожностью.
На сайте CDC данные о вакцинации регулярно обновляются. В последней сводке от 13 июля говорится, что на более чем 334 миллиона доз вакцин, введенных людям в США, пришлось 6079 (0,0018%) отчетов о смертях. В подавляющем большинстве случаев по результатам исследований связи между вакцинацией и смертью установлено не было.
Сразу после смерти Тима Зука компания Pfizer принесла соболезнования родственникам умершего. «Серьезные последствия, включая смерти, не связанные с вакцинацией, к сожалению, будут происходить [среди вакцинированных] с такой же частотой, с какой они происходят в популяции», — прокомментировал представитель . Собеседник Дождя считает, что данные о последствиях прививок скрываются намеренно — но при этом отмечает, что вакцинироваться все равно обязательно нужно.
Издание EUObserver в своем материале также отмечает непрозрачность российских данных о вакцинации и предполагает, что те четыре смерти, о которых стало известно в апреле, могут быть не единственными.
Постановка звука т при дизартрии
В самом начале нужно уделить вниманию разминке языка и снятию тонуса, а также общей гимнастике для речевого аппарата. Для этого применяются логопедические упражнения, перечисленные выше.
- Поднять и опустить язык, повернуть вправо и влево. При этом язык вытягивается максимально.
- Затем взрослый предлагает ребенку постучать язычком о верхнее небо (должен получиться звук Т).
- Для получения мягкого согласного язык сильнее прижимается к небу и больше выдвигается между зубами. При этом проход для воздуха уменьшается.
- Для отработки звука Т он произносится между двумя гласными (не меньше 10 повторений).
- Малыш должен поцокать не меньше 20 раз. После этого задание усложняется: цокать нужно на выдохе, а не на вдохе.
- Ребенку предлагается положить ладонь себе на гортань. После этого произнести звуки Т и Д. Акцентировать внимание на различие вибраций во время произношения звуков Т и Д.
Связь не установлена
За несколько месяцев до этого Европейское агентство уже получало информацию о смертях после вакцинации российским препаратом. В апреле англоязычное издание EUObserver опубликовало материал, основанный на внутренних отчетах Роспотребнадзора, которые передал в EMA российский анонимный источник.
В этих отчетах были задокументированы четыре случая смерти после вакцинации «Спутником V». Трое умерших были идентифицированы — ими оказались две женщины из Ленинградской области и одна из Пермского края. Подлинность одного из отчетов изданию подтвердил вирусолог Денис Логунов, заместитель директора центра им. Гамалеи, разработавшего вакцину.
В
о смерти женщины из Пермского края в качестве предварительного диагноза указана ишемическая болезнь — как и у Коняева. Женщина умерла через полтора дня после прививки. Ее случай в отчеты ведомств попал, а смерть Коняева так и осталась вне системы.
Теоретически данные о любых поствакцинальных осложнениях врачи обязаны передавать в Росздравнадзор — ведомство, которое в том числе контролирует оборот препаратов. Эта информация, как следует из ответа ведомства на запрос Дождя, поступает в специальную базу данных под названием «Фармаконадзор 2.0».
Смерть Коняева, как сообщил Росздравнадзор в ответ на запрос Дождя, в этой базе не отражена. Как выяснил Дождь, Депздрав Москвы посчитал, что случай не имеет отношения к вакцинации. В ответ на запрос Дождя о смерти Коняева Депздрав сообщил, что информирован об этом случае, но «экспертиза не нашла причинно-следственных связей между вакцинацией и смертью». Специалист, проводивший судмедэкспертизу, получил доступ ко всем медицинским документам Коняева, как утверждает ведомство, а «факт вакцинации на момент проведения анализа был отражен в электронной карте пациента и учитывался при экспертизе».
По версии Депздрава, у Коняева были выявлены «проявления длительно протекающих хронических сердечно-сосудистых заболеваний, таких как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, осложнения которых и привели к наступлению внезапной смерти». Эти заболевания, подчеркивает ведомство, «вне обострения не являются противопоказанием для проведения вакцинации и не могут усугубиться вследствие прививки».
При этом в судмедэкспертизе, которую в МВД смог прочитать зять Коняева Дмитрий, вакцинация, по его словам, вообще не упоминалась. Депздрав утверждает, что прививка не была отражена, потому что «исследование не выявило проявлений осложнений после проведенной вакцинации».
Олег Коняев. Фото: семейный архив