Слоговая структура слова
Замечание 1
Нарушения в слоговой структуре слова обуславливаются наличием кинетической апраксии, которая характеризуется тем, что ребенок не способен плавно переходить от одной словесной модели к другой модели. У детей с моторной аллалией не не формируется операция интеграции, то есть отдельные слоги не объединяются в артикуляционную программу. Ребенок не способен произнести слог изолированно.
Слоговую структуру обследуют в первую очередь, так как на ее основе логопед имеет возможность предположить степень недоразвития речи у ребенка. Если элизии преобладают в речи, это первый уровень недоразвития речи, то есть отсутствуют фразы. Если имеет место персеверация, итерация, антиципация и контаминация, — это второй уровень недоразвития речи, то есть ребенок начинает овладевать фразовой речью. Постановка слогов характерна для третьего уровня, у ребенка отмечена развернутая фразовая речь.
Использование приема антиципации при обучении грамоте на логопедических занятиях
Использование приема антиципации при обучении грамоте на логопедических занятиях
Современная система образования дает возможность ребенку стать активным участником процесса обучения. Успешность обучения по всем предметам зависит от общеучебных умений учащегося. Одним из основных общеучебных умений является чтение
, т.к. от него зависит успешность обучения ребенка практически по всем предметам школьной программы.
Мало и плохо читающий ученик, будет, что называется, «захлебываться» в потоке информации. Потому в начальной школе учителя вырабатывают оптимальную скорость чтения, тягу к чтению художественной, учебной, познавательной литературы. Нередко педагоги применяют приемы антиципации.
В переводе с латинского «антиципация» (anticipatio) означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо. Термин «антиципация» ввел в психологию в 1880 г. немецкий ученый Вильгельм Вундт. Он понимал под этим термином способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления.
Способность к антиципации, в том числе антиципации при чтении, можно тренировать. У хорошо тренированного читателя процесс чтения напоминает игру «Угадай мелодию». По нескольким начальным буквам он угадывает все слово, а по нескольким начальным словам — всю фразу, а по нескольким фразам — смысл всего абзаца или раздела.
С помощью антиципации (догадки, мысленного предвосхищения) читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, читаемом в данный момент, но и предполагает, догадывается, по логике развития мысли автора, о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение. Такая позиция вызывает высокую интеллектуальную активность, не позволяет терять нить изложения, ход мысли автора, помогает замечать все отклонения, все неожиданные ходы и оттенки, невольно настраивает на критический лад во всех случаях расхождений между догадкой и действительным ходом мысли автора.
Возникает вопрос: возможно ли использовать данный прием работы в детском саду на логопедических занятиях при обучении грамоте? Ведь у дошкольников еще нет навыка чтения, нет достаточного «речевого опыта»! Существует мнение, что развивать антиципацию при чтении текста надо, когда ребенок уже читает со скоростью 15-20 слов в минуту. А вот антиципацию букв
можно развивать уже на первом, начальном этапе обучения грамоте.
Однако, многие логопеды используют данный метод при изучении букв. Вот некоторые приемы работы:
- Восстановить букву по отдельным элементам (игры: «Жук-Буквоед», «Допиши букву», «Исправь букву», «Выбери нужную букву» и т.д.)
Допиши буквы так, чтобы они все были разными
- Изографы – настоящая находка для развития зрительного восприятия, внимания, памяти, логического мышления, творчества дошкольников.
- Выбрать из ряда букв, слогов, слов заданную букву
- «Зашумленные» буквы
- «Превращение буквы» из одной в другую
- Придумывание «образа буквы» (нарисовать, показать пальцами, из счетных палочек, нитей и т.д.)
- Составление слов из заданных букв, слогов
- Разрезные картинки (буквы)
Достраивание букв путем добавления к ним недостающих элементов
Нахождение букв в совмещенных буквах
Таким образом, в детском саду на занятиях по обучению грамоте возможно использование приемов по развитию антиципации на материала букв, что поможет детям в дальнейшем обучении в школе.
МБ ДОУ «Детский сад №91» г. Новокузнецка
Учитель-логопед: Козырева О.В.
Словарь логопедических терминовматериал по логопедии на тему
Словарь логопедических терминов
А
Автоматизация (звука) – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Агнозия –нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга. Различают зрительные, тактильные, слуховые агнозии.
Аграмматизм –нарушениепонимания и употребления грамматических средств языка.
Адаптация –приспособление организма к условиям существования.
Акалькулия –нарушение счета и счетных опреаций как следствие поражения различных областей коры головного мозга.
Алалия –отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Алексия –невозможность процесса чтения.
Аморфные слова –это грамматически неизменяемые слова-корни, «аномальные слова» детской речи – слова-фрагменты (в которых сохранены только части слова), слова-звукоподражания (слова-слоги, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию), контурные слова (в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов).
Амнезия –нарушение памяти, при котором невозможно воспроизведение образовавшихся в прошлом представлении и понятий.
Анамнез – совокупность сведений (об условиях жизни человека, о предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц; используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.
Анкилоглоссия –укороченная подъязычная связка.
Антиципации –способность предвидеть проявление результатов действия, «опережающее отражение», например, преждевременная запись звуков, входящих в конечных двигательных актов.
Апраксия –нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, не являющихся следствием параличей и порезов, а относящихся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов.
Артикуляция –деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.
Артикуляционный аппарат –совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию), включает голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
Атаксия –расстройство/отсутствие координации движений.
Атрофия –патологические структурные изменения в тканях, связанные с угнетением обмена веществ (обусловленные расстройством их питания).
Астения –слабость.
Асфиксия –удушье плода и новорожденного – прекращение дыхания при продолжающейся сердечной деятельности вследствие понижения или утраты возбудимости дыхательного центра.
Аудиограмма –графическое изображение данных исследования слуха с помощью прибора (аудиометра).
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Основные формы афазии:
- акустико-гностическая (сенсорная) – нарушение фонематического восприятия;
- акустико-мнестическая – нарушение слухоречевой памяти;
- семантическая – нарушение понимания логико-грамматических конструкций;
- афферентная моторная – кинестетическая и артикуляторная апраксия;
- эфферентная моторная – нарушение кинетической основы серий речевых движений;
- динамическая – нарушения последовательной организации высказывания, планирования высказывания.
Афферентный кинестетический праксис – это способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляционные уклады (позы), которые часто называют также речевыми кинестезиями или артикулемами.
Афония –отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; непосредственная причина афонии – не смыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха. Афония возникаем в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.
Б
Баттаризм — нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются.
Брадилалия –патологически замедленный темп речи.
Брока Центр –участок коры головного мозга, расположенный в задней трети нижней лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторную организацию речи (ответственный за экспрессивную речь).
В
Высказывание — единица сообщения, обладающая смысловой целостностью.
Вербальный — словесный.
Визуальное общение — зрительный контакт.
Вернике Центр –область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, обеспечивающий понимание речи (ответственный за импрессивную речь).
Г
Гаммацизм –недостаток произношения звуков [Г], [Гь].
Гемиплегия –паралич мышц одной половины тела.
Гиперкинез –автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.
Гипоксия –кислородное голодание организма.Гипоксией у новорожденныхназывают патологию плода, развившуюся во время беременности (хроническая) или родов (острая) вследствие кислородной недостаточности. Недостаток обеспечения кислородом плода в начале беременности может стать причиной задержки или нарушений развития плода, а на поздних сроках затрагивает нервную систему малыша, что может существенно повлиять на речевое развитие.
В группу риска развития гипоксии могут привести следующие факторы:
- наличие анемии, ЗПП, а также серьезных заболеваний дыхательной или сердечно — сосудистой системы у будущей мамы;
- нарушения в кровоснабжении плода и в родовой деятельности, гестоз, переношенная беременность;
- патологии плода и резус-конфликт матери и малыша;
- курение и прием алкоголя беременной женщиной.
Также о кислородной недостаточности свидетельствует зеленый цвет околоплодных вод.
Если у врача есть подозрения на гипоксию, он может принять решение о необходимости кесарева сечения. Новорожденный с тяжелой степенью кислородного голодания реанимируется, а с легкой степенью получает кислород и лекарственные средства.
Голос — звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.
-высота голоса — физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос — развитое головное звучание; низкий — развитое грудное звучание; средний — смешанное звучание.
-диапазон голоса — обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.
-полётность голоса — длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.
-тембр голоса — индивидуальная звуковая окраска, качество голоса, характерное для каждого человека.
-поставленный голос — голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.
Д
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисфония — (dis-phone-расстройство голоса; греч.) расстройство голоса.
Дыхание — условно разделяют на: ключичное, грудное и брюшное.
-грудное — дыхание, при котором рёбра, поднимаясь, увеличивают обьём грудной клетки в её средней части. При этом голос быстро утомляется.
-ключичное — короткое, поверхностное дыхание.
-брюшное — дыхание диафрагмальное: диафрагма сокращается и увеличивает обьём грудной клетки.
З
Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет. С 3 лет и старше несформированность всех компонентов речи квалифицируется как ОНР (общее недоразвитие речи).
Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Звукоподражания –условное воспроизведение звуков природы и звучаний, сопровождающих некоторые процессы (смех, свист, шум и т.д.), а также криков животных.
Защитные механизмы -совокупность бессознательных приёмов, с помощью которых человек оберегает себя от психических травм.
И
Импрессивная речь –восприятие, понимание речи.
Иннервация –обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой.
Инсульт –вызванное патологическим процессом острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) с развитием стойких симптомов поражения центральной нервной системы. Геморрагический инсульт обусловлен кровоизлиянием в головной мозг или его оболочки, ишемический инсульт обусловлен прекращением или значительным уменьшением кровоснабжения участка мозга, тромботический инсульт обусловлен закупоркой сосуда мозга тромбом, эмболический инсульт обусловлен закупоркой сосуда мозга эмболом.
Интонация — (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями — она особенно понятна и красива.
-интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика — переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп — скорость произнесения речи. (При ускоренном — снижается внятность; при замедленном — снижается выразительность). Тембр — эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.
К
Коммуникация — (communico-общаюсь; латин.) контакты, общение, обмен информацией между людьми.
Коррекция произношения — исправление недостатков произношения.
Каппацизм –недостаток произношения звуков [К], [Кь].
Кинестетические ощущения –ощущения положения и движения органов.
Компенсация –сложный, многоаспектный процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.
Контаминация –ошибочное воспроизведение слов, заключающиеся в объединении в одно слово слогов, относящимся к различным словам.
Культура речи — многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.
Л
Ламбдацизм –неправильное произношение звуков [Л], [Ль].
Лексикон — словарный запас.
Логическая пауза — пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.
Логическое ударение — выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.
Логичность речи — коммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания.
Логопедия –наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Логофобия — (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи.
Логопедический массаж — одна из логопедических техник, способствующая нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.
Логоррея – безудержный, бессвязный речевой поток, часто представляющий пустой набор отдельных слов, лишенных логической связи. Наблюдается при сенсорной афазии.
Логоритмика –это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Логоритмика — форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.
Локализация функций –согласно теории системной динамической локализации высших психических функций мозг рассматривается как субстрат, состоящий из дифференцированных по своим функциям отделов, работающих как единое целое. Локальный – местный, ограниченный определенной областью, участком.
М
Макроглоссия –патологическое увеличение языка; наблюдается при аномальном развитии и при наличии в языке хронического патологического процесса. При М. наблюдаются значительные нарушения произношения.
Микроглоссия –аномалия развития, малые размеры языка.
Модуляция голоса –изменение высоты голоса, при снижении слуха М. г. нарушается, что делает речь монотонной.
Мутация голоса –изменение голоса, наступающее в результате возрастных изменений в голосовом аппарате (13-15 лет).
Мутизм –прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.
Мелодика речи — повышение и понижение тона голоса.
Мимика — совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то.
Модуляция голоса — изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.
Моторика — совокупность двигательных реакций.
Мнемоника — приёмы, обеспечивающие запоминание при помощи искусственных ассоциаций.
Н
Нарушение голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосообразующего аппарата.
Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
Нейропсихология – наука о мозговой организации высших психических функций человека. Н. изучает психологическую структуру, мозговую организацию неречевых ВПФ и речевой функции. Н. изучает нарушения речевой и других ВПФ в зависимости от характера поражения мозга (локального, диффузного, межзональных связей), а также диагностику этих нарушений и методы коррекционно-восстановительной работы.
Навык — автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.
Невербальные средства общения — жесты, мимика, пантомимика, выразительные движения.
Недоразвитие речи — см. Общее недоразвитие речи.
О
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Отраженная речь – повторенная за кем-либо речь.
Обратная связь — процесс получения информации о состоянии партнёра по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.
Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.
Органы артикуляции — губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.
П
Пальчиковые игры – общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров.
Парафазия –нарушения речевого высказывания, проявляющиеся в пропусках, ошибочной замене или перестановке звуков и слогов в словах (литеральная парафазия, например моколо вместо молоко, скул вместо стул) или в замене необходимых слов другими, не имеющими отношения к смыслу высказывания (вербальная парафазия) в устной и письменной речи.
Патогенез –механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния.
Персеверации –циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению каких-либо действий, мыслей или переживаний.
Пренатальный период –относящийся к периоду перед рождением.
Пантомимика — совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.
Пауза — остановка в течении речи.
Подвижность голоса — способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.
Подвижность речи — способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.
Паралингвистика — вокальные возможности голоса.
Просодика — мелодико-интонационная сторона речи.
Р
Распад речи –утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга.
Рефлекс– в физиологии – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.
Растормаживание –прекращение состояния внутреннего торможения в коре больших полушарий головного мозга под влиянием посторонних раздражителей.
Растормаживание речи у детей –активизация развития речи у детей с задержкой речевого развития.
Растормаживание речи у взрослых –восстановление речевой функции у безречевых больных.
Речевой слух — способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:
—звуковысотный слух — способность слышать и воспринимать мелодику речи;
-ритмический слух — способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;
-тональный слух — способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;
-физический слух — способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;
-фонематический слух — способность различать и воспроизводить звуки речи.
Речевой такт — (синтагма) слово или группа слов внутри предложения, которые обьединены смыслом.
Речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации.
-внешняя — речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми; состоит из речи письменной и устной;
-внутренняя — речь для себя, лишённая звукового оформления, мысленная речь.
Ритм речи — последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.
Риторика — теория и мастерство гармоничной речи.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба. Различают открытую, закрытую и смешаннуюринолалию.
Ринофония — изменение только тембра голоса (носовой оттенок) при нормальном звукопроизношении.
Ротацизм –расстройство произношения звуков [Р], [Рь].
Сенсорный –чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям.
С
Саморегуляция — процесс управления человеком своими психологическими и физиологическими состояниями и поступками.
Сила голоса — зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования.
Синтагматическое ударение — основное слово речевого такта.
Сигматизм –расстройство произношения свистящих ([С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]) и шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков.
Синдром –закономерное сочетание признаков (симптомов), имеющих общий патогенез и характеризующих определенное болезненное состояние.
Симультанный –одновременный.
Соматический –термин, применяемый для обозначения разного рода явлений в организме, связанных с телом, в противоположность психике.
Сопряженная речь –совместное одновременное повторение двумя или более лицами произнесенных кем-либо слов или фраз.
Судороги –непроизвольные сокращения мышц, возникающие при эпилепсии, травмах головного мозга, спазмофилии и др. заболеваниях. Судороги характерны для состояния возбуждения подкорковых образований, могут быть вызваны рефлекторно.
Клонические судороги характеризуются быстрой сменой сокращения и расслабления мышц. Тонические судороги характеризуются длительным сокращением мышц, что вызывает продолжительное вынужденное напряженное положение.
Сукцессивный –последовательный.
Т
Тахилалия –нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20-30 звуков в секунду), родственное по своей природе баттаризму. В отличие от последнего, тахилалия представляет собой отклонение от нормальной речи только в отношении ее темпа при полном сохранении фонетического оформления, а также лексики и грамматического строя.
Тремор –ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д. при поражении нервной системы.
Темп речи — скорость речи, может измеряться количеством слов в единицу времени.
Техника общения — способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения.
Техника речи — совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи.
У
Ударение — различают:1) грамматическое (произнесение с наибольшей силой какого-то слога в слове); 2) фразовое (передаётся подьёмом или снижением всего контура предложения); 3) синтагматическое (основное слово синтагмы произносится с большей интенсивностью).
Уздечка — подьязычная связка. При короткой уздечке нарушается произношение звуков [ Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ ]. Нет необходимости хирургического вмешательства, так как есть специальные упражнения для растягивания уздечки.
Ф
Фонетико-фонематическое недоразвитие –нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонема — звук речи. В русском языке — 42 фонемы.
Фонематический анализ и синтез –умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.
Фонематический слух –тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фониатрия –раздел медицины, изучающий проблемы зубов и патологии голосовых связок и гортани, приводящие к нарушениям голоса (дисфония), методы лечения и профилактики нарушений голоса, а также способы коррекции нормального голоса в желаемую сторону. Нарушение голосообразования может возникать также вследствие определённых психологических расстройств. Решение некоторых проблем фониатрии тесно связаны с проблемами логопедии.
Фониатр –врач, специалист по проблемам голосовых связок и занимается их лечением, а так же профилактикой заболеваний.
Фонация — голосообразование.
Х
Хиттизм — недостаток произношения звука [ Х ].
Ц
Церебральный –мозговой, принадлежащий головному мозгу.
Ч
Чистота речи — чистой называется такая речь, в которой нет дефектных звуков; чужеродных литературному языку элементов: жаргонизмов, диалектизмов, вульгаризмов, слов-паразитов.
Э
Экспрессивная речь –активное устное и письменное высказывание.
Экстирпация (гортани) –удаление.
Эмбол –циркулирующий в крови субстрат, не встречающийся в нормальных условиях и способный вызвать закупорку кровяного сосуда.
Эмбол речевой – одно из наиболее частотных до заболевания слово, часть слова или короткое словосочетание, многократно повторяемое больным при попытке говорить. Является одним из речевых симптомов моторной афазии.
Этиология –причина возникновения болезни или патологического состояния.
Экспрессия — (expressio-выразительность; латин.) сила проявления чувств, переживаний.
Эмпатия — сочувствие человеку.
Эфферентный кинетический праксис – это способность произносить серии звуков речи. Эфферентный артикуляционный праксис принципиально отличается от афферентного тем, что требует способности совершать переключения с одной артикуляционной позы на другую. Эти переключения сложны по способу исполнения. Они предполагают овладение вставными фрагментами артикуляционных действий — коартикуляциями, которые представляют собой «связки» между отдельными артикуляционньши позами. Без коартикуляций слово произнести невозможно, даже если каждый звук, входящий в него, доступен для воспроизведения.
Эхолалия – непроизвольное повторение слышимых звуков, слов или фраз.
Я
Язык — важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.
О некоторых причинах контаминированных оговорок в речи детей
Лаврова Наталия Александровна,
кандидат филологических наук, старший преподаватель Московского педагогического государственного университета.
Принято считать, что основными причинами детских оговорок является неразвитость артикуляционной системы и несовершенство фонематического слуха. В порождении детских контаминаций и других перестановок определенную роль играют и мнемические процессы: ребенок лучше и легче запоминает не дальше отстоящие во времени звуки (начало – момент продуцирования речевого сигнала), которые говорящим произносились первыми, а ближние (момент окончания речевого сигнала), которые говорящий произносит последними, поэтому ребенок начинает воспроизведение слышимой им акустической последовательности с ближних звуков [П.Т. Тюрин, 2006]. Другой причиной является неумение анализировать пространственные отношения, в частности – неустоявшееся доминирование правой руки над левой. Согласно данным, приводимым П.Т. Тюриным (2006), 54 % детей в возрасте от полутора до 3 лет являются функционально равнорукими, или амбидекстрами, возможно, именно этим объясняется тенденция соединять слова – разные по семантике, но созвучные или по какой-либо причине смежные в сознании ребенка.
Еще одной причиной возникновения контаминантов в детской речи служит бинарная модель взаимодействия смысловых элементов, когда один элемент антиципирует другой – по причине синонимичности, антонимичности или какого-либо другого формального или семантического сходства. В любом случае приходится констатировать, что контаминированные оговорки до 3 лет являются, по большей мере, случайными и быстро исчезают из речи ребенка в том случае, если не получают положительного подкрепления со стороны окружающих. В то же время в том случае если ребенок рано начинает говорить (в 12-18 месяцев), возможно сознательное искажение фонетического облика слова или создание путем компрессии слова-контаминанта на базе усвоенных ранее слов. Определенную роль в возникновении оговорок играет и отсутствие для ребенка устоявшегося значении и смысла у произносимого слова: звуковая оболочка слова является более притягательной на пути освоения родного языка, поэтому ребенок стремиться экспериментировать со словом, проверяя реакцию окружающих, останавливая свой выбор на том или ином слове в зависимости от внешнего сигнала, который он получает от взрослых – «принято-непринято», «одобрено-неодобрено», «хорошо-плохо». Известны случаи, когда родители поддерживают языкотворчество ребенка, сопровождая его положительным подкреплением [Слобин Д., Грин Дж., 1976].
Речевые ошибки, суть которых заключается в нарушении принятых языковых норм, являются неизбежными в процессе освоения языка. Сам факт их наличия может рассматриваться как доказательство того, что каждый индивид самостоятельно строит в собственном сознании свою языковую систему, ориентируясь на речевое поведение извне. Приведем некоторые примеры контаминированных слов в речи русскоговорящих детей (от 2 до 5 лет): жабоед (жаба + людоед), приштопоривать (штопор + пришпорить) лошадей, бетонический сад (бетон + ботанический), удручальное кольцо (обручальное + удрученный), грекфрукты (грек + грейпфрукты), автографировать (автограф + фотографировать), кариес (кариес + карие глаза). Со времени Л.В. Щербы речевые инновации рассматриваются в качестве отрицательного языкового материала, под которым следует понимать различные отклонения от нормы, и которые способствуют лучшему понимаю того, как функционирует языковая система. По мнению С.Н. Цейтлин, при анализе сущности отклонений от нормы можно многое узнать о языковой системе, так как обнаруживается разная природа языковых единиц и категорий, а также неполноценность некоторых парадигм [С.Н. Цейтлин, 2003].
В методике преподавания, лингвистике и психолингвистике принято различать ошибки (англ. errors), которые носят устойчивый характер и обусловлены незнанием некоторого аспекта системы языка, и оговорки (описки) (англ. mistakes), не имеющие систематического характера и связанные с временным ослаблением внимания и контроля за речью в процессе речевой деятельности. Дифференциация языковых ошибок и случайных оговорок оказывается возможной в том случае, если объем речевой продукции каждого индивида достаточно обширен, при условии заданных условий коммуникации. Ошибка представляет собой регулярно повторяющееся в аналогичных ситуациях отклонение от нормы, не зависящее от физического или психического состояния человека. Настоящая статья имеет целью проанализировать с точки зрения структуры, семантики и мотивации оговорки в детской речи.
В детской речи наблюдается тенденция к симметричной и аналогичной организации языкового материала, что приводит к образованию идеальных словоизменительных и словообразовательных парадигм. Приведем примеры детских оговорок из английского языка и попытаемся понять, в чем заключается причина их появления (все примеры взяты из A. Zamudio “The American Sandbox Dictionary of Children’s Mispronounced English”, 2009). Заметим также, что практически все определения, в отличие о созданных слов, являются узуальными, таким образом новое слово репрезентирует известное, не новое понятие, что также свидетельствует о том, что это не словотворчество в подлинном смысле слова, но оговорка: “earsdrop” — to listen in on a conversation that was intended to be private: “Daddy!
Jimmywas earsdroppingonusagain!”.
В данном случае замена первого компонента узуального идиоматичного сложного слова “eavesdrop” обусловлена попыткой осмыслить его компоненты как значимые, чему отчасти способствует созвучность слов “eaves” и “ears”. Со словообразовательной точки зрения рассматривать получившееся слово как сложное было бы неверно, так как оно образовано не соединением элементов “ears” и “drop”, но наложением одноосновного слова на двухосновное. Оговорка
“foodgerator” (food + refrigerator) также образована по аналогии и при попытке найти семантически значимую внутреннюю форму слова “refrigerator”: a household appliance in which perishable foods are kept cool by means of mechanical cooling, the outside of which has become the most common location for children’s latest artistic creations. “Mom, I put the milk back in the foodgeratorlike you told me to.”
(Colin, age 3, Vermilion, OHUSA). Контаминант
“kangaroof” (kangaroo + roof)был создан по принципу народной этимологии: a fur covered, undomesticated marsupial native to the continent of Australia with short forelimbs, powerful hind limbs that they leap with, a small head and a large tail. “Dad, can we get a kangarooffor my birthday?”
(A. Hernandez, age 2, Mexico).
Cложнее интерпретировать контаминант “menicorn”—
a legendary mythical animal with the body of a horse characterized by a single spiraled horn protruding from its forehead. “
I’m going to ride amenicorn someday!”.
Первым компонентом здесь выступает слово “men” (люди, мужчины). По всей видимости, здесь вступают в силу ассоциативные связи: если на данном этапе ребенок уже знаком с другим мифологическим животным – кентавром – получеловеком-полулошадью, он может подумать, что единорог – это тоже «полулошадь», сродни кентавру.
Контаминант “flusterated”представляет собой то, что мы называем гиперсемантизацией – создание компрессивного слова, компоненты которого являются синонимами, то есть выражают примерно одного и тоже понятие. Одно из значений слова “fluster” – «волнение», «трепет», «тревога». Эти же семы представлены в слове “frustrated” (frustration): a feeling of disappointment or aggravation by a situation or circumstance. “That makes me very flusterated
!”
(Justin, age 5, Saint JohnNB, Canada). Контаминант “lumpster” образован стяжением слов “lump” и “lobster” и определяется как «ракообразное с большими клешнями, которое едят большие люди» (Thornton Schuelke, Cape Coral / Fort Myers, FL USA): A crustacean (shellfish) with big claws that big people like to eat. “MomandDadwentouttoeatsome lumpster!”
. В данном случае мотивация слова может быть как эзотерической, так и экзотерической: в определении слова указано, что большими (lump) могут являться как клешни рака, так и люди, которые их едят. Возникновение контаминанта
“ellegator” (elevator + alligator — a vertically moving cabin, cage or platform in a structure or building that moves people or freight from one level to another: “Mommy!Let‘sridethe ellegator!“
(Gabi, age 3, MO USA))
обусловлено причинами иного характера. Ничего общего в семантике слов-прототипов не наблюдается, скорее всего, ребенок раньше познакомился со словом “alligator” – во время чтения взрослыми книг, на картинке и т.д. “Elevator” прозвучало позже и было новым, непривычным словом; кроме того, здесь может иметь место сознательное соединение слов с целью каламбура, языковой игры, что встречается в речи детей начиная с двух-трехлетнего возраста.
В некоторых случаях возникает сложность определения типа детской оговорки, в частности, трудно разграничить метатезис – перестановку букв и/или слогов в слове и контаминацию, поскольку получившаяся перестановка приводит к тому, что в слове «прочитывается» еще одно слово, как, например, в английском “agillator”: a large reptile with a long mouth, sharp teeth and powerful jaws. Native to the wetland areas of the southwest United States and China. “Look Mom, that man’s boots look like an agillator
!“
(Jada, age 3, Alton, ILUSA). Здесь возможна как перестановка букв “l” и “g”, так и стяжение слов “agile” (“agility”) и “alligator”. Английское “agile” означает «ловкий», «проворный», «живой», «подвижный» – семы, в принципе, совместимые с понятием «крокодил». Контаминант “effelent” (a large, grayish-brown, five-toed animal with a long, hose-like nose and very large ears. “Isawaneffelentatthezootoday!”
(Madison, age 3, St. Charles, MO; Pam, age 4, Crestview, FL USA)) также может быть проанализирован с разных позиций – как оговорка-метатезис и как контаминант. Во втором случае одним из составных элементов может быть слово “effect” , поскольку слон большой и, как правило, производит значительный эффект, особенно на детей.
Итак, контаминированные оговорки в детской речи могут быть обусловлены:
1. Естественным стремлением ребенка осмыслить новое, незнакомое и, возможно, «бессмысленное» для него слово или его структурные элементы как значимые, наделенные смыслом.
2. Тенденцией к симметричной и аналогичной организации языкового материала, в котором все слова должны обладать прозрачной внутренней формой и быть семантически или структурно мотивированными.
3. Экспериментированием с формой слова и, как следствие, попыткой каламбурного словообразования, особенно в том случае, если это находит положительное подкрепление со стороны взрослых.
4. Недостаточным развитием артикуляционного аппарата и несовершенством фонематического слуха ребенка. В этом случае образованный контаминант представляет собой «случайный» результат метатезиса – перестановки в слове букв и/или слогов.
Литература
1. Тюрин П.Т. Метатезис в детской речи // Научно-методический журнал «Вестник практической психологии образования» № 4 (9), 2006 [электронный ресурс]. www.psy.lv/templates/userfiles/documents/zinatne.doc.
2. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки при освоении русского языка как родного и иностранного: опыт сопоставительного анализа // Х Конгресс МАПРЯЛ «Русское слово в мировой культуре». Методика преподавания русского языка: традиции и перспективы. Т. 2. – СПб., 2003. – С. 426 – 432.
3. Zamudio, Alvin. The American Sandbox Dictionary of Children’s Mispronounced English, 2009 [электронный ресурс]. https://www.americansandbox.com.
Поступила в редакцию 31.08.2009 г.