Со звуками [л], [л’] у многих детей возникают типичные проблемы: «вампа» (лампа), «ёшка» (ложка), «ук» (лук), и т.п. Это далеко не полный перечень характерных пропусков и замен, которые используют в своей речи малыши. Поставить звуки [л], [л’] (также, как и [р] и [р’]) — задача непростая и требующая терпения, но выполнимая. В данном тематическом разделе Вашему вниманию предлагается богатый выбор проверенных способов и конкретных инструментов для достижения этой цели. Здесь — подробные описания игр по коррекции и оттачиванию произношения твёрдой и мягкой «Л». А также конспекты логопедических занятий и НОД по закреплению навыков различения звуков [л], [л’] в связной речи. И ещё — удачный опыт привлечения к работе по «укрощению» твёрдой и мягкой «Л» известных сказочных и мультипликационных героев. ОЛьга еЛа кЛубнику, а КоЛя поймал наЛима.
Л — Ль: автоматизация, дифференциация
Содержится в разделах:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками 2687
Включает в себя разделы:
- Буквы М, Л и звуки [М], [Л]. Конспекты уроков 23
- Звуки [Л] — [Р]. Дифференциация звуков 157
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков 698
По группам:
- Старшая группа
- Подготовительная группа
Показаны публикации 1-10 из 841. Все разделы | Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
Новое
Фото
Лучшее
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №1 «Родничок»
с. Инзер муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»….
Конспект подгруппового логопедического занятия со здоровьесберегающим сопровождением «Дифференциация [р], [л]» Конспект подгруппового логопедического занятия со здоровьесберегающим сопровождением. Тема: «Дифференциация [р], [л]»
.
«Увлекательное путешествие»
. Задачи: Коррекционно-образовательные: -закреплять навык правильного произношения
звуков л, р и умение дифференцировать их в словах,…
Конспект по обучению грамоте «письмо буквы л «
1 класс Учитель : Агаева Т.И.
Тема урока: Письмо строчной буквы л.
Цель
: Знакомство с письмом строчной буквы л .
Задачи:
- Образовательные: познакомить с написанием строчной буквы л, слогов, слов и предложений;
- Развивающие: развивать речь учащихся, умение отвечать на вопросы полным ответом, мелкую моторику кисти рук;
- Воспитательные: воспитание положительной мотивации в учебной деятельности.
Ход урока
Этапы урока
Содержание урока
1.Организационно-подготовительный этап
-В школу мы пришли учиться
Не играть и не лениться. На уроке не зевать, А работать и писать.- Проверьте все ли у вас готово к уроку, приведите в порядок свое рабочее место.
— Если мы всё сделали правильно, то можем продолжать урок дальше.
2. Основной этап
— Сейчас у нас урок письма, давайте вспомним, с чем познакомились на уроке чтения? (учились читать слова с буквой л)
Сейчас мы разомнем свои пальчики. Закрасте участки с буквой л коричневым карандашом. Кто закрасит правильно у того получится картинка. Работаем быстро внимательно,аккуратно (на работу даю 2 минуты времени.),что у вас получилось?
-Лошадь. С какого звука начинается слово лошадь? Сколько в этом слове слогов? Звуков?
Напомните с какого звука начинается слово лошадь? А какой буквой мы обозначаем этот звук? Какими бывает буква Л? (заглавная и строчная).
Мы познакомились с печатной буквой Л,а на письме мы какие буквы пишем?
— Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (На уроке письма мы будем писать строчную л, слоги, слова, предложения с этой буквой).
— О чём должны помнить на уроке письма? (Мы должны правильно сидеть и писать красиво.)
— Давайте попросим дежурных рассказать как нужно работать на уроке письма. Вспомним правила (писать красиво, сидеть прямо, тетрадь лежит под наклоном, держим ручку правильно)
Сообщение нового материала
Подготовка к письму строчной буквы л
Знакомство с письменной буквой л.
— Рассмотрите на доске строчную букву л.
— Сравните письменную и печатную буквы. Чем они отличаются. (у печатной буквы 3 элемента, а у письменной 2; у печатной буквы прямые, острые линии, а у письменной плавные, наклонные)
— Из каких элементов состоит строчная буква л. (из двух маленьких линий с закруглениями)
-А теперь возьмите ручки. Откройте пропись на стр. 23. Вверху по точкам обведите 2 элемента, смотрите на направление стрелочек.
— Дети, как назовём девочку, которая изображена у вас в прописи? Имя должно начинаться на Л, так как мы сейчас изучаем эту букву. (Лена)
Рядом с ней изображён узор. Определите по узору, что она делает? Можно ли рвать большие букеты цветов? Почему? (Нельзя, потому что это наносит большой вред для природы). Обведем узор.
Обучение письму строчной письменной буквы л
.
1) Письмо элементов в прописи.
— Вначале напишем букву л по элементам, как показано в прописи.
1 эл. – Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки , ведём вниз до нижней линии, закругляем, плавно вправо, ведём вверх наклонную до верхней линии рабочей строки.
2 эл. – от верхней линии рабочей строки вниз ведём наклонную короткую линию до нижней линии рабочей строки и закругляем чуть ниже середины рабочей строки.
2) Воображаемое письмо « в воздухе».
— Пишем вместе со мной.
Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки , ведём вниз до нижней линии, закругляем, плавно вправо, ведём вверх наклонную до верхней линии рабочей строки и не отрываясь пишем прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо..
— Пропишите букву л по образцу, по точкам, теперь пропишите букву л до конца строчки ,соблюдая одинаковое расстояние между буквами.
— Найдите самую красивую букву, подчеркните её.
Физминутка
: музык. «Две руки»
г) Закрепление полученных знаний
Обучение письму слогов и слов по образцу в прописи.
1) Письмо слога. На что делятся слова (на слоги),из чего состоит слог (из гласнго звука, из гласного и согласного, но обязательно из гласного)
— А теперь мы с вами будем писать слоги и слова с новой буквой л.
— Прочитайте слоги в прописи. Посмотрим, какие соединения у этих слогов.
— А теперь пропишите слог по образцу в прописи.
— Поднимите руку, у кого получилось по образцу.
2) Письмо слова.
— Прочитайте слово. Давайте это слово скажем хором. Сколько слогов в слове?
Пальчиковая гимнастика.
Две веселые лягушки ни минуты не сидят –
Ловко прыгают подружки,только брызги вверх летят.
3) Письмо предложения
— Прочитайте предложение в прописи.
— Какой знак стоит в конце предложения? Что подсказывает нам вопросительный знак? (надо спросить)
— Сколько слов в предложении?
— Прочитайте 1 слово, 2 слово, 3 слово. — Как нужно писать первое слово?
— Почему слово Нина с большой буквы? Пишем предложение.
Найдите рабочую строку; пропишите до конца строки букву Л.
3.Заключительный этап.
— Посмотрите свою работу. Сравните букву л с образцом. Все научились писать эту букву?
Письмо под диктовку: Т,и,к, А,у,о,Н,л.
— А кто, ребята из вас расскажет, что же мы узнали про эту букву и что мы с ней делали на уроке письма?
— Оцените себя, покажите пальчиками сколько бы вы себе поставили за урок.
Весёлый праздник
Наступил последний день в году. Людмила ждала гостей к ужину. Сколько дел надо сделать молодой хозяйке!
Вначале она сбегала в магазин, потом вымыла всю посуду. В углу комнаты Людмила установила ёлку, а на неё повесила лампочки.
«Только бы успеть к ужину!» — мелькало в её голове. Людмила запекла в духовке индейку, сделала несколько салатов, а затем уложила сладости и яблоки в вазу. Оставалось только надеть новое платье.
Усталая хозяйка на минутку прилегла на диван… Звонков Людмила не слышала.
Когда наступил Новый год, она сладко спала!
Необычный колышек
Павел посадил в саду маленькую яблоньку. Ствол у яблоньки был тоненький — того и гляди, сломается. Сделал Павел кол и воткнул его в землю около яблоньки. Слабый ствол яблоньки и колышек Павел соединил бинтом. Подвязал яблоньку и успокоился. Оставалось ждать зелёных листьев.
Каждый день Павел ходил к яблоньке, поливал её. Внимательно наблюдал за ветками. Но зелёных листьев всё не было и не было!
Как-то Павел увидел из окна, что его яблонька наконец зазеленела. Когда Павел подошёл ближе, то оказалось, что это на колышке, а не на яблоньке появилось несколько зелёных листиков! «Вот так колышек!» — подумал Павел.
Жалко!
Это было летом. Мама Володи уехала из дома по делам. Сыну она оставила деньги и велела сходить в магазин. Володя должен был купить два пакета молока, две пачки масла и упаковку сметаны.
Володя взял сумку и пошёл в магазин. Он купил масло, сметану и молоко. Когда Володя заходил в подъезд, его окликнули знакомые мальчишки: «Володька, выходи, в футбол погоняем!»
Володя влетел в кухню, кинул сумку на пол и тут же выбежал на улицу. Через полчаса в тепле, без холодильника, молоко скисло, масло потекло, а сметана стала жидкой и невкусной.
А жалко!
Плохой поступок
У подъезда на ступеньках сидел маленький котёнок. Около него, опустив голову, стоял большой пёс — долматин. Пёс злобно лаял на котёнка.
Недалеко, на скамейке, сидел Влад, хозяин пса. Он глядел на свою собаку и улыбался. Маленький котёнок съёжился и пищал.
Из подъезда вышла пожилая женщина. Она подняла котёнка, а псу скомандовала: «Фу! Нельзя! Пошёл вон!» Потом женщина подошла к Владу и сказала: «Нашёл себе забаву! И тебе не стыдно?» Влад ответил: «А что? Я ничего не сделал!» «Вот это-то и плохо!» — заметила женщина.
Полосатая палка
Владик гулял с Полканом и постоянно кидал ему палку. Полкан не хотел носить палку. Тогда Владик сам стал бегать за палкой. Он вставал на колени, зубами поднимал палку с земли и нёс её Полкану. Да, учёба шла тяжело!
Как-то Владик закинул палку особенно далеко. Полкана долго не было видно. Наконец Владик заметил, что Полкан несёт в зубах палку. Хозяин довольно заулыбался. Когда Полкан подошёл ближе, Влад увидел в его пасти … полосатый милицейский жезл!
Речевая гимнастика
Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие органов речи и слуха. Регулярные тренировки такого плана помогут научиться правильно и четко выговаривать любые звуки, в том числе и «Л»:
- «Активное знакомство». Познакомьте малыша со всеми органами, которые задействованы при разговоре: губы, язык, щеки, небо. Попросите ребенка сесть перед зеркалом и внимательно посмотреть, что и где находится, как может двигаться. В процессе малыш незаметно проведет разминку органов ротовой полости, разогреет и подготовит их к занятиям.
- Правильное дыхание. Большая часть букв проговаривается на выдохе. А чтобы произношение было чистым и четким, необходимо контролировать количество воздуха. Любимыми упражнениями на дыхание для ребенка могут стать выдувание мыльных пузырей или воздушных шариков, пускание бумажных корабликов или задувание свечей.
- Улыбка. Важно помнить, что звук Л нужно выговаривать с широкой улыбкой. Предложите ребенку улыбнуться закрытом ртом от уха до уха и продержать гримасу 10 секунд.
Ряд проведенных научных исследований доказал, что мелкая моторика рук напрямую влияет на формирование детской речи. Если вы хотите, чтобы ребенок красиво говорил звуки, а речь была поставлена правильно, покупайте ему небольшие игрушки и пластилин.
Прежде чем начинать упражнения на проговаривание звука «Л», следует показать малышу правильное положение артикуляционных органов:
- Кончик языка находится в основании верхних зубов или альвеол, он также может упираться в пространство между челюстями.
- Выдыхаемый воздух должен проходить по боковым сторонам языка.
- Боковые части языка не касаются щек и жевательных зубов.
- Корень языка находится в приподнятом положении, голосовые связки напряжены и вибрируют.
- Мягкое небо прикрывает доступ к полости носа.
Обычно у ребенка не возникает особых сложностей с освоением механизма проговаривания звука Л, поэтому видимый результат наблюдается уже спустя несколько занятий.
Как маленькая Злата стала большой
Маленькая Элла очень хотела стать большой. Она всё делала для этого! Мамины туфли на высоких каблуках обувала. Волосы завивала. Бусы на шею надевала. Даже губы помадой подводила. Но все в доме всё равно называли Эллу малышкой.
Как-то Элла сама вымыла на кухне всю посуду и подмела пол. А потом сделала омлет! И тогда неожиданно папа сказал маме: «Наша Элла совсем большая стала!».
Видно, не каблуки и помада людей большими делают!
Коррекция звука [л] в домашних условиях
Нарушения речи возникают по разным причинам. В случае, когда ребенок не говорит только один-два звука, родители могут попробовать исправить дефект самостоятельно.
Занятия с логопедом позволят исправить любые проблемы с речью
Как научить ребенка говорить букву Л твердую
При дислалии у детей наблюдаются проблемы только со звукопроизношением. Нарушения возникают из-за особенностей строения артикуляционного аппарата или недостаточной подготовке мышц.
Для звука [л] важен верхний подъем кончика языка. При короткой подъязычной уздечке это сложно сделать. Поэтому предварительно ее нужно подрезать у стоматолога. Только операция решит эту проблему.
Проверить связку легко: нужно попросить ребенка дотронуться кончиком языка до верхних зубов. Соноры ([л], [р] и их мягкие пары) появляются к пяти годам и до этого времени беспокоится не о чем. В три года артикуляционный аппарат ребенка еще только формируется.
Важно! Не стоит торопиться и требовать, чтобы дети с раннего возраста выговаривали все звуки. Иначе можно спровоцировать развитие дефекта.
В домашних условиях можно попробовать самостоятельно исправить неправильное произношение звука [л]. Такое допускается только в случае дислалии. Иногда эту проблему можно спутать с дизартрией, которая требует работы с логопедом.
При дизартрии нарушается подвижность мышц артикуляционного аппарата. Подобная проблема выражается в гипертонусе или гипотонусе. Часто язык такого ребенка собран во рту или слишком расслаблен. Малышу будет сложно выполнять тонкие движения и переключаться с одной позы на другую.
На исправление неправильного произношения может уйти до одного года. С ребенком нужно заниматься каждый день — это позволит ускорить процесс. Необходимо соблюдать последовательность этапов и не торопиться.
Постановка звука
Механический способ в логопедии используют часто. Для него нужен специальный зонд в виде проволочной рамки или шпатель. Ребенок широко открывает рот, протяжно произносит «ЫЫЫЫЫЫ» и в это время взрослый поднимает его язык инструментом.
Легче учить ребенка произносить звук от межзубной позиции. Для этого дошкольника просят прикусить кончик язычка и произносить звук [ы] (ЫЫЫЫЫЫ), после чего постепенно убирать язык за верхние зубы.
Проговаривать [л] в межзубной позиции можно сразу со слогами. Постепенно происходит уход от этого положения. Автоматизацию начинают только с прямых слогов: ЛА, ЛО, ЛЫ, ЛЕ.
Важно! Нельзя торопиться с переходом к словам, иначе закрепится дефектное произношение.
Логопедические распевки, упражнения, песенки для детей 2-3 лет.
Автоматизация звука
После того как правильное произношение отработано в прямых и обратных слогах переходят на слова. Для облегчения восприятия используют наглядный материал в виде картинок и специальных игр. Например, ребенка просят показать предметы со звуком [л].
Слоги можно проговорить с помощью зонда
Приучить дошкольника к самоконтролю сложно. Поэтому нужно постоянно с ним заниматься. Достаточно уделять меньше получаса для работы и эффект не заставит себя ждать.
Родителям стоит понимать, что нет способа, который даст быстрый результат. Только постоянные тренировки помогут закрепить правильное произношение.
Песенки и стишки
Для облегчения процесса автоматизации используют разный лексический материал. Чистоговорки и стихотворные формы проще запомнить и ребенку нравится их воспроизводить.
С дошкольником можно разговаривать на разные темы. Так ему будет легче привыкнуть к правильному произношению.
Пример стихов для автоматизации звука [л]
Главное условие эффективных занятий — это заинтересованность ученика. Поэтому все проводят в игровой форме. Чем разнообразнее материал, тем лучше для малыша.
Скороговорки
Сложнее всего ввести звук в самостоятельную речь. Для облегчения процесса используют скороговорки на звук [Л]. В них подобраны слова, которые позволяют отрабатывать произношение звука в разной позиции.
Например, «У елки иголки колки», «Воля в поле», «Подошел к лотку Лука, лук Лука купил с лотка» и т. д. Постепенно ребенка просят произносить быстрее каждую скороговорку. Большое внимание уделяют правильному произношению.
Упражнения на артикуляцию
Учить правильно произносить звук начинают с артикуляционной гимнастики. Логопедические упражнения для быстрой постановки звука [л]:
- Широкий язык лежит за нижними зубами, ребенок протяжно произносит протяженно «ЫЫЫЫЫЫЫЫ».
- Облизывать кончиком языка верхнюю губу.
- Цокать языком.
- Широко открыть рот и языком провести по внутренней стороне зубов.
- Кончиком языка проводить по небу.
Комплекс выполняют каждый день. Чтобы ребенок научился правильно произносить звук он должен все упражнения делать правильно. При этом важно следить за неподвижностью челюсти.
Артикуляционная гимнастика выполняется строго перед зеркалом
После того, как все движения будут легко выполняться, переходят к следующему этапу — к постановке твердого звука [л]. Для этого используют разные приемы. Нельзя заранее сказать какой из них подойдет конкретному ребенку.
Лось и дятел
Лось стоял под ёлкой и глядел на Дятла. Дятел ухватился цепкими лапками за ствол ёлки и ловко сидел на своём хвосте. Он долбил ствол, выклёвывал из него личинок и жуков.
«Как дела, Дятел?» — воскликнул стоявший под ёлкой Лось. «Дела плохи! — ответил Дятел. — Галка меня подвела. Обещала не занимать моего дупла, а сама заняла. Вывела в нём птенцов. Остался я без дома!».
Лось, недолго думая, сказал Дятлу: «Слушай, а ты забодай Галку». И захохотал. Понял Дятел злую шутку Лося. Подумав, Дятел ответил: «Неплохая идея! Только ты, милый Лось, залезай ко мне на ёлку — вместе и полетим к Галке!»
Странный клубок
Клавдия Ивановна сидела на лавке и вязала. Её белый кот бегал за голубями.
Вязала, вязала Клавдия Ивановна и уснула. Клубок ниток вывалился из её ладоней и упал на песок.
Кот заметил клубок и стал катать его. Забыв о голубях, кот толкал и толкал клубок лапками. Коту было так весело!.. Сначала клубок стал совсем маленьким, а потом его и вовсе не стало. Белый кот долго искал свой клубок.
Добрая Злата
Злата сидела на скамейке и ела булку с колбасой. Подошла к Злате бездомная собака. Она поглядела на колбасу, потом на Злату и тихо заскулила. По глазам собаки было видно, что она давно не ела.
Злата отломила половину булки и отдала голодной собаке. Та моментально всё съела. Затем собака потянулась к Злате и стала ласково лизать её ладони.
Голубой платок
Мила купила голубой платок. Он был гладкий, шёлковый, с кистями — загляденье! —
Мила захотела надеть платок в школу. Когда Мила достала платок с полки, он оказался мятым. Стала Мила гладить платок. Но тут как назло в кухне зазвонил телефон. Мила выбежала из комнаты, а утюг оставила на платке…
Когда Мила вошла в комнату, она поняла, что голубого платка у нее не стало!