Рекомендации родителям: «Развиваем речь ребенка дома»


Нормы речевого развития

  1. Ребёнок 1 года до 1,5 лет. В этом возрасте дети используют в разговоре отдельные слова. К полутора годам малыш составляет простые предложения. Например, «дай каши» или «дай воды». Ребёнок запоминает названия предметов, которые окружают его дома, а также несколько основных глаголов и прилагательных.
  2. Ребёнок от 1,5 лет до 2 лет. Словарный запас малышей быстро увеличивается. Постепенно уходят сокращённые формы слов. Речь детей становится связной благодаря местоимениям и прилагательным. К двум годам ребёнок начинает использовать предложения из 3-4 слов. Чем больше мы развиваем речь детей дома, тем выразительней и эмоциональней она становится.
  3. Ребёнок от 2 лет до 2,5 лет. Занимаясь речью своих детей, можно перейти к простым стихам. В этом возрасте малыши хорошо запоминают четверостишья. Словарный запас увеличивается благодаря быстрому усвоению новых фраз и выражений. В связной речи появляются вопросы. Количество слов в предложениях возрастает за счёт союзов и предлогов. Ребёнок начинает общаться не только с родителями, но со сверстниками.
  4. Ребёнок от 2,5 лет до 3 лет. Малыши начинают хорошо понимать смысл речи. Они могут вникнуть в рассказы о будущем и прошлом времени. Чем чаще мы развиваем речь детей дома в этом возрасте, тем быстрее увеличивается словарный запас. Родители превращаются в источник информации. Детям можно поручать задания, которые включают несколько действий. Если речь развиваем правильно, то в ней возникают числительные и падежи.
  5. Ребёнок от 3 лет до 4 лет. Улучшается звукопроизношение. Ребёнок может рассказать о себе, правильно использует сравнительные прилагательные, времена глаголов и рода. Детям даются обобщения (мебель, люди и пр.). Словарный запас включает не только предметы, имеющиеся дома, но и абстрактные понятия, явления и оценки. В этом возрасте речь развиваем при помощи книг и стихов. Детям нравится перечитывать одно и то же по нескольку раз, поскольку знакомая информация усваивается лучше. У ребёнка получается запоминать прозу и стихи дословно. Однако пересказ вызывает затруднения.
  6. Ребёнок от 4 лет до 5 лет. У детей стремительно растёт запас слов за счёт наречий. Ребёнку становится интересно самостоятельно анализировать слова, перенося их формообразование на другие. Хотя получается не всегда правильно («милый – милее», «яркий – ярчее»). К пяти годам ребёнок свободно пользуется множественным числом. Однако при встрече с незнакомыми словами у детей могут возникать проблемы («огурец – огурецы – огурцы»). Связная речь ребёнка пока развита недостаточно. При пересказе событий допустима непоследовательность. В этом возрасте необходимо развивать речь ребёнка, работая над звукопроизношением сонорных и шипящих звуков.
  7. Ребёнок от 5 лет до 6 лет. В этом возрасте активно развивается правильная связная речь. У детей получается составлять рассказы по наглядному материалу, пересказывать истории с соблюдением времён и логических цепочек. Формируется внутренняя речь, поэтому у детей появляется способность планировать свои действия. Исчезают грубые грамматические ошибки. Вы уже не услышите от ребёнка: «Я вчера пойду в магазин». Нормализуется звукопроизношение и звуковой анализ. У ребёнка речь становится более выразительной, сопровождается перепадами интонаций и громкости.
  8. Ребёнок от 6 лет до 7 лет. Дети полностью осваивают связную речь. Звуки произносятся правильно, соблюдаются временные и логические последовательности. Ошибки возникают только в сложных предложениях.
  9. Ребёнок от 7 лет до 8 лет. В связную речь добавляются устойчивые и образные выражения. Малыш способен прочитать стихотворение с выражением, а также пояснить его смысл. Ребёнок в 8 лет начинает активно осваивать чтение и письмо. К этому возрасту у него формируются все навыки, необходимые для обучения в школе. Как правило, на данном этапе у взрослых не возникает вопроса, как развить речь ребенка.

Если у ребёнка не развита речь для его возрастной группы, то может потребоваться помощь специалиста. Лучше обратиться к логопеду или педагогу для дошкольников. Также необходимо развивать речь малыша дома.

Что влияет на развитие речи?

На развитие речи у ребенка влияют следующие факторы:

1. Слуховое внимание

. Если речевой слух формируется стремительно, это, как правило, замедляет развитие слуховой чувствительности. Между тем, на скорость развития фонематического слуха влияет музыкальный, в частности, звукочастотный слух. Именно поэтому родителям важно не только разговаривать с малышом, но и петь для них или включать на фоне музыку.

2. Моторное развитие

. Существует прямая связь между языковым и моторным развитием. Поэтому чтобы ускорить процесс формирования одного, нужно развивать и другое. Дети гораздо быстрее осваивают речевые навыки в играх, в которых задействуются все органы чувств и мускулы тела. Важно следить за тем, чтобы они контролировали движения мышц, в особенности мелких.

3. Интеллектуальный рост

. Если ребенок произносит слова или фразы, которые родителями кажутся глупыми, не стоит оценивать это как низкий уровень интеллекта. С помощью «своего» словаря дети младшего возраста выражают мысли, желания, ассоциации, взгляды на мир. Исправляя ошибки, взрослые тем самым не дают речевому аппарату развиваться.

4. Эмоциональное развитие

. Скорость становления речевых функций во многом зависит от эмоционального контакта ребенка с взрослыми. Чувствуя связь с родителями, он стремится повторять их слова или действия. Детям, у которых нет этого контакта или которые пережили эмоциональный стресс, гораздо сложнее рано заговорить.

5. Общение

. Чтобы развить речь, у ребенка должно быть желание общаться с окружающими. Ведь речевые навыки нужны не только для того, чтобы выражать свои эмоции и мысли. Именно общаясь со взрослыми, дети расширяют словарный запас и развивают речевые функции.

Общие советы

Логопеды дают молодым родителям следующие общие рекомендации, с помощью которых можно ускорить речевое развитие малыша:

  1. Постоянно разговаривайте.

    Ребенок сразу после рождения готов впитывать информацию, наподобие губки, о том, что видит, чувствует, слышит. Слух новорожденного уже полностью сформирован. Говорите о чем угодно, куда пошли, кто пришел, давайте комментарий любой мелочи. Действия, которые сопровождаются словами, приводят к быстрому пониманию речи, слов. Спустя непродолжительное время малыш сможет понять, что от него хотят уже при помощи слов, незакрепленных действиями.

  2. Повторяйте за малышом

    . Дети в младенческом возрасте пытаются что-то сказать. Обычно это выглядит в виде бесконечного повторения какого-то звука. Таким образом происходит тренировка дикции ребенка. В этом возрасте родителям лучше повторять за ним. Можно постепенно усложнять задачу, напевая привычные звуки для малыша, «дя-дя-дя». Таким образом он научится держать темп. Это также будет важно для дальнейшего формирования речи.

  3. Показывайте, какие звуки издают животные.

    Если дома есть кошка говорим, «мяу», собака – «гав». Таким образом ребенок быстро освоит звуки, произносимые животными. После того, как речевой аппарат сформируется, он справится с тем, чтобы позвать кота привычным образом «кис-кис». Если в доме нет животных, то подкрепляйте звуки картинками.

  4. Развивайте мелкую моторику

    . Если обратить внимание, то можно заметить, что маленькие дети все хотят потрогать своими руками. Таким образом у них развивается мозг. Если развивать мелкую моторику еще до года, то произойдет более скорое развитие речи. Но, все занятия с мелкими предметами должны однозначно проводиться под неусыпным присмотром взрослых.

  5. Организуйте общение со сверстниками.

    Между собой дети общаются более активно, чем со взрослыми, хотя это выглядит, словно лепет. Неплохой было бы, если в детской компании был ребенок, который уже умеет говорить. Таким образом малыш будет ему стараться подражать.

  6. Дозируйте язык жестов.

    Младенцу проще показать жестом, чем сказать словами. Поэтому сразу, как только ребенок начал жестом показывать на предметы, мама должна это комментировать словами, а не молча давать необходимый предмет ребенку. Малыш показывает на сок, говорим, что это сок, на кота, говорим, что это кот.

Методы развития активной речи детей раннего возраста

Формирование активной речи у детей раннего возраста является необходимостью. Это обусловлено сензитивным периодом речевого развития ребенка и активным ростом числа речевых патологий в современном обществе. Это требует использования разнообразных методов и приемов активизации речевой работы ребенка раннего возраста.

Стимулирование активной речи ребенка раннего возраста реализуется посредством применения следующих методов:

  1. Наглядные методы. Они связаны с демонстрацией живых объектов, их действиями, наблюдением за процессами и явлениями окружающего мира.
  2. Словесные методы. Они связаны с чтением детской литературы, произношением стишков, потешек, сказок, рассказов.
  3. Практические методы. Как правило, они включают в себя игровую деятельность. Могут быть организованы специальные занятия по развитию речи, но в данный возрастной период они не имеют активного воздействия. Поэтому, применение находят дидактические игры.
  4. Народный фольклор. Именно устное народное творчество оказывает активное воздействие на становление активной речи ребенка. Колыбельные, потешки, стишки увлекают ребенка и направляют его внимание на речь взрослого. Кроме того, они стимулируют работу мыслительных процессов, что активизирует речевое развитие.
  5. Звукоподражание. Это специальный прием, ориентированный на активизацию речевой работы ребенка. Даются звуки и их сочетания, отражающие действия объектов, звуки животных: ку-ка-ре-ку, гав-гав, чух-чух, топ-топ.
  6. Упражнения на развитие речевого дыхания. Они необходимы для того, чтобы выработать основы правильного произношения. Детям даются упражнения на сдувание и задувание чего-либо, совершение ритмичных вдохов-выдохов.
  7. Упражнения на развитие моторных функций организма. Моторика стимулирует речевое развитие. Используются пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, художественное творчество-лепка, рисование пальцами.
  8. Пескотерапия. Это инновационный метод, применяемый в развитии ребенка. Игры с песком способствуют развитию моторных функций организма, что стимулирует речь, помогает сформировать основы связного высказывания.

Рисунок 1. Игры и занятия для развития речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка:

Крики

— возникают с рождения.

Гуление

– протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев.

На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками

, которые потом трансформируются в лепет.

Лепет

– многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев.

Слова

— переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев.

Появление слов взрослого лексикона (молоко – моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики – часики) начало с 1 года 7/9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, — основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.

Паршукова Инга Алексеевна.

г. Москва, Сибирский государственный университет путей сообщения, студент,

Младенчество представляет собой период, в котором развитие ребенка в физическом, психическом и социальном плане происходит чрезвычайно быстро, преодолевая за небольшой промежуток времени огромный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца, который способен смотреть, слушать, действовать, взывать о помощи, радоваться [1, с. 24].

Известно, что период младенчества состоит из двух фаз (первая –длительностью до 5-6 месяцев, вторая – до 12 месяцев) и завершается кризисом одного года.

Психическое развитие ребёнка в период младенчества определяется тем, что он беспомощен биологически и социально и обладает минимальными возможностями общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому главное направление развития ребенка на этом этапе – освоение основных способов взаимодействия с миром.

Для первой фазы младенчества характерно активное развитие сенсорных систем, т.е. элементарных форм будущих ориентировочных реакций, таких как сосредоточение, слежение, круговые движения. В 4 месяца появляется реакция на новизну, она состоит в частности в длительности удержания взгляда на новом предмете. Также происходит развитие слухового восприятия (реакция на голос матери) и тактильной чувствительности, имеющей большое значение для формирования акта хватания и обследования предмета.

Развитие голосовых реакций ребенка проявляется в виде попыток привлечь взрослого посредством голоса, что говорит о процессе перестройки голосовых реакций в поведенческие акты. В это время у ребенка наблюдаются различные типы реакций голоса, к которым относится гуканье, гуление, лепет.

С началом второй фазы младенческого возраста (приблизительно в 5 месяцев) происходит «перелом» в развитии ребенка. Его начало характеризуется появлением первого направленного действия – акта хватания. Для психического развития ребенка этот акт является чрезвычайно важным, так как в связи с ним возникает предметное восприятие.

Благодаря акту хватания происходит углубление восприятия пространства (пространство вытянутой руки). Хотя расстояние его невелико, вместе с тем, предмет вырывается из прежней схемы (восприятие пространственных характеристик до этого происходило через рот).

На основе активного развития руки, которое заключается в противопоставлении большого пальца, у ребенка расширяются возможности манипуляций с предметом. Поэтому, в возрасте от 4 до 7 месяцев у ребенка появляются результативные действия, что проявляется в простом перемещении предмета, извлечении из него звуков.

К 7–10 месяцам осуществляется формирование соотносимых действий, т.е. ребенок научается взаимодействовать с двумя объектами одновременно, отдаляя от себя или соотнося их между собой.

К моменту окончания младенческого периода (от 10-11 до 14 месяцев) происходит возникновение функциональных действий. Эти действия характеризуются более совершенными движениями: открыванием, вкладыванием, нанизыванием. При этом если ранее ребенок осуществлял действие одним способом, который был ему показан взрослым и производил это действие на одних и тех же предметах, то теперь он осуществляет попытки воспроизвести действие на всевозможных объектах [4].

Акт хватания стимулирует у ребенка возникновение сидения. Перед ним открывается множество других предметов, при этом появляются и предметы, до которых он не может дотянуться. Здесь вступает в силу закон опережающего знакомства ребенка с миром. Благодаря тому, что ребенок тянется к предмету, но достать его может только с помощью взрослого общение приобретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов.

Со второго полугодия жизни важна помощь взрослых (организация действий, одобрение). Это приводит к тому, что необходимы новые средства и способы воздействия на взрослого. Так возникает указательный жест, который уже предметно отнесен и имеет в себе зачатки слова.

Л.С. Выготский, определил, что изначально указательный жест является неудачным актом хватательного движения: ребенок хочет взять предмет, который слишком далеко от него находится и его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, а пальцы делают указательные движения. Осмысление движения ребенка, как указательного жеста, происходит, когда мать приходит на ему на помощь. После этого ситуация значительно меняется и данный жест уже становится жестом для других. То есть, неудачное хватательное действие ребенка вызывает реакцию не со стороны предмета, а со стороны других людей. И только впоследствии, ребенок начинает сам относиться к этому движению как к указанию. К осознанию своего жеста ребенок приходит последним [2, с. 101–104].

Данный процесс иллюстрирует то, что совместное действие ребенка и взрослого лежит у истоков возникновения слова.

Первое понимание слов возникает у ребенка к концу младенческого возраста, а у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка на основе понимания им речи.

Между младенческим возрастом и ранним детством существует переходный период – «кризис одного года». Начало кризиса приходится к 9 месяцам, в это время ребенок начинает ходить. По мнению Д.Б. Эльконина, главным в акте ходьбы является не только расширение пространства ребенка, но и его отделение от взрослого. Теперь происходит разделение «мы» и впервые не мама ведет ребенка, а он ведет маму куда хочет. Ходьба является первым основным новообразованием младенческого возраста, которое знаменует собой разрыв старой ситуации развития [5, с. 159].

Появление первого слова представляет собой второе основное новообразование, характерное для этого возраста. Первые слова отличаются тем, что они являются продолжением указательных жестов. Начало ходьбы и постепенное обогащение предметных действий вызывают необходимость в речи, которая могла бы удовлетворять общение по поводу предметов. На этом этапе речь представляет собой специфическую структуру, которая состоит из обрывков слов, является эмоционально окрашенной и понятной только близкому окружению. Тем не менее, она служит критерием возникновения новой ситуации развития: там, где наблюдалось единство, появилось двое – взрослый и ребенок. Между ними возникло новое содержание деятельности – мир человеческих предметов.

Третьим, основным новообразованием в период младенчества является появление манипулятивных действий с предметами. Ребенку еще предстоит научиться взаимодействовать, освоить способы действия с человеческими предметами, которые его повсюду окружают. Пока ребенку приходится ориентироваться на физические свойства этих предметов. Выход из старой ситуации развития сопровождается проявлением негативных эмоций ребенка, которые возникают в виде ответной реакции на определенное ограничение его физической самостоятельности. Л.С. Выготский подобному поведению дал название «гипобулических реакций», то есть реакции протеста, в которых еще не произошла дифференцировка воли и аффекта.

Описывая кризис первого года жизни, Л.С. Выготский объясняет его появлением автономной детской речи. Она приводит к изменению отношения ребенка к среде, тем самым вызывая к жизни новую ситуацию развития. «Речь в отношении социального пространства ребенка играет такую же роль, как и ходьба в отношении физического» [3, с.150].

Данный период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности и в то же время полной зависимостью от взрослого, что составляет главное противоречие кризиса первого года.

Таким образом, данная стадия развития ребенка характеризуется тем, что с самого начала существуют две взаимосвязанные линии психического развития: формирование ориентации в смыслах человеческой деятельности и формирование ориентации в способах человеческой деятельности. Освоение одной лини открывает возможность для развития другой.

Таким образом, основной задачей воспитания ребенка в период младенчества является максимальное расширение и развитие широкой ориентации ребенка в окружающей действительности.

В виду того, что эмоциональное общение является основным типом деятельности ребенка в период младенчества, крайне важно удовлетворение первой потребности, формирующейся у ребенка – потребности в другом человеке.

Для формирования у ребенка чувства доверия к миру, взрослым необходимо общаться с ним, так как, при правильном и достаточном общении ребенка с взрослым фонематический состав лепета формирует фонематический состав родной речи. При этом общение должно носить эмоционально-положительный характер.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что период младенчества является важным периодом, в течение которого происходит бурное формирование всех психических процессов за кратчайшие сроки.

Библиографический список:

  1. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1997. – 195 с.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 2006. – 224 с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Просвещение, 2008. — 300 с.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2009. – 460 с.
  5. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. — М.: Наука, 2009. – 168 с.

Наиболее распространенные ошибки взрослых

При развитии ребенка наиболее часто встречаются следующие ошибки взрослых:

  1. Чрез чур активная опека

    . Родители стремятся предугадать желания ребенка. У него не формируется необходимость к разговору. Он не учится выражать свои мысли, что приводит к торможению речевых процессов.

  2. Не включают в круг общения ребенка новых людей

    , что в последствии приведет к затруднению общения в непривычных условиях.

  3. Завышение или занижение речевых требований

    . В некоторых семьях у ребенка не возникает потребность разговора на фоне абсолютного предугадания всех его желаний. Иногда же с малыша постоянно требуют «повтори», «скажи». Бывает, что в одной и той же семье встречаются сразу два подхода, бабушка чрезмерно опекает, а папа требует. Это неблагоприятно сказывается как на речевом, так и целом развитии малыша.

  4. Через чур быстрая или медленная, монотонная речь родителей.

    Эмоционально неокрашенная речь взрослых, без пауз сказывается плохо на развитии речи детей.

Не нужно стремиться ускорять естественный ход речевого развития ребенка. Он не должен уставать от занятий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]