Что такое тембр голоса

Многим певцам в начале вокального пути бывает интересно разобраться в ключевых теоретических терминах этой профессии (среди таких понятий есть и тембр). Тембр голоса определяет, какой по тональности и окраске звук слышится при звуковоспроизведении.

Очень сложно учиться вокалу, не имея специальных теоретических знаний, без них может быть сложно оценить собственные вокальные или просто речевые данные и умело корректировать их.

Что такое тембр и от чего он зависит

Тембр – это звуковая окраска голоса, придающая ему индивидуальное звучание. Он передает эмоциональное состояние человека: волнение или радость, испуг или гнев.

Звуки речи имеют основной тон и частичные подтоны, называемые обертонами. Совокупность обертонов создает индивидуальный для каждого человека тембр.

Он зависит от физиологических особенностей человека: от строения голосовых связок – их длины, ширины, упругости, подвижности, от объема трахеи, от строения резонаторных полостей – глотки, ротовой, носовой полостей, придаточных пазух носа.

Виды тембров

Все голоса делятся на несколько типов в зависимости от диапазона звуков, который они могут охватить. У мужчин это тенор, баритон, бас.

У женщин – сопрано, меццо-сопрано, контральто. Каждый тип делится на несколько подтипов, которые, находясь в одном звуковом диапазоне, отличаются друг от друга, благодаря разным тембрам исполнителей.

Тенор – это самый высокий мужской певческий голос.

Различают следующие виды тенора:

  • альтино (контртенор). Очень высокий, редкий голос, напоминающий женский;
  • легкий тенор. Высокий голос, имеющий более низкий, грудной обертон;
  • лирический тенор. Отличается мягкой, нежной окраской. Его обладателем был Сергей Лемешев;
  • лирико-драматический тенор. Близок к лирическому тенору, но имеет более глубокие обертоны;
  • драматический тенор. Самый низкий из теноров, близок к баритону.

Баритон — средний по звучанию голос, самый распространенный. Баритон бывает:

  • лирический. Близок к драматическому тенору, но имеет более глубокий оттенок;
  • лирико-драматический. Самый яркий представитель семейства баритонов. Им обладали Муслим Магомаев, Георг Отс;
  • драматический. Более низкий, сильный насыщенный оттенок. Драматическим баритоном обладал Дмитрий Хворостовский.

Бас – самый низкий по звучанию голос. Бас бывает:

  • высокий (бас-баритон). Самый яркий, светлый представитель семейства. Известный обладатель баса-баритона – Федор Шаляпин;
  • центральный (драматический). Твердый, звучный, тяжелый бас;
  • низкий (бас-профундо). Очень редкий, густой, низкий голос. Таким обладал Борис Штоколов.

Сопрано – самый высокий женский голос. В зависимости от тембра сопрано может быть: колоратурное, лирико-колоратурное, лирическое, лирико-драматическое, драматическое. Колоратурное сопрано — самое легкое, звонкое, воздушное. Драматическое – самое низкое, глубокое.

Меццо-сопрано – средний по высоте голос. Тембр меццо-сопрано теплый, густой, насыщенный. Оно также бывает колоратурное, лирическое, драматическое. Обладательницы меццо-сопрано – Елена Образцова, Любовь Казарновская.

Контральто – низкий женский голос, встречается гораздо реже, чем сопрано и меццо-сопрано. Современная обладательница контральто — польская оперная певица Эва Подлещ.

Детские голоса принято разделять на низкие (альт) и высокие (сопрано у девочек, дискант у мальчиков).

Поведение обертонов[править]

Характер поведения каждого обертона во времени также несет важнейшую информацию о тембре. Т.е. продолжительность присутствия обертонов, их последующее появление или изменение их амплитуды с течением времени.

Пример:

Откройте паттерн 8, и послушайте 3 звука. 1й обычная пила, 2й та же самая пила к которой применено фильтрование (быстрый срез высоких обертонов фильтром), 3й тот же самый что 2й, но фильтр работает в обратную сторону (постепенное добавление обертонов). 3 этих тембра довольно сильно отличаются по своему звучанию.

Откройте паттерн 9, и послушайте 2 звука. 1м звучит звук тембр которого «не очень», а у второго тембр интереснее. Единственная разница между этими звуками в том, что ко 2у применён фильтр! Этот пример показывает что характер поведения обертонов может кардинально поменять тембр звука, может заставить звучать звук гораздо интереснее! Не недооценивайте фильтр!

Вывод:

экспериментируйте применяя различные типы фильтров, здесь важнейшую роль играет динамика изменения спектральной огибающей во времени на всех этапах звучания: ADSR (атаки, стационарной части, спада).

Что может повлиять на тембр

На тембр могут повлиять следующие факторы:

  1. Подростковый возраст. У мальчиков голос «ломается» — становится ниже, грубее. Это естественный процесс, заложенный природой. У девочек такого яркого события, как «ломка» голоса не происходит, но, по мере взросления, он становится глубже и выразительнее.
  2. Простудные заболевания. Голос на время болезни становится низким и глухим, появляется хрипота. После выздоровления он возвращается к своему обычному состоянию.
  3. Курение. Со временем голос может стать ниже и грубее, особенно это заметно у женщин.
  4. Алкоголь. Алкоголь тоже не лучшим образом влияет на голос, который становится сиплым и грубым. Происходит это из-за раздражения голосовых связок.
  5. Стресс, эмоциональное перенапряжение. Из-за этих факторов человек может плохо контролировать свой голос, из-за чего он может начать дрожать, изменить тональность, стать визгливым или грубым. При устранении неблагоприятных факторов голос вернется к своему нормальному звучанию.
  6. Профессии, где голос является «инструментом». Это певцы, дикторы, педагоги, экскурсоводы. Люди этих профессий так привыкают к постановке своего голоса на работе, что могут и в повседневной жизни непроизвольно разговаривать несколько театрально или излишне громко. Ярким примером тому является сцена из фильма «Блондинка за углом», где мама главного героя, разговаривая излишне громко, объясняет: «Это профессиональное». Оказывается, она работает учительницей.
  7. Излишне горячая, холодная, острая еда негативно влияет на связки. Она делает голос сиплым и грубым, так же как алкоголь.
  8. Плохая осанка. Сгорбленная спина не позволяет грудной клетке расправиться, поэтому голос становится тихим и бесцветным.
  9. Возрастные изменения. Гормональные возрастные изменения в организме приводят к потере связками эластичности, голос становится более дребезжащим, скрипучим.

Несуществующая страница

Страница, которую вы читаете, не существует.

Верные способы попасть в никуда:

  • написать рудз
    .yandex.ru вместо
    help
    .yandex.ru (скачайте и установите Punto Switcher. если не хотите больше так ошибаться)
  • написать ine
    x.html, i
    dn
    ex.html или index.
    htm
    вместо index.html

Если вы считаете, что мы завели вас сюда специально, опубликовав неверную ссылку, пришлите нам эту ссылку по адресу .

Звуковой тембр и его основные параметры

Тембр — это субъективная характеристика качества звука, благодаря которой звуки одной и той же высоты и интенсивности можно отличить друг от друга.

Основными объективными параметрами, определяющими оценку тембра музыкантами, являются спектр и характер переходного процесса основного тона и обертонов. Кроме основных параметров звука, характеризующих его тембр, имеется ряд дополнительных. К ним относят реверберацию, вибрато, унисон, негармоничность обертонов, биения, расстояние до источника звука, нелинейность кривых равной громкости, нелинейность амплитудной характеристики слуха. На тембровое восприятие звука оказывают влияние условия его воспроизведения (вид исполняемого музыкального произведения, наличие посторонних шумов и т. д.), психологическое состояние слушателей !|(эмоциональный подъем или подавленность, предвзятое отношение к прослушиваемой музыке, музыканту или музыкальному инструменту), индивидуальные особенности слуха (различные у разных людей пороги слышимости и ощущения громкости и высоты звука) и музыкальный вкус слушателей (люди разных характеров и возрастов, а также различного эстетического воспитания по-разному воспринимают не только музыку, но и тембр звука).

Основные параметры тембра. Спектр звука определяется количеством и амплитудами входящих в него компонентов. Музыкальные звуки имеют, как правило, много компонентов. Форма звукового колебания зависит как от состава входящих в него компонентов, так и от фазовых соотношений между ними. Различие фаз гармоник приводит к различным формам звукового сигнала, но при прочих равных условиях — к одинаковым восприятиям тембра. Звук с негармоничными обертонами при постоянном спектральном составе имеет изменяющуюся во времени форму сигнала (например, звук фортепиано).

Формы звуковых сигналов музыкальных инструментов различны. Различным формам звуковых колебаний соответствуют различные спектры. Однако форма звукового сигнала зависит и от интенсивности звуков, спектр звука (например, для рояля) — от силы удара по клавише. Для музыкальных инструментов характерно также наличие большего числа обертонов для более низких тонов. Кроме того, спектральный состав звуков, как правило, изменяется по мере их затухания и вследствие других причин.

Переходной процесс звука можно рассматривать как частный случай амплитудной модуляции. При такой модуляции возникают дополнительные боковые составляющие спектра даже для синусоидального сигнала. Чем сложнее формы модулирующего и модулируемого колебаний, тем более сложным становится спектр всего колебательного процесса. В момент атаки в результате усложнения спектра звук приобретает характерную окраску, специфическую для данного вида инструмента.

Дополнительные параметры звука, влияющие на тембр. Расстояние до источника звука влияет на воспринимаемую громкость и спектр, поскольку поглощение воздухом высокочастотных компонентов происходит более интенсивно, чем средне- и особенно низкочастотных.

Реверберация изменяет тембр звука, так как затягиваются переходные процессы. При слишком малом времени реверберации тембру свойственны оттенки сухости, безжизненности. Музыка становится невыразительной, от исполнителя требуется большая громкость. Слишком большое время реверберации делает звук бубнящим, неразборчивым. Звуки наплывают друг на друга. Наилучшим тембровым условиям отвечает некоторое оптимальное время реверберации, Реверберация также влияет на тембр звука, так как отражение звука в помещении для различных частот различно. В результате спектры исходного и отраженного звуков неодинаковы, что накладывает свой отпечаток на тембр.

Как изменить тембр

Тембр дается человеку от природы. Он зависит от физиологических особенностей организма, поэтому изменить его кардинально невозможно. Но если появились гнусавость или охриплость, необходимо принять меры.

Некоторым людям охриплость придает шарм. Но если кроме раздражения хрипота ничего не вызывает, необходимо разобраться в причинах ее возникновения. Она может быть следствием недолеченной болезни, тогда необходима консультация врача.

Возможной причиной может быть курение, употребление алкоголя, слишком острой или соленой пищи. Тогда стоит отказаться от вредных привычек.

Гнусавость требует однозначной консультации отоларинголога, так как является следствием недолеченных ЛОР-заболеваний, перешедших в хроническую форму. У детей гнусавость может указывать на увеличенные аденоиды.

Бывает так, что человеку просто не нравится его голос, хотя явных дефектов (гнусавость, сиплость, хрипота) нет. В таком случае помогут специальные упражнения для развития тембра.

Они не смогут изменить голос до неузнаваемости, но сделают его чище, ровнее и глубже. Некоторые упражнения помогают сделать тембр немного ниже.

Реально ли добиться результата быстро и навсегда

Быстро?! От 2-ух недель до 3-ех месяцев! Навсегда: да, в основном. Важно понимать, что низкий тембр голоса у мужчин зависит не только от усилий по его изменению, но и от наследственности.

Все перечисленные советы реально работают и помогают скорректировать неблагозвучную писклявость, но не всегда удается достичь желаемой брутальности в речи в домашних условиях.

Если упражнения и методики оказались не на 100% эффективными в конкретном случае, для изменения голоса навсегда можно воспользоваться медикаментами или достижениями пластической хирургии.

Как услышать свой настоящий голос

Окружающие слышат речь человека не так, как он сам. Есть интересный способ услышать себя так, как слышат окружающие.

Для этого нужно взять звукоотражатели — две картонки или тонких папки — и приложить их ребром к голове перед ушами. Можно даже просто поставить ладони ребром, изобразив этакого Чебурашку.

Теперь нужно произнести что-нибудь вслух – звукоотражатель не позволит голосу проникнуть непосредственно в уши и человек услышит звук, отраженный от окружающих поверхностей, каким его слышат окружающие.

Этот небольшой опыт поможет услышать себя со стороны, оценить возможные недостатки, начать работать с голосом.

Начальная часть звука (щелчок)[править]

Гораздо более существенную роль в распознавании тембра играет процесс развертывания во времени его спектра, в первую очередь на начальном этапе атаки звука. Если удалить часть атаки звука, то опознать тембр инструмента очень сложно. Давайте проведём эксперимент.

Скачайте этот файл и прослушайте его =>

Файл. У данного инструмента вырезана начальная атака (вырезано 0,1 секунды). Попытайтесь понять что это за инструмент, вероятность того, что вы сразу же сходу угадаете, что это за инструмент есть, если вы очень часто его слышите. Но, заметьте услышав звук вы задумались и не сразу выдвинули версию.

Запомните какой по вашему мнению это инструмент. А теперь скачайте файл, где у этого же инструмента не вырезана начальная атака (щелчок) =>

Файл. Услышав этот звук вы сходу не задумываясь подумали что это фортепьяно, и никаких сомнений не возникло!

Процесс атаки у большинства музыкальных инструментов и голоса продолжается несколько десятков миллисекунд. За этот период времени слух воспринимает постепенное расширение спектра во времени, поскольку вступают все новые обертоны с различной скоростью и амплитудой, и распознает тембр данного инструмента. На этот процесс распознавания оказывают влияние такие многочисленные факторы как: начальный скрип смычка, начало ноты на медном инструменте, шум дыхания, начальное прохлопывание язычка саксофона, ударный глухой звук молоточка в пианино и т.д.

Следовательно, для распознавания тембра, важен период формирования временной структуры. Не только щелчок является важным но и период период затухания (спада). Послушайте этот же звук фортепьяно где спада практически нет =>

Файл:

Не очень похоже на пианино, сходность звука есть но всё равно не то. Живая музыка — это непрерывная динамика, постоянное изменение, и это связано с глубинными свойствами слуховой системы.

Пример:

откройте паттерн 6, и послушайте 2 звука. 1й простой синус, 2й тот же самый синус, но у него изменена начальная составляющая (воздействием на него ). Изменение начальной составляющей привело к кардинальному изменению тембра звука, причём изменено всего несколько миллисекунд в начале!

Откройте паттерн 7, и послушайте 2 звука. 1й квадрат, 2й тот же самый квадрат, но у него изменена огибающая ADSR.

Вывод:

экспериментируйте с начальной составляющей звука (щелчком), к примеру воздействием оператора, данные манипуляции могут кардинально поменять тембр, т.к. в этот момент происходит распознавание тембра всего звука. Экспериментируйте с огибающей звука, этим можно придать мягкости или наоборот жёсткости тембру.

Упражнения для развития тембра

Для красивого, естественного звучания голоса необходимо проводить специальные упражнения. Они позволят расслабить мышцы лица, гортани, диафрагмы, голосовых связок.

Для начала нужно начать следить за осанкой – выпрямить спину, расправить плечи, подтянуть живот. Как отмечалось выше, это поможет расправиться грудной клетке, сделает голос сильнее.

«Модель»

Расслаблению мышц лица способствует очень простое упражнение – нужно слегка приоткрыть рот, как фотомодель на съемках. При всей своей незамысловатости оно прекрасно помогает расслабиться мышцам вокруг рта.

«Лошадка»

Еще одно упражнение для расслабления мышц лица – вытянуть губы вперед и фыркнуть, как лошадь.

«Зевок»

Это упражнение для расслабления гортани. Нужно закинуть голову назад и широко раскрыть рот, имитируя зевок. Можно при этом протяжно сказать «ааааа», изменяя тональность. Вполне вероятно, что после выполнения упражнения зевать захочется уже по-настоящему. Это очень хорошо, потому что естественный зевок прекрасно расслабляет гортань.

Для расслабления диафрагмы очень важно научиться дышать животом. Большинство взрослых людей дышит грудью, диафрагма в этом случае зажата. Следствием становится слабый и невыразительный голос.

«Звук М»

Для расслабления мышц гортани и лица нужно на выдохе произнести «ммммм» с закрытым ртом.

«Звук И»

Чтобы голос зазвучал немного ниже рекомендуется делать следующее упражнение: сесть, опустить голову вниз, чтобы подбородок касался груди. Произнести звук «ииииии» низким голосом и медленно поднять голову, стараясь сохранить высоту произносимого звука. На первых порах будет сложно – тональность будет повышаться, но по мере тренировок высота в обоих положениях станет одинаковой.

Для понижения тембра нужно контролировать скорость речи. Чем выше скорость, тем выше голос.

Выполнять упражнения необходимо каждый день, уделяя им по 10 – 15 минут. Через 3 – 4 недели регулярных занятий можно будет услышать результат – голос станет глубже и выразительнее.

Похожие записи:

  1. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  2. Как вернуть пропавший голос? Бывает, что голос пропадает в самый неподходящий момент. Симптомы, упражнения…
  3. Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
  4. Из опыта работы по диагностике и формированию творческого воображения Исследования творческого воображения — диагностика и его формирование у детей…
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]