игры на развитие звукопроизношениякартотека по логопедии


LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Kseneia

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей с дислалией»
Аня, у меня для картотеки, пока нашлись только такие игры, посмотрю еще, потом добавлю

«Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей с дислалией»

Подбор методического материала по работе с детьми с дислалией:

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

1)ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ

а) «Тишина»

Цель. Автоматизация звука ш.

Описание игры. Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети — у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим.

б) «Поезд»

Цель. Автоматизация звука ш в слогах и словах.

Описание игры. Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей). Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел». Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорят: «При-шел, при-шел, при-шел» (замедленно: ш, ш, ш — выпустил пар). Затем дается звонок, свисток — и движение возобновляется.

Примечание. Можно ввести в игру семафор, продажу билетов. Можно усложнить игру — дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу – (быстро), товарный — шшшу-шшшу (медленно).

в) «Пчелы и медвежата»

Цель. Автоматизация звука ж.

Описание игры. Играющие дети делятся на две группы: одна группа — пчелы, другая — медвежата. Пчелы влезают на гимнастическую стенку (или стульчики). Это улей. Медвежата прячутся за деревом (скамейкой). Услышав сигнал «Пчелы, за медом!», дети спускаются на пол, убегают в сторону и, как пчелы, перелетают с цветка на цветок. Медвежата в это время перелезают через скамейку и на четвереньках идут к улью. На сигнал «Медведи идут пчелы возвращаются со звуком ж-ж-ж-ж. А медвежата быстро выпрямляются и убегают.

При повторении игры дети меняются ролями.

г) «Жадный кот»

Цель. Дифференциация звуков ш—ж.

Описание игры. Выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю — и в рот». Остальные дети — мышки. Они проходят мимо кота и испуганно шепчут: «Тише, тише, кот все ближе, ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, должен произнести 5—10 раз слова «тише» и «ближе». Затем роль кота передается другому ребенку, и игра продолжается.

д) «Воробушки»

Цель. Автоматизация звука ч в звукоподражании.

Описание игры. Дети (воробушки) сидят на стульчиках (в гнездышках) и спят. На слова педагога «В гнезде воробушки живут И утром рано все встают» дети раскрывают глаза, громко поют:

Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик!

Так весело поют, Заканчивает педагог.

После этих слов дети разбегаются по комнате. На слова педагога «В гнездышко полетели!» возвращаются на свои места.

е) «Чижик»

Цель. Автоматизация звука ч и дифференциация звуков ч—ж.

Описание игры. Один ребенок кошка, Остальные дети — чижики. Они занимают часть площадки, которая обведена мелом. Это клетка. Другая часть площадки свободна. Педагог (или выбранный ребенок) говорит:

Чижик в клеточке сидел, Чижик в клетке громко пел: «Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Я на волю улечу».

После этих слов чижики взмахивают руками и летят к свободной части площадки, произнося слова:

Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Я на волю улечу.

Появляется кошка, и чижики снова летят в свою клетку. Кошка ловит чижиков.

ж) «Разведчики»

Цель. Автоматизация звука щ в словах и фразах.

Оборудование. Щетка, игрушечный щенок, щепка, ящик, плащ, клещи.

Описание игры. Педагог усаживает детей полукругом и говорит, что они будут играть в «разведчиков». Детям показывают предметы, которые будут спрятаны. Их нужно найти. Для поисков выделяют группу разведчиков, которые должны найти предмет, принести его и назвать. Тот, кто отыскал и назвал предмет правильно, получает значок разведчика. (По аналогии игра может быть, организована для автоматизации любого звука.)

2) ФОРМИРОВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ С, С’, З, З’, Ц

а) «Насос»

Цель. Автоматизация звука с.

Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину: «с-с-с… » Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук с и подражая действию насоса. Если у ребенка звук с не получается, значит, он неточно выполняет движения. Насос ремонтируется.

б) «Цветы и пчелки»

Цель. Автоматизация звука з.

Описание игры. Перед началом игры условливаются, кто будет пчелками, а кто — цветами (например, мальчики — цветы, а девочки — пчелки). Затем все разбегаются по комнате или площадке. Как только раздается сигнал педагога (удар в бубен или хлопок в ладоши), дети, изображающие цветы, встают на колено. Пчелки машут крыльями и перелетают с цветка на цветок, при этом они подражают жужжанию пчел: в-з-з-з-з. При новом ударе бубна дети меняются ролями, разбегаются по площадке, и уже другие пчелки упражняются в произношении звука з.

в) «Зайцы и лиса»

Цель. Автоматизация звуков с—з в тексте.

Описание игры. По числу играющих по краям площадки чертятся норки или ставятся стулья. Дети (зайчики) стоят у своих норок. Один из играющих — лиса. Зайчики произносят текст: Серый зайка прыгает Возле мокрых сосен, Страшно в лапы лисоньки, Лисоньки попасть…

Зайки выбегают из норок и скачут на обеих ногах. Затем они образуют хоровод и прыгают по кругу. Раздаются слова педагога:

Зайки, ушки навострите, Влево, вправо поглядите, Не идет ли кто?

Зайцы оглядываются по сторонам, увидев лису, которая потихоньку пробирается к ним, кричат: «Лиса!»— и разбегаются по норкам. Лиса ловит зайцев. Игра повторяется.

Г) «Кот Васька»

Цель. Дифференциация звуков с, с’, з, з’, ц в тексте.

Описание игры. Дети (мышки) сидят на стульчиках или ковре, один ребенок — кот. Он идет на носочках, смотрит то направо, то налево, мяукает.

Педагог и дети: Ходит Васька беленький, Хвост у Васьки серенький, А летит стрелой, А летит стрелой.

Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него — засыпает.

Дети: Глазки закрываются — Спит иль притворяется? Зубы у кота — Острая игла.

Одна мышка говорит, что она пойдет посмотрит, спит ли котик. Посмотрев, она машет руками, приглашая к себе других мышек. Мышки подбегают к ней, скребут по стулу, где спит кот. Кот Васька:

Только мышки заскребут, Серый Васька тут как тут. Всех поймает он!

Кот встает и бежит за мышками, они убегают от него.

3) ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ШИПЯЩИХ И СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

а) «Прогулка на велосипедах»

Цель. Дифференциация звуков с—ш.

Описание игры. Педагог говорит; «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем их насосом: с-с-с… (Дети, имитируя насос, произносят: с-с-с…) Хорошо накачали шины, только слышим: воздух шипит. Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как выходит воздух из шины? (Дети ш-ш-ш…) Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину. (Дети: с-с-с…)

Вот теперь можно кататься на велосипедах. А кто помнит, как воздух выходил из шины?» (Дети: ш-ш-ш…)!

Можно обратить внимание детей, что когда они накачивали шину и произносили звук с, то воздух был холодным, язык был внизу. Когда воздух выходил из шины (ш-ш-ш…), он был теплый, язык находился вверху.

б) «Кот и мыши»

Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Оборудование. Веревка, два стула, скамейка.

Описание игры. Один из играющих — кот, а остальные дети — мыши. Мыши помещаются в подполье (за веревкой, натянутой между двумя стульями). Кот садится на стул спиной к мышам. Ведущий говорит:

На скамейке у окошка Улеглась и дремлет кошка. Вот теперь мышам раздолье, Быстро вышли из подполья, Разбрелись все по углам, Тащат крошки тут и там.

На слова ведущего «быстро вышли из подполья» мыши пролезают под натянутой веревкой и бегают по двору. Ведущий говорит:

Кошка глазки открывает, Кошка спинку выгибает. Когти распускает. Прыг — побежала, Мышек разогнала!

Кот делает движения, соответствующие словам ведущего. На слова «прыг — побежала» кот вскакивает со стула и ловит мышей, а мышки бегут в подполье (подлезают под веревку).

в) «Маленькие домики»

Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Оборудование. Маски зверей.

Описание игры. Для игры выбирают зайца-вожака, волка. Остальные дети — зайчики. Они сидят на стульях по кругу. Заяц-вожак ходит по кругу, стучится в домики к зайчикам:

Маленькие домики в лесу густом стоят,

Беленькие зайчики в домиках сидят.

Один зайка выбежал, он по лесу бежал,

Лапочкой в окошечко ко всем, ко всем стучал.

Выходите, зайчики, пойдемте в лес гулять.

Если волк появится, мы спрячемся опять. Затем, находясь в центре круга, манит руками детей. Зайчики выбегают, прыгают, скачут до тех пор, пока не появится волк. При появлении волка зайчики прячутся в свои домики. Волк ловит зайцев. Пойманный становится волком, и игра продолжается.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВ Р, Р’, Л, Л’

а) «Оркестр»

Цель. Автоматизация звуков р, р’ в слогах.

Описание игры. Дети садятся полукругом. Одна группа детей — трубачи, другая — скрипачи, третья — ударники. Педагог — дирижер. Он показывает каждой группе, как нужно подражать движениям трубачей, скрипачей и ударников. Потом предлагает спеть какой-нибудь знакомый мотив. Трубачи поют слог ру-ру-ру, скрипачи — ри-ри-ри, а ударники — ра-ра-ра. После репетиции педагог начинает дирижировать. Поет только та группа, на которую педагог указывает палочкой. Когда педагог поднимает обе руки, играют все одновременно. Затем педагог вызывает трех-четырех детей и предлагает им исполнить на любом инструменте какую-нибудь песню. Остальным детям предлагает угадать, какую песню исполняли.

б) «Пароход»

Цель. Постановка и автоматизация межзубного звука л..

Оборудование. Для игры потребуется вода (тазик — в помещении, на улице — ручеек), игрушки; пароход, маленькие куклы, матрешки.

Педагог обращается к детям: «Мы поедем кататься на пароходе. Вы знаете, как гудит пароход? Послушайте: ы-ы-ы… Повторим все вместе, как гудит пароход.

А теперь положите широкий кончик языка между зубами, закусите его слегка и погудите, как пароход: ы-ы-ы…» Дети гудят. Педагог продолжает: «Пароход может давать несколько гудков». Затем предлагает детям по очереди прокатить на пароходе зайчика, матрешку и т.п. Фиксируется внимание детей на том, что у них получился звук ллл, когда они прикусили кончик языка.

в) )«Найди свою картинку»

Цель. Дифференциация звуков л—р в словах.

Оборудование. Картинки, в названии которых есть звук л или р. На каждый звук подбирают одинаковое количество картинок.

Описание игры. Педагог раскладывает картинки рисунком вверх, затем распределяет детей на две группы и говорит им, что одна группа будет подбирать картинки на звук л, а другая — на р. По сигналу педагога из каждой группы к столу подходит по одному ребенку. Один берет картинку на звук л, другой — на звук р. Подойдя к своей группе, ребенок хлопает по ладони впереди стоящего и становится в конце группы, а тот, кто оказывается первым, идет за следующей картинкой и т.д. Когда все дети возьмут картинки, обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои картинки. При повторении игру можно немного видоизменить: выигрывает та группа, которая быстрее подберет свои картинки.

г) «Поймай комара»

Цель. Дифференциация звуков л, л’, р, р’ в тексте.

Оборудование. Тонкий прут длиной 1 м 25 см с привязанным к нему шнурком длиной 1/2 м, на конце которого комар, сделанный из картона.

Описание игры. Дети становятся в круг, посредине педагог, который обводит (кружит) прутом по воздуху немного выше головы детей. Дети подпрыгивают и стараются поймать комара. Тому, кто поймал комара, дети поют песенку:

Ай, да Коля (Оля) молодец! Комару пришел конец! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, Комару пришел конец!

АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАЗНЫХ ЗВУКОВ

а) «Переполох»

Оборудование. Могут быть использованы маски.

Описание игры. Одна группа детей — курочки, другая — петушки, третья — гуси, четвертая — котята. Один из ребят изображает собаку, педагог (или ведущий) — хозяйку.

В начале игры все птицы сидят на насестах, а котята — на деревьях (заборчик, трибуна, лесенка); собака спряталась в конуре.

Выходит хозяйка кормить птиц. «Цып-цып-цып!» — созывает она курочек и петушков. «Тега-тега-тега!» — зовет гусей и рассыпает им корм.

Птицы сбегаются к ней (слезают с насестов) и начинают клевать зерна (имитируют движение).

«Кис-кис-кис!» — зовет хозяйка котят и дает им молоко, а сама уходит. Появляется с лаем собака. Начинается переполох.

Как только поднимается переполох (куры с кудахтаньем, петухи с кукареканьем, гуси с гоготом, котята с мяуканьем взбираются на деревья и на лесенки), прибегает хозяйка и выгоняет собаку. Игра повторяется 2-3 раза.

б) «Уличное движение»

Оборудование. Два диска (зеленый и красный).

Описание игры. Дети делятся на несколько групп, каждая из которых представляет определенный вид транспорта (трамвай, автомашину, велосипед и пр.). Посредине стоит регулировщик, в руках у него два диска. Когда он поднимает зеленый диск, трамвай движется по обозначенным рельсам, машины идут свободно и издают соответствующие звуки. Грузовая машина: ту-ту-ту, легковая: би-би-би, автобус: вррр-вррр, трамвай: цын-цын, велосипед: динь-динь-динь.

в) «Карусель»

Описание игры. Дети водят хоровод и говорят:

Карусели, карусели, Мы с тобой на лодку сели И поехали, и поехали.

Имитируют движения веслами и произносят Звук ш-ш-ш в такт с движениями рук. Затем дети вновь берутся за руки и говорят:

Карусели, карусели, Мы с тобой на лошадь сели И поехали, и поехали.

После этих слов дети изображают всадников и в такт движениям щелкают языками.

Карусели, карусели, Мы с тобой в машину сели И поехали, и поехали.

Дети теперь изображают шоферов и, подражая звуку мотора, произносят рр-р или быстро: дэ-дэ-да, проводя пальчиком под языком.

Карусели, карусели, Мы с тобой на поезд сели И поехали, и поехали.

Дети, подражая движению поезда, гудят: у-у-у, чу-чу-чу.

Карусели, карусели, В самолет с тобой мы сели И поехали, и поехали.

Дети произносят звук р-р-р и, руками изображая крылья самолета, бегут по кругу.

г) «Магазин»

Оборудование. Предметы, в названии которые есть необходимый звук или группа звуков. (Например, для автоматизации звука с: сани, самолет, лиса, стул стол, носок, сова, сумка, миска, весы, аист, бусы и т.д.)

Описание игры. Педагог ставит на стол ряд предметов, в названии которых есть звук с. Дети сидят на стульях. Педагог по очереди вызывает детей. Они приходят в магазин и, выбирая предмет который хотят купить, показывают его всем детям, громко называют и идут на свое место.

д) «Кто тебя утром будит?»

Описание игры. Дети садятся полукругом. Выбирают водящего. Он выходит вперед, и дети его спрашивают: «Кто тебя утром будит?» Водящий отвечает, например: «Кукареку!» А дети определяют, о ком идет речь. Педагог предварительно может посоветовать, кому подражать, чтобы дети упражнялись в произношении разных звуков (вррр, ква-ква, чирик-чирик, куд-куда, гав-гав, му-у, бээ-бээ, кря-кря, га-га и т.п.).

е) «Чудесный мешочек»

Оборудование. Мешочек и набор знакомых детям игрушек.

Описание игры. В мешочек кладут игрушки, в названии которых будет использован требуемый звук (с, ш, р…) или пара звуков (с—ш). Педагог встряхивая мешочек, обращает внимание детей на то, что в мешочке что-то есть, и тем самым вызывает интерес к игре. Сначала дети по очереди пытаются определить на ощупь, что попало им в руку. Затем достают из мешочка игрушки, показывают их и называют. Кто достал петушка, показывает, как петушок поет, кто достал собачку, пока¬зывает, как она лает, и т.д.

ж) «Разные звуки»

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Дети получают парные картинки или лото, например: автомобиль, трамвай, поезд, самолет, курица, петух, гусь, утка, собака, кошка, корова, барабан, дудочка, колокольчик.

Ведущий называет предмет или животное, изображенное на картинке. Ребенок, у которого находится соответствующая картинка, повторяет название предмета и имитирует звучание данного предмета, крик животного или птицы. Остальные дети определяют, правильно ли выполнил их товарищ задание.

игры на развитие звукопроизношениякартотека по логопедии

Игры, игровые методы и приёмы для автоматизации звука в изолированной форме

Для детей 3-7 лет

Су-джок. Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.

Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

Научи Петрушку Логопед берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Петрушка – ученика.

Поедем на машине. Игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. В тетради для индивидуальных занятий ребенок и логопед рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] – комарика; для [ж] – жука и т.д.

Пальчики здороваются. Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.

Для детей 5-7 лет.

Ступеньки. В тетради ребенка логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.

Прокати мяч. Логопед предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.

Кубик. Ребёнку предлагается произнести слово столько раз или придумать слова с определенным звуком, какое число выпало на кубике.

Тихо — громко. «Мы катались по горам, Пели тут и пели там». Цель: закрепление артикуляции гласных, шипящих, свистящих и сонорных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса. Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

Волчок. Деревянный или пластмассовый волчок, раскручивается большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение сначала выполняется пальцами ведущей руки, а затем другой руки. Пока волчок крутится, ребёнок произносит отрабатываемый звук.

Говорящий карандаш. Рисуем, обводим линии — тянем звук.

Игры, игровые методы и приёмы для автоматизации звука в слогах

Для детей 3-7 лет

Счеты. Ребенок произносит слог столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.

Лабиринт. По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая звук, слоги.

Заборчик. Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием звуков, слогов, слов.

Волшебная веревочка. Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая изолированный звук.

Пуговицы. Ребенок произносит слог столько раз, сколько предметов на игровом поле, либо произносит речевой материал с одновременным движением пуговицы на игровое поле.

Проведи слог по звуковой дорожке

Одна «дорожка» — ровная: идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая «дорожка» ведёт «по кочкам»: слоги произносятся то громко, то тихо. А вот третья «дорожка» ведёт «в гору»: в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче, а «на вершине горы» — очень громко.

Цветочек. Слоги и слова проговариваются с разгибанием и сгибанием пальчиков – «лепестки раскрываются и закрываются».

Музыкант или Программист. Ребёнок имитирует игру на пианино или работу за клавиатурой, ударяет по очереди каждым пальчиком и проговаривает заданный слог нужное количество раз. Можно отсчитывать бусины на счётах, перебирать бусины, выкладывать узор и т.д.)

Раз – шажок, два – другой… Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.

Для детей 5-7 лет

Говорящие руки. Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую – [а]. Давай попробуем! Логопед берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение [ш] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш – а, ш – а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.

Телеграмма. Дети, взявшись за руки, образуют круг. Логопед, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ша – са , ко – го, зу – жу – зу и др.

Ромашка. В тетради ребенка логопед рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, ж, ш и т.д.) На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т.д. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.

Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова. Логопед говорит ребёнку: — Я произнесу первую часть слова, а ты вторую: ко-са, о — са. Затем логопед бросает мяч и говорит первый слог, ребёнок ловит и бросает обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч.

Игры, игровые методы и приёмы для автоматизации звука в словах

Для детей 3-7 лет

Сто ходов. Дети проговаривая названия картинок соревнуются друг с другом – кто быстрее дойдёт до финиша.

Бродилка. Ребёнок проговаривает речевой материал, передвигаясь по дорожке от одного предмета к другому.

Гармошка. Ребёнок называет картинки, изображенные на сложенной гармошке;

Волшебный клубочек. Ребёнок наматывает нитку на катушку, проговаривая речевой материал.

Дорожка. Узоры. Дети выкладывают палочки с одновременным произнесением слов.

Нарядим ёлочку. Цель: Автоматизация звука, развитие памяти.

Описание игры: Ребёнок 3-4 лет развешивает на ёлочку игрушки-картинки с отрабатываемым звуком, ребёнок 5-7 лет выбирает для ёлочки игрушки на заданный звук.

Для детей 5-7 лет

Собери бусинки. Цель: Научить детей подбирать картинки, название которых начинается на заданный звук. Описание игры: Дети нанизывают на шнурок бусинки, на которых изображены картинки (в названии картинок есть заданный звук.)

Цветущий кактус. Перед ребенком расположить цветы так, чтобы были видны только предметные картинки. Логопед просит ребенка отыскать только те картинки, в названии которых есть звук Ш (С, Р, Л). Если задание выполнено верно, то цветы окажутся одного цвета, если их перевернуть.

Когда все картинку будут перевернуты, ребенка просят вспомнить, что было изображено на картинке.

Ребенка можно попросить определить, где находится заданный звук в слове (в начале, середине или конце).

Помоги мышке добраться до сыра. Цель: автоматизация звуков, подбор картинок на заданный звук. Описание игры: Ребёнок проходит по дорожке, называя четко слова (название картинок), ребёнок выбирает картинки на заданный звук и расставляет их по дорожке, проходит с мышкой и называет чётко слова.

Мяч передавай — слово называй. Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

Мяч поймаем — раз! И два — мы распутаем слова! Ход игры: Бросая мяч детям, логопед произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети должны их распутать. Логопед – релтака, дети – тарелка, логопед — щепера, дети – пещера, логопед – накомта, дети – комната, логопед – супода, дети – посуда, логопед – тривина, дети – витрина, логопед – локодец, дети – колодец.

Логопедические кубики. Цель: автоматизировать поставленные звуки в словах, фразах, упражнять в употреблении простых предлогов, согласовании числительных с существительными, связную речь, воображение.

Варианты игр:

1.Перед ребенком стопка предметных картинок (подобранных с учетом автоматизируемого звука) и синий кубик. Ребенок берет картинку и бросает кубик, затем считает с данным словом до того числа, который выпал на верхней грани кубика.

2.Если у ребенка красный кубик, то нужно придумать предложение с тем «маленьким словом» (предлогом), схема которого изображена на верхней грани, либо отобрать те картинки, которые подходят к данной схеме.

Игры, игровые методы и приёмы для автоматизации звука в предложениях

Для детей 5-7 лет

Живые предложения. Дети становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными), в конце предложения нужно ставить знак – точку, восклицательный или вопросительный знаки. Дети запоминают жестовый показ знаков: сжатый кулачок – точка, на кулачок ставится прямая рука – восклицательный знак, на кулачок ставится рука, изогнутая в форме вопроса – вопросительный знак.

Нелепицы

Цель: автоматизация поставленных звуков, развитие связной речи, мышления, памяти.

Описание игры: Логопед просит ребенка назвать, что изображено на картинке. Объяснить, в чем допущена ошибка. Затем картинки убираются, ребенок рассказывает по памяти.

С целью автоматизации звуков следует отобрать соответствующие картинки.

Общий звук. Цель: автоматизировать поставленные звуки на материале слов, фраз, развивать фонематический слух, связную речь.

Варианты игры:

1.Определить звук, который есть в названиях всех картинок на карточке

2.Определить место звука в слове (после того, как будет определен общий звук)

3.Придумать еще одно слово со звуком, общим для данных слов

4.Составить предложение с каждым из слов

Подружи слова. Составить предложение с заданными словами (картинками);

Путаница. Составить предложение из перепутанных слов.

Исправь взрослого. Ребёнок исправляет неправильное произношение звука в предложении.

Так бывает или нет? Исправить смысловую оболочку предложения.

Добавлялочки. Наращивание предметного ряда.

Спроси – ответь. к любому слову предложения.

Волшебный клубок. Составление распространенного предложения.

Дополни предложение. Дополнить предложение недостающим словом.

Четвёртый лишний. Составление сложноподчиненных предложений.

Верю – не верю. Составление сложноподчиненных предложений.

Весёлая полянка. Цель: постановка и автоматизация звуков, развитие фонематического слуха, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, закрепление умений определять количество слогов в слове. Учить составлять предложение по опорным словам, выполнять анализ предложения, выкладывать его графическую схему. Развивать интонационную выразительность речи и силу голоса, работа над просодической стороной речи.

Игры, игровые методы и приёмы для автоматизации звука в связной и самостоятельной речи

На последнем этапе автоматизации звука используются различные пересказы, составлении рассказов по картине или по серии картин. Эти задания довольно утомительны для ребёнка, поэтому, чтобы вызвать интерес, можно использовать пересказы и рассказы с фигурками на магнитной доске, придумывание сказок и их разыгрывание и др.

Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихов с использованием мнемодорожек.

Заучивание стихов с помощью движений.

Пересказ с помощью мнемодорожек.

Пересказ от лица героя рассказа.

«Сочини сказку» (по игре «Сто ходов»).

Игры и упражнения для детей 4-5 лет на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков

Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков (средняя группа)
Интонационное выделение слова Цель:
учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.
Задача
: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи. Вариант 1 Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса). Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО?”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ. Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ – большой фишкой: Например: са-са – идет ЛИСА Вариант 2 Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками: В: Са-са – ЧТО ДЕЛАЕТ лиса? Р: Са-са – ИДЕТ лиса Вариант 3 Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.
Игра “Будьте внимательными” Цель. Научить детей правильно произносить звук [щ] в словах. Содержание. Дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает: – Сегодня мы будем искать звук [щ] в словах. Я говорю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите этот звук. (Слова: “щука”, “лампа”, “веник”, “щетка”, “поезд”, “кубики”, “щенок”, “щи”, “хлеб”, “дрова”, “щепки”. др.) Игра “Комары” Цель.
Развивать фонематический слух, закреплять произношение звука [з] в словах.
Содержание
. Дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа- дети, гуляющие по лесу, вторая – дети, изображающие комаров. 1-я подгруппа: Комары, комары! Вы уж будьте добры: Не кусайте вы меня Столько раз средь бела дня. 2-я подгруппа: Отвечали комары: – Мы и так к тебе добры. Чтоб тебя нам не кусать, Должен ты слова сказать Звонкие, звенящие, комароговорящие. Дети первой подгруппы говорят слова со звуком [з], а дети второй подгруппы проверяют их правильность.
Игра “ Найди игрушку” Цель
. Закреплять произношение звуков [л] [л?] в словах.
Содержание
. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком [л], [ л?]. Дети называют: “ Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул, кукла” и т.д. Слушая ответы детей, воспитатель просит их выделить в словах голосом звук [л], [л?] так, чтобы все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл. Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, четко произносили слова с заданным звуком, выделяли его голосом. Неправильные ответы разбираются всей группой.
Дид. игра «Звуковая дорожка» Цель
: Автоматизировать изолированный звук: формировать звуковую культуру речи.
Описание куба
: На гранях куба представлены игровые задания для определенной группы звуков. Ход: Дети передают кубик, произнося считалку. «Раз, два, три, четыре, пять Будешь ты вращать». Ребенок с закрытыми глазами выбирает грань, произносит автоматизированный звук, подбирает картинку с заданным звуком. «Насос» — звук [с] «Жук» — звук [ж] «Комар» — звук [з] «Машина» — звук мотора [р] «Камыши» — звук ветра [ш] «Коза» — звук [к]
Дид. игра «Назови слова» Цель
: Учить детей называть слова с заданным звуком.
Ход:
Педагог предлагает детям назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают жетоны. В конце игры определяется победитель.
Упражнения на закрепление правильного произношения и фонематического слуха Цели:
развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.
Материал.
Бумажная лодочка, длиною 4 см; тазик с водой.
Упражнение «Пусти лодочку по воде» Таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок, произнося: «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она плыла с одного «берега» до другого. Упражнение выполняется 2 раза. Игра «Лодочка и пароход» Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы. Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание) . По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется. Игра «Поезд» Воспитатель. Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы — вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул, на котором сидит мишка, он останавливается: «Уу-ух Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику! Затем зверюшки и дети возвращаются в группу. Игра с заданиями Задания детям дает мишка: «Походите по комнате как я» «Порычите: «Хрп-хр-хр». «Ешьте мед — слизывайте с лапы. оближите губы. зубы круговым движением» (дети выполняют задания) . Затем задания детям дает зайка: «Я зайка, меня называй! трусишка. Когда я испугаюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается. Покажите язычком, как качается МОЙ хвостик (дети по показу воспитателя широко раскрывают рот и, не касаясь губ, проводят языком от угла до угла рта). Я умею скакать, а вы? (Дети скачут, как зайка.) От лисы прячусь за куст (дети приседают) и дышу так: «У-у-у-ух, у-у-у-у-ух» (дети повторяют). Игра «Оркестр» Воспитатель. В оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только (на больших и маленьких барабанах.) Каждому ребенку дают по маленькому и большому кружку; на доске такие же кружки. Воспитатель. Когда ударишь по большому барабану, oн стучит: «Там-там-татам»; по маленькому — «Тям-тям-тятям» (Дети повторяют звукосочетания 2—3 раза.) — Играем на больших барабанах (показывает на большое кружок, дети поднимают такой же кружок и вместе с воспитателем поют соответствующую песенку) . — Играем на маленьких барабанах (показывает на маленький кружок, дети поднимают свои кружки и поют другую песенку) . Затем воспитатель (произвольно) показывает на кружки, дети, поднимая их, поют нужные песенки. Упражнение «Понюхай цветок» Воспитатель. Всем артистам дарят цветы. Нам тоже ш дарили цветок. Он очень хорошо пахнет. Посмотрите, как его нюхают (вдох через нос, на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х») . Затем воспитатель подходит к каждому ребенку, и тот повторяет оба действия. Когда все понюхают воспитатель предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо, потом громче: «Как хорошо пахнет цветок». Игра «Оркестр» Воспитатель. Нам в игре помогут кукла и мишка. Если я подниму куклу, заиграют девочки; если я подниму мишку, заиграют мальчики; если я подниму куклу и мишку, заиграют все артисты — весь оркестр. Воспитатель в произвольном порядке поднимает игрушки, а дети выполняют соответствующие действия (9—12 раз). В конце игры кукла и мишка хвалят артистов и хлопают им. Надеюсь, что этот материал пригодится молодым педагогам и не только

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий совместной деятельности для средней группы Конспект НОД в средней группе. Помогите найти мою маму План мероприятий. Неделя здоровья в средней группе Консультация для родителей ДОУ. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Сценарий концерта на 8 марта для средней группы ДОУ

Как развивать правильную речь у ребенка

Как развивать речь ребенка от 2 до 3 лет

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]