Заикание
Включает несколько направлений. Наиболее типично — отвлечение внимания, внушение и релаксация. Заикающихся обучают говорить одновременно с ритмическими движениями руки и пальцев или медленно нараспев и монотонно. Эффект чаще временный.
Классический психоанализ, психотерапевтические методы не эффективны в лечении заикания. Современные методы основаны на точке зрения, что заикание является формой выученного поведения, не связанного с невротическими проявлениями или неврологической патологией. В рамках этих подходов рекомендуется минимизировать факторы, усиливающие заикание, уменьшить вторичные нарушения, убедить заикающегося разговаривать, даже с заиканием, свободно, без стеснения и страха, чтобы избежать вторичных блоков.
Эффективен метод самотерапии, основанный на предпосылке, что заикание является определенным поведением, которое можно изменить. Этот подход включает десенсибилизацию, снижающую эмоциональные реакции, страх перед заиканием. Так как заикание — это то, что человек делает, и человек может научиться изменить то, что он делает.
Медикаментозное лечение носит вспомогательный характер и направлено на купирование симптомов тревоги, выраженного страха, депрессивных проявлений, облегчение коммуникативных взаимодействий. Применимы успокаивающие, седативные, общеукрепляющие средства (препараты валерианы, пустырника, алое, поливитамины и витамины группы В, препараты магния). При наличии спастических форм используют спазмолитики: мидокалм, сирдалуд, миэлостан, диафен, амизил, теофедрин. Транквилизаторы применяют с осторожностью, рекомендован мебикар 450-900 мг/сут., непродолжительными курсами. Значительный эффект приносят курсы дегидратации.
Альтернативные варианты медикаментозного лечения:
- 1) При клонической форме заикания используется пантогам от 0,25 до 0,75 — 3 г/сут., курсы длительностью 1-4 месяца.
- 2) Карбамазепины (преимущественно тегретол, тимонил или финлепсин-ретерд) с 0,1 г/сут. до 0,4, г/сут. в течение 3-4 недель, с постепенным снижением дозы до 0,1 г/сут. в качестве поддерживающего лечения, длительностью до 1,5 — 2 мес.
Комплексное лечение заикания также включает физиотерапевтические процедуры, курсы общего и специализированного логопедического массажа, речевую терапию, психотерапию с использованием суггестивного метода.
Обследование детей с заиканием
Заикание у детей — это форма речевой патологии, основу которой составляет нарушение вербальной коммуникации. Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися детьми необходимо их комплексное обследование с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения. Обследование заикающегося ребенка состоит из двух этапов.
Первый этап включает изучение анамнестических данных, медицинской и психолого-педагогической документации.
Выявленные при изучении анамнеза различные отрицательные факторы катального и постнатального периодов развития ребенка анализируются и оцениваются специалистами с целью наиболее полного исследования этиологии и патогенеза заикания. Наряду с традиционными данными в анамнез включаются сведения о наличии заикания у родителей или других близких родственников.
Изучение психолого-педагогической документации дополняет анамнестические данные и позволяет выявить следующие особенности воспитания и психологических проявлений у заикающегося ребенка:
— отношение к нему взрослых;
— помощь в формировании правильной речи;
— время возникновения заикания, его первые внешние при знаки;
— особенности проявления заикания в зависимости от обста новки;
— отношение ребенка к имеющемуся у него речевому недостатку;
— оказывалась ли помощь заикающемуся ребенку, что было ре комендовано и каковы результаты.
Второй этап— исследование самого заикающегося ребенка.
После уточнения сведений о ребенке, об истории возникновения и особенностях протекания у него заикания обследуются собственно речь заикающегося и внеречевые процессы, оказывающие непосредственное влияние на его речевую деятельность.
Проводится исследование общительности, моторики, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной деятельности, особенностей личности заикающегося. Различают первичное (в течение первого месяца пребывания ребенка в речевом дошкольном учреждении, в первые две недели пребывания в санатории для заикающихся детей, на школьном логопедическом пункте) и динамическое изучение заикающегося в процессе коррекционно-воспитательного воздействия.
Материалом для исследования собственно речи детей являются картинки, детские книги, игрушки.
Задачи речевого обследования заикающегося заключаются в том, чтобы определить:
— место возникновения и форму речевых судорог;
— частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося;
— сопутствующие нарушения речи, двигательные нарушения;
— отношение заикающегося к своему речевому дефекту, нали чие психологических особенностей.
Место возникновения судорог (дыхательные, голосовые, артикуляционные, смешанные) и их форма (клонические, тонические, смешанные) определяются на слух или зрительно.
Частота судорог представляет для логопеда особый интерес, так как позволяет судить о сохранных участках речи. Изучение уровня свободной речи начинается с выявления зависимости частоты судорог от разной степени самостоятельности речи.
С целью изучения речевого поведения и речевых судорог используются следующие приемы:
— составление рассказа или описание содержания картинки;
— пересказ прослушанного текста;
— сопряженное и отраженное повторение простых и сложных фраз;
— рассказ стихотворения или ритмизированной прозы.
Для выяснения зависимости речевых судорог от уровня громкости речи обследуемому предлагается говорить тихо, громко, шепотом.
При обследовании заикающегося ребенка необходимо обращать внимание на сопутствующие речевые и двигательные нарушения. При исследовании игровой деятельности детей выясняется характер игр, взаимоотношения со сверстниками, степень игровой активности, эмоциональное состояние.
В ходе всего обследования отмечаются психологические особенности заикающегося ребенка: характер контакта с окружающими, оценка собственной речи, в частности болезненное фиксирование на речевом дефекте, наличие защитных реакций, речевое поведение при обследовании.
Полученная в процессе обследования информация обобщается в логопедическом заключении, в котором учитываются:
— форма судорог (тонические, клонические, смешанные);
— вид судорог (дыхательные, голосовые, артикуляторные, сме шанные);
— степень заикания (легкая, средняя, тяжелая);
— темп речи (замедленный, ускоренный, наличие тахилалии);
— сопутствующие речевые нарушения (дислалия, стертая фор ма дизартрии, общее недоразвитие речи);
— состояние моторной функции;
— наличие и выраженность психических симптомов заикания: страх речи (логофобия), двигательные и речевые уловки, эмбо- лофразия, реакция на эмоционально-значимую ситуацию.
Отмечаются также влияние сложности речевой ситуации, индивидуально-психологические особенности заикающегося ребенка, характер игровой деятельности, отношение к учебе.
Логопедическое заключение дает возможность осуществить дифференциальную диагностику и отграничить заикание от других речевых расстройств (тахилалии, дизартрии, спотыкания физиологического характера), а также различить разные формы заикания. Данные комплексного изучения заикающегося ребенка позволяют установить природу заикания.
Контрольные вопросы
1. Какова цель логопедического обследования?
2. Какие разделы составляют содержание логопедического обследова ния?
3. В чем особенность обследования связной речи?
4. Какие характерные ошибки связной речи отмечаются при речевом недоразвитии?
5. По какому принципу подбирается лексический материал для об следования словарного запаса?
6. В чем выражается своеобразие словарного запаса при речевом недо развитии?
7. Какие приемы используют для изучения грамматического строя речи?
8. Какие виды аграмматизма отмечаются при недоразвитии речи?
9. В чем состоит особенность обследования звуковой стороны языка?
10. Какие параметры учитываются при написании логопедического за ключения?
11. В чем заключается особенность изучения медицинской и психоло го-педагогической документации при обследовании заикающегося ре бенка?
12. Каковы задачи речевого обследования заикающегося?
13. Какие приемы используются при изучении речи заикающихся?
14. Какие характеристики учитываются при написании логопедического заключения заикающегося ребенка?
Литература
Основная
Волкова Г. А.
Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. — СПб., 1993.
Методы обследования речи у детей / Под ред. И. Г. Власенко и Г. В. Чир-киной / Сост. Т. П. Бессонова. — М., 1996.
Филшева Т. Б., Чевелева И. А.
Логопедическая работа в специализированном детском саду. — М., 1987.
Дополнительная
Филтева Т.Е., Чиркина Г.В.
Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада. — М., 1993.
Белякова Л. И., Дьякова Е.А.
Заикание: Учебное пособие для педагогических институтов. — М., 1998.
Логопедия: Учебник для вузов / Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. — М., 1998.
Лечение логоневроза
Сегодня чаще всего используется комплексный подход. Первый этап, с которого нужно начать — это посещение невролога. Врач проанализирует конкретную картину, оценит состояние ребенка и подберет тактику лечения. Обследование детей с заиканием включает сбор информации об образе жизни семьи, ситуации, в которой заикание проявилось впервые. Врач также оценит общее состояние ребенка, наличие сопутствующих патологий.
Схема лечения логоневроза у детей может включать прием медикаментов (например, это могут быть успокоительные средства, ноотропы), занятия с психологом, логотерапию. Важнейший момент — это устранение стресса, формирование и закрепление навыков бессудорожной речи.
Вспомогательную функцию в комплексном лечении выполняет гомеопатия. Плюс гомеопатических средств в том, что они подбираются строго с учетом потребностей конкретного ребенка.
Неоценимую помощь ребенку в борьбе с проблемой могут оказать родители. Даже если ваш сын или дочь регулярно посещает врача, большое значение имеют домашние занятия. Обязательно следуйте рекомендациям врача. Например, он может посоветовать ежедневное выполнение комплекса специальных речевых упражнений. Некоторым детям избавиться от заикания помогают занятия пением — обсудите с врачом и этот вариант.
Если вы ищете клинику для лечения заикания у ребенка, обратите внимание на медицинский центр Ирис. У нас работают опытные неврологи, которые помогут вашему малышу обрести красивую плавную речь.