«Игры и игровые задания для формирования звукового анализа»


Игры для определения места звука в слове.

Игры для определения места звука в слове

ЦЕПОЧКА СЛОВ

Задача:

упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Оборудование:

карточки с предметными картинками.

Ход игры

Играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку педагог. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово — название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

НАЙДИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ

Задача:

упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Оборудование:

карточки со схемами расположения места звука в словах.

Ход игры

Каждый ребенок получает карточку. Педагог показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

ПОДБЕРИ СЛОВО К СХЕМЕ

Задача:

упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Оборудование:

карточки со схемами расположения звуков в словах.

Ход игры

Получив карточку, ребенок подбирает 3 картинки (слова с заданным звуком), ориентируясь на закрашенный квадрат.

НАЙДИ ПАРУ

Задача:

упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком. Развивать фонематический слух.

Оборудование:

звуковые часы, набор предметных картинок, слова — паронимы.

Ход игры

Педагог помещает на часах 6 картинок. Например, коса — кора, ком-дом, мак — рак. Детям предлагается найти картинки с предметами, названия которых звучат сходно и отличаются только одним звуком. Каким? Ребенок, которым первым нашел эти слова, передвигает стрелки на картинки. Дети находят все три пары слов. Игру можно повторить, заменив картинки новыми парами (бочка-почка, тачка-дачка, майка-чайка).

ВКЛЮЧИ ТЕЛЕВИЗОР

Задача:

упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов (как усложненный вариант).

Оборудование:

пособие «Телевизор», предметные картинки и карточки с буквами, картинки для телеэкрана.

Ход игры

Педагог объясняет детям, для того чтобы включить наш телевизор, и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах-названиях предметов, помещенных в верхнем кармашке. С этими звуками вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране появится соответствующий предмет.

Например: матрешка, аист, кот — МАК. Картинка «мак» появляется на экране.

Выделенный звук можно обозначить соответствующей буквой и прочитать.

ДОМИКИ

Задача:

развивать умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в слове.

Оборудование:

набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина, конец слова).

Ход игры

Ребенок берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (например; [Ч] или [Щ’]), его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

РЫБОЛОВ

Задача:

развивать умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование:

малые предметные картинки с металлической скрепкой, удочка, карточки — схемы (начало, середина, конец слова) на каждого ребенка.

Ход игры

«Поймать» слово, определить место звука в слове и поместить картинку в соответствующее окошко. Дети по очереди выполняют действия.

ИГРА-ПЕРФОКАРТА

«ЗАКРАСЬ ОКОШЕЧКО, ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК»

Задача:

учить определять место звука в слове (начало, середина, конец слова) по представлению.

Оборудование:

папки-перфокарты, в которые помещают по три картинки, под каждой вырезают отверстия — «окошечки» для звуков. В правом углу перфокарты для изображение буквы.

Ход игры

Играет несколько человек, не больше, чем перфокарт. Играющие берут себе по одной перфокарте и, ориентируясь на букву, определяют место соответствующего звука в названии каждой картинки: находят каждому звуку его «квартиру в доме, состоящем из трех квартир-отверстий». Найденное место закрашивается. Ведущий проверяет правильность выполнения задания и разрешает взять следующую перфокарту. Выигрывает тот, кто проанализировал правильно большее количество перфокарт.

«КАЖДОМУ ЗВУКУ — СВОЮ КОМНАТУ»

Задача:

научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

Ход игры

Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы — «слова», причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома — «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибке. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

«СКОЛЬКО КОМНАТ В КВАРТИРЕ?»

Задача:

научить определять количество звуков в словах без опоры на готовую схему при помощи фишек.

Ход игры

Для игры применяют домики для слов, но без окошек-схем. У каждого играющего по одному такому домику, а также несколько фишек и набор цифр: 3, 4, 5, 6. У педагога — предметные картинки. Он показывает картинку, дети выкладывают в домике окна-фишки по количеству звуков, а затем выставляют соответствующую цифру. Потом фишки убираются из домика, ведущий показывает следующую картинку, дети опять анализируют слово. В конце игры нужно, опираясь на цифры, постараться вспомнить, какие предлагались картинки для анализа. Можно попросить подобрать свои слова с тем же количеством звуков.

«ДЛИННЫЕ И КОРОТКИЕ СЛОВА»

Задача:

научить определять с помощью вспомогательных средств количество звуков в словах.

Ход игры

Педагог произносит вслух слово, а ребенок называет его по звукам и одновременно освобождает окошечки звуковой линейки. Затем подсчитывает количество окошечек и отвечает, сколько звуков в данном слове. Так же анализирует следующее слово и делает вывод, какое слово длиннее, какое — короче.

«СТРОИТЕЛИ»

Задача:

научить определять количество звуков в словах, воспринимаемых на слух.

Ход игры

У детей по несколько домиков с разным количеством окошек. Педагог создает игровую ситуацию: «Представьте, что вы — строители и сейчас будете строить для слов улицу. Каждый дом — для отдельного слова. Но слова захотят жить в таких домах, в которых для каждого звука будет отдельная комната с одним окошком. Я сейчас буду называть слова, это будущие жильцы нашей улицы, а вы выкладывайте нужные домики в один ряд слева направо. В конце игры кто-нибудь вспомнит, каких жильцов мы ждем в свои дома». Затем педагог произносит вслух слова, состоящие из трех, четырех, пяти и шести звуков, а дети выкладывают в один ряд домики. После этого один ребенок называет по памяти слова, опираясь на схемы-домики. Можно попросить назвать другие слова с тем же количеством звуков, то есть позвать на новоселье гостей.

Примерный речевой материал для игры: рак, собака, кошка, муха, петух, корова, карп, сорока, вол, жираф.

«НОВОСЕЛЬЕ У ЗВЕРЕЙ»

Задача:

научить определять количество звуков в словах, произнесенных вслух самим ребенком.

Ход игры

У детей — картинки различных животных. Педагог показывает домики, а дети выбирают нужные домики для своих животных. При этом они называют слово вслух, затем каждый звук — отдельно, подсчитывают количество звуков и просят себе домик с таким же количеством окошек.

«КОГО ПОЗОВУТ В ГОСТИ»

Задача:

научить определять количество звуков в словах, произносимых вслух самим ребенком.

Ход игры

Играют четверо, у каждого играющего — какой-нибудь домик. На столе разложены предметные картинки с изображениями различных животных (по числу играющих), а также стопка карточек изображениями вниз. Дети выбирают себе нужные картинки из тех, что лежат изображениями вверх, — «находят хозяина дома». Затем каждый по очереди берет по одной карточке-картинке из стопки, называет вслух слово и определяет, надо «позвать в свой домик в гости эту картинку или нет». Если в слове — названии картинки, открытой ребенком, столько же звуков, сколько в слове — «хозяине», то в гости звать нужно, и тогда играющий получает право на дополнительные ходы до тех пор, пока встретится неподходящая картинка. Если количество звуков другое, картинка подкладывается в конец стопки. Выиграет тот, кто раньше созвал всех своих гостей. В один набор входит по четыре картинки с каждым количеством звуков.

Примерный картинный материал для игры: картинки — «хозяева»: кот, волк, кабан, собака; картинки — «гости»: три звука — оса, сом, жук, рак; четыре звука — коза, сова, бобр, крот; пять звуков — галка, жираф, сурок, мишка; шесть звуков — корова, курица, кролик, ворона.

«КТО КУДА ПОСЕЛИТСЯ»

Задача:

научить определять количество звуков по представлению.

Ход игры

На столе разложены домики в произвольной последовательности в виде улицы, а под ними во втором ряду — все картинки для заселения домов. Играющие по очереди бросают кубик и берут нужную по счету картинку. Эту картинку нужно подложить к домику с таким же количеством звуков, что и в слове — названии картинки.

Для игры подбираются домики и картинки, соответствующие друг другу по количеству звуков, чтобы всем хватило домиков, причем в каждом домике поселилась бы одна картинка.

«КОМУ НЕ ПОДОЙДЕТ КВАРТИРА?»

Задача:

научить определять количество звуков по представлению.

Ход игры

Игра проводится так же, как и предыдущая, только дана одна лишняя картинка. Ее находят во время игры или определяют сразу и откладывают в сторону. Неподходящую картинку нужно менять, чтобы каждый раз сохранялся интерес к этому игровому моменту.

«ТЕЛЕГРАФИСТЫ»

Задача:

воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению; обучение звуковому синтезу слов.

Ход игры

Играют двое детей, они — телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задается педагогом, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы»: произнести слово — название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму» — называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем, играющие меняются ролями, и игра продолжается.

«ПОЙМАЙ ЗВУК»

Задача:

обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определенного звука, перед определенным звуком).

Ход игры

Дети стоят в кругу, у педагога мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает любому играющему мяч и говорит, какой по счету звук тот должен назвать, например: «Сыр, второй звук». Ребенок ловит мяч, отвечает: «Ы» — и возвращает мяч ведущему, который задает следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы, причем к одному и тому же звуку можно предъявить несколько заданий.

«ПОДБЕРИ КАРТИНКУ К СХЕМЕ»

Задача:

научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.

Ход игры

У детей — схемы слов (прямоугольники, разделенные поперек на три части, с раскрашенной первой частью — начало слова, раскрашенной второй частью — середина слова, раскрашенной третьей частью — конец слова). Перед игрой каждый участник выбирает себе букву из предложенных. Педагог показывает картинки (в правом верхнем углу каждой картинки помещена буква), а дети должны попросить себе такие, которые содержат выбранный ими звук, и положить эти картинки к нужной схеме. Выиграет тот, кто первый соберет по три картинки к каждой схеме. Затем дети меняются буквами, и игра продолжается.

«СОБЕРИ ПО ТРИ»

Задача:

закрепить умения находить место заданного звука в слове по представлению.

Ход игры

Для игры используются картинки и схемы из предыдущей игры «Подбери картинку к схеме». Картинки раздают детям, а схемы выкладывают на столе. Педагог показывает букву, а дети, имеющие картинки, в названии которых содержится соответствующий звук, должны подложить их к схемам. Должно получиться по три картинки под каждой схемой. Затем эти картинки убираются, а педагог показывает следующую букву. Может так случиться, что не все участники игры сумеют самостоятельно сделать правильный ход; если ребенок подкладывает неправильную картинку, ему указывают на ошибку, картинку возвращают обратно и дают штрафную фишку. Если кто-то пропускает возможность выложить нужную картинку, ему об этом не сообщается, и в конце игры подсчитывается, кто сколько пропустил ходов. За каждую не выложенную картинку тоже назначается одно штрафное очко. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.

«ЗВУКОВАЯ ЛИНЕЙКА»

Задача:

учить определять последовательность звуков в слове, выделять каждый звук.

Оборудование:

звуковая линейка.

Ход игры

Педагог демонстрирует всей группе последовательность звуков в слове, передвигая круг — звук в линейке из одного окошка в другое, а дети внимательно смотрят на линейку и произносят звуки слова. В дальнейшем дети учатся работать с линейкой самостоятельно.

«ЗВУКОВАЯ МОЗАИКА»

Задача:

учить определять первый звук в словах.

Оборудование:

разноцветные квадратные жетоны 3×3 см. листы с начерченными сетками 3×3, 4×4, 5×5, Квадраты на листах того, же размера , что и жетоны.

Ход игры

Педагог называет разные слова. Если слова начинается со звука:

[к], [к’] — клади красный жетон,

[с], [с’] — синий жетон,

[ж] — желтый жетон,

[з], [з’] — зеленый жетон,

[ч’] — черный жетон.

«ЖИВЫЕ ЗВУКИ, СЛОГИ»

Задача:

учить синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.

Ход игры

Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:

— Миша, ты превращаешься в первый звук, слова «бублик».

— Катя, ты становишься последним звуком слова «моль».

— Оля, ты главный звук «и».

— Вера, ты второй звук слова «дно»

Дети выстраиваются в шеренгу. В руках у них круги, соответствующие их звуку (синий, красный или зеленый). Перед детьми «живая» модель слова. Дети-звуки называет каждый свой звук. Остальные — догадываются, какое слово получилось.

«ТИМ И ТОМ»

Задача:

учить дифференцировать твердые и мягкие звуки.

Ход игры

2 человека Тим и Том: мягкий и твердый — маленький и большой. Том всегда выбирает себе предметы, которые начинаются с твердых звуков, или в которых заданный звук — твердый. Тим — предпочитает все, что начинается на мягкий звук.

Игры

«Том и Тим отправляются в путешествие»,

«Том и Тим в лесу»,

«Том и Тим играют в слова (слоги) — слова, отличающиеся только одним звуком (нос-нёс, лук-люк)» (Играть можно с мячиком.)

Игры и упражнения на определение наличия заданного звука в слове.картотека по логопедии

Игры и упражнения на определение наличия заданного звука в слове.

1. Поднять руку (или флажок и т. п.) на заданный звук.

Логопед называет слова, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор, автобус.

2. Отобрать (а позднее и назвать) картинки, в названии которых имеется соответствующий звук.

3. «Чудо-дерево».

Украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

4. Отобрать (а позднее и назвать) картинки с изображением овощей, фруктов, цветов, игрушек, животных, в названии которых имеется соответствующий звук.

5. «Лото».

Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 4—6 предметов, в названии которых присутствует и отсутствует заданный звук. Дается задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

6. Подобрать слова с заданным звуком.

Выделение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука

1. Назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Игорь, Эля, Осип, Ада, Ася, Инга.

2. Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слова: осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо.

3. Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако.

4. Подобрать слова, начинающиеся с заданного звука (ударного [А], [У]).

5. Отобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука (ударного [О], [И]).

6. Назвать в слове первый (последний) звук.

7. Отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).

8. Подобрать названия овощей, фруктов, цветов, которые начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).

9. «Лото».

Детям предлагаются карточки с изображением 4— 6 предметов и цветные кружки. Дается задание: закрыть цветным кружком ту картинку, название которой начинается на заданный звук.

10. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает. Тот слезы проливает.

(Лук)

Летом снег! Просто снег! Снег по городу летает. Почему же он не тает?

(Пух)

Я на ветке сижу Букву Ж все твержу. Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом.

(Жук)

Мягкие лапки, А в лапках —царапки.

(Кот)

Дом тенистый тесноват, Узкий, длинный, гладкий, В доме рядышком сидят Круглые ребятки.

(Горох)

Что копили из земли. Жарили, варили, Что в золе мы испекли. Ели и хвалили?

(Картофель)

11. «Кто больше?» Детям предлагается сюжетная картинка (например,

«Улица»), на которой изображены предметы с заданным звуком. Детям требуется сказать, в названии каких предметов имеется заданный звук (в начале, в конце слова). За каждое правильно названное слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

12. «Найди общий звук».

Логопед называет слова (например, со звуком [С] в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, квас, голос, волос, лес) и выясняет, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится.

13. «Логопедическое домино».

Игра строится по принципу домино. Детям раздаются карточки, разделенные на две части, с изображением двух предметов. Ребенок, начинающий игру, кладет на стол одну из своих карточек, на которой изображены, например, нос и стол. Другой ребенок, имеющий среди своих карточек картинку, начинающуюся со звука [Н], присоединяет ее к картинке нос, а ребенок, имеющий картинку, название которой заканчивается звуком [Л], — к картинке стол, и т. д.

14. «Цепочка».

Ведущий называет слово (например, автобус). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.

15. «Подумай, не торопись». Детям предлагается:

1) подобрать слово, которое начинается на последний звук слова стол;

2) вспомнить название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр;

3) подобрать слово, чтобы первый звук был [К], а последний [Т];

4) ответить, какое слово получится, если к слогу [НО] добавить один звук.

16. Определить местоположение звука в слове.

Логопед называет слова (санки, нос, стол, коса, голос, капуста, стакан, весы, мост, автобус, сухари, лес), выделяя голосом звук [С], и предлагает детям определить местоположение этого звука в слове.

17. Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой — в конце слова, в третий — в середине.

Предметные картинки: сыр, сахар, снег, сапоги, скакалка, скамейка, нос, троллейбус, ананас, абрикос, таз, арбуз, лиса, посуда, миска, редиска, пастух, носки.

18. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в начале слова.

19. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в середине слова.

20. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в конце слова.

21. «Веселый поезд».

Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом — те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором — в середине слова, в третьем — в конце.

22. Работа с карточками.

Детям раздаются карточки, разделенные на три части (означающие местоположение звука в слове — в начале, середине и конце), и фишка. По заданию логопеда, называющего слова, дети помещают фишку в ту часть карточки, которая соответствует местоположению заданного звука в слове.

23. «Чудесный мешочек».

Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет и определяет местоположение заданного звука в слове.

24. «Рыболовы».

Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют местоположение заданного звука в слове.

25. Подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале слова.

26. Подобрать слова, в которых заданный звук находится в середине слова.

27. Подобрать слова, в которых заданный звук находится в конце слова.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]