Как правильно писать логопедическое заключениеметодическая разработка по логопедии


Технические аспекты

В настоящее время ответственность за формирование логопедических заключений возложена на специализированные пункты. Чтобы быть зачисленным, необходимо пройти специальную комиссию ПМПК, а также получить направление по установленной форме. Один пункт одновременно обслуживает несколько десятков человек. Рабочий коллектив подбирается государственными инстанциями. Воспитанниками берут детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Ответственность за принятие решения по поступившим заявкам возложена на местные комиссии. Отказать могут в случае, если все свободные места уже заняты. В первую очередь зачисляются лица с ОНР с первого по третий уровень, а также при наличии ФФНР. Логопед проводит первичное обследование. Обычно такую процедуру назначают на осень, тогда же заводят на ребенка журнал для контроля динамики состояния. По итогам обследования информация направляется консилиуму врачей и педагогов для определения оптимального метода работы с ребенком. При наличии речевых нарушений оформляется направление для комплексного анализа состояния в ПМПК.

Чтобы ребенок получал помощь специалистов для коррекции способности говорить, представители несовершеннолетнего должны принести заключение комиссии в местное управление, ответственное за вопросы образования. Если чиновники принимают позитивное решение, они оформляют направление, по которому ребенка зачисляют в логопункт. В течение учебного года ребенка могут отчислить, если нарушения исключены. Если вопрос отчисления становится конфликтным, необходимо направить воспитанника на комиссию, которая вынесет вердикт по случаю.

Особенности работы

Логопед ответственен за определение эффективности выбранного варианта работы с каждым ребенком. Ему нужно оценить речевое развитие. Как правило, анализ проводят в конце весны, тогда же заново диагностируют детей, получавших помощь логопедов. Чтобы контролировать прогресс, логопеды ведут индивидуальные карты на каждого принятого. Задача учителя – организовать занятия, позволяющие развивать детей, учитывая нюансы их дефектов. Длительность занятия должна соответствовать особенностям детской физиологии, а также гигиеническим и санитарным нормам, принятым в нашей державе. Подгрупповая работа допускается с теми, чьи нарушения сходны. При ОНР подгруппа формируется не более чем из 4 персон, при ФФНР допускается объединять до шести человек. Длительность индивидуального занятия не должна превышать четверти часа. При ОНР необходимо заниматься с детьми трижды в неделю или чаще, при ФФНР – дважды в неделю или чаще, а при фонетических дефектах – не реже раза еженедельно. Для учета посещаемости логопедические пункты обязаны вести журналы.

Работая с детьми, логопед должен 70% своего времени тратить на работу с подгруппами или индивидуально, около 20% времени выделять на методическое взаимодействие и консультацию группы, и лишь одну десятую рабочего дня тратить на оформление документального сопровождения процесса. Чтобы зафиксировать успех работы, нужно вести тетрадь посещаемости, журнал, отражающий динамику для каждого из учеников, речевые карты и планы, показывающие перспективы для каждого воспитанника.

Актуальность шаблонов

Можно найти немало примеров логопедических заключений. Текущий материал позволяет ознакомиться с тем, как должны выглядеть такие документы. В то же время нужно понимать: в каждом отдельном случае заключение необходимо составлять индивидуально. Играет роль, каковы отличительные особенности обследуемого. Как бы ни были просты и лаконичны, привлекательны в стройности оформления образцы логопедических заключений на ребенка, при применении шаблона к реальности нужно руководствоваться особенностями случая.

Ринолалия

В логопедическом заключении может упоминаться такое отклонение. Термином обозначают ситуацию, когда у ребенка нарушается голосовой тембр и способность правильно произносить звуки. Патология обусловлена некорректной активностью носовой полости при говорении. Если случай особенно тяжелый, нарушения охватывают до 38 звуков.

Возможна моторная алалия. Если таковая наблюдается, ее также необходимо зафиксировать в логопедическом заключении. Такой формат относится к числу наиболее стойких вариантов недоразвитости речи. Он наблюдается, если нарушены отделы мозговой коры, ответственные за речевую функцию. Дети с таким нарушением начинают говорить позднее, их запас слов увеличивается очень медленно, а в общении несовершеннолетние предпочитают прибегать к мимике, жестикуляции.

Введение

Среди врожденных пороков развития одно из первых мест занимают расщелины верхней губы, твердого и мягкого неба. Частота такой патологии составляет 1 случай на 600-700 рождений. Основной речевой дефект у таких детей — открытая органическая ринолалия.
В данном учебном пособии рассматриваются причины и патогенетические механизмы ринолалии, дается анализ структуры дефекта, первичных и вторичных отклонений развития у детей с данной патологией, предлагается характеристика программы диагностики и коррекции нарушений звукопроизношения и тембра голоса при данном нарушении.

Учебные материалы предназначены студентам дефектологического факультета специальности «Логопедия» и направлены на дальнейшее совершенствование подготовки логопедов — их профессиональных практических умений и навыков по коррекции первичного дефекта и вторичных отклонений развития у детей с ринолалией.

Цель данного пособия:

ознакомление студентов с основными понятиями и закономерностями общего, речевого и психического развития детей с челюстно-лицевой патологией, с анатомо-физиологическими механизмами речи при ринолалии, с методами диагностики и коррекции голоса и речи при данном нарушении.

Основные задачи данной дисциплины:

ознакомление студентов с этиологией и патогенезом ринолалии;

— ознакомление с приемами и методами медико-психолого-педагогической диагностики состояния детей с врожденными расщелинами губы и неба;

— формирование теоретических и практических представлений о комплексном подходе к устранению данной речевой патологии;

— ознакомление студентов с методиками коррекционного воздействия при ринолалии.

Студенты, изучившие дисциплину «Ринолалия», должны знать:

— этиопатогенетические механизмы ринолалии;

— клиническую и психолого-педагогическую характеристику детей с ринолалией;

— основные методики коррекционного воздействия при ринолалии.

Студенты должны уметь:

проводить обследование детей с ринолалией;

— определять первичные и вторичные нарушения в структуре речевого дефекта;

— осуществлять выбор коррекционных методик, планировать и проводить коррекционную психолого-педагогическую работу в до- и послеоперационный периоды с детьми с врожденными расщелинами губы и неба.

Студенты должны владеть навыками:

— составление протокола обследования, анализ материалов обследования, отбор речевого и дидактического материала для логопедических занятий.

Базовые формулировки

К вариантам логопедических заключений для лиц ранней возрастной группы относятся формулировки:

  • Дизартрия.
  • Задержка развития речи.
  • Задержка развития и дизартрия.

Могут установить замедленное развитие речевых навыков и способностей познавать. Есть вероятность замедленного психоречевого развития. У некоторых развитие речи замедляется из-за спастико-паретического симптоматического комплекса, охватывающего мышечные ткани. При таком состоянии корректируется работа аппарата, ответственного за артикуляцию, нарушается его моторика.

Дизартрию лиц младшего возраста диагностируют, когда экспрессивные речевые навыки предполагают использование отдельных слов, упрощенных фраз. До этого периода можно выявить лишь речедвигательные мышечные сбои – не играет роли возраст обследуемого. Таковые затрагивают и мышечные ткани, и аппарат речи. При выявлении этого состояния в заключении необходимо указать наличие симптомов спастического пареза. Альтернативный вариант формулировки диагноза – спастико-паретический симптом.

Второй уровень

Специфическая особенность – появление фраз, сформированных двумя, тремя, изредка – четырьмя словами. Поначалу они со стороны кажутся неясными, но при анализе речевых образцов можно заметить применение аморфных слов и тех, которым присущи родовые, падежные, иные категориальные особенности. Ребенок соединяет слова и их сочетания, пытается строить фразу, правильно и неправильно применяя правила контроля речи. Иногда можно слышать, как он самостоятельно использует упрощенные предлоги, иногда – их варианты, свойственные лепету. Будучи на втором уровне развития, чадо может временами пропускать предлог, неправильно работать с элементами предложениями, при этом объем слов существенно выше, нежели это характерно первому уровню. Можно видеть наречия. Несовершеннолетний начинает использовать числительные. Вместе с тем морфологическая система довольно слабая, операции по формированию слов доступны только простые, поэтому речевые возможности оцениваются как бедные, ребенок часто ошибается, неправильно понимает ряд прилагательных, приставочных слов, обозначающих действия.

В заключении логопедического обследования указывают второй уровень, когда при наличии описанных проблем речи можно видеть сложности использования отвлеченных терминов, понятий, применяемых для обобщения, антонимов и слов с аналогичными значениями. Для детей такого уровня свойственно использование слов с подразумеванием обилия значений. Связное говорение сопровождается слабой передачей ряда отношений смыслов. У некоторых все еще наблюдается лишь последовательное перечисление всего наблюдаемого.

Первый уровень развития

Согласно образцам логопедического заключения, первый уровень устанавливают, если средства общения речью исключительно малочисленны, активный словарный запас сформирован всего несколькими обиходными буквосочетаниями, которые человек выговаривает нечетко. Кроме того, ребенок может пользоваться звукоподражанием и применять различные комплексы звуков. Как правило, такие дети активно используют мимику как инструмент общения, часто указывают жестами. Стандартный комплекс средств применяется персоной для указания и на действие, и на объект. Дополнительно ребенок пользуется переменами интонации и жестами, тем самым пытаясь сформировать разность значений произносимого. Такое общение можно назвать лепетом, который в некоторых ситуациях становится практически однословными предложениями, но может оцениваться так далеко не всегда. На первом уровне ребенок практически не имеет возможности дифференцированно разграничивать действия, предметы; наименования первых подменяются словами, обозначающими объекты. Возможна замена названий объектов словами, обозначающими поступок.

Как видно из образцов логопедических заключений, при установке первого уровня развития речи обращают внимание на многозначность слов – как правило, такая особенность характерна для ребенка на этом уровне. Небольшой словарный запас преимущественно связан с наблюдаемыми персоной предметами и событиями. Морфологические детали для отражения грамматики практически не применяются. База речи – корневые слова без флексий. Фразы формируются элементами лепета. Человек звуками шаг за шагом воспроизводит описываемую ситуацию, активно пользуясь жестами для объяснения желаемого. Всякое слово, применяемое при таком общении, многочисленными способами соотносится с контекстом, поэтому стороннему наблюдателю, не находящемуся внутри ситуации, невозможно понять, о чем идет речь.

Четвертый уровень

В логопедическом заключении ОНР четвертого уровня указывают, если наблюдаются несущественные сбои компонентов речи используемой ребенком системы языка. Звуки недостаточно четко дифференцированы, возможны специфические слоговые нарушения, влияющие на структуру. Ребенок не может сохранять в памяти фонематический образ, хотя и понимает смысл слова. Как следствие, меняется наполняемость звуками, возможны разнообразные варианты. Речь при этом недостаточно внятная, а четкость дикции оставляет желать лучшего. Общее впечатление описывают как смазанное.

В логопедическом заключении на ребенка при четвертом уровне развития упоминают стойкость ошибочного употребления разнообразных суффиксов, призванных отражать эмоциональное наполнение, количество объектов, а также ряда сходных. Ребенку довольно сложно формировать новые сложные слова. Трудности наблюдаются при необходимости спланировать фразу и подобрать оптимальные для этого инструменты языка. Связная речь хоть и наблюдается, но она довольно своеобразная. При общей речевой недоразвитости наблюдается специфика сенсорики, моторики, высшей функциональности психики и активности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]