Звуки [К] [К`]. Буквы К, кметодическая разработка по логопедии (старшая группа)


Продолжи фразу

В реках Африки живет Злой зеленый пароход! Кто б навстречу ни поплыл, Всех проглотит… (крокодил).

Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно… (карандаш).

Не хотел котенок мыться. Убежал он из … (корытца).

«Я в зеленку угодил!» — Горько плачет … (крокодил).

Целый день поет щегол В клетке на окошке. Третий год ему пошел, А он боится … (кошки).

Вырастаю всем на диво, Высока, стройна, красива. Прячу в светлые перчатки Золотистые початки. Пусть не слаще я арбуза, Но сытней. Я … (кукуруза).

Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я … (капуста).

Кругла, рассыпчата, бела, На стол она с полей пришла. Ты посоли ее немножко. Ведь правда вкусная … (картошка)?

Мчусь, как пуля, я вперед, Лишь поскрипывает лед, Да мелькают огоньки! Кто несет меня?… (Коньки.)

Этот зверь живет лишь дома. С этим зверем все знакомы. У него усы, как спицы. Он мурлыча песнь поет, Только мышь его боится… Угадали? Это … (кот).

По ночам во мне Ванятка До того задремлет сладко, Что не хочется вставать. Что за штука я? … (Кровать)

Сказка про букву К

Как варить компот

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот! — Ну и как же его варить? — Принесите каждый все самое вкусное, остальное — за мной.

Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем разжег костер и повесил над ним котел с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик — клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.

Через некоторое время он позвонил в колокольчик:

Готово! Кушайте на здоровье.

Попробовали друзья, плюются:

Компот называется! Сам ешь! — Почему же так невкусно получилось? — мрачно размышлял кот.

Если ребенок не произносит звуки К, Г, Х, Й и другие

В последнее время у многих детей даже в семь лет наблюдаются нарушения произношения звуков раннего возникновения: [к], [г], [х], [й]. Также многие первоклассники часто смягчают согласные или озвончают глухие и оглушают звонкие согласные звуки. В чем причина, и как это исправить, разберемся в этой статье.

Коррекция нарушений произношения заднеязычных звуков
Постановка звука [й]
Устранение дефектов озвончения и оглушения

Причины нарушения заднеязычных и среднеязычных звуков

Звуки [к], [г], [х] являются заднеязычными в соответствии с местом образования. При их производстве главную роль играет задняя часть языка, которая напрягается и прижимается к нёбу. [Й] – среднеязычный звук по месту образования. При его производстве напрягается и вздымается к нёбу средняя треть языка. Таким образом, при произношении данных звуков очень важен язык.

Одной из причин столь массового нарушения простейших звуков [к], [г], [х], [й] является вялость мышц языка. Подрастает поколение детей, взращённых на искусственном вскармливании и короткое время сосавших грудь матери. Грудное вскармливание – это не только естественный процесс и здоровое питание, но еще и формирование многих психических функций. В их числе – сексуальные составляющие по Фрейду и развитие органов артикуляционного аппарата. При сосании груди ребенок напрягает свои едва появившиеся мышцы губ и языка. Малышу приходится «добывать» молоко своими силами. При искусственном вскармливании усилий прилагается меньше. Соска менее упруга, чем грудь. Жизнь упрощается, но это негативно сказывается на укреплении мышц языка.

К тому же, многих новорожденных сейчас кормят мягкой пищей, размягченной блендером. Это нехорошо, ведь при жевании даже мелкой вареной картошинки тренируются и мышцы языка. Мягкую пищу ребенок только сглатывает, язык остается без работы.

При нормальном развитии звуки [к], [г], [х], [й] должны появиться уже к году жизни. Представьте, насколько запущен речевой процесс, если к семи годам их нет. Значит в детском саду малыш не развивал мышцы языка. С ним не играли, поцокивая, как лошадка, балаболя, как индюк, не кукарекали с ним, как петух. Многие звуки ребенок учится произносить по подражанию за взрослым.

Еще одной причиной нарушения произношения заднеязычных является дизартрия, ринолалия, функциональная дислалия.

Причины дефектов озвончения и оглушения звуков

К ним также относятся и замены твердых согласных мягкими. Дефект озвончения – это когда ребенок вместо [п] произносит [б], вместо [т] – [д], [к] заменяет на [г], [с] на [з]. Дефекты оглушения – это, наоборот, замена звонких согласных на глухие. «Том» вместо дом, «калка» вместо галка и т.п.

Причиной оглушения и озвончения звуков является фонетико-фонематическое нарушение речи, дизартрия, открытая гнусавость, частичное нарушение голоса, легкая степень тугоухости. Особенно часто встречается при нарушении фонематического слуха. Причиной нарушения последнего являются родовые травмы, инфекции во время беременности, травмы головного мозга после рождения ребенка. За фонематический слух отвечают определенные участки головного мозга, повреждение которых и влечет данные неполадки.

Коррекция нарушений произношения заднеязычных звуков

Нарушение произношения звуков [к], [к’] называется каппацизмом, звуков [г], [г’] – гаммацизмом, звуков [х], [х’] – хитизмом. При нарушении вышеперечисленных звуков работать нужно над укреплением мышц языка. При гипотонусе языка с раннего детского возраста рекомендуется больше жевать. Для тренировки можно жевать латексную соску. Употреблять твердую пищу. Делать такие упражнения, как поцокивание – «лошадка», «горка» – выгибание языка, «маляр» – поднимать язык к «потолку», «дятел» – постукивание кончиком языка у верхних зубов. Роль артикуляционной гимнастики очень велика при постановке любых звуков.

При производстве звуков [к], [г], [х] губы раскрыты, кончик языка отодвинут от зубов, задняя его часть приподнимается и прижимается к нёбу. При произнесении [г] добавляется работа голосовых связок, при производстве [х] задняя треть языка не смыкается с нёбом, его боковые края прижимаются к верхним зубам.

При постановке звука [к] используют несколько способов:
  1. По подражанию: повторить как кукует кукушка, кудахчет курица;
  2. От звука [т]: ребенок произносит слоги та-та-та, логопед шпателем слегка нажимает на кончик языка и отодвигает его кзади. Родители дома могут также нажимать указательным пальцем на язык, отодвигая его назад. При постепенном движении языка назад сначала слышатся звуки та, потом кя, затем ка (та-кя-ка)

Мягкий вариант звука [к] ставится по подражанию.

При гаммацизме постановка осуществляется через звук [д]. Ребенок произносит сочетания: да-да-да, шпателем отодвигается кончик языка к горлу (можно пальцем, ложечкой). Таким образом, язык отодвигаясь, производит слоги: да-гя-га. Звук [г’] можно поставить также по подражанию.

Звук [х] ставится от звука [с’] все тем же отодвигания языка назад. Ребенок произносит: ся-ся-ся, получается ся-хя-ха. Еще одним способом постановки является упражнение «греем ладошки». Выдыхая воздух непроизвольно получается звук [х]. Мягкий [х’] – по подражанию.

Конспект логопедического занятия на тему: Звуки[ к][кь], буква «К»

Конспект группового логопедического занятия. 2 класс.

Тема: Звуки [ к], [ к`], буква К.

Цель: правильно и чётко произносить звуки к, к` в слогах , словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

· Закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков к, к` в слогах, словах и предложениях ;

· Формировать навыки образования единственного и множественного числа существительных;

· Закреплять умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе.

Развивающие:

· Развивать артикуляционную моторику;

· Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук путем выполнения специально подобранных упражнений( имитации игры в снежки и обводка по линиям);

· Способствовать развитию и коррекции внимании, памяти, мышления.

Воспитательные:

· Воспитывать самоконтроль за речью, умение вслушиваться в речь логопеда.

· Содействовать воспитанию бережного отношения к учебным принадлежностям.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, предметные картинки, мяч, наклейки, зеркала.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

— Сядет тот, кто назовёт слово, состоящее из 3-х слогов.

2. Сообщение темы занятия.

— Сегодня мы с вами познакомимся со звуками и буквой, отгадайте загадку и вы узнаете о чем идет речь.

Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьет,

Ну конечно это — …(кот)

— К нам сегодня на занятие пришёл в гости котёнок по кличке Кити.

— Разделите слово котёнок на слоги

— какой 1-й слог? (ко), первый и последний звук? (к, й).

3. Характеристика звуков [ к], [ к`] по артикуляционным и акустическим признакам.

— Возьмите зеркало и произнесите звук [ к].

— Как вы произносите звук [ к](язычок поставить за нижние зубы, слегка его отодвигаем назад, спинка языка прогибается, затем резко выдыхаем воздух).

— Как происходит воздушная струя? (свободно или встречает преграду).

— Ладошками проверим наш голос спит или поёт?(спит).

Вывод: Когда произносится согласный звук [ к] воздушная струя встречает преграду.

— Назовите в слове котёнок 1-й и 2-й звук ( к и о), о-гласный 1-го ряда

— Ребята, если после согласных стоят гласные 1-го ряда, то у нас согласные твёрдые.

— Загибайте пальчики и повторяйте за мной, какой звук [ к]?

— Звук [ к] — согласный, глухой, твёрдый (в 1-й раз говорит логопед, во 2-й раз вместе, в 3-й раз ученики одни).

— Твёрдый согласный звук [ к] мы обозначим синим кружочком.

— А теперь назовите первый слог в слове Кити (ки)

— первый звук (к), второй (и)

— И- гласный какого ряда?(2 ряда).

— Если после согласного стоит гласный 2-го ряда, то согласный будет мягким. Т.е. в слоге ке звук [ к`]-мягкий.

-Значит звук [ к] — согласный, глухой, мягкий (в 1-й раз говорит логопед, во 2-й раз вместе, в 3-й раз ученики одни).

— Мягкий согласный звук [ к`] мы обозначим зелёным кружочком.

4. Развитие фонематического восприятия.

-Давайте поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить звуки, слоги и слова, если вы услышите звук [ к], то хлопните в ладоши.

-К, м, к, ко, лы, та, иа, кол, сад, кот, сон.

— А сейчас ловим мягкий звук [ к ]:

— К, п, з, кино, к, са, му, ки, кь

— Молодцы, ребята.

-Звуки мы слышим и говорим, а букву пишем. Чтобы прочитать или написать названия предметов, нам надо познакомиться с буквой. Звуки к и кь мы обозначаем буквой К.

— Сейчас я прочитаю стихотворение про букву К.

Посмотри на букву К:

Есть нога и есть рука.

Костя Крикнул Кошке: «Кыш!»

Это всё на К, малыш.

— Давайте поднимем руки, пальчиками в воздухе напишем печатную букву К. А теперь глазками.

— Найдите в классе предметы, в названии которых есть звуки к-к`.

5. Чтение слогов.

ко кя

ка кё

кы кю

ку ки

— Читаем слоги 1-го ряда, во всех этих слогах звук к какой? (твёрдый), почему?( после к — стоят гласные 1-го ряда)

— Каким кружочком обозначим? (синим)

— Читаем слоги 2-го ряда, во всех этих слогах звук к какой? (мягкий), почему? (после к- стоят гласные 2-го ряда)

— Каким кружочком обозначим? (зелёным)

— Запись слогов парами под диктовку.

— Какие слоги написали в 1-й столбик, какие гласные стоят после к (гласные 1-го ряда), т.е. согласную букву к мы подчеркнём каким кружочком – синим.

— Какие слоги написали во 2-й столбик, какие гласные стоят после к (гласные 2-го ряда), т.е. согласную букву к мы подчеркнём каким кружочком – зелёным.

6. Произношение звуков к — к` в словах.

— Наш котёнок Кити спрятал картинки по классу.

— Что это? (карточка, шарики, учебник, костюм, карандаши, кегли).

— Назовите картинку, он мой один (костюм, учебник)

— Она, моя одна (карточка)

— Они мои (карандаши, шарики, кегли)

— Найдите слово в котором один слог (нет)

— Два слога (костюм, кегли)

— Три слога (шарики,карточка, учебник,)

Чтение этих слов по карточке (по одному) по слогам, глазки закрыли, повторили ещё раз , пишем по памяти в первый столбик с маленькой буквы без запятых.

— Как звучит звук к в этих словах(твёрдо), подчёркиваем синим карандашом.

— Назовите слово в котором звук к в начале слова, какой звук?

— Назовите слово в котором 2 слога 6 звуков

— Ребята как надо обращаться с учебными принадлежностями. (нельзя рвать, писать, пачкать на учебниках, ручки , карандаши хранить в пенале, не ломать)

— Также с игрушками надо бережно обращаться (нельзя рвать, ломать, кидать, пачкать и надо хранить в специальных ящиках, полках).

7 .Физминутка

Игра «Один – много».

Игрушка – игрушки

Машинка –машинки

Дорога –дороги

Кубик –кубики

— Какой звук звучал из изученных у меня в словах, а какие в ваших словах?

Лампочки –лампочка

мишки – мишка

линейки –линейка

учебники -учебник

— Какой звук звучал из изученных у меня в словах, а какие в ваших словах?

8.Посмотрите на доску и прочитайте слова, какие гласные пропущены

Скользк.я горка

Крутая санк.

Красивые дорог.

— Нужно подружить слова 1-го и 2-го столбика.

— Напишите в тетради это словосочетание.

— В каком слове звук к звучит твёрдо (подчёркивайте твёрдый к-синим, мягкий к- зелёным карандашом).

9. Итог занятия и оценка деятельности ребёнка.

— Наше занятие закончилось. Какие звуки мы сегодня учились правильно произносить? Какой буквой обозначаем на письме? Молодцы! СЛАЙД

·

Задание: печатная буква К для дошкольников

Рассмотри букву К. Нашили букву К в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки. Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]