Влияние нарушений чтения и письма на развитие и социализацию ребенка

В статье представлены причины возникновения специфических ошибок чтения и письма, дан их краткий анализ, раскрыты факторы негативного влияния нарушений чтения и письма на психическое развитие, поведение, успешное обучение и социализацию ребенка, предложена программа комплексного педагогического сопровождения школьников с нарушениями письменной речи.

Чтение и письмо являются одним из главных инструментов познания мира. В силу своей культурной значимости чтение и письмо представляют собой феномены цивилизации, являются продуктами развития человечества и уникальными признаками, выделяющими человека из всех других живых существ. Освоение письменной речи сопряжено с качественными изменениями интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности учащихся.

Овладение навыками чтения и письма, то есть грамотностью, является необходимым условием не только адаптации учащихся в процессе школьного обучения, но и влияют на процесс социализации ребенка.

Нарушения чтения и письма

В последние годы отмечается тенденция увеличения числа детей, страдающих нарушениями чтения и письма. Значительная распространенность данных нарушений среди младших школьников затрудняет учебный процесс в целом и препятствует полноценному овладению детьми школьными знаниями.

У школьников наблюдаются многочисленные варианты трудностей овладения чтением. В их числе: большое количество ошибок в процессе чтения, их частотность и стойкость; нарушение не только технической, но и смысловой стороны чтения; замедленный темп формирования навыка чтения.

В качестве частых и устойчивых ошибок при чтении отмечаются:

  • замены артикуляционно и акустически близких звуков;
  • замены звуков, соответствующих буквам, сходным по начертанию (т-г, ш-щ, х-ж, п-н);
  • пропуски, перестановки, добавления звуков и слогов,
  • аграмматизмы при чтении.

Смешения букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляторным признакам звуки обусловлены нарушением фонематического восприятия (вследствие трудностей акустического или кинестетического анализа).

Пропуски букв, персеверации и антиципации букв вызваны несформированностью навыка звукового анализа и синтеза, нарушением динамических моторных функций (серийной организации движений), а также нарушением внимания (произвольной регуляции).

Причиной перестановки букв является нарушения звукового анализа и синтеза, несформированность динамических моторных функций, стереотипа слежения и графической деятельности слева направо у учащихся-неправшей.

Смешения графически сходных букв на письме (и-у, т-п, б-д, х-ж, л-м) вызваны нарушением зрительных и зрительно-пространственных функций, динамических моторных функций (серийной организации движений), нарушением кинестетического анализа артикулем.

Оптические ошибки в чтении, зеркальные ошибки вызваны нарушением зрительных и зрительно-пространственных функций.

Ошибки обозначения границ предложения и слова связаны с несформированностью навыка языкового анализа и синтеза, нарушением внимания (произвольной регуляции).

Основными причинами недостатков формирования навыка письма являются нарушения устной речи, несформированность фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза) и низкая познавательная активность.

Введение

Проблеме нарушений письма у детей — дисграфии — посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. Интерес ученых обусловлен многими факторами, и в частности такими, как:

• большая распространенность среди учащихся первых классов нарушений овладения письмом и дальнейшее их перерастание в стойкие дисграфии;

• необходимость организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений письма;

• многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфии, привлекающие к ней внимание специалистов из разных областей науки (логопедов, психологов, ней-ропсихологов, клиницистов).

Особый интерес к изучению дисграфии связан также с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших школьных навыков — письма. Наличие дисграфии препятствует овладению детьми письменной речью как особой формой речи, своеобразным средством общения и обобщения опыта, освоение которого сопряжено с качественными изменениями интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер личности учащихся (В. И.Ляудис, И. П. Негурэ, 1994).

Логопедические методики профилактики, диагностики и коррекции нарушений у детей навыка письма и письменной речи остаются почти неизменными на протяжении уже многих десятилетий. Однако до настоящего времени изучение дисгра-фии в ходе профессиональной подготовки логопедов, как правило, ограничивается традиционным педагогическим подходом, связывающим нарушение письма либо с неполноценным лингвистическим развитием детей, либо с оптико-пространственными нарушениями. Между тем, практика работы логопедов с современным поколением младших школьников, страдающих дисграфией, свидетельствует о необходимости внесения существенных изменений в организацию и содержание логопедической работы. Это продиктовано, в первую очередь, изменениями в развитии детей, произошедшими в последние десятилетия. Многочисленные исследования психологов и ней-ропсихологов свидетельствуют о том, что соматический и психический статусы ребенка неправомерно оценивать исходя из норм вчерашнего дня. Развитие современных детей имеет как темповые, так и качественные особенности, и специалистам необходимо учитывать модификации онтогенетического процесса при организации как диагностической, так и коррекци-онной работы (А.В.Семенович, 2001).

Диагностические критерии

К основными диагностическими критериями нарушения письма относятся:

  1. наличие специфических ошибок,
  2. их частотность и
  3. стойкость.

К ошибкам, связанным с несформированностью фонематического и слогового анализа, относятся:

  • пропуски гласных и согласных;
  • добавление, перестановка букв;
  • пропуск, перестановка и добавление слогов.

Также выделяют ошибки, связанные с несформированностью анализа и синтеза предложения: слитное или раздельное написание слов, пропуск слов и точек в конце предложения. Характерны замены заглавной буквы на строчную.

При нарушениях письма замены букв, близких по акустическим, оптическим признакам, пропуски и вставки отражают несформированность фонематических и оптических представлений, слабость слухо-речевой и зрительной памяти.

Замены букв, близких по артикуляторным признакам, пропуски согласных и гласных звуков вызваны недостаточность кинестетического фактора.

Пропуски согласных при стечении, вставки гласных в стечениях согласных, повторение слогов, букв, слов, замены букв, состоящих из одинаковых, но представленных в разном количестве элементов (ш — и, т — п), некоторые каллиграфические трудности объясняются несформированностью кинетического фактора.

Смешение букв, имеющих одинаковые, но по-разному расположенные в пространстве элементы, случаи «зеркального» письма объясняются нарушением пространственного фактора.

Большое число орфографических ошибок, аффективные влияния говорят о недостаточности фактора произвольности.

Низкий темп письма, быстрая утомляемость указывают на нарушение энергетического фактора.

Большинство специфических ошибок полифакторны по своей природе, то есть имеют несколько вероятных механизмов возникновения.

Виды дисграфии

Классификация дисграфии осуществляется на основе следующих критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.

Расстройство редко проявляется в моноформе, чаще носит смешанный характер и зависит от тяжести нарушений в дошкольный период, поэтому в письменных работах можно увидеть ошибки и грамматического и фонематического характера одновременно.

Указанные выше виды дисграфии, как правило, носят постоянный и устойчивый характер. В некоторых случаях могут сопровождаться неречевыми отклонениями: ослабленной памятью, рассеянным вниманием, психическими заболеваниями.

Диагностика

Дисграфию может диагностировать психолог, в том числе и школьный… Он проведет академические и письменные тесты, позволяющие определить способность ребенка выражать мысли словами, оценить мелкую моторику (к примеру, отстучать пальцами ритм или повернуть запястье определенным образом…).

Специалист может попросить написать предложения или скопировать слова и буквы. В это время он посмотрит на

  • процесс написания;
  • положение рук и тела при письме;
  • оценит работу мелкой моторики;
  • проанализирует законченную работу.

Если выявятся предрасположенности ребенка к дисграфии, то первым делом необходимо исключить любые другие заболевания или состояния, которые могут вызывать трудности с письмом.

Основные признаки

Родители или учителя могут заметить симптомы и выявить предрасположенность к дисграфии, когда ребенок только начинает заниматься письмом в школе, но регулярные занятия грамматикой не приносят нужного результата.

О проявлениях дисграфии мы писали выше. Но есть еще ряд признаков, которые помогут определить проблему:

  • стремление избежать всех видов деятельности, связанных с письменной речью;
  • трудности при составлении рассказа по картинкам, заучивании стихов;
  • выполнение домашних письменных заданий занимает много времени и вызывает бурю негативных эмоций;
  • зависимость почерка от эмоционального состояния (чем больше расстроен, тем хуже почерк);
  • сложность размещения букв/слов на бумаге или на полях (плохое пространственное планирование);
  • частое стирание/зачеркивание;
  • несоответствие в расстоянии между буквами и словами;
  • зеркальное переворачивание букв по вертикальной/горизонтальной оси; изменение последовательности букв в слове;
  • плохое правописание, включая незаконченные слова или пропущенные слова или буквы;
  • отсутствие пунктуационных знаков и заглавных букв;
  • необычное положение запястья, тела или бумаги во время письма, сжатый захват ручки при письме (может привести к боли в руке).

Дисграфики могут путаться в порядке следования времен года и дней недели; плохо ориентируются в понятиях «лево-право», испытывают трудности с застегиванием пуговиц и завязыванием шнурков. Им сложно писать и думать одновременно, а креативные письменные задания часто бывают непосильными…

Причины

Проблемы с письмом обычно возникают вместе с другими трудностями в обучении. Так, множество ошибок при письме может быть обусловлено дислексией (трудности с чтением). А плохой почерк — диспраксией (способностью человека координировать и выполнять двигательные задачи). Часто дисграфия встречается у детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью), задержкой развития устной речи, левшей и амбидекстров.

Помимо этого, необходимо рассматривать

Рекомендации родителям: как помочь своему ребенку?

Дисграфия не означает, что ребенок глупый или ленивый. При помощи и поддержке со стороны родителей, специалистов, недуг можно скорректировать, уменьшив тем самым его негативное влияние на процесс обучения. Дисграфия — не приговор!

Первоначально детям с дисграфией показана логопедическая коррекция. Чем раньше вы обратитесь за помощью к специалистам, тем быстрее облегчите малышу «школьные страдания». Как родители, вы можете сами, в домашней обстановке, проводить полезные профилактические занятия, способствующие обучению составления текстов и работе с мелкой моторикой, такие как

  • игра с глиной и пластилином для укрепления мышц рук;
  • ведение и удерживание линий внутри лабиринта для развития моторного контроля;
  • соединение точек или тире для создания полных форм букв;
  • начертание букв указательным пальцем или ластиком (на конце карандаша);
  • написание букв в воздухе;
  • мысленное представление буквы;
  • написание буквы по памяти через временной интервал, который постепенно увеличивается по продолжительности;
  • копирование букв;
  • письмо под диктовку и т.д.

Кроме того, для развития скорости письма полезно писать любые тексты по 5 — 10 минут ежедневно. Для домашних занятий в интернете можно найти и бесплатно скачать книгу О.В.Чистяковой «Исправляем дисграфию. 500 упражнений для учащихся 1-4 классов».

Дорогие родители! «Дисграфики» часто понимают свою проблему и боятся ее проявления. Поэтому могут пропускать уроки, терять тетради по письму, мало общаться… Задачей взрослых в этом случае является не только лечение, но и оказание детям психологической поддержки. Важно не допустить отвращения к занятиям, усталости и недовольства ребенка собой!

Считаю, что из всех способов, которые можно использовать в борьбе ребенка с дисграфией, особенно важен один — показать, что вы всегда рядом, особенно, когда ему тяжело и страшно. Что вы любите его таким, какой он есть, без всяких условий! И нет таких трудностей, которые вы не сможете преодолеть вместе… Так вы повысите самооценку ребенка и его уверенность в себе, поможете сохранить мотивацию к работе над трудными навыками письма. А ваши отношения станут еще более теплыми и дружескими…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]