Развитие дыхания и коррекция его нарушений при дизартрии


Статья:

Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из–за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи. Для коррекции дизартрии прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы де-фекта и индивидуальных особенностей ребенка. МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ
В клинической картине дизартрии неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание дизартриков имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении. Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У дизартриков эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь дизартриков делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко дизартрики (не только дети, но и взрослые) говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха. При коррекции дизартрии в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи.

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

В логопедической работе над речевым дыханием детей, подростков и взрослых широко используется дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Эта гимнастика — единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, брюшной пресс, плечевой пояс) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизи-стой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Она полезна всем и в любом возрасте. В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, — это уметь затаить дыхание, «спрятать» дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно. При обучении гимнастике А.Н. Стрельникова советует выполнять 4 основных правила. Правило 1. «Гарью пахнет! Тревога!» И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воз-дух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая ошибка — тянуть воздух, что-бы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух. Правило 2. Выдох — результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно — но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: «Гарью пахнет! Тревога!» И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий. Правило 3. Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп — 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока — 1000-1200 вдохов, можно и больше – 2000 вдохов. Паузы между дозами вдохов — 1-3 секунды. Правило 4. Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко. Весь комплекс состоит из 8 упражнений. В начале — разминка. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага «сотню» вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох, как укол, мгновенный. Думайте: «Гарью пахнет! Откуда?» Чтобы понять гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом — вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох. А не вдох-выдох, как в обычной гимнастике. Сделайте 96 (сотню) шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно при ходьбе по комнате, можно переминаясь с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: «ноги накачивают в меня воздух». Это помогает. С каждым шагом — вдох, короткий, как укол, и шумный. Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой, поднимая левую — на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выходить выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и частою Делайте их столько, сколько сможете сделать легко. Движения головы

  • Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом — вдох носом. Короткий, как укол, шумный. 96 вдохов. Думайте: «Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа?». Нюхайте воздух..
  • «Ушки». Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: «Ай-яй-яй, как не стыдно!». Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правой ухо идет к правому плечу, левое — к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием — вдох.
  • «Малый маятник». Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: «Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?».

Главные движения

  • «Кошка». Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения — чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.
  • «Насос». Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох — в крайней точке наклона. Кончился наклон — кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений-вдохов это самое результативное.
  • «Обними плечи». Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ла-дони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая — левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: «Плечи помогают воздуху». Руки не уводите далеко от тела. Они — рядом. Локти не разгибайте.
  • «Большой маятник». Это движение слитное, похожее на маятник: «насос»-«обними пле-чи», «насос»-«обними плечи». Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле — вдох, наклон назад, руки обнимают плечи — тоже вдох. Вперед — назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.
  • «Полуприседы». Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзяди чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох – короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.

Далее следует специальная тренировка «затаенного» дыхания: короткий вдох с наклоном, дыхание максимально задерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, постепенно количество произнесенных на одном выдохе «восьмерок» увеличивается. На одном крепко задержанном вдохе надо набрать как можно больше «восьмерок». С третьей или четвертой тренировки произнесение дизартриками «восьмерок» сочетается не только с наклонами, но и с упражнениями «полуприседы». Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, почувствовать «схваченное в кулак» дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное количество восьмерок на крепко задержанном дыхании. Разумеется, «восьмеркам» на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечисленных выше упражнений.

Упражнения для развития речевого дыхания

В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения:

  • Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
  • Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
  • Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
  • Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу

  • Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три…), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь…).
  • Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Капля и камень долбит. Правой рукой строят – левой ломают. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. На скамеечке у дома целый день рыдала Тома. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора. Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

  • Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Репка.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут — вытянули репку!

Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике. «Чей пароход лучше гудит?» Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. «Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?» Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова. «Капитаны». Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер — губы складываются, как для звука п. Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже – короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.

Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии

 В данной статье рассматривается сущность и особенности такого дефекта звукопроизношения, как дизартрия. Рассмотрены характерные особенности дизартрии, её классификация. Проанализированы возможности развития речевого дыхания детей с дизартрией.

Ключевые слова: звукопроизношение, коррекция, речевое дыхание, дизартрия.

Современными научными исследованиями дизартрия определена как сложный дефект, который характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодических характеристик речи. В основе патогенеза дизартрии находится недостаточность иннервации мышц, обеспечивающих артикуляцию, голосообразование, темп, ритм, интонации, связанные с органическим поражением центральной и периферической нервной системы. Эти патологические изменения негативно влияют на психофизиологическое развитие детей и становятся причинами осложнения интеграции ребёнка в общество, и освоения образовательных программ.

Одним из путей преодоления дизартрии является коррекция речевого дыхания. Вопросы коррекции дыхания при дизартрии рассматривали в своих исследованиях Л. И. Белякова, А. Н. Стрельникова, Е. Н. Стрыгина, Е. В. Шмидт и др.

Дизартрия — это такое расстройство звукопроизношения, которое является следствием нарушения в системе иннервации речевого аппарата. Дизартрия проявляется клинически выраженной недостаточностью звуковых и просодических характеристик речи, связанных с органическим поражением центральных и периферических структур нервной системы. Среди других характерных особенностей этой группы расстройств можно отметить:

1) нарушение голоса, он становится слабым, неблагозвучным и сопровождается заменой звонких согласных на глухие;

2) расстройства ритма и глубины дыхания;

3) нарушение координации между артикуляцией и дыханием [5].

Е. Ф. Архипова выделяет так называемую функциональную дизартрию, как результат ослабления нейронных связей в мозговых центрах, отвечающих за речь и слух, поражение которых приводит к плохому восприятию речи и её продукции [1].

Дизартрия — это расстройство артикуляции в следствии бульбарного и псевдобульбарного синдромов, а также экстрапирамидных и мозжечковых расстройств [5]. У детей основным этиологическим фактором следует считать перинатальную патологию, прежде всего детский церебральный паралич (ДЦП). ДЦП может возникнуть под влиянием самых разнообразных причин, оказывающих воздействие на плод во внутриутробном периоде, во время родов и в первую неделю внеутробной жизни (родовая травма, гипоксия плода, резус-конфликт, пороки развития, и ряд наследственных патологий). Классификация дизартрии, с одной стороны, основывается на определении уровня поражения нервной системы. С другой стороны, на особенностях клинических проявлений и характерных черт моторной дисфункции. Таким образом различают дизартрии: пробковую, мозжечковую, экстрапирамидную, бульбарную, псевдобульбарную.

Дефект дизартрии заключается в расстройствах формирования системы фонетических средств произношения и образования звуков. В структуре речевого дефекта у детей с дизартрией ведущими нарушениями выступают расстройства формирования системы фонетических средств языка, используемых для образования звуковых единиц родного языка. Несмотря на негрубый характер нарушений звукопроизношения лексический запас, грамматическая структура находятся на грани нормы. В дальнейшем такие дети имеют проблемы при обучении в школе и освоении письменной речи [3].

Для таких детей характерно нарушение просодической стороны устной речи. Отсутствует интонация высказывания, наблюдается слияние фраз, страдает темпоритмичная организация устной речи. Тщательное обследование позволяет выявить природу нарушений и установить форму дизартрии.

При опросе родителей констатируется затруднённый перинатальный период жизни. В процессе развития проявляются недостатки в индивидуальном развитии звукопроизношения. Обследование позволяет найти снижение мышечного тонуса. Отмечается напряжённость корня языка и недостаточная его выраженность. При открывании рта язык «обеспокоен». Особенностью являются неравномерные изменения мышечного тонуса различных частей речевого аппарата — повышение в одной группе мышц и снижение в других. Нарушена точность движений. Развитие речи несколько отстаёт от нормы. Слова появляются после полутора лет, фраза до трёх лет [2].

Однако на первом плане — стойкие нарушения звукопроизношения, которые трудно поддаются коррекции. Для детей с дизартрией характерна полиморфность нарушения фонетической стороны речи: искажение, замена звуков, различные виды сигматизма, ротацизм, лямбдацизм, дефекты оглушения и др. Больше всего искажаются звуки, связанные с движениями кончика языка: нёбное «Г», упрощённое произношение шипящих и свистящих.

Фонематическое восприятие нарушено в отношении звуков, искажённых при устной речи. Дети могут слышать ошибки других, но не слышат своих. Не всегда является эффективным процесс автоматизации звуков. Голос имеет сиплый, назализованный оттенок, темп речи ускорен. Может быть затруднено глотание и накопление слюны во рту. Речь без пауз, однообразна. Нарушено дыхание — ребёнок делает дополнительные дыхательные движения.

Обучение осознанному управлению всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц, а также регулировку работы дыхательного центра благотворно влияет на оздоровление всего организма в целом. Перед логопедом возникает задача построить свою работу наиболее интересно для детей с дизартрией и с максимальной результативностью. Руководствуясь тем, что в клинической картине дизартрии неизменно присутствует расстройство как речевого, так и неречевого (физиологического) дыхания, которое имеет свои особенности, необходим системный подход в реабилитационной работе [4].

Физиологическое дыхание у детей, как правило, поверхностное, ритм его неустойчив и нарушается даже при небольшом эмоциональном и физическом напряжении. Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. Перед вступлением в речь дети с диагнозом дизартрия делают недостаточный по объёму вдох, что не обеспечивает возможности закончить фразу до конца. Фраза обрывается для добора воздуха, либо произносится на вдохе, что ведёт к множественным искажениям, а иногда и невозможности воспроизвести высказывание или звук из-за слабой и неправильно направленной воздушной струи.

Для коррекции речевого дыхания при дизартрии используются дыхательные упражнения. Цель применения дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе при произнесении отрезка фразы или высказывания, то есть при ротовом выдохе. Примерами дыхательных упражнений являются приёмы установления плавности речи, голосовых модуляций, силы и громкости, а также темпа, ритма и тона голоса [5].

При выполнении упражнений, следует помнить, что во время дыхания плечи у ребёнка должны быть неподвижны, грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе, живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе — опускаться, во время вдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через рот; вдох должен быть мягким и коротким, а выдох — длительным, спокойным и плавным; сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание, говорить только на выдохе.

Особое внимание необходимо уделять гигиене проводимых дыхательных тренировок. Перед проведением дыхательных упражнений необходимо регулярно проводить влажную уборку, проветривать помещение. Сразу после приёма пищи упражнения проводить категорически запрещено, а лишь через час после еды. Необходимо следить, чтобы одежда ребёнка не стесняла движений и не заниматься при острых заболеваниях носоглоточной системы.

Работу по формированию речевого дыхания необходимо начинать, в зависимости от степени нарушений, с формирования умения ребёнком дифференцировать ротовой и носовой вдох — выдох. Особое внимание необходимо уделить детям с ДЦП, так как из-за повышенного тонуса общей и артикуляционной мускулатуры очень трудно выработать устойчивые сенсорные эталоны тактильных ощущений акта дыхания. У детей нарушена координация межу дыханием, фонацией и артикуляцией, контроль за дыханием затруднён на уровне ЦНС [1].

Хорошие результаты позволяет получить динамическая дыхательная гимнастика, которая подготавливает дыхательный аппарат к фонационному, то есть речевому дыханию. Такая гимнастика способствует расширению ёмкости лёгких, укрепляет мышцы, задействованные в акте дыхания, а также происходит усиленная вентиляция лёгких и повышенное обогащение кровеносной системы кислородом, что в свою очередь благотворно влияет на общее состояние здоровья.

Необходимо динамические дыхательные нагрузки сочетать с движениями туловища, рук, ног, что способствует развитию основных групп мышц и задействует в акте дыхания нижние отделы лёгких. Тренировка внеречевого дыхания достигается за счёт изменения темпа, частоты, а также характера выполнения физических упражнений.

Нарушение эмоционально-волевой сферы, её незрелость является характерным признаком детей с дизартрией, так как является не только следствием незрелости высших психических функций, но и наоборот следствием имеющихся речевых нарушений, которые накладывают отпечаток на характер, восприятие, внимание, воображение, мышление, что в свою очередь способствует развитию застенчивости, негативизму, агрессивности, страхам, заниженной самооценке. Включение в комплекс правильно подобранных тренировочных дыхательных упражнений, имеющих релаксационный или активизирующий эффект, способствуют коррекции эмоционально-волевой и психологической незрелости. Например, расслабляющие движения:

— подражание полёту птиц, бабочек, самолёту;

— имитация «пустые рукава» (поднять руки до уровня плеч и опустить, как пустые рукава, по бокам туловища);

— поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабленными руками вперёд, назад;

— наклонить голову вперёд, расслабляя мышцы [3].

Традиционные дыхательные упражнения без речевого сопровождения, несмотря на свою простоту, не теряют своей актуальности, проверенной временем:

— подняться на носках, руки вверх — вдох, опускаясь — выдох;

— поднять руки над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) — вдох, опустить руки выдох;

— развести руки в стороны — вдох, руки перед собой — выдох;

— вытянуть руки перед собой вперёд — вдох, поставить руки в исходное положение — выдох и т. д.

Выработка правильного диафрагмального дыхания — это основа речевого дыхания, а работа над его постановкой имеет ряд других положительных эффектов. Все упражнения для постановки диафрагмального дыхания способствуют правильному функционированию желудочно-кишечного тракта, органов грудной клетки, головы и шеи. За счёт движений мышц пресса происходит массаж органов брюшной полости, улучшается их кровообращение и перистальтика. За счёт движения диафрагмы в игровых упражнениях «Мячик», «Ямочка», «Шарик — ямочка» поступательные движения передаются всему организму [2].

Фонационными упражнениями, наряду с дальнейшим формированием речевого дыхания можно регулировать волновую активность мозга, что выражается в скорости сердцебиения, а значит возбуждения и торможения психических процессов. Дышим медленно — успокаиваемся, дышим быстро — активизируем. Фонационные упражнения являются своего рода как бы упражнениями нетрадиционной медицины (своего рода пение мантр). Умение рационально, экономно, длительно, утрированно артикулируя произносить гласный звук в процессе выдоха необходимо как для постановки звуков, так и для произнесения целостного высказывания. Напряжения и расслабления мышц и тканей способствуют тому, что носоглотка и лёгкие начинают работать в определённом оздоровительном режиме [1].

Также в процессе формирования дыхания важно проводить работу по обучению распределению экономного выдоха на протяжении всего фразового отрезка. Поэтапно вводить в речь слоги, слова, короткие фразы, четверостишия, короткие стихи. Необходимо следить и добиваться темпо-ритмического и слогового оформления высказывания.

Развитию сенсорных эталонов речевого дыхания хорошо способствуют динамические ритмичные упражнения или движения вместе с произнесением четверостишия или слоговой цепочки, а также логоритмические или музыкально-логоритмические игры. Полезно произносить слоги и стихи в сочетании с движением и со сменой интонации и мимики, выражающей различные эмоции. Такие упражнения не только формируют дыхание, но и являются элементами психогимнастики, которая способствует коррекции эмоционально-волевой сферы.

Приёмы театрализации так же способствуют раскрепощению, снятию внутренних зажимов, а также являются своеобразной мотивацией, вызывают интерес и положительные эмоции. Двигательное сопровождение речи у детей с дизартрией можно считать новыми технологиями в коррекции речи, и можно считать кинезитерапией воспитание движением правильно организованного речевого дыхания и координации речи с движениями [4].

Каждое логопедическое занятие с детьми с дизартрией должно начинаться с упражнений на активизацию дыхания и выработкe правильного физиологического и речевого дыхания. Большое значение имеет взаимодействие смежных специалистов: врача невропатолога и психиатра, массажистов, инструктора ЛФК, специалистов сенсомоторного развития, песочной терапии, психолога, воспитателей и других педагогов дополнительного образования. Незаменимую роль в коррекции дизартрии оказывает назначение определённых медикаментозных препаратов и процедур ФТО. Для речевого дыхания необходимо организовать правильное, сбалансированное питание детей, занятия и отдых, соблюдать режим дня, что в свою очередь благотворно влияет на коррекционную работу.

Интересные возможности открывают перед логопедами авторские методики тренировки дыхания. Гимнастика Л. Н. Стрельниковой зарекомендовала себя как хороший метод не только тренировки дыхания, но и как способ укрепления и коррекции общего состояния организма детей и взрослых. Несмотря на то, что данная методика имеет свои ограничения, в работе с детьми можно применять адаптированные для детей упражнения или элементы гимнастики. Такие игровые упражнения: «понюхай, как пахнет цветок», «ладошки». Особенность этой методики состоит в том, что вдох происходит на движениях, направленных на сжатие грудной клетки, что способствует развитию мышц, участвующих в процессе дыхания, усиливает напряжение и расслабление. Методика способствует укреплению сердца и сосудов, дыхательной системы, благотворно влияет на нервную и эндокринную системы, а также работу других внутренних органов. Положительные результаты гимнастика оказывает при заикании [2].

Подводя итог всего вышеизложенного, можно сказать, что развитие речевого дыхания у детей с дизартрией является одной из форм здоровьесберегающих технологий и основой устной речи. Такие упражнения способствуют укреплению иммунитета, профилактике простудных заболеваний, нормализуют эмоциональное состояние у гиперактивных, эмоционально неуравновешенных и агрессивных детей. Таким образом, коррекция речевого дыхания при дизартрии должна быть направлена на решение нескольких задач: развитие голоса и правильного звукопроизношения, осмысленной сенсомоторики и двигательной кинестетики, общее оздоровление всего организма ребёнка. Разнообразные методы и приёмы, включающие в себя игры и игровые упражнения, которые доставляют детям огромное удовольствие, погружая их в особый микромир волшебных сказок, интересных стихов, весёлых песен и интересных игр.

Литература:

  1. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. — 123 с.
  2. Белякова Л. И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи: метод. пособие / Л. И. Белякова. — М.: Книголюб, 2005. — 55 с.
  3. Кубарева Е. В. Исследование функции речевого дыхания дошкольников со стёртой дизартрией / Е. В. Кубарева // Концепт. — 2019. — № 2. — С. 1–7.
  4. Посохова М. А. Коррекция нарушений речи у дошкольников с помощью дыхательных методик / М. А. Посохова, Н. М. Фатеева // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 53–7. — С. 181–187.
  5. Шмидт Е. В. Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии / Е. В. Шмидт, Е. Н. Стрыгина // Современные проблемы образования, науки и технологий: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, Москва, 30 апреля 2019 года / Под общ. ред. А. В. Туголукова. — Москва: Индивидуальный предприниматель Туголуков Александр Валерьевич, 2019. — С. 11–14.

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

 В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Ключевые слова: образовательная среда,нарушение, дизартрия, логопедия, дыхание, коррекция, диагностика.

На сегодняшний день одной из проблем современной логопедии является проблема дизартрии у дошкольников. Подобное нарушение речи у дошкольников является актуальной проблемой по причине того, что коррекция данного нарушения представляет собой сложность. Это обусловлено тем, что дыхание представляет собой важную функцию жизнеобеспечения человека. По причине этого у детей с подобным нарушением речи необходимо проводить коррекцию дыхания.

Дизартрия — нарушение речи, вызванное органическим поражением нервной системы. Дизартрия у ребёнка формируется из-за недостаточного снабжения нервными окончаниями органов речевого аппарата. Связь органов речи с центральной нервной системой ухудшается, и ребенок испытывает трудности в правильном произношении звуков.

Чаще всего у детей с нарушениями речи существуют различные нарушения дыхание. Многие авторы в своих методиках отводят важное значение именно развитию данного показателя. Речевое дыхание — это процесс дыхания во время речи. А именно умение в процессе высказывания осуществлять короткий глубокий вдох и постепенно использовать воздух для логичного завершения предложения или фразы. Правильно организованное речевое дыхание позволяет голосовому аппарату работать без излишнего напряжения, используя логические остановки для расслабления связок, сохраняет плавность речи, позволяет использовать всё многообразие интонационных средств выразительности, соблюдать паузы и т. д. При дизартрии за счёт патологии иннервации дыхательной мускулатуры происходит нарушение речевого дыхания [3].

Изучением особенностей речевого дыхания в качестве особой системы психомоторных реакций занимались Д.К.Вильсон, А.П. Зильбер, А.Г. Хрипкова. Вопросами речевого выдоха занимались М.Ф. Фомичева, А.Е. Хватцев, О.В. Правдина. Ведущую роль речевого дыхания для формирования полноценного звукопроизношения отмечает А.Г. Ипполитова [1].

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Это обуславливает актуальность того, что в логопедической практике важное значение отводится постановке звукопроизношения. При разработке различных методик авторы важное значение отводят голосоподаче и голосоведению.

Для проведения практической части исследования было выбрано дошкольное учреждение МБДОУ детский сад № 45 г. Орла. Исследование проводилось в группе дошкольников 5-6 лет. Испытуемыми были дети старшего дошкольного возраста с дизартрией в количестве 10 человек.

При проведении исследования были использованы элементы методики А.И. Максакова.

Цель методики: определить тип дыхания, целенаправленность и силу воздушной струи, длительность внеречевого выдоха, особенностей фонационного дыхания, методы исследования внешнего дыхания.

Выбранная методика позволяет определить у детей важные характеристики речевого дыхания: силу внеречевого выдоха, тип дыхания, ритмичность вдоха и выдоха, объем речевого дыхания. Также положительными сторонами данной методики является ее простота, относительно небольшое затрачиваемое время на проведение, удобная игровая форма, которая заинтересовывает детей.

Исследование показало тот факт, что в случае, если у детей в случае недостаточного речевого дыхания страдает громкость речи, ее четкость. Недостаточное речевое дыхание отражается на объеме и силе выдоха. Также у детей с дизартрией наблюдается недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха, нечеткая дикция.

По результатам проведенного эксперимента были подведены основные итоги наблюдений:

  1. Физиологическое дыхание. У детей, принимающих в процессе проведения эксперимента наблюдалась спастичность дыхательной мускулатуры в процессе дыхания и связанная с этим судорожность вдоха и выдоха. Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха у наблюдаемых детей довольно слабая.
  2. Начало выдоха у наблюдаемых детей проходит в ускоренном режиме. То есть можно сказать, что начало фазы выдоха форсируется данными детьми, что приводит к появлению судорожности вдоха и выдоха и ослаблению речевого выдоха. В итоге у данных детей наблюдается слабая целенаправленность воздушной струи.
  3. В процессе произнесения фраз данными детьми у них наблюдается фонационный (озвученный) выдох, что приводит к разрыву фраз и их неравномерности во время произношения. Тем самым снижается длительность фразы.
  4. Исследование показало, что у данных детей наблюдается расстройство координации между дыханием, артикуляцией и фонацией, чрезмерный забор воздуха на фазе вдоха. Дополнительно к этому стоит отметить, что при осуществлении произношения фраз данными детьми, произношение осуществляется на выдохе и речевой выдох ослабленный в данном случае.

Дети, у которых было диагностировано нарушение речи, нуждаются в дыхательной тренировке. Необходимо развивать их дыхательные функции. Все упражнения по тренировке и коррекции дыхания у детей с дизартрией направлены на то, чтобы нормализовать ритм дыхания и повысить силу дыхательных мышц. Авторские методики по коррекции дыхания и его тренировке направлены на то, чтобы улучшить функции дыхания у детей. За счет улучшения функции дыхания происходит оздоровление дыхательной системы. Благодаря этому повышается общий уровень здоровья ребенка, что впоследствии, конечно же, отражается и на речевом дыхании.

Подобные занятия по коррекции дыхания необходимо проводить систематически. Данный период будет длиться достаточно долгое время. Впоследствии это позволит улучшить моторику артикулярного аппарата и развить артикуляционные движения. Работа логопеда состоит в том, чтобы преодолеть монотонность и нарушения темпа речи у ребенка с дизартрией. При условии успешной работы развивается полноценное фонематическое восприятие.

Существует достаточно большое количество методик, направленных на коррекцию речевого дыхания при дизартрии. В процессе их применения решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, повышение выносливости и силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости легочной системы. Во время выполнения специально отобранных упражнений происходит оптимизация дыхания в целом, растет общий уровень здоровья ребенка, что положительно сказывается и на развитии речи [2].

Чаще всего в логопедической работе с целью коррекции дыхания у детей с дизартрией используется дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Данная методика была сформирована еще в прошлом веке. Подобная методика автором была разработана для того, чтобы восстановить певческий голос, так как Стрельникова была певицей. Но учитывая практическую значимость данной методики и ее эффективность, ее стали очень часто применять при коррекции различных нарушений дыхания. В частности, данная методика очень эффективна при коррекции дыхания у детей с дизартрией.

Осуществляя свою деятельность по коррекции дыхания у детей с дизартрией, логопед подбирает индивидуальные программы коррекции и развития дыхания. Работа может осуществляться как индивидуально, так и посредством индивидуально-групповых занятий. Логопед использует общепризнанные методики, вносит какие-либо изменения в существующие упражнения, подбирает индивидуальные методики развития. Осуществление деятельности по коррекции дыхания проводится через организации развивающей предметно-пространственной среды в группе.

В случае, если деятельность по коррекции дыхания у детей с дизартрией проходит успешно, в последствии необходимо постоянно контролировать и наблюдать за правильностью дыхания этих детей.

Именно поэтому необходимо осуществлять периодически повторяющиеся упражнения, с целью закрепления полученного результата. Работа по коррекции дыхания у детей с дизартрией должна проводиться на базе дошкольного учреждения совместно с педагогами, которые осуществляют воспитательную функцию этих детей.

Литература:

  1. Ворошнина Л.В. Развитие речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для академического бакалавриата [Текст]. / Л.В. Ворошнина. // 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 158 с.
  2. Галасюк И.Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО [Текст]. / И.Н. Галасюк, Т.В. Шинина. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 179 с.
  3. Колесникова Г.И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО [Текст]. / Г.И. Колесникова. // 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 176 с.
  4. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. [Текст] / В.И. Яшина. — М.: Издательский , 2007. — 149 с.

Дизартрия

Дизартрия — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.

Дизартрия проявляется нарушением звукопроизношения и просодической стороны речи (темп, ритм речи, интонации, тембр голоса, речевое дыхание). Данные нарушения связаны с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Причины дизартрии

Причины заболевания различны, поэтому, при проявлении соответствующих симптомов дизартрии необходимо тщательно обследовать ребенка и незамедлительно перейти к лечению. Причинным фактором детских форм дизартрий является органика в подкорковых структурах. Возникает вследствие:

— инфекций, перенесенных в перинатальном периоде влияния токсикоза в период вынашивания ребенка;

— гипоксии или травмы мозга при родах;

— воспалительные заболевания мозга в анамнезе.

Последствие заболевания могут повлиять на умственное развитие ребенка, проявляющееся:

— нарушением в развитии движений, особенно в выполнении мелких, точных движений;

— трудностями в общении, выраженных в непонимании смысла обращений; — — затруднением в обучении (письмо и чтение).

Трудности речевого развития способствуют отставанию в развитии интеллектуальных особенностей. Таких детей приходится обучать в специальных учебных заведениях.

Симптомы дизартрии

Полная характеристика детей с дизартрией составляется специалистами, но ряд симптомов родители могут увидеть самостоятельно и предпринять необходимые меры для лечения заболевания. Помимо нарушений звукопроизношения сбиваются голос, речевое дыхание, темп, ритм, мелодичность речи. К признакам дизартрии относятся:

— слабость артикуляционных мышц, которая проявляется по-разному: при открытом рте язык ребёнка вываливается самопроизвольно наружу, губы слишком плотно сжаты или чересчур вялые и не смыкаются, наблюдается повышенное слюноотделение;

— кажется, что ребёнок постоянно говорит в нос, хотя признаков гайморита и насморка нет;

— звуки в словах искажаются, заменяются на другие, пропускаются — причём не какой-то один определённый звук, а несколько или сразу все;

— нарушается речевое дыхание: к концу фразы речь затухает, в середине предложения ребёнок может задохнуться, начать часто дышать;

— наблюдаются нарушения голоса: у детей, страдающих дизартрией, он слишком высокий и писклявый;

— проблемы с мелодичностью речи: ребёнок не в состоянии изменять высоту тона, речь отличается монотонностью, поток слов слишком быстрый или чересчур замедленный, но в обоих случаях непонятный.

Внимательные родители могут заметить нарушение речи у своих детей уже в раннем возрасте. Это позволит своевременно обратиться к нужным специалистам и по возможности подготовить ребёнка к школе.

Лечение дизартрии

Заболевание требует лечебно-педагогического комплексного воздействия. Медикаментозное лечение дизартрии у детей сочетается с логопедической коррекцией и ЛФК.

  1. Логопедическая работа.

Логопедическая коррекция состоит из специальных занятий для детей.

После диагностики ребенка логопед составляет план коррекции дефекта. В большинстве случаев это упражнения на:

— развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, гимнастика);

— развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика);

— развитие речевого и физиологического дыхания;

— коррекцию нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения;

— развития фонематических процессов;

— развитие речевой коммуникации.

  1. Логопедический массаж, массаж спины и шейно-воротниковой зоны
  2. Физиолечение (СМТ под корень языка, парафиновые аппликации, Вокастим и др.)
  3. ЛФК (упражнения направлены на развитие общей моторики), тренинги на аппаратах с БОС
  4. Медикаментозное лечение назначается в случае, если дизартрия сочетается с другими неврологическими нарушениями (например, снижена память, восприятие информации и др.)

Прогноз при дизартрии в детском возрасте всегда остаётся неопределённым, так как болезнь предполагает необратимые нарушения ЦНС и отделов головного мозга. Цель лечения данного заболевания — формирование у ребёнка речи, понятной окружающим и не мешающей дальнейшему усвоению элементарных навыков чтения и письма.

Подробная информация и запись по телефону или форма на сайте для записи.

Дыхательная гимнастика при дизартрииучебно-методический материал по логопедии по теме

Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из–за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи.

Для коррекции дизартрии прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы де-фекта и индивидуальных особенностей ребенка.

МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ

В клинической картине дизартрии неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание дизартриков имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении.

Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У дизартриков эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь дизартриков делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко дизартрики (не только дети, но и взрослые) говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.

При коррекции дизартрии в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи.

  1. Дыхательная гимнастика

А.Н. Стрельниковой

В логопедической работе над речевым дыханием детей, подростков и взрослых широко используется дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Эта гимнастика — единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.

Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, брюшной пресс, плечевой пояс) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.

Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизи-стой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.

Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Она полезна всем и в любом возрасте.

В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, — это уметь затаить дыхание, «спрятать» дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.

При обучении гимнастике А.Н. Стрельникова советует выполнять 4 основных правила.

Правило 1. «Гарью пахнет! Тревога!» И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воз-дух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая ошибка — тянуть воздух, что-бы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.

Правило 2. Выдох — результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно — но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: «Гарью пахнет! Тревога!» И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.

Правило 3. Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп — 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока — 1000-1200 вдохов, можно и больше – 2000 вдохов. Паузы между дозами вдохов — 1-3 секунды.

Правило 4. Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко.

Весь комплекс состоит из 8 упражнений. В начале — разминка. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага «сотню» вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох, как укол, мгновенный. Думайте: «Гарью пахнет! Откуда?» Чтобы понять гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом — вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох. А не вдох-выдох, как в обычной гимнастике.

Сделайте 96 (сотню) шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно при ходьбе по комнате, можно переминаясь с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: «ноги накачивают в меня воздух». Это помогает. С каждым шагом — вдох, короткий, как укол, и шумный.

Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой, поднимая левую — на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выходить выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и частою Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.

Движения головы

  1. Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом — вдох носом. Короткий, как укол, шумный. 96 вдохов. Думайте: «Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа?». Нюхайте воздух..
  2. «Ушки». Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: «Ай-яй-яй, как не стыдно!». Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правой ухо идет к правому плечу, левое — к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием — вдох.
  3. «Малый маятник». Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: «Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?».

Главные движения

  1. «Кошка». Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения — чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.
  2. «Насос». Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох — в крайней точке наклона. Кончился наклон — кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений-вдохов это самое результативное.
  3. «Обними плечи». Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ла-дони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая — левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: «Плечи помогают воздуху». Руки не уводите далеко от тела. Они — рядом. Локти не разгибайте.
  4. «Большой маятник». Это движение слитное, похожее на маятник: «насос»-«обними пле-чи», «насос»-«обними плечи». Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле — вдох, наклон назад, руки обнимают плечи — тоже вдох. Вперед — назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.
  5. «Полуприседы». Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзяди чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох – короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.

Далее следует специальная тренировка «затаенного» дыхания: короткий вдох с наклоном, дыхание максимально задерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, постепенно количество произнесенных на одном выдохе «восьмерок» увеличивается. На одном крепко задержанном вдохе надо набрать как можно больше «восьмерок».

С третьей или четвертой тренировки произнесение дизартриками «восьмерок» сочетается не только с наклонами, но и с упражнениями «полуприседы».

Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, почувствовать «схваченное в кулак» дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное количество восьмерок на крепко задержанном дыхании. Разумеется, «восьмеркам» на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечисленных выше упражнений.

  1. Упражнения для развития речевого дыхания

В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения:

  1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
  1. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
  2. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
  3. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу

  1. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три…), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь…).
  2. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Капля и камень долбит. Правой рукой строят – левой ломают. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. На скамеечке у дома целый день рыдала Тома. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора. Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

  1. Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Репка.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут — вытянули репку!

Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.

«Чей пароход лучше гудит?» Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. «Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?» Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.

«Капитаны». Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер — губы складываются, как для звука п.

Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.

Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже – короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]